Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Юсупова Роза Ярагиевна

Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы
<
Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 155 c. РГБ ОД, 61:02-13/9-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших подростков в вайнахской семье . 13

1.1. Сущность духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов . 13

1.2. Специфика семейного воспитания в вайнахской народной педагогике . 35

1.3. Традиции как основа взаимоотношений членов семьи. 64

Глава 2. Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших подростков в семье и школе . 93

2.1. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании . 93

2.2. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших подростков в вайнахской семье и школе . 116

Заключение 142

Список использованной литературы 147

Введение к работе

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни народов. В связи с этим как никогда остро ощущается необходимость коренного улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народов.

Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций.

Чтобы развить педагогические ценности народа, возродить лучшие традиции своей подлинной национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, прошедшими в судьбе его народа.

Особенно это касается тех народов, на долю которых выпало слишком много бед и страданий. И в первую очередь к ним относятся такие два древнейших народа Северного Кавказа, как чеченцы и ингуши; за сравнительно короткий исторический период времени они несколько раз уничтожались и возрождались вновь.

Судьбы ингушей и чеченцев всегда были тесно переплетены. Отражением языковой и культурной близости чеченцев и ингушей является обобщающее, по-братски объединяющее название - вайнахи (наш народ). "Вайнахи - создатели особой цивилизации, о которой известно, что она утверждает, прежде всего, свободу человека, как самую высшую святыню, самую главную ценность"1.

Эту цивилизацию известный русский этнолог Я.В.Чеснов связывает с тысячелетними этническими традициями воспитания подрастающего поколения.

По мнению Ф.Ю.Албаковой, исследование вайнахской культуры до недавнего времени не носило системного характера. Это она связывает с целым комплексом причин. Во-первых, вайнахи долгое время рассматривались только в их сопряжении с другими народами Северного Кавказа, что отражается в доминировании обобщенного названия - "горцы", "горские народы", - постоянно встречающегося в специальных научных работах. При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Северного Кавказа: всем им приписывались общие характеристические черты; все они описывались, исходя из достаточно абстрактной модели, так называемого "северокавказского этноса". Данная установка была верна только в узких рамках решения достаточно абстрактной проблемы, имеющих очень опосредованное отношение к реальности. В то время как внутри этнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической и социокультурной жизни.

Во-вторых, во многих публикациях 60-70-х годов утвердился подход, согласно которому вайнахи расценивались как достаточно молодой этнос, обретший письменность в результате русификации.

Поэтому глубинно-исторические процессы существования вайнахов практически не подверглись изучению. Только единицы этнографов пытались собрать, систематизировать и объективно описать вайнахскую культуру1.

Все это привело к тому, что вместо объективного научного анализа проблем развития вайнахской культуры, сплошь и рядом появляются работы, в которых плохое знание социокультурных фактов и истории прикрываются субъективными, недостаточно обоснованными, но эффектными гипотезами и интерпретациями.

По мнению профессора А.Д.Солдатенкова: "Незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, ведет к манкуртизации и, самое тревожное - делает историческое сознание уязвимым"2.

Многое в духовном наследии вайнахского народа, в их традициях свидетельствует о высоком моральном и социальном престиже семьи, о многообразии используемых в ней средств, методов народной педагогики вайнахов.

Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства духовно-нравственного воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из условий преодоления кризиса.

Таким образом, как бы не определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность - это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего

поколения - одно из главнейших забот любого этноса во все времена. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение.

Проблема использования традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого - Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцция, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, Я.С.Гогебашвили, И.Я.Яковлева, просветителей и деятелей культуры Северного Кавказа А.Кешева, И.Крымшахалова, Ш.Ногмова, С.Усербиева, С.Хан-Герей и

др.

Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых таких, как Ю.П.Азаров, Л.М.Архангельский, Н.И.Болдырев, Г.Н.Волков, И.В.Гребенников, В.Е.Гмурнов, Н.К.Гончаров, А.И.Каиров, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, Ю.П.Соколъников, А.Д.Солдатенков, Э.И.Сокольникова, Л.Суслопарова, И.В.Суханов, Я.И.Хинбиков, А.Ф.Хинтибидзе, Я.В.Чеснов и др.

Особенности воспитания в семье и школе на традициях различных народов исследовались Г.С.Виноградовым (русских), Г.Н.Волковым (чувашей в связи с другими народами России), А.Ш.Гашимовым (азербайджанцев), Н.Б.Битиевой (чеченцев и ингушей), С.С.Танкасаевой (бурятские обычаи), Э.М.Магомедовым (дагестанцев), А.К.Минаровым (узбеков), Х.Рахимовым (таджиков), А.И.Шоровым (адыгов) и другими.

Актуальным для нашего исследования является материал о жизни вайнахов, который содержится в трудах таких авторов, как Ю.А.Айдаев, В.Х.Акаев, Ф.Ю.Албакова, И.Ю.Алироев, Ш.М.-Х.Арсалиев, М.Мамакаев, А.Д.Манкиев, Д.Д.Межидов, С.-М.Хасиев и других.

Изучение их работ позволило подойти нам к проблеме изучения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в современной вайнахской семье на основе народных традиций и обычаев с позиции современного научно-педагогического знания.

При формулировке исходных параметров исследования мы учитывали, что духовно-нравственное воспитание младших подростков в современной вайнахской семье Чеченской Республике ранее не изучалось, хотя общеизвестна самобытность семейных отношений и обычаев вайнахского народа. Опора отдельных учителей-воспитателей на народные традиции в воспитании младших подростков далеко не решает данной проблемы.

Все изложенное позволяет выделить проблему настоящего исследования: каковы сущность и воспитательные возможности национальных традиций и обычаев вайнахского народа и педагогические условия их эффективного использования в духовно-нравственном воспитании младших подростков? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является процесс использования прогрессивных народных традиций и обычаев в духовно-нравственном становлении и развитии подрастающих поколений в современной вайнахской семье.

Предметом исследования явился процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков на основе прогрессивных народных традиций и обычаев вайнахского народа.

Проблема, предмет и цель исследования определили следующие задачи:

1) раскрыть сущность народных традиций и обычаев как педагогического явления и дать им характеристику как нравственной категории;

2) исследовать возможности использования прогрессивных традиций и обычаев вайнахской семьи в духовно-нравственном воспитании младших подростков;

3) выявить уровень знаний подростков, учителей и родителей о вайнахских народных традициях и обычаях, об их нравственном содержании;

4) разработать методику внедрения в жизнь семьи и практику современной школы прогрессивных идей и опыта вайнахской народной педагогики.

Гипотеза исследования состоит в следующем: освоение прогрессивных традиций и опыта вайнахской народной педагогики в семейном духовно-нравственном воспитании младших подростков будет эффективной если:

-- родители и учителя будут использовать прогрессивные вайнахские народные традиции и обычаи в целях совершенствования форм и методов духовно-нравственного воспитания младших подростков;

-традиции и обычаи будут использоваться с учетом возрастных особенностей младших подростков, они будут разъясняться им в доступной для них, яркой форме и претворяться в их повседневной жизни;

-в процессе их использования будут реализовываться общие условия эффективности целостного воспитательного процесса (организация детского коллектива, обеспечения высокого уровня обучения и оказания помощи школьникам достижения успеха в ученье, его сочетание с разнообразной внеурочной деятельностью), условия эффективности идейно-нравственного воспитания (раскрытие нравственных норм младших подростков, сочетание воздействия на сознание и поведение младших подростков) и условия, непосредственно

влияющие на использование в этом процессе богатств народной педагогики;

-процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков в семье и школе координируется совместными усилиями родителей и учителей.

Методологической основой исследования являются идеи материалистической диалектики и, в частности, учение о влиянии социальной среды на развитие личности и системного подхода как ее важнейшей грани, положения этнопедагогики об основных принципах семейного воспитания на традициях и обычаях народа, о единстве общечеловеческого и национального в ней, идеи личностного, деятельного, культурологических подходов, а также положения о духовно-нравственных качествах личности как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании духовно-нравственной личности.

Теоретической базой исследования явились труды философов, психологов, педагогов, социологов о роли прогрессивных традиций и обычаев в воспитании, произведения вайнахского устного народного творчества, исследования по истории, этнографии, фольклору чеченцев и ингушей; программы, учебные книги; теоретический анализ исследований проблем духовно-нравственного воспитания-, проблемы оптимизации педагогического процесса; беседы с родителями, детьми и т.д.

Для решения задач, поставленных в диссертации, применялись следующие методы:

-теоретический анализ концептуальных положений с использованием философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по исследуемому вопросу;

-анализ учебных программ, учебников и пособий для учителей по предмету "Родная литература", совместная деятельность родителей и учителей в использовании прогрессивных идей вайнахской народной педагогики в духовно-нравственном воспитании младших подростков;

-систематизация материалов по теме исследования, полученных в результате бесед с респондентами; изучение содержания нравственных поучений в вайнахских семьях, внутрисемейных взаимоотношений.

База исследования. В работе использован личный опыт работы автора в школе в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя кафедры педагогики и психологии университета. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ср.шк. № 51 г. Грозного, в Чечен-Аульской ср.шк. № 2 Грозненского района Чеченской республики.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - проблемно-поисковый (1994-1996 годы). Проводились первые наблюдения, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, постановка и обоснование проблемы, выявления уровня ее разработанности в теоретическом и практическом плане, был осуществлен поисковый эксперимент.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1996-1998 годы). На этом этапе были уточнены проблема, цель, объект, предмет исследования, выдвинута его общая гипотеза и уточнены его задачи. В соответствии с ними была разработана программа исследования процесса духовно-нравственного воспитания младших подростков на традициях и обычаях вайнахского народа, и проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап - теоретико-обобщающий (1998-2000 годы). Проводилась оценка реализации задач исследования, обобщение и обработка полученных результатов, подготавливался текст диссертации,

публиковались и апробировались отдельные результаты, положения и выводы. Осуществлялась корректировка выводов, переработки и дополнение текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучена и воссоздана целостная картина многовековых национальных традиций и обычаев вайнахской семьи; раскрыт гуманистический характер вайнахской народной педагогики и ее роль в духовно-нравственном воспитании младших подростков; определены подходы к проблеме использования прогрессивных вайнахских народных традиций и обычаев в духовно-нравственном воспитании, формировании духовно-нравственных ценностей учащихся современных школ, находящихся в различных социокультурных ситуациях, с различным уровнем приобщенности к народным вайнахским традициям и обычаям; определены педагогические условия использования вайнахских народных традиций и обычаев в духовно-нравственном воспитании младших подростков.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций, направленных на использование духовных богатств вайнахской народной педагогики воспитания духовно-нравственных качеств личности подростков в процессе учебной и внеклассной работы общеобразовательной школы на современном этапе развития общества. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по народной педагогике, а также в практике учебно-воспитательной деятельности современной школы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Традиционная педагогическая культура вайнахского народа, ее национальные особенности и общечеловеческие ценности являются

богатым и самобытным опытом, целостной системой воспитания, сложившейся в течение многих столетий у вайнахов.

2. Основным принципом традиционной педагогики вайнахов является воспитание подрастающего поколения как этнической личности, как носителя духовной культуры своего народа, который с уважением относится к языкам, культурам, традициям и обычаям других народов.

3. Творческое использование традиционной культуры воспитания вайнахов в учебно-воспитательном процессе будет эффективно содействовать гуманизации вайнахской национальной школы. Современная вайнахская национальная школа должна опираться на многовековой опыт воспитания, накопленный народом и использовать прогрессивные народные традиции в национальной школе.

Достоверность и обоснованность практических положений, содержащихся в диссертации, обусловлены всесторонним изучением и использованием широкого спектра фундаментальных работ по духовно-нравственному воспитанию младших подростков. Творчески использован обширный массив монографий отечественных и зарубежных ученых, а также публикаций по исследуемой проблематике в общей и специализированной периодической печати. На основе проведенных автором исследований духовно-нравственного воспитания младших подростков, подтверждена обоснованность предложенных диссертантом рекомендаций по широкому использованию в учебно-практической работе прогрессивных народных традиций и обычаев вайнахского народа.

Апробация и внедрение в практику результатов осуществлялись путем докладов и обсуждений на заседании кафедры педагогики и психологии ЧТУ, МГОПУ; путем публикаций материалов исследования; выступлений и сообщений автора о результатах своего исследования

перед учителями ср.шк. № 51 г. Грозного и Чечено-Аульской ср.шк.№ 2 , и на научно-практических конференциях в г. Грозном.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Сущность духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов

Воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач изначальных потребностей человеческого общества и необходимое условие для существования и развития. Поэтому оно и возникло вместе с зарождением человеческого общества. Чем успешнее молодое поколение усвоит принятые в семье и обществе нормы общения, отношений, способы трудовой деятельности, тем благополучнее и стабильнее станет жизнь общества.

Процесс реформирования современного общества и решения задач духовно-нравственного воспитания в Чеченской республике выдвинули на первый план проблему возрождения прогрессивных традиций и обычаев вайнахского народа в духовно-нравственном воспитании.

В современной педагогической науке воспитание некоторые ученые рассматривают как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом. (З.А.Малъкова, Л.Н.Новикова). Также под воспитанием понимают и организацию деятельности подростков как активной формы проявления их отношения (прежде всего нравственных) к окружающему миру (Е.Н.Шуркова). Профессор А.Д.Солдатенков считает: "Воспитание - это, прежде всего, "вбирание" в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Воспроизводя себя из поколения в поколение (физически и духовно) и беспокоясь о своей вечности бытия в кругу родственных и сопредельных народов, каждая нация заботится о воспитании детей, чтобы они продолжали в веках культурно-исторические традиции отцов, дедов и прадедов"1. Эти и другие концепции теории воспитания воплощаются в практике воспитательной работы общеобразовательных учреждений, предлагая целостную педагогическую систему, где ведущее место занимает процесс духовно-нравственного становления, развития личности, этнический фактор, который мы рассматриваем в данном исследовании.

Духовно-нравственное воспитание подростков рассматривается в педагогической литературе как процесс формирования воспитателем у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением подростков мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.

Вопрос о нравственном развитии и становлении личности основывается на теории и морали (этике - где исходными понятиями являются мораль и нравственность).

Термин "нравственность" берет свое начало от слова "нравы". Нравственность - особая форма общественного сознания в виде общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости2. Нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этнических норм как абсолютных требований.

Латинское слово "мораль" (moralis) переводится как нравственный. Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Таким образом, в лексической интерпретации они совпадают и могут определяться "...правила поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, одна из основных норм идеологии и культуры". (Л.М.Архангельский).

По существу общепризнанно, что мораль зародилась одновременно с появлением сознания как философско-антропологическая категория. Развитие и становление каждого человека происходило под влиянием морали, то есть нравственное воспитание было неизбежным, необходимым как общественная практика, возникла и функционировала объективно, независимо от сознания и желания индивидов.

Нравственное воспитание - особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности.

Таким образом, нравственное развитие и воспитание подростков является не абстрактным свойством отдельного ученика, а отражением специфической, исторически определенной совокупности общественных и моральных отношений, содержащей и влияние этнического фактора. Что касается термина "духовное воспитание", то в педагогической литературе существуют две интерпретации этого понятия: как моральное воспитание и религиозное.

Думается, что наиболее эффективным принципом в формировании личности подростка является комплексный подход к этой проблеме, включающей все аспекты понимания этого понятия.

В разработке проблемы духовно-нравственного воспитания в своем исследовании мы опирались на труды ученых: Л.М.Архангельского, Н.И.Болдырева, Г.Н.Волкова, Н.К.Гончарова Б.Т.Лихачева, З.А.Малькова, А.Д.Солдатенкова, Н.Е.Шурковой, И.Ф.Харламова, М.Г.Яновской и др.

Настоящее всегда связано с прошлым, создавать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков. Каждое новое поколение начинает свою деятельность при определенных условиях, предпосылках (материальных, духовных), которые они получают от прошлых поколений.

Нормы морали, правила общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, освященные общественным мнением, выдержавшие испытание временем, оформляются в стабильные традиции и обычаи.

Тенденции повышения национального самосознания побуждает обращаться к вековым традициям и обычаям народа. В них нашли отражение многие общечеловеческие ценности, в которых заложены основы формирования взаимоуважения и дружбы.

Традиции и обычаи - это элемент культуры прошлого, перешедшей в настоящее время от одной общественной группы к другой и характеризующейся относительно длительным существованием, стабильностью. Но, переходя в настоящее время, культурные ценности не остаются неизмененными. Они приспосабливаются к новым условиям существования.

Понятия "традиция", "обычай" наряду с такими понятиями как "культура", "нравственность" имеют важное теоретическое значение при анализе духовной жизни общества, политического и идеологического развития народа в определенную историческую эпоху.

Специфика семейного воспитания в вайнахской народной педагогике

Возвращение к народным истокам, народной педагогике и традициям не просто "модное" веяние времени, это острая необходимость, так как, познавая традиционные формы культуры, человек глубоко проникает в духовные ее начала, учится бережно относиться к самобытности родного народа.

В этнопсихологии и этнологии постоянно используется понятие "культура" для описания различных этнических общностей, изучаются взаимосвязи между культурой и психологическими личностными характеристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия "культура".

Культура - чисто человеческий образ жизни. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

"Культура" (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил в способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей"1

Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражение "культурный человек" в значении воспитанный. Для многих из нас культурным является человек, который говорит о музыке, литературе, искусстве и т.д. "Культурный" уравнивается с "воспитанностью" и

"цивилизованностью". Если мы представим культуру в виде сложной систмы, а именно такой должна быть человеческая культура, создавшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки. Такие базисные единицы культуры называют элементами или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую культуру - материальную культуру. Они включают физические объекты, изданные человеческими руками: храм, орудие труда, книги, жилые дома, картины и многое Другое.

Совокупность вторых образуют нематериальную или духовную культуру: правила, эталоны, модели, нормы, ценности, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать руками, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, знания выражаются через книги, обычаи приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможно без участия материального посредника - галстука.

К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи, законы, нравы, ценности.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении веков свою собственную культуру, сопровождают человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения и поколение. В результате возникает множество культур. Причины разнообразия культур могут быть следующие: потребность в идентификации, уподоблении с группою себе подобных и одновременно в дифференциации, даже противопоставлении себя, другим народам; объективные условия природной среды и географического положения ландшафта, климата. Закрепляются те формы поведения и действий, которые, превращаясь в народные обычаи, приводят к успеху, вознаграждается, приносят удовлетворение людям, повышают вероятность выживания.

Традиционная культура воспитания является сферой между культурой и цивилизацией, будучи их частью, обеспечивая действенность их взаимокомпенсаторных функций. Традиционная культура обладает средствами сохранения преемственности, перехода от поколения к поколению технологий, идей, ценностей; она сводит к разумному минимуму необходимость начинать все сначала - служит своего рода гарантом благоразумного поведения этноса в историй. И традиционная педагогика и народная педагогика не принадлежит только прошлому. Если существует народ - существует и народная педагогика. Если меняется народ, то меняется и его педагогика. Важно чтоб "новейшая педагогика" народа не забыла того, что обусловило сам факт сохранения данного народа как исторического субъекта, историческую индивидуальность, которого он должен всеми культурными способами сохранить: это его долг.

Культура каждой эпохи - это ступень социально-исторического процесса. Чтобы подняться на новую ступень культурного развития, необходимо прочно опираться на достижение прошлого. Новое развивается на основе освоения старого, перерабатывая и совершенствуя его.

Национальное богатство каждого народа закрепляется в его культуре. Народная педагогика, как неотъемлемая часть культуры, является также источником этого богатства. В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых.

Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании

Если изучение духовной культуры направлено, прежде всего, на удовлетворение социальной потребности народа, то объективное изучение устного народного творчества намечает пути эффективного их использования в воспитании подрастающего поколения в современных условиях.

Во многих произведениях устного народного творчества проводится мысль, что человек зависит от общества в образе своих мыслей, в нравах, а потому вся его деятельность должна быть направлена на то, чтобы теснейшим образом быть связанным с народом, служить ему.

Известно, что устное народное творчество, до появления письменности и школы, было единственной формой отражения быта, труда и жизненного опыта народа, выразителем их надежд и чаяний.

Фольклор - это средоточие и хранилище многих прогрессивных народных традиций, народной мудрости. В нем отражен нравственный, эстетический, трудовой и другой быт народа. Фольклор дает возможность раскрыть простоту подлинно национальных традиции, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как патриотизм, любовь к родной земле, труду, честность, благоразумие, достоинство. Фольклор выполняет не только художественно-эстетическую функцию, но и функции сохранения исторической памяти, народной философии и народной педагогики. Одной из важнейших функций фольклора является духовное воспитание человека и его нравственное совершенство.

В фольклоре реализуется этнокультурное самосознание народа, вырабатываются символы и мифологемы, в которых оно кодируется и ретранслируется.

Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они располагают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.

Академик Пельше говорил: "Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий, в каких веками жил данный народ - они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев, костюмов"1.

Вместе с тем устное народное творчество было средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и на народные массы в целом, ибо заложенные в нем трудовые и нравственные идеи неисчерпаемы.

В песнях, пословицах, поговорках обобщены определенные жизненные наблюдения и оценки народа. В них заключены оценки поступки людей, человечность, смелость, трудолюбие; осуждались зло, трусость и т.д. Многие исследователи, которые занимались изучением народной педагогики, одно из главных мест отводили устному народному творчеству. Это обусловлено широким распространением фольклора в народе, жизненно значимым содержанием, художественным своеобразием и активной ролью в жизни народа.

Изучение и умелое использование идей и традиции, отраженных в разнообразных жанрах фольклора, создает хорошие условия для комплексного подхода к воспитанию, дает возможность учителю, классному руководителю, родителям эффективно вести учебно-воспитательную работу в семье и школе, успешно осуществлять задачи духовно-нравственного воспитания детей, воспитывать у подростков сознательное отношение к общественному долгу.

Прогрессивные писатели и педагоги второй половины прошлого века В.Г.Белинский, Н.А.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, В.Я.Стоянин и другие неоднократно указывали на необходимость использования произведений устного народного творчества, содержащих мудрые мысли наших предков, помогающих в правильной жизненной ориентации человека. Это позволяет оценивать народную поэзию как активное, продуктивное средство воспитания подрастающего поколения, раскрывающее высокие идеалы того или иного народа, возбуждая в ней чувства национальной гордости, трудолюбия и другие чувства.

В своих произведениях о фольклоре В.Г.Белинский не раз акцентировал внимание на непреходящем значении фольклора, подчеркивая, что "поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми ее характеристическими оттенками и родовыми приметами. Так как поэзия есть нечто иное, как мышление в образах, то поэзия народа есть еще и его сознание"

Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших подростков в вайнахской семье и школе

Различны и многочисленны формы и методы, оказывающие влияние на духовно-нравственное воспитание младших подростков, на формирование их системы нравственных ценностей. Если предположить, что необходимое значение в указанном процессе воспитания личности имеют народные традиции и обычаи, то правомерно встает вопрос, каковы пути, средства, методы и условия воспитания учащихся на основе традиционной культуры народа. В этом разделе исследования для выяснения этого вопроса нами была поставлена задача определить, как широко используются воспитательные возможности народной педагогики вайнахов в воспитательном процессе современной вайнахской национальной школе, какова степень осведомленности учащихся, происходит ли использование воспитательного потенциала народной педагогики внеурочных занятиях и на уроках. Также требовалось выявить востребованность введения национальных традиций и обычаев в воспитательную систему школы. Наше исследование мы рассматриваем как один из возможных подходов к духовно-нравственным понятиям в условиях средней школы при использовании традиций и обычаев в воспитании. Родители не могут достичь полного успеха в воспитании детей на народных традициях и обычаях без совместной деятельности с учителями, со школой. Воспитательная работа может быть эффективной лишь в том случае, когда приобщение детей к народным традициям и обычаям в школе и в семье дополняло бы друг друга. Поскольку мы осуществляли воспитание учащихся на традиционной культуре, то большой интерес представляет знание и отношение учителей к народной педагогике. Результаты нашего эксперимента во многом зависит от знания учителей и родителей народных традиций и обычаев, от использования народных традиций и обычаев в воспитании современного подрастающего поколения. Для достижения поставленной цели, нами было проведено анкетирование учителей, классных руководителей, учащихся, родителей, проанализированы учебно-воспитательные планы школ, классных руководителей, беседы с учителями и родителями. Эксперименты проводились в Чечен-Аульской средней школе № 2, Грозненского района и в средней школе № 51 города Грозного. Мы выбрали школы-объекты нашего исследования, исходя из предположения, что в каждой школе сложилась собственная система отношений к народным традициям и обычаям, и имеются определенные условия для их использования в воспитательной практике, а также соотношение села и города. При выборе школ учитывались следующие характеристики : этнический состав населения, преобладание в нем представителей чеченской и ингушской национальности; - учет воспитательных возможностей семьи, общественности, этносоциума в целом; - учет местных особенностей (возможна малая степень культурной маргинальное среди жителей данной местности); - знание и уровень владения чеченским и ингушским языками; - творческий потенциал педагогического коллектива. С учетом перечисленного мы произвели условное делание школ. К первому типу мы отнесли Чечен-Аульскую среднюю школу № 2, имеющую национально-территориальную особенность, данная школа моноэтнична. Уровень воспитательных возможностей семьи, общественности, знание традиций, обычаев жителями села Чечен-Аул выше среднего. Ко второму типу мы определили среднюю школу № 51 города Грозного, данная школа полиэтнична. Она сильна отдельными учителями-предметниками. Педагогический коллектив средней школы № 51 города Грозного активизирует краеведческий принцип преподавания предметов. В частности, в структуры содержания ряда предметов (истории, математика, география, музыка и т.д.). Нами были посещены классные часы, уроки, анализированы поурочные планы, общешкольные планы воспитательной работы, планы воспитательной работы классных руководителей обеих школ. Их анализ показал, что содержание того или иного мероприятия не раскрывает педагогического потенциала средств вайнахской народной педагогики из-за отсутствия продуманности и систематичности в повседневной деятельности. Планы воспитательной работы и методика реализации зачастую формальна. Включение задач приобщения к национальному наследию носит эпизодический характер. Большинство учителей средней школы № 51 г. Грозного не владеют достаточными знаниями о сущности народных традиций. В городских условиях народные традиции и обычаи в воспитании, сохранились меньше. Собеседование с учителями во время семинаров методобъединения, курсов повышения квалификации показало, что все они признают необходимость использования прогрессивных традиции народа и опору на них в воспитательной работе. Ответы были следующего содержания: Исаева Марет Шахидовна: "Утрата вековых национальных традиций и обычаев привело к падению нравственности, вайнахи всегда отличались гостеприимством, открытостью, свободолюбием, уважительным отношением к старшим и т.д. Поэтому, если в некоторых семьях недостаточно уделяют внимания традициям, то мы, учителя в школе должны возрождать свою духовную культуру, почитание традиций и обычаев". Дукаев Вахид Шарпудинович: "Долгие годы содержание образования, его организация в нашей стране были направлены на формирование интернационального сознания, понимаемого как безнациональное. В итоге учащиеся оканчивали школу без знания разнообразия культурно-бытовых особенностей народов, без понимания сложности проблем современного этнического развития народов. Решению части этих проблем призвана помочь современная школа". Анализ фактического материала, собранного при изучении педагогического опыта данных школ сформировали выявить следующие выводы: 1. Недостаточно изучается и функционирует традиционная культура в воспитательном процессе. 2. Не ведется систематическая работа по подготовке учителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания на основе народных традиций и обычаев. 3. Отсутствует анализ влияния традиций и обычаев на нравственное становление личности, не рассматривается их значение в духовном формировании личности. 4. В недостаточной степени привлекают родителей к воспитательной работе с детьми по приобщению подростков к национальным традициям, 5. Учителя слабо вооружены знаниями по национальной культуре и не в полной мере используют их в работе. Таким образом, состояние практики воспитательной работы в выбранных школах на констатирующем этапе эксперимента убедило, что в содержании воспитательной работы отсутствует целенаправленность по использованию народных традиции.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы