Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты категорий ценности и ценностные ориентации, их иерархия и становление 14
1.1. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе 14
1.2. Семья - важнейший фактор становления и формирования ценностей подростков 42
1.3. Взаимодействие семьи и школы на основе диагностики ценностей как предмет исследования 63
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение ценностей подростков из семей различного типа 76
2.1. Логика и организация опытно-экспериментальной работы 76
2.2. Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей формирования ценностей подростков из семей раз личного типа 86
2.3. Педагогические условия развития взаимодействия семьи и школы по формированию ценностей подростков 132
Заключение 159
Список использованных источников 163
- Семья - важнейший фактор становления и формирования ценностей подростков
- Взаимодействие семьи и школы на основе диагностики ценностей как предмет исследования
- Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей формирования ценностей подростков из семей раз личного типа
- Педагогические условия развития взаимодействия семьи и школы по формированию ценностей подростков
Семья - важнейший фактор становления и формирования ценностей подростков
Анализ научных источников показывает, что ценности - одно из ключевых понятий в общественных науках - философии, социологии, педагогике, психологии. Однако, несмотря на то, что на данный момент существует более ста определений ценностей, особой ясности, что же это такое, нет до сих пор. В этой связи нельзя не согласиться с Д.А. Леонтьевым [80,82], который пишет: «...отсутствует четкое представление о том, к чему относится само слово «ценность». Оно используется разными авторами в совершенно разных, взаимоисключающих и несопоставимых смыслах... Авторы же, претендующие на обобщение разных точек зрения, в лучшем случае классифицируют разные подходы, даже не пытаясь привести их к какому-то общему знаменателю... или же констатируют наличие у ценности разных аспектов или сторон, например, субъективной и объективной или предметной. В силу этого работы разных авторов, обращающихся к ценностной проблематике, не образуют единого проблемного поля. Вновь вступающий в эту область исследователь может выбрать один из подходов, наиболее близкий его личному представлению о ценности, и развивать дальше именно его, отвергнув все остальные; задача же совмещения разных перспектив обычно ставит в тупик. Именно поэтому исследования по философии, социологии и психологии ценностей не слишком привлекают исследователей, и имеют низкий коэффициент полезного действия, ибо степень взаимного оплодотворения разными подходами друг к другу очень и очень невелика».
В психологическом лексиконе ценности рассматриваются как понятие, используемое «в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. При этом в качестве основного вопроса философского анализа проблемы ценностей называется понимание ее природы. В субъективном переживании ориентации на ценность содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках. Абсолютизация одного из этих моментов присуща крайним подходам к проблеме ценностей в философии: в одном случае ценность трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объектно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру. Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы ценностей, а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в ценностях лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к ценностям. Признавая объективный и трансцендентный характер ценностей по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает ценности как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе, человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, ценности отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и всех его членов. Система ценностей, характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. С позиций социокультурного подхода можно говорить о двух формах ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т.п.). Другим основанием классификации ценностей выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которой они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие ценности. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащим к различным социальным общностям, дифференцируются и ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе ценностей, характеризующих не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т.д. ценностях, но также о специфических ценностях профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе, с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых ценностей.
В современных психологических исследованиях ценности рассматриваются в неразрывной связи со смысловой сферой личности. Смысловую сферу личности предлагается рассматривать как динамическую систему смысловых структур личности, существующих как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Это относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое.
Д.А. Леонтьевым [80] выделяются ведущие, «ядерные» смысловые структуры (обобщенные смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности) и частные, периферические. Именно общие смысловые образования (в частном случае ценности) определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям, к самому себе, на необходимость рассмотрения которых указывал в свое время В.Н. Мясищев [99]. Источниками ситуативных смыслов могут стать не только мотивы, но и другие смысловые структуры, в том числе и так называемые, смысловые конструкты. Это понятие также предложено Д.А. Леонтьевым [81]. В субъективной семантике личности смысловые конструкты описывают разные измерения (параметры) отношения объектов, явлений и ситуаций к жизнедеятельности субъекта в целом. Они отличаются обобщенностью и большой оценочностью; следствием оценки объекта или явления по смысловым конструктам является приписывание им смысла. Смысловые конструкты более или менее стабильны и трансситуативны.
Взаимодействие семьи и школы на основе диагностики ценностей как предмет исследования
Прежде всего, специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только «персоны» (К. Юнг) своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью [139].
Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде «социум - семья -индивид».
Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой «латентной концепции» психического развития, которое понимается исключительно как социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности, т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают «системы ценностей» социума [162]. Так можно охарактеризовать социальную ориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника между социумом и индивидом.
Если же рассмотреть семью как систему конкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентация обнаружит себя в следующих основных коммуникативных установках.
Первую из этих установок можно назвать «условным принятием»: принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации в со-цио-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст: «Если ты..., то я...».
Вторая установка характеризует систему эмоциональных связей между членами семьи. В социо-центрированных семьях эмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующем континууме: «идентификация - симпатия - антипатия -ненависть». Динамика эмоциональных состояний в рамках данного континуума отражает динамику условного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесь отождествление с другим человеком, утрату себя; полное непринятие, напротив, проявляется как утрата партнера по общению, к превращение этого «партнера» во врага. В тех случаях, когда партнер лишь частично соответствует выставляемым условиям общения, он может быть либо симпатичен (как соблюдающий большинство условий), либо антипатичен (как игнорирующий большинство этих условий).
Третья коммуникативная установка характеризует отношение члена семьи к самому себе, его аутокоммуникацию. Доминирование социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидом из своего самосознания (Я-концепции) всего, что, так или иначе, расходится с содержанием его персоны. Иначе говоря, самопринятие человека также оказывается условным: чем более частично заданной оказывается персона человека, тем больше своих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его «тень» [139, 175].
Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированной семьи - это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся между персонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.
Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу, являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как ком-плексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические(правовые).
Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени (или, точнее, - из мозаики его субперсон и субтеней).
Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей формирования ценностей подростков из семей раз личного типа
Все это позволяет говорить о том, что в основе жизненных принципов поведения у подростков из полных и не полных семей лежат различные ценности, а, соответственно, существуют и различия в мотивации социального поведения. Если для подростков из полных семей это, прежде всего, стремление к общности, к включению в социум, то для подростков из не полных семей, это, скорее, избегание неудачи, причиной которой может стать несоответствие социальным ожиданиям, а следствием - отвержение, изоляция, чувство тревоги.
Статистически значимые различия ценностей на уровне нормативных идеалов у подростков из полных и неполных семей выявлены по всему списку ценностей на 1% уровне значимости (р 0,01 для критических значений t3Mn=2,63): «Адаптивность» (t3Mn =9,2); «Традиции» (ЧЭмп =23,3); «Доброта» (t3Mn = 6,9); «Универсализм» (t3„n =29,4); «Самостоятельность (і3мп =7,8); «Активность» (t3Mn =8); «Удовлетворенность» (t3„n =37,6); «Достижения» (t3Mn =49); «Сила» (ЧЭмп =20,7); «Безопасность» (t3Mn = 12,6) (таблица 16).
Далее выясним, согласуются ли представления подростков из полных и не полных семей о ценностях, лежащих в основе их жизненных принципах поведения (ценности на уровне нормативных идеалов) с ценностями, проявляющимися в их реальном поведении (ценности на уровне индивидуальных приоритетов).
Из таблицы 14 видно, что на уровне индивидуальных приоритетов у подростков из полных семей как наиболее и наименее значимые проявляются ценности входящие в группу «Самовозвышение» (сила и достижения соответственно), а также ценности противоположных типов: «Открытость к изменениям» (самостоятельность) и «Консерватизм» (безопасность). Интересно, что такая ценность как традиции, относящаяся к числу важнейших на уровне нормативных идеалов, на уровне индивидуальных приоритетов является одной из наименее значимых, наряду с ценностями типа «Самовозвышения» (достижения) и «Открытости, как к изменениям, так и самовозвышение» (удовлетворенность). Это позволяет говорить о том, подростки из полных семей не связывают достижение социального статуса, престижа, контроля над другими (ценность сила) с личным успехом, с демонстрацией своей социальной компетентности, со стремлением к успеху, личностному росту достижения (ценность достижения).
Таблица 14 - Иерархия типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у подростков из полных и неполных семей (по убыванию значимости) Подростки из полных семей из неполных семей Ценности на уровнеиндивидуальныхприоритетов Тип ценности в соответствии с моделью Шварца Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Тип ценностив соответствиис модельюШварца 1 .Самостоятельность Открытость к изменениям 1 .Доброта Самотрансцендентность 2.Безопасность Консерватизм 2.Активность Открытость к изменениям З.Сила Самовозвышение З.Самостоятельност ь Открытость кизменениям 4.Доброта Самотрансцендентность 4.Безопасность Консерватизм 5. Активность Открытость к изменениям 5.Универсализм Самотрансцендентность 6. Адаптивность Консерватизм 6.Сила Самовозвышение 7.Универсализм Самотрансцендентность 7.Достижения Самовозвышение 8. Достижения Самовозвышение 8.Адаптивность Консерватизм 9.Традиции Консерватизм 9.Традиции Консерватизм 10.Удовлетворенност ь И открытость к изменениям, и самовозвышение 10.Удовлетворенное ть И открытость к изменениям,и самовозвышение
У подростков из не полных семей ценности на уровне индивидуальных приоритетов, как наиболее, так и наименее значимые, более согласованы по сравнению с данными группами ценностей у подростков из полных семей. Так, у подростков из неполных семей в наибольшей степени проявляются ценности, относящиеся к группе «Открытость к изменениям» - активность и самостоятельность, а также ценность, входящая в группу «Самотрансцендентность» - доброта.
Статистически значимые различия ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у подростков из полных и неполных семей выявлены по следующим ценностям на 1% уровне значимости (р 0,01 для критических значений t3Mn=2,63): «Адаптивность» (ЧЭмп=18,6); «Традиции» (t3„n=18); «Доброта» (х3мп =23,3); «Универсализм» (t3Mn =24,8); «Активность» (Ч3мп =20,5); «Удовлетворенность» (і3мп =21,5); «Достижения» (t3„n =23); «Сила» (t3Mn =8,7). Не выявлены различия по таким ценностям, как самостоятельность, безопасность.
Таким образом, из таблиц 13 и 14 видим, во-первых, расхождение между типами наиболее и наименее значимых ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов внутри каждой выборки подростков; во-вторых, различия в иерархии типов ценностей на разных уровнях и их проявлений у подростков из полных и не полных семей.
Далее подробнее становимся на анализе ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов по половому признаку, т.е. у мальчиков и у девочек - подростков из полных и неполных семей (таблицы 15-21).
Статистически значимые различия ценностей на уровне нормативных идеалов у мальчиков-подростков из полных и неполных семей выявлены по всему списку ценностей на 1% уровне значимости (р 0,01 для критических значений t3Mn=2,7): «Адаптивность» (t3„n=5); «Традиции» (t3Mn =17,5); «Доброта» (і3мп =4,8); «Универсализм» (їзми =19,3); «Самостоятельность (t3Mn =4,8); «Активность» (і3мп =6,3); «Удовлетворенность» (Ч3мп =20); «Достижения» (t3Mn =27,9); «Сила» (t3Mn =19,4); «Безопасность» (t3Mn = 9) (таблица 15).
Педагогические условия развития взаимодействия семьи и школы по формированию ценностей подростков
Обобщим представленные результаты. На уровне нормативных идеалов у мальчиков — подростков из полных и из не полных семей консерватизм проявляется через ценности адаптивности и безопасности в первом случае, традиций и безопасности — во втором случае. Если у мальчиков — подростков из полных семей безопасность связывается с ценностями из группы «Открытость к изменениям» - самостоятельностью и активностью, то у мальчиков - подростков из не полных семей безопасность связывает 128 ся с ценностью своего же порядка - с традициями. У респондентов обеих выборок в различных отношениях находятся ценности универсализма и достижения. Для мальчиков - подростков из полных семей они в обратной связи, т.е. взаимно исключают друг друга; для мальчиков - подростков из не полных семей эти ценности в прямой связи, т.е. усиливают друг друга. Как мы предположили выше, это может быть связано с потребностью в самовозвышении через овладение силой и личные достижения (см. выше). В целом можно сказать, что на уровне нормативных идеалов у мальчиков - подростков из не полных семей корреляционная плеяда ценностей более обширная, по сравнению с мальчиками - подростками из не полных семей, однако в структуре их ценностей ведущими являются ценности из группы «Самовозвышение» - сила и достижения. Тогда как в системе ценностей мальчиков - подростков из полных семей - это безопасность (ценность группы «Консерватизм»).
У девочек - подростков, как из полных, так и из не полных семей, ценности группы «Консерватизм» проявляются через адаптивность и безопасность. Однако у первых, безопасность связана с ценностью группы «И открытость к изменениям и самовозвышение» -удовлетворенность и исключает силу; у вторых безопасность связана с самовозвышением через личные достижения и исключает доброту. Общими для девочек обеих выборок являются их представления о том, что ценности из группы «Самотрансцендентность» взаимоисключают ценности из группы «Самовозвышение», а в случае с девочками - подростками из не полных семей еще и ценности из групп «Открытость к изменениям» и «Консерватизм». Итак, по представлениям девочек - подростков из полных семей универсализм исключает достижения и силу; а по представлениям девочек — подростков из не полных семей универсализм исключает самостоятельность, а доброта исключает силу и безопасность.
Если же говорить об индивидуальных приоритетах подростков исследуемых выборок, то видим, что реальным поведением мальчиков - подростков из полных семей управляют все ценности из группы «Консерватизм» - традиции, безопасность, адаптивность. Интересно, что в реальном поведении мальчиков - подростков из полных семей уживаются универсализм (ценность из группы «Самотрансцендентность») и ценность из группы «Самовозвышение» - сила. Первая наряду с адаптивностью обеспечивает безопасность, вторая связана с соблюдением личностью традиций.
Корреляционные плеяды ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у мальчиков - подростков из не полных семей выявлены не были.
Анализ ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у девочек - подростков из полных семей показал, что в их реальном поведении отражается лишь представление о взаимоисключающем характере отношений таких ценностей, как достижения и универсализм. Центральным же элементом в системе их реально проявляющихся ценностей является самостоятельность (ценность из группы «Открытость к изменениям») в отличие от универсализма, выступающего центральным элементом в системе их ценностей на уровне нормативных идеалов. Именно с самостоятельностью на уровне поведения девочки — подростки из полных семей связывают безопасность и достижения.
Говоря о ценностях на уровне индивидуальных приоритетов у девочек - подростков из не полных семей, можно лишь отметить, что реально проявляемые ими ценности в социальном поведении не отражают их представлений на уровне нормативных идеалов. Такие ценности, как традиции и активность, в их поведении исключают друг друга.
Исследование смысложизненных ориентации респондентов исследуемых выборок, то видим, что - подростки, как из полных, так и из не полных семей, за исключением девочек - подростков из не полных семей менее всего ориентированы на будущее, что связано с недостаточным осознанием и осмыслением ими жизненных целей и перспектив. В большей степени это относится к подросткам из полных семей; - подростки, как из полных, так и из не полных семей в описании своей настоящей и прошлой жизни наряду с положительными характеристиками могут использовать и отрицательные оценки. Об этом свидетельствуют баллы ниже среднего по шкалам «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Исключение составляют девочки - подростки из неполных семей, у которых среднее значение по шкале «Процесс» приближается к средним значениям нормы; - если говорить об аспектах локуса-контроля личности, то видим, что подростки из полных семей более чем подростки из не полных семей, убеждены в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Также видим, что у девочек - подростков из полных семей, по сравнению с мальчиками - подростками из полных семей, более четкое представление и о себе, как о сильной личности. Представления о себе, как о сильной личности, способной к свободе выбора и построению своей жизни в соответствии с собственными целями более явно сформировано и у подростков из не полных семей, особенно у девочек.
Видим противоречие: не имея достаточно четких, осознанных и осмысленных жизненных целей, девочки-подростки из полных семей и мальчики-подростки из не полных семей оценивают себя как личность, способную к определению ориентиров собственной жизни.
Таким образом, различия в ценностях, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, а также различия в смысложизненных ориентациях у мальчиков и девочек -подростков из полных и не полных семей проявляются: