Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Наджафианпур Банудохт

Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ
<
Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наджафианпур Банудохт . Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Наджафианпур Банудохт ;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 135 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен самоубийства как философско-социологическая и психологическая проблема

1.1. Философско-социологическая интерпретация явления суицида

1.2. Психологические аспекты анализа самоубийства женщин

Глава II. Основные причины суицидальных действий среди женщин Ирана и методы их профилактики

2.1. Особенности причин самоубийства иранских женщин ...

2.2. Методы профилактики суицида среди женщин Ирана

Заключение

Список использованной литературы .128

Введение к работе

Актуальность темы исследования обосновывается, прежде всего, тремя основными причинами: во-первых, статистика самоубийства, по сравнению с прошлым не только не сократился, но и увеличился. Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 2003 г. объявил Годом предупреждения самоубийств. Это указывает на то, что, проблема самоубийства не только не нашла своего должного решения, наоборот, она превратилась в одну из насущных проблем, имеющей чреватое последствие для человеческого сообщества. Во-вторых, с развитием технологии и формирования постмодернистской ситуации, а также фрагментацией личности, мы становимся свидетелями современных причин самоубийств, которые не встречаются в предыдущих исследованиях и не были подвергнуты тщательному изучению. В-третьих, негативный опыт самоубийства является особенным и локальным явлением, и исследователи в разных странах сталкиваются с различными его формами.

Для выяснения истинных причин возникновения феномена самоубийства необходимо рассмотрение его в различных аспектах, а также с учетом различных условий, социального и асоциального характера, сопутствующих суициду и затемняющих его действительную природу. Именно в результате анализа такого рода, в ходе рассуждения от противного: ни одно из условий нельзя считать истинной причиной самоубийства - сквозь толщу возможных интерпретаций этого феномена должен проступить собственно философский аспект исследования корней суицида.

Безусловно, суицид имеет также исторический аспект своего изучения, что представляет для философского анализа феномена самоубийства определенный интерес в плане аксиологии (оценки разными народами в разные эпохи существования человеческой цивилизации суицида как негативного и одновременно позитивного явления). Необходимо остановиться на наиболее важных с философской точки зрения моментах исторического анализа.

С учетом вышеназванных причин можно утверждать, что исследование проблемы самоубийства женщин в Иране в социально-философском плане является востребованным.

Женщин, решивших совершить самоубийство, не останавливают ни страх перед смертью, ни религиозные запреты, ни опасения за будущее собственных детей. Способы самые разнообразные: они вешаются, топятся и совершают акты самосожжения.

Многие из спасенных самоубийц признаются, что суицид был лишь попыткой напугать домочадцев и изменить отношение мужа и его семьи.

Как известно, суицид является одной из главных причин преждевременных смертей и каждый год около полумиллиона человек в мире в возрасте до 75 лет лишаются своей жизни таким способом (данные Департамента здравоохранения ВОЗ на 1998 г.). Поэтому проблема смерти человека, особенно суицид, начиная с далекого прошлого и до наших дней, считается из числа сложных и спорных, как для простых людей, так и для мыслителей.

Следует отметить, что самоубийство считается специфической формой ухода из жизни, которую человек лично совершает сам. Она запрещена во всех религиях и культурах народов мира и считается явлением, которое по сравнению с другими формами смерти, вызывает огромное число вопросов. Несомненно, самым важным и ценным капиталом у любого человека является его материальное тело и душа, которые все религии мира, особенно монотеистические, считают самым лучшим божественным даром. На протяжении всей истории, люди ради сохранения своей жизни и эксцессии, вытекающей от сущности их эгоизма, проявляли, в некоторой степени, антигуманные поведения, вели великие и разрушительные войны. Они для удовлетворения своих потребностей и получения прибыли, чтобы обогатиться, встали против природы, по варварски использовали ее богатства, и даже ради достижения этой цели по отношению к себе подобным проявляют насилия.

Актуализация темы диссертационного исследования основывается еще и на том, что самоубийство является очень сложным, многомерным и полным противоречиями социально-психологическим актом субъекта, сущность которого нельзя раскрыть в рамках какой-нибудь отдельной обществоведческой науки.

Поэтому в данном исследовании нами осуществлена попытка рассмотреть проблему самоубийств женщин в рамках методологических возможностей философской науки, с учетом социально-экономической, культурной, психологической особенностями их жизнедеятельности.

Степень разработанности темы. Проблема самоубийства впервые получает теоретическую рефлексию в древнегреческой философии, особенно в учениях Пифагора, Аристотеля, Платона. Именно Аристотель выделил антисоциальную природу суицида и охарактеризовал суицид как действие против целей государства. В работах средневековых мыслителей Святого Августина, Ф. Аквинского развивались идеи о греховности и недопустимости подобного действия. Особая роль принадлежит представлениям Б. Спинозы о социальной детерминированности суицида и недостатке жизнеукрепляющих обстоятельств в социальном окружении.

Начиная с XIX века, проблема суицид рассматривается в научном дискурсе социально-философской науки и занимает достаточно выраженную нишу в социологии девиаций. Абсолютное большинство исследований, посвященных этой проблеме, ориентировано на анализ средовых факторов суицидальности, где отдельный круг вопросов описывает взаимосвязь социокультурных оснований генезиса суицидального поведения. Фундаментальные социологические идеи Э. Дюркгейма, имевшие в основе богатый статистический материал, знаменуют поворот научной социологической мысли к исследованию феномена самоубийства. Помимо теории аномии, методологически ценными в суицидологии рассматриваются, выделенные Э. Дюркгеймом независимые социальные факты: религиозная вера, брачный статус и занятость. Современные исследования, предпринятые в русле данной традиции, по-прежнему ориентируются на типологию социальных форм самоубийства, представление о важнейшей роли социальной поддержки в профилактике суицидальных намерений и многочисленные причинно-следственные закономерности феномена.

Многообразие определений этих ценностей содержится в различных философско-социологических концепциях: феноменологии М. Шелера, функционализме Т. Парсонса, П. Сорокина, позитивизме У. Томаса и Ф. Знанецкого, социологии знания К. Маннгейма. Среди российских социологов ценностный подход разрабатывается в трудах А.П. Вардомацкого, Г.П. Выжлецова, В.Н. Гасилина, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева.

Аксиологическая интерпретация человеческой жизни, в которой постулируется зависимость от социального контроля над процессами жизни и смерти характерна для работ Г. Зиммеля, J. Baudrillard. Теория социального действия понимающей социологии М. Вебера в приложении к суицидальному явлению объясняет многие интерактивные компоненты самоубийства.

Важную часть аксиологического направления в социологии и философии, имеющую значение для нашей работы, составляет экзистенциальная идея о смысле жизни человека, представленная в классических и современных трудах Н. Бердяева, З. Гаджинской, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Соловьева, В. Франкла, В. Чудновского, А. Швейцера.

Социокультурная теория возникновения девиаций характерна для работ М. Фуко и Р. Бенедикта. Вклад научных и эмпирических исследований, проведенных под руководством Я.И. Гилинского в социологию девиаций, характеризуется особым вниманием к тревожным показателям роста суицидального уровня не только в России, но и по всему миру, акцентом на взаимосвязи всех девиантных проявлениях в обстановке нестабильности.

Среди современных исследований суицидальной проблемы значительное место занимает социально-психологическая школа суицидологии, представленная работами A.Г. Амбрумовой, И.В. Бойко, С.В. Бородина, М.С. Занадворова, О.Е. Калашниковой, А.С. Михлина, А.Р. Ратинова, А.С. Слуцкого, B.А. Тихоненко. Влияние одиночества, изолированности на возникновение кризисных состояний подчеркивается в работах О.Е. Калашниковой, Е.Р. Ярской-Смирновой, N. Farberow, M. Simon. Социально-демографический подход к изучению самоубийства развивается в публикациях А.А. Давыдова, Н.П. Кокориной, А.А. Лопатина, И.Б. Орловой, R. Miles, N. Yampey.

Теоретические основы социальной установки суицида обосновываются в трудах Берт Ф. Грин, Г.Г. Дилигенского, Ф. Знанецкого, У. Томаса, C.С. Фролова, В.А. Ядова. В данных работах рассматривается процесс социального конструирования этих установок. Негативное воздействие суицидального подражания отмечается в прикладных исследованиях С.Б. Борисова, Л.И. Постоваловой, T. Bjornson, W. Teacher и др.

Противоречивые отношения, диссонанс, существующий между научным знанием и обыденными представлениями о культурных феноменах, а также между культурой и образом культуры являются объектом анализа постмодернистского направления в социологии культуры, представленного Р. Бартом, П. Бергером, Г. Гарфинкелем, Т. Лукманом, С. Шезшап. Социокультурный анализ аттитюдов к суициду, описывающий различные культурные проявления, как носителей, так и инициаторов суицидальных идей осуществляется в работах Г. Гарфинкеля, Л. Леви-Брюль, P. Aggleton и других.

В анализе проблемы суицида, в частности среди женщин, определенный вклад внесли ученые Ирана. Такие известные иранские исследователи, как Рафи Али Мохсени, Садик Суджуд, Мухаммад Али, Исфандияри, Мохаммад Пур, Бахтияр Неджад и др., а также таджикские ученые Х.О. Хушкадамова, Д.М. Мухамадиев, Р.А. Муминова, С.М. Мирова и другие в своих публикациях подвергали анализу отдельные аспекты данного феномена.

Отметим, что, несмотря на выполненные исследования и изыскания, многие аспекты феномена самоубийства среди женщин, сущность, причины его возникновения и предупреждения в социально-философской интерпретации до сих пор пока еще остаются до конца не изученными. Поэтому нами в данной диссертации осуществлена попытка, на основе полученных результатов, в некоторой степени, восполнить существующий пробел.

Объектом исследования является феномен самоубийства среди иранских и таджикистанских женщин. Эмпирической базой диссертации являются данные социолого-психологического исследования социальных аттитюдов к суициду, проведенного в г. Иламе (Иран) и расположенные вблизи него населенных пунктов.

Предметом исследования выступает система социально-экономических, семейно-бытовых и психологических факторов, влияющих на суицидальное действие женщин.

Цель исследования. Учитывая комплексность подхода к изучению самоубийства в рамках различных областей научного знания, цель работы формулируется следующим образом: на основе анализа реальных факторов жизнедеятельности и полученных результатов социологических исследований выявить основные причины самоубийства среди иранских женщин. Выработать более эффективные методы и принципы профилактики суицидальных действий с их стороны.

В связи с поставленной целью, в данной диссертационной работе осуществляется попытка решения следующих задач:

1. Исследовать феномен суицид в историко-философском контексте и выделить основные направления изучения этого социального явления.

2. Представить философско-социологическое и психологическое объяснения самоубийства с учетом масштабности и важности этого вопроса.

3. Изучить и обосновать такие факторы, как насилие, войны, специфика этнической культуры, конфликт в семье, долг сохранения чести, воздействие негативных условий семейной жизни и др., влияющие на женщин совершить самоубийство.

4. Проанализировать экономические факторы (занятость и безработица, материальная бедность семьи и др.), которые влияют на распространение суицида среди женщин.

5. Обосновать факт влияния последствий социальной отсталости (или развитости) регионов на уровень самоубийства среди иранских женщин.

6. Рассмотреть определение и значение суицидального акта и средств его осуществления с точки зрения женщин, совершивших попытку самоубийства, а также как такое их действие характеризуют семья и окружающие.

7. Показать воздействие коммуникационных возможностей, таких как телевидение, телефон, телекоммуникация и т.д. на уровень самоубийства в разных регионах Ирана.

8. Выявить стратегию предотвращения и предложить рекомендации по профилактике суицидального поведения и снижения суицидального риска среди иранских и таджикистанских женщин.

Методологическую основу исследования составили: системный подход, исторический и логический методы, метод единства индивидуального и социального, основные теоретические концепции западной и отечественной суицидологии и др.

Гипотеза исследования - трансформационные изменения в современной социокультурной ситуации Ирана создали предпосылки для распространения явления суицида среди женщин, где наиболее распространенными его формами являются самосожжение и самоповешение.

Более того, научная гипотеза исследования отражает некоторые факторы, как социально-экономические и психологические, которые влияют на совершение суицида женщинами и между этими факторами наблюдается тесная связь.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют результаты многочисленных социологических исследований, данные Госстата ИРИ, данные Министерства образования, здравоохранения и внутренних дел Ирана о положении состоянии социальных проблем общества и суицида среди женщин.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- впервые осуществляется попытка комплексного социально-философского исследования феномена суицида среди женщин Ирана;

- проанализирована система социально-экономических и культурно-психологических факторов суицидального риска, позволяющая определить институциональные ресурсы его снижения;

- изучены типы действий женщин, находящихся в состоянии конфликта с семьей, группой, родом и определена степень связи этого состояния с актом самоубийства;

- выявлены статистически значимые зависимости величины суицидального риска от конкретных социально-демографических факторов в регионах;

- объективно фиксированы определение и значение суицидального акта и средств его осуществления с точки зрения женщин, совершивших попытку самоубийства;

- соответственно конкретным условиям жизнедеятельности, разработаны и предложены рекомендации по профилактике суицидального поведения и снижения суицидального риска среди иранских женщин.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности:

Работа выполнена в соответствии с разделами паспорта специальности ВАК: 09.00.11 – социальная философия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен самоубийства имеет многомерный характер, и научная рефлексия этого комплексного явления осуществляется в рамках философии, социологии, психологии и психиатрии. Труды зарубежных, а также теоретико-прикладные исследования риска и суицидального действия отечественных ученых, позволяют определить суицидальный риск среди женщин как количественную меру потенциала опасности некоторого неблагоприятного события суицидального поведения.

2. Главными факторами наличия суицидального риска среди женщин в современном иранском обществе являются: 1) социально-демографические факторы (пол, возраст, образование, семейно-бытовые отношения, профессиональный статус); 2) социально-экономические факторы (социальное расслоение, снижение уровня жизни, бедность, безработица); 3) социокультурные факторы (изменение ценностей и ценностных ориентаций, в том числе, ценности труда, традиций, идеалов, распространение алкоголизма, наркомании и пр.); 4) личностные факторы (субъективное мироощущение, социальная неудовлетворенность жизнью, уровень тревожности, кризис социальной идентичности, социальный пессимизм).

3. Согласно результатам проведенных социологических опросов и психологических тестов среди иранских женщин, самоубийство определяется системой мотивов, как осознанных, так и неосознанных. Само действие, проявляющееся в выборе способа самоубийства, условий его осуществления, является результатом осознанной активности (если речь не идет о случаях патологического заболевания психики, или несчастном случае). С другой стороны, предшествующая самому действию психическая деятельность не всегда осознанна. Определение самоубийства как сознательного либо несознательного процесса достаточно условно; оно не отражает всей сущности явления человеческой деятельности

4. Группы субъектов суицидального риска можно выделить по критерию гендера, возраста, семейного положения, социального статуса, образования, места жительства. По результатам эмпирического исследования к субъектам суицидального риска можно отнести респондентов моложе 20 лет и старше 45 лет, получившие образования или без образования. А также суицидальный риск зависит от профессионального статуса: максимальный риск отмечается в группе безработных домохозяек. Рассогласование уровня образования и социального статуса приводит к увеличению суицидального риска и является одной из основных причин возникновения суицидального риска. Эта зависимость является еще одним доказательством социальной природы суицидального риска.

5. Основными направлениями оптимизации профилактической работы среди иранских женщин по снижению суицидального риска, по нашему мнению, являются: 1) совершенствование организации и качества информационной коммуникации; 2) разработка методов диагностики суицидального риска; 3) изменение целей и задач современной системы образования; 4) совершенствование организации, структуры и методов работы социальных служб, осуществляющих профилактическую работу в этом направлении.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении самоубийства как социального явления с учетом различных параметров анализа совместной деятельности индивида и общества, в поиске адекватной самому феномену самоубийства методологии изучения. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы работниками социальной службы для профилактики суицидального риска и оптимизации функционирования служб или подразделений, осуществляющих данный вид деятельности.

Они также могут быть использованы в циклах лекций по социально-философским дисциплинам, спецкурсах по социологии девиаций, социологии культуры, основ медицинской психологии и охраны психического здоровья, теории и практики социальной работы для студентов, магистрантов и аспирантов факультетов социальной работы, социологии, психологии, психиатрии.

Выводы и полученные в исследовании результаты имеют существенную значимость для разработки практических мер по расширению информационной и профилактической работы с кризисными группами населения, а также для дальнейшего развития исследований по суицидальной проблеме в рамках социально-философской науки.

Апробация и опубликованность результатов диссертации. Работа частично и в целом обсуждалась в Отделе социальной философии Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан. Основное содержание, идеи и полученные результаты нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Философско-социологическая интерпретация явления суицида

Несомненно, все явления Вселенной являются объектом философской дискуссии, следовательно, философия является наукой, обсуждающей и рассматривающей общие законы, господствующие над природой, человеком и обществом. Продолжительность жизни философии соразмерна человеческой жизни на Земле, и на протяжении всей истории она подвергалась множественным изменениям, каждый раз отличаясь как-то от предыдущих периодов своего развития. Являясь особой формой общественного сознания, философия выражает не только общие законы реального мира, человеческого сознания, но и взаимосвязь между бытием и мышлением.

Безусловно, ощущение дискомфорта от смерти является одной из основных причин возникновения философского скептицизма. Философы-скептики представляют жизнь и бытие бесцельными и бесполезными, лишенной всякой мудрости. Подобное представление приводит их к недоумению и удивлению, а порой заставляла и продолжает заставлять их думать о суициде. Они размышляли, что, если концом индивидуального человеческого является уход и смерть, то не следовало прийти в этот мир. И теперь, если мы пришли в этот мир без нашей воли, то, по крайней мере, мы можем не позволить, чтобы подобная бесполезность продолжалась, и завершение такой бесполезности является само по себе мудрым поступком. Одной из основных и неопровержимых реальностей для каждого мыслителя является смерть. Смерть рождается вместе с рождением человека, и эти близнецы – жизнь и смерть – постоянно в земной жизни его сопровождают. Хотя человек из-за реальности жизни ощущает смерть, но в связи с непониманием сущности, предает ее забвению.

Следует отметить, что феномен смерти в качестве необходимой и неопровержимой реальности являлся темой изысканий и предметом анализа различных философских школ. И каждая из этих школ, основываясь на осознании и понимании истин человеческой сущности, которыми они обладают, выдвигают свои суждения относительно необходимых ее компонентов. В этом плане материалистическое мышление считает бытие человека ограниченным в теле и признает смерть как исчезновение и конец жизни. Следовательно, согласно учению этой школе, страх от смерти является равным страху исчезновения и погибели.

Однако в божественном понимании реальность человека является его трансцендентной и духовной истиной кроме его тела, и тело для него служит в качестве инструмента. Согласно такому подходу, смерть считается разрывом связи души с телом, поэтому, испытание страха от наступления смерти является невежеством по отношению к этой истине.

Характерно, что Ибн Сина и Мулла Садро на основе своего философского мышления подтверждают вторую теорию. Хотя каждый из них в соответствии со своими философскими принципами выдвигает многочисленные факторы относительно этого страха, тем не менее, в конце концов, они считают основной причиной этого страха невежество людей по отношению к реальности смерти и событий, последовавших после нее. Несмотря на то, что многие философы в истории философии Востока – Ирана, Индии, а также западных стран, особенно Греции после Ренессанса, обращали внимание на проблему смерти, тем не менее, при тщательном обзоре истории философии выявляется, что никто конкретно и систематическим образом не выдвинул точное определение понятия смерти. Без осознания и понимания феномена смерти мы никогда не сможем понять полные размеры нашей жизни и, конечно, ее «другое лицо» по-прежнему будет оставаться в темноте и скрытым.

Как свидетельствует история науки, Шопенгауэр является первым мыслителем, который в значительной степени занялся этим вопросом и утверждал, что: «Смерть является молитвой философа, но молитвой, которая не произносится явно и вслух языком».

В исламе, который руководствуется священной книгой Коран, смерть считается мостом в вечный мир, где человек после воскресения, если был праведным, будет вознагражден, а если был нечестивым, то получит наказание. В Священном Коране говорится: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу».

Смерть здесь не является ужасной вещью, а проявляется в образе ангела милости для праведных и ангела зла для грешных людей.

В действительности, ислам, бесспорно, отображает значение смерти и природу души, деликатно ссылаясь на вопрос выживания души. Испанский философ-экзистенционалист прошлого века Мигель Даванамонд пишет, что я как маленький ребенок или юноша не боюсь ада, но мне страшно, что у меня нет никаких опасений стать жертвой. Святой Августин говорил, что смерть для человека является наказанием за грех, который он свершил в первый день, и страх от смерти не может быть преодолен иначе, как по благодати Божией. Продолжая анализ, заметим, что согласно Сократу, чистота духа проявляется в непотребности и в разрыве от принадлежности и связи от тела. Соответственно, он считает, что смерть есть не что иное, как отделение души от тела. По мнению Платона, смерть не означает исчезновение и разрушение. Она является лишь разделением души от тела и прекращением связи человека с миром образа и тени, фактически – переход от одной стадии жизни на другой.

Психологические аспекты анализа самоубийства женщин

Анализ самоубийства с точки зрения мыслителей ХХ века показывает, что данный феномен подвергался тщательному изучению представителями различных школ экзистенциализма. Они рассматривали самоубийство как возможность вывести жизнь из абсурдной ситуации. Так, Альбер Камю в своей статье «Миф Сириуса» серьезно занялся этим вопросом. Согласно Камю, у Сириуса (греческий бог, который должен был катить камень на гору, а затем катить вниз, некий вид бесцельной и повторяющейся работой с пустым результатом) не было намерения избежать своей неизбежной и повторяющей судьбы, он героически сопротивлялся соблазну совершить самоубийство. Камю полагал, что люди здесь сталкиваются с самообманом в отношении возможности абсурдного свободного выбора, но, в конечном счете, человек сталкивается с затруднением при оставлении ответственности (Кэмпбелл и Коллинсон, 1988). Жан-Поль Сартр также рассматривает самоубийство в качестве свободной возможности при встрече с миром, лишенным смысла.

Характерно, что современный рационализм рассматривает самоубийство в качестве рационального и практического выбора, и в этой связи, считает его приемлемым. Человек, пытающийся покончить жизнь самоубийством в своей ситуации, сталкивается с выбором будущего. Он может представить себе будущее, в котором характеризуется его смерть, и подобное будущее может продолжиться еще час, или же другое будущее, которое больше не является ему доступным. Таким образом, индивид в таких условиях, на основе информации и возможных сценариях, имеющихся в его распоряжении, приступает к рациональному выбору. Подобный рациональный выбор с точки зрения рационалистов считается справедливым и рациональным делом (Брандт, 1975). Гленн Грабер, который считается одним из представителей рационализма, комментировал условия рационального выбора самоубийства.

Следует отметить, что рационалисты в отношении самоубийства оказались объектами многочисленной критики. Рациональные условия и рациональный выбор самоубийства являются расплывчатым вопросом, и мы никогда не будем знать, совершиться ли самоубийство в рациональной ситуации или в иррациональной. Кроме того, рациональность поведения связана с вменяемостью лица, совершающего этот акт. Поскольку условия самоубийства не являются естественными условиями, и мы находимся лицом к лицу с исключительными обстоятельствами и чрезвычайными ситуациями, человек, совершающий самоубийство не располагает необходимыми условиями для принятия рациональных действий, даже во многих случаях он может испытывать сожаление позже, после того, как возвращается в нормальную жизнь после попытки к самоубийству.

Совершенно очевидно, что мыслители с самого начала истории занимались изучением проблемы самоубийства. Хотя взгляды многих из них о самоубийстве не являются достаточно практичными и прикладными, однако своими взглядами, в конечном счете, они пытались дать ответ на некоторые важнейшие вопросы, связанные с суицидом.

Как известно, философия имеет дело с характером самоубийства, ее отношением к бытию и человеческой жизни, отношением самоубийства к метафизическому миру, условиям самоубийств, самое главное, его отношением с другими моралями и ответственностью. Философские дискуссии о самоубийстве никогда не закончатся. Например, философские дискуссии, особенно в современный период, сосредоточены на новых формах самоубийства, в которых больной человек по своему желанию и в сотрудничестве с врачами легко и спокойно совершают суицид. Хотя философия непосредственно не служит основой для анализа самоубийства, но освещает интересы, методы работы и обязанности других дисциплин, таких как социология и психология по объективному освещению его сущности.

Наряду с тем, что философия определяет основу, рамки и инструменты работы других дисциплин в познании социальных явлений, она также участвует в обсуждении абстрактных вопросов и некоторых принципов социальных проблем особенным образом.

Объяснение социальных вопросов и представление о практических стратегиях нуждаются в дополнительных академических исследованиях, так как в настоящее время общественные науки, особенно социология, пристально занимается изучением этого вопроса. Она рассматривает историю самоубийства, его символическое значение, социальные и главные причины (Мак Маннерс, 1981). В этой связи считаем необходимым рассмотреть некоторые основные парадигмы в работах ведущих теоретиков социологии и в области самоубийства.

Уместно напомнить, что впервые системный социологический анализ самоубийства был представлен французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который был уверен, что демонстрацией способности социологии в объяснении самоубийства, можно расширить её пределы относительно других социальных явлений. Мотивация Дюркгейма была направлена на то, чтобы путем изучения этого феномена убедить просвещенцев, вследствие чего социология могла приобрести весомый шанс для своего представления академическому миру. Дюркгейм, как социолог, не имел никакого интереса к исследованию причин самоубийства какои-либо человеком. Он считал, что на этот был вопрос должны ответить психологи. Вместо этого, Дюркгейм интересовался объяснением различий уровня самоубийства, т.е. он проявлял интерес к тому, что – почему одна группа людей имеет более высокий уровень самоубийства по сравнению с другой (Дюркгейм, 1989). Он предполагает, что биолого-психиатрические и психиатрически-социальные факторы являются устойчивыми, в основном, при переходе одной группы в другую или же от одного временного периода на другой временной период. Если уровень случаев самоубийства, переходящий от одной группы в другую группу или из одного временного периода на другой является неустойчивым, Дюркгейм полагал, что подобное различие вытекает из изменений в социологических факторах, в особенности в социальных процессах.

Особенности причин самоубийства иранских женщин

В качестве людей, относящиеся к категории со средним экономическим положением в данном исследовании рассматриваются те люди, средний размер заработной платы которых в Иламе составляет более пятисот долларов и в Таджикистане более ста долларов. Эти люди, как правило, принадлежать городскому слою жителей Тегерана, лучше образованы, их супруги имеют государственные и коммерческие должности и профессии. Среди этой группы также есть люди, которые, с коммуникационной точки зрения, находятся на нижнем и среднем уровнях. Здесь, под средним уровнем подразумевается отсутствие возможности использовать одно или несколько средств массовой информации. Большинство опрошенных людей с коммуникационной точки зрения находятся на среднем уровне, и, как правило, не имеют доступа к Интернету или он очень ограничен. Кроме того, этим социальным слоям очень мало используется спутниковая связь. Так, 22-летняя Фарида - замужняя и 22-летняя Марям - незамужняя, находятся на среднем экономическом уровне, и не имеют возможность использовать спутниковую связь и Интернет. Почти все опрошенные в Таджикистане заявили, что они живут в тяжелых экономических условиях и страдают крайней нищетой. В ходе проведения данного исследования выяснилось, что среди опрошенных не было респондентов, живущих в относительно благоприятных жизненных условиях. Известно, что экономическое положение является определяющим в социально-культурном положении людей. Маркс, например, считает, что экономический базис определяет тип жизни и социальный статус людей. Хотя многие теоретики, например, как Макс Вебер, считают надстройку в качестве определяющего фактора, однако утверждение Маркса относительно того, что экономическое положение и уровень удовлетворенности им влияет на жизнь людей, не вызывает никаких сомнений. Исходя из этого, следует тщательно проанализировать уровень удовлетворенности женщин, совершивших попытку самоубийства в городах Илама и Душанбе и опрошенных, по поводу удовлетворенности своим экономическим положением. Для этого будут рассматриваться три уровня - удовлетворенность работой, удовлетворенность доходами и удовлетворенность экономическим слоем, в котором они находятся, которые будут подвергнуты детальному анализу и разбору. Удовлетворенность людей своей работой определяет – насколько люди довольны своей работой. Подобная удовлетворенность формируется на основе комплекса индивидуальных расчетов по условиям занятости. Люди разделяют виды работ на высокий, средний и низкий уровни. Кроме того, определяющим фактором является степень интереса к работе. Поскольку женщины имеют более низкий уровень работы, чем мужчины, или безработные, то они испытывают более высокую степень общей неудовлетворенности. Полученные ответы респондентов нами разделены на три категории:

Чувство полной неудовлетворенности: Многие из опрошенных иламских и таджикистанских женщин в данном опросе являлись домохозяйками и не работают, поэтому с точки зрения занятости они ощущают многочисленные лишения. Другие люди, имеющие рабочие места, также ощущают аналогичную неудовлетворенность. Что касается женщин с высшим образованием, но являются безработными или, как говорится, домохозяйками, то степень их неудовлетворенности чрезвычайно высока и она считается одним из основных источников чувства их лишений. Например, Зейнаб, 23 года, говорит: «Уровень нашей жизни не похож на других. Мой отец не имеет постоянного места работы. Наш зять преподает в университете. У моего друга хорошее место работы. Я хочу иметь тот же самый уровень жизни, с кем я дружу».

Кроме того, 30-летняя Зулайхо из города Вахдат также очень недовольна своим положением и мечтает иметь хорошую работу с хорошим доходом. Проведенные опросы показали, что неудовлетворенность работой среди иламских и таджикских женщин, попытавших совершить самоубийство, является очень высокой. Многие из них не работают и имеют семьи, те, которые работают, также не довольны своей работой и доходами.

Здесь необходимо рассмотреть различия города Душанбе и города Илама в отношении наличия рабочих мест для женщин. Прежде всего, необходимо отметить, что в городе Илам для женщин существуют возможности для трудоустройства. В Таджикистане подобные возможности трудоустройства для женщин практически отсутствуют. Из числа 30 женщин-таджичек, совершивших попытку самоубийства и опрошенных в данном исследовании, ни одна из них не была трудоустроена и все они зависели от родственников мужа. Относительно уровня удовлетворенности семейным доходом, большинство опрошенных женщин не имели определенный независимый доход, следовательно, в данном разделе в качестве критерия мы выбрали их личный и общий семейный доходы. Люди в этой области, сравнивая себя с другими, уменьшали или увеличивали размер своих доходов. В том случае, если личный доход индивида или же общий семейный доход оказываются ниже доходов других, то в них возникает ощущения некоторого рода лишения, которые в зависимости от людей, с которыми они сравнивают себя, отличаются. Здесь также нами респонденты подразделены на две категории: с чувством абсолюной неудовлетворенности и чувством относительной удовлетворенности.

Полная обездоленность: Как было указано выше, большая часть опрошенных женщин не имели работу и никаких доходов, и в большинстве случаев чувствуют себя в состоянии полной обездоленности. Причиной этому является то, что опрошенные женщины рассматривали совокупный доход семьи, а это представляет собой некоторый род экономической независимости, где доход не приравнивается к конкретному человеку. В большинстве случаев, опрошенные не удовлетворены своими доходами и доходами своих супруг, и чувствуют себя в этой области в полной обездоленности. Например, Наргис, 25 лет, жительница города Душанбе рассказывает, что она замужем и в связи с тем, что не имеет никаких доходов, очень не удовлетворена своей жизнью. Она считает, что по сравнению с другими, в связи с уровнем своих доходов и финансовым положением, чувствует свою обездоленность. По этому поводу она говорит:

Методы профилактики суицида среди женщин Ирана

Как видно, в этом случае, Шабнам считает себя никчемным, и утверждает, что ее жизнь не имеет никакого значения перед лучшей жизнью своего брата и сестер. Когда мы спросили о смелости Шабнама, он ответила, что самоубийство не требует смелости. Жизнь для нее не имеет никакой ценности, и смерть для нее является лучшей. Безусловно, еще одной причиной самоубийства среди женщин является некоторый род обостренного чувства и крайнего эгоизма. В этой форме психических трудностей мы сталкиваемся с неким чувством собственной неполноценности. Но в такой форме неполноценности индивидуальности, приводящей к совершению попытки самоубийства, обвиняются другие, так как они рассматривают при этом статус и достоинства индивида. При такой психической проблеме индивид считается себя достойным более достойной жизни, поэтому у него много ожиданий и требований, которых они не могут обеспечить. Или фактически их требования и ожидания в отношении любви являются нереальными или противоречат условиям экономической бедности, в которой они находятся. Поэтому они всегда находятся в состоянии борьбы, чтобы найти свое истинное место в обществе и в семье. Одной из важнейших форм поведенческого проявления подобной психологической проблемы является насилие в отношении других. Постоянный гнев, избиение младших братьев и сестер, конфликт в школе, конфликты с соседями и т.д. приводят к тому, чтобы она (девушка) признавалась в качестве агрессивного человека в обществе. Именно такая проблема становится поводом того, чтобы другие люди отдаляли себя от нее, при котором изоляция и одиночество индивида усиливает в нем чувство жалости по отношению к себе и своим недостаткам. Наконец, такая психическая проблема представляет собой некую форму самоубийства, обладающей двумя аспектами: Во-первых, человек совершает самоубийство, чтобы освободить свою жизнь и душу от мучений, надвигавшихся на него, и, во-вторых, посредством самоубийства он наказывает других, имевших с ним неподобающее поведение. Результатом такой психологической проблемы являются различные формы самосожжения или самоубийства, связанные с формами насилия. Например, по этому поводу один из респондентов, 23-летняя Зейнаб говорит о себе следующим образом: «Я могу легко не согласиться с тем, что на меня навязывают. Дома все хотят подчинить меня своим уговорам, но я никогда не поддаюсь. Мне всегда хотелось делать то, что мне хотелось. Мне хотелось надевать разнообразную одежду, пойти в парикмахерскую. Мой отец часто уговаривает меня, но я не слушаюсь, поэтому мы постоянно находимся в конфликте. Много раз случалось, что отец бил меня, мать тоже делала то же самое. Наконец, я совершил попытку самоубийств, так как я не хотела жить, как они хотели».

Как становится очевидным из слов Зейнаб, она считает себя независимой личностью и для достижения своих желаний постоянно находилась в конфликте с другими. Ее поведение с родителями было агрессивным. Эта агрессия достигала такой степени, что другие часто считали ее сумасшедшей или умственно отсталой. Продолжительные конфликты между ней и ее семьей, и даже с друзьями создали условия, при которых единственным способом выйти из подобного положения являлось самоубийство. В Таджикистане, как показывают результаты проведенного опроса, также наблюдаются подобные случаи. Так, 13-летняя Парвона из Курган-Тюбе говорит об условиях своей жизни следующим образом: «Мои родители часто мучили меня. Особенно у меня был конфликт со своим братом. Дело дошло до того, что разлила кипящую воду на своего старшего брата так, что его повезли в больницу. Мои конфликты привели к тому, чтобы все встали против меня. Меня избивали, чтобы я прекратила свои действия, но я не была готова сдаваться. Они хотели, чтобы я была похожа на рабыню, но я не соглашалась. Дело дошло до того, что больше я не могла вытерпеть сложившуюся ситуацию, и в конечном итоге, я совершила попытку самоубийства, чтобы положить этому конец». Эти случаи убеждают, что психологическая мотивация, манера ответа и реакция людей с отклонениями в психике в ситуациях, когда они страдают от себялюбия или эгоизма, являются очень похожими друг на друга. Они всегда считают себя правыми, направляют свое насилие против других, считая их ответственными за свое несчастье. Насилие у таких людей достигает своей кульминации в ситуациях, когда они обратят внимание на свой внутренний мир и саморазрушение. В таких условиях человек может совершить попытку самоубийства. Разумеется, здесь необходимо также отметить условия жизни этих женщин. В то время как во многих культурах, мужчины выступают в качестве социально приемлемого насилующего объекта, насилия, гнев и раздражительность у женщин им рассматривается как аномалия. Следовательно, реакция против насилия женщин становится более серьезной. В ходе интервью выяснилось, что женщины не хотят быть приученными мужчинами и их рабыней, и основные их усилия направлены для достижения равных долей в жизни. В этой связи радикальные теории феминизма утверждают, что женщины для достижения своих особенных целей и намерений, вынуждены совершить насилие, и единственным способом для этого является самоубийство, представляющее собой крайнюю форму использования своего тела в форме борьбы с окружающими.

Похожие диссертации на Суицид среди женщин Ирана: философско-социологический анализ