Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Специфика социально-философского анализа правосознания 13
1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа правосознания. Особенности правосознания как социально-философской категории 13
2. Понятие и содержательные характеристики правосознания 24
3. Субъекты правосознания 37
Глава 2. Правосознание как феномен общественного сознания 55
1. Место и значение правосознания в общей структуре общественного сознания 55
2. Функциональный анализ правосознания 67
3. Феноменологические характеристики правосознания. Правовой нигилизм 75
Глава 3. Динамический анализ правосознания 88
1. Тенденции изменения правосознания 88
2. Условия и факторы, обусловливающие особенности правосознания современного российского общества 96
Заключение 109
Литература 113
- Теоретико-методологические основы социально-философского анализа правосознания. Особенности правосознания как социально-философской категории
- Место и значение правосознания в общей структуре общественного сознания
- Тенденции изменения правосознания
Введение к работе
Во-первых, необходимостью постоянного изучения правосознания, поскольку именно от последнего зависят реализация и упрочение правовых отношений в общественной жизни, а также и дальнейшее развитие права в целом.
Правосознание всегда сопровождает право. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Все это вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и пр. Любое право действует и реализуется как осознанное право.
Действующее право постоянно оценивается, домысливается и корректируется с позиций массового правосознания, а также моральных принципов, норм, категорий. Поэтому право как нормативная система регулирования поведения людей реализуется в той мере, в какой общество способно его осмыслить и усвоить.
Кроме того, в правосознании содержатся базисные принципы правового регулирования, применяемые при реализации права, которые могут и не быть сформулированы в действующем законодательстве.
Наконец, правосознание выступает своеобразной формой действующего права при таких его источниках, как санкционированный обычай и прецедент. Правосознание может принимать на себя и роль действующего права в тех правовых системах, где данное право не выражается в нормативно-правовых актах государства целиком.
Особая роль в формировании правовой культуры общества принадлежит правовому сознанию. Так, правовое сознание составляет основу правотворческой деятельности в обществе, обусловливает совершенство права и правовых
отношений, во многом предопределяет четкую и слаженную работу соответствующих правовых учреждений. По содержанию и уровню развития правосознания можно судить об адекватности правовой культуры в обществе.
Знание - необходимая предпосылка любой, в том числе и правовой формы сознания. Но знание закона еще не является его осознанием. О высоко развитом правосознании свидетельствует лишь наличие убежденности в справедливости закона, внутренней потребности неукоснительно следовать его велениям. В реальной жизни довольно часты случаи, когда люди обладают довольно обширным уровнем правовых знаний, пониманием требований правовых норм и т.д. и вместе с тем нарушают их предписания.
Во-вторых, актуальность темы обусловлена и практическими задачами по целенаправленному формированию общественного и индивидуального правосознания.
Формирование правового сознания - сложный психологический процесс восприятия нормативно-правовых предписаний, своеобразно протекающий у каждого человека, имеющий подчас различные результаты. Чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его более действенным и целенаправленным, необходимо располагать информацией о многочисленных переменных, опосредующих этот процесс, глубоко знать приемы, средства и методы достижения желаемых результатов.
В правовоспитательной деятельности (а она является одним из центральных направлений деятельности государственных и общественных структур по формированию правового сознания) в настоящее время возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, признается необходимость и эффективность правового воздействия на формирование личности, а с другой - отсутствует теория, научно обосновывающая пути реализации имеющихся возможностей. Преодоление этой проблемной ситуации связано, прежде всего, с определением и научным обоснованием целей и задач правового воспитания. Обеспечение реализации права как неуклонного соблюдения предписаний правовых норм и правовых институтов всеми гражданами независимо от их социального положения -
это ближайшая задача правового воспитания, а, следовательно, и формирования правового сознания.
Право, его нормы обращены к воле и сознанию человека, но регулируют они не сознание, а поведение. Правовое сознание выполняет функцию передаточного механизма от права к поведению.
В-третьих, среди теоретических причин, обусловливающих необходимость изучения темы правосознания, следует, прежде всего, выделить важность определенной унификации категориально-понятийного аппарата, относящегося к данной проблеме.
Так, сам термин «правосознание» полисемантичен. Те или иные авторы в дефинициях феномена «правосознание» делают акцент на разных его аспектах. Одни теоретики-правоведы идентифицируют правосознание с естественным правом, другие - с правом вообще, третьи - полагают, что правосознание - нечто внешнее по отношению к праву, т.е. знание, оценка права, критика действующего права и пр.
Высказываются и разные мнения относительно нормативности правосознания. Некоторые авторы сомневаются в его нормативности, полагая, что правосознание по своей сути лишь отражение действующей нормативно-правовой системы, совокупность знаний о правовых нормах.
Достаточно дискуссионна и тема соотношения морали и права. Например, распространено представление, что правосознание - это часть морали, содержащая оценки права.
Все перечисленные и многие другие вопросы, так или иначе связанные с проблематикой правосознания, нуждаются в определенном осмыслении, базирующемся, прежде всего, на социально-философском анализе данного феномена.
Тема правосознания многоаспектна, поэтому в данном случае важен именно социально-философский анализ проблемы. Социально-философский анализ дает возможность рассмотреть правосознание как комплексное явление, имеющее свое содержание и логику развития. Здесь имеет большое значение и исследо-
5 вание данного феномена в общем контексте общественных отношений, как обусловленных множеством социальных и иных факторов и условий. Поскольку правосознание проявляется в разных сферах общественной жизни, необходим его анализ и как социокультурного явления.
Социально-философский анализ необходим и в силу того, что он дает возможность проанализировать правосознание и на уровне сущностных признаков (субстанциональный аспект социально-философского исследования), и на уровне его структуры (структурный анализ), и на уровне функций (функциональный анализ), и на уровне субъектов (субъектный анализ), и на уровне типов (таксономический анализ), и на уровне динамических характеристик (динамический анализ).
Итак, именно социально-философский анализ правосознания позволяет раскрыть его многосторонность, выявив детерминационные и прочие взаимозависимости этого феномена с другими феноменами общественной жизни.
Таким образом, комплекс проблем, связанных с изменениями, как в самом общественном развитии, так и в процессах осмысления правосознания, создает ситуацию особой актуальности данной темы.
Степень разработанности темы. В научной литературе создан определенный фундамент для изучения правосознания. Выделим группы работ, авторы которых затрагивают те или иные аспекты проблемы.
Первая группа1 представлена трудами, посвященными общим проблемам
1 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. М.Н.Марченко. - М., 2002; Общая теория права. Курс лекций /Под общей ред. Бабаева В.К. -Н.-Новгород, 1993; Общая теория права и государства /Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2002; Общая теория права /Под ред. Пиголкина А.С. - М., 1996; Основы государства и права /Под общ. ред. С.А.Комарова. - СПб., 2003; Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Н.-Новгород, 1998; Спиридонов. Л.И. Теория государства и права. - М., 1999; Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1998; Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова, .В.Малько. - М., 1997; Теория государства и права /Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. - М., 1998; Теория государства и права /Под ред. А.И.Королева, Л.С.Явича. - Л., 1987; Теория государства и права /Под ред. А.М.Васильева. - М., 1983; Теория права и государства ЯТод ред. Г.Н.Манова. - М., 1995; Теория государства и права /Под ред. М.М.Рассолова, В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева. - М., 2000; Теория государства и права /Под ред. А.И.Косарева. - М., 2000; Теория права и государства (конспект лекций) /Под ред. В.К.Казакова, Г.В.Загрядского. - М., 2001; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.
теории государства и права. Данные проблемы раскрываются, главным образом, в исследованиях общетеоретического характера, где показываются функции, место и роль правосознания в социальной системе.
Значимость данных работ при изучении темы диссертационного исследования состоит в том, что в них, по сути, раскрывается методологический аппарат, с помощью которого возможен анализ более частных проблем. Однако, ограниченность указанных работ состоит в том, что их авторы не выходят на уровень философских абстракций и действуют в рамках методологии теории государства и права, что не позволяет в силу определенной ограниченности последней раскрыть правосознание как социальный и культурный феномен.
Несмотря на то, что в определениях данного феномена теоретики-правоведы стремятся указать базисные признаки правового сознания, вместе с тем формулируемые здесь дефиниции часто носят не сущностной, а скорее операциональный характер, что, собственно, вполне объяснимо исходя из задач, поставленных перед этими исследователями.
Вторая группа работ посвящена изучению роли правосознания в общем контексте правовоспитательной работы2. Авторы данных работ стремятся раскрыть значение правосознания в формировании правовой культуры общества. Их, прежде всего, интересуют пути и способы целенаправленного воздействия со стороны специализированных институтов общества, занимающихся проблемами правового воспитания, на общественное, групповое и индивидуальное правосознание.
Указанная группа работ тесно смыкается с третьей, посвященной анализу психологических аспектов правосознания'. Это те труды, которые имеют непо-
Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения. - М., 1986; Лука-шеваЕ.А. Право, мораль, личность. - М, 1986; Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. -М, 1999; Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М., 1988; Покровский И.Ф. Формирование правосознания. - М, 1972;
3 Васильев В.Л. Юридическая психология.- М., 1991; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.-М.,1982; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск, 1988; Романов В.В. Юридическая психология.- М.,1998; Яковлев Л.М. Преступность и социальная психология. - М.,1971.
7 средственное отношение к юридической психологии, где феномену правосознания отводится достаточно много места. Данная литература интересна тем, что в ней подробно изучаются психологические и социально-психологические аспекты темы правосознания, что, безусловно, должно быть учтено при анализе проблемы на уровне социально-философских обобщений.
В последние годы значительно активизировалось исследование темы правосознания в рамках социологии права4. Они могут составить отдельную четвертую группу исследований. Однако и авторы, работающие в области социологии права, не всегда выходят не только на уровень общефилософских, но и макро-социологических обобщений, предпочитая исследовать определенные состояния правосознания, полагая, что именно этот аспект темы в наибольшей мере отвечает концептуальным основам социологии права. Вместе с тем лишь постоянный мониторинг состояний правового сознания может выявить тенденции его изменений и дальнейшего развития.
И, наконец, пятую группу, достаточно немногочисленную, представляют работы, где дается анализ темы правового сознания на уровне социально-философской методологии. В ряде работ данная проблема является лишь одной из многих, связанных с общественным сознанием в целом5. В других - она исследуется в рамках учебного курса социальной философии6. В третьих - рас-крывается в общем контексте философии права . Но ни в одной из названных работ не был проведен всесторонний социально-философский анализ, где пра-
Гречин А.С. Социология правового сознания. - М.,2001; Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.,1986; Ксенофонтов В.Н. Основы социологии права. - М., 1997; Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М, 1995; Кульчар К. Основы социологии права. - М., 1981; Курганов СИ., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М.,1999; Ле-ванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. - М., 1986; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования; Щегорцев В.А. Социология правосознания. -М, 1981.
5 Общественное сознание и его формы. - М., 1986; Фарбер И.Е. Правосознание как форма
общественного сознания. - М, 1993.
6 Алексеев П.В. Социальная философия.- М., 2004; Социальная философия /Под ред. И.А.
Гобозова.-М.,2003.
7 Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998; Ильин И.А. О сущности правосознания. - М,
1993; Керимов Д.А. Основы философии права. - М, 1992; Малахов В.П. Философия права. -
М., 2001; Система гуманитарного и социально-экономического знания /Под ред. С.А. Хме-
левской. - М., 2001; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.
восознание раскрывалось бы с позиций онтологических оснований, структуры, функций, динамики развития.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в дореволюционной России существовала традиция изучения правосознания в рамках социально-философского анализа. Достаточно назвать работы по этой теме И.А. Ильина, ПИ. Новгород-цева, Л.И. Петражицкого и др.8.
Таким образом, анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что накоплен достаточный материал по изучению ряда аспектов правосознания, но вместе с тем последнее еще не стало объектом комплексного социально-философского анализа.
Поэтому целью данного диссертационного исследования является изучение правосознания средствами социально-философского анализа. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретико-методологических основ социально-философского анализа правосознания;
выявление его сущностных признаков, содержания и структуры средствами социально-философского анализа;
изучение механизма функционирования правосознания с помощью средств функционального анализа социально-философского исследования;
проведение таксономического анализа правосознания с целью выделения его типологии; исследование феноменологических характеристик правосознания;
анализ условий и факторов, детерминирующих особенности правосознания современного российского общества, раскрытие его содержательных характеристик;
Ильин И.А. О сущности правосознания. - М, 1993; Новгородцев П.И. О задачах современной философии права/Соч. - М. 1995; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х томах. - М.: СПб., 1907-1908; Русская философия права: философия веры и нравственности (антология).- СПб., 1997.
- определение тенденций развития правосознания в условиях современной российской действительности.
Объектом диссертационного исследования выступает правосознание; предметом этого исследования является правосознание как социальный и культурный феномен, изучаемый в концептуальных рамках социально-философского анализа.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет большой круг источников (монографии, статьи и авторефераты), в которых отражены результаты изучения феномена правосознания. Среди названных изданий - работы современных отечественных философов, политологов, социологов, психологов, теоретиков-правоведов, внесших большой вклад в изучение обозначенной темы, а также труды зарубежных авторов, специализирующихся на разработке проблем правосознания и предложивших интересные подходы и оригинальные методики исследования.
Методологической основой исследования явились философские и общенаучные принципы и методы.
Так, среди философских принципов, составляющих непосредственную методологическую основу работы, выделяются: принципы всеобщей связи, диалектического развития, единства исторического и логического, единства практического и теоретического. Среди методов, используемых в работе, необходимо выделить метод восхождения от абстрактного к конкретному; деятельност-ный подход, при котором деятельность рассматривается как субстанция социальной жизни.
В диссертационном исследовании были также использованы общенаучные методы, в частности, системный подход; общенаучные понятия и принципы.
Эмпирическую базу исследования составили: результаты контент-анализа материалов периодической печати, посвященных проблемам правосознания; итоги обобщения данных отечественной и зарубежной справочно-статистической литературы, а также результаты опросов, анкетирования препо-
10 давателей и курсантов, проведенных в Краснодарском юридическом институте в 2003 - 2004 годах по проблемам их ценностно-правовых ориентации. Научная новизна исследования заключается в следующих выводах:
сформулированы социально-философские основы исследования правосознания, согласно которым раскрываются его онтологические основания, сущностные признаки, содержание и структура, субъекты, механизм функционирования, типология и динамика развития;
раскрыты сущность и содержание правосознания, проявляющиеся в гносеологическом, аксиологическом и мотивационно-побудительном аспектах;
выявлен механизм функционирования правосознания, порожденный необходимостью выполнения им конкретных функций: когнитивной, мировоззренческой, регулятивной, нормативно-прогностической;
проведена типология правосознания по разным основаниям: по субъектам, уровням, формам; раскрыты феноменологические характеристики правосознания, обнаруживающие разные его состояния и способы проявления;
исследованы причины, вызывающие появление правового нигилизма в обществе; предложены пути и способы повышения правовой культуры в обществе: -..
проанализировано состояние правосознания в современном российском обществе, выявлены условия и факторы, его обусловливающие;
прослежены тенденции развития правосознания в истории общественной жизни; выведены тенденции изменения правосознания в современном российском обществе, которые характеризуются конфликтностью, наличием негативных моментов, как в самом обществе, так ив системе правоохранительных органов, органов, занимающихся правотворческой и правоприменительной деятельностью; выявлены социально-значимые факторы, способствующие преодолению негативных тенденций в общественном правосознании в современном российском обществе.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется выявлением и обоснованием социально-философских основ анализа правосознания, что способствует расширению проблемного поля социально-философской теории. Теоретические выводы, полученные в диссертационном исследовании, углубляют и расширяют существующие в литературе представления о сущности, типах, функционировании и тенденциях развития правосознания.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в практической деятельности: при разработке нормативно-правовых актов и документов в системе государственного управления; применяться в учебном процессе - при чтении курсов по социальной философии, философии права, политологии, социологии права, теории государства и права, юридической психологии.
Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы различными социальными институтами в целях повышения эффективности мер, направленных на преодоление негативных тенденций в общественном правосознании современного российского общества.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Исходя из содержания и научной новизны диссертационного исследования, на защиту выносятся следующие основные положения.
Результаты социально-философского анализа правосознания, рассмотренные с позиции структуры, функций, субъектов, модификаций и динамики развития, как многоаспектного феномена, отражающего и оценивающего все проявления общественной жизни с позиции права (а в некоторых случаях и сосуществующее наряду с действующим позитивным правом) и побуждающего к определенному типу правового поведения.
Итоги исследования средствами социально-философского анализа механизма функционирования правосознания, включающего в себя способность воспроизводить (транслировать, регулировать, поддерживать, интегрировать, закреплять) правовые отношения в определенном объе-
12 ме и качестве путем выполнения когнитивной, регулятивной, мировоззренческой и др. функций.
Выводы, касающиеся типологии правосознания, основанной на критериях, связанных с выделением уровней правосознания (научно-теоретического и обыденного), его форм (эмпирической и теоретической), субъектов (общественное, групповое, индивидуальное), а также отдельных признаков (по признаку правовой образованности: массовое и профессиональное; по мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности: законоодобряющее, законопослушное, законо-нарушающее); как крайняя форма отрицания права рассмотрен правовой нигилизм.
Результаты обобщения и анализа тенденций изменения правосознания в истории общества, состоящие в выявлении общих закономерностей развития правосознания, связанные с реализацией нарастающей правовой автономии личности, усилением разрешительных и гуманистических начал в правовой действительности, а также большей правовой * регламентацией деятельности государства;
Выводы, вытекающие из анализа современного состояния общественного правосознания в России, которое характеризуется наличием противоположных тенденций развития, достаточно низким уровнем правовой культуры, существованием настроений правового нигилизма и одновременно некоторым ростом числа тех, для которых верховенство и уважение закона становится нормой жизни.
Теоретико-методологические основы социально-философского анализа правосознания. Особенности правосознания как социально-философской категории
Особенности правосознания как социально-философской категории Тема правосознания многоаспектна. Для того чтобы представить данный феномен комплексно, всесторонне необходим социально-философский анализ проблемы. Социально-философский анализ дает возможность раскрыть феномен правосознания как целостное явление, имеющее свои содержание и логику развития. В социально-философском исследовании большое значение имеет изучение данного феномена в общем контексте общественных отношений, обусловленном множеством социальных и иных факторов и условий. Поскольку правосознание проявляет себя в разных сферах общественной жизни, постольку возникает необходимость его анализа и как социокультурного явления. Социально-философский анализ важен и в силу того, что он дает возможность проанализировать феномен правосознания и на уровне сущностных признаков (субстанциональный аспект социально-философского исследования), и на уровне его структуры (структурный анализ социально-философского исследования), функций (функциональный анализ социально-философского исследования), субъектов (субъектный анализ социально-философского исследования), типов (таксономический анализ социально-философского исследования), динамических характеристик (динамический анализ социально-философского исследования).
Итак, именно социально-философский анализ правосознания позволяет раскрыть его многосторонность, выявив детерминационные и прочие взаимозависимости этого феномена с другими феноменами общественной жизни.
Вопросы правосознания, в силу их особой актуальности, являются предметом изучения ряда научных дисциплин: политологии, социологии (социологии права), психологии (юридической психологии), теории государства и права и т.д. Большой вклад в разработку проблемы правосознания внесли юристы, которые исследуют эту тему не только в рамках общей теории права, но и при разработке основ отраслевых наук.
Однако каждая из частных наук рассматривает лишь тот или иной аспект правосознания, оставляя в стороне целостное изучение данного феномена (что, собственно, вполне объяснимо в силу особого концептуального статуса данных наук).
Вместе с тем значимость правосознания настолько велика в обществе, что давно назрела необходимость определить именно с социально-философских позиций сущность, специфику, механизм функционирования, динамику развития данного феномена.
Специфика социально-философского анализа правосознания состоит в нескольких аспектах:
- во-первых, данный феномен изучается как многостороннее, сложное явление, рассматриваемое в системе социальных связей и взаимодействий. Философия вообще и социальная философия в частности, стремятся раскрыть правовое сознание как комплексный феномен, являющийся частью системы общественного сознания, существующего в социуме;
- во-вторых, социально-философский анализ дает возможность представить правосознание в достаточно обобщенной форме, на уровне предельных оснований бытия, отвлекаясь от конкретно-исторических особенностей данного феномена, что способствует раскрытию именно сущностных аспектов последнего; вместе с тем, это вовсе не означает, что, выявив базовые, сущностные характеристики правосознания, социально-философский анализ не может исследовать культурно-исторические (социокультурные) его типы. Напротив, объектом социально-философского исследования могут быть, например, типы правосознания в разные исторические эпохи;
- в-третьих, активно применяемый в последние годы деятельностный подход в социально-философском анализе предполагает исследование правосознания как элемента структуры и одновременно результата деятельности людей в рамках социума. В связи с этим деятельностное рассмотрение правосознания охватывает проведение субъектного, структурно-функционального и динамического исследований, входящих в состав социально-философского анализа. Все это в итоге позволяет не только представить правосознание как целостное явление общественной жизни, но и определить его место и роль, механизм функционирования и развития в социуме;
- в-четвертых, как отмечалось, концептуальный статус социально-философского анализа позволяет исследовать правосознание и как определенное культурно-историческое явление, что выражается в проведении таксономического анализа указанного феномена;
- в-пятых, социально-философский анализ базируется и на теоретическом осмыслении богатого эмпирического материала, служащего основой философского изучения правосознания, обобщает результаты исследований других наук и, в свою очередь, подтверждает полученные философские выводы итогами практики.
Место и значение правосознания в общей структуре общественного сознания
Социально-философский анализ позволяет раскрыть правосознание как феномен общественной жизни, взаимосвязанный с иными ее феноменами, определить его место в системе общества в целом.
Правовое сознание входит в систему общественного сознания. Выступая как элемент единой системы общественного сознания, правосознание представляет собой особое структурное образование, которое, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям, свойственным всем формам общественного сознания, а с другой, - обладает спецификой, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное явление, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции.
Специфика правосознания - в его соотношении с другими проявлениями общественного сознания (нравственным, религиозным сознанием и т.д.) - обусловлена спецификой самого права, для выражения которого правовое сознание оперирует соответствующими чувствами, образами, представлениями, символами, понятиями, категориями.
Так, уже на эмоциональном уровне у субъекта правосознания складываются различные правовые чувства - чувство справедливости, вины, чувство страха наказания и пр.
Более осмысленный и обобщенный характер носят правовые образы и представления, выражающие результаты субъективного видения, восприятия и осознания тех или иных правовых ситуаций, отношений.
Значительную роль в правосознании играют правовые символы - правовые образы, в обобщенном виде выражающие смысловое содержание множества других образных представлений о праве.
Теоретически развитое правосознание использует также и такие абстрактно-логические познавательные средства и формы, как правовые понятия, категории, идеи, принципы, конструкции и пр.
Правосознание - это совокупность взглядов, идей, чувств, символов, которые выражают отношение людей к различным феноменам общественной жизни с позиции права. Оно обозначает сферу общественного, группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и процессов и обусловленную правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка.
Как уже отмечалось, предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, результаты правового регулирования - правоотношения, механизм правового регулирования (включающий нормы права, институты права, правовые учреждения и их деятельность), поступки людей в сфере права, а также правовые явления и процессы, возникающие в связи с действием юридических норм.
Правосознание отражает и те общественные отношения, которые нуждаются в правовой регламентации (отсюда вытекает правотворческая функция правосознания).
Вместе с тем правосознание черпает для себя материал во всей полноте реальной жизнедеятельности общества, а не исключительно в правоотношениях или в сфере права в целом. «Новые сферы практической деятельности общества, нулсдающиеся в правовом регулировании, определяют возникновение новых правовых представлений»45. Но в любом случае отражение общественной жизни в правосознании происходит в правовом аспекте. Так, политические, нравственные и другие идеи, прежде чем получить выражение в правовых нормах и непосредственной правоприменительной практике, должны пройти через призму правосознания, т.е. получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
Категории правосознания не являются навсегда данными, неизменными. Правовые взгляды, идеи находятся в постоянном развитии. Их смысл, содержание трансформируются вместе с изменениями, которые происходят в экономике, политике, философии, морали, праве, культуре общества в целом.
Например, категории «правонарушение», «преступление» при всяком общественном строе выражают оценку поведения субъектов правоотношений с точки зрения установленных правовых норм, которые, в свою очередь, включают оценочные параметры общественной опасности, противоправности деяния, вины и т.п. Однако сущность указанных категорий определяется конкретным содержанием этих норм, поэтому с изменением последних (и, следовательно, с изменением содержания общественной опасности, противоправности деяния, вины и т.п.) меняются и категории правосознания. Правосознание, таким образом, отражает начала (основные принципы) действующего права и вырабатывает конкретное отношение к ним.
Но в правосознании не только отражаются, но и формируются определенные правовые принципы, на основе которых базируется система права, строится правовое регулирование.
Важное значение в деле понимания содержания и характера правового сознания приобретает выяснение его структуры46. С учетом специфики отражения правовой формы сознания общественного бытия, степени сложности и полноты такого отражения в правовом сознании различают следующие компоненты: правовую идеологию и социально-правовую психологию. В связи с этим в структуре правосознания выделяются два уровня: правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления и процессы общественной жизни.
Тенденции изменения правосознания
Правосознание, как и любой другой феномен социальной жизни, подвержено историческим изменениям. В этой связи задача социально-философского анализа - выявить те факторы, которые влияют на процессы изменения правосознания, а также определить тенденции его развития, что возможно сделать в рамках динамического анализа социально-философского исследования указанного феномена.
Развитие правосознания в целом коррелирует с развитием общества, однако, при этом имеет свою специфику такого развития, обусловленную логикой и преемственностью самого правосознания. Поясним данное утверждение.
Как отмечалось, правосознание выполняет среди прочих функций и регулятивную функцию, связанную с социальной регуляцией. Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для него как системы (хаотичность или заорганизованность). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности.
С усложнением общественной жизни в регулировании наряду с повышением конкретности возрастает нормативность, всеобщность. Происходит формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Так, «выражаясь внешне в системе обычаев, нормы первобытного строя, будучи едиными мононормами, по своему содержанию воплощали естественную, природную необходимость, согласующуюся с коллективистскими началами - экономическими и управленческо-организационными, характерными для этой стадии развития человечества- «первобытного коммунизма». Поэтому они представляли собой нерасторжимое единство и биологических, и производственных, и моральных, и религиозных, и обрядово-ритуальных требований». Само формирование норм-обычаев происходило таким образом, что первоначально возникали запреты, а лишь затем - позитивные обязывания и дозволения. Социальное регулирование в обществах первобытного типа можно рассматривать в качестве предправового социального явления. Но по мере развития общества все более возрастала свобода поведения участников общественных отношений, проявлялась автономия отдельной личности. В данном случае можно говорить о возникновении правосознания, отражающего право как социально оправданную свободу определенного поведения (право не в узком смысле как институционно-нормативный регулятор, а как содержательно более широкий феномен социальной регуляции).
В то же время складывающаяся свобода поведения служила предпосылкой и особого юридического регулирования, которое возникло при переходе общества к цивилизации. Произошли объективация нормативного регулирования и возникновение юридических дозволений.
В обстановке различных социальных противоречий, конфликтов, усложнений всей общественной жизни, порожденных материальным фактором - появлением избыточного продукта, а затем частной собственности, важно было обеспечить функционирование общества как целостной системы. Именно потребность закрепить частную собственность, утвердить экономический статус товаровладельцев, создать условия для их самостоятельности явились источником для формирования многих правовых норм. Потребность в новом регуляторе социальных отношений реализовалась в праве, что нашло отражение в правосознании. В дальнейшем право стало одним из мощнейших регуляторов социальной жизни.
В ходе развития правосознания как социального феномена можно выделить ряд закономерностей.
Во-первых, в процессе развития правосознания наблюдается постепенный переход от запретительно-предписывающего характера регулирования к преимущественно дозволительному, при котором акцент делается на юридических дозволениях, субъективных правах.
Во-вторых, автономия личности приобретает все более устойчивый правовой статус.
В-третьих, власть государства подвергается все большей регламентации, становится подконтрольной гражданскому обществу.
В-четвертых, все больше проявляются гуманистические начала в построении системы правового регулирования.
Правосознание может непосредственно влиять на прогрессивное развитие общества, прежде всего тем, что оно призвано вносить высокоцивилизованные начала в организацию всей системы общественных отношений; Основные характеристики социального прогресса, так или иначе, увязаны с развитостью правовых отношений в обществе. Напомним, что один из критериев общественного прогресса- свобода - непосредственно выражает свою связь с правом (последнее при этом трактуется как мера свободы). Поэтому социальный прогресс во многом раскрывается через право и отражающее его правосознание, он может и должен находить в праве непосредственное, естественное выражение.
Однако, когда говорят о соотношении права и социального прогресса, речь идет лишь об общей тенденции. На разных ступенях исторического развития конкретное право (как и правосознание) может занимать неоднозначную позицию по отношению к социальному прогрессу: способствовать или, наоборот, препятствовать ему. Из истории известны примеры, когда правовое сознание не отвечало изменившимся социальным условиям, препятствовало прогрессивному развитию общества (к примеру, долгое существование крепостного права в России, которое препятствовало прогрессивному развитию общества).