Введение к работе
Актуальность темы. Существенные сдвиги в уровне жизни членов современных обществ повысили качество жизни, но в то же время многие проблемы, связанные с обеспечением равенства социальных групп и общностей, пока еще остаются открытыми. В данной ситуации наиболее уязвимыми социальными группами оказываются женщины, поскольку они порой менее всего востребованы на рынке труда. Естественно, это усиливает их зависимость от социальной политики государства и программ, направленных на их поддержку для реализации потенциала и карьерного роста. Это характерно для всех обществ, но наиболее ярко проявляется в традиционных обществах в силу особенностей влияния традиции на решение политических вопросов и общественного мнения, признающего неравенство мужчин и женщин. Такой склад общественного мнения особенно характерен для мусульманских обществ, хотя многие идеологи ислама очень громко выступают о правах женщин, основанных на религиозных канонах, в частности на Коране и хади-сах. В данной диссертационной работе осуществлена попытка исследовать проблему феминизации бедности в процессе социально-экономических изменений в современной Исламской Республике Иран. Современный Иран - это общество, чья экономика и социальные структуры, культура, мировоззренческие ориентиры находятся в поиске таких форм общественной жизни, которые способны решить имеющиеся проблемы, как порожденные внутренней и внешней политикой государства, так и вызванные современным развитием человеческой цивилизации в целом. В силу сказанного, весьма актуальное значение приобретает вопрос о месте и роли женщин в исламском государстве (традиционном обществе). Отсюда вытекает необходимость анализа уже сложившегося типа миропонимания, необходимость выявления в культуре, в знании элементов, наиболее эффективно проявившихся в предшествующей истории и способных в наши дни помочь преодолеть стереотипы сознания, не совместимые с современным этапом развития. Как показывает практика, зависимость женщин в мусульманских странах в структуре общественного производства в отличие от индустриально развитых стран имеет не только формально-институциональный характер, вытекающий из социальной политики государства, но и часто опирается на ценности традиционного отношения к положению
женщин в структуре общественного производства. Это в определенной степени служит основанием для неравного доступа женщин к ресурсам, охвата их занятостью в сфере общественного труда.
Следует отметить, что в XX веке сделан существенный сдвиг в доступе женщин к вхождению в структуру общественного производства. Можно видеть, что женщины в единичных случаях могут сделать карьерный рост в сфере высокооплачиваемых работ. В то же время абсолютное большинство женщин, даже обладая высококвалифицированными навыками, тем не менее, не имеют равного доступа к возможности занимать соответствующее положение в структуре общественного производства. В современных мусульманских государствах в последние годы наблюдается тенденция к решению вопроса на цивилизованном уровне. Но чаще эти намерения ограничиваются акцентированием внимания на поиске имеющихся в багаже культурного опыта мусульманского социума ценностей, признающих относительное равенство положения женщин и мужчин в обществе. Но вопрос о структурном преобразовании, которое даст женщинам равные с мужчинами возможности в структуре общественного производства, остается открытым. Так, без выработки приоритетов социальной политики государства и программ, направленных на поддержку женщин для реализации их потенциала и карьерного роста, невозможно осуществить действия, направленные на преобразования в структуре общественного производства и открытие равного доступа женщин не только к ограниченным сферам, но и к приоритетным для них областям. Ввиду вышеизложенной ситуации вытекает необходимость социально-философского анализа данной проблемы. В связи с этим нами предпринята попытка на примере современного иранского общества рассмотреть данную проблему с привлечением материалов по положению особой социальной страты - женщин - попечителей семей.
Почти в 9% иранских семей женщины являются попечителями. Эти женщины обладают специфическими социальными, психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. В последнее время роль и положение женщины в иранском обществе изменились кардинальным образом. Женщины, возглавляющие домашние хозяйства в Иране, являются разведенными, либо вдовами, либо незамужними женщинами, либо замужними женщинами с безвестно пропавшими
мужьями, с мужьями безработными, наркоманами и лишенными свободы, с мужьями, находящимися в миграции. Такие женщины испытывают большее психологическое напряжение, чем другие женщины, и имеют более низкое качество жизни. Количество ролей, которые выполняют женщины - опекуны семей, имеет непосредственное влияние на возникновение стресса, обострение психических расстройств и появление физических болезней. В связи с этим поддержка или неподдержка государства и общества имеет непосредственное и решающее влияние на уменьшение этих давлений.
Степень разработанности проблемы. Проблемы пола и взаимоотношения полов интересовали умы интеллектуалов еще в древности. Античные философы Платон, Аристотель1 исходили из того принципа, что «мужское» и «женское» - это два не взаимосвязанных, а противоположных начала. Мужское - основное, положительное, активное; женское - производное, пассивное. В эпоху средневековья доминирующей идеологией становятся религиозные концепции, которые формировали основание для дискурса по проблематике пола
В традиции ирано-таджикской философской мысли вопросы взаимоотношения полов рассматривались в рамках практической философии, основывающейся на исламской концепции и античной школе перипатетиков. Таджикско-персидские мыслители Абу Али ибн Сино, Унсурмаали Кайкавус, Джалолиддин Давони, просветители "Ахмади Дониш, Абдурауф Фитрат в своих трудах, в основном, актуализировали проблемы семьи, семейных отношений и вопрос о мужестве. Сочинение Абу Али ибн Сино «Тадбири манзил» («Домоводство») заслуженно считается фундаментальным источником по практической философии, которое подвергает философскому анализу традиционные концепции мужественности и женственности.
'См.: Платой. Государство// Платон. Собр. соч.: В 4 т. М.: 1994. Т. 3.; Аристотель. Политика//Аристотель. Собр. Соч.: В 4т. М.: "Мысль. 1983. ТА
2 См Сино Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1983. Чнл.2:
Унсуралмаали. Кабуснаме // Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе, 1986.
С.13-122: Мирбобоев М. Этика Джалолиддина Давони. -Душанбе: Дониш. 1992: Ахмади
Дониш «Об этике брака и объяснение враждования теши», «Рассказ хаджи, польза путе
шествий и характер женщин» //Асархои мунтахаб. Нашриети даилатии Точикистон, 1959;
Абдурауф Фитрат. «Зеркало добрых нравов» //Махмаджонова М. История становления
представлений о социальных ролях человека таджикскими просветителями //Тендерная
система: состояние и тенденция развития. Душанбе, 2004. С. 160-174.
3 См Сино Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1983. Чил 2.
В эпоху Просвещения жесткий религиозный дискурс в некоторой степени смягчается под влиянием идей гуманизма и в дальнейшем развивается в философских воззрениях представителей немецкой классической философии Г.Гегеля, И.Фихте, И.Канта.1 Тендерные проблемы классиками марксизма были представлены как проблемы равноправия полов, но в конечном счете они свели их к проблеме «женщин», актуализируя «женский вопрос».2
В XIX веке в Европе и Америке развитие индустриального капитализма породило новые парадигмы в философской мысли. На этой базе сформировалась идеология феминизма, делающая акцент на равных социальных, культурных правах женщин с мужчинами. Французский философ-экзистенциалист Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» попыталась объяснить феномен тендерного неравенства и причины происхождения сексизма в обществе и культуре на уровне философской мысли. Эта книга оказала огромное влияние на развитие философии феминизма в XX веке.3
В работах таджикских ученых Ш.Шоисматуллоева, А.Куватовой и М.Хегай анализируются проблемы женской занятости, доступа женщин к образованию, ресурсам, защиты политических, социально-экономических прав женщин, многоженства.4 С. Косымова в своих исследованиях анализирует проблемы тендерной системы в контексте процессов социальных изменений в таджикском обществе.5 Отдавая
1 См.: Гегель. Философия права М, 1990. С.209-215; Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Kairr И. Соч.: В 6 т. М., 1966; Фихте И. Основоположения естественного права, согласно принципам наукоучения//Философские науки. - 1972. - №2. -С. 121-123.
См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.23; Бабель А. Женщины и социализм. М.: Политическая литература, 1959.
См.: Де Бовуар С. Второй пол. СПб.: Алетейя, 1997.
См.: Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи // Известия АН PT: Серия: философия и правоведение. -2002. - № 3-4. - С.90-99; Куватова А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана // Общественное мнение и социальная трансформация общества (на материалах социологических исследований в Таджикистане). - Душанбе, 1997. - С.31-38; Тендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Душанбе: Информационное агентство «Азия-Плюс», 1999; Куватова А.А., Хегай М.Н. Женщина в переходный период // Известия АН РТ: - Душанбе, 1997. - №1. - С.67-75; Современная женщина в семье, на работе и в политике, тендерный аспект. - Душанбе, 1998; Женские тендерные исследования в Таджикистане. Национальный отчет. 1999. - Душанбе, 2000; Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. - Душанбе, 2002.
См.: Касымова С. Тендерная система в контексте социальных изменений таджикского общества. Душанбе, 2004.
должное научной и практической значимости работ, посвященных анализу тендерной ситуации таджикского общества, вместе с тем необходимо отметить, что эти работы послужили только методологической основой для нашего исследования
Проблемы, связанные с социальным положением женщин в Исламской Республике Иран в последние годы, в современных социальных исследованиях иранских ученых рассматриваются в связи с изучением социальной структуры общества.
В этих работах чаще всего основное внимание исследователей обращается на теоретическое обоснование проблемы социального неравенства среди различных социальных слоев населения, в том числе женщин. Наряду с этим в последнее десятилетие появились работы, где внимание исследователей направлено на изучение отдельных социальных групп и слоев женщин, ъ частности женщин-одиночек.2 В то же время следует отметить., что е этих работах пока отсутствует целостный взгляд на проблему и детальный анализ факторов, способствующих сохранению и увеличению социального неравенства женщин-опекунов по сравнению с другими социальными слоями и группами женской части населения Ирана. Настоящее исследование направлено на осмысление и выявление факторов, служащих основанием для сохранения и обострения в современном иранском обществе социального неравенства такой специфической социальной страты как женщины - опекуны семей.
Все еще не определены методологические подходы в исследовании гендерных проблем иранского общества, нет конкретного целенаправленного исследования этого вопроса. Исходя из изложенного и определяются цель и задачи настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенностей проявления гендерного неравен-
' Али Камоли Введение в социологию неравенства. 3-е изд. Тегеран. 1388 (на перс, яз.); Бехном Дж. Социальная структура семьи и родственные связи » Кране. Тегеран: Изд-во «Хоразми» 1350 (на перс, яз.); Тахи Озоди Армани. Социальные изменения в Иране,Тегеран Изд-во «Нашри ичтимои», 1384 (на перс, яз.); Фаридаи Хато. Социальная политика: классическая и постклассическая теории и сравнительный анал из. Тегеран: Интишороти «Джомишиноси», 1389 (напере, яз.).
- Мухаммад Абдуллохи. Женщины на публичной арене (сери» исследовании). Тегеран: Интишороти «Джомишиноси», 1387(иа перс, яз.); Хадича Сафнри, Соро Ижмийи. Гевдерная социология. Тегеран- Интишороти «Джомишиноси», 1389 (на nqje. яз.); Манижа Максуд». Женщины, становящиеся мужчинами. Тегеран: Иіггишороти «Джомишиноси)». 1388 (на перс. яз.).
ства в современном иранском обществе и способов его нивелирования. Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть социальный аспект проявления социального неравенства на примере положения женщин - опекунов семей в современном иранском обществе;
выявить особенности тендерного неравенства в структуре общественного производства традиционных и индустриальных обществ;
проанализировать тендерное неравенство как фактор социального дискомфорта женщин-попечителей в обществе;
проанализировать образование как фактор, минимизирующий тендерное неравенство женщин - опекунов семей;
проанализировать особенности восприятия положения женщин - попечителей семей в современном иранском обществе и влияние этого восприятия на социальное самоощущение женщин-попечителей;
показать меры, предпринимаемые современным иранским обществом для улучшения социального положения женщин - опекунов семей и открытия им доступа к основным ресурсам развития.
Объектом исследования является тендерное неравенство в контексте социально-экономических изменений в ИРИ.
Предметом исследования выступает социальное положение женщин - опекунов семей и самопопечителей в контексте процесса феминизации бедности в современном иранском обществе.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу диссертационного исследования был положен социально-философский подход, позволяющий анализировать изучаемое явление в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. При подготовке диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала. Диссертант использовал системный, сравнительный, структурно-функциональный методы исследования. При анализе проблем важным источником явились официальные и неофициальные статистические материалы о социальном положении членов общества по тендерному признаку в сфере общественного производства, а также программные документы по решению вопросов, связанных с тендерным неравенством в современном иранском обществе, материалы конкретных социологических исследований.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:
выявлено, что тендерное неравенство в обществе воспроизводится общественным разделением труда и поощряемой им степенью доступа полов к общественным ресурсам развития;
показано, что способ организации общественной жизни социума в форме традиционного и индустриального цивилизационных типов влияет и на культивирование принципов тендерного неравенства, особенно среди женщин - опекунов семей;
выявлено, что женщины - опекуны семей как особая категория населения всегда имели место в человеческом обществе в силу возложения на них функции ведения домохозяйства в результате социальных и естественных причин (разводов, смерти мужа, природных катаклизмов, войн и т.д.);
проанализировано, что улучшение социально-экономического положения женщин - опекунов семей имеет непосредственное влияние на обеспечение стабильного развития общества и снижение уровня девиантного поведения среди молодежи.
Данные аспекты научной новизны диссертационного исследования выносятся как основные положения на защиту.
Теоретическая н практическая значимость диссертации. Полученные результаты и выводы исследования имеют теоретическое и практическое значение для поиска эффективных механизмов преодоления тендерного неравенства в традиционном обществе. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении современных процессов в традиционных, мусульманских обществах, что существенно обогащает тендерную теорию.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как социальная философия, социология, психология, культурология и политология.
Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена на заседании отдела социальной философии 14 февраля 2011. После доработки с учетом замечаний рецензентов диссертационная работа повторно была обсуждена 6 мая 2011 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации нашли свое отражение в статьях автора по тендерной и социальной проблематике, опубликованных в г.Душанбе и Иране.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.