Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный терроризм как объект социально-философского анализа Пашкевич Игорь Леонидович

Современный терроризм как объект социально-философского анализа
<
Современный терроризм как объект социально-философского анализа Современный терроризм как объект социально-философского анализа Современный терроризм как объект социально-философского анализа Современный терроризм как объект социально-философского анализа Современный терроризм как объект социально-философского анализа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пашкевич Игорь Леонидович. Современный терроризм как объект социально-философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Пашкевич Игорь Леонидович; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т].- Волгоград, 2009.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/538

Введение к работе

з

Актуальность темы исследования связана прежде всего с тем, что процессы глобализации и нарастающая кризисная ситуация в мировом сообществе активизировали действия террористических группировок. Данная ситуация заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к переосмыслению феномена терроризма. Несмотря на то, что явление терроризма в той или иной мере всегда присутствовало в социальной жизни, именно современный терроризм по масштабам и формам встал в ряд с такими глобальными проблемами нашего общества, как война, экология, демография и другие. Террористические акты способны провоцировать крупномасштабные военные конфликты и служить катализатором глобальных катастроф. Масштабы деструктивного потенциала современного терроризма настолько велики, что дают основания рассматривать это явление как угрозу всему человечеству в XXI веке. Соответственно актуализируется потребность в теоретическом обосновании феномена современного терроризма.

К исследованию различных аспектов феномена терроризма традиционно обращаются ученые различных специальностей и направлений. В исторических науках имеется обширная документальная и хронологическая база, в социологии описаны частные ситуации террористической деятельности, в политологии приведены аспекты правового и политического характера террора. Вместе с тем нет всестороннего анализа социальных основ и природы современного терроризма. Философия с ее логико-интегративным аппаратом может и должна сформулировать концепцию, ответить на вопрос о сущности терроризма как неотъемлемого деструктивного явления социальности.

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что современный терроризм, детерминируемый политической, культурной и экономической жизнью, в настоящее время предстает в качестве

4 своеобразной и весьма сложной системы. Террористическая деятельность всегда была направлена на решение проблем и достижение целей без учета моральных и этических норм. Терроризм в сегодняшнем обществе организуется на различных уровнях - от конкретного индивидуума и малой группы (объединенной общностью интересов и мировоззрения) до макросистем, которые «поглощают» государственные и цивилизационные образования. Вышеобозначенное определяет необходимость новой рефлексии терроризма сквозь призму процессов глобализации, происходящих в современном мире.

Еще один немаловажный аспект актуальности социально-философского анализа проблемы терроризма связан с тем, что в социальной практике многие исследователи не проводят различия между частными определениями терроризма, не выявляют сущности феномена терроризма как целостного явления, а пользуются операциональными (конкретными, ситуационными) определениями, чтобы идентифицировать объекты и осуществить специфический анализ через призму соответствующей научной позиции или изучаемого аспекта.

Можно утверждать, что осмысление природы терроризма уже
превратилось в объект пристального внимания аналитиков, однако в рамках
социально-философских изысканий сохраняется недостаточная

разработанность данной проблемы. Актуальность концептуализации феномена современного терроризма определяется также потребностями прогнозирования, задачами социального управления в целях предотвращения негативных последствий развития нашей цивилизации.

Степень разработанности темы исследования. Современный терроризм представляет собой достаточно многогранную проблему, малоисследованную в рамках социально-философского анализа. Первые научные подходы при изучении терроризма были предложены в западных странах. Наиболее известными западными исследователями данной проблемы являются И. Александер, Б. Дженкинсон, У. Лакер, Р. Рубинштейн,

5 П. Уилкинсон, С. Хантингтон. Интерес к изучению терроризма в российской науке резко возрастает к середине 1990-х годов, когда объективировались многочисленные кризисные процессы, охватившие все сферы организации социума.

Анализ сущностных оснований терроризма (насилие, страх) в российских исследованиях активно велся на рубеже XIX и XX веков, что явилось следствием революционных преобразований того времени. Среди работ данного периода общественного развития выделяются труды НА. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Кропоткина, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, Л.Д. Троцкого, С.Л. Франка и др. Зарубежные ученые также обращались к феноменам насилия и страха, в частности, это Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.

Наиболее полно разобраться в механизмах теоретической деятельности человека (на индивидуальном уровне) при изучении терроризма нам помогают труды таких исследователей социального действия, как М. Вебер, И. Гофман, Д. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц и др.

Философское обоснование социальной самоидентификации терроризма рассматривается исследователями с позиции когнитивной универсалии «Я/Другой» и исходит из обобщенного анализа концепций М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, М. Бубера, А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера.

Необходимо отметить, что на данный момент исследователи предлагают несколько подходов к изучению и пониманию терроризма и его сущностных оснований. Несмотря на широкий спектр мнений, мы считаем, что в качестве основных можно выделить четыре теории. Первая теория характеризует терроризм как социально-политическое явление, в основе которого лежат конкретные цели в рамках взаимодействия субъектов политической деятельности. В данном ключе рассматривали терроризм М.А. Бакунин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий и др.

Разработке темы терроризма как специфического явления общественной жизни мирового сообщества и России посвящены работы

6 О.В. Будницкого, В.В. Витюка, А.С. Грачева, А.И. Гушера, П.А. Кошеля, В.Е. Петрищева, Л.Г. Прайсмана и др. При этом политический терроризм выступает в качестве нового способа ведения боевых действий, выполняя задачи четвертого измерения современной войны, - психологического подавления противника. Данный аспект представлен в трудах отечественных и зарубежных теоретиков, таких как А.К. Белов, М. Либиг, Е.Э. Месснер, В.И. Слипченко и др.

В соответствии с социально-психологической концепцией исследуются личностные цели и мотивы террористов, выделяются и рассматриваются их социальные типы. В данном аспекте к вопросам терроризма обращаются М. Креншоу, Д.В. Ольшанский, Э. Силке, Н. Фридланд, Д. Хоган.

Следующая теория (Б. Дженкинс, Г.фон Грюнебаум, С. Хантингтон) объясняет терроризм исходя из конфликта цивилизаций. Согласно данной концепции именно в рамках существующего разрыва между Западом и Востоком терроризм приобрел статус международного.

В социальной концепции терроризм исследуется как социальный феномен, порождаемый острыми социальными конфликтами, в основу которых зачастую положено разделение общества на «Своих» и «Чужих», это работы СИ. Илларионова, К.Х. Ипполитова, А.Ф. Майдыкова, А.И. Уткина, О.М. Хлобустова.

Отдельные аспекты социально-философского осмысления проблемы терроризма представлены в трудах В.А. Авксентьева, Ю.Ф. Болдырева, Н.Л. Виноградовой, С.А. Кокоркина, А.Ю. Коркмазова, Е.Ю. Леонтьевой, О.С. Новиковой, В.В. Остроухова, СП. Поцелуева, М.П. Требина, В.Б. Устьянцева, М.Н. Шахова, Н.Б. Шулевского и др.

Несмотря на имеющийся научный задел, высокий уровень теоретических трудов и обширный эмпирический материал, следует отметить, что в отечественной философии исследования современного терроризма находятся в стадии формирования, теоретико-методологическая база разработок недостаточна (главное внимание уделяется изучению

7 локальных во времени и пространстве форм терроризма), что усиливает дефицит социально-философских разработок.

Объектом исследования является современный терроризм как социально обусловленный феномен.

Предметом исследования является специфика современного терроризма, его природа, причины возникновения и функционирования, а также различные формы проявления в условиях социальной реальности.

Целью исследования - философский анализ особенностей формирования, развития и проявлений в социальной практике современности феномена терроризма.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

расширить социально-философскую интерпретацию феномена современного терроризма;

показать трансформации основных характеристик и возможных условий возникновения терроризма в сегодняшнем обществе;

выявить и обосновать структуру и классификацию современных форм терроризма;

провести анализ феномена терроризма в рамках теории социального действия;

выявить характерные черты терроризма и его социальные основания, исходя из культурных различий современных цивилизаций;

исследовать знаково-интерпретационную форму современного терроризма и его возможности манипуляции общественным сознанием.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют приемы и принципы сравнительного анализа, сопоставления, обобщения; историко-типологические методы, принципы объективности, комплексности и систематизации; используются наработки диалектико-материалистической философии, элементы структурно-функционального подхода; философские концепции насилия, страха, социального действия,

8 знака и социальной коммуникации.

При проведении исследования использовались такие базовые категории, как «террор», «насилие», «страх», «субкультура», «контркультура», «Я/Другой», на основе которых дается социально-философская, расширенная интерпретация феномена современного терроризма как социального явления.

В исследовании большое внимание уделено цивилизационной, социокультурной и информационно-семиотической концепциям терроризма, выявляющим основные причины активизации данного явления в нашем обществе. Феномены современного и традиционного терроризма рассмотрены в историческом и постсубстанциональном аспектах.

Научная новизна исследования заключатся в следующем:

предложена социально-философская интерпретация понятия современного терроризма и определена его содержательная природа, базирующаяся на интегративном подходе;

раскрыты сущностные основания, основные характеристики и условия возникновения терроризма, доминирующими среди которых являются феномены насилия и страха;

произведена социально-философская классификация форм терроризма в контексте классического и современного понимания его структуры и способов проявления;

осуществлена авторская интерпретация террористического действия, исследованная в рамках теории социального действия;

выявлены цивилизационные черты терроризма, предложено понятие «контрсубкультура» как способ отождествления и самоидентификации террористов («Я», «Свой») и объекта террористической деятельности («Другой», «Чужой») в условиях современного мирового кризиса;

- в контексте социально-философского анализа изучено развитие
знаковой составляющей современного терроризма и его активное влияние
(через использование средств массовой информации, Интернет и пр.) на

9 общество, проанализированы варианты ухода от влияния террористической идеологемы путем пропаганды ненасилия, преодоления экономического неравенства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный терроризм - это деструктивный феномен
общественного бытия, целью которого является манипуляция социальными
субъектами в локальной или глобальной ситуации посредством создания и
нагнетания атмосферы личного и социального страха путем использования
явного и латентного элементов насилия, направленного против гражданских
людей. Терроризм носит ярко выраженный характер агрессивного
социального действия, которое выходит за рамки традиционно этических и
законодательно принятых норм поведения человека или социальной группы.
Вследствие разделения общества на «Своих» и «Чужих» в сознании субъекта
терроризма происходит деструктивная трансформация понятия «должного» и
«недопустимого».

2. Терроризм является одной из актуальных глобальных проблем, в
основе которой лежит применение насилия как способа удержания или
перераспределения ресурсов. Использование насилия в качестве
манипулятора и его оправдание, позиционируемое как борьба за свободу и
справедливость, являются основными признаками, которые позволяют более
точно определить терроризм и выделить его среди других форм насилия,
носящих различные значения и смыслы. При этом вездесущность
современного терроризма провоцирует явление социального страха, при
котором объект ощущает собственное бессилие перед абсолютом
всеобъемлющего насилия.

3. Если ранее терроризм носил ярко выраженную форму политической
борьбы и использовался в качестве инструмента для достижения конкретных
политических целей в локальном масштабе, то сегодня его международная
практика вышла далеко за пределы чисто инструментального характера.
Современный терроризм - это еще и явление, в основе которого лежат страх

10 и насилие как способ манипуляции массовым сознанием, и знак, основной характеристикой которого является искусственная знаковая система террористической социальной среды. Исходя из этого, социально-философская классификация, учитывающая исторический срез исследуемого феномена, представляется следующим образом: терроризм как инструмент, как явление контрсубкультуры и как знак.

4. Инструментальная форма терроризма является исторически наиболее
ранней. В ней специфическим образом отражены принципы
целерационального (или инструментального) действия или системы действий,
при которых действующий субъект (террорист) считает возможным для
достижения своих целей, во-первых, использовать насилие, во-вторых,
рассматривать «Других» только как объект своего действия, в-третьих,
игнорировать существующие установки морали и традиции. В терроризме
инструментальное действие выступает как ориентированное исключительно
на сиюминутную эффективность и кажущуюся рациональность в достижении
своих эгоистических целей. Рациональность такого действия относительна и
может рассматриваться как таковая только с позиций самого деятеля.

5. В социокультурном и цивилизационном аспектах современный
международный терроризм можно охарактеризовать как
«контрсубкультурный» феномен. Его целостность представлена неразрывным
единством двух граней: внутренней и внешней, «Чужих» и «Своих». Внешняя
грань - публичные террористические действия, практика показных
террористических актов, призванных демонстративно-насильственными
акциями, моральным и физическим устрашением воздействовать на врага,
который представлен в образе любого «Чужого». Внутреннюю грань
представляют не всегда очевидные для «Чужих» мотивы, специфические
идеологические доктрины оправдания террористических действий, т.е.
ценностные ориентации «Своих». Таким образом, терроризм относится
одновременно и к субкультурному феномену с позиций мировоззренческих
установок «Своих», так как имеет идеологическое оправдание, не

11 отрицающее принадлежность к определенной культуре, и к контркультурному явлению с точки зрения «Чужих», правомерно полагающих полное отрицание собственного культурного наследия со стороны субъектов террористической деятельности.

6. Вследствие повсеместного распространения современных средств массовой коммуникации, проблема терроризма в своем знаковом проявлении приобрела поистине мировой масштаб. Террористические акции, многократно транслируясь и репродуцируясь, укореняются в социуме как знаки страха и насилия. Непосредственно не являясь средством физического уничтожения, информация в то же время может являться средством, провоцирующим насилие (информация о возможном теракте провоцирует страх, страх приводит к необдуманным действиям и т.д.), которое может привести к достижению целей терроризма и укоренению его знаковой формы. Терроризм приобретает бытие в форме знака через СМИ, Интернет и в итоге через сознание социальных субъектов. Однако все усилия СМИ следует направить на тиражирование и доминирование доктрины антитеррора -ненасилия.

Научно-практическая значимость работы определяется

актуальностью социально-философского исследования феномена терроризма в современном обществе, и также насущной необходимостью философской интерпретации природы, видов, форм и особенностей данного явления.

Значимость данного исследования в социально-философском аспекте состоит в том, что предложены новые варианты концептуализации феномена современного терроризма. Развитие данных исследований терроризма может способствовать выработке новых форм анализа современных социальных отношений и позволит сформулировать концепцию ненасилия и конфессионального сближения, доктрину стратегии взаимовыгодного развития глобализирующегося социума. Материалы и выводы исследования применимы при разработке учебных курсов по социальной и социально-политической философии и некоторых разделов социологии.

12 Отдельные положения и выводы работы имеют значение для социальной практики и могут быть использованы в работе организаций и консультантов по вопросам предотвращения и урегулирования террористической деятельности и защиты населения.

Апробация основных идей исследования осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии ВолгГТУ, конференциях ВолгГТУ, в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Виртуальное пространство культуры: онтологический, аксиологический, антропологический и теоретико-познавательный аспекты» (Саратов, 27 марта 2008 г.), IV Международной научной конференции Россия и Восток «Проблема толерантности в диалоге цивилизаций» (Астрахань, 4-5 мая 2007 г.). Основное содержание диссертационного исследования отражено в 7 публикациях (в том числе, одна в журнале из списка рекомендованных ВАК). Общий объем публикаций составляет 2,27 печатных листов.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих по три параграфа и заключения. Общий объем работы - 145 страниц.

В конце работы помещен список использованной литературы, включающей в себя 150 источников, в том числе 17 на иностранных языках.

Похожие диссертации на Современный терроризм как объект социально-философского анализа