Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Атеистическое воспитание как часть общего процесса формирования личности подростка 15
1. Социально-педагогические основы формирования у подростков атеистической убежденности 15
2. Анализ предпосылок и состояния взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков . 33
ГЛАВА II. Основные условия повышения эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков 59
1. Повышение педагогического мастерства учителей в вопросах научно-атеистического воспитания учащихся 59
2. Установление воспитательных контактов с семьей и организация в ней общения подростков 78
3. Координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков 99
Заключение 11 ?
Список основной использованной литературы 130
- Социально-педагогические основы формирования у подростков атеистической убежденности
- Анализ предпосылок и состояния взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков
- Повышение педагогического мастерства учителей в вопросах научно-атеистического воспитания учащихся
- Координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков
Введение к работе
Строительство коммунизма в нашей стране предполагает формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Партия усматривает в этом не только важнейшую цель, но и непременное условие успехов в коммунистическом строительстве.
В осуществлении этой программной цели КПСС важное место занимает формирование научно-материалистического мировоззрения. Эта проблема приобретает особое значение в связи с задачами, поставленными -Ш и 1111 съездами КПСС, последующими Пленумами ЦК партии.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко в речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года отметил: "Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания... Призвание школы - формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению... И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам" /38, с.18/.
Формирование научно-материалистического мировоззрения органически включает в себя воспитание атеистической убежденности. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивается: "Важно, чтобы преподавание и обществоведческих, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами» /52, с.46-47/.
В партийных документах ставится задача усилить работу с людьми, попавшими под религиозное влияние. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко акцентировал внимание на том, что: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой на-
селения, как верующие" /37, с".60/. Центральный комитет нашей партии ориентирует на дифференцированный подход к осуществлению атеистического воспитания. В Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" указывается, что усиление атеистического воспитания юношества является одной из актуальных задач /49, с.1/.
Общество развитого социализма создает реальные предпосылки для полного преодоления религиозности в нашей стране. В настоящее время неверующие среди молодежи в возрасте от 21 до 30 лет, по данным конкретно-социологических исследований, проведенных в стране, составляют 92-94/й, в возрасте до 20 лет - 97-98% /102, с.75/. Вместе с тем, некоторая часть населения находится под влиянием религии, в том числе и молодежь. Например, среди учащихся школьного возраста, по данным социологических исследований, под влиянием религии находится около 1% учащихся, а около 2% признают существование сверхъестественных сил /78, с.97-98/. Однако, и отсутствие религиозных представлений не всегда свидетельствует о сформирован-ности атеистического сознания. Некоторая часть учащихся не овладела предусмотренными содержанием школьного образования знаниями основ наук о природе и обществе, необходимыми для формирования их атеистических убеждений. Многие подростки не понимают антинаучного существа религии и не могут четко определить свое отношение к ней, часть из них относится к религии индифферентно.
Поскольку в стране имеются верующие семьи, религиозные организации пытаются сделать их главным источником воспроизводства религии. При этом используются самые различные способы привлечения детей к вере.
На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только под-
держивать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов" /37, с.60/. Большое внимание империалистические идеологические центры уделяют вопросам привлечения к религии детей. Ими организуются специальные радиопередачи религиозного содержания, направленные на возбуждение интереса детей к религии, издается методическая литература по привлечению несовершеннолетних к культовой деятельности, создаются специальные учебники для религиозного обучения молодежи школьного возраста и др. Эти и другие факты свидетельствуют,-что религиозное влияние на детей, особенно на подростков, имеет место и не всегда безрезультатно.
Подростковый возраст - период становления взглядов и убеждений личности. Исключить религиозное влияние именно в этот период ее развития - одна из важнейших задач воспитания. Усиление внимания к атеистическому воспитанию учащихся среднего школьного возраста тем более необходимо, что в современных условиях задачи атеистического воспитания значительно расширились. Они предусматрива-
ют не просто преодоление существующей религиозности и безрелигиозное воспитание, а целенаправленное формирование научно-материалистического мировоззрения у всех без исключения школьников, их активной атеистической позиции, усиление контрпропагандистского аспекта атеистической работы с целью разоблачения идеологических диверсий Запада, что создает необходимые предпосылки для обеспечения неприятия этих влияний.
Ведущая роль в системе атеистического воспитания подрастающего поколения принадлежит школе. Она призвана заложить основы коммунистического мировоззрения в сознании каждого из своих питомцев.
В.И.Ленин подчеркивал, что "...наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические
взгляды, должна делать из них образованных людей" /18, с.313/. Но воспитывает не только школа. Сознание ребенка формируется во всех сферах его жизнедеятельности. И "...мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни" /18, с.313/, - продолжал свою мысль В.И.Ленин. Организация атеистического воспитания, борьба с религией должны быть делом всего общества, считал Владимир Ильич: "...наш безусловный долг привлекать к совместной работе всех сторонников последовательного и воинствующего материализма в борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого "образованного общества"" /23, с.24/»
Закономерности развития нашего общества обусловливают расширение целенаправленного воздействия всех воспитательных влияний на формирование личности школьника. Особо важное значение приобретает в этой связи организация тесного взаимодействия школы, семьи и общественности, координация их работы по решению всех задач воспитания школьников, в том числе атеистического. Постановление июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" обязывает "настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологических воздействий, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи, школы, охватывать идейным влиянием все социальные группы" /37, с.77/. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов" /52, с.56/.
В свете задач, поставленных Партией и правительством в области научно-атеистического воспитания подрастающего.поколения,
научная разработка данной проблемы приобретает особую актуальность.
Методологические основы атеистического воспитания подрастающего поколения разработаны в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Идеологические и общепедагогические аспекты этой проблемы нашли отражение в работах выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, известных советских педагогов Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.В.Луначарского, Е.Ярославского.
Различные аспекты атеистического воспитания учащихся отражены в исследованиях А.Н.Алексеева, Г.Г.Быковой, И.А.Галицкой, А.И.Иванченко, М.Ф.Калашникова, Г.С.Лялиной, А.СОнищенко, Г.И.Под-луцкого, Р.М.Роговой, В.Л.Сенчило, М.М.Усеновой, С.В.Черненко, В.А.Якубовского.
Разработке содержания, форм и методов атеистического воспитания родителей силами общественности посвящена кандидатская диссертация В.П.Цицулиной; предметом исследования В.Г.Дегтяренко стала система работы школы с учащимися из семей верующих. Ф.А.Пинхасова определила педагогические условия повышения результативности атеистического воспитания подростков в деятельности внешкольных учреждений.
Несмотря на значительный вклад вышеназванных авторов в решение проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, многие ее аспекты остаются недостаточно раскрытыми. Требуют уточнения содержание, формы и механизм взаимодействия воспитательных институтов, координация их атеистического воздействия на подростков.
Необходима дальнейшая разработка проблемы воспитания неверующей части школьников и родителей, что обусловливается расширением фронта атеистического воспитания на современном этапе развития нашего общества. В уточнении и значительном углублении нуждаются на-
учно обоснованные методические рекомендации для учителей, родителей и других работников, имеющих отношение к атеистическому воспитанию школьников.
Потребности практики вызывают необходимость усиления внимания и новых подходов к проблеме взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, обобщения и анализа передового опыта в этой области воспитания, определения и научного обоснования педагогических условий совершенствования совместной работы институтов воспитания.
Недостаточная разработанность проблемы является одной из существенных причин, снижающих эффективность атеистической работы с подростками.
Учитывая все сказанное, мы избрали темой диссертационного исследования "Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков".
Объектом исследования является процесс атеистического воспитания подростков.
Предмет исследования составляет формирование у подростков научно-атеистических убеждений в результате совместного и согласованного воздействия на них школы, семьи и общественности.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности атеистической работы с подростками при взаимодействии школы, семьи и общественности.
В соответствии с целью исследования была сформулирована следующая гипотеза:, научно-атеистическая убежденность подростков формируется более успешно, если:
- взаимодействие школы, семьи и общественности осуществляется не эпизодически, а непрерывно и в его основе лежит глубокое знание отношения членов семьи к религии и атеизму;
школа и общественные организации осуществляют выбор методов атеистического воздействия на подростков с учетом результатов постоянного изучения причин религиозности, корректируют и изменяют эти методы по мере достижения конкретных результатов воспитания ;
педагогические коллективы и общественность осуществляют постоянное и целенаправленное руководство атеистическим воспитанием в семье путем повсеместного обучения родителей основам атеистического воспитания подростков;
осуществляется целенаправленная координация воспитательных влияний школы, семьи и общественности.
Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
проанализировать состояние исследования проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков в педагогической литературе и обобщить опыт этого взаимодействия;
выявить причины проявления религиозности среди некоторой части подростков;
определить наиболее важные педагогические условия эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков;
разработать и экспериментально проверить научно обоснованные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистической работе с подростками.
Методологическую основу исследования составляет марксистско-ленинское учение о социальной природе религии, сущности коммунистического воспитания, формировании коммунис-тического мировоззрения, воспитании всесторонне развитой личности. Основополагающее значение для проведения исследования имела, в
частности, концепция о социальной обусловленности личности окру-жающей средой, о человеке как субьекте тех или иных форы общественной жизни. При проведении исследования мы руководствовались указаниями ~Ш и ХХУЇ съездов КПСС о комплексном подходе к коммунистическому воспитанию, о необходимости повышения качества обучения и укрепления связи школы с жизнью в условиях общества развитого социализма, Конституцией СССР, решениями Пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования, "Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая предусматривала использование комплекса методов: теоретический анализ, педагогический эксперимент, систематическое и целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, создание специальных ситуаций, социометрия, изучение психолого-педагогических характеристик учащихся, монографическое изучение семей, изучение и обобщение передового опыта и др. Ведущее место в исследовании занимал педагогический эксперимент.
Для определения результатов сформированности атеистической убежденности подростков, как главного качественного показателя эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, были определены следующие критерии:
отношение к овладению атеистическими знаниями, их глубина и осознанность, готовность руководствоваться ими в повседневной жизни;
характер отношения к религии и верующим людям;
отношение к деятельности атеистического содержания, мотивы участия в ней и степень проявления активности в ее осуществлении. При этом одним из ведущих показателей сформированное ти атеистической убежденности подростка определен уровень готовности подрост-
ка опираться на научные знания в оценке явлений окружающей действительности.
Экспериментальная работа, которая включала констатацию состояния и создание условий для повышения эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков, велась с 1976 по 1984 год на базе средних общеобразовательных школ г.Киева /Ш 215, 143, 121/, г.Запорожья /Ш 81,83/ Киевской области /Броварская средняя школа № 1/, Черкасской области /Уманские средние школы Ш II, 7, 4; Летичевская 8-летняя школа/, Винницкой области /Оратовская и Якимовская средние школы/.
На первом этапе /1976-1979 гг./ изучались труды классиков марксизма-ленинизма, историко-педагогическая, философская, специальная психологическая и педагогическая литература, осуществлялась подготовка к эксперименту: определение обьекта, предмета, цели, гипотезы, задач и методики исследования.
На втором этапе /1979-1982 гг./ проводились констатирующий и формирующий эксперименты: выявлялись педагогические условия, способствующие формированию атеистической убежденности подростков в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности; организовывался опыт более эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению проникновения религиозности в среду подростков и преодолению проявлений существующей религиозности среди школьников; обобщались и сопоставлялись с выводами теоретического анализа результаты исследования.
На третьем этапе /I982-1984 гг./ осуществлялась апробация выявленных педагогических условий повышения эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, уточнялись полученные данные, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том,
что:
в качестве основных педагогических условий эффективности взаимодействия"школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков определены деятельность школы по организации общения старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к религии и атеизму и установление непрерывных воспитательных контактов школы и общественности с семьями верующих с целью преодоления и предупреждения религиозного влияния на детей;
при разработке уровней сформированное ти научно-атеистической убежденности подростков среди ведущих показателей вычленен эмоциональный фактор;
в плане повышения атеистического потенциала семьи четко дифференцированы задачи педагогического влияния на семью: преодоление религиозного влияния на детей в верующих семьях и предупреждение возможности религиозного- влияния на детей из неверующих семей;
вскрыты педагогико-психологические аспекты механизма координации взаимодействия школы, семьи и общественности и разработаны методические рекомендации совершенствования механизма этой координации .
Обоснованность и досто в е р н о с т ь результатов исследования определяются методологическим подходом к процессу атеистического воспитания подростков, основанном на марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии личности; обеспечены использованием адекватных методов исследования, а также подтверждены данными, полученными в ходе исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков успешно апробированы в прак-
- ІЗ -
тике атеистической работы экспериментальных школ и нашли широкое применение в практической деятельности школ г.Киева и Киевской области. Полученные в процессе внедрения результаты дают основание предполагать, что они могут также быть использованы в деятельности педагогических коллективов школ, органов народного образования, партийных, профсоюзных и общественных организаций, трудовых коллективов, а также при составлении и разработке программ народных университетов и школьных программ по совершенствованию содержания, форм и методов организации атеистического воспитания школьников во внеурочное время.
На защиту выносятся следующие основные положения:
Реализация идеи комплексного подхода к атеистическому воспитанию подростков предполагает систематическое, плановое, научно-организованное и всестороннее взаимодействие школы, семьи и общественности.
Постоянное выявление причин религиозности подростков способствует более полной и эффективной реализации индивидуального подхода к осуществлению научно-атеистической работы с детьми, находящимися под религиозным воздействием, а также конкретизации и углублению атеистического воспитания с неверующими.
Методика установления воспитательных контактов школы и общественности с семьей верующих способствует повышению эффективности атеистического воспитания подростков, находящихся под религиозным влиянием, поскольку школьный учебно-воспитательный процесс направлен, в основном, на атеистическое воспитание учащихся из неверующих семей.
Педагогически целесообразная организация общения родителей и других старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к. религии и атеизму в семьях неверующих позволяет повысить эффек-
живность работы по формированию атеистической убежденности подростков.
5. Изучение психолого-педагогических особенностей функционирования механизма координации воспитательных влияний школы, семьи и общественности способствует совершенствованию атеистической работы с подростками.
Апробация и внедрение. Основные положения настоящего исследования докладывались автором на республиканской научно-методической конференции в г.Луцке /1982 г./, на областном научно-практическом семинаре в Павлышской средней школе им. В.А.Су-хомлинского Кировоградской области /1983 г./, на научных конференциях Уманского педагогического института и НИИ педагогики Украины /1980-1984 гг./, докладах для слушателей курсов повышения квалификации учителей и руководителей школ при Киевских областном и городском МУУ, на педагогических советах перед учителями школ, на родительских конференциях в школах республики.
Основное содержание диссертации раскрывается в 5-ти печатных работах.
Социально-педагогические основы формирования у подростков атеистической убежденности
В решении проблемы формирования атеистической убежденности подростков мы руководствовались теоретическими положениями марксистско-ленинской науки об обьективно-субьективнои природе сознания человека.
Исходной теоретической посылкой нашего исследования стало положение классиков марксизма, данное в "Тезисах о Фейербахе" о роли среды в формировании личности: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" /ІЗ, С.З/.
Марксизм впервые определил религию как социальное явление, истоки которого находятся в объективных условиях человеческого бытия. Поскольку сущность человека есть совокупность общественных отношений, то именно они и порождают религию. Анализируя социальную структуру буржуазного общества, основоположники научного коммунизма писали о том, что религия создается людьми, "но человек -не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они -превратный мир. Религия есть общая теория этого мира..." /8,с.414/»
В религии, как одной из форм общественного сознания, действительность отражается в фантастических, иллюзорных образах, представлениях, понятиях и по своей сущности есть фантастическое отображение "в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" /14, с.328/. .
Социальной основой религии является господство над людьми ими же созданных экономических отношений, ими же произведенных средств производства /14, с.329/. К.Маркс писал, что "религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле и с уничтожением той извращенной реальности, теорией которой она является, она гибнет сама собой" /3, с.252/.
В.И.Ленин, рассматривая социальные корни религии, писал, что они находятся в определенных условиях жизни общества: "...гнет религии над человечеством, - писал он, - бсть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества" /28, с.146/. Наиболее глубокий фундамент существования религии В.И.Ленин видел в низком уровне развития производства, закономерно порождающем зависимость человека от природных и социальных сил, которая рождает неуверенность в будущем, страх и подталкивает к религиозному осознанию действительности /24, с.419/.
Касаясь положения обездоленных масс в эксплуататорском обществе, как факторе, порождающем религию, В.И.Ленин писал: "Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п." /28, с.142/.
Решающая роль в воспроизводстве религии принадлежит социальным факторам. Гносеологические и психологические корни религии -это лишь предпосылки, возможности, условия формирования религиозного сознания. Их реализация возможна только при наличии социальных условий, благоприятствующих ее возникновению.
Теоретические основы научного подхода к преодолению религиозных влияний мы находим в наследии классиков марксизма-ленинизма. Впервые в истории, раскрыв социальные причины религиозного отчуждения, марксизм определил и основные принципы его преодоления, главный из которых состоит в том", что это преодоление невозможно без уничтожения социальных корней религии.
К.Маркс писал в этой связи, что люди "...покончат со своей религиозной ограниченностью только тогда, когда уничтожат свои мирские путы" /7, с.388/. Б обществе, где господствует частная собственность на средства и орудия производства, гнет и эксплуатация человека человеком, уничтожить религию невозможно. Сама действительность такого общества порождает религию.
В.М.Ленин ставил отход масс от религии в связь "...с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии" /24, с.418/. Он писал, что "...только классовая борьба рабочих масс, всесторонне втягивая самые широкие слои пролетариата в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии..." /24, с.416/.
Согласно учению марксизма-ленинизма, единственно реальным путем превращения миллионов рабочих и крестьян, задавленных тяжелым трудом и нуждой, в сознательных тружеников, целеустремленно создающих наиболее благоприятные условия собственного бытия, является революция. В "Капитале" К.Маркс писал: "Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отражения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" /6, с.90/.
Развивая эту мысль К.Маркса, Энгельс разъяснял: "...когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, - лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, "которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать" /14, с.330/.
Анализ предпосылок и состояния взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков
Единство школы, семьи и общественности в воспитании подрастающих поколений - объективная закономерность, свойственная социализму. Открытие и обоснование этой закономерности принадлежит марксизму-ленинизму. К.Маркс и Ф.Энгельс научно доказали, что при социализме создаются благоприятные условия для влияния всех общественных факторов на воспитание подрастающих поколений.
Выдвигая на передний план идею общественного воспитания в государственных учреждениях, К.Маркс и Ф.Энгельс ни в малейшей степени не умаляли значения воспитательных функций социалистической семьи. Они последовательно разъясняли, что в условиях социализма общественное воспитание будет сочетаться с семейным, что обществу будет не безразлично, как поставлено воспитание детей в семьях. Тех, кто упрекал коммунистов в намерениях уничтожить семью, заменить домашнее воспитание только общественным и тем самым уничтожить семейные отношения, основоположники научного коммунизма просто высмеивали.
Идея взаимодействия школы, семьи и общественности в воспиганий детей вообще, и в атеистическом воспитании в частности, все-сторонне обоснована и в трудах В.И.Ленина. В Программу Российской коммунистической партии большевиков, принятую УШ /8/ съездом РКП/б/ в 1919 году, была включена ленинская формулировка о том, что необходимо привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения /развитие "советов народного образования", мобилизация грамотных и т.д./ /29, с.49/. В.И.Ленин подчеркивал, что подготовку подрастающих поколений нельзя ограничивать лишь рамками школы. Выступая на Ш Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года, он говорил: "Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной кизни" /18, с.313/. В проекте резолюции о пролетарской культуре В.И.Ленин писал: "...пролетариат, как в лице своего авангарда, коммунистической партии, так и в лице всей массы всякого рода пролетарских организаций вообще, должен принимать самое активное участие во всем деле народного просвещения" /25, с.336/. Развитие общественных начал в народном образовании, демократизацию управления школьным делом В.И.Ленин рассматривал как необходимое условие общественного воспитания. Он наметил пути привлечения трудящегося населения /через Советы народного образования, народные университеты и т.д./ к делу воспитания подрастающих поколений.
Большой вклад в обоснование теоретических и практических предпосылок необходимости взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании подрастающих поколений внесли видные деятели партии и Советского государства: Н.К.Крупская, М.И.Калинин, Ф.Э.Дзержин-ский, А.В.Луначарский, а также видные советские педагоги П.П.Блон-ский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий.
Н.К.Крупская, подчеркивая взаимосвязь объективного и субъективного факторов в формировании личности, писала, что воспитывают человека не только отдельные лица, воспитывают общественные учрекдения, улица, воспитывает "весь семейный уклад, вся окружающая обстановка, события, общественный строй в целом, воспитывают не только детей, но и взрослых. Она писала, что дело воспитания подрастающего поколения не только дело родителей, это дело всех трудящихся нашей страны, дело всего революционного народа. "Нельзя говорить: вот в таком-то вопросе пусть влияет семья, в таком-то - школа, а в таком-то общество, - отмечала Н.К.Крупская. Воспитательные влияния так не разгородишь" /ПО, с. 145/.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Н.К.Крупская предлагала передать дело народного образования в непосредственное ведение Советов народного образования - коллегиальных, представительных органов трудового народа. В статье "Как организовать дело народного образования в стране?" /І918 г./ она писала: "Комиссариат просвещения считает, что всякий план организации дела народного образования в стране только тогда будет целесообразен, когда он будет построен на вовлечении масс в просветительную работу..., самый наилучший план организации тот, который отдает это дело целиком в непосредственное ведение населения" /107, с.39/.
В первые годы Советской власти под влиянием Н.К.Крупской в советской педагогике прочно утвердилось представление о тесном единстве учебной и разнообразной внеклассной и внешкольной деятельности учащихся как важном условии эффективного воспитания. Она постоянно указывала, что после уроков-деятельность детей не должна прекращаться, что ее нужно организовать, чтобы приобщить учащихся к нормам жизни социалистического общества.
Н.К.Крупская советовала школам "углублять коллективность жизни ребят... Тогда не будет детского одиночества, не будет у подростка и потребности в религии" /108, с.202/.
Придавая большое значение общественному воспитанию,Н.К.Крупская не отделяла его от воспитания в семье, она предлагала объединять воспитательные усилия педагогов, родителей, общественности и считала, что лишь сочетание воспитания общественного с воспитанием семейным обеспечит воспитательный эффект. Подчеркивая важность общественного воспитания, Н.К.Крупская решительно возражала против утверждения, что влияние родителей и семей в большинстве лишь вредно, и потому "дома ребенка" должны быть устранены подальше от семьи. Она настойчиво разъясняла, что подобные проекты могут лишь скомпрометировать дело общественной важности, что они показывают лишь, как широко еще распространены неправильные представления о социализме.
Значительный вклад в разработку .теории коммунистического воспитания, в обоснование необходимости тесного взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании, детей внес выдающийся советский педагог А.С.Макаренко. Его педагогические идеи получили широкое признание и сегодня используются в практике воспитательной работы школы, семьи, трудовых коллективов.
Повышение педагогического мастерства учителей в вопросах научно-атеистического воспитания учащихся
Повышение эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков предполагает, в первую очередь, систематическое и непрерывное изучение причин, в силу которых некоторые учащиеся попадают под влияние религии. Значительная часть исследователей, выявляя причины религиозности взрослых, детей и подростков, на первое место ставит недостатки в работе школы по атеистическому воспитанию подрастающего поколения.
А.Н.Алексеев наличие элементов религиозности у детей и подростков связывает с тем, что учителя не принимают своевременных мер к разоблачению суеверий и предрассудков недостаточно работают над созданием новых обрядов и традиций. Он считает, что в школе не полностью обеспечивается единство воздействия на разум, чувство и волю учащихся в тех случаях, когда изучаются материалы атеистического содержания /56/. А.С.дубовка одну из главных причин религиозности детей усматривает в недостагочной теоретической и методической подготовленности учителей к атеистической работе /95/.
В.А.Якубовский, обращая внимание на новые методы деятельности церковников и сектантов, подчеркивает, что религиозная пропаганда не остается неизменной. Он рассматривает специфические причины, способствующие появлению религиозности детей. К ним относятся повышенная эмоциональность, неосведомленность и малый опыт детей, бесхарактерность, слабость воли, физическая слабость, замкнутость, склонность к продолжительным болезням. Эти причины в сочетании с социальными факторами - оторванностью от жизни детского коллектива, специальным религиозным воспитанием - порождают религиозность детей /206/.
И.А.Галицкая в качестве причин религиозности подростков и молодежи вообще называет влияние религиозной среды и религиозных традиций, традиционных элементов сельского быта, родственных и соседских отношений, идеологической и организационной деятельности религиозных организаций. Основной причиной религиозности молодежи она считает влияние религиозной среды: "Важной причиной религиозности части молодых людей в нашей стране, - пишет И.А.Галицкая, -является влияние религиозной среды. Примерно 9 верующих юношей и девушек воспитываются в религиозных семьях, лишь у. 1% - родители неверующие" /82, с.12/.
Г.Г.Быкова выделяет внешние и внутренние причины религиозности подростков. К первым она относит: влияние верующих родителей, старших членов семьи, служителей культа, жизненные неудачи, несчастья, случайные стечения обстоятельств, отсутствие дружного школьного коллектива; к внутренним - ограниченность знаний, недостаточное развитие таких качеств мышления как критичность и самостоятельность, отсутствие жизненного опыта, чувство одиночества, стремление к "защищенности", неудовлетворенность эстетических запросов и др. Основным источником религиозности учащихся Г.Г.Быкова считает внешние причины и среди них - семью верующих /66, с.9/.
Большое внимание автор отводит анализу гносеологических и психологических причин религиозности, что, на наш взгляд, особенно важно для атеистической работы на современном этапе.
Своеобразную классификацию причин религиозности взрослого и детского населения предложила С.В.Черненко. К объективным она относит следующие причины: а/ недостаточно развитые социальные связи отдельных граждан. Это, как правило, люди, не "участвующие в активной производственной и общественной жизни; б/ недостаточный уровень общего развития; в/ последствия стихийных бедствий, научному объяснению которых мешает ограниченность знаний о законах развития природы; г/ дискомфортность, страх перед болезнью или утратой близких людей; д/ проникновение религиозной пропаганды в нашу страну извне. В числе субъективных причин С.В.Черненко называет: а/ религиозность семьи; б/ наличие религиозных организаций; в/ сегустивность, т.е. восприимчивость детей к внушению вообще, а некоторых из них в особенности; г/ проявление детского антропоморфизма - ребенок, особенно в младшем возрасте, неведомые, даже самые фантастические явления воспринимает как то, что доступно его пониманию; д/ присущая детям готовность к подражанию; е/ обостренная восприимчивость к эстетическим элементам: пению, музыке, живописным изображениям и т.п.; ж/ неуравновешенность характера, особенно свойственная подросткам /200, с.14-15/. Причины религиозности детей в социалистическом обществе рассматривает М.Д.Шевченко. Важной причиной наследования религиозных пережитков автор считает непосредственное окружение ребенка и недостаточное развитие сектора общественного воспитания /203/.
Рассматривая причины религиозности детей в тесной связи с причинами обращения в веру взрослого населения, автор, однако, не указывает на специфику причин религиозности детей.
Фундаментальным трудом последних лет, в котором исследованы причины религиозности детей, является докторская диссертация М.Ф.Калашникова "Проблемы формирования научно-атеистического миро-воззрения молодых поколений развитого социалистического общества", Пермь, 1978 год.
Рассматривая причины, в силу которых некоторые учащиеся попадают под влияние религии, автор главенствующую роль отводит причинам социального характера. В комплексе с соподчиненными им причинами гносеологического и психологического порядка они все еще способствуют некоторому воспроизводству религиозности в нашей стране. При этом автор считает, что каких-то особых "детских" социальных причин религиозности не существует. Социальные причины религиозности взрослого населения и детей в нашей стране - одни и те нее, но действие их в процессе воспроизводства отличается существенными особенностями, что обьясняется, в первую очередь, возрастными особенностями подростков.
М.Ф.Калашников все причины религиозности делит на главные и неглавные, а неглавные, в св"ою очередь, делит на необходимые и случайные.
К главным причинам он относит причины социального порядка: социальную и духовную ограниченность индивидов /неучастие в общественном труде, общественной деятельности, фактическое неравенство мужчин и женщин в быту, существенные различия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, трудом квалифицированным, творческим и трудом неквалифицированным, нетворческим, неграмотность и малограмотность, бедность духовного, нравственного и интеллектуального уровней и запросов, ограниченная социальная информированность личности/.
Координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков
Как уже отмечалось, в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков ведущая роль может и должна принадлежать школе. При выборе школ, на базе которых проводился формирующий эксперимент, а также контрольных школ мы руководствовались принципом типичного в характеристике этих обьектов, т.е. уровнем развития культуры и быта города /села/, где находится школа, уровнем религиозного влияния в микрорайоне школы, уровнем воспитательного потенциала школы, уровнем воспитательного потенциала семей учащихся.
Базой нашего исследования служили школы и их микрорайоны в г.Киеве /школы №№ 215, 121, 143/, г.Запорожье /Ш 81, 83/, Оратов-.екая и Якимовская средние школы Винницкой области, г. Умани /школы Ш 11, 4, 7/, Летычевская 8-летняя школа Черкасской области, Бро-варская средняя школа Ш 1 Киевской области.
Возможность сопоставления данных, полученных в результате исследования, оправдывается следующими соображениями: города Киев и Запорожье принадлежат к числу наиболее значимых промышленных и культурных центров республики. Экономическое и культурное развитие этих городов имеет много общего с экономическим и культурным развитием других крупных городов страны. Микрорайоны экспериментальных школ /Ленинградский и Минский г.Киева и Верхне-Хортицкий г.Запорожья/ тоже имели сходные социально-демографические характеристики. В этих микрорайонах действовали общины ЕХБ, адвентистов, пятидесятников, православная церковь. То же самое можно сказать о сходстве условий, в которых находятся экспериментальные и контрольные школы г.Умани и поселка городского типа Оратов.
Изучение воспитательного потенциала экспериментальных и контрольных школ и воспитательного потенциала семей позволило выявить, что условия общественного и семейного воспитания подростков, в основном, одинаковы Уколичество верующих и неверующих семей примерно равное/.
Изучение влияния родителей на формирование атеистической воспитанности подростков показало, что уровень атеистической работы в семье низкий, что значительная часть родителей не имеет установки на атеистическую работу с детьми, что задачи атеистического воспитания осознаются многими родителями в недостаточной степени.
Недостаточная готовность к атеистической работе или отсутствие этой готовности обусловливались: недооценкой атеистического воспитания в семье; несформированностью психологической установки на атеистическую работу с подростками; недостаточным или низким уровнем теоретических знаний атеизма и религии; низким уровнем знаний специфики семейного воспитания, его средств и методов; недостатком практических умений ведения атеистической работы. Этим определялись и главные задачи в работе по координированию работы школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков.
Первая задача заключалась в усилении педагогической помощи родителям в вопросах атеистического воспитания подростков в семье, вторая - в привлечении родителей-общественников к этой работе.
По самой своей природе воспитательный процесс связан с поддержанием необходимого соотношения составляющих его компонентов. Поэтому координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков имеет исключительно важное значение.
В рамках нашего исследования координирование этой работы рассматривается как согласование и приведение в определенную систему усилий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков, определение роли и места каждого из этих институтов в работе по достижению общей цели.
Осуществление комплекса разработанных нами мероприятий предполагало обеспечение единства, согласованности педагогических требований и действий, их последовательности и преемственности в деятельности всех трех воспитательных институтов с целью создания более благоприятных условий для формирования атеистической воспитанности подростков. Главным координатором этой работы был в нашем эксперименте совет атеистов. Его основная функция состояла в том, чтобы организовать деятельность школы, как педагогического и методического центра атеистической работы с подростками и их родителями, способствовать совершенствованию педагогического мастерства учителей, повышать эффективность руководства семейным воспитанием со стороны школы, стимулировать атеистическую работу в самой семье, подключать общественных воспитателей в атеистическую работу с подростками в школе и по месту жительства, осуществлять подбор общественных воспитателей для работы с подростками.
В общем виде структура совета атеистов в нашем эксперименте имела следующий вид: Советы атеистов возглавляли заместители секретаря партбюро по идеологической работе. В 81-й экспериментальной школе г.Запорожья - это член партбюро школы, учитель биологии Шабалова Г.В., в школе Ш 215 г.Киева - член партбюро школы, тоже учительница биологии Никифорова В.Г., в школе Ш 121 г.Киева - член партбюро, опять же биолог Анциферова Л.Г., в школе № 143 г.Киева - член партбюро, учительница русского языка и литературы Можаровская Г.И., в Оратовской средней школе - член партбюро Іутко Г.И., в школе Ш 11 г.Умани - член партбюро, учительница химии Богачук Э.Г.,