Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Специфика рассмотрения антропосоциальных проблем в философии образования 11
1.1. Социальное воспитание в контексте проблем философии образования. .. 11
1.2. Модели формирования человека в теоретических конструкциях философии образования 30
Глава 2. Теоретико-методологические основания взаимодействия общества и человека в процессе социализации 50
2.1. Модели и институты социализации человека в современном обществе 50
2.2. Жизненный путь человека и его реализация в оптимальных и неоптимальных условиях социализации 78
Глава 3. Социально-философский анализ «интернатного» человека, формируемого в интернатных учреждениях России 115
3.1. Интернат как социальный институт и исторические тенденции его развития 115
3.2. Философский анализ социальных портретов «интернатных» детей в различных типах интернатных учреждений 133
3.3. Основные проблемы социализации «интернатного» человека (на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 169
- Социальное воспитание в контексте проблем философии образования.
- Модели и институты социализации человека в современном обществе
- Интернат как социальный институт и исторические тенденции его развития
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отражается на судьбе социально незащищенных слоев общества. Сложившаяся ситуация в глобальном и российском социуме начала XXI века приводит к ослаблению мировоззренческих, идеологических основ социальной жизни, к утрате идеалов у взрослых людей, к неопределенности жизненной позиции подростков и молодежи. Это актуализирует проблему социализации человека в процессе его социального воспитания и дальнейшей жизнедеятельности.
Социальной проблемой России в начале XXI века является резкое увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этой части подрастающего поколения процесс социализации оказывается наиболее сложным, а порой и трагичным. Поэтому актуальным становится вопрос выявления специфики социального воспитания детей, оставшихся без поддержки семьи.
Муниципальные органы власти, занимающиеся защитой прав детства, определяют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные интернатные учреждения. В этой связи приобретают важность исследования условий существования ребенка в соответствующих образовательных учреждениях, материально-экономического, кадрового и социокультурного обеспечения образовательных учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кризис современной семьи негативно отражается на состоянии детства в стране. Отметим, что в настоящее время в России актуальность отмеченных вопросов обостряется увеличением количества детей, относящихся к категории социальных сирот. Эти дети — часть будущего поколения нашей страны. Если они не получат достаточного воспитания, это негативно отразится на социальных процессах всего общества.
В настоящее время обостряется противоречие между выраженной деформацией личностных характеристик детей-сирот и детей, оставшихся без
4 попечения' родителей, и возможностями интернатных учреждений ослабить негативное воздействие социальной среды, развить необходимые личностные характеристики и осуществить полноценное социальное воспитание и социализацию человека в обществе.
Степень научной разработанности темы. С позиций гуманитарных наук и социальной философии разрабатываются проблемы социализации человека в разнообразных общественных условиях.
Концепции формирования личностных характеристик человека в обществе представлены в трудах А.С. Ахиезера, B.C. Барулина, М.Я. Боброва, Б.В.Маркова, П.В. Ушакова, И.Т. Фролова и др.
Концепции человека отражены в трудах по философской антропологии и человековедению: в историческом аспекте П.В. Алексеевым, Б.Г.Ананьевым, Н.П. Бехтеревым, Л.Н. Гумилевым и др.; в этнокультурном и социокультурном аспектах Л.Н. Гумилевым, П.С. Гуревичем, Б.В.Марковым, А.С. Фроловым и др.; в экологическом и космологическом аспектах В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским и др.
Идеи социализации и социальной адаптации представлены в социологических и психолого-педагогических трудах М.М. Бахтина, П. Бергера, М. Вебера, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, Э. Дюркгейма, Л.М.За-гребельной, М.С. Кагана, Б.А. Кугана, Т. Лукмана, А.В. Мудрика, К.Р.Мелконяна, Н. Мелзера, Б.Д. Парыгина, Г.И. Челпанова и др.
Философско-образователъные концепции социализации человека развиваются в трудах С.А. Ан, Б.С. Гершунского, В.П. Казначеева, Б.О.Майера, Н.В. Наливайко, В.И. Паршикова, Н.С. Розова, О.Н. Смолина, В.Н. Филиппова, К.А. Шварцмана'и др.
Идеи социального воспитания развиваются в трудах СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, С.Г. Кара-Мурзы, Р.В. Овчаровой, Ю.Е. Растова, Л.К.Синцовой, А.И. Субетто, В.Н. Филиппова, М.В. Шакуровой и др.
Философско-педагогические идеи социализации в аксиологическом и дея-телъностном аспектах представлены в работах Б.П. Битинаса, А.С.Макаренко, А.В. Степешко, К.Д. Ушинского, М.В. Шакуровой и др.
Концепции образовательных социальных институтов, в том числе интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в работах Б.Н. Алмазова, Т.А. Басиловой, С.А. Бе-личевой, Дж. Боулби, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.Ф. Дементьевой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, М.И. Лисиной, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, А.С. Макаренко, В.Я. Стоюнина, Н.Н. Толстых, К.Д.Ушинского, Т.И. Шульги.
Социально-философские концепции семьи, формирования семейных традиций воспитания отражены в трудах философов начала XX века В.В. Розанова, B.C. Соловьева.
Семейную политику российского государства исследуют философы, социологи, историки А.В. Артюхов, И.В. Бестужев-Лада, Т.А. Гурко, СВ. Дар-модехин, Г.Г. Силласте и др.
В философских трудах-проблемы воспитания и социализации детей в неоптимальных общественных условиях не нашли достаточного отражения. Существующие работы, носят, в основном, эпизодический характер. Отсутствуют исследования на основе системно-философского подхода.
Объект исследования - социальное воспитание и социализация человека в условиях России начала XXI века.
Предмет исследования — социальное воспитание и социализация человека в неоптимальных общественных условиях (в интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Цель исследования — всесторонне раскрыть сущность проблемы социализации человека в неоптимальных условиях и выявить способы ее решения с позиций философии образования.
Цель диссертации определяет следующие задачи исследования:
Исследовать функции социального воспитания как вида социально-практической деятельности.
Выявить личностные характеристики человека в неоптимальных условиях существования при их сравнении с характеристиками многомерного человека.
Дать характеристику институтов социализации и адаптации человека в оптимальных и неоптимальных общественных условиях.
Осуществить компаративистский* анализ оптимальных и неоптимальных условий социализации человека.
Исследовать интернат как социально-образовательный институт социализации человека:
Дать характеристику детям, воспитывающимся в условиях интернатов разных типов.
Построить модель формирования личностных характеристик человека, оказавшегося в неоптимальных условиях существования.
Информационная база исследования представлена исследованиями в области социальной философии, педагогики, психологии, справочными материалами и правовыми документами, регламентирующими сферу образования и организацию интернатных учреждений России.
Методологическую основу диссертации составляют принципы диалектической методологии (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), системной методологии (П.В. Алексеев, Э.Г. Винограй, В.Н. Сагатовский, В:Н. Садовский, Е.В. Ушакова), принципы целостности, взаимосвязи исторического и логического, а также структурно-функциональный и оптимологический подходы.
Теоретическая основа диссертации:
1. Идеи социальной философии, философий образования, теоретической социологии (адаптационная теория социализации Т. Парсонса, теория «эстафеты» социальных норм и традиций Э. Дюркгейма, теория ассоциативной и
7 институционной социализации М. Вебера, теория социальных эстафет Н.Смелзера).
Модели многомерного человека (М.Я. Бобров, П.С. Гуревич, В.П. Казначеев, Б.В.Марков, П.В. Ушаков, И.Т. Фролов).
Концепции образовательных учреждений как особых социальных институтов (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, К.Д. Ушинский).
Идеи критериев оптимальной деятельности человека в условиях социальных трансформаций- начала XXI века (Г.В. Дербан, О.С. Разумовский, Е.В.Ушакова).
5. Идеи* воспитания и образования человека как активной системы
(Ш.А.Амонашвили, И.П. Ильин, А.С. Макаренко).
6. Психолого-педагогические идеи воспитания детей-сирот (М.М.Бахтин,
Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухин,
И.А.Невский, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.И. Челпанова, Т.И. Шульга).
Использованы общенаучные и логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, классификации и моделирования, а также психолого-педагогические и социологические методы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Доказано, что модель многомерного человека может служить показателем для определения отклоняющихся характеристик человека, оказавшегося в неоптимальных условиях.
На базе философской модели многомерного человека построена фило-софско-педагогическая модель оптимального существования человека. Эта модель включает идеал, цель социализации, педагогические методы социального воспитания и условия их реализации в образовательных учреждениях современной России.
Доказано, что индивид, оказавшийся в неоптимальных условиях социального воспитания, по своим характеристикам отклоняется от личностных параметров, представленных в философско-педагогической модели человека. Дети, оставшиеся без попечения родителей и принятые в интернаты, как пра-
8 вило, имеют соответствующие изменения характеристик. Главные изменения обобщены в модели «интернатного» человека.
В компаративистском аспекте исследованы особенности жизненного пути, человека в оптимальных и неоптимальных общественных условиях. Проанализированы социальные факторы, выделены их уровни и группы, которые приводят к оптимальной и неоптимальной социализации личности в условиях России начала XXI века.
Представлена авторская классификация интернатных учреждений Алтайского края по назначению (коррекционные, интернаты для одаренных детей, санаторные интернатные учреждения), по причинам поступления детей (приюты, центры временного содержания, интернаты при монастырях, интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа) и по возрастным'параметрам контингента воспитанников (дома ребенка, интернаты для воспитанников дошкольного возраста, школьного возраста, разновозрастные).
6. Составлены рекомендации мировоззренческого, аксиологического и
праксиологического характера для применения в соответствующих интернат
ных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Философия образования позволяет интегрировать социально-
философские и философско-антропологические результаты исследований по
проблеме социализации человека в оптимальных и неоптимальных общест
венных условиях. Закономерности, выявленные в философии образования,
определяют основные параметры неоптимального существования личности
применительно к российской ситуации начала XXI века.
2. Характеристики человека, развивающегося в неоптимальных общест
венных условиях, отличаются от характеристик, представленных в оптималь
ной модели многомерного человека. Имеются основания для их обобщения в
модель «интернатного» человека.
3. Социальное воспитание и социализация человека имеют специфику в
неоптимальных общественных условиях. Она обусловлена отклоняющимися
от нормы параметрами социальной среды существования человека; изменен
ным характером субъекта, существующего в данных условиях; особыми ме
тодами социального воспитания человека с аномальными чертами характера.
Необходимо построение идеальной социальная модель, отражающей жизнен
ный путь человека в направлении его оптимизации.
Интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются учреждениями института социализации, обладают рядом характеристик организационно-педагогической деятельности (специфика управления, подбор кадров, применение психолого-педагогических методов работы с детьми и т.п.). Это позволяет определить состояние поступившего в интернат воспитанника, сравнить его личностные характеристики с характеристиками, предусмотренными моделью «интернатного» человека, наметить конкретные пути воспитания и социализации данной личности.
Для успешной практической корректировки и оптимизации жизненного пути личности необходимы согласованные действия педагогического коллектива интернатного учреждения, государственных и негосударственных общественных организаций в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., в которые обращаются выпускники интернатов, а также эффективные меры государственной поддержки «интернатных» детей.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Результаты исследования развивают социально-философскую теорию личности и социально-педагогическую теорию социализации человека в неоптимальных общественных условиях.
Теоретические выводы исследования могут быть применены в преподавании учебных курсов по социальной философии, педагогике и психологии, социологии, а также спецкурса по социологии семьи, использоваться при профессиональной подготовке педагогов, социальных работников, работников
' " '; : )' . . ..':; ''''.'' '' '"' 10 '.,' ''' . ' '-'v'!--' ''"''! '' ;'";"'-,
системы,управления образованием дляI работы в интернатных^учрежденйях.:'_,
России,,в практике воспитательного процесса. .,., ; :
Апробацияработы: Результаты исследования отражены^ в> выступлениях на:международных конференциях:; «Комплексный подход к проблемам региональной.: безопасности». (Барнаул, 2006), «Культура Алтайского? края?как опыт толерантного; взаимодействия' сопредельных территорий» .(Барнаулі: 2007),, «Социальная безопасность юга Западной* Єибири» (Барнаул,, 200,7, 2008), «Снижение рисков и смягчение последствии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - приоритетные' направления обеспечения» комплексной: безопасности населения юга» Западной Сибири». (Барнаул^ 2008);. на. всероссийских конференциях: 6-ая, 7-ая и; 8-аялконференции!'«Интеллекту-, альныйшотенциал ученых России».(Барнаулі 2006, 2007,' 2008)- «Философия-методология, история знаний» (Барнаул^, 2006;.2008)^ «Проблемы'социально-гуманитарного образования на современном: этапе; модернизации российской= школы».(Барнаул, 2008); на межрегиональной,научнош конференций «Дост тижения ученых;: Сибири;: - Всемирному философскому- конгрессу»; (Бййск,, 2008), на семинаре-практикуме «Интеграция;детей;, оставшихся без попечения родителей, затронутых; ВИН; инфекцией,; в> образовательный? процесом (Варна--.
ул,.2008). . ''' .' '-.;>; ,- : '".' -\\г\. _
Структура диссертации. Работа состоит из введения; трех; глав; ^объединяющих семь .параграфов; заключениями* библиографического списка» (254 наименования работ, в том числе 12 на иностранном .языке): Общийюбъем- текста- 168 страниц.
Социальное воспитание в контексте проблем философии образования
Рассмотрим основные положения и принципы философии образования, как особой отрасли социальной философии, которая актуализируется, начиная со второй половины XX века. В контексте этой проблемы рассмотрим процесс социального воспитания, как важной стороны социальной адаптации и социализации личности в современных условиях.
В России, начиная с 90-х годов XX века, была поднята проблема философии образования, которая активно исследуется вплоть до настоящего времени. Показано, что философия образования как особое направление философ-ско-педагогического знания появляется на западе в XIX веке, а в России начи- , ная с 30-40гг. XX века (этому посвящены исследования К.Г. Колтакова, Б.О.Майера, Н.В. Наливайко, В.И. Паршикова, О.Н. Смолина, А.И. Субетто, В.Н. Филиппова) [141; 136; 164; 208; 223].
Исследуется ее методологическая база, включающая диалектический, системно-философский, структурно-функциональный подходы, а также комплексный подход к философско-педагогическим и социальным проблемам современного образования. Определены области исследования проблем философии образования, которые включают: философский анализ психолого-педагогических проблем образования, антропологических проблем образования в системе отношений «учитель-ученик», проблемных полей знания в образовании. Исследуются социальные аспекты образования, как особые структурные составляющие современного общества, где идет подготовка новых поколений к жизни в данном социуме.
Определены разные концептуальные подходы к исследованию философ-ско-образовательных проблем: образование в узком смысле, как профессиональная трудовая подготовка человека к жизни в обществе, и образование в широком смысле, как образование — воспитание, как комплексная подготовка человека к жизни в данном обществе. Обосновано, что второй подход является наиболее целостным, комплексным и решает задачи всесторонней социальной адаптации и социализации человека.
В итоге, в научно-философских публикациях российских ученых XXI века (Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков, Н.С. Розов и др.) обосновано, что философия образования представляет собой особую отрасль социально-философского знания, которая рассматривает всеобщие характеристики подготовки человека к жизни в любом социуме. С этих позиций рассматриваются разные стороны проблемы. Во-первых, проблемы человека в образовании и часть его жизненного пути (детство, подростковый возраст, юношество), на котором идет подготовка человека к социализации. Во-вторых, создание социальных условий для реализации начальных этапов жизненного пути человека, это формирование сети образовательных учреждений в государстве и философский анализ социальной организации данных учреждений, организационно-педагогических методов работы специалистов в данных учреждениях [141; 142; 162]. В связи, с указанными исследовательскими направлениями философии образования, проблема формирования человека в неоптимальных условиях (вне родительской семьи), являющаяся темой нашего диссертационного исследования, также распадается на две части. С одной стороны, исследуется проблема человека, оказавшегося в неоптимальных условиях становления и развития, а с другой стороны, исследуются образовательные учреждения, помогающие компенсировать ему отсутствие семьи и обеспечить его полноценную социализацию в данном обществе. В данном разделе мы осуществим философский анализ проблемы социального воспитания, как системы принципов, методов и общих мер, связанных с подготовкой человека к жизни в обществе.
Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система воспитания тесно взаимосвязана с социальными условиями и оказывает огромное влияние на весь ход преобразований в обществе. В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», который акцентирует внимание, во-первых, на тех социальных организациях и учреждениях, которые непосредственно влияют на формирование человека; а во-вторых, на те целевые установки, реализация которых способствует оптимизации включения человека в социальную жизнь. Включает институциональную и социально-аксиологическую стороны.
Проблемы социального воспитания приобретают в период кардинальных преобразований особую актуальность и значимость, вызывая интерес не только педагогов, но и социологов, философов, психологов, социальных педагогов. Стремительные перемены в обществе актуализируют проблемы социального воспитания в прикладном и в теоретическом плане. За последние годы вышел целый ряд практико-ориентированных работ, посвященных проблемам социального воспитания: М.Я. Шакурова «Социальное воспитание в школе», В.Р. Ясницкая «Социальное воспитание в классе. Теория и методика», Н.Г. Миновская «Социальное воспитание в учреждениях» и др.
Модели и институты социализации человека в современном обществе
Однако парадокс заключается в том, что до настоящего времени не выработано четкого определения,социализации, которое бы в равной мере удовле-творяло философов, социологов, социальных психологов? и других ученых, занимающихсяизучением проблем личности, ее становления и развития . Значительный-разнобой в употреблении и толковании понятия «социализация» в отечественной литературе в определенной степени объясняется тем, что до сих пор недостаточно изучен сам процесс социального становления человека, а также недостаточно четко разведены такие понятия, как формирование, воспитание, адаптация, социализация. Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон.
Так, для антропологов социализация есть, прежде всего, передача (трансмиссия) культуры от одногоіпоколения к другому.
Для- социологов это, с одной стороны, обучение индивида социальным функциям, без освоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и»образа «Я».
В психологии, где на первый план выступает изучение процессов и механизмов, с помощью которых индивид усваивает соответствующие социальные нормы, роли и идентичности, социализация — часть процесса формирования и развития личности.
Социальная педагогика оценивает эффективность,деятельности социально-педагогических институтов, методов их работы, обеспечивающие процесс социализации, выявляет скрытые, побочные, латентные, неосознаваемые или осознаваемые воспитателем последствия.
Политическая социализация рассматривает процесс социализации как формирование определенных политических установок и ориентации.
Гендерная социализация делает упор на формировании тендерной идентичности и связанных с нею сексуальных установок личности.
Религиозная социализация главнойщелью ставит приобщение индивида к определенной религиозной идеологии, ритуальности, обрядности и т.д.
Чтобы глубже понять, сущность и содержание социализации, имеющей краеугольное значение вшроцессе формирования личности в образовательных учреждениях, проследим формирование данного термина в философских и социологических трудах.
Термин «социализация» впервые появился ВІ философских и социологических работах в конце XIX века. И вплоть до 30-х годов нашего столетия он употреблялся в двух основных значениях: во-первых, для обозначения перехода имущества, из частной собственности в общественное достояние, что очень близко национализации; во-вторых, для обозначения процесса социального »становления человека. Если первое значение термина в настоящее время практически утеряно, то, второе широко используется» представителями различных областей научного знания.
Одним из первых стал рассматривать социализацию как процесс развития в человеке его социальной природы Ф. Гиддингс. Он обратил внимание на то, что в процессе социализации переселенцев уничтожаются или становятся незначительными первоначальные различия речи, верования и привычек. Со времен Ф. Гиддингса понятие «социализация» приобреталофазличные коннотации, однако основное значение — процесс, посредством которого индивид перенимает образ жизни своего общества — сохранилось.
С 1930-х годов понятие «социализация» стало наиболее широко применяться в сфере философских, социологических, социально-психологических исследований для объяснения поведения детей и взрослых.
Интернат как социальный институт и исторические тенденции его развития
В данном параграфе рассмотрим интернатные образовательные учреждения как учреждения социальных институтов, выявлены причины их существования.
Прежде чем рассматривать интернат как социальный институт, рассмотрим каждое понятие отдельно, а именно, институт в широком плане в отличие от института в узком плане, понятие «социальный институт» и его виды, и понятие «интернат», как социальный институт.
«Институт (от лат. institutum — установление, учреждение):
1) название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно-исследовательских учреждений;
2) в России до 1917 — название привилегированных средних учебных заведений закрытого типа;
3) институт социальный, первоначальное обозначение совокупности норм права, регулирующих социально-правовые отношения в различных сферах общества (напр., институт брака, семьи); в широком смысле — элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения: экономические институты (напр., собственность, заработная плата), политические институты (государство, армия, партия), воспитательные институты и др.» [196].
Термин «институт» употребляется для «обозначения группы людей, объединенных для выполнения определенных функций (семья, трудовой коллектив и т.д.). Институт - определенная социальная структура, а совокупность институтов образует сложную организацию общества [201].
В праве институт определяется как — группа норм какой-либо отрасли права, регулирующих определенные общественные отношения (например, институт собственности, институт договора в гражданском праве). Термин «институт» употребляется в конституционном праве: например, парламент, правительство - как институт власти, конституционный институт;
В широком смысле институт понимается как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения: экономический институт (например, заработная плата), политический институт (государство, партии), воспитательный институт и другие» [226].
В настоящее время термин «социальный институт» в-социологической литературе употребляется в нескольких значениях.
Наиболее распространенное значение данного термина связано с выделением организационно оформленных видов деятельности, связанных с разделением труда. Сюда, прежде всего, относят такие институты, как школа, политико-правовые институты и т.п.
Все: более широкое распространение приобретает термин социальный , институт» в качестве обозначения некоторых социальных ролей; особенно важных дляштдельных социальных групп, (например; институты- Комиссарова-; годыгражданскойш-Великой Отечественной войны и -т.д.)..
Кроме того; «социальный институт» обозначает также форму: существования; выраженияш1закрепленияюбщественных отношениш(институты?собст-венности; права;, родства; и Т.Д;)Ї Структурными: компонентам»; являются лю-дщ : включенные: в; определенные виды социальных взаимодействий;"соответ-ствующие1 организации?и учреждения;.вещественно-материальный компонент данного ь вида; деятельности,... определенные: технологии, инф ормационное оснащение,, финансово-экономическая,, научная -культурная;, мировоззренческо-.идеологическаячбазахоответствующихотнршениш
Социальные институты , осуществляют, неразрывную;- связь общества и. личности. Включение индивидов; в общественные- отношениям w ВЇ активную общественную; деятельностыпроисходит: в процессе функционирования социальных институтов» Социальные- институты1: выступают: своеобразным; «каналом», через; который, осуществляется : воздействие общества на: личность.. В рамках социальных институтов» происходит процессзакономерного усвоения? человеком - в.ходе его онтогенетического развития - историческинакопленг ногоюпыта, знаний ищенностей. Чёрез-них передаются жизненные установки; уменияіиі навыки, нормыш;правила,.которыми:человек-руководствуетсяш;своею деятельности, в отношениях с другими людьми: Обеспечение процессахо-циализации личности-и является одной из ведущих функциш социальных институтов;.Иными; словами, все социальные инстит ляются институтами: социализации; личности. Однако- это утверждение правомерно лишь в рамкахисследованиядеятельности общества по «производству» . человека:
В социальных институтах идет не только- социализация, но и реализация личности: социализация,, адаптация, личная деятельность в окружающей социальной отрасли, свой вклад в данную отрасль (институт), передача опыта следующим поколениям.
В процессе социализации человек входит, включается в разнообразные сферы жизнедеятельности общества: производственно-экономическую, социальную, политическую, в сферу духовной жизни. Процессу «включения» человека в основные сферы жизнедеятельности общества способствуют различные социальные институты. Так, включение индивида в систему производственных отношений осуществляется посредством таких социальных институтов, которые развиваются непосредственно в сфере производства и распределения материальных благ, организации труда и т.д., т.е. производственная социализация личности осуществляется в сфере промышленных, сельскохозяйственных, производственных отношений и др. Подобным же образом происходит включение в политическую, образовательную, общекультурную, социальную сферы духовной жизни. Такой подход к рассмотрению институтов социального становления человека, в процессе приобщения его к общественной жизни является основополагающим, поскольку в самом основании (выделении сфер жизнедеятельности общества и соответствующих этим сферам социальных институтов) содержится указание на иерархическую соподчиненность этих общественных сфер, а, следовательно, и социальных институтов, зависимость всей общественной жизни от материального производства.