Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Ляшенко Юлия Алексеевна

Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества
<
Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляшенко Юлия Алексеевна. Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Горно-Алтайск, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07-9/441

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.КОНЦЕПТУ АЬНЫЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА

1.1 Социальный характер отчуждения труда: концепция К.Маркса 11

1.2 Феномен отчуждения человека: концепция Э. Фромма 35

1.3 Категория отчуждения в отечественной философии 47

Глава 2. МЕХАНИЗМ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: PRO ЕТ CONTRA

2.1 Особенности отчуждения человека в механизме компьютерных и телекоммуникационных технологий 63

2.2 Возможности самоотчуждения человека в условиях тотальной информатизации общества 79

2.3 Информатизация и углубление социальных противоречий 96

2.4 Информационные технологии в механизме формирования стереотипов сознания 115

Заключение 133

Библиографический список 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий в современном обществе, вызванных тотальными процессами информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Конец XX -начало XXI веков характеризуется стремительным развитием и широким распространением процесса информатизации, т.е. интенсивного использования новых технологий для производства, хранения, трансформации и распространения информации.

Процесс информатизации открывает широкий спектр возможностей. С одной стороны, создаются предпосылки свободной творческой самореализации личности в процессе труда, укрепления социальных связей, широкого доступа к любой информации. С другой, одновременно возрастают негативные тенденции: увеличивается влияние информационных технологий, обнаруживших способность формировать стереотипы сознания, ценностные ориентиры, вкусы, стиль жизни человека, происходит атомизация общества, усиливается отчуждение человека.

Таким образом, обращение к проблематике феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества обусловлено повышением роли компьютерных и телекоммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В условиях современной России обращение к этой теме актуализируется социально-экономическими реалиями, в которых протекает процесс информатизации, детерминирующий собой отчуждение человека.

Научный аспект актуальности темы исследования обусловлен потребностью теоретического осмысления феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества, незавершенностью процесса концептуализации понятия «отчуждение», необходимостью социально-философского анализа конкретно-научных данных о последствиях внедрения

информационных технологий в современном обществе. Степень научной разработанности темы.

Изучение феномена информационного общества началось во второй половине XX века. Это связано с выходом работ Д. Белла, М. Кастельса, И. Масуды, А. Турена, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера. Среди отечественных ученых, проблематику информатизации общества и роль и место человека в этом процессе, исследовали Р.Ф. Абдеев, А.Д. Еляков, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, Г.П. Отюцкий, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, И.В. Соколова, А.Д. Урсул, В.Н. Филиппов и др.

Исследованию проблемы социальной информации посвящены работы В.Г. Афанасьева, Б.А. Грушина, Г.Т. Журавлева, А.П. Суханова, и других.

Процессы трансформации в социальной сфере информационного общества рассматривают О.Н. Вершинская, Н.Л. Полякова, Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин.

Проблема исследования отчуждения в философии имеет достаточно продолжительную историю. Этот феномен изучался представителями немецкой классической философии (И.-Г Фихте, Г.-В.-Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс), социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон), франкфуртской школы (Э. Фромм), экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс).

Особое внимание анализу феномена отчуждения уделял К. Маркс, Обстоятельно изучив и описав истоки и сущность социально-экономического аспекта отчуждения, он попытался определить пути преодоления этого явления.

Теоретические исследования проблемы отчуждения в советской философской школе осуществлялись в рамках марксистской философии (Г.С. Батищев, И.В. Ватин, П.Н. Гуйван, Р.И. Косолапов, Н.И. Лапин, Т.И. Ойзерман). Отчуждение и труд, рассматривались, как правило, в контексте

проблемы отчуждения и эксплуатации. Предполагалось, что в социалистическом обществе отчуждение преодолено.

В настоящее время феномен отчуждения исследуют В.И Копалов, Д.А. Немировский, В.А. Панпурин, Н.К. Эйнгорн, А.Б. Франц. Проблемы нравственного отчуждения отражены в работах З.Р. Валеевой, Л.Н. Когана, Ю.М. Смоленцева, А.И. Титаренко, А.П. Огурцова, В.Н. Филиппова, А.Н. Чанышева. Исследованию проблематики отчуждения личности в политической сфере посвящены работы СИ. Григрьева, A.M. Дидковского, Л.И. Колесова, Ю.Е. Растова, О.Ю.Рыбакова.

