Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Коссэ Валентин Олегович

Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ)
<
Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коссэ Валентин Олегович. Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Н. Новгород, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-9/23

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Типологический анализ терроризма 15

1. Аксиологическая интерпретация «логики» оправдания терроризма .15

2. Понятие терроризма, его основные признаки и типы 39

Глава II. Социально-генетический анализ терроризма 54

1. Причины возникновения и существования терроризма 54

2. Виды и формы терроризма 73

Глава III. Профилактика и преодоление терроризма 93

1. Ненасилие как способ] предупреждения терроризма 93

2. Технологии преодоления терроризма 111

Заключение 127

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Отличающийся особой жестокостью и цинизмом терроризм в любых формах своего проявления превратился в последнее время в одну из самых опасных общественно-политических, правовых и моральных проблем, требующих принятия незамедлительных мер по предотвращению и борьбе с ним.

Терроризм угрожает жизни и безопасности граждан, оказывает сильное психологическое воздействие, провоцирует нестабильную обстановку в обществе, приводит к большим человеческим и материальным потерям. В постиндустриальную эпоху, характеризующуюся современной революцией в военном деле, созданием оружия массового уничтожения, особенно ядерного, биологического, химического и психотропного, внедрением новых компьютерных технологий, терроризм как никогда опасен не только для отдельных стран и народов, но и для всего человечества.

Терроризм является катализатором общего неповиновения и разброда в обществе, сеет ни с чем несравнимый ужас и панику среди населения. Он деморализует общество, подрывает веру граждан в сильное правовое государство, в результате возникает ситуация, при которой люди стремятся опереться на тех, кто олицетворяет сильную власть, и попадают в тиски тоталитарного управления обществом. В итоге граждане получают ограничения свободы, демократии и усиление репрессий со стороны органов государства.

Рост терроризма в современном обществе обусловлен обострением экономического и социального неравенства как внутри государства, так и между государствами, безработицей, обеднением населения, разрушением культурных ценностей, распространением средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к насилию и нетерпимости, ухудшением качества физического и психического здоровья, низкой правовой культурой населения и неспособностью власти справиться с преступлениями.

В 1986 году ООН приняла резолюцию, согласно которой все террористические акты объявлялись преступлением, но в ней не было определено, что такое терроризм и террор. Вследствие того, что не все страны в то время имели общую позицию по вопросу об определении терроризма и по оценке использования этого метода для достижения политических целей, к этой резолюции и вытекающим из нее международным соглашениям присоединились не все государства.

Терроризм как противоправный насильственный метод разрешения конфликтов в XXI веке приобрел международный, глобальный характер, стал мощной разрушительной силой для всего социума. Террористические акты 11 сентября 2001 года в США, 11 марта 2004 года в Испании, повлекшие огромные жертвы, исчисляющиеся тысячами человеческих жизней, заставили многие страны пересмотреть свое отношение к терроризму, объединить усилия в борьбе с ним и присоединиться к существующим международным конвенциям.

Однако по-прежнему многие вопросы, связанные с терроризмом, так и остались открытыми для многих стран и народов. Осознание необходимости борьбы пришло, но вот с чем и как бороться — эта проблема остается чрезвычайно актуальной и требует немедленного разрешения.

Последние события августа-сентября 2004 года, когда один за другим нашу страну потрясла серия террористических актов (24 августа - в воздухе одновременно взорвались два пассажирских самолета, 31 августа — взрыв у станции метро «Рижская», 1 сентября - захват заложников в средней школе города Беслан в Северной Осетии), показали, что борьба с терроризмом является самой актуальной задачей современности не только силовых структур, но и политиков, ученых, философов, социологов, педагогов, врачей и всех людей доброй воли.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена следующим рядом причин:

практической необходимостью анализа терроризма как одной из глобальных угроз безопасности личности, общества и всего человечества;

отсутствием общего, философского осмысления терроризма, его понятия, генезиса и типологии в современном обществе;

необходимостью формирования в общественном сознании идеи, что борьба с терроризмом и его предотвращение возможно лишь при условии совместного усилия всех народов и государств, и прежде всего искоренения причин, которые вызывают это негативное явление.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема терроризма как насильственного метода борьбы за преобразование общества всегда интересовала политиков, юристов, политологов, философов, социологов, широкие слои общественности.

В разные периоды истории терроризм использовался для достижения определенных целей — устранения политических противников, замены правительства, удовлетворения национальных, религиозных амбиций, достижения экономических, политических, социальных интересов. Государственный терроризм или террор «сверху» применялся с целью устрашения и подчинения граждан. Данную разновидность террора, как якобы «полезный» метод принуждения политической оппозиции и непокорного населения, пытались осмыслить многие философы прошлого - Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель и другие. Фанатики времен Великой французской революции М. Робеспьер, Л.А. Сен-Жюст считали террор «в порядке дня», прибегали к нему как «быстрой, строгой непреклонной справедливости». Народовольцы В. Фигнер, А. Желябов, С.Перовская, Н. Кибальчич жаждали умереть в теракте за справедливость.

К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, хотя и осуждали террор в целом, но не отрекались от него как от метода революционной борьбы.

Большая заслуга в философском осмыслении идеологии терроризма, экзистенциального сознания одиночки-террориста принадлежит французскому

б мыслителю А. Камю, который на основе метода исторических аналогий проследил генезис террористических идей и сделал вывод о невозможности их оправдания ни при каких обстоятельствах.

В послевоенное время и до 90-х годов XX века терроризм был закрытой, засекреченной темой для советской науки; в основном ей занимались ученые-специалисты из силовых структур государства. Что же касается исторических книг и мемуаров, изданных до 1991 года, то содержание их пронизано коммунистической идеологией и, вследствие этого, содержит порой предвзятые сведения о террористических операциях, а террористы называются борцами за свободу.

В последнее время на Западе исследованию терроризма посвящены многочисленные научные и публицистические работы. Среди них особую известность в России получили труды аналитиков иностранных спецслужб У. Лакера, М. Либига, К. Стерлинг. В 1999 году вышел справочник под общей редакцией А.Е. Тараса, где впервые представлена информация о международном и отечественном терроризме, основанная на данных зарубежных научно-исследовательских институтов и аналитических центров.

Если окрашенная романтикой и героикой тема индивидуального террора конца XIX и начала XX века в России получила широкое освещение в отечественной историографии, то тема государственного террора советского периода стала открытой для изучения только с середины 90-х годов. Американский исследователь Анна Гейфман на основе собрания русских архивных материалов на Западе впервые предприняла попытку дать объективную историческую оценку «террористическому подвигу» революционеров и представить их совершенно в ином качестве, как психически неполноценных или сверхамбициозных, аморальных типов. Кроме того, стали печататься воспоминания Б.Савинкова, М. Бакунина, письма Е. Созонова, по которым можно восстановить причины терроризма прошлой эпохи и дать ему адекватную оценку.

Многие отечественные и зарубежные исследователи терроризма сходятся в том, что главной целью и причиной возникновения государственного террора во все времена было стремление к укреплению власти. Государственный террор возникал как ответная реакция на революционный терроризм. На первое место при рассмотрении причин этого явления большинство специалистов ставят социально-политические обстоятельства, предшествующие крупным террористическим актам. Государственному и политическому терроризму посвящены труды B.C. Грехнева, О.А. Колобова, СИ. Грачева, Ю.И. Авдеева и других. В диссертационных исследованиях проблема терроризма освещалась в различных аспектах: историко-политическом - О.В. Будницким, А.Б. Агафоновым, А.В. Кукановым; социально-философском - Б.Г. Чурковым и Т.Н. Санаевой; культурологическом - А.С. Барановым; психологическом -А.В. Волосниковым, Д.В. Ольшанским. Проблема терроризма в диссертациях М.П. Киреева, СО. Допилки, И.В. Кормушкиной, Т.С. Бояр-Созонович, В.И. Блищенко, Е.Г.Ляхова рассматривалась преимущественно как юридическая проблема.

На современном этапе общественного развития борьба за власть, за захват территорий нередко пронизывается религиозной идеологией, в частности, исламским фундаментализмом, в основе которого лежит религиозно-психологическая обработка людей, подготовка фанатиков, террористов-камикадзе. Поэтому некоторые специалисты, например, Д.В. Ольшанский и В.Л.Леви, рассматривают терроризм в первую очередь как психологическую проблему. Другие, в частности, М. Либиг (Германия) и Н.Д. Литвинов (Россия), считают основными виновниками возникновения и распространения терроризма зарубежные спецслужбы.

Несмотря на повышенный интерес в последнее время к проблеме терроризма, приходится констатировать, что практически во всех исследованиях постановка и решение данной проблемы лишены комплексности и универсальности как при разработке понятийного аппарата и типологизации,

так и при выявлении основных причин терроризма, методов профилактики и борьбы с ним. Вот почему обращение к социально-философскому анализу этого явления крайне актуально.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является терроризм как негативное общественное явление, угрожающее безопасности всего человечества.

Предметом диссертационного исследования является проблемное поле философии, в рамках которой осуществляется комплексный социально-генетический, типологический и профилактический анализ терроризма.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является социально-философский анализ терроризма как общественного феномена, представляющего угрозу всему человечеству.

Реализация данной цели потребовала решения ряда конкретных исследовательских задач:

обобщить результаты исследований по данной проблеме и дать им комплексную философскую интерпретацию;

выработать четкое представление о терроризме и терроре, которое позволило бы отличить их от других методов и форм социального протеста и насилия;

дать социально-генетический и типологический анализ терроризма;

вскрыть основные социальные причины существования терроризма в современном обществе;

* Соискатель придерживается философского понимания объекта и предмета научного познания, содержащегося в трудах Г. П. Корнева (См.: Корнев, Г., П. Объект и предмет научного познания [Текст] / Г. П. Корнев // Проблемы общественного сознания: сб. ст.; под ред. Н. И. Подгорных. / Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983. - С. 26-34; Корнев, ГЛ. Методологические проблемы уголовно-процессуального познания [Текст] / Г. П. Корнев. -Н.Новгород, 1995. С. 98 - 103).

- рассмотреть пути, средства и способы профилактики и преодоления терроризма.

Теоретико-методологические основания. Цель и задачи

диссертационного исследования определили выбор автором методологической основы. Социально-философский анализ терроризма как общественно опасного явления предполагает использование такого метода, который мог бы раскрыть его со всех сторон, во всех связях его проявления, т.е. системно, комплексно, универсально. Разумеется, подобную задачу может решить философский, диалектический метод. Именно этот метод и положен в основу исследования, а такие диалектические принципы, как принцип системности и принцип единства исторического и логического явились, по существу, ключевыми в диссертации.

Исторический и логический методы использованы преимущественно при сравнительном анализе причин и проявлений терроризма как в прошлом, так и настоящем времени, а также для исследования качественных и количественных характеристик данного феномена в условиях глобализации. Системный подход стал основным при разработке определения терроризма, его классификации и выработке рекомендаций по его предотвращению.

При обосновании и изложении своей концепции как в целом, так и по отдельным вопросам диссертант широко использовал исследования многих зарубежных и отечественных авторов, упомянутые в связи с описанием степени разработанности проблемы.

Научная новизна исследования. В целом новизна работы определяется постановкой и решением проблемы в рамках социально-философского анализа. Используя ключевые идеи из политологических, юридических, психологических, специальных исследований по безопасности жизнедеятельности, автор предпринимает попытку дать комплексное понимание терроризма, проводит его типологический и социально-

генетический анализ и раскрывает пути, средства и способы профилактики и преодоления терроризма.

Научная новизна конкретных результатов следующая:

на основе высказываний выдающихся философов дана аксиологическая интерпретация «логики» оправдания терроризма наиболее известными участниками и свидетелями террора;

уточнены определение понятия «терроризм», его основные признаки и соотношение с понятием «террор»;

дан обобщенный анализ причин появления терроризма, показана их неизменная постоянность и одновременно изменчивость в различные исторические периоды;

выявлена роль субъективного фактора как основной движущей силы в генерации и реализации террористических идей и вскрыта необходимость корректировки человеческой личности в воспитательно-нравственном аспекте;

представлена классификация терроризма по типам, видам и формам, позволяющая выработать адекватную систему мер по его выявлению, предупреждению и противодействию;

- в качестве предпочтительного метода разрешения конфликтов
обоснован и рекомендован ненасильственный способ, основывающийся на
моральных принципах уважения и признания высшей ценности человеческой
жизни.

Положения, выносимые на защиту:

- Интерпретируя «логику» оправдания терроризма наиболее известных
участников и свидетелей террора времен Великой Французской революции,
движения народовольцев конца XIX века и революционного движения в России
начала XX века, диссертант приходит к выводу, что никакими высокими
нравственными мотивами за освобождение народа от гнета, никаким героизмом
и личным пожертвованием, никакими идеями за социальную справедливость и
революционную законность, никакими философскими аргументами в пользу

11 разумности и необходимости революционного террора как положительной реакции на государственный террор и ничем иным нельзя оправдать терроризм. Он был, есть и будет физическим, нравственным и духовным злом для всех народов, государств, человечества в целом.

- Терроризм - обобщенное понятие, обозначающее негативную социальную деятельность и отдельные действия, идеологически обоснованные, причинно мотивированные, целенаправленные, имеющие исключительно силовые (физические, психические, нравственные и другие) методы воздействия и ожидаемый результат прямого или опосредованного давления на тех, от кого зависит реализация поставленной цели. В качестве психологического давления терроризмом используется страх, ужас, вызываемый преднамеренным и систематическим применением или угрозой применения противоестественных силовых методов воздействия, проявляющихся в крайних формах насилия или угрозы насилия с целью получения конкретных результатов - создания атмосферы нестабильности в обществе, беспорядка и хаоса, свержения законного правительства, незаконного обогащения и др. Террористические акты вследствие тайной подготовки всегда неожиданны, носят публичный, демонстративный характер. Жертвы терроризма являются не столько целью, сколько средством для достижения цели.

- Объективные условия появления и распространения терроризма необходимо искать в системе общественных отношений. Обнаруживается закономерность, что наиболее активен рост терроризма в период экономического неблагополучия и политической нестабильности. Терроризм обусловлен обострением социального неравенства, безработицей, обеднением широких слоев населения, разрушением культурных ценностей, распространением средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту преступности, насилия и нетерпимости, ухудшением качества физического и психического здоровья, снижением правовой культуры

населения и неспособностью власти справиться с подобного рода явлениями. Основным направлением в профилактике терроризма является установление и устранение причин, способствующих его возникновению, и обстоятельств, благоприятствующих совершению преступлений террористического характера. - Субъективным фактором существования терроризма являются индивидуальные качества террориста. На основе психолого-психиатрических исследований (тестирований) рассматривается типовой набор характерологических черт террориста. Им, как правило, становится психологически ущемленный, неуравновешенный тип, обладающий повышенной внушаемостью, имеющий превратное представление о духовных ценностях, неуверенный в будущем, нетерпимый к людям и обществу, отрицающий свою и чужую жизнь как высшую ценность. В террористических акциях часто используются воспитанные в духе ненависти и фанатизма (революционного, религиозного, националистического, идеологического и прочего) люди-смертники, которые готовы принести себя в жертву, уничтожив, по возможности, как можно большее количество иноверцев, либо людей иной нации, взглядов и убеждений, тем самым обретя бессмертие или то, что им сулил духовный наставник. Воспитание высокой нравственности индивида является актуальнейшей профилактической задачей, позволяющей не допустить появления личности с террористическим уклоном.

- На основе системного метода в исследовании представлена развернутая классификация терроризма по типам, видам и формам, позволяющая выработать адекватную систему мер по его выявлению, предупреждению и противодействию.

- Используя философские взгляды по вопросу разрешения социальных конфликтов альтернативными методами «насилия — ненасилия», диссертант приходит к убеждению, что противоположностью террористическому насилию должна быть государственная политика ненасилия, предполагающая изменение приоритетов в борьбе со злом от силовых методов к исключительно

правовым методам и духовному воспитанию человека. Под ненасильственным действием в профилактике терроризма подразумевается разрешение социальных конфликтов путем устранения их объективных и субъективных причин и достижение взаимопонимания с оппонентом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационная работа направлена на разработку комплексного определения терроризма как социального феномена,, его классификации, выделения главных причин конфликта с целью получения рекомендаций для использования результатов диссертации при создании методик по предотвращению терроризма и адекватного применения правовых норм для борьбы с этим явлением.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут послужить основанием для разработки спецкурсов и элективных курсов в высших учебных заведениях и во всех образовательных учреждениях, как составляющая часть учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Апробация основных идей исследования. Апробация работы проводилась на лекционных и семинарских занятиях со студентами Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, в докладах на научных симпозиумах: 30 Академический симпозиум «Законы развития человеческого общества», Н.Новгород, 27-30 мая 2002 года, 31 Академический симпозиум «Законы развития человеческого общества», Н.Новгород, 27-30 мая 2003 года, 32 Академический симпозиум «Законы развития человеческого общества», Н.Новгород, 27-30 мая 2004 года.

Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета 30 июня 2004 года и было рекомендовано к защите.

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет 149 страниц, в списке библиографии 270 наименований, в том числе 20 на иностранном языке.

Аннотация диссертационной работы по главам

В первой главе диссертационной работы выполнен сравнительный философский анализ концепций терроризма в западном и отечественном социогуманитарном познании, а также дается комплексное определение обозначенного феномена с позиции системного подхода, приводятся различные точки зрения исторических деятелей прошлого и современных исследователей на терроризм.

Вторая глава посвящена анализу причин, способствующих реализации террористических идей, их систематизации и на этой основе классификации терроризма по типам, видам и формам, позволяющая выработать адекватную систему мер по его выявлению, предупреждению и противодействию.

Третья глава посвящена выработке мер по предотвращению терроризма на основе социально-философского анализа объективных и субъективных причин. Одними из важных методов профилактики терроризма названы ненасильственные методы.

В Заключении подведены итоги диссертационного исследования, представлены основные выводы и рекомендации.

Аксиологическая интерпретация «логики» оправдания терроризма

Террор (лат. terror - страх, ужас) - как метод политического насилия являлся и является предметом изучения многих политиков, политологов, философов, историков, психологов, социологов и юристов.

Террор представляет форму насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти его особенности и определили широкое использование террора на протяжении всей человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп лиц.

История терроризма уходит своими корнями в античность. Император Нерон жестоко преследовал христиан; победа римского полководца Суллы над Митридатом сопровождалась беспощадными проскрипциями врагов и конфискацией их имущества; Юлий Цезарь наказывал обратившиеся в бегство легионы методом децимации - казнью каждого десятого бежавшего солдата. Созданные во время Великой Отечественной войны заградительные отряды использовали тот же метод устрашения солдат, что и в древнем Риме.

Относительно времени возникновения террора мнения историков и политологов довольно заметно расходятся. Некоторые (О.М.Нечипоренко) находят его отражение даже в библии. В «Казнях Египетских», объектами которых стали жители и природа страны, «были применены биологические, бактериологические, экологические, химические и другие средства массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский этнос, но огромные жертвы понес народ Египта» [166, С.7]. Иные (У. Лакер, А. Гушер) одной из самых ранних террористических группировок считают антиримски настроенную секту сикариев, действовавшую в Палестине в 66-73-х годах н.э., и описанную в трудах Тацита и И.Флавия. Многие историки относят к терроризму «опричный» террор, ужасы средневековой инквизиции, «сентябрьские убийства» во Франции 1792года, индивидуальный революционный террор конца XIX начала XX века, «красно-белый» террор гражданской войны в России, сталинские репрессии, фашистский террор. История российского самодержавия представляется цепью заговоров и политических убийств. Современные публицисты считают террором уголовные преступления, угоны самолетов, захват заложников, политические убийства.

К.К.Арсеньев, один из редакторов словаря Брокгауза и Ефрона, считает, что «в политический обиход» термин «террор» (фр. - la terreur) ввела Великая Французская революция, а новый смысл выражение «террор» получило в семидесятых и восьмидесятых годах XIX века в России, «когда оппозиционные течения, жестоко и бессмысленно подавляемые, вызвали ряд политических убийств» [245,С753].

Исследователь российского освободительного движения XIX-XX веков О.В. Будницкий считает, что справедливо отнести возникновение терроризма к последней трети XIX в. и началу XX в., когда он приобрел систематический характер как революционный метод борьбы против правительства.

Идеи свободы, равенства, единения, провозглашенные Великой французской революцией, возродились в сердцах русских революционеров. «Мы изучали историю Запада, - писал студент Московского университета, составитель прокламации «Молодая Россия», П.Зайчневский, - и это изучение не прошло для нас даром; мы будем последовательнее не только великих революционеров 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90-х годах.» [ 231,С331].

Борьба за политическую свободу и социальную справедливость посредством террора требовала определенного обоснования и морального оправдания. Насилие относится к тем политическим средствам, которые постоянно подвергаются анализу с точки зрения их оправданности. При этом обычно применяются два критерия допустимости насилия — политический и моральный. Террор всегда начинается с оправдательной идеи, в этом случае мораль находится в услужении политике. «Альтернатива, - писал А.Камю, -...терроризм индивидуальный или государственный - оба оправданные невозможностью оправдания — присущи XX веку с момента, когда бунт обрубает собственные корни и отказывается от любой конкретной морали» [ 94,С302].

Впервые во время Французской революции террор стал официально утвержденным и морально оправданным методом господства и породил своего близнеца - терроризм как метод борьбы против власти. Французские революционеры придавали террору положительное значение, определяли его как метод борьбы за свободу, равенство, братство - «там, где нельзя управлять на основе справедливости, надо применять железо: нужно подавить тиранов...» [145,СЛ56].

Однако после установления республики руководители Конвента обратили террор против своих сограждан и слово «террор» стало вызывать негативную реакцию. «Террор долго был ужасен, но самим деятелям теперь стало ясно, что принятый ими путь - путь террора, и они говорят "Que la terreur soit a l'ordre du jour!" («Да будет террор в порядке дня!») [99,С480].

Отношение общества и государства к террору определялось неоднозначно в зависимости от того, кем и в отношении кого применялось насилие. Если оно применялось государством, то государство оценивало его положительно в силу «полезности», если оппозицией, то оно осуждалось государством, но оправдывалось оппозицией.

Относительно оправданным в человеческой психологии был и остается «полезный» террор, применяемый государством и поддерживаемый большинством в интересах большинства. Так, например, фашистские режимы Б.Муссолини в Италии и гитлеровский в Германии «гестаповскими методами» решили проблему криминальной преступности. Такой террор поддерживался населением. Н.Макиавелли писал: «Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи, убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица»[144,С49], «жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности...»[144,С28]. Н.Макиавелли видел и негативные стороны насилия с точки зрения морали. «Однако же, - утверждал он, - нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость нечестность: всем этим можно стяжать себе месть, но не славу». [144,С26]. Макиавелли считал, что умелый политик должен сочетать в себе льва и лису, гибко использовать различные средства для достижения цели.

Во времена Великой французской революции террор был особенно ужасен, но оправдан высокими целями - свободой, равенством, братством.

Воспитанные в духе свободолюбия на идеях Вольтера и Руссо, французские революционеры создали себе новую религию добродетели, а новым богом —разум. Общая воля находит выражение в законах. «Добродетель и порок, - писал Вольтер, - моральное добро и зло во всех странах являются тем, что полезно либо вредно обществу...» [33, С.259].

Причины возникновения и существования терроризма

Терроризм как явление социально-политической жизни возникает при отказе решать правовыми методами как внутренние, так и внешние противоречия, возникающие из-за политических и идеологических разногласий, в результате экономических, религиозных, национальных конфликтов и т.п.

Главными факторами, побуждающими прибегнуть к террору, являются как политические факторы - борьба за власть, так и социальные - в случае несогласия власти вести диалог с обществом или привлечь внимание к назревшей социальной проблеме, а также психологические факторы — нетерпимость и жажда мести, религиозный фанатизм, национальный экстремизм.

В основании каждого террористического движения лежит чувство обиды, недовольства, мести в отношении того, как обеспечиваются для той или иной группы людей конкретные национальные, гражданские, экономические и прочие права.

В любом историческом периоде развития общества всегда находились силы, недовольные теми или иными социальными или политическими условиями, стремящиеся преобразовать общество или его часть в соответствии со своими идейно-обоснованными целями и применить для этого любые средства насилия и устрашения, которые могли бы привести к желаемому результату, заставить противника подчиниться своей воле.

По своим целям и сущности терроризм не претерпел изменений в течение веков, изменению подвергались только его формы, определяемые техническими возможностями на данный исторический период.

В первой главе мы уже говорили об исторических корнях терроризма, но далее акцентируем внимание на социально-политических причинах государственного террора.

Методичный террор против Древней Руси проводила Золотая Орда — государство, образованное татаро-монголами недалеко от границ Руси в XIII веке. К.Маркс писал, что на Руси монголы «установили режим систематического террора» [149, С. 5]. Русь постоянно находилась под угрозой татаро-монгольских набегов. Установилась так называемая бинарная система управления — Золотая орда повелевает - русские княжества подчиняются. Этот террор был «следствием и орудием экономики, политики и идеологии завоевателей вообще, действовавших в истории всегда таким образом — и до и после монголов (скажем ассирийцы в древности и недавние завоеватели Северной Америки)» [208,С.81-82].

К террору прибегала власть для проведения внутренней политики устрашения и подчинения подданных. В ответ на диктатуру власти возникал протестный оппозиционный терроризм и как следствие — репрессии со стороны государства. Отдельные группы населения избирали террористические методы борьбы для достижения своих политических, социально-экономических требований, соблюдения национальных интересов.

Главная цель и причина возникновения государственного террора — укрепление власти, базирующееся на подавлении любого инакомыслия, недовольства народа социальными мерами, внутренней и внешней политикой государства.

Начало государственного террора в России было положено еще при Иване Грозном. Для борьбы с боярами было создано государственное учреждение - Опричнина, с помощью которой государь намеревался удержать свою власть. Воздействие на сопротивлявшихся царской воле бояр проводилось в формах и масштабах, явно неадекватных угрозе, которая исходила от боярского «диссидентства». Это воздействие было направлено на превентивное устрашение населения, на снижение психологической готовности отстаивать собственное, отличное от царской воли мнение, на подавление любых самостоятельных шагов под страхом тяжкого наказания и смерти [185,С.Ю].

Борис Годунов с помощью психологического и физического устрашения своих противников добился избрания на царский престол, и далее в истории России и зарубежья постоянно возникали причины, способствующие возникновению индивидуального и массового терроризма. Во времена якобинцев для удержания власти и защиты Французской Республики был создан Комитет общественной безопасности, который упростил судебную процедуру до минимума для расправы с врагами республики. Казни подлежали все, кто любым действием или высказыванием мог вызвать сомнение в лояльности к новой власти. После восстания декабристов при Николае I было создано III отделение Канцелярии, по существу тайная полиция, возглавляемая генерал-лейтенантом А.Х.Бенкендорфом, занимающаяся тайным политическим розыском различных подпольных организаций, сект, неблагонадежных людей и т.п. Тот же принцип тирании, что и во времена Французской революции, провозглашенный Сен-Жюстом «Патриот - это тот, кто поддерживает республику во всем, а тот, кто критикует ее отдельные стороны - предатель» был взят на вооружение в СССР при расправе с инакомыслящими. Вспомним сталинские репрессии, проводимые под лозунгом борьбы с «врагами народа».

Ненасилие как способ] предупреждения терроризма

Основным направлением в профилактике терроризма является установление и устранение причин, способствующих его возникновению, и обстоятельств, благоприятствующих совершению преступлений террористического характера.

Природу терроризма составляют некоторые субъективные и объективные причины.

Субъективные причины составляют национальные, психологические, возрастные особенности субъектов террористической деятельности, мировоззрение, политические и религиозные взгляды экстремистской направленности, наличие криминального опыта и т.д.

Объективными причинами, провоцирующими терроризм, являются кризисные явления в социальной, экономической, политической, правовой сферах общественной жизни, нерешенность межнациональных проблем, отсутствие стратегически ориентированной и понятной населению внешней и внутренней политики, нарушения принципов демократии и другие.

Никакие самые жесткие меры не решат проблемы, если не будут задействованы рычаги ликвидации самих социальных, экономических, политических, идеологических детерминант этого опасного явления. [185,С216].

Еще Н. Макиавелли писал, что если в делах государства «своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано только мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен, то никакое снадобье уже не поможет» [144,С9].

Д.В.Ольшанский, подводя итоги анализа терроризма, утверждает, что терроризм можно предотвратить, а не уничтожить. «Терроризм вызывает терроризм - поэтому он неизбежен. Борьба с терроризмом тяжела, высокозатратна и малоэффективна. Она носит не активный, а реактивный характер. Террористы имеют преимущество «первого хода»: вначале они совершают террористический акт, потом их начинают искать, ловить и наказывать. Бороться с терроризмом бесполезно. Намного продуктивнее профилактически устранять причины терроризма. В плане профилактики наиболее очевидных внешних по отношению к психике человека причин особенно выделяются идеологические, религиозные, социальные, экономические, политические и геополитические корни» [173,С213].

Террор рождает террор, - считают многие ученые и политики современности.

«Убийство рождает лишь убийство», - писал А.Камю [94,С273]. Насилие преодолеть насилием невозможно. Чтобы преодолеть одно насилие, надо применить против него другое насилие, которое как минимум должно быть больше первого. Тем самым насилия становится в совокупности больше. [69, С.274].

Поэтому борьба с терроризмом не может основываться только на ответном насилии. Если военные пытаются решить проблему терроризма силовыми методами, то ученые считают эти методы не самым удачными и призывают к разумному разрешению конфликтов путем выявления и устранения причин, либо к сглаживанию конфликтной ситуации путем переговоров.

Терроризм держится не на любом насилии, хотя насилие есть главное и существенное его оружие, но на программных установках, поэтому при анализе террористических действий очень важно учитывать мотивы и цели преступлений. Кроме того, террор радикально отличается от других видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью [228,С18].

Учитывая последнее, «применение физической силы в борьбе со злом есть не исключительное и самодовлеющее средство, а средство вторичное и подчиненное в общей системе духовного воздействия и воспитания» [224,С.141].

Противоположностью насилия является ненасилие, которое не означает отказа борьбы со злом, а означает отказ от уничтожения противника в ходе борьбы со злом и направлено, прежде всего, на преобразование внутреннего духовного мира человека.

Насилие всегда нуждается в оправдательных мотивах, по которым зло выдают за добро, а ненасилие не подвергается самообману оправдания, оно исключает само зло, являясь запретом на насильственные действия.

Ненасилие всегда подчиняется разуму в отличие от насилия, которое может быть вызвано спонтанным чувством.

Прямых ненасильственных действий насчитывается около 200 видов. В этой связи ненасилие выступает как реальная альтернатива терроризму и, одновременно, как метод борьбы с ним [224,СЛ43].

Ненасильственное действие предполагает установление и разрешение конфликтов путем устранения его объективных и субъективных причин, достижения взаимопонимания с оппонентом.

Важнейшей стадией ненасильственных действий является сбор информации о причинах социальных конфликтов, анализ этих причин и умение их разрешать. Следует уважать позиции противника, уметь тактично изложить ему свои проблемы и свои намерения по разрешению конфликта. «Необходимо больше внимания уделять анализу субъективной стороны терроризма — его идеологии, характеру программ, целей и задач; логике оправдания собственных действий; степени осознанности и злонамеренности, а также различиям в мотивации и позициях различных субъектов террористической деятельности. Это будет способствовать усовершенствованию стратегии и тактики борьбы с терроризмом, повышению эффективности и гуманизации этой борьбы» [224.С.149].

Все усилия должны быть направлены не против людей, деятельностью которых вызвано появление и обострение конфликта, а на устранение его причин. Тогда отношение к людям, вовлеченным в конфликт, даже к противнику, станет более терпимым, человечным [224,С143].

Известный журналист С. Кара-Мурза, рассуждая на тему: почему в советское время не было террористических действий со стороны чеченцев, делает вывод о том, что несмотря на насильственное выселение чеченцев со своей территории в Казахстан, наказание было «бережным» по отношению к народу. Тогда не стали расстреливать мужчин и даже не расформировали партийные и комсомольские организации. «У нас одна возможность искоренить терроризм в принципе. Но этого нельзя достичь «средствами Запада» -ковровым бомбометанием, пуском крылатых ракет «по базам», наймам провокаторов. Искоренить терроризм в России можно только одним способом — восстановив то жизнеустройство, которое лишает терроризм социальной и культурной базы. Жизнеустройство, основанное на солидарности, а не на конкуренции» [98].

Руководитель Центра стратегического развития генерал-майор А.И.Гушер также считает, что социально-экономические причины и низкий жизненный уровень населения не являются первопричинами терроризма. Общий социально-психологический климат в России характеризуется утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем и будущем, разрушением многих идеалов бывшего советского общества, культивированием насилия, жестокости, криминализацией общества. Коммерциализация образования и воспитания находится в противоречии с идеалом гуманизма, утверждающего самоценность человека.

Похожие диссертации на Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ)