Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен духовности в развитии российского общества Хачецуков Заур Махмудович

Феномен духовности в развитии российского общества
<
Феномен духовности в развитии российского общества Феномен духовности в развитии российского общества Феномен духовности в развитии российского общества Феномен духовности в развитии российского общества Феномен духовности в развитии российского общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачецуков Заур Махмудович. Феномен духовности в развитии российского общества : 09.00.11 Хачецуков, Заур Махмудович Феномен духовности в развитии российского общества :социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Ростов-на-Дону, 2007 149 с., Библиогр.: с. 140-149 РГБ ОД, 61:07-9/750

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью осмысления роли феномена духовности в российском обществе. Современная эпоха характеризуется бездуховностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций. Специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано. Вместе с тем, на первый план выступили вполне ясные черты, потребности и ценности частной человеческой жизни, а также экзистенциальной безопасности человека.

Духовное всегда являлось той далекой точкой во вселенной, к которой стремился живой человеческий разум. Античные идеи космогонии, совершенства космического целого заставляли человека искать причины красоты, гармонии и порядка. Вопрос о духовном всегда являлся вопросом о приоритете, о некотором положительном пути, который выбирает человек в процессе осознавания им смысла жизни. Искание этого смысла подчас оборачивалось трагическим признанием несоответствия реального и идеального. Путь поиска ценностных ориентиров представлял колоссальную духовную работу нахождения истины и попытки приблизиться к совершенному в земной жизни человека. Направление этого пути было ориентировано в сторону познания мира, окружающего человека, как мира материальных явлений и процессов, так и той области, которая представляет собой реальность внутреннего мира самого человека. Роль разума в осмыслении этих миров была определяющей. Постепенно созданные произведения человеческой деятельности стали отчуждаться от человека. Достижения в области познания материального мира, нашедшие свое выражение в бурном развитии естествознания и техники, постепенно стали превосходить успехи изучения, связанные с целью подобных достижений, которой является человек. Сложность обоснования и выявления теории прогресса в области человеческих отношений, в вопросах, связанных с духовностью, по аналогии с процессом эволюции, является отражением неоднозначности и актуальности данного явления по сей день.

Тоталитаризм, конформизм, потребительское отношение к миру укоренились в современном пространстве социальной жизни. На фоне этих сопутствующих современности явлений все актуальнее становится вопрос о личностном и индивидуальном целом человека, о смещении ценностной ориентации в сферу обыденного, материального. В силу символьно-знаковой природы духовности, направление к пониманию которой находится в поле идеально-устойчивого мира культуры и вечно меняющегося внутреннего мира человеческого «я», происходит размежевание или смешение понятий «идеальное» и «человеческое», «социальное».

Общество представляет собой систему, в основании которой находится целостность материальной и духовной составляющих. Формы бытия могут выступать как в форме духовных, так и в форме материальных образований. Забвение и недостаточное развитие одной из этих составляющих приводит к разрушению общества как целостного образования, способного сохранять мировоззренческие ориентиры человека.

Вопрос о том, что такое духовность, из чего она слагается и слагается ли, при каких условиях возникает, является вопросом, влияющим на практическую жизнь человека, задающим ценностные ориентиры сохранения человека как существа, способного воспроизводить духовные и, следовательно, жизненные ценности. Современное общество находится на трудном пути преобразований не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и ментальности. Система ценностей и идеалов российского социума переживает тяжелый кризис, общество теряет идеалы прошлого и не приходит к новым устойчивым идеалам. В этой связи довольно остро встает проблема, которая на протяжении всей истории философской мысли не переставала быть в центре внимания философов различных направлений, – проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение. Кризис самоопределения человека и, как следствие, поиск им духовных ориентиров и идеалов, которыми он руководствуется при принятии решений, ослабляет российское общество, снижает его защиту от угроз и вызовов безопасности современной реальности. Видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым в поисках выхода из сложившейся ситуации. Сегодня важно понять возможности общества оказывать влияние на человека, как-то менять его духовный мир, уметь воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов. В этом ключе видна актуальность исследования изучения феномена духовности в российском обществе. Определение типов, видов и форм духовности применительно для России позволит оценить перспективы российской духовной культуры в будущем.

Степень научной разработанности темы. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по проблемам феномена духовности, духовного и духовных ценностей.

Фундамент в изучении духовности заложили классики отечественной философской мысли (В.С. Соловьев, М.А. Антонович, Н.А. Бердяев, С.И. Булгаков, Н.О. Лосский, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, П.А. Кропоткин, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Д.А. Мережковский, В.В. Розанов, С.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, П.А. Флоренский).

В отечественной науке наиболее активно проблема духовного осмысливалась в 20 – 30-е гг. XX в. Затем последовал долгий перерыв, и к этой теме вернулись лишь в 60-е гг., однако основной поток работ приходится только на 80 – 90-е гг. Особенностью исследований этого периода можно считать тесную связь духовности с реальной жизнью человека и общества, в них подчеркивалось национально-особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни страны, что выгодно отличало отечественную традицию от западной, для которой характерно отвлеченное размышление об абстрактных понятиях: «Воли», «Жизни» «Боге» и т.д.

В последние годы в отечественной литературе появилось значительное количество работ, авторы которых исследуют те или иные аспекты духовности, рассматривают ее под разными углами зрения. Среди них работы, посвященные изучению сущности духовного и различных сторон его проявления и функционирования в жизнедеятельности личности и общества, а также условий и факторов формирования и развития духовного мира человека. В них, наряду с анализом основного вопроса, рассматриваются отдельные стороны знаний об обществе и человеке. Особого внимания заслуживают проблемы сущности мышления и познания; сущности человека и человечества как субъект-объектных реальностей; деятельности как фундаментального атрибута человека и общества; самоорганизации и саморегуляции живых систем, в том числе человека, системного понимания и познания социальных явлений; воспитания и образования личности; управления социальными процессами, общественными сферами, людьми; целостности и единства как качественной определенности в состоянии объектов и явлений природы и общества, самого человека.

Вторая группа авторов исследует духовное производство и воспроизводство в противоречивой динамике и статике общественной жизни, сущность и особенности функционирования духовной жизни общества и его культуру. Сакральные основы духовности, философско-теологический уровень рассмотрены в работах Е.Г. Балатушкина, Т.Ю. Бородай, Л.П. Буевой, В.И. Гараджи, Л.И. Григорьевой, П.С. Гуревича, А.Б. Зубова, И.Я. Кантерова.

Большинство авторов единодушны в том, что обобщенная философская теория духовной жизни и деятельности в новых исторических условиях разработана недостаточно. Это объясняется прежде всего тем, что слабо изучены общественные массовые духовные процессы. В результате возник определенный дефицит философских идей, который резко диссонирует с возросшим значением субъективного духовного фактора. Речь идет об одном из приоритетных направлений реформирования нашего общества, суть которого состоит в постоянной заботе о духовном богатстве, культуре каждого человека и общества в целом.

Третья группа ученых вносит значительный вклад в исследование духовности при рассмотрении духовных ценностей, вопросов их реализации в обучении и воспитании личности, в процессе тех или иных видов профессиональной деятельности, в формировании социальных ориентаций и смысла жизни. Особенно важными представляются методологические положения, высказанные рядом авторов при изучении духовных ценностей и их переоценки в новых социально-экономических и политических условиях, системы ценностных ориентаций личности. Отдельными учеными предпринимаются попытки выявить связь переоценок духовных ценностей с крутыми поворотами в исторической жизни, объяснить способ переоценок ценностей как переходных состояний общественного сознания.

Значительная группа исследователей все более осознает и обосновывает существо духовной безопасности общества. Аспекты отражения духовного в культуре проработаны отечественными культурологами. Это труды Э.А. Баллера, В.С. Библера, Г.В. Драча, С.П. Ерасова, Е.В. Завадской, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л.К. Кругловой и др. В своих работах эти авторы обращаются к истокам духа русского народа, его культуре, традициям и обычаям. Это способствует расширению представлений о духовном, углублению понимания особенностей духовного мира россиян.

В связи с этим ставятся и предпринимаются интеллектуальные усилия для изучения тех или иных аспектов духовного обновления личности, сфер ее жизнедеятельности и общества в целом. В работах данного направления духовное обновление рассматривается как одно из действенных средств выхода страны из затянувшегося кризиса. Здесь же анализируется содержание, противоречия и тенденции в развитии духовной жизни общества и личности, особенности и специфика формирования духовного мира современной молодежи. Примечательным явлением последних лет стало изучение духовных состояний личности.

Для понимания сущности духовности важны также работы зарубежных философов А. Бергсона, Р. Гароди, Э. Гуссерля, Г. Гессе, У. Джемса, М. Дюфрена, Р. Ингардена, Э. Жильсона, Ж. Маритена, С. Кьеркегора, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, П. Тейара де Шардена, А. Уайтхеда, Э. Фромма, М. Шелера, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а также огромный объем литературы по проблемам духовного и характера его проявления и функционирования в жизнедеятельности общества и личности, следует заметить, что понимание феномена духовности и его роли в развитии российского общества сегодня не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. В этой связи целесообразно исследовать конкретное значение феномена духовности в развитии российского общества.

Целью диссертационного исследования является концептуализация феномена духовности и выявление его социальной роли в развитии российского общества.

Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи:

концептуализировать феномен духовности;

выявить основные подходы к феномену духовности в социальной философии;

выявить структуру, формы и типы духовности в социально-философском аспекте;

рассмотреть сущность и значение феномена духовности в истории российского общества;

выявить специфику феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе.

определение перспективы развития феномена духовности в российском обществе.

Объектом диссертационного исследования является феномен духовности.

Предметом диссертационного исследования выступает эволюция феномена духовности в развитии российского общества.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания духовности и особенностей ее проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Поскольку тема диссертации носит междисциплинарный характер, постольку ее исследование и изложение требуют сочетания общефилософских и общенаучных методов, в том числе компаративного, системного, аналитического, синтетического, а также диалектических принципов историзма, всесторонности, объективности, конкретности и т.д.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

дано концептуальное определение феномена духовности как следование абсолютной истине в деле, разуме и морали;

выявлены основные подходы к феномену духовности в социальной философии: деятельный, аксиологический, идеологический, а также выявлены основные подходы к пониманию сущности духовности: эссенциальный, конструктивистский, инструменталистский;

выявлено, что феномен духовности базируется на триаде оснований (дело, разум, мораль), по отношению к Абсолюту проявляется как тотальный или локальный феномен, имеет три основные формы (религиозная, светская и светско-религиозная), каждая из которых проявляется в своем культурно-историческом типе (древневосточный, античный, православный, католический, протестантский, исламский, либеральный, коммунистический, конфуцианский, неолиберальный, социалистический, синто-буддистский и т.д.);

установлено, что феномен духовности в развитии российского общества сыграл консолидирующую и народообразующую роль. Спецификой проявления феномена духовности в российской философской мысли можно признать стремление к сакральности Истины и мессианское чувство;

выявлено, что в современном трансформирующемся обществе в отсутствие общепризнанных идеалов произошло разрушение духовности советского типа, но пока новое общество не определило аттракторы консолидации, общепризнанная духовность не проявляется в сознании россиян;

определено, что развитие феномена духовности в российском обществе необходимо для сохранения целостности российского социума и государства. Это требует признания того или иного Абсолюта (светского, либо религиозного) в качестве национально понятой абсолютной истины. Только в этих условиях может быть сформирован тип духовности, адекватный современному российскому обществу.

В данной диссертации, в отличие от остальных работ, предложено авторское понимание феномена духовности, его сущности и роли в развитии российского общества. Выявлена типология духовности по принципу ранжирования оснований духовности и формулировки Абсолюта.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Феномен духовности представляет собой признание Абсолюта как абсолютной истины, стремление к которой определяет высшие экзистенциальные ценности человека и социума, примат духовного над материальным в процессе их взаимного координирования. Триада оснований духовности – деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести). Дух понимается прежде всего как абсолютный идеал, образец и концепт Истины. Понимание души неоднозначно, но в целом она понимается как совокупность внетелесных свойств личности человека, его сознания, подсознания и идеалов. Деятельность человека затрагивает прежде всего тело, мораль – душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека.

  2. Феномен духовности в своем развитии в социально-философской мысли прошел ряд стадий, характеризующихся разной трактовкой оснований духовности, а также разным отношением к базису духовности – Абсолюту. Основания духовности, признаваемые с древности до Нового Времени как трансцедентные и имманентные, приобретают при переходе к современному обществу рациональные и обыденные формы. В Новейшее время складывается тенденция к отрицанию Истины как Абсолюта, в результате чего духовность в современном обществе Запада практически полностью разрушена, в то же время растет потребность в духовности, что выражается в росте религиозного фундаментализма и появлении виртуальных форм духовности.

  3. Структура феномена духовности состоит из взаимозависимых форм и типов. Можно выделить три формы духовности: религиозную, светскую и светско-религиозную. Характеристиками духовности также являеюся формы ее проявления: тотальная и локальная. Каждая форма духовности проявляется в культурно-исторических типах по принципу содержания идеалов: религиозная форма (католический, протестантский, православный, исламский, иудейский типы), светская форма (античный, неолиберальный, социалистический, конфуцианский), светско-религиозная форма (коммунистический, либеральный, синто-буддистский).

  4. Феномен духовности в России сформировался как религиозный на базе православия, затем в советский период принял смешанную форму коммунистического типа. Особенностью этого типа духовности была сакрализация идеалов, имеющих материалистический характер. Духовность в развитии российского общества играет консолидирующую роль, обеспечивает ряд этнических маркеров, определяющих русский народ. Особенностью феномена духовности для российского общества является глубокое религиозное чувство стремления к правде, доброте и красоте, холизм.

  5. Трансформация, которую переживает современное российское общество, выявила точки кризиса смешанного типа советской духовности.. Как следствие, лишенная ориентира-абсолюта советская духовность перестала охватывать все российское общество, в результате чего на постсоветском пространстве началось оформление различных локальных форм духовности на новых основаниях, такие как классическая религиозная духовность (на базе православных или исламских идеалов), светская духовность современного типа (на базе идеалов гуманизма, патриотизма), виртуальная духовность (на базе язычества, национализма, глобализма, виртуальных сообществ).

  6. В развитии российского общества возможны два основных сценария проявления феномена духовности. Первый вариант – формирование единой духовности средствами целенаправленной государственной политики в образовании и просвещении. Второй вариант – сохранение существующей мозаичной идентичности и культуры, и как следствие – виртуальная духовность, либо ряд локальных духовностей.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы работы могут быть использованы при разработке концепции национальной идеи (идеологии) и национальной доктрины обучения и воспитания граждан, в системах различных видов профессиональной подготовки, при решении сложных и противоречивых вопросов взаимодействия в межконфессиональных и межэтнических конфликтах.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в подготовке курса лекций по духовной культуре, а также учебно-методического комплекса по проблемам духовности.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ, в ходе работы Мастер-класса. По разным аспектам темы исследования автор выступал на межвузовских и внутривузовских конференциях, региональных научно-практических конференциях, Всероссийских научных семинарах: «Радикальное направление в исламской идеологии», «Духовные структуры в исламе», «Социализация молодежи на Юге России в XXI веке», «II интеллектуальный конгресс евразийской молодежи». Основные положения диссертации отражены в 4 научных статьях по теме исследования (в том числе 1 в рецензируемом журнале) общим объемом до 1,4 п.л.

Структура работы определяется задачами исследования и включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, приложение и список использованной литературы.

Похожие диссертации на Феномен духовности в развитии российского общества