Концепции исследователей, объясняющие феномен отчуждения, его связь с процессами общественного развития и человеческой деятельности, образуют широкий спектр методологических подходов, которые представляют существенный фундамент для анализа феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества. Но, несмотря на глубокие и серьезные исследования феномена отчуждения, ряд вопросов остается недостаточно рассмотренным. В частности, отсутствуют работы, раскрывающие специфику отчуждения человека в условиях информатизации общества.

Объект исследования: характер тотального отчуждения человека труда.

Предмет исследования: феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества.

Цель исследования: средствами социально-философского анализа выявить природу отчуждения человека в современных условиях информатизации общества.

Основные задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к проблеме отчуждения в различных философских направлениях, что позволит всесторонне осмыслить феномен отчуждения.

  1. Обосновать методологическую ценность парадигмы субъект-объектных отношений для теоретического осмысления процесса отчуждения в условиях информатизации общества.

  2. Изучить социально-экономические условия информатизации и провести анализ отчуждения человека.

  3. Обосновать положение о том, что современное общество находится в механизме отчуждения, особенно в сфере труда.

  4. Дать характеристику социальных противоречий, в основе которых лежит отчуждение труда в эпоху информатизации современного общества.

Гипотеза исследования - это предположение, согласно которому, во-первых, отчуждение является социальным феноменом и возникает на определенном этапе социально-экономического развития общества; во-вторых, в эпоху информатизации проблема отчуждения не исчезает, напротив, приобретает новые грани, связанные с интервенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий в деятельность человека.

Теоретико-методологической основой исследования выступает материалистическое понимание истории; принцип единства исторического и логического, теория информационной цивилизации, теории отчуждения человека, разработанные К. Марксом и Э. Фроммом, принципы междисциплинарного подхода к исследованию феномена отчуждения.

Методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, вторичный анализ статистических данных, междисциплинарный подход.

Научная новизна диссертационного исследования

1. Доказана позиция, согласно которой марксистская концепция отчуждения может быть использована как методологический инструментарий для анализа феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества. Поскольку во многих странах, в том числе и в

России, частная форма собственности провозглашается основой государственной политики, то размышления о кризисе личности и отчуждении человеческой сущности вполне приложимы к современности.

2. Обосновано положение, что основной целью современных
частнособственнических отношений является обеспечение высокой прибыли
производства. Именно с этой целью владельцы корпораций и предприятий
осуществляют компьютеризацию и роботизацию, обеспечивают рост
информационных технологий, производительности труда и дают импульс
общему развитию производительных сил.

3. Раскрыт характер отчуждения в условиях информатизации общества.
Выявлено, что отчуждение в этих условиях существует в следующих формах:

- отчуждение в сфере труда через его опосредование новыми
телекоммуникационными технологиями, ведущее к эмоционально-
духовному опустошению работника;

- отчуждение от других людей, обусловленное особенностями
обезличенной трудовой кооперации в условиях информатизации.

4. Выявлены особенности социальных противоречий современного
общества, в основе которых лежит отчуждение труда. Установлено, что
процессы информатизации и отчуждение человека находятся между собой в
прямой причинно-следственной зависимости и обусловливают друг друга.

5. Найдены доказательства того, что способ существования,
основанный на отчужденном, внешнем отношении человека к природе,
обществу и самому себе, нельзя признать нормальным, соответствующим
человеческой сущности. Рано или поздно это может привести человечество к
гибели. Поэтому практический смысл исследования отчуждения заключается
в предотвращении разрастания его до таких масштабов, когда существование
человека станет невозможным.

Положения, выносимые на защиту:

1.Отчуждение является закономерностью общественного развития, имеет как положительное, так и отрицательное значение. В этом смысле необходимо видеть процесс отчуждения в динамике развития как опредмечивания, так и распредмечивания в процессе предметно-практической деятельности.

  1. В традиции материалистического понимания истории феномен отчуждения предполагает обращение к исследованию объективных социальных процессов, которые обусловливают экзистенцию отчуждения. В связи с этим подтверждается теоретико-методологическая значимость концепции отчуждения труда в социальной философии в период тотальной информатизации современного общества.

  1. В условиях тотальной информатизации общества человеческая деятельность претерпевает изменения, связанные с интервенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий. ' Однако «высвобождения» труда не происходит, так как не исчезают причины и условия, порождающие отчуждение. Среди них особая роль отводится контролю над информацией и над механизмом распространения и усвоения знаний.

  2. Наемный труд как отчужденный труд не замещает свободную творческую деятельность. Работник в условиях капиталистических отношений даже при тотальной информатизации труда сосредоточивает свое внимание на увеличении вещного богатства, а не на цели самореализации и самосовершенствования в процессе свободной деятельности.

5. Стихийный и безудержный рост информационных потоков, развитие
информационных технологий, которые зачастую преподносятся как
достижение и расширение границ человеческих возможностей, приводят к
отчуждению подлинной, общественной, духовной сути человека.
Получается, что человек в информационном обществе является пассивным

объектом манипулирования. Речь идет об отчуждении родовой сущности человека от существования индивида. Нарушается принцип, который олицетворяет целостность сущности и существования. Отчуждение в информационном обществе - это утеря социального резонанса человека с обществом и раздвоение его на две «сущности»: подлинную и ролевую, которое как чуждая сила уничтожает смысл его индивидуального существования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется характером взаимосвязи основных концептуальных подходов к феномену отчуждения. Раскрытие сущностных характеристик отчуждения в современном обществе предполагает теоретическое осмысление их предпосылок. Исследование способствует уточнению понятийного аппарата, разработке и обоснованию направления изучения феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества. Теоретические выводы работы могут служить методологическим основанием для адекватного интересам российского общества понимания процессов информатизации в современном обществе.

Практическая значимость диссертации. Выводы могут быть использованы при организации процесса усвоения и распространения знаний в сфере образования, в преподавании курса социальной философии, обществознания, в организации семинаров-практикумов для учителей школ и преподавателей вузов.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования отражены в докладах и сообщениях на следующих конференциях:

- VI, VII региональные научно-практические конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (г. Горно-Алтайск 2006, 2006 годы);

- XL, XLI внутривузовские научно-практические конференции студентов и
преподавателей Горно-Алтайского государственного университета, секция
философии (2005, 2006, 2007 годы);

финал Всероссийского конкурса «Социокультурные основы качества образования в современной России: модернизация технологий и содержания, инновации и традиции, инерционность и ускоренное развитие» (Москва, 2006 год);

первый этап Всероссийского конкурса «Образование и культура: социальные силы коренных народов России рубежа XX - XXI вв.» (оз. Телецкое, республика Алтай, 2006 год);

- Всероссийская научная конференция «Кризис образования как
иррациональное явление» (Магнитогорск, 2006);

- международная конференция «Человек в современных философских
концепциях» (Волгоград, 2007).

Материалы и концепция диссертации послужили основой для разработки спецкурса «Информационное общество: теория и практика», который читается студентам юридического факультета Горно-Алтайского государственного университета.

По теме диссертации опубликовано 10 научных статей, в том числе две в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАКом для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы, включающего 163 наименования работ, в том числе 29 на иностранных языках.

Социальный характер отчуждения труда: концепция К.Маркса

Феномен отчуждения - один из наиболее общеизвестных и вместе с тем наиболее сложно определяемых явлений в современной социальной философии. Прежде чем определиться с понятием «отчуждение», следует рассмотреть различные социально-философские концепции о причинах появления и сущности данного явления. Работы разных авторов, теоретизирующие феномен отчуждения, его формы, связь с процессами человеческой деятельности, образуют широкий спектр методологических подходов, которые представляют существенный фундамент, основываясь на котором можно проанализировать механизм отчуждения человека в условиях информатизации общества.

Развитие взглядов на отчуждение имеет длительную историю. «Проблема отчуждения в философии возникла отнюдь не в последнее время. Корни этой проблемы можно без труда обнаружить уже в философии древности», - утверждает Т.Н. Ойзерман1. Об этом же речь ведут И.С. Нарский и М. Маркович2.

Теоретическими истоками понимания феномена отчуждения К. Марксом стали концепции представителей немецкой классической философии, которые наполнили данную категорию новым содержанием и придали явлению отчуждения статус подлинно философской проблемы. Из этих соображений мы рассмотрим концепцию отчуждения К.Маркса в диалектическом развитии, начиная с идей, предложенных представителями немецкой классической философии. По мнению Р.П. Зиферле, понятие отчуждения сформировалось в немецком идеализме, согласно которому «определенные типы духовной деятельности объективируются таким образом, что сам деятельный субъект воспринимает эти предметы как нечто чуждое»1. В данном случае происходит отождествление опредмечивания и отчуждения, что становится основой рассмотрения отчуждения в качестве сущностной характеристики человека. В любом акте человека, в любой форме объективации его способностей усматривается процесс отчуждения, «при этом отчуждение понимается как отчуждение сознания, т.е. истолковывается в идеалистическом духе»2. Термин французских мыслителей aliene заменяется немецким «die Entfremdung».

Первым философом, представителем немецкой классической философии, который стал оперировать понятием «отчуждение», применяя эту категорию для описания процесса порождения творческим субъектом реального мира, был И. Фихте. Он стремился вывести содержание всей своей системы из единого понятия «Я». Согласно И. Фихте, самосознание, чистое Я отчуждает, противопоставляет себе в своей деятельности не - Я, предмет познавания. Позднее оно усматривает в этом чистом бытии, производном от чистой активности Я, лишь отчуждение самосознания, а снимает эту отчужденность, возвращаясь к самому себе. Полагание предметности, полагание не - Я И. Фихте обозначает «как своего рода отчуждение». Другими словами, отчуждение означало у него переход духа в материальное, чуждое ему состояние. В отличие от Ж.Ж. Руссо, отчуждение по Фихте не есть результат воздействия продукта на свой источник. В связи с идеалистичностью концепции, это воздействие оказывается мирным, ведь известно, что порождающее примирится с порождаемым посредством их синтеза. Так, природа вырывает человека из того состояния, в котором он в этот момент находится, в установке на сохранение традиционного жизненного уклада. Пусть человек свободен по своей изначальной сущности, но в действительности же он зависит от своей природы. А природа есть создание, противоположное духовной силе, но это создание «необходимо построенное для того, чтобы эту силу, саму по себе невидимую, сделать видимой».

Г.В.Ф. Гегель, на наш взгляд, целиком сохраняет элементы этой системы, но универсализирует ее, освобождая от черт антропологизма И. Фихте, связанного с тем, что моделью «чистого Я» у Фихте выступало человеческое «Я» как моральное сознание индивида. Г. Гегель ведет речь о некотором абсолютном первоначале универсума, который не может познать себя, не приняв отчужденные формы природы и человеческого сознания, т.е. по существу фихтеанского «не - Я», но взятого на более абстрактном уровне. Философский смысл отчуждения у Гегеля тождественен предметности. Отчуждение есть форма, в которой история возникновения предметности получает свое философское выражение. Исторический процесс предстает как отчуждение духа во времени, целью движения которого является снятие самого себя, возвращение в самотождественный субъект-объект.

Феномен отчуждения человека: концепция Э. Фромма

В XX в. проблема отчуждения вновь стала одной из центральных тем философии. Для целого ряда западных мыслителей XX века, среди которых такие имена, как Э. Фромм, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, не говоря уже об отечественных философах и социологах, идеи К. Маркса послужили надежным инструментом критики современного капиталистического общества как общества тотального отчуждения и источником вдохновения в поиске путей решения данной проблемы.

Исследователей привлекала, прежде всего, критическая направленность марксистской философии, аргументированная критика капиталистического общества, глубокая проработка феномена отчуждения, овеществления, сочетание научного анализа с нравственно-мировоззренческими установками. Одной из величайших заслуг К. Маркса перед всей последующей социальной философией явилась именно разработанная в его ранних произведениях тема отчужденной деятельности как острейшей проблемы повседневного существования человека. Смысл отчуждения как философской категории К. Маркс видел в том, что «нечто, что по внутренней необходимости (имманентно) должно принадлежать человеку и приносить ему радость, искусственно отбирается внешними социальными силами, обстоятельствами» . Понятие «отчуждение» у него основано на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование отделено (отчуждено) от его сущности, что человек в наличной действительности представляет собой вовсе не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, он являет собой не того, кем он может и должен стать. Другой его заслугой является признание историчности данной проблемы. Нет отчуждения вообще, оно всегда связано с реальным историческим человеком, с его конкретной функционирующей природой. Отчуждение - это процесс и результат, отношение и состояние. Необходимо видеть процесс отчуждения в динамике развития как опредмечивания, так и распредмечивания в процессе предметно-практической деятельности.

Правда, анализ отчуждения труда был осуществлен К. Марксом только применительно к одному способу производства - капиталистическому, что, как может показаться, снижает категориальный статус его понятия «отчуждение», так как не затрагивает отчуждение труда и его последствия в докапиталистических формациях, а также возможные формы отчуждения в посткапиталистическом обществе. Однако, на наш взгляд, марксова методология подхода к отчуждению сохраняет сегодня свое значение и, следовательно, свою применимость к исследованию любого способа производства и любых общественных отношений. Одной из ценных идей для дальнейшего углубления понимания данной проблемы является мысль о закономерной обусловленности отчуждения как необходимого этапа развития общества, о направленности этого развития к снятию отчуждения, об активности человека в этом процессе. В последующих исследованиях философов эти идеи неоднократно повторяются (особенно идея отождествления отчуждения и опредмечивания), хотя при этом дело ограничивается какой-то определенной сферой.

Понятие отчуждения в XX веке было подхвачено, прежде всего, экзистенциальной философией и гуманистическим психоанализом, представители которого обратили внимание на психические отклонения, на такие явления как рост одиночества и конформизм, возникающие по причине разрушения близких человеческих отношений. В то время исследователи вынуждены были искать такие формы взаимодействия людей в городском пространстве работы и развлечений, которые способствовали бы преодолению отчуждения и развивали душевную и духовную коммуникацию людей.

Э. Фромм считал, что философия К. Маркса направлена против дегуманизации и обезличивания человека, порождаемых развитием западной цивилизации. Для Маркса история есть прогресс и развитие человека при одновременном возрастании отчуждения. «Отчуждение, по Марксу, — пишет Э. Фромм, — означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя самого как первоисточника, как творца, а мир (то есть природа, вещи, другие люди и сам он) кажется ему чужим, посторонним по отношению к нему. Они, как предметы, ему противостоят, хотя могли бы быть созданы им самим. Отчуждение означает восприятие мира (и себя самого) пассивно, разорвано, в отрыве субъекта от объекта»1.

Уважительно отзываясь о К. Марксе, Э. Фромм, живя в других социально-экономических условиях, рассматривает отчуждение человека в качественно новом ракурсе. Признавая влияние социальных факторов на поведение людей, он обращал особое внимание на то, что одинокий и беззащитный индивид в современном обществе оказывается лицом к лицу с отчуждением.

Э. Фромм в своих трудах обратил внимание на качественный скачок в развитии феномена отчуждения и самоотчуждения в Новое время по сравнению со Средними веками. Атомизация общества в индустриальную эпоху, повышение роли индивидуальной деятельности пробудили общественный интерес к личности и ее жизни.

Особенности отчуждения человека в механизме компьютерных и телекоммуникационных технологий

В конце XX - начале XXI веков развитые индустриальные страны вступили в стадию развития информационного общества, которое мы в общем плане понимаем как общество, в основе существования и развития которого лежит информация и где ключевую роль играют электронные средства, обеспечивающие техническую базу для ее использования и распространения.

Все более интенсивное использование информации в обществе вызвало необходимость процесса информатизации, т.е. интенсивного использования новых технологий для производства, хранения, трансформации и распространения информации. Информатизация предполагает «замену (в допустимых пределах) «бумажной информатики» человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей в различных общественных сферах»1. В связи с этим, «страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, но и на культурное отставание, причем это отставание, начиная с некоторого момента, может стать исторически необратимым»2. Тем странам, которые стремятся не допустить отставания, «следует, прежде всего, уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности» .

И.В. Соколова считает, что процесс информатизации должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации. В процессе медиатизации совершенствуются существующие средства связи, создаются принципиально новые, такие как спутниковая связь, цифровые электронные устройства.

Высшим выражением медиатизации является создание всемирной информационной системы Интернет. Медиатизация позволяет передавать информацию с огромной скоростью и без перемещения человека.

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска, обработки и хранения информации;

- интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта1. Этим подчеркивается тот важный факт, что составляющие процесса информатизации включают в себя не только инструментально-технологические, но, главным образом, социальные компоненты, например такие, как культуру, язык, информацию.

Итогом социотехнологического процесса информатизации является становление информационного общества, знаменующего собой «радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но, главным образом, в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и быту» . Общество, по сути, является информационным, так как определяющим видом деятельности в нем является информационная деятельность, которую мы определяем как всякую деятельность, связанную с производством, потреблением и распространением информации.

По одной из версий, идею «информационного общества» провозгласил японский ученый Юкио Хаяши. В своих докладах «План информационного общества», «Японское информационное общество: темы и подходы» он рассматривал новое высокоиндустриальное общество как общество, в котором развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы путем обеспечения высокого уровня автоматизации производства. Движущей силой развития такого общества будет производство информационного продукта, а не продукта материального . Существует также точка зрения, что термин «информационное общество» был введен в научный оборот одновременно в США и Японии, в начале 60-х годов, авторами Ф. Махлупом и Т. Умесао, которые занимались исследованиями динамики развития наукоемких производств .

Похожие диссертации на Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества