Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тайные общества как социально-исторический феномен Хозерова, Татьяна Петровна

Тайные общества как социально-исторический феномен
<
Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен Тайные общества как социально-исторический феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хозерова, Татьяна Петровна. Тайные общества как социально-исторический феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Нижний Новгород, 2005. - 177 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава І.Общество. Закономерности его функционирования 19-80

1 История общества как реальность 19-36

2 Творчество в истории: модели исторического процесса 37-72

3 Роль социальных групп в социальной структуре общества 72-80

Глава 2. «Общество тайны» и закономерности функционирования общества 81-152

1 «Общество тайны» и тайные общества 81-98

2 Закономерности развития «Общества тайны» на примере Раннего христианства 98-107

3 Особенности тайных обществ Древнего Китая 108-115

4 Характеристика тайных обществ на примере транснациональных преступных организаций 115-133

5 Обрядово - функциональная символика «Общества тайны» 134-152

Заключение 153-162

Библиографический список

Введение к работе

В условиях социальной нестабильности и информационного хаоса, присущие нашему обществу в последние годы, все большее значение приобретает изучение тех факторов социального бытия, которые в качестве «иррациональных» и «несущественных» до сего времени наукой не рассматривались.

Актуальность темы исследования. В Предисловии к «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегель отметил, что даже «Известное вообще — от того, что оно известно, еще не познано. Обыкновенный самообман и обман других -предполагать при познавании нечто известным и довольствоваться этим; при всех разглаголствованиях такое знание, не зная, что с ним делается, не двигается с места»1. Очевидно, что мы попадаем в более сложную ситуацию, когда имеем дело с категорией и социально-философским феноменом «тайного общества», играющего, можно утверждать, неизвестную роль в жизни человеческого общества.

Предлагаемое диссертационное исследование и ставит целью обратиться к анализу тайного общества как социального феномена, раскрыть основные конкретно-исторические варианты тайных обществ в прошлом и в настоящем, показать их место и роль в общественной жизни. Логично допустить, например, что в жизни современной России роль тайных человеческих сообществ возрастает. Это относится не только к криминальным сообществам, но и к различного рода лоббистам на разных уровнях государственной власти и местного управления, неявным общественным структурам, влияющим на ход социальных процессов. Все это свидетельствует об актуальности избранной темы диссертационного исследования. Однако без рассмотрения процессов, происходящих в обществе и анализа различных подходов к анализу исторической

1 Гегель, Г. В. Ф.Система наук. 4.1. Феноменология духа [Текст] / Г. В. Ф.Гегель.- М.,1959, -Т IV, С.16.

4 реальности невозможно определить роль тайных обществ как

социального феномена.

Проблемы определения будущего человеческого общества, изучения реальных закономерностей его развития, возможности управления процессами этого развития ныне являются одними из самых актуальных и злободневных для современной науки и социальной философии. Ныне никто, кажется, не разделяет распространенные лет 50 назад упования на автоматизм действия законов общественного развития, которые без вмешательства человека приведут общество к оптимальному состоянию. После открытия Д. Сороса рынок (традиционно рассматривающийся как основной механизм стабилизации общественных отношений) превратился едва ли не в главный источник хаоса в экономической жизни, понятны причины популярности идей К.Поппера, отрицающего возможность истории как науки, или Ф. Фукуямы, заявившего, что реальная история завершилась.

Дело осложняется еще и тем, что, по общему мнению, наука история и философия истории пребывают ныне в состоянии кризиса. Одно из ярких тому свидетельств - распространение в обществе идей «метаистории», «историософии» от Н. Гумилева до Л. Андреева. В то же время очевидной закономерностью развития общества в наши дни является возрастание «затребованности» наук об обществе, возросшей необходимости их участия в решениях, принимаемых политиками.

Разумеется, преодоление этого кризиса может быть результатом
многолетнего труда ученых и философов всего мира, да и то лишь при
наличии надлежащих объективных обстоятельств. Преодоление

социального кризиса - вообще проблема скорее практическая, чем теоретическая. Так было всегда. Хотелось бы отметить, что специфика современного общества делает невозможным стихийное (как прежде) решение социальных проблем. Несомненна необходимость теоретической

5 работы в этом направлении. Скромным вкладом в это великое

дело мы и хотели бы сделать наше исследование тайных обществ.

Представляется совершенно очевидным необходимость анализа основных результатов применения научных и философских подходов к изучению истории, психологии и культурологии, религиоведения и социологии, одним словом, всего комплекса гуманитарных наук и философии, поскольку, по нашему глубокому убеждению, изучение человека вне истории и культуры никогда не может дать полноценных выводов, ибо история- это сам способ бытия человека, а культура -поле этого бытия..

Все многообразие имеющихся в науке подходов к изучению истории можно условно разделить на два: «объективный» и «субъективный». Сторонники первого стремятся объяснить конкретный ход истории, исходя из неких общих закономерностей: экономических, политических, духовных и природных (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант К.Маркс).

К представителям «субъективной» школы в понимании истории относятся те ученые, философы, мыслители, которые отстаивали возможность плодотворного вмешательства отдельного индивида или небольшой группы в ход истории, вмешательства, влекущего за собой радикальные изменения в истории (М. Вебер, К. Ясперс, О. Шпенглер).

Очевидно, что эти подходы представляют собой крайности. Однако, далеко не столь очевидна теоретическая возможность преодоления этих крайностей, которая, как представляется, предполагает ориентацию на исследование того социального фактора, который, с одной стороны, включает индивида в общество, обеспечивая, так сказать, его социальную реальность, а с другой,- представляет собой структуру этого общества -систему социальных групп. Феномен социальных групп достаточно широко изучен в социальной философии, социологии, социальной психологии. Вне сомнения, однако, до сих пор оставалось их влияние на закономерности управления обществом (исключение здесь представляют, пожалуй, только

работа Р. Миллса «Властвующая элита» и работы С. Г. Кара-Мурзы. Особый интерес представляет исследование особого вида социальных групп - тайных обществ, которые традиционно рассматривают в науке как криминальные, в лучшем случае, маргинальные образования, находящиеся на периферии общественной жизни и не оказывающие на нее сколь - нибудь значительного влияния. Можно встретить мнение, что Тайные общества -один из видов социальных групп, изучаемых социологией и потому не заслуживающих специального исследования в рамках социальной философии.

Состояние исследования проблемы. В отечественной и зарубежной литературе большое внимание уделено рассмотрению тайных обществ, но в основном эти работы носят описательный характер. Из исследований, посвященных анализу развития общества, следует выделять работы ряда отечественных и зарубежных исследователей, в частности Августина, Аристотеля, М. Вебера, К. Маркса, К. Поппера, Платона, Ф. Фукуямы, К. Ясперса. Социальные группы достаточно подробно рассмотрены в отечественной социологии и социальной психологии: Г. М.Андреевой , А. И. Донцовым А.И, Б. Д. Парыгиным , А. В.Петровским , Б. Ф.Поршневым , В.И. Слободчиковым , С.С. Фроловым , Т. Шибутани, С. Щепальским .

Тематика тайных обществ широко представлена в отечественной и зарубежной литературе следующими авторами: Ж. Бержье, А. Дарол, В.Джемс, Ю.В. Курносовым, Р.Лей, М. Элиаде, Д. Д. Фрезер, Г. Шустер, Э. Шюре, С. Ютен, М. П.Холл.

Ряд исследований носит энциклопедический характер, например: Ц. У. Геккертон «Тайные общества всех веков и всех стран»; С. Смоляницкий «Масонство в его прошлом и настоящем»; М. П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символики»; Ю. В. Курносов «Тайные доктрины вчера и сегодня (Эзотеризм как культурно-исторический феномен)» и др. В ходе проведения настоящего исследования мы использовали также

7
отечественные периодические издания, в которых печатаются

материалы по данной теме в журналах «Социс», «Вопросы философии»,

«Наука и религия», «Знание».

В современной социальной и исторической науке можно выделить несколько подходов к изучению проблем развития общества. В стороне от нашего исследования оказываются концепции, отрицающие какое-либо развитие общества, коль скоро ошибки в его организации исправлены (Конфуций, Платон).

Более обоснованными, на наш взгляд, являются учения просветителей, К. Маркса, М. Вебера, утверждавших наличие прогресса в истории. Большой интерес для нас представляют работы ученых школы Анналов или Новой исторической школы (Франция), воспроизводящих историю как живую реальность, однако представители этой школы не предпринимают каких-либо попыток сформулировать законы существования этой реальности.

Думается, что истина где-то «посередине», а посередине между всеобщими законами и описаниями отдельных событий находятся теории среднего ранга, - в социальной философии - это законы развития социальных групп.

В самом деле, отдельный индивид - такая же абстракция, как и всеобщий закон. На деле индивид всегда является представителем той или иной социальной группы (групп). Именно последняя опосредует отношение индивида и общества, включая индивида в общество, наделяя тем самым реальностью законы развития этого общества, ведь, кроме, как в действиях отдельных людей, эти законы реализоваться не могут.

Речь идет, разумеется, не о больших социальных группах (например, нации, классы). Их статус -результат теоретического исследования, эмпирическая констатация их реальности затруднена. Не могут быть предметом нашего исследования и малые социальные группы, например,

8 семья: они функционируют, создавая некую особую реальность «рядом» с

реальностью общества.

Именно «средние» группы (например, крестьянская община, учебная группа), с одной стороны, эмпирически реальны, с другой стороны -оформляют и определяют реальный выход индивида в общество.

Иными словами, здесь, в исследовании социальных, групп появляется возможность, не порывая с реальностью отдельного индивида, шагнуть к теоретическим обобщениям, соединить воедино подходы «объективной» и «субъективной» истории.

Понятие «социальная группа» может трактоваться предельно широко. Социальная группа — совокупность людей, объединенная общими интересами на основе имущественной, властной и социо - культурной дифференциации. Это понятие - поистине универсальная категория для изучения человеческого общества, ибо, что такое общество - большая (или предельно большая - человечество) социальная группа, индивид в известном смысле та же социальная группа, ибо он «тотальность человеческих проявлений жизни», система всех общественных отношений» (К. Маркс).

Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека "политическим животным" и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Исследованием социальных групп занимались многие авторы - Г. М. Андреева, К.Левин, С. Московичи, А. В. Петровский, Т. Шибутани, и т. д. В самом деле, в действительности индивид вне группы, общества, культуры - такая же абстракция, как и предельно широкие понятия, как «общество», «класс». Не случайно, что любое определение, конкретизацию понятия «индивид» можно осуществить, лишь посредством отнесения индивида к социальной группе. Последняя, по нашему мнению, не только теоретически, но и реально, на практике, выполняет свою основную функцию - быть посредником между индивидом и обществом,

9 так, что можно сказать: индивид реально существует только в группе

(группах), а общество - в системе (системах) групп.

Таким образом, именно понятие «социальная группа» призвано играть в нашей работе роль теоретического конструкта, примеряющего, опосредующего противоположность «объективного» и «субъективного» подходов к изучению истории, что, в свою очередь, делает возможным синтез различных материалов всего многообразия названных выше наук об обществе.

Разумеется, функции, которые играют социальные группы в обществе, весьма многочисленны - интегрирующая, стабилизирующая, нормативная и т. д. Нас интересует только одна - роль социальных групп в социальной реальности, в функционировании социальной структуры общества и, в известной мере (здесь велико значение иных факторов), в изменении присущих обществу картины мира, системы ценностей, стиля мышления.

По мудрому замечанию Б.Ф.Поршнева, постоянно возникающие в каждом обществе (кроме, разумеется, первобытного) новообразования социальных групп представляют собой «результат действия поискового механизма общества, направленного на преобразование его социальной структуры»1 Далее констатации, однако, он не идет. Социальные группы, по мнению Б.Ф. Поршнева, возникают хаотично и функционируют по законам психологии. Для нас же социальные группы - явление вполне закономерное, результат действия законов, более фундаментальных, прежде всего, социальных

Однако, как показывают исследования, определяющую роль в переходные эпохи играют далеко не все социальные группы, а лишь тайные общества, причем часто мистически ориентированные. По мнению Е.Б.Поршневой, «..такие факторы, как экзальтация, обрядность, церемония... рождали ощущение общности, осознание себя как некой

1. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история [Текст]: Сб. науч. тр. / Б. Ф. Поршнев. - М„ 1966, С. 57.

10
социальной группы, связанной единой верой, едиными

замыслами»1. Полученные же откровения, мистические экстазы позволяли

приобщиться к высшему авторитету, к Богу, и, таким образом, и таким

образом, вырваться из оков прежде всесильной традиции.

Почему именно Тайные общества стали предметом нашего исследования?

Прежде всего, тема эта в нашей литературе практически оставалась вне внимания, хотя уже то, что Тайные общества (в разных формах) существовали всегда (от союзов, прошедших инициации, до современных эзотерических обществ), предполагает, что наличие Тайных обществ - одно из необходимых условий существования человеческого общества.

Тайные общества типичны не только для общества переходного периода, так даже в обществах, отличающихся стабильностью, всегда существовали тайные общества (пример тому - Элевсинские мистерии Древней Греции). Вероятно, человек никогда не может удовлетвориться одной лишь «официальной» жизнью. Тайна вообще - одно из необходимых условий человеческого существования, равно как и связанные с Тайными Обществами - игра, Праздник. Исходя из этого, тема нашего исследования представлена: тайные общества как социальный феномен.

До сих пор социальная философия следует известному принципу: «истинно то, что «совершенно очевидно в ясном свете разума»2. Преимущества этого подхода в рамках наук естественных — несомненны. Но не достигнем ли мы большего в науках общественных, если обратим свое внимание также и на «иррациональную тень» человеческой истории? Речь не идет об отказе от принципов научной объективности, а о переносе их на другую сферу. Такой подход представляется особенно актуальным в наши дни.

Поршнева, Е.Б. Тайные общества в старом Китае [Текст] / Е. Б. Поршнева. - М., 1970. - С. 20. 'Декарт, Р. Сочинения в двух томах [Текст] / Р. Декарт. - М.: Мысль 1989г. - ТІ, С. 65

Итак, предмет нашего исследования вполне конкретен:

тайные общества и их влияние на механизмы социального
функционирования. При исследовании тайных обществ мы опираемся на
работы следующих авторов: М. Элиаде «Тайные общества: обряды
инициации и посвящения», Ю. В. Курносова «Тайные доктрины вчера и
сегодня», Э. Шуре «От Сфинкса до Христа», А. Дворкина «Сектоведение»,
Г. Шустера «История тайных союзов, обществ, орденов», Ч. У. Гекертона
«Тайные общества всех веков и всех стран», А. Дарола «Тайные общества»,
В. В. Малявина «Синкретические религии в Китае в XX в.: Традиционное
и посттрадиционное», Г. В.Попова «Тайные культы и мировые

конфессии» и т.д.

Однако, кризисное состояние, которое переживает ныне наука-история, заставляет нас начать исследование с самых общих проблем, а именно, с выяснения базовых понятий, теоретических моделей и методологических подходов к построению истории. В наши дни вновь особую актуальность, причем не только теоретическую, - практическую, приобрели вопросы: Что такое история вообще?

Можно ли говорить о законах истории и если да, то, в каком смысле можно о них говорить?

Какова роль объективного и субъективного факторов в их реализации? Каково соотношение рационального и иррационального в истории? Разумеется, без ответа на эти вопросы само исследование лишается основы. Эти соображения определяют структуру работы и логику ее построения.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является:

исследование влияния тайных обществ на характер функционирования общества;

- исследование деятельности «обществ тайны» как механизма (тайного, сакрального) управления обществом.

12
В связи с этим в диссертационном исследовании

формулируются и решаются следующие задачи:

анализ основных научных и философских подходов к изучению истории общества, их отношение к иррациональным компонентам социального бытия;

рассмотрение понятия «социальная группа» в философии, социологии, социальной психологии для объяснения тайного общества как особого типа социальной группы;

выделение из категории «тайное общество» категории «общество тайны», которая фиксирует механизм соответствующего (скрытого, сакрального или иррационального) управления обществом;

уточнение понятия «общество тайны» (организации, секты, союзы) и анализ их деятельности ;

выявление закономерностей функционирования тайных обществ и их роли в управлении обществом, форм и способов их влияния на общество.

Объектом научного исследования выступают закономерности жизни общества.

Предметом научного исследования в диссертации является тайное общество как социально феномен с присущим ему тайным (скрытым, иррациональным, сакральным) социальным механизмом управления обществом.

Методологическая основа диссертационного исследования.
Общеметодологической основой диссертационного исследования

выступает система методологических установок, выражающая сущность и содержание диалектического метода, общей теории систем, в применении их к тайному обществу как предмету исследования. Мы пользуемся как принципами материалистической гносеологии, так и системного подхода, образующих совокупность взаимосвязанных методов различного уровня познания: философских, общенаучных и конкретно-научных.

13
В качестве философской используется методология

диалектической теории познания, которая с учетом генезиса и истории

развития философского знания выполняет интегративную,

мировоззренческую, нормативно - аксиологическую и критико-

конструктивную.

В соответствии с целями и задачами, которые реализуются в настоящем исследовании, нами в качестве основного избран историко-философский метод исследования источников и конкретно-методологический подход при рассмотрении тайных обществ. Для более точного изложения используется контент - анализ литературы, периодики, программ некоторых тайных обществ.

Реализация принципа историзма предполагает целостный, всесторонний, глубокий и систематический анализ истории формирования и развития тайных обществ, во всем его объеме и содержании с целью выявления логики развития структуры общества. Необходимым является целостное рассмотрение всего хода развития и функционирования тайных организаций от их зарождения вплоть до самых новейших современных форм (мы это делаем на примере христианства).

Первая глава- «Общество. Закономерности его функционирования» - призвана обрисовать теоретическую и методологическую основу исследования.

Приведены основные теоретические модели («метопаттерны») понимания истории (циклический, линеарный, спиралевидный, ковариантный, альтернативно - ризомный, утопический).

В работе же В. А. Кутырева «Современное социальное познание» столь же исчерпывающим образом охарактеризованы основные методологические подходы к изучению общества:

- системно - структурный подход раскрывает внутреннюю

организацию общества, помогая овладеть его сложностью;

- историко-генетический подход позволяет логически обоснованно

выделять типы и этапы общественных преобразований, противостоять случайным, непоследовательным классификациям;

субстратный подход, опираясь на первичность объекта, указывает на происхождение и конкретную реализацию той или иной логической структуры, имея, таким образом, духовно-практическое, воспитательное значение;

гуманитарно - личностный подход как бы переводит объективное знание в сферу человеческого существования, включает его в субъективное освоение мира, содействуя овладению формами общения, совершенствуя межличностные отношения).

Признана продуктивность таких подходов как системно-

деятельностный, общественно-формационный (К. Маркс), социокультурный (М. Вебер, П. Сорокин), структурно-функциональный (Т. Парсонс, Р. Мертон). Думается, что оптимальное отношение их друг к другу есть отношение взаимодополнения.

Разумеется, приведенные выше вопросы далеко не новы, новизна здесь возможна вообще лишь в попытках ответить на них. В этой области к настоящему времени сделано уже достаточно много, что и дает нам возможность опереться на работы К.Маркса, Т. Парсонса, М. Вебера , П. Сорокина , П.К. Гречко, В. А. Кутырева и т.д.

Общим недостатком у названных авторов является стремление игнорировать иррациональные составляющие человеческой культуры и их проявления в истории человеческого общества. Представляется, что устранить иррациональное из человеческой истории невозможно. Какую бы сферу человеческой жизнедеятельности мы ни взяли, везде иррациональное представлено достаточно широко, причем даже в качестве основы, «тени» или «возмущения» рационального, но и порой как высшее его завершение. Таковы, например, интуиция в науке, иррациональное творчество в иных

15 областях человеческой деятельности. Культура в целом построена на

взаимодополнении рационального и иррационального начал.

Попытки постижения роли иррационального в истории предпринимались. Например, Ф. Ницше, описавший оппозицию «аполлонического» и «дионисийского» в античной культуре. Но античная культура отнюдь не является исключением, все культуры имеют в своей основе оппозицию рационального и иррационального. Такое отношение реально существовало между конфуцианством и даосизмом в культуре Китая, между схоластикой и мистицизмом в культуре средневековой Европы.

История общества как реальность

Зрелище беспорядочного водоворота человеческих дел, непрерывные потрясения на протяжении веков приводит нас к естественному вопросу: есть ли у истории смысл? Известно определение истории В. Шекспира, как «история одних безумцев, рассказанная другим безумцам».

До сего времени очень трудно ответить на вопрос, что же собственно, такое есть история, каковы основные закономерности ее развития, ее движущие силы.

Прежде, чем говорить об истории, следует определить, что именно мы будем понимать под этим чрезвычайно многозначительным словом «история». Естественно различать историю как определенную реальность, процесс существования человеческого общества и как науку об этой реальности. Определяющим здесь является, разумеется, первое: всякая наука - только теоретическое выражение ее предмета, последний же раскрывается в научной теории в некоей системе конкретных закономерностей. Какие же закономерности мы можем усмотреть в истории?

Если история- процесс, разворачивающийся во времени, то о каком времени должна идти речь? Только ли о прошлом, или же еще и о настоящем, а, может быть, даже и о будущем? Последнее, с точки зрения здравого смысла, представляется противоречивым: как можно говорить об истории применительно к тому, чего еще не было, а, может быть, никогда и не будет? Тем не менее, все, кто усматривает в истории какие-либо закономерности, не может, естественно, воспринимать настоящее как окончательное завершение истории и вынужден распространять действие этих закономерностей и на последующие эпохи, продолжая, таким образом, историю в будущее.

Уже это позволяет говорить о том, что философия истории всегда выходит за рамки времени; само время для нее своего рода «средство» реализации открытых исторических закономерностей. Понимание смысла истории (о каком бы смысле ни шла речь) всегда принимает вид «победы» человеческого разума над хаотичным и «равнодушным» к человеку и судьбам .. человечества . временем. Побежденное время становится «мерным», перестает быть просто потоком объективных изменений, оно наполняется человеческим содержанием, приобретает ценностный смысл, утрачивая свою «физичность, аксиологическую нейтральность». Время истории - это не время бытия как такового, но ценностно-насыщенное подлинно человеческое время, соизмеримое с существованием отдельного человека, смыслом человеческой жизни, момент человеческой судьбы.

Итак, вся философия истории представляет собой не только (а, может быть, и не столько) результат человеческого познания, но и результат приспособления человеком истории к себе, резюме ценностного отношения к бытию и к своей жизни. История - это, прежде всего, ценность. Не возникает ли уже здесь, в исходном отношении к истории возможность иррациональной трактовки ее?

Любой философ истории будет, конечно, настаивать на том, что открытие им закономерности истории не результат его измышлений. Это ни в коем случае не то, что он желал бы видеть в истории, но, то, что свойственно истории самой по себе, это - закономерности объективного движения человеческого общества.

Но что в таком случае означает само выражение «история - объективный процесс утверждения человеческого общества»? Всякое движение обязательно имеет какое-то направление, содержание, в конце концов, оно есть движение «куда-то» или «к чему-то», то есть имеет цель. В каком же смысле можно говорить о движении человеческого общества в его истории? Можно ли представить историю как движение от одного этапа к другому, более высокому? Так, например, представляет ли античность более высокий этап развития человечества, чем первобытность?

Да, было «изобретено» рабство, построены города, было создано государство, наука, философия. Однако сами люди античного общества очень часто переживали и оценивали этот прогресс как «порчу» человека и человечества, как утрату рая. То, что этот переход от первобытности к античности был связан с ухудшением условий человеческой жизни и деградацией для большинства населения не только моральной, но и физической, самого человека, утверждали Ж.-Ж. Руссо, Ф. Энгельс. И в наши дни совсем не редки философы и ученые, желающие видеть в «языческой первобытности» чуть ли не идеал естественности. Прогресс в истории человечества совершенно очевиден, когда мы сопоставляем данные материального производства, говорим о росте численности людей, усложнении форм социальной организации или о развитии наук, техники. Дело, однако, усложняется, когда мы пытаемся применить этот же подход к истории искусства, философии, морали. В искусстве сам вопрос о том, насколько «выше» и «совершеннее» творчество данного великого поэта, чем творчество его предшественника, вызывает недоумение. Попытки проследить единую линию развития в философии всегда по необходимости сопровождаются схематизацией, вызывающей сомнения, модернизацией. Еще более сложно говорить о прогрессе в области человеческой морали. По существу, здесь очень трудно что-то противопоставить известным аргументам Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэра.

Итак, если мы желаем говорить об истории как о прогрессивном развитии человечества, нам приходится снабжать это утверждение многочисленными оговорками и уточнениями, превращающими, по существу, прогресс - в прогресс «частичный». Но можно ли говорить применительно к истории человечества о «частичном прогрессе»?

Итак, если история не является прогрессивным развитием человечества, то можно ли говорить, что она имеет смысл? На это вопрос философы и мыслители отвечали по-разному:

- История- это «антиценность» - главное ее содержание - постепенное и неуклонное ухудшение как самого человека, так и условий его существования, и заканчивается этот процесс катастрофической гибелью человечества. Это понимание истории было достаточно распространено на протяжении всей эпохи античности, оно в известной мере разделялось так же иудейскими «сектантами», христианскими хилиастами и средневековыми «еретиками»; в наши дни оно представлено различными религиозными и внерелигиозными - течениями «апокалипсизма»;

- История- это ценность, ее содержание - неуклонный прогресс человечества, а конечная «цель» - утверждение достойных условий жизни людей (мыслители эпохи становления буржуазного общества, утописты, Маркс).

Итак, если история имеет смысл, а значит и ценность (антиценность), то таковыми являются либо прогресс, либо регресс человека и человечества. Причины того или другого усматривали либо в «природе» самого человека, объявляя его «злым по природе» (Т. Гоббс, И. Кант), или «неразумным» (А. Шопенгауэр), а то и «радикально глупым» (Ф.Достоевский), наконец, и «добрым» и «умным» [прежде всего рационалисты], либо в действии каких-либо иных внечеловеческих или надчеловеческих сил и сущностей (судьбы в античную эпоху, дьявола -в средние века);самого мироздания- «худшего из миров», - А. Шопенгауэр, либо же, наконец, объективных закономерностей развития науки и техники (современные апокалипсисты)1.

Роль социальных групп в социальной структуре общества

В последние полтора столетия к наукам, имеющим свой специфический интерес в изучении человеческих сообществ и объединений, присоединилась социология. В социологической традиции два понятия претендуют на то, чтобы полно и объемно описывать всю их совокупность, - «группа» и «общность».

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социальной психологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что психологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в психологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Понятие «социальная группа» интернационально по своей природе; оно имеет давнюю традицию разработки и применения как в западных, так и в отечественных областях человеко- и обществознания. А. И. Донцов выделяет 3 важных момента, связанных с эволюцией слова «группа» и его превращением в научное понятие:

- в XVIII в. термин начинает использоваться в европейских языках для обозначения реальных человеческих сообществ, члены которых могут быть объединены некоторым общим признаком;

- во 2-й половине XIX в. реальность, обозначаемая этим термином, становится объектом изучения особой науки - социальной психологии;

-в 10 - 20 гг. XX в. основным объектом изучения социальной психологии становится малая группа - сообщество, в которое человек включен непосредственно самим ходом жизнедеятельности. Понятие группы входит в активный лексикон каждого социолога.

Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности - это наиболее значимое содержание социальной психологии как научной дисциплины с первых лет ее существования. Если вопросы общения интересовали социальных психологов как организаторов определенной практики, то как ученые, исследователи они всегда были верны группе. В отдельные эпохи и в конкретных научных парадигмах социальная психология и групповая психология мыслились как синонимы. Так было в России в послереволюционные годы (вспомним идеи В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского), это же в значительной степени свойственно социально-психологическим ветвям интеракционизма и бихевиоризма.

Тогда что же представляет собой социальная группа? Впервые определение социальной группы дал Томас Гоббс, описав ее как «определенное число людей, объединенных общим интересом». Под «интересами» он понимал социально обусловленные потребности — экономические, политические, духовные. Н. Д. Кондратьев считал, что тенденция развития общества состоит в росте и усложнении общественных групп.

По Мертону, потребности социальных групп характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве и важнейшим свойством потребностей является их взаимосопряженность1.

По А.И. Донцову: «Социальная группа - это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельноси»2. Обращаясь к основным отличительным признакам социальной группы, автор выделяет среди прочих.

«Общество тайны» и тайные общества

Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных событий, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвидимый результат действия известных причин. Рассмотрим само понятие «тайна».

Тайна - это понятие, имеющее несколько смысловых значений. В общем понимании тайна трактуется как нечто неразгаданное, еще непознанное. Употребляются, к примеру, такие выражения, как "тайны природы", "тайны вселенной" и т. п., при этом подразумеваются те явления, сущность которых человеческий разум пока не постиг.

Различные определения понятия «тайна» приводятся в российской научно-правовой литературе. Л. О. Красавчикова считает, что под тайной понимается «определенная информация о действиях определенного лица, не подлежащая разглашению» .

Применительно к органам государственной власти и управления под тайной понимается то, что скрывается от других, что известно строго определенному кругу людей. Иначе говоря, те сведения, которые не подлежат разглашению и составляют тайну. Мы можем рассматривать тайну, как субъективную категорию - это сведения, которые какой-то субъект (в широком понимании) считает необходимым скрыть от других. Если субъект - физическое лицо - устанавливает для себя, что об этом факте, например, его каком-то поступке никому рассказывать не будет, то он засекретил эту информацию. Мы можем рассматривать тайну как объективную категорию - это тайна природы. К этому виду тайн относятся непознанные явления, законы природы, мышления, общества.

Деление тайны на субъективную и объективную в некоторой степени условно. Основной критерий такого деления - это кто устанавливает, что является тайной. Субъект, установивший, что данная информация является, например, государственной тайной, в любой момент может ее рассекретить. Тайна как объективная категория в какой-то мере также является субъективной, так как не познана человечеством как субъектом познания. Но "рассекретить" эту тайну человечество может только тогда, когда данные явления, законы природы будут познаны и открыты.

Думается, однако, что понятие «тайна» не имеет онтологического смысла. Высказывание «природа скрывает свои тайны»- метафора, поскольку предполагает наличие у природы осознанного намерения. Тайна-понятие также и не гносеологическое, (в гносеологии речь может идти только об отсутствии знания), а социально-философское и религиозное. «Тайна» - это то, что возможно лишь в делах человеческих, т.е. в обществе, культуре, истории. Тем не менее, определение понятия «тайна» отсутствует и в научных работах, и в учебных пособиях по истории, культурологии, эстетике, религиоведению. Особенно странным представляется это для двух последних наук. Действительно, разве не является «момент сокрытости, тайны», необходимым условием едва ли не любого эстетического отношения? Что такое, например, «Джоконда» Леонардо да Винчи как не воплощенная тайна? И уж совершенно очевидно это по отношению к религии, всегда предполагающей иной, скрытый от нас мир, который является нам всегда лишь отчасти и лишь для того, чтобы сделать реальной его таинственность.

Особенно велико значение тайны в тех сферах, в.которых человек имеет дело с иррациональным. Можно сказать, что тайна основная форма бытия иррационального. Таковы, в частности, ежегодные празднества первобытного общества, во время которых в мир вторгается хаос, персонифицированный в образе Диониса1, на несколько дней просто сметающий все рациональные установки первобытной культуры, заполняющий пустотное время и, тем самым позволяющий колесу времени года продолжить свое вращение. Именно явление Диониса делает возможным господство Аполлона, продолжающееся все остальное время года. Хаос, иррациональное как бы «оплодотворяет» порядок, рациональное.

Но само праздничное действие, особенно его кульминация - нарушение табу на каннибализм осуществляется в тайне, при этом сокрытый смысл празднества, переживается весьма интенсивно и болезненно. Таков же смысл инициации, мистерий, для осуществления которых и возникают Тайные общества. Социальный смысл, кульминация их деятельности заключается именно в контакте с иррациональной основой человеческого бытия, канализируемой и регулируемой «впуск» иррационального как сакрального и эзотерического в профанное и повседневное бытие общества.

Тайные общества - основная форма развития человеческого общества на ранних этапах его существования. Разумеется, само по себе название «Тайные общества» не очень удачно, мы оставляем его лишь следуя укоренившейся в науке традиции словоупротребления. Членство в тайных Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима [Текст] /Л. Винничук. - М.: Наука, 1988. -С. 57. обществах зачастую никакой тайной не является, им даже гордятся. В наши дни, вероятно, основной причиной увлечения различными оккультными и квазинаучными течениями («Детка», Рериховцы, поклонники Блаватской, контактеры и т.д.) как раз и является стремление достичь позиции «адепта», «посвященного». Конечно, в данном случае, перед нами пример своего рода, крайнего вырождения Тайных обществ. По сути дела, более точным было бы назвать эти социальные группы «Общество тайны» (реальной или мнимой). Основа их функционирования посвящение в тайну

Все тайные общества можно разделить на: закрытые, которые не скрывают самого факта своего существования и частично популяризируют некоторые аспекты своей деятельности (масоны, розенкрейцеры, тамплиеры) и непосредственно тайные, о которых порой известно лишь то, что они существуют и не более того (сатанисты, тоталитарные секты). Наиболее «открытыми» среди тайных обществ являются ордена (в т. ч. масоны -орден вольных каменщиков, мальтийский орден, орден тамплиеров), что особенно заметно в странах запада, где, скажем, масоны действуют иногда вполне открыто, раздают интервью, а порой и допускают на собрания лож непосвященных.

Похожие диссертации на Тайные общества как социально-исторический феномен