Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телесная культура как социально-философская проблема Иванченко Валерий Павлович

Телесная культура как социально-философская проблема
<
Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема Телесная культура как социально-философская проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванченко Валерий Павлович. Телесная культура как социально-философская проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Пермь, 1997 138 с. РГБ ОД, 61:97-9/157-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Телесная культура в контексте деятельностно-ценностного подхода 17

1. Культура как способ человеческой деятельности и система ценностных ориентации 17

2. Деятельностно-ценностный анализ понятия "телесная культура" 46

3. Место телесной культуры в системе культуры как социального феномена 69

ГЛАВА 2. Телесная культура как общечеловеческая ценность...77

1. Телесное благо 77

2. Телесная красота 95

3. Телесная мудрость 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В конце XX века во всем мире резко возросла значимость культуры, особенно в нашей стране. Без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса невозможны происходящие реформы и движение нашего общества к гуманному, демократическому строю. В настоящее время осуществляется восстановление приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к другим ценностям, что свидетельствует о повороте к миру культуры, без которого и человечество, и наше общество не смогут выжить.

В последнее время явление культуры изучает множество конкретных наук, каждая из которых создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Однако философский ракурс проблемы культуры остается недостаточно исследованным. Между тем, "метафизические вопросы культуры, поставлены именно современной философией. Более того, сформировалась'куль-турфидософия, или философия культуры, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена" /67, с. 5/.

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация в значительной степени преображает окружающую среду, социальные институты, самого человека. В этой связи культура оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал культуры, найти- ее внутренние резервы и возможности ее активизации.

Обострившийся в современной философии интерес к культуре как фактору социального развития привел к значительному прог-

рессу в этой области знаний. В 1960-1980 гг. в социальной философии сформировалась отечественная теория культуры. Однако здесь сразу следует отметить, что общие представления о культуре как определенном общественном феномене сложились давно, но они в большинстве своем носили фрагментарный характер /142, с. 4/.

В настоящее время теория культуры является методологической основой изучения различных видов культуры. В ее русле осуществляются исследования политической и экологической культуры, художественной культуры и культуры производства, культуры поведения, общения, управления и т.д. Поэтому вполне естественно, что теория культуры стала также и методологической основой разработки теории физической культуры как одного из видов общей культуры.

Дальнейшее определение стратегических направлений социального прогресса, а также обновление России возможно только при условии изучения существующей физической культуры личности и общества, тенденций их дальнейшего развития, разработки целенаправленных программ развития физической культуры.

Это изучение предполагает тесную связь и взаимопроникновение многих частнонаучных, общенаучных и философских подходов. Среди последних мы отдаем предпочтение подходу, которыйt по классификации П. С.Гуревича /67, с. 19/, условно можно назвать философско-историческим и который в отечественной литературе часто называют деятельностным. По нашему мнению, в рамках' данного подхода возможно реальное философское исследование физической культуры, поскольку последняя имеет все типичные черты и свойства культуры.

Феномен культуры генетически связан с поиском смысла бытия, с постижением сакрального, поэтому культуру как социальный

феномен чаще всего определяют через ценностные ориентации. Современное понимание культуры как синкретического феномена, а также цель нашего исследования, предполагают использование ценностного подхода к истолкованию физической культуры.

Таким образом, тесная связь и взаимопроникновение философских и конкретно-научных подходов является коренным условием успешного исследования физической культуры личности и общества.

Определяя сущность культуры, философия культуры исходит из того, что "любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное-"тело культуры" лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективным миром" /136, ч. 2, с. 525 - 526/.

На сегодняшний день физическая культура в стране не оправдывает социальных ожиданий. Современные граждане, в большинстве своем, не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в процессе занятий физической культурой. Сложившаяся проблемная ситуация является, по мнению ученых, следствием неразработанности философского и культурологического аспекта физической культуры и его односторонней ориентации на телесное развитие людей /40, 226/. Негативные результаты усугубляются всей социально-экономической ситуацией в стране, которая оценивается отечественными специалистами как кризис.

Нам представляется, что главной задачей сейчас является не только изучение причин и природы кризиса, но и поиск путей выхода из него, конкретная работа каждого специалиста по развитию физической культуры общества и индивида.

В настоящем исследовании предпринята попытка решения этой задачи. При этом мы обращаемся к самому основанию человеческого

бытия, к тому, что человеку действительно "дано" и от чего уйти невозможно - к человеческому телу. В нашем исследовании мы отказываемся от сложившихся в научном и обыденном сознании стереотипов, относящих исследование тела к сфере естественных наук. Это позволяет нам взглянуть на проблемы тела под новым, собственно гуманитарным, углом зрения и обратиться к анализу тела как социального и культурного явления.

Обоснование такого подхода связано со спецификой гуманитарного знания, заключающейся в том, что "наряду с рассмотрением вопросов о содержании, структуре, функциях того или иного феномена, причиной его возникновения и закономерностях существования (что присуще и естественнонаучному исследованию), гуманитарное познание предполагает, включает в себя анализ смысла, значения, ценности, т.е. специфически человеческого измерения изучаемого явления" /32, с. 5/.

Однако до сего времени мышление о человеке в контексте культуры и ценностно-смысловой аспект исследования человеческого тела остаются, по мнению И.М.Быховской, "наиболее дефицитными и наименее востребованными" /32, с. 6/.

В отличие от традиционного понимания физической культуры (развития биосубстрата человека) мы трактуем данный феномен как "телесную культуру". Основанием для такой трактовки является, в первую очередь, вторая часть понятия - "культура", а первая часть понятия определяет вид культуры - культуру тела.

В основу исследования положена идея гармонического развития человека, существующая в философии с античных времен /26, 52, 78, 132, 161, 162, 225/. В нашей стране эта идея на протяжении многих лет использовалась в различных концепциях и программах в виде декларации достижения телесного совершенства. Однако единение телесного развития с духовностью человека было

чисто внешним; оно ни в теоретическом, ни в практическом смысле слова не создавало из двух человеческих начал единой целостности. Такое положение дел, вопреки провозглашавшимся лозунгам, не давало конкретных оснований для отнесения сферы телесного к истинно культурному, человеческому.

Все выше изложенное обосновывает актуальность проводимого нами исследования и предполагает решение ряда научно-теоретических и практических проблем.

Степень разработанности- проблемы. В гуманитарном познании "человек телесный" и телесная культура как феномен осмысливаются с позиций различных наук: философии и педагогики, социологии и психологии, эстетики и этики, истории культуры и т.д. Это абсолютно закономерно, т.к. телесная культура является сложным, многогранньм явлением и понять его в аспекте только одной науки невозможно.

В отечественной науке проблема культуры тела в социально-философском контексте затрагивалась А.Ф.Лосевым в работах по истории философии и эстетике /134 - 136/.

Одну из парадигм в разработке вопроса о социокультурном смысле человеческой телесности обосновал М.М.Бахтин. По его мнению, изучение культуры обязательно должно включать анализ "проблемы тела как ценности", проблемы, которая "строго отграничивается от естественно-научной точки зрения: от биологической проблемы организма, психофизиологической проблемы отношения психологического и телесного и от соответствующих натурфилософских проблем" /17, с. 44/. Однако в социальной философии это направление не' получило значительного развития, более того, И.М.Быховская констатирует на сегодня, что "специальных исследований по проблеме "тело как ценность" в отечественном социокультурном знании и вовсе пока не существует" /32, с. 19/.

Проблемы человеческой телесности обстоятельно исследовал Л.В.Жаров /86/. В данной работе он выделил онтологические и гносеологические аспекты проблемы, а также некоторые медицинские аспекты. Более широко, в качестве мировоззренческой проблемы, человеческая телесность представлена в работе В.Л.Круткина /118/.

Последним фундаментальным трудом, известным нам в отечественной науке, является монография И.М.Быховской /32/. В нем автор подробно рассмотрел различные трактовки феномена человеческого тела, его смысла и предназначения, сложившиеся в различных культурных пространствах, исторические корни современных концепций человеческой телесности, историко-культурные типы отношения к телу - от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, влияние современных концепций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и социальной ценности.

Вопросы, касающиеся телесных, физических качеств, заняли особое место в теориях всестороннего и гармонического развития личности, а конкретно - в контексте разработки проблем физического воспитания. Данное направление педагогической деятельности в нашей стране вплоть до 20-х - начала 30-х годов обозначалось именно как "телесное" (а не физическое) воспитание. Позднее это понятие по идеологическо-пуританским причинам было вытеснено и постепенно окончательно заменено на более нейтральное, не порождающее "непристойных" ассоциаций термин "физическое" воспитание /59/.

Физическое воспитание является одним из элементов физической культуры. Данная область науки и практики напрямую, по своей сути, связана с проблемами социокультурного осмысления человеческого тела. Однако в работах, анализирующих понятие "физи-

ческая культура", вопросы социокультурного содержания телесности занимают очень незначительное место, или совсем отсутствуют. Это обусловлено тем, что проблемы физической культуры стали разрабатываться в социальной философии относительно недавно - в 1970-е годы, чему способствовала сформировавшаяся к данному времени научная теория культуры.

Тем не менее, в отечественной науке уже можно отметить работы, осмысливающие проблемы тела в социально-философском плане. К ним относятся труды Н.К-Визитея, который разрабатывает вопросы онтологии тела и сущностной концепции физической культуры личности /39, 40/, труды В.М.Выдрина, Л.П.Матвеева, В.И.Столярова, рассматривающих физическую культуру как вид культуры /47 - 50, 155, 222, 224, 226,.227/, труды Н. К. Визитея, Б.Лоу, Г.Л.Праздникова, М.Я.Сарафа, обращающие нас к эстетике спортивной деятельности /38, 137, 193, 206/.

Среди других областей знаний, участвующих в социокультурном осмыслении человеческого тела, необходимо отметить работы по философской антропологии./16, 30, 60, 66, 70, 100, 239, 254/.

В зарубежной философии, социологии, культурологии, социальной психологии исследование вопросов, связанных с телесным бытием человека, представлено в работах М. Мерло-Понти, Ж. Сартра, Г. Плесснера, И. Гофмана, М. Фуко, М. Мосса, Б. Тернера, А. Франка, К. Хайнемана, 3. Кравчика и др.

Завершая этот краткий обзор некоторых подходов в гуманитарном изучении человеческой телесности, можно отметить, что при явной ограниченности накопленного здесь материала просматривается определенная заинтересованность в этой проблематике представителей различных отраслей научного познания.

Цель и задачи исследования. Объектом исследования является

общечеловеческая культура, рассматриваемая как социальный феномен.

Сущностью каждого феномена культуры является конкретный фундаментальный тип целенаправленной деятельности, поэтому сущностью телесной культуры является двигательная деятельность. Именно понятие телесной культуры мы предполагаем избрать предметом нашего исследования, что в сравнении с физической культурой является, по нашему мнению, понятием более широким.

Б пределах телесной культуры мы выделяем центральное понятие - телесное совершенство личности. Данное понятие выражает цель телесного развития личности и представляет собой критерий оценки телесной культуры личности.

Телесное совершенство личности как концентрированное выражение ее телесной культуры - это следствие, совместный результат собственных, индивидуальных усилий личности и общественного воздействия на личность, результат управления со стороны общества телесным развитием личности, выполненный социальный заказ. Как и другие виды культуры, телесная культура личности в определенной мере является результатом "наложения"телесной культуры общества на индивида, результатом трансформации телесной культуры общества в телесную культуру личности.

С другой стороны, необходимо помнить, что сама телесная культура общества является результатом исторически развертывающейся двигательной деятельности различных личностей, субъектов, и поэтому личность всей своей творческой деятельностью обогащает и развивает телесную культуру общества и ее взаимодействие с другими видами культур.

Таким образом, цель диссертации - исследование телесной культуры с позиций деятельностного и ценностного подходов. Реализация этой цели' предполагает решение ряда теоретических и

практических задач, в которых конкретизируется цель работы. Выделим среди них главные:

обосновать представление о культуре как способе человеческой деятельности и системе ценностных ориентации;

рассмотреть и обосновать содержание понятия "телесная культура";

определить место телесной культуры в системе культуры как социального феномена;

опираясь на синтез философской, общенаучной и частнона-учной методологий, раскрыть содержание телесной культуры с точки зрения общечеловеческих ценностей: блага, красоты, мудрости.

Указанная цель и задачи исследования определили социально-философский, а не частнонаучный статус работы. Будучи теоретической основой мировоззрения, философия интегрирует частные знания, целостно представляет объект, а применительно к конкретному предмету - его целостную теоретическую модель. Рассмотрение телесной культуры личности в силу специфического, частного характера таких конкретных наук как история, педагогика, психология, медицина и др. не может обеспечить целостного понимания данного явления.

Наше исследование осуществляется с позиций социальной философии. Это обусловлено диалектической сложностью объекта исследования, а также его природой, что, в свою очередь, делает необходимым проведение анализа телесной культуры личности с использованием таких общефилософских категорий как культура, деятельность, способности, ценности. Телесное совершенство личности необходимо исследовать в аспекте таких понятий как развитие, становление, норма и мера человека, биологическое и социальное, всестороннее развитие личности, человек, индивид, личность, качественные и количественные изменения.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды классиков, вошедших в историю мировой философии: Т.Гоббса, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Гердера, И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Шелера. Их философское наследие дает возможность методологически верно понять как исходные, базовые понятия философии (бытие, природа, человек, общество, культура, личность и др.), так и специфическую проблематику телесной культуры (соотношение биологического и социального в человеке, связь телесного и гармонического развития личности и др.) с ее основными понятиями (тело, человеческая телесность, потребность, деятельность и др.).

В диссертации использованы труды известных отечественных философов-культурологов (И.А.Арнольдов, С.Н.Артановский, В.Ф.Асмус, Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, В. С.Библер, И.М. Бкховская, Д.М.Гвишиани, П. С.Гуревич, В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин, М. С.Каган, В. А.Кайдалов, Л.Е.Кертман, Л.Н.Коган, 3.С.Маркарян, В.М.Межуев, В.И.Хорев, Н.3.Чавчавадзе, Э.Г.Юдин и др.), психологов (К.А.Абдульханова-Славская, Л.И.Бо-жович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев и др.), теоретиков и практиков физической культуры (В.К.Бальсе-вич, Н.Н.Визитей, В.М.Выдрин, Ю.А.Лебедев, Л.П.Матвеев, Н.И.Пономарев, М.Я.Сараф, В.И.Столяров, Л.В.Филиппова и др. ).

В качестве методологической основы диссертации использованы положения, выявленные и развитые в мировой и отечественной философии, определяющие содержание социокультурного анализа как общей, так и телесной культуры личности.

В качестве эмпирического материала исследования мы использовали данные реальной практики телесной культуры в стране, а также собственный многолетний опыт преподавательской, тренере-

кой и административной работы в ВУЗе. Автор использует в работе результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в стране другими учеными и специалистами, а также результаты собственных исследований. Использованы материалы Всероссийских научно-практических конференций, сборников различный уровней.

Научная новизна исследования. Используя деятельностный и ценностный подходы, автор обосновывает и формулирует' понятие "телесная культура". В сравнении с общепринятым в отечественной литературе понятием "физическая культура" данное понятие является более глубоким и широким по содержанию, В диссертации исследовано содержание телесной культуры, которая осмысливается автором как универсальный компонент всех видов культуры.

Такое утверждение основывается на том, что в настоящее время в отечественной литературе культура, как правило, рассматривается в качестве социального феномена. Но культура не только социальный, это прежде всего антропологический феномен. В этом смысле культура выступает как "продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированности. Это означает, что рассуждение о культуре важно начинать именно с антропологических данностей" /67, с. 34/. И первой, основной антропологической данностью, постоянно о себе напоминающей, является наличие у человека его тела, т.е. реальный человек всегда является прежде всего "человеком телесным".

Общепринятые современные определения культуры характеризуют ее как реальную творческую деятельность людей. Аналогично и телесную культуру мы представляем как целенаправленное взаимодействие человека со своим собственным телом, где в процессе этой деятельности ее субъект и объект представляют собой гармоническое единство.

Общеизвестно, что любая деятельность внутренне, субъектив-

но детерминирована потребностями и способностями человека. Поэтому в содержании телесной культуры мы рассматриваем не только деятельность, но и предопределяющие ее разумные телесные потребности и способности..

Таким образом, просматривается некая спираль: человек телесный закладывает в культуру свое человеческое начало, далее -потребности и способности человека принуждают его к целенаправленной деятельности, далее - в результате человеческой деятельности создаются ценности, представляющие собой в телесной культуре телесное совершенство. Но здесь вступает в действие принцип обратной связи: человека перестает удовлетворять количество или качество ценностей, которыми он обладает на данный момент. У него возникают новые потребности и процесс дальнейшего развития человека вступает в новую фазу.

Именно здесь должна сказаться ценностная природа культуры. При этом нам представляется, что телесное совершенство, будучи ценностью и результатом деятельности в телесной культуре, должно отождествляться с индивидуальным и социальным ориентиром, ассоциироваться с "достойным" поведением, конкретным жизненным стилем. Только при такой ориентации личности, группы, общества, когда человеческое тело будет рассматриваться ими как одна из ценностей бытия, телесная культура сможет стать неотъемлемой частью культуры и элементом образа' жизни людей.

Телесное совершенство личности мы рассматриваем как оптимальное функционирование биологической основы человека, как его оптимальную жизнедеятельность. Данное понятие мы понимаем не как беспредельное развитие человеческих, в первую очередь, двигательных качеств, а как результат развития этих качеств в пределах разумной нормы, оптимальной для жизнедеятельности человеческого организма /112, 201/. Кроме этого, содержание понятия

телесного совершенства мы рассматриваем и с позиций эстетики, и этики, используя категории красоты, блага, экспрессивности.

Стремление к достижению телесного совершенства должно являться непосредственной целью телесного развития и всей деятельности личности, направленной на достижение этой цели. Но кроме непосредственной цели у каждой личности существует и опосредованная, конечная цель - достижение социального совершенства, своего гармонического развития. Этим мы хотим подчеркнуть идею гармонического развития человека, существующую в философии, как уже отмечалось выше, с античных времен: телесное развитие идет не за счет всестороннего, а всестороннее - не за счет телесного.

Данные теоретические положения составляют новизну исследования и отстаиваются в диссертации.

Теоретическое значение исследования мы видим прежде всего в том, что в диссертации осуществлен социально-философский анализ понятия телесной культуры, рассмотрено отношение современного человека к ней. Телесная культура, как универсальный компонент всех видов культуры, рассмотрена в качестве непрерывного процесса, развивающегося по спирали, с его основными составляющими: человек - деятельность - ценность (телесное совершенство личности). Нам представляется, что такое понимание телесной культуры позволит обеспечить большую эффективность в ее формировании у наших современников.

Процесс развития и проявления телесной культуры личности предполагает не изолированное развитие и реализацию двигательных качеств, а их преобразование в тесном взаимодействии с другими качествами человека /188/. Поэтому практическая'значимость нашего исследования заключается в возможности совершенствования работы соответствующих 'педагогических структур по формированию

телесной культуры граждан.

По нашему мнению, все учебные заведения, занимающиеся телесным развитием людей с предложенных теоретических позиций (школы, техникумы, ВУЗы), должны решать три взаимосвязанные задачи при четком осознании их нетождественности: задачу образования как формирования системы знаний личности в области телесной культуры, задачу обучения как систему умений в области двигательной деятельности и задачу воспитания как формирование разумных потребностей в систематических занятиях двигательной деятельностью.

И в теоретических, и в практических занятиях людей необходимо ориентировать каждую личность на две цели двигательной деятельности в их согласованном единстве. С одной стороны, занятия двигательной деятельностью должны быть направлены на достижение телесного совершенства как оптимального функционирования всех систем организма человека, с другой стороны - на всестороннее социальное развитие личности. Это позволит сформировать полноценных граждан нашего Отечества.

Структура диссертации определяется логикой исследования проблемы.

Культура как способ человеческой деятельности и система ценностных ориентации

В настоящее время резко возрос интерес к исследованиям культуры и ее значимости в жизни человека. Именно этот интерес к культуре в обществе объясняет тот факт, что в философской и культурологической литературе идет постоянный процесс осмысления содержания понятия "культура". Парадоксально, но это понятие, кажущееся привычным, общепринятым и доходчивым, вызывает при попытке его определения серьезные сложности. Более того, современная теория культуры не в состоянии дать какое-либо одно исчерпывающее, всеохватывающее понятие культуры. Происходит это потому, что "понятие культуры настолько широко, многогранно, включает в себя такое количество совершенно разнородных компонентов, что обобщить все это богатство одной лапидарной дефиницией означает либо сжать его содержание, либо ограничиться самой общей абстракцией" /9, с. 9/.

Понятие "культура" относится к числу наиболее распространенных в социальной философии. Первое, что следует зафиксировать при рассмотрении данного понятия - это "многозначность, размытость его очертаний, использование и применение в различных отношениях" /69, с. 29/.

Кроме того, надо сразу отметить, что в философской и культурологической литературе имеется множество определений понятия культуры. Если А.Моль в начале 70-х годов отмечал существование более чем 250 определений культуры /163/, то отечественный теоретик культуры Л.Е.Кертман в настоящее время насчитывает тако - 18 вых уже свыше 400 /104.1/.

С одной стороны, такое многообразие дефиниций культуры свидетельствует и о сложности этого феномена, и о полифункциональности, емкости и универсальности понятия "культура". С другой стороны, многообразие определений обусловлено теми основаниями и функциями, которые можно взять за исходные для выяснения данного понятия.

В силу различных причин, а также цели нашего исследования, мы не можем остановиться на сопоставлении определений культуры. Этот вопрос подробно разработан в научной литературе /92, 143, 178/. А вот краткое рассмотрение генезиса понятия "культура" мы считаем необходимым, так как без него мы не сможем рассмотреть понятие "телесная культура".

В традиционном понимании слово "культура" восходит к латинскому слову "cultura", которое первоначально означало возделывание почвы с целью сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. Происхождение понятия "культура" явно обнаруживает его связь с человеческим трудом, с активной преобразующей деятельностью людей. Впоследствии этот термин был перенесен на человека и стал обозначать его просвещение, воспитание и образование, т.е."возделывание человека". В ходе исторического развития этот термин претерпевал сложную эволюцию.

В качестве самостоятельного понятие "культура" появилось в конце 17 века в трудах немецкого юриста и историографа С.Пуфен-дорфа. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в 18 веке благодаря работам таких мыслителей, как Вольтер, Дж.-Б.Вико, И.Гердер, М.Кондорсе, Ш.Монтескье.

Его дальнейшее распространение в европейском мышлении большинство лингвистов относят ко второй половине 18 века. При - 19 чину этого В.М.Межуев видит "в тех существенных сдвигах в общественном бытии человека, которые произошли на рубеже средних веков и Нового времени и коренным образом изменили его отношение к окружающему миру и к самому себе" /197, с. 11/. Как писали К.Маркс и Ф.Энгельс, "буржуазия...впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность". Вызванные ею потрясения в способе производства обнаружили общественно-производительную силу труда, а следовательно, и общественную силу человека. Дальнейшее осознание человеком своих возможностей и породило понятие, которое наиболее полно отражает, фиксирует результат человеческой деятельности - понятие культуры.

Совокупность попыток философского объяснения явления культуры привела к появлению "философии культуры". Этот термин в начале 19 века ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры, как относительно самостоятельная область философии, "изучает культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей" /214, с. 344/. Ее становление связано с именами Г.Риккерта, О.Шпенглера, Э.Касси-рера. Особенно стремительное развитие философия культуры получила в нашем столетии.

Деятельностно-ценностный анализ понятия "телесная культура"

В результате рассмотрения основных подходов к пониманию культуры в социально-философском плане можно сделать вывод, что основой всей культурологической проблематики является человек. Если рассматривать проблему человека в философии еще шире, то, по мнению Э.Агацци, "философия отдала науке изучение природы, а себе оставила изучение человека" /2, с. 143/.

Одним из важных, но недостаточно исследованных аспектов проблемы человека является его телесная воплощенность. К этой традиционной философской проблеме постепенно возвращается интерес, по мере того, как преодолевается односторонность социоло-гизаторского или биологизаторского подхода.

Проблема человеческой телесности в настоящее время является, по мнению Н.Н.Визитея, "своего рода "пробным камнем" для наук о человеке, об общественной жизнедеятельности в целом. Именно здесь в полной мере выявляется, насколько последовательно нам удается провести идею материалистического подхода к анализу социального явления и в тоже время избежать вульгаризации редукционизма" /40, с. 4/. Эта проблема очень трудна для исследования и трудности заключаются в том, что она не является локальной проблемой того или иного раздела философии, а затрагивает, по сути, всю философскую проблематику - от онтологии до этики и эстетики.

На сегодняшний день человеческая телесность не является традиционным и "общепризнаным обьектом социокультурного анализа. Этим объясняется отсутствие в отечественной культурологии серьезных исследований, посвященных изучению телесности как феномена культуры. И если социальная философия в целом не упускает из поля зрения тела человека, рассматривая, к примеру, проблемы соотношения социального и биологического, социальные аспекты здоровья человека, гносеологические проблемы, то в культурологии, по мнению И.М.Быховской, "можно встретить только фрагменты, в том или ином аспекте затрагивающие вопросы телесного бытия человека, его физической, телесной культуры" /32, с. 8/. Эти фрагменты так.или иначе касаются основной проблематики исследований Е.В.Богомоловой, Л.П.Буевой, Л. А. Зеленова, М. С.Кагана, Л.Н.Когана и др.

Представленность проблемы человеческой телесности в социальной философии сводится к отдельным упоминаниям о существовании физической культуры, иногда - ее выделению среди других видов культуры. Однако при проведении нашего исследования нам не удалось обнаружить, за исключением монографии И.М.Быховской /32/, какого-либо анализа социокультурного смысла данного феномена, его ценностного содержания. До сего времени социокультурное осмысление телесности не проведено даже в таком конкретно ориентированном на тело человека виде культуры, как культура физическая.

Объяснение этому явлению специалисты находят в традициях европейского мышления, в дихотомическом подходе к человеку /32, с. 10/. В истории европейской мысли существовали и иные подходы, но именно дихотомический подход был приоритетным в Европе в разные эпохи, имея, зачастую, значительный перевес над подходом холистическим, ориентировавшем на исследование человека как целостности.

Дихотомический подход развел телесное и духовное по разным уровням человеческого бытия, аналитически разделив человека на тело и разум и ориентировав на их противопоставление. Он заложил онтологические и гносеологические основания в европейскую философскую традицию гипертрофирования роли и значимости познавательной активности субъекта. Б системе координат, заданной дихотомическим подходом, разум и тело были не только разделены между собой, но и противопоставлены как высшее над низшим.

Однако исключения, имеющиеся в каждом правиле, находят свое место и в философии. В истории европейской мысли существовали и такие философские системы, которые в проблеме взаимодействия тела и духа имели прямо противоположные традиционному рационализму основания. Мы имеем ввиду античную философию гедонизма, приоритет человеческого тела в философии Ф.Ницше, концепцию единства телесного опыта и эго-структур З.Фрейда. Именно эти системы и концепции ассоциировались в массовом сознании с чем-то вызывающим и безнравственным, а их авторы причислялись к мыслителям-отступникам, которые своими взглядами отличались от представителей "нормального" мировоззрения.

Приоритет дихотомического подхода в исследованиях человека сохранился вплоть до настоящего времени. Его ориентация "стала доминантной во всех обществах и культурах, господствуя уже более двух тысяч лет и формируя пренебрежительное отношение ко всему, что связано с телом" /271, с. 6/.

Сформировавшееся в гуманитарном познании негативное, в лучшем случае скептическое отношение к проблеме телесного определило парадигму массового, обыденного сознания. Что касается теоретического осмысления феномена человеческого тела, то здесь в различных философских школах и направлениях данный феномен занимает, по крайней мере, не последнее место как предмет анализа, например: в феноменологии, неофрейдизме, "философии жизни", "философской антропологии". Однако эта тенденция не отменяет многовековых традиций, стереотипов в обыденном сознании, она "еще не ведет автоматически к тотальной модернизации сома - 49 тического сознания" /32, с. 13/. Маловероятно ожидать этой модернизации, когда отечественный писатель, мыслитель-материалист прошлого века А.И.Герцен в своих трудах утверждает: "Прогресс человека - прогресс содержания мысли, а не тела; тело дальше идти не может" /57, с. 318/.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в настоящее время существует общепринятая и в массовом, и в научном познании позиция, заключающаяся в отождествлении культуры с интелек-туально-духовными атрибутами человека (духовная культура) и внешними, объективированными результатами его деятельности (материальная культура).

Телесные же, физические качества человека рассматриваются в культурологии, в лучшем случае как нейтральные, как "параллельные" по отношению к истинной культуре, а зачастую и как природные, естественно-детерминированные, т.е. отличные от культуры, внекультурные. Однако лучшие специалисты по вопросам физической культуры, представители "встречных" установок в культурологии утверждают в своих трудах, что "вне связи с теорией культуры теорию физической культуры исследовать невозможно, поскольку последняя сохраняет все типичные черты и свойства культуры" /50, с. 4/.

Телесное благо

Вопрос об имманентных характеристиках телесной культуры является чрезвычайно сложным в методологическом плане, т.к. касается принципов ее структуры, выделения ее основного "ядра" и переменных компонентов. Эмпирически устойчивое и стабильное "ядро" телесной культуры представляет из себя сплав природных и социальных качеств и "дано" человеку прирожденно. К нему могут быть отнесены раса, этнические характеристики, телесная и психическая конституция, особенности внешнего облика и т.д. В процессе развития человека все они окультуриваются, но противоречие между генетически детерминированной природной данностью этих феноменов и потребностями их социализации не может разрешиться качественным изменением его этнических или конституционных особенностей /86, с. 94/.

К "ядру" телесной культуры можно отнести и ряд физиологических функций (питание, питье, сон, удовлетворение физиологических потребностей), которые также могут достигнуть определенного уровня культурного развития. Этот круг вопросов достаточно разработан в социально-философской литературе. Для достижения цели нашего исследования гораздо больший интерес представляет одна из других имманентных характеристик телесной культуры, имеющая гораздо большую вариабельность, нежели "ядро" человеческой телесности, и относящаяся к ее переменным компонентам -состояние здоровья человека.

Задачей этого параграфа является анализ состояния здоровья человека, рассматриваемого в аспекте ценностного подхода в ка - 78 честве блага, т.е. того философского понятия, которое обозначает нечто положительное для телесного, душевного и духовного развития человека, ценного для удовлетворения его потребностей. Поэтому невозможно не согласиться с основателем немецкой классической философии И.Кантом, который писал: "Люди хотят исполнения двух своих пожеланий, а именно: долго жить и при этом быть здоровыми" /103, с. 300/.

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем. В современной философской литературе эти проблемы разрабатываются на базе фундаментальных положений о смысле и цели жизни человека. Именно последние позволяют четко определить границы философских, социологических и культурологических исследований, а также их конечную цель.

Первое и важнейшее положение заключается в том, что здоровье современного человека является результатом его естественной эволюции. Будучи в определенной мере "заданным" первоначально природным уровнем бытия, здоровье в дальнейшем своем развитии представляет из себя подлинно культурный феномен с весьма своеобразным сочетанием природных и социальных качеств. Обладая собственными, специфическими закономерностями развития, здоровье является функцией человека как способа бытия во времени и пространстве.

По мнению ряда отечественных и зарубежных философов /133, с. 8/, отправным пунктом для социально-философской интерпретации понятия "здоровье" считается определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" /235/.

Данное определение предоставляет нам богатую пищу для раз - 79 мышлений. А.Л.Симанов считает, что "в системе философских категорий "состояние" занимает особое место. Соотносясь к категориям качества, количества и меры, категория "состояния" не совпадает с ними, но выделяет в этих категориях главное..." /210, с. 127/. Еще один момент - мы считаем недостатком данного определения полное отсутствие какой-либо ответственности индивида за состояние своего здоровья. И момент положительный - абстрактное понятие "благополучия" дает нам возможность субъективной трактовки данного определения - использование деятельностно-ценного подхода к телесной культуре и разработки концепции здоровья человека как его личного блага.

Для решения как научных, так и практических вопросов здоровья важнейшее значение имеет современное определение самого понятия здоровья. В литературе существует более 100 таких определений и подходов /133, с. 8/.

Похожие диссертации на Телесная культура как социально-философская проблема