Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Егорова Людмила Николаевна

Общечеловеческие ценности как объект философского анализа.
<
Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Егорова Людмила Николаевна. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1992 131 с. РГБ ОД, 61:93-9/159-8

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕН ИЕ 3

Раздел I, ВДВЙНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОШИРОВАНШ
СОВРШБННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕС
КИХ ЦЕННОСТЯХ II

Раздел П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИЙ ВЗАЩ08АВЙСШ0Г0 МИРА,

КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ФОНДИРОВАНЙЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. 40

Раздел Ш. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОС
ТЕЙ 66

Раздел ІУ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕН
НОСТЬ 86

ЗАКЛЮЧЕН И Е Ц2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУЙІ Ш

ВВВДННИЕ

Введение к работе

Актуальность темы исследования» Глобальная историческая ситуация в наши дни все в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являются общечеловеческими, то есть затрагивают коренные интересы всего человечества. Отвлекаемые на вооружение и конфронтации колоссальные ресурсы и средства в еще большей степени подчеркивают значимость этих проблем. Растет диспропорция между динамизмом современного политического процесса, объективным ходом научно-технической революции и приспособляемостью человека к ускоряющимся темпам движения. Необходимость тщательного научного анализа и решения этих проблем предъявляет неординарные требования к формированию нового типа социального мышления в философии, других общественных и гуманитарных науках»

Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации, і/іменно в этом ключе можно рассматривать определенные попытки современного обществоведения концентрировать внимание на проблемах человека, найти те ценности и нормы, которые бы способствовали преобразованию современного человечества в конкретный взаимосвязанный мир, в реально функционирующее сообщество народов, имеющих не только общие проблемы, но и общие возможности их совместного решения.

В таком контексте приобретает оообую актуальность исследование общечеловеческих ценностей как особого клаоса социальных ценностей. Актуальность данной проблематики (а соответственно и сложность ее исследования) подчеркивается еще, во-первых, исторически относительным характером общечеловеческих ценнрсгей, а во-вторых, тем обстоятельством, что нередко в разные времена (в том числе и в наше время) представления о них подвергались различного рода деформациям. Разрушать такие деформации, раскрывать подлинную природу и

сущность объекта, в данном случае общечеловеческих ценностей, одна из задач социально-философского анализа.

Руководствуясь такими соображениями, диссертант в качестве предмета социально-философокого анализа избрал некоторые аспекты проблемы общечеловеческих ценностей, касающиеся их природы, роли в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире и места в оиотвме классовых, национальных, региональных и иных групп ценностей.

Степень разработанности проблемы. Хотя проблему общечеловеческих ценностей можно отнести к числу "вечных проблем" философии, этики, эстетики, других наук, она длительное время фактически не подвергалась анэлизу в нашей открытой научной литературе. Лишь со второй половины 80-х годов эта проблема получает все большее освещение

в печатных изданиях. Ряд авторов анализирует ее в контекоте глобаль-

ных проблем современности, как одну из нюг.

Другие ученые исследуют взаимозависимый мир и процесс становления общечеловеческих ценностей, рассматривая их как важнейшие эпо-хальные тенденции, требующие самостоятельного анализа .

Осознание общности судьбы человечества, переосмысление традиционных идеалов и ценностей, сближение фйлооофско-мировоззренчеоких позиций, диалоговое общение, рост понимания общности культурных.начал нашли свое отражение в публикациях западных ученых, обращение к которым открыло ряд новых ракурсов в подходе к проблемам общеотвен-

  1. См.: Кобляков В. 11. Этические аспекты глобальных проблем современности. - М., 1986; Фролов М.Т. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества (философия и политика в современном мире). -М., 1989; Костин А.И. Глобальные проблемы современности и идеологическая борьба. - М., 1989; Лазутка В. Глобализм: диалектика общечеловеческого, националїного и классового // История и общество: проблемы развития человека. - М., 1988; Будько Н.ЇЇ. Учение В.И.Вернадекого о биосфере и глобальные проблемы современности // Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его фило-софокое и общенаучное значение. -М., 1990.

  2. Капто А.С. Философия мира, истоки, тенденции, перспективы. -М., 1990; СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому /Ред.-сост.Н.А.симония, ред.В.К.Солоухина. - М., 1990.

ного развития*.

В самые последние годы издана довольно обширная литература по вопросу диалектики общечеловеческих и классовых ценностей, особенностях ее проявления в условиях современной эпохи в процессе обновления, перехода к рыночным отношениям, формирования нового политического мышления. ймеегоя ряд исследований по вопросам диалектики

общечеловеческого и национального . Хотя при этом следует отметить

недостаточное внимание в нашей литературе к проблеме межнациональных конфликтов и общечеловеческих ценностей.

I. См.: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр.философии. - 1990. - №3; Фромм, Эрих. Бегство от свободы. - М., І990; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Дерев, с англ. и франц. /Сост. Л.И.Василенко и В.Е.Ермолаевой, ввод.ст. Ю.А.трейдера. - М., 1990; Проблема человека в западной философии. - 14.. 1988; Персоно Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. /Общ.ред. и предиол. д-ра филос.наук, проф.ВД.Кувакина. - М., 1985.

2« См.: Здравомыслов А.Г. (в ооавт.). Диалектика общечеловеческих и классовых интересов: Материалы международного симпозиума 10-11 января. -М., 1990; Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое при переходе к рыночным отношениям /J Социал-полит. науки. - 1991. -№ь; Бережной Н.М. Диалектика общечеловеческих ценностей и классовых интересов в свете нового мышления //Науч.коммунизм. -1989. - №9; Мчедлов М.П. Диалекїика общечеловеческого и классового. - М., 1983; Мчедлов М.П. Историзм и понимание классовых и общечеловеческих начал // Драма обновления. -М., 1990; Сиплао-те Г.Г. Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценности. -М., 1990; Садыков С.А. Взаимосвязь классового и национального в развитии социалистического общества. - Ташкент, 1983; Гнаїенко її. И. О диалектике общечеловеческого и национального. Сборник научных трудов. -Днепропетровск. 1989; Ковалев А.Н. Диалектика общечеловеческого и классового // Рабочий клаоо и совр.ыир. -

  1. - № I; Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе // Сов.государство и право. - 1990. - № I; Араб-Оглы Э.А. Квропейокая цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопр.философии. - 1990. - 18; Шилов В.Н. Ценностная концепция социализма: фипософско-социологн-ческий анализ. - М., 199I; Дилигенский Г.Г. Общечеловеческие и классовые интересы в условиях современной &похи // Международный ежегодник "Политика и экономика". - М., 1989; Дилигенский Г.г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира ..// Вопр.философии. -

  2. - №2; Моисеев Н.Н. Трудный вопрос: размышление о национализме и общечеловеческих ценностях // Свободная мысль. - 1991. -№ 15; Кудинов А. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов П Человек и политика. - 1991. - №'12; Елисеев В.В. Диалектика общечеловеческого и классового в нравственных принципах и ценноотях социализма // Человек. Общество. Этика. - Й., 1990; Лебедев С.А., Поджарова A.M. О диалектике общечеловеческого и классового в концепции перестройки // Учен, зап.каф. обществ, наук вузов Ленинграда. Филос. и социол.исслвд. - Л., 1989. - Вып.25.

В научной литературе большое внимание уделяется проблеме соотношения классового и общечеловеческого в морали1, правовым аспектам

общечеловеческих ценностей, затрагиваются также некоторые аспекты

соотношения социальных ценностей и прав человека .

Вместе с тем, проблему общечеловеческих ценностей никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к общечеловеческим ценностям, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных в литературе. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия "общечеловеческое" в применении к проблеме ценностей, о современных тенденциях развития общечеловеческих ценностей, а также о детерминированности представлений об этих ценностях и механизмах (слособах, формах) складывания таких представлений. Менее разработанным аспектом проблемы являются новые моменты в характере связей между людьми в современном обществе, сдвиги в структуре массового сознания в так называемом постиндустриальном обществе в контексте становления общечеловеческих ценностей. Несмотря на наличие работ по правам человека мало разработан аспект анализа прав человека именно как общечеловеческой ценности*

Но, пожалуй, главное соотоит в том, что недостаточное внимание уделялось в нашей научной литературе некоторым аспектам проблем общечеловеческих ценноотей, имеющим основополагающее значение. Это,

X. См.: Гусейнов А.А. Новое мышление и этика //Этическая мысль. -М., 1988; Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Общечеловеческое и классовое в морали: новые горизонты этических исследований // Филоо.науки. - 1989. - № 3; Петропавловокий P.P. Классовое и общечеловеческое в морали: урок дискуссии 20-х годов // Мораль и этика. - М.,1989.

2. См.: Лукашева Е.А. Права человека: время грудных решений// Свободная мысль. - 1992, - № 4; Сахаров А.Д. Пир, прогресс, права человека. - Л., 1990; Кудрявцев В.Н., Лукашева I.A. Новое политическое мышление и права человека // Вопр. философии. - 1990. -№5; Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. -М., 1991: Нрава человека в истории человечества и современном мире. - м., 1989; Карташкий В.А. Права человека и идеологическая борьба на международной арене // Сов.гос.право. - 1987. - иг I; Шоллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - м.: Юряд. лит., 1991.

прежде всего, определение методологических подходов к рассмотрению общечеловеческих ценностей как специфического объекта философского анализа. Дело в том, что от оформированности таких подходов, от уяснения их оснований зависит и видение всей проблемы, сущности общечеловеческих ценноотей, их объективной и субъективной детерминированности, места и роли в ряду других ценностей.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в том, чтобы показать, с каких сторон могут быть рассмотрены общечеловеческие ценности в качестве объекта философского анализа.

В рамках достижения этой главной цели диссертации были поставлены следующие теоретические задачи:

показать, что процесо формирования общечеловеческих ценноотей носит конкретно-исторический характер, поэтому анализ их роли и места в современной цивилизации невозможен вне анализа гуманистического содержания идейно-философского наследия прошлого;

показать, что раскрытие объективной детерминированности содержания общечеловеческих ценностей представляет собой важнейший принцип и необходимое условие их философского анализа;

выделить диалектику соотношения общечеловеческого, классового, национального, индивидуального в содержании общечеловеческих ценностей как оообый раздел методологии их анализа;

рассмотреть проблему прав человека как соотавную часть современных представлений об общечеловеческих ценностях.

Научная новизна диооертации. В диссертации предпринята попытка целостного философского анализа общечеловеческих ценностей. При этом автор концентрирует внимание на филооофском рассмотрении процессов формирования современных представлений об общечеловеческих ценностях. В ней анализируются под таким углом зрения идейные и духовные предпосылки современного понимания общечеловеческих ценностей. О этой точки зрения рассматриваются концепции В.Соловьева,

- 8 -Н.Бердяева, П.Флоренского, В.Вернадского, ряд современных редко используемых в научной литературе документов.

Яэссматривая вопрос об объективной основе общечеловеческих ценностей, диссертант прослеживает взаимосвязь и взаимодействие глобальных процессов формирования целостного мира, прежде всего экономических императивов интернационализации, с процессами становления общечеловеческих ценностей. Становление общечеловеческих ценностей в современных условиях рассматривается в диссертации также под углом зрения повышения роли человеческой субъективности в исторической жизнедеятельности людей. Специальному анализу подвергнута группа вопросов о соотношении общечеловеческого с классовым, а также национальным.

В качестве одной из главных общечеловеческих ценностей рассматриваются права человека. На конкретном социально-политическом и юридической материале из истории нашей страны показана эволюция отношения высших государственных и партийных органов к проблеме прав человека.

Методологические и теоретические основы исследования. В последние годы наша общественная наука пытается разработать новые мировоззренческие подходы к концепции. Динамичное современное развитие обео-ценило фонд привычных идей и методологических принципов, на котррых базировалось отечественное общеотвознание многие десятилетия. Поэтому в диссертации использовались теоретические разработки, в которых делается акцент на цивилизационных аспектах современного социально-экономического развития.

Особо ценными для методологии исследования предстают работы, в которых критикуются вульгаризованные схемы "материалистического детерминизма", которые эволюцию человеческого духа "привязывают" к

изменению исключительно материальных производственных факторов*.

Теоретическая и практическая значимость диссертации» Исследование проблем общечеловеческих ценностей - это сравнительно новое направление научных работ в ооветском обществоведении. Некоторые подходы, намеченные в диссертации, а также полученные научные результаты могут служить опорными пунктами для дальнейших более детальных и углубленных исследований. Результаты проделанной работы могут быть использованы также в учебном процессе, в лекционном курсе, при составлении учебных пособий, при проведении практических занятий.

Выполненная работа дает целостное представление о значимости прав человека как общечеловеческой ценности и определяет новые акценты в этой проблеме, что может быть полезно организациям и учреждениям, которые осуществляют практическое межгосударственное оотруд-вичеотво по гуманитарным проблемам*

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологических оеминарах аспирантов кафедры философии Российской академии управления в I99I-I992 годах. Диет

I. См.: Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопр. филооофии. - 1990. - ш II; Фурман Д.В. Наши тревоги и всемирная иотория // Вопр.философии. - І990. - № II; Померанц Г.С. История в сослагательном наклонении// Вопр.философии. - 1990. - ffe И: Дилигенокий Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций?.. // Вопр. философии. - 1991. - Ш 3; Студенцов В. Общецивилизационный и фор-национный подходы: скептический взгляд // Мировая экономика и международные отношения. - 1991. - № 6; Капелюшников Р. О многовариантности исторического развития // Мировая экономика и между-нар.атношения. - І99І. - № 6: Полетаев А. А есть ли смысл в "цивилизационном подходе"? // Мировая экономика и междуна р.отношения. - ШІ. - № 6; Гуревич А.Я. Социальная иотория и исторические науки// Вопр.филооофии. - 1990. - ШЛ} Алаев Л. Марксизм и проблемы обновления теории // Мировая экономика и междуна р.отношения. - 1991. - К» 4; Ооадчая И. О цивилизационном подходе к ~ анализу капитализма // Мировая экономика и междунар.отношения. -1991. - № 5; Шишков ю. Давайте разберемся// Мировая экономика и междунар.отношения. - 1991. - Ш 5; Энтов Р. Что может дать циви-лизационный подход? //Мировая экономика и междунар.отношения. -1991. - № 5; Умер пи марксизм? (Материалы дискуссии) /Выступили: В.И.Толстых, В.С.Сто пин, Э.Ю.Соловьев, В.Ж.Келле, А.А.Гусейнов, А.И.Гельман, Ф.Г.Михайлов, В.М.Межуав, К.Х.Момджян // Вопросы философии. - 1990. - № 10: Дилигенокий Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира (диалог) // Вопр.философии. - 1990. -№ I.

сертанг принимала учэотие и докладывала результаты своей работы на Всесоюзных научно-практических конференциях по гемам: "Общественное оознание в условиях обновления социализма" (Кривой Рог, Г?-18 ноября 1989 года); "Отчуждение: методология и практика проблемы* (Симферополь, апрель 1991 года); "Отчуждение как ооциокуль-турный феномен: Теория, История, Современность." (Симферополь, 1991 год).

Диссертация полностью обсуждена на заседании проблемной группы кафедры философии Российской академии управления*

\

- II -

Похожие диссертации на Общечеловеческие ценности как объект философского анализа.