Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Хомик Виталий Мефодьевич

Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия
<
Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хомик Виталий Мефодьевич. Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ставрополь, 2003 166 c. РГБ ОД, 61:04-9/323

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования сублимации творчества

1.1 Аксиологическая методология анализа сублимации творчества

1.2 Сублимация творчества в ценностных ориентациях личности 3 7

Глава 2. Реализация принципа сублимации творчества в управлении современным обществом

2.1 Сублимация творчества в проекциях социального развития

2.2 Проблемность сублимации творчества в социально-философской онтологии

2.3 Контуры перспективной системы сублимации творчества 104

Заключение

Примечания 143

Библиография 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное понимание сублимации творчества индивида и общества позволяет считать доказанным, что во все эпохи, наибольших совокупных результатов добивались те цивилизации и культуры, политические системы и режимы, общества и государства, которые делали предметом постоянного возведения к высшей ценности - построение гуманных отношений, справедливых для большинства людей.

Возведение творчества к высшей ценности, его определение, изучение и рационализация средствами социальной философии - это вопрос об уровне социально-исторических, культурных и экономических притязаний общества в целом. Творчество - это и состояние социума, и показатель стремления человека к благополучной жизни, обеспеченной, достойной и процветающей. Такие стремления постоянно корректируются как сознательно организованными, так и стихийными идеологическими, социальными и политическими процессами и конфликтами.

Уже сегодня ни одно государство или общество не может долго жить в самоизоляции, не расплачиваясь за это нарастающей отсталостью по всем направлениям, в том числе сужением материальных возможностей и духовных горизонтов личности и общества. Социально-философский анализ сублимации творчества содержит ответ на вопрос о том, как и во имя чего, строить социальные связи в постоянно обновляющемся микро- и макросоциальном пространстве.

Ориентация морального сознания и всего духовного мира личности на новые потребности, порожденные развитием социальных отношений, с одной стороны, и отставание морального сознания и практики, наличие противоречий и конфликтности в сфере социального управления - с другой, требуют новых подходов к определению условий сублимации творчества над общественным и индивидуальным сознанием. Возможности сознательного

научного управления всеми процессами общественной жизни неразрывно связаны с установлением критериев сублимации творчества, которые, в свою очередь, создают объективные и субъективные ориентации в интересах возвышения социальных отношений на новый, более высокий уровень, в едином комплексе представлений о гуманизации всех сторон общественной жизни. В этих целях необходимо по-новому проанализировать место и роль сублимации творчества в социальном управлении, обосновать включение проблем духовности и нравственности в методологию его философского анализа.

Сублимация творчества, как интегративная компонента индивидуального и общественного сознания, не должна абсолютизировать какие бы то ни было конкретные модели социального устройства, а тем более - канонизировать их. Для преодоления конфликта ценностей, необходимо исходить из презумпции терпимости и взаимодополняемости, ориентироваться на поиски конструктивного социального взаимодействия, на исключение любых форм дискриминации и расширение свободы творчества.

Степень научной разработанности проблемы. Традиция социально-философского исследования жизнедеятельности личности, общественных отношений, широко представлена в трудах отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на то, что современная сублимация творчества до сих пор не была выведена в качестве самостоятельного предмета философского анализа, характерной чертой ряда трудов является стремление ученых рассматривать проблемы наиболее справедливого общественного устройства исходя из приоритета общественных отношений и ценности личности. С этим связано внимание философов к вопросам общественного детерминизма (В. Эйхгорн, Э. Хаан) рациональности и логики социальных наук (Т. Адорно, П.П. Гайденко, Э. Гуссерль, К. Поппер).

Всеобщие эпистемологические предпосылки познавательного процесса, рассмотренные по отношению к частному социально-философскому знанию, имеющему, впрочем, важное социально-культурное

значение, позволяют выделить при анализе сублимации творчества исследования, осуществляемые не менее чем в двух направлениях -сциентистские (неопозивитизм, критический рационализм, неореализм и др.), а также антисциентистские (экзистенциализм, философская антропология, ряд направлений религиозной философии). Самостоятельные постулаты реализации сублимации творчества предлагались в трудах Н. Гартмана, Д. Скотта, М. Шелера, Б.П. Вышеславцева.

Механизм взаимодействия общества и личности в творчестве, раскрывается при исследовании воздействия на личность социальной среды, в том числе микросреды (Л.П. Буева, Ю.В. Сычев), коллектива (Г.М. Гак, П.Е. Кряжев, А.К. Уледов), а также в анализе связи общественных отношений со структурой личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Дроздов, К.К. Платонов), посредством выделения в личности социально значимых свойств, черт, имеющих массовую типизацию (Г.Л. Смирнов), при рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций (А. Мейер), с помощью анализа усвоения индивидом определенной системы социальных ролей (И.С. Кон), развития социальной роли личности (Е.А. Ануфриев), выделения и изучения ценностной ориентации личности (В.П. Тугаринов, З.И. Файнбург). Активно изучается деятельность личности в обществе, человек как субъект общественных отношений: тип связей индивидов с миром (Т.Я. Ярошевский), становление индивида в личность посредством его дел и общественной позиции (П.Е. Кряжев), социальная деятельность (Л.П. Буева), источники деятельности личности (Д.А. Кикнадзе, Н.А. Мосодавио, Л.М. Романовская), их роль (Л.В. Сохань), структура и прогнозирование (X. Кулов), проблема смысла жизни (Э. Керн, В.И. Шинкарук), свободы и ответственности личности (Г. Аптекер, В.Е. Давидович, Т.И. Ойзерман, Г.Л. Смирнов).

Системно-исторический подход позволил выделить в структуре сублимации творчества те элементы, о наличии которых писали в свое время

6 классики социально-утопических теорий Т. Мор, Д. Уинстэнли, Т. Кампанелла, Д. Верас, Г. Мабли и их последователи во Франции, в Англии и России.

Исходные фактические положения для выявления социокультурной детерминации сублимации творчества сформулированы с учетом идей и выводов, содержащихся в трудах А.С. Ахиезера, СБ. Борисова, П.С. Гуревич, Л.А. Коган, Н.И. Лапина, Э.Х. Салахова, A.M. Шишкова.

Важное значение в современных исследованиях сублимации творчества принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые для данного исследования теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А. Дж. Айера, Э. Кассирера, С. Киркегора, Э. Левинас, X. Ортега-и-Гассета.

Вместе с тем, перечисление объемного списка имен и авторов, не является свидетельством достаточной изученности возможных подходов к раскрытию предмета исследования средствами социальной философии. И хотя диссертация не претендует на всеобъемлющее определение такой сложной конструкции как сублимация творчества, тем не менее, настоящая работа открывает новый ракурс, а следовательно, создает и новые возможности для дальнейших продуктивных исследований по теме.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания сублимации творчества, как аксиологически выраженной концепции индивидуального и общественного сознания в меняющемся мире.

Достижение названной цели предполагает решение следующих основных задач:

- раскрыть содержание сублимации творчества через призму
социально-философской теории истории и культуры общества;

- определить специфику влияния социокультурных факторов на
структуру, цели и логику построения социально-философской теории
сублимации творчества;

- на основе анализа трудов отечественных и западноевропейских
исследователей, установить методологию определения наиболее
эффективных подходов к изучению сущности и особенностей сублимации
творчества в современных условиях;

- выявить условия и охарактеризовать причины возрастания
потребности современного общества в социально-философском обосновании
сублимации творчества;

выделить универсальные принципы формирования аксиологических интенций в системах сублимации творчества;

показать возрастание роли сублимации творчества в социальных трансформациях современного общества, в том числе при определении его гуманистических перспектив.

Объектом исследования является философское обоснование аксиологических приоритетов сублимации творчества.

Предмет исследования - феномен реализации сублимации творчества в общественном и индивидуальном сознании, в период социальной трансформации и массовой переоценки ценностей.

Методологической основой исследования стали реализованные в социальной философии представления о сущности самосознания и самоопределения творчества, как проявления оригинальной мыслительной деятельности в структуре общей социализации человека.

В соответствии с концепцией, положенной в основу исследования, важное значение для его выполнения имели представленные в истории философской мысли идеи о глубокой внутренней связи сознания и практики людей; о построении единой системы оценок, на основе которых может идти речь о возможности формирования и развития сублимации творчества как целостного, внутренне структурированного интегративного образования.

С учетом многообразия форм бытия и способов освоения их человеком, в диссертационном исследовании применен принцип реализма. В области общефилософской методологии такой подход предполагает синтез идей и

принципов диалектики, универсального эволюционизма, синергетики, циклического подхода, принципа коэволюции, гуманистического мышления. Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:

в диссертации определяются основные подходы к формированию целостной концепции сублимации творчества, во взаимосвязи его онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов, дан обстоятельный анализ философской концептуализации феномена сублимации творчества;

представлено теоретико-методологическое обоснование разработки оптимальных способов и принципов организации творческой социальной деятельности современного человека;

предметно выраженная, практически ориентированная сублимация творчества рассматривается как средство активизации жизнедеятельности общества и личности;

- на основе обращения к проблематике познания социальных процессов
в философии и науке, рассмотрены исторические формы материального и
духовного производства, видового многообразия сублимации творчества и
вариантов его действенной реализации;

- осуществлен анализ прогнозируемых изменений сублимации
творчества, связанных с формированием свободных и универсальных
общественных отношений; на фоне возрастания значения принципа
чередования простого и сложного, взятого в его социокультурологическом
аспекте;

- показано влияние сублимации творчества на философские построения
в теории и практике создания общенациональной идеи, в обосновании логики
и перспектив современного цивилизационного развития.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Социально-философская теория сублимации творчества обусловлена исторически преходящими формами оценочной деятельности, как

совокупности норм и стандартов разумной деятельности человека. Предметно сублимация творчества воплощена в совокупности реалистических, но высоких целей. Аксиологические аспекты мировоззрения, формирующиеся в определенных социокультурных условиях, отражают специфику сублимации творчества в единстве и многообразии концептуальной структуры духовно-нравственных, интеллектуальных конструктов.

2. Повседневно реализуемая идеология сублимации творчества не
должна преднамеренно разъединять общество. Поскольку полное отсутствие
социальных конфликтов невозможно, философская концептуализация
сублимации творчества выявляет конструктивные пути в направлении
преодоления противоречий и разрешения конфликтов. При таком подходе
социальная база творчества представлена совокупностью индивидуальных
взаимодействий субъектов, способных к совместным рациональным
действиям и к критическому осмыслению социальной реальности.

3. Философская теория сублимации творчества опирается на новейшие
достижения и идеи в основных сферах социальной жизни именно потому,
что самостоятельной такой теории в настоящее время еще нет, а в будущем
без нее не обойтись. Следовательно, система сублимации творчества должна
быть открыта всему социально-философскому и историческому опыту
личности и общества, и развиваться как открытая система.

4. Социально-философская теория сублимации творчества
предполагает углубленный анализ позитивных факторов развития общества и
человека, потому она постоянно требует корректировки себя практикой.
Оптимальным является прогнозирование развития общества на 40-50 лет, а
отдельного субъекта, на период в 5-10 лет. Разница существенная, однако,
общая интегративная предрасположенность сублимации творчества
позволяет выявлять и исследовать в ее структуре общие элементы,
независимо от параметров временной и пространственной реализации.

  1. В работе установлено, что философские исследования сублимации творчества позволяют получать результаты, обеспечивающие оптимизацию условий социализации личности, способствующие повышению эффективности индивидуальной и групповой деятельности, в интересах формирования индивидуального мировоззрения и новых смыслов человеческого бытия.

  2. Научная разработка философской теории сублимации творчества обеспечивает выявление мотивационных резервов социально активного поведения личности, создает условия для преодоления негативных явлений в исследовании проблем общества и личности.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы, предполагают новое решение актуальных проблем в социально-философской теории сублимации творчества личности. В диссертации предложен принципиально новый методологический подход к изучению широкого круга вопросов, связанных с аксиологическим обоснованием творческих интенций современного человека.

Настоящее исследование также может быть использовано в практике социального управления, а его материалы положены в основу учебных, специальных и факультативных курсов по философии и социологии.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации представлены в 3 публикациях, общим объемом 4,9 п.л. Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде региональных и межвузовских научных конференций, в том числе по направлениям «Новые и перспективные технологии образования», в 2001 и 2003 гг. в Ставропольском государственном аграрном университете и филиале Военно-воздушной инженерной академии. На межвузовской - V научно-методической (г. Ставрополь, 2000-2002 гг.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

Аксиологическая методология анализа сублимации творчества

Даже при самом поверхностном анализе социальных функций творчества человека, легко заметить, что из всей совокупности произвольно и непроизвольно совершаемых им социальных действий, довольно значительная часть приходится на долю оценивания. Каждый человек, в процессе жизнедеятельности, постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, события, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояние, поступки и результаты своих действий (самооценки); предвидит и учитывает, как его могут оценивать другие люди (рефлексивные оценки). Формулируя оценки, субъект оказывает влияние на окружающих (управляющие оценки) и, в свою очередь, постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей. Даже беглое и далеко не полное перечисление некоторых разновидностей оценок убедительно демонстрирует не только размеры этой огромной оценочной сети, но и то, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Так, например, процесс осознанной саморегуляции есть, по сути, процесс постоянного оценивания условий, своих возможностей, избранных программ, текущих и конечных результатов, ценности самих целей, своих индивидуальных особенностей, значимых в контексте деятельности, и др.

«Каждый человек - носитель трансцендентального субъекта, имеет собственный уникальный опыт свободы и самоопределения, идентичности. Разведение мира должного и мира сущего порождает проблему интерсубъективности: обеспечения взаимопонимания, коммуникации, политического и морального сосуществования носителей разного смыслового и ценностного содержания сознания. Это вопрос конкретных технологий и методик организации социальной деятельности: познавательной, политической, коммуникативной, когда главным вопросом становится вопрос о балансе между конкурирующими волями, системе защиты от самозванства и насилия, признания права на свободу воли, фактически - на уникальный опыт трансцендентного, признания такого права за каждым» (1).

Кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности любого человека, следует иметь в виду и оценки, являющиеся неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности, например учителя, администратора, врача, судьи. Существуют даже профессии, в которых оценка является основным продуктом трудовой деятельности, - это эксперты в сфере производства и экономики, операторы-диспетчеры, контролеры на производстве.

Широкое распространение феномена оценки в различных сферах деятельности человека и общества послужило причиной того, что оценка стала предметом специальных исследований в различных общественных дисциплинах и в специальных науках. Так, в педагогической психологии изучается оценка как средство стимуляции и ориентации ученика, оценка как необходимый компонент учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова и др.); в социальной философии - феномен оценки, самооценки, и переоценки (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.); в социальной психологии - оценка как средство социальной регуляции и как компонент аттитюда (А.А. Кроник, B.C. Магун, В.П. Трусов, A.M. Яковлев и др.); в педагогике - оценка знаний и поведения ученика (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский и др.); в экономике - оценка товара и оценка альтернатив и исходов при принятии решений (Н.Н. Воробьев, Ю. Козелецкий и др.). Таким образом, накоплен значительный материал, являющийся важнейшим источником данных для анализа проблемы сублимации творчества, в различных его проявлениях. Особенно велико внимание к проблеме оценки творчества в философских дисциплинах: в гносеологии, этике, эстетике, логике, аксиологии. В некоторых из них категории «оценка» придается настолько большое значение, что она рядополагается таким фундаментальным категориям, как «познание», «отражение», «ценность», о чем можно судить уже по названиям статей и монографий (2).

В социальной философии проблеме оценки уделяется значительное внимание. Здесь исследователи постоянно обращаются к понятию оценки. При этом рассматривается не только сам процесс порождения оценок, но и система социальных явлений, участвующих в реализации оценочной функции, в определении места и роли «готовых» оценок в процессе мышления, саморегуляции деятельности, в формировании самооценки и переоценки как свойств личности. Во многих работах постулируется особая «оценочная функция», например, познания, но не проводится анализ ее собственно оценочной сущности. Чаще же всего «оценка» фигурирует в работах как общенаучный термин, без особой социально-психологической нагрузки. Современные интенсивные исследования некоторых видов оценки, которые проводятся в специальных социально-философских дисциплинах, играют важную роль в формировании «объемных» представлений об оценке и оценивании, являясь комплексным источником данных для анализа проблемы социальной уверенности. Из истории познания известно, что пока какая-либо проблема не была поставлена как самостоятельная и как общефилософская, до тех пор в походах к ее решению наблюдалась ограниченность и «ведомственность», диктуемые интересами той или иной дисциплины. На наш взгляд, именно поэтому в социальной философии до сих пор нет сколько-нибудь цельных представлений о сущности оценки, о природе и механизмах оценочного процесса, о структуре оценочного акта, о специфике оценок различных видов творчества и их классификации и, тем более, о целостной системе сублимации творчества. И это несмотря на то, что уже довольно давно в философии возникло понимание «относительной самостоятельности», «автономности» основных функций творчества, применительно к социальному познанию, регуляции и прогнозированию индивидуального и коллективного бытия.

Однако концептуальное выделение и обособление ее основных функции - это хотя и очень важный, но только первый шаг, на пути изучения проблемы сублимации творчества. Пройти этот путь необходимо, потому что отсутствие общефилософских представлений об оценке творчества и оценочной функции сознания, во-первых, делает систему теоретических воззрений о способах и формах социального отражения, а также о механизмах социальной регуляции и саморегуляции по меньшей мере неполной; во-вторых, затрудняет исследование отдельных видов оценки и частных аспектов проблемы творчества в специальных дисциплинах; в-третьих, осложняет решение различных практических задач (например, обучение технике оценивания); в-четвертых, сдерживает решение методологических вопросов в самой философии, связанных с тем, что многие общенаучные методы основаны на использовании оценок.

Отправным пунктом в разработке проблемы сублимации творчества на общефилософском уровне, очевидно, должно быть рассмотрение наиболее принципиальных вопросов, являющихся фундаментом последующих концептуальных построений и решения частных задач. Исходя из этого, основной темой дальнейшего изложения будет теоретический анализ сущности сублимации творчества и его оценки, как особого социального явления, а также характеристика базисных классов связанных с ней оценок.

Существует устойчивое, выраженное в ряде философских концепций мнение, что творчество осуществляется лишь в культуре и через культуру. Анализ сублимации позволяет выделить в творчестве и в его результатах, пласты новизны и преемственности. По нашему мнению, сублимация творчества обеспечивает преодоление ограниченности исходного социального мира, и выход к новым смысловым горизонтам, новым способам социального бытия (3). Известно, что «оценка», как слово разговорного языка и как общенаучный термин, имеет множество значений и смысловых оттенков. Кроме того, это слово выполняет комплексную функцию, обозначая и процесс оценки (оценивание), и результат этого процесса (оценка-результат, переоценка и т.п.). Как научный термин «оценка» до сих пор не имеет общепринятых определений. Однако, определение сублимации творчества в целом, мы будем производить, исходя из родового понятия - «оценка». Это формирует исходный социальный фон возникновения и развития творчества в любой его форме.

Попытка «вывести» определение сублимации творчества и порядок его оценки, исходя из определений, предлагаемых в различных философских работах, привела к убеждению, что сделать это невозможно из-за разногласий и противоречий, с которыми сталкиваемся буквально на каждом шагу. Как рассуждал В.П. Вышеславцев: «Все творчество, вся культура и вся религия есть «сублимация», берущая направление на то, что открывается (в «откровении») как высшая ценность: «где сокровище ваше, там и сердце ваше», где ваша высшая ценность, там и ваш Эрос» (4).

Сублимация творчества в ценностных ориентациях личности

Одна из основных - если не важнейшая - социальная функция науки, заключается в формировании эталона объективного исследования, выработке критериев поиска истины - критериев, которые затем работают уже не только в фундаментальной науке, но и в отраслях технологии, культурологии, медицины, юриспруденции и других областях. Эта идея науки как «чистого поиска», искусственно очищенного от любых прагматических, технологических и т.п. аспектов (которые в реальной науке, конечно же, всегда присутствуют), может быть представлена и описана в понятиях и смыслах, раскрывающих философское содержание сублимации творчества. Культура социального факта, разумеется, ничего общего не имеет с культом социального факта, когда сама количественная сторона эмпирического исследования возводится в ранг достоинства; впрочем, различия между культурой и культом вряд ли нуждается в пояснениях. Сублимативность позволяет рассматривать многообразие внешних и внутренних связей творчества, как основу способа перевода системы в новое состояние.

При разработке основных положений диссертации мы исходили из традиционных, устойчивых для современной социальной философии положений о том, что творчество — это основанный на свободе, способ культурной самореализации человека. Социальная сущность сублимации творчества при таком понимании может быть определена как выход за пределы заданных форм и оснований и созидание новых способов личного и смыслового бытия. Через сублимацию творчества человек не только «осуществляет себя», но и возвышает себя, изменяет себя, мир и свое место в мире (26).

Исследователь сложных феноменальных социальных явлений, к числу которых относится и сублимация творчества, не может дать объективную оценку степени достоверности получаемой научной информации, а без этого, исследования по любой теме превращаются в простой ритуал научного этикета. Нередко научные данные и их интерпретация излагаются вперемежку и очень нелегко разобраться, где кончается результат исследования, и где начинается его истолкование. Более того, в самом языке научного сообщения не всегда различаются эмпирические и теоретические основания: исследователь забывает, что он регистрирует не параметры конкретной системы, а всего лишь зависимость времени реакции от интенсивности мотива, либо стимула деятельности.

Возможно мнение, что данные, которые невозможно интерпретировать, не стоит и излагать. Однако стремление выделить только «осмысленную» информацию ведет к тому, что значительная часть получаемых результатов вообще опускается, хотя очевидно, что факт, бессмысленный для автора, может оказаться совсем не таковым для читателя и наоборот.

Примеры подходов такого рода мы находим и при исследовании ценностных оснований сублимации творчества. Известно, что ценностные ориентации древних обществ представлены рядом основных блоков ценностей, в которых следует, прежде всего, выделить ценности-потребности, связанные с поддержанием жизни организма, обеспечением выполнения человеком основных функций, как их понимали древние. Сюда, согласно взглядам ведущего теоретика русского анархокоммунизма П.А. Кропоткина, следует включить и обычаи, формулируемые по принципу: «не следует делать того-то, потому что делать это было бы «нехорошо» или было бы стыдно, это означало бы слабость физическую или слабость характера. Нарушающий такие правила не только выказывает нежелательные черты характера, но и наносит ущерб своему роду» (27).

Прежде чем излагать свои взгляды по вопросам аксиологического пространства сублимации творчества, обратимся к обзору представлений об ориентировании в совокупности ценностей, известных человечеству с древнейших времен и нашедших отражение в исследованиях мыслителей различных школ. Так, нравственные правила, проблемы сознания и познания, само умственное движение, направленные на «глубокое изучение человека - его мышления, его чувств, его воли и общественных учреждений, а также всей жизни Космоса-Вселенной, т.е. всей природы вообще» составляли в Древней Греции своеобразное «поле» сублимации ценностей. В этих пределах человек осуществляет выбор, направленный на использование или ориентирование в системе определенной ценности (набора ценностей). Признание относительности добра и зла, их предопределенности человеческой природой указывает, что выработка основ ценностного ориентирования с самого начала развития философии велась не только опытным путем, но и через исследование закона всеобщей борьбы, как его понимала древняя диалектика. Анализ дошедших до нас источников и их интерпретация, дают достаточно оснований для вывода о том, что в древнеиндийской и древнекитайской философии, в трудах философов Древней Греции содержится своего рода предвосхищение многих понятий о стремлении человека к полноте жизни, возможном лишь на основе всесторонне понятого ценностного ориентирования. Различие теоретико-ценностных концепций Конфуция (Кунцзы), древнеиндийских упанишад, философов Древней Греции определило множественность направлений познания человеком самого себя на все последующие века, вплоть до наших дней.

Сублимация творчества в проекциях социального развития

Философский анализ сублимации творчества, как важного личностного качества человека и свойства социума, включает в себя ряд взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных проблем.

Одна из них касается конкретной задачи, стоящей перед нашим обществом - как вписаться в мировую цивилизацию, определить свое достойное место в мире.

Другая проблема, связанная с первой, но более широкая и масштабная - это характер тех изменений, которые происходят сейчас в мировой цивилизации. Динамика исторического развития не останавливается, следовательно, цивилизованный процесс не может рассматриваться как нечто уже вполне завершенное. И поэтому, без предварительного анализа творческой составляющей, невозможно вести речь о включении каждого человека и общества в целом, в поток цивилизованного развития. Возрастает целостность мировой экономики, особое значение обретает осознание единства судеб современного мира, глобального характера экологической угрозы, целостности системы международных отношений и т.д. Вообще, понимание социального творчества, как элемента целостности во взаимосвязи судеб людей, стран и народов, классов и общественных систем, звучит сегодня наиболее отчетливо. Возможно также выделение экономических, социальных, культурных основ этой возрастающей целостности, однако наибольшей глубиной проникновения во все перечисленные процессы, отличается, на наш взгляд, именно сублимация творчества. Но неправильно было бы понимать ее как однонаправленный и однозначный процесс. На самом деле ситуация гораздо сложнее, поскольку есть тенденция к интенсификации всевозможных региональных и межнациональных связей. Сама система этих связей приобретает глобальный характер, но есть и аксиологически выраженная контртенденция, например, подъем национализма во многих регионах. С одной стороны, европейское сообщество идет по пути все более тесного слияния национальных экономик, политики и т.д. Есть такие процессы и в других регионах. С другой стороны, мы наблюдаем в социально-экономической области обострение международной конкуренции, а также стремление многих народов, особенно в «третьем», а отчасти и в развитом мире, к утверждению своей национальной идентичности. Интенсивность проявления этих процессов прямо влияет на степень социальной уверенности людей.

Пестрота и сложность картины детерминизма социальных взаимодействий, выдвигает необходимость наметить ориентиры анализа и переоценки соотношения отмеченных противоположных тенденции. Рассуждая о взаимосвязи сублимации творчества с различными элементами единичного мира, мы не должны смешивать разные вещи. Целостность зачастую понимается как принятие всеми членами конкретного сообщества определенной общей системы ценностей, то есть как возрастающая унификация разных регионов Земли, все большая похожесть разных культур, наций, групп друг на друга. В то же время, в основе развития и функционирования любого жизнеспособного организма, лежит разнообразие. Поэтому в росте разнообразия нет ничего плохого.

«Развитие культурологии, понимающей социологии, современных теорий личности позволяют, в частности, наметить подход, который условно можно назвать «культурологическим»...В рамках этого подхода может быть введено понятие о «культурах» человека...Культура человека - это форма социальной жизни, для которой характерны устойчивые способы поведения и разрешения проблем, определенные типы социальных отношений, специфическое понимание действительности. Но первый план в теоретическом объяснении выходят социальные отношения и особенности культурного сознания» (50).

И сублимация творчества, в философском значении, выступает как элемент целостного мира не в связи с тем, что происходит слияние всего в единую общую массу, а поскольку реально, объективно, независимо от людей, сообществ, групп идет рост их взаимозависимости. Автономизация и гетерогенность в каком-то смысле будут даже увеличиваться, распространяясь на отдельные индивиды, группы, сообщества. Вместе с тем, автономно существующие части во все большей мере становятся зависимы друг от друга, потому что действие каждой из них отражается на положении и возможностях действия остальных частей. Мы понимаем рост значения сублимации творчества в целостности социокультурного бытия, прежде всего, в этом смысле.

Нужно иметь в виду, что автономизация, возрастание различий, конечно, чревато конфликтами, поскольку любое различие, при некоторых условиях, может перерасти в конфликт.

В связи с этим, становление целостности мира не исключает конфликты. Вероятно, в будущем их число будет даже увеличиваться. Другое дело - какого рода эти конфликты и как они могут влиять на уровень социальной уверенности человеке и общества.

Милитаристский тип конфликтов, господствовавший на протяжении всей истории человечества, объективно должен становиться все менее вероятным, потому что он ставит под угрозу жизнь всего мирового сообщества. При этом степень сублимации творчества индивидов и сообществ может снижаться многократно, вплоть до полного отсутствия. На первый план в такого рода структурах выдвигается потребность в обеспечении выживания. Вместе с тем, какие-то формы конкуренции и какие-то формы конфликтов просто необходимы. Аксиологически важно лишь, чтобы были найдены цивилизованные способы их разрешения.

Поэтому возможное мнение о том, что с усложнением условий творчества, любые виды борьбы должны уходить сегодня в прошлое, представляется нам иллюзорным. Борьба всегда будет. Но она приобретает иные формы. Без конкуренции нет развития. Однако не обязательно конкуренция и борьба должны быть направлены на уничтожение противника.

Между объективными условиями и их оценкой может быть некоторый временной разрыв. Поэтому объективная необходимость становления целостного мира и осознание этой необходимости в реальности могут не совпадать.

Если рассуждать практически, то, по крайней мере, в значительной части регионов Земли, в ближайшей перспективе количество конфликтов будет, скорее всего, увеличиваться. Это не отменяет тезис о росте целостности. Что касается нашей страны, то бесконфликтного ближайшего будущего нам ожидать не приходится. Оно будет даже, может быть, более сложным, чем настоящее. Но нужно найти форму регулирования этих конфликтов в рамках растущей диверсификации, поддерживающую достаточный для целей развития уровень сублимации творчества, как в обществе, так и в сознании индивида.

Таким образом, количественный и качественный рост сублимации творчества - бесспорный, на наш взгляд, тезис. Все дело в том, как это понимать.

Похожие диссертации на Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия