Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Кочеткова Светлана Анатольевна

Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа
<
Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кочеткова Светлана Анатольевна. Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ставрополь, 2004 188 c. РГБ ОД, 61:04-9/618

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования правовых поведенческих моделей 17

1.1. Концептуальное обоснование процесса формирования правовых моделей поведения 17

1.2. Генезис представлений о праве и правовом поведении личности в социально-философской мысли 40

1.3. Взаимодействие права и правосознания и их влияние на формирование правовой культуры личности и общества 63

ГЛАВА 2. Специфика формирования правовых поведенческих моделей в условиях российской действительности 86

2.1. Правовое государство как доминантный фактор построения правовых поведенческих моделей 86

2.2. Зависимость стабильности государственного строя от законности и эффективности правовых моделей поведения

2.3. Проблема конфликта и конфликтных ситуаций в правовой системе государства 127

2.4. Особенности формирования правовых моделей поведения в реформируемом российском обществе 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I... 170

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II 173

БИБЛИОГРАФИЯ 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению проблем, которые обычно называются «вечными». Актуальность их анализа возникает потому, что эти старые проблемы остаются и вечно новыми. За внешней, казалось бы, привычной и традиционной формой они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное новыми условиями жизни. Особенно остро они встают, когда речь идет не только о социальных процессах, о проблемах развития цивилизации, но и самого человека - одного из самых сложных, самых радужных, многоцветных из последовательных пластов жизни, который вместе с этим, обладает невиданной ранее силой над собственной судьбой и судьбой всей планеты. Это вполне понятно, ибо интерес к данным проблемам всякий раз порождается новыми социальными условиями, в которых живет человек и в которых протекает его деятельность.

С каждым исторически конкретным обществом органически связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки. Современные процессы в стране подтверждают как очевидное: любые реформы могут быть успешными, если в их центре стоит человек с его реальными проблемами; он одновременно является объектом и управляющим субъектом при решении всего комплекса сложных, не терпящих отлагательства задач, а. также целью и средством преобразований во всех сферах общества. Кроме того, проблема человека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самоосознания и духовного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентации, выработки адекватных концепций видения жизни, создания целостной системы воспитания, которая бы отвечала современному этапу общественного развития.

Современный этап развития российского общества характеризуется ростом стремительных перемен во всех его сферах. Кардинальные

социально-экономические, политические и духовные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными.

В сложном положении оказался сам человек. Когда наступило духовное раскрепощение личности и общества, освобожденный, но невоспитанный дух индивидуализма, вырвался на свободу, увлекая людей на антиобщественные и противоправные формы поведения и действия. Человек пытался реализовать себя, свои возможности, заложенный в нем потенциал сейчас, сиюминутно не задумываясь о целесообразности, возможности и последствиях, предпринимаемых усилий на том или ином направлении. В обществе сложилась ситуация, которая требовала принятия срочных мер. Это, в свою очередь, резко повысило интерес к проблеме человека и его поведению в поликультурном пространстве.

Особенно актуальна данная проблема для сегодняшней ситуации, когда нашему обществу предстоит найти свой путь в будущее, преодолеть глубокие духовные травмы, нанесенные предыдущими режимами, нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Повышенный интерес к осмыслению проблем реализации правовых поведенческих моделей как объектов социально-философского анализа определяется совокупностью объективных и субъективных причин.

Одной из его фундаментальных причин является вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовности, культуры и права. Это привело к роковым последствиям: его материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная, в результате между ними было нарушено определенное равновесие, а цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе (А. Швейцер).

Стало очевидным, что без правового обеспечения, без формирования и утверждения ценностей права, свободы и справедливости не может быть и речи о создании условий для дальнейшего реформирования общества. Не менее важным представляется и тот факт, что в стране до сих пор

продолжается активный процесс становления начал права и правовой государственности, характерных для современных условий.

Сложность процессов и явлений, происходящих в настоящий период в жизни общества, во многом обусловлена воздействием глобальных изменений в мире, а также процессов, связанных с реформированием страны. Своеобразно можно рассматривать тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи и программ проведения реформ, в активное действие вступают рыночные механизмы. Это создает условия для более активного проявления форм реализации правовых поведенческих моделей, как одного из аспектов духовной свободы личности, выбора ею социальных действий, рода занятий, реализации своих творческих способностей. В то же. время «воспроизводится» все больше носителей и слоев различных форм собственности, генерирующих «свою» (нередко имеющую антиобщественную направленность) идеологию и ориентацию.

В результате, наряду с расширением возможностей реализации правовых поведенческих моделей, лавинообразно нарастают негативные процессы, что проявляется в потерях нравственных ориентиров, росте преступности, пьянстве и наркомании. Это, по словам Л.П. Буевой, порождает опасность антропологического кризиса и создает отчетливо выраженную угрозу для социальной, духовной .и правовой безопасности общества.

Особо следует сказать о предпосылках российской социокультурной ситуации, которая в перспективе имеет тенденцию значительно ухудшаться, так как в силу вступают рыночные законы и возрастает потребность, как это пытаются утверждать некоторые ученые, не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для последней, по их мнению, характерна способность быть таковой, какой от нее требует быть рынок. Характеризуя такую личность Э. Фромм пишет, что рыночные личности должны «удовлетворять одному условию: они должны иметь спрос. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться». Подобные взгляды, точки зре-

ния не единичны. Согласно им, практически отвергается необходимость правового воспитания человека, духовного обновления личности и общества.

Все вышеизложенное с очевидностью говорит о том, что исследование правовых аспектов жизни и деятельности человека представляет собой актуальную теоретическую и практическую задачу.

Формы существования имеющихся правовых поведенческих моделей, проблемы формирования новых моделей, последствия их реализации в социуме в настоящее время настолько актуальны, что, по мнению диссертанта, сами перспективы человеческого существования могут быть связаны с успехами научной разработки данной проблематики в XXI веке. Назрела настоятельная необходимость утверждения нового направления по проблемам социальной философии, в котором бы изучалось поведение человека в различных областях его деятельности, и в частности, конструирование правовых поведенческих моделей, как комплексной проблемы современной науки.

Рассмотрение права и проблем его реализации требует переосмысления методологических, прикладных, теоретико-методических вопросов, непосредственно связанных с решением средствами права конкретных задач, стоящих перед обществом.

Степень научной разработанности проблемы Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по тематике исследования. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды развития проблемы, а нередко идеологические интерпретации тех или иных представлений о проблеме правовых поведенческих моделей и ее реализации в различных видах деятельности, достижения на данном направлении науки неоспоримы.

Проблема правовых поведенческих моделей вот уже длительное время привлекает к себе устойчивый интерес специалистов самых различных областей научного знания. Первые философские обоснования проблемы имеют место в трудах Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф.М. Вольтера, П. Гольбаха, И. Канта, Г.В. Гегеля, а также в работах Н.Г.

Чернышевского, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, А.Н. Радищева, В.С, Соловьева, Н.А. Бердяева и других. Они в деталях разработали концепцию «общественного договора», исследовали вопросы собственно права, представили свой взгляд на проблему прав и свобод человека.

Их творения во многом составили теоретико-методологическую базу для последующего изучения права и правовых отношений в обществе. Заметный след в философии оставили научные искания таких мыслителей, ученых как: М. Вебер, Р. Рорти, Т. Эглетон, Т. Хеллер, Д. Веллбери, Дж. Милн, Е. Бурк, Ф. Джемион, Дж. Бэнтхэм. При исследовании проблемы они применяют известные методы герменевтики, номадологии, выдвигают идеи «политического бессознательного», «социально-исторического текста», склоняются к отрицанию универсальности прав человека.

В XX в. дальнейшее развитие философско-правовых исследований заметно дополняется новыми идеями и разработкой ряда концепций (онтологического, экзистенциалистского, антропологического и т.д. толка). В рамках юридического правопонимания все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юснатурализмом) и собственно философско-правовыми концепциями, в которых или вовсе отсутствуют какие-либо аппеляции к естественному праву, или под «естественным правом» имеется в виду во многом нечто иное, чем в концепциях юснатурализма.

Основные концепции естественного права, философии права в этот период наиболее активно разрабатывались представителями юридической науки. Среди них: А. Фердросеа, В. Кубеш, А. Кауфман, Г. Коинт, К. Бринкман, Г. Хенкель, Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, Г. Луф, Ш. Смид, П. Бельда, К. Роде, Р. Циппелиус, А. Баттифоль, Р. Штаммлер, Г. Радбрух, А. Оллеро, Г. Гизе, Г. Геллер, К. Лоренц, Б. Телдерс, Ж. Ипполит, Г. Кельзен, И. Месснер и другие. Они определяют предмет, цели и задачи философии права в рамках юриспруденции, вырабатывают теоретико-методологический аппарат науки, предлагают философские трактовки состояния права и закона, дают оценку позитивного права.

Многие аспекты правовых поведенческих моделей исследуются представителями социологии. Содержание этого направления раскрывается в трудах А. Бергсона, Э. Гусссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Они выявляют правовое поведение, которое, по их мнению, способствует не только разрушению отживших порядков, но и стабилизации вновь образующихся форм общения, исследуют исторический характер наиболее общих закономерностей правового поведения. Описание традиций правового поведения дали в своих работах М. Айнен, М. Берниайн, С. Беккер, Н. Гросс, Дж. Залтмен, Р. Крейн, Дж. Клонглен, Э.М. Роджерс, Дж. Холбек, X. Шепард, Г. Уатсон и др. По их мнению, традиции могут быть установлены и исследованы за счет выявления альтернативных вариантов развития, компенсации возможных потерь и следования установленным образцам поведения.

В творчестве Э.Я. Баталова, А.Ф. Зотова, В.Д. Зорькина, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.М. Межуева, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, Э.Ю. Соловьева, В.А. Смирнова анализируется соотношение понятий права, свободы и демократии. Синхронизация и историческая преемственность социально ориентированного поведения в правовой сфере рассматриваются ими с позиций формально-равных, а потому и одинаково справедливых для всех правовых критериев. В целом социология сформулировала исходные теоретические основания, которые во многом позволяют определить в качестве самостоятельной цели научного анализа правовые поведенческие модели в современном обществе.

Если рассматривать формирование поведенческих моделей на макроуровне, говоря об исходных, начальных доминантах человеческого сознания, влияющих на поведение сообщества и конкретного индивида, выработку методологии исследования поведенческих моделей человека, особого внимания заслуживает антропологическое направление. В различные периоды истории его представляли: Ф. Боас, К. Висел ер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, Радклифф-Браун, А. Крёберг, К. Клакхон, Л. Уайт, Г. Рохейм, А. Кардинер, М. Сапиро, Ф. Клакхон, Ф. Стродбек, К. Гирц.

Представителям данного направления присущ вполне откровенный социокультурный детерминизм (то есть такой взгляд на человеческое общество, когда и поведение, и образ мыслей индивида целиком объясняются причинами социальными или культурными, а личностные особенности человека и его свободная воля игнорируются) при рассмотрении каждой конкретной культуры изнутри, с точки зрения ее носителя, и откровенный агностицизм (утверждение невозможности познать сущность и причины какого-либо явления, в частности, культурного развития) при рассмотрении той же культуры извне.

Антропологи решительно выступали против тезиса, что культура является исключительно детерминантои личности, а личность является лишь усвоением культуры. Согласно представленной ими модели личности, социальное поведение часто не является ни прямым выражением недифференциальной личности, ни простым результатом влияния внешних культурных форм, это, прежде всего, конечный продукт цепи взаимодействующих психологических событий, включающих импульсные (id), культурные и личные ценности (супер-эго), конфликт между ними и защиту против конфликта (эго). В большинстве случаев поведение -конечный продукт этой цепи - согласуется с культурными нормами, так как деятель обычно подчиняется своему супер-эго и разрешает конфликт посредством контролирования запретных импульсов - будь то сознательный механизм подавления или разнообразные бессознательные механизмы защиты.

Ближе всех к философской интерпретации прав человека, конструированию правовых поведенческих моделей подошли В. Келле, В. Федотова, И. Ашмарин, К. Момджан, Н. Федоркин, В. Устьянцев, Ф. Бурлуцкий, С. Крапивенский, Н. .Перший, С. Панкратов и другие. В их работах проблема человека увязывается с теми цивилизационными процессами, которые в настоящее'время оказывают все более существенное влияние на становление правовых отношений в обществе, на специфику построения правовых поведенческих моделей в современных условиях.

Таким образом, можно утверждать, что к настоящему времени наука достигла определенных результатов в исследовании основ правового поведения человека и разработке правовых поведенческих моделей. Отмечая основательность теоретического уровня всех исследований, а также огромный объем литературы по изучаемой проблеме, следует заметить, что понимание категории правовых поведенческих моделей сегодня не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные, при этом наиболее важные, теоретико-методологические вопросы пока вообще остаются вне поля зрения ученых. Современную теорию и практику не могут удовлетворять положения о правовых поведенческих моделях, трактовка которых зависит не от сути вопроса, а от приверженности того или другого автора к тому или иному методу исследования, к той или иной мировоззренческой, идеологической или политической ориентации. Речь идет о том, что потребность в дальнейшей разработке теоретико-методологических оснований правовых поведенческих моделей стала не только действительным фактом жизни, но и одним из основополагающих условий продвижения социума в направлении прогресса.

Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования в диссертации выступают правовые модели поведения личности в их социально-философском обосновании.

Предметом исследования является выявление основных элементов конструкты правовых поведенческих моделей, составляющих фиксированную систему взаимных прав, свобод и обязанностей человека и современного общества. Особый аспект предмета исследования составляют вопросы методологии, анализа социальных явлений, новые направления и тенденции в философско-мировоззренческой парадигме на данном этапе.

Цель и задачи исследования. Актуальность проблемы правовых поведенческих моделей, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы правовых поведенческих

моделей, их роль и значение в жизнедеятельности личности и общества, в культуре и праве.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

-провести концептуальный анализ эволюции взглядов на проблему правовых поведенческих моделей в истории социально-философской мысли;

-раскрыть сущность и содержание правовых поведенческих моделей, определить их место и роль в практическом освоении объективной реальности;.

-исследовать механизмы функционирования правовых поведенческих моделей и рассмотреть проблемы управления ими;

-выяснить место, .показать роль и значимость проблемы реализации правовых поведенческих моделей в современных условиях;

-определить сущность и содержание процедур моделирования правового поведения личности с позиций социально-философского знания;

выявить направленность и характер правовых аспектов поведенческих моделей в зависимости от структур общественной жизни, от объективных тенденций развития общества как целого;

проследить генезис представлений о праве и правовом поведении личности в социально-философской мысли;

исследовать важнейшие аспекты взаимодействия права и правосознания при формировании правовой культуры личности и общества;

оценить роль правового * государства в разработках правовых поведенческих моделей и регуляции динамики поведения личности;

показать влияние конфликта и конфликтных ситуаций на моделирование правового поведения;

изучить особенности формирования правовых моделей поведения в условиях реформирования современного общества.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации

составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания правовых поведенческих моделей и особенностей их проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Речь идет о социальной диалектике, включающей системный подход к изучению социальной действительности. Диссертант также руководствовался положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического. Вместе с этим, учитывая, что в процессе исследования осуществляется анализ проблем различного познавательного характера и содержания, автор считает оправданным, в зависимости от этапа и задач работы, обращаться к тем методологическим принципам и основаниям предпринятого анализа, которые наиболее адекватно отвечают задачам изучения той или иной проблемы.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа правовых поведенческих моделей. Важным документом, определяющим направленность и содержание диссертации, ее соответствие требованиям современной науки являются материалы II Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении». В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению общества и человека, правовых поведенческих моделей и их взаимодействия в процессе жизнедеятельности и самоутверждения личности. Широкое применение в диссертации нашли материалы международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научных конференции, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения правовых

поведенческих моделей, публикации в изданиях СМИ, отражающих эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов проявления правовых поведенческих моделей.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

Концептуальное обоснование процесса формирования правовых моделей поведения

Разработка правовых аспектов поведенческих моделей затрагивает целый ряд актуальных проблем и способствует их решению. Тема диссертационного исследования тесно связана с такими важными теоретико-методологическими и практическими вопросами, как развитие правовой активности личности, стандартизация социальной практики, формирование ценностных ориентиров человека и социальных групп, стабилизации взаимоотношений внутри социума и т.д.

Известно, что потребности личности и общества являются одной из обязательных предпосылок деятельности, её внутренним условием, регулирующим конкретную деятельность субъекта в предметной сфере. Потребность, часто не осознаваемая, активизируется, что субъективно проявляется в состоянии напряжения и заставляет человека проявлять активность. В результате «встречи» потребности с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. В социально-философской литературе деятельность правомерно рассматривается как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целостное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» ; как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами . В системе взаимодействия любого субъекта и объекта деятельность при этом не сводится к детерминации объекта либо субъекта. Ее правомерно рассматривать в виде самовыдвижения, где эллиминйруется ее двойная детерминация. Это означает, что деятельность включает и все естественные предпосылки истории, предыстории человека. Через ее социальным образом преобразованное природное втягивается в жизнедеятельность личности.

Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности - «наполнение» ее содержанием. В случае опредмечивания потребность переходит в мотив. Мотивы определяют направленность поведения. Их исследуют, когда изучают вопрос о том, на что направлена активность, ради чего произведён выбор тех или иных актов поведения. Рассматривая то, как осуществляется регуляция динамики поведения, исследуется проявление эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта. Говоря о поведении человека, приходится признать, что так или иначе оно затрагивает межличностные отношения, т.е. в максимальной степени имеет социальный характер. (Несомненно, это явилось одной из причин появления идеологемы о социальной норме как единственном регуляторе поведения.) Не вызывает сомнений, что в людях много общего. Например, строение тела и его функционирование, хотя и имеются личные особенности. Видимо, также устроена душа: в принципе все одинаково, но что-то у каждого свое. Общее представляется как набор архетипов, неких проформ, которые в результате деятельности людей обретают конкретные формы. Это, так называемые, поведенческие модели.

В свою очередь природа несет для человека историческую меру содержания, адекватную его ..историческим возможностям . В ходе деятельности человек самореализуется и самоутверждается как общественное существо, во всей субъективности природных сущностных сил. Как существо предметное, человек предметно воздействует на окружающий мир, утверждая и развивая в последнем собственную предметность. Любая деятельность человека оказывает всестороннее воздействие на общественную- жизнь, культуру цивилизации, самого человека. Направленность и характер функционирования деятельности находится в прямой зависимости от структур общественной жизни, от субъективных программ деятельности по ее организации в соответствии с объективной тенденцией развития общества как целого.

Поведение, рассматриваемое в контексте деятельностной активности, - это своего рода лоно проявления универсальной сущности целостного человека по всему спектру субъект-объектного взаимодействия. Она характеризуется иерархичностью, обусловленной наличием различных уровней отношений и степеней общности компонентов ее структуры. «Необходимо увидеть, как меняется индивид в зависимости от изменений общества и что может потерять само общество, если духовные изменения личности не будут синхронны новым тенденциям развития»4. Имеется в виду то, что устранение внешних условий, которые совсем недавно вовлекали личность в коллективный конформизм, само по себе недостаточно для того, чтобы личность нашла себя и свое место в новой динамике жизни. Нужно также увидеть собственное состояние личности и ее готовность к практическому освоению действительности, реализуемое в форме той или иной поведенческой модели.

Практически осваивая действительность, человек формирует свои поведенческие модели, основываясь на многообразных свойствах и их проявлении личности индивида: интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать социальный портрет личности. Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Социальные нормы - одно из распространенных и универсальных явлений в любом обществе: они проявляют свое действие во всех сферах социальной жизни" и человеческой деятельности, а именно в процессе экономического и социального развития личности, осуществления социального контроля. Социальные нормы стали важным механизмом регуляции общественных отношений. Они появились из-за необходимости сохранения организационного поведения ничем иным, как средством самозащиты общества против нарушения его существования. Функционирование социальных норм включает в себя уровни социального и экономического отражения и отношения к ним со стороны субъекта, когда социальные нормы выступают как-мотивы поведения.

В первом случае мотив." и поведение включают рациональное отражение ситуации, на основе чего идет выбор поведения. Во втором случае в качестве мотива выступает привычность и стереотипность поведения в аналогичных ситуациях. Эмоциональное отношение к действительности освобождает личность от построения логической модели поведения в той или иной ситуации.

«В жизни многие поступки совершают стереотипно, как бы автоматически. Но стереотип поведения - это непростой механический автоматизм, а сложная форма поведения человека, в содержании которой проявляются его целостные ориентации и установки как социальные, так и личностные, индивидуальное отношение к окружающей действительности, раскрывающиеся на уровне эмоционально-психологического отражения, как перерастание чувств, привычек в поведение, так и закрепленные навыки поступать, так или иначе»5.

Взаимодействие права и правосознания и их влияние на формирование правовой культуры личности и общества

Нравственные ориентиры, представления о добре, зле, справедливости во многих случаях лежат в основе формирования правосознания; правосознание характеризуется преемственностью, поскольку из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Существуют детерминационные зависимости между различными типами правовой деятельности (материальное производство, организационная деятельность, духовно-правовая, социально-правовая), которые проявляются через актуализированные потребности. Все эти типы деятельности взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, т.е. они рождают прямые детерминационные связи, а вместе с тем - и обратные. Традиционные способы мышления и чувствования, поведения и менталитет общества в целом существенно влияют на различные типы правовой деятельности.

Деловые обыкновения' складываются в практической деятельности органов власти и управления, хозяйственных органов, где они фиксируют заведенный порядок ведения дел и имеют локальный характер. Складывающиеся деловые обыкновения влияют на правотворческий процесс тем, что они могут учитываться при принятии новой нормы права. Правосознание представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов и т.п., в которых выражено отношение к действующему праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам . Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, наукой и т.д.), правосознание подчиняется, тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется, в конечном счете, материальными и социально-политическими условиями жизни общества. В то же время оно характеризуется относительной самостоятельностью, поскольку:

- правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и доминирующие тенденции их развития. Пределы опережающего отражения общественных отношений зависят от степени познания объективных закономерностей. В ряде случаев правосознание может отставать от уровня развития общественного бытия;

- правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и то же явление. Например, охрана собственности рассматривается нравственным сознанием с точки зрения добра и зла, а правовым сознанием с позиции законности или юридической санкционированности.

Возможно, восприятие правовых идей и взглядов, выработанных другими народами, ибо правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Юридические определения могут соответствовать развитию социальных отношений, но могут также (если эти определения плохи) «соответствовать» регрессу или застою.

В любом государстве может существовать только одна система права, но несколько систем правосознания, так как социальные группы в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными и нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть- отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий с точки зрения нормативно-правовой реальности в дальнейшем выступает как мотив его поведения.

Структура правосознания современного человека неоднородна, в ней можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. В отличие от правовой идеологии правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых отражено отношение к действующему праву (например, в неприятии беззакония, чувстве справедливости, чувстве страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления.

Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе чем, если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентации соответствующих групп имеет важное значение при выявлении уровня правосознания конкретных индивидов. В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и вообще всего того, что вошло в привычку людей. В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они всегда активны, одобряют или отрицают что -либо. Но настроениями можно сознательно руководить, потому что они поддаются социальному воздействию.

Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, то есть умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или отрицательного отношения к ним. В некоторых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как чувство стыда. Стыд - это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Он может регулировать поступки человека, например, человек не склонен рассказывать о тех своих действиях и высказываниях, которые вызывают неприкрытое осужденное со стороны слушающего31. Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству, можно в той или иной мере регулировать поведение человека в целом. Чувство стыда - одно из элементарных проявлений совести человека, а ее высшим проявлением является переживание, которое побуждает к нравственно-справедливому поведению.

Это две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня мировоззренческой подготовки личности зависит в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правового мировоззрения тесно связано с правовой психологией.

С точки зрения уровня .'развития правосознания, в нем можно выделить обыденное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом индивида (имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется в социальной практике. Это правосознание нельзя отожествлять с правовой психологией, то есть оно включает и некоторые идеологические компоненты.

Правовое государство как доминантный фактор построения правовых поведенческих моделей

Вопрос о реализации ' правовых поведенческих моделей представляется достаточно абстрактным также до тех пор, пока не будет введен в рассмотрение субъект, предоставляющий эти права, то есть государство, так как правовое поведение необходимо рассматривать и в системе «человек - государство».

На определенном этапе -'общественного развития рассмотренные в первой главе нашего диссертационного исследования регуляторы (обычаи, мораль, религия, духовность и проч.) в некоторых случаях уже не могут контролировать модели поведения людей. Возникает необходимость в более мощном регуляторе. Такой регулятор возникает. Речь идет о законе. Суть закона в том, что он устанавливает пределы изменения прав и обязанностей субъектов данного общества и определяет меру наказания за нарушение данного предела. Для функционирования закона необходимо государство и оно немедленно возникает. Закон и государство, на наш взгляд, понятия однопорядковые. Государство необходимо для того, чтобы законы исполнялись. Неисполненные законы - это первый признак загнивания и гибели государства. Если закон не работает, то это означает, что государство не выполняет свою главную и основную миссию.

Возникает, правда, вопрос: почему на некотором этапе развития общества необходим закон? Почему другие регуляторы не выполняют свою миссию? Ответ, на наш взгляд, достаточно прост. На определенном этапе развития общества возникает развитая система частной собственности на средства производства. Именно частная собственность на средства производства ответственна за то, что общество вынуждено контролировать поведенческие модели с помощью закона.

Рассмотрим развитое общество, т.е. такое, в котором существует государство. Государство олицетворяет некие общественные интересы, и в этом плане противостоит отдельным индивидам, интересы которых могут не совпадать или прямо противостоять общественным. Правовое взаимодействие в этом плане составляют два полюса. Одним полюсом выступает государство, а вторым - совокупность отдельных личностей. В этом взаимодействии происходит..«сцепление» прав и обязанностей государства с правами и обязанностями личности, такая взаимосвязь отражается в том, что в обществе возникает публичное право и частное право. Эти два вида правовых образований взаимодействуют и составляют отдельную модель взаимодействия. Структура пространства и времени этого взаимодействия должна повторять' структуру любого взаимодействия. Это означает, что будут иметь место две точки экстремума. Одна точка - сила публичного права максимальна,, а сила частного права минимальна. В этой точке над личностью довлеет государство, государственный интерес ставится выше личного интереса. Во второй, точке — все наоборот. В ней сила частного права максимальна, а сила публичного права минимальна. Между этими двумя точками существует масса промежуточных состояний. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи реализуется различная ситуация. Однако, тенденция развития права: в любом обществе будет одна и та же. Если мы будем иметь общество, где сила публичного права максимальна, то право будет изменяться в сторону уменьшения силы публичного права и увеличения частного права. Дойдя до точки максимального увеличения силы частного права, развитие права повернется и двинется в сторону увеличения силы публичного права. Такое колебание вполне естественно и не будет приводить к социальным потрясениям, если «амплитуда» права будет находиться в пределах некой социальной нормы. В случае, если норма будет превышена, т.е. сила или публичного, или частного права резко превысят друг друга, возможны социальные катаклизмы. Безусловно, ситуация эта нежелательна. Для того, чтобы не допустить такого разворачивания событий, необходимо во время проводить правовые реформы и следить за соотносительной силой публичного- и частного права.

Диалектика права заключается в том, что оно, с одной стороны, бессильно без государственного вмешательства, а с другой стороны -лимитирует и направляет это вмешательство, превращает его в средство защиты конституционных свобод.. Безразличие уголовного закона к еще не воплощенной субъективной предрасположенности человека - проявление юридического гуманизма, безусловное предварительное доверие к каждому члену общества. Это обеспечивается совокупностью требований, закрепленных в процессуальных, кодексах и препятствующих тому, чтобы с людьми обращались как с потенциальными преступниками. Разработанность и строгость. процессуальных гарантий можно назвать мерой цивилизованности всей правовой системы. Юридический гуманизм - доверие к основному личностному измерению человека - к его воле, понимаемой как способность к самоконтролю и самодисциплины. Преступление в строго юридическом смысле - это событие, которое при любых обстоятельствах могло бы все-таки не произойти, иначе это либо бедствие, либо действия невменяемого человека.

Похожие диссертации на Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа