Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен доверия в социокультурном развитии общества Гельфанова Светлана Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гельфанова Светлана Владимировна. Феномен доверия в социокультурном развитии общества : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гельфанова Светлана Владимировна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2007.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-4/1046

Введение к работе

Актуальность темы исследования Проблема доверия
представляет собой одну из наиболее важных и одновременно
наименее исследованных сторон в жизнедеяісльности

современного российского общества Взяїая в более широком
кошексіе как социально-философская проблема в

жпзнедеяісльпосіи личности и общества в целом, она
характеризует э і\ жпзнедеяіельносіь как систему сложных
социальных взаимосвязей, формирующихся и развивающихся в
особом метафизическом и аксиолошческом пространстве В
частности, такое формирование и развитие взаимосвязей между
разными людьми и обществе в целом происходит под воздействием
духовных факторов веры, надежды, любви Абсолютные
духовные ценности, определяющие доверие, самым
непосредственным образом детерминируют и его

праксиологическую направленность

В современном российском общее use при переходе к рыночной экономике наблюдаеіся определенная девальвация доверия, которое должно было бы скреплять общество в единое целое, опосредовать его существование в принципиально новых условиях глобализации и информатизации Однако мы наблюдаем процесс разрушения доверия, что делает проблему изучения данного феномена и тенденций его развития крайне актуальной Ведь именно от того, удастся ли сохранить и упрочить доверие между людьми, населением и властью, детьми и родителями, работниками и руководителями, во многом зависит и то, насколько эффективными окажутся современные преобразования и насколько прочным, органичным и спаянным будет наше общество

Растущее одиночество индивида в современном мире, ею оічужденность от общественных интересов, его попытки бегства от реатыюй жизни посредством девиантных и делинквенгных форм деяіельносш лишь обосірягот необходимость воссіаиовления доверия между обществом и индивидом, на почве которою индивид действительно может превратиться в личность, представляющую собой высшую ценность гуманного общества и цивилизованного государства

Без доверия невозможен сам процесс жизни человека, і ем более процесс полноценной, счастливой и подлинно боїаюй жизни

Ориентация значительной части современных людей на идеалы меркантильного характера, на материальные блага, их фетишизация лишь отдаляют современного человека о г подлинной жизни, в основе которой лежат абсолютные (духовные) блага, одним из коюрых как раз и выступает доверие

Представляется правомерным утверждение о том, что вне доверия и без доверия индивид не дораетаеі до уровня личносіи, а сама личность не молсет быть социальной, оставаясь в некоем неразвитом своем состоянии Аналогичным образом обстоит дело н с обществом, коюрое вне доверия и без доверия становшея нестабильным, конфликтным и саморазруїнаеіся при любых сколько-нибудь серьезных испытаниях на прочность

Только на основе укрепления доверия наше общество может преодолеть трудности, с которыми оно столкнулось, может не только самосохрапигься как социальная реальность, но и развиваться дальше

Степень разработанности темы.

Необходимо ошеппь, чю еще в сочинениях Ксенофоша Платона, Аристотеля затрагивалась проблема доверия как фрагмент более общих пробтем Так, в учении Платона о государстве молено выделить ряд фрагментов, в которых идет речь о доверии народа к властителям В аристотелевской этике мы также может найти фрагменты, в которых сопоставляются доверие и вера, нравственность, интеллект В эпоху Средневековья проблема доверия также косвенно присутствует в трудах таких мыслителей, как П Абеляр, Ф Аквинский, И Пражский Достаточно, например, сослаться на дискуссию между И Пражским и Я Гусом о доверии к католической церкви Известно, что, доверившись обещаниям власти, Я Гус отправился в Констанц на Собор, где и был сожжен как еретик на костре

Мотивы доверия можно обнаружить и в таких фундаментальных сочинениях, как «Левиафан» Т Гоббса, «Мысли» Б Паскаля, а также в работах Р Декаріа, Ж-Ж Руссо, Д Юма и некоторых других авторов XVII-XVII вв Особым этапом в развитии проблематики доверия стал XIX век В западной Европе проблематика доверия присутствует в сочинениях представителя интуитивизма А Бергсона, родоначальника феноменологии Э Гуссерля, одного из создателей интегративной концепции человека

М Шелера В США данная проблематика частично отражена в пнструменіалисгскои философии прагматизма Дж Дыон

В России социальный характер проблемы доверия был исследован такими русскими мыслителями, как II Бердяев, С Булгаков, II Лосский, Л Толстой, В Соловьев, В Розанов, II Ильин, С Франк

Новым этапом в исследовании проблемы доверия стали рабо ил >чепых XX века (Г Маркузе, Ф Ф\к\яма, К Поппер, I Парсонеп др ), коюрые пришли к выводу о юм, что общее 1ВЛ с низким уровнем доверия нестабильны и бесперспективны Кришкуя Д Локка и Т Гоббса за і о, ню они считали конфликт первичным социальным контакюм человека, Ф Фукуяма четко и последовательно проводит мысль о том, чт таким акюм является все-таки доверие

В современной российской философской литературе крайне мало работ, в которых рассматривалась бы данная проблематика Исключением являются рабо j ы Б Ерасова, А Ветошкина, В Кемерова, с Кара-М)рзы, 1 Орловой К Сюжко, Л Шаба і) рай др , в рабоїах которых мотив доверия присутствует в коиіексіс исследуемых ими более общих проблем Однако в связи с тем, чю круг таких работ достаточно узок, и проблема доверия приобретает в современных условиях особое значение, представляется правомерным обращение к ней в качестве специального объекта социально-философского анализа

Объект исследования - феномен доверия в социокультурном развитии общества

Предмет исследования — социально-онтологические основания доверия как социокультурного феномена

Цель исследования заключается в разработке комплексною, целостного, системного социально-философского подхода к исследованию феномена доверия, охватывающего все уровни социокультурной коммуникации о і ношение человека к самом)' себе, к др)[ом> человеку, к природе, к информации и т п В связи с этим в работе сформулированы следующие задачи

раскрыть субъектно-объектный характер отношения доверия,

выявить роль доверия в формировании предметного характера человеческой деятельности,

раскрьпь содержание феномена доверия как определенной знаковой ситуации,

- проанализировать диалектику доверия и понимания в генезисе
социальных связей,

-определить роль доверия в социокультурном развитии общества,

- рассмотреть основные тенденции развития феномена доверия и
ею морфолої ию в коніексіе развшия современной культуры

Мсюдолої пческан основа исследовании В рабоїс использовань! следующие меюды научного исследования диалектический метод в единстве логическою и историко-эволюционного момепюв, мегод коничествеиного и качественною анализа, мегод сравниіельного анализа и регроспекции, метод группировки данных, синергетический мегод изоморфизма Проблема исследования феномена доверия в отношении к современному российскому общее ту ставится и решается в работе в контексте происходящих сегодня важных процессов глобализации, интеграции, интернационализации, диверсификации информашзации В связи с эгпм іеорешческим и методологическим основанием диссертационного исследования выступает русская философская традиция, в частности, иней представителей идеал-реализма

В качестве важного методологического основания
диссертационной работы используется инструментарий

современной герменевтики, основной проблемой которой является проблема понимания и интерпретации изучаемых феноменов Мы отталкиваемся в первую очередь от отечественных герменевтических попыток объяснения феномена доверия (Н Бердяев, А Ильин, В Розанов, С. Франк и др )

В исследовании феномена доверия мы шли, прежде всего, от осмысления целостности самой человеческой личности, которые вне доверия и без доверия оказываются неполными Тем самым восхождение от абстрактного к конкретному определило логик} и структур) содержания настоящего диссертационного исследования

Научная новизна исследования состоит в следующем 1 Дана характеристика доверия как социокультурною феномена, оказЕлвагощего существенное влияние на состояние и характер развития современной системы социальных отношений

2 Сформучировано определение доверия как сложного
социального отношении, в сір)кі)ре коюрого на ряду с субъектом
и объектом прис)тствуеі определенная социальная (прямая и
обратная) связь, возникающая и развивающаяся на основе
духовною единения ее учасіпиков Обосновано положение о том,
чю высшая степень ілкоіо единения - всеединство (Л 11
Корслвип) обусловливаеі ишерсубъекгивныи и ннтерсубьекгныи
чарам ер данною социальною о і ношения, что принципиально
оілнчаеі его от других социальных отношении

3 Проблема развшия и совершенствования отношения доверия
как ключевого фактора в преодолении разтичиых форм
социального отчуждения в условиях развивающихся процессов
интеграции, глобализации и информатизации поставлена и
решается как проблема предметной деятельности Это означает,
что подлинно предметный характер деятельное і и людей возникаеі
именно на основе доверия как устовия их духовной социализации

4 Па основе имеющихся в социальной философии подходов к
пшолопш лпчноип разработана ав юрская классификация
конкретных форм отношения доверия, которая включає і
сциентистскую, релятивистскую, редукционистскую II
телеологическую модели

5 Предложенная классификация допочнена авторской методикой
изучения генезиса форм отношения доверия, в которой выдепены
проектировочный, конструкшвный, коммуникативный,
организаторский и гностический компоненты

Положении, выносимые на защиту:

Во-первых, доверие представляет собой сложное социальное отношение, в структуре которого имеются субъект и объект социальной связи, наличествуют определенный іип связи, характер и принципы ее построения, а также определенное социокультурное пространство, в рамках которого данная связь развивается Ишериоризация данного отношения, і е переход индивидуальною в социальное, социальною в индивидуальное, индивидуального в личностное и наоборот, отражает многомерность феномена доверия и лежащей в его основе социальной связи Инвариантный, многообразный харакіер такой связи в структуре доверия определяется духовной доминантой

Во-вторых, доверие играет кпючевую роль в определении предметною характера человеческой деятельности как социачьнои деятельности люден Вне доверия обнаруживается социальное отчуждение человека, разрастающееся по мере девальвации доверия как важнейшей социальной дегерминашы в жизнедеятельности общества Результатом такой девальвации являсіся утрата предметности человеческою бытия и человеческой деятельности, поскольку отчисление личности мисіпфицирхег и мифолот изпр\ еі ее существование, отдаляя человека от подлинных смыслов бытия Развитие же доверия как предметности деятельности и общения стимулирует и развитие самих предметов - объектов деятельности - общения самих субьектов социальной взаимосвязи, их субьектности, и, тем самым, способствует приведению в соответствие субьективиого и объективного, субъекпгого и обьектното в структуре тех социокультурных коммуникаций, посредством которых налаживаются общение и деятельность

В-третьих, обосновывается тезис о юм, что до вер т. представляет собой определенную знаковую ситуацию в общении и деятельности людей, в основе которой лежат взаимопонимание, общность объективных интересов людей, общее смыслополагание самой жизни Однако было бы преждевременным утверждать, что одного понимания достаточно для возникновения и развития доверия, поскольку глубинной его интенцией является человеколюбие В качестве характерной черты, свойственной только человеку, человеколюбие как форма духовной и социальной взаимосвязи детерминирует доверие Данное утверждение находится в полном соответствии как с христианской традицией ( о первичности любви по отношению к вере, надежде и другим духовным основам человеческого бытия говорил апостол Павел в послании к коринфянам), так и с идеями культурного, гуманною, цивилизованного общества, провозглашающего высшей ценностью саму человеческую личность Полноценная и целостная личность есть личность, обладающая социальной компетентностью, важным компонентом которой выступает доверие В связи с этим доказывается положение о наличии и функциональной определенности прямой тт обратной связи в структуре отношения доверия Благодаря этому само доверие от понимания и общения переходит в плоскость взаимодействия, высшим проявлением

которого становится согласие, как форма не только социальной, но н духовной социализации человека, коїда он видит в друїом человеке не чужого человека, а человека своего

В-четвертых, доверие имеет слоленую морфологию и може г быть классифицировано по различным критериям на определенные формы и разновидное!и При оби/ей своей духовной 11 соцпллыю-0НТ0ЛОП1ЧЄСКОИ cjinHociii доверие являсіся абсонотиыи блатм человеческой жизни Попытки коммерциализации доверия как ценности кошрпродукшвпы именно потму, чю в своей основе они строя гея не на человеколюбии и бескорысшом взаимодействии, а па рационализме и іедонисіическом подходе Выведение доверия из процесса общее гвенпого разделения і руда, свойственное современной западной философии рассматривался нами как ошибочное, поскольку именно общественное разделение труда основано на доверии, а никак не наоборот

В-пятых, доверие рассматривается нами как секулярная форма духоыюии, свойственная секутярной сфере человеческой жизни Обосновывался іезік. и u>\i чю юверпе не іож іесівенно религиозной вере, поскольку cooiношение понятии веры и доверия обнаруживает не юпько локальный, чисю социальный уровень последнего, но и концентрированное наполнение доверия

Совершенно Определенными СМЫСЛаМИ, ПОрОИ ОТЛИЧНЫМИ 01

смысла веры Тогда как религиозная вера обращает человеческий взор за пределы его собственной жизни, доверие наоборот ориентирует человека на саму жизнь Обосновывая общее и различное между двумя формами духовности, автор проводит идею о том, что духовность - вера - доверие выступают триадой, в которой духовность присутствует в вере и доверии как общее в частностях, как смысл в содержании На основе имеющихся в литературе подходов в работе предложена ав юрская морфология моделей доверия в современном обществе

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическое значение диссертационною исследования состой і в том, что оно восполняет имеющийся пробел в научных представлениях о феномене доверия как сложном социальном отношении, возникающем и развивающемся посредством социокультурного коммуникашрования Значимость проведенного анализа феномена доверия состоит в том, что полученные

теоретические и методологические результаты могут быть использопапы для разработки концептуальных .положении в области реорганизации современной социальной почитики органов юсударсгвеппой вгтасти и органов местпою самоуправления, а іакже для совершенствования всей воепшателыюй работы в епсіеме россіп'їскоіо образования

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных резулыагов в сфере социальної! рабоїьі, в обласні развития спсіемьі социального паргнерсіва и социального сірлховання Предложенные в рабо і е подходы к развпшю ошошения доверия позволят, по мнению автора, существенно скорректировать также деятельность работодателей, общественных организаций и иных заинтересованных с>бъектов в сторону большей социальной ориентации, гуманизации, предотвращения нарастающих тенденций к отчуждению между людьми

Основные идеи и выводы работы могут быть использованы в процессе преподавания учебных к\рсов «Социальная фи.ккофия> «Культуролої пя», «Социальная оптолої ия», «Философия и история науки»

Апробация основных результатов исследования.

Диссертация обсуждалась па заседании кафедры гуманитарных дисциплин Уральского института бизнеса им И А Ильина (декабрь 2006), на кафедре теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (октябрь 2006), на методологическом семинаре в Федеральном Межвузовском центре гуманитарного и социально-экономического образования УрГУ им А М Горького (февраль 2007)

Основные положения диссертационного исследования представлены автором на двух Межтгународных и шести Всероссийских, Межрегиональных, региональных, областных и юродских на\чных конференциях, в шм числе

- на 1У и У Международных научно-боюсловских чіепиях, посвященных памяти И А Ильина (Екаїеринбург 2006, С-Петербург - Ярославль 2007),

- на IX Межрегиональной научно-практической конференции «Современное информационное общество проблемы социально-экономической модернизации» (Екатеринбург 2006),

- \id X Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы хозяйственного развшия России в XXI веке социально-философский асисм» (Екаїеринбург 2007),

на 1 и П городских межвузовских конференциях молодых ученых « Акі)лльньіе проблемы развшия российскою обіцесіва в начате XXI сюлетня» (Екаїернпбурі 2006, 2007)

Всего по іеме диссертации опубликовано 9 рабо г общим объемом 6,2 п л

Ор\кіурл к обьем рабоїьі. Диссертация сосіопі in введения, двух глав, включающих по -I параграфа, заключения и списка использованной лшерапры, содержащею 177 наименовании

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБО II»!

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее научной разработанности, формулируйся цель и задачи исследования, ею научное и практическое значение, ониадьаек я с і рм t\ р,і рабо і ы

Похожие диссертации на Феномен доверия в социокультурном развитии общества