Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ Докучаев, Денис Сергеевич

Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ
<
Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Докучаев, Денис Сергеевич. Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Докучаев Денис Сергеевич; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/466

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Регион как пространство идентичности и идентификации человека

1.1. Понятие «регион» в социальной философии и социальной теории 15

1.2. Регион как социальный конструкт и система 37

1.3. Социально-философская типология регионов 50

Глава II. Региональный аспект коллективной идентичности человека

2.1. Основные теоретические подходы к анализу коллективной идентичности человека в социальной философии 62

2.2. Региональная идентичность человека: понятие, структура, функции 74

2.3 Региональная идентичность человека как фактор устойчивости и изменчивости современного общества 89

Глава III. Особенности философского осмысления региональной идентичности (идентификации) российского человека в современных условиях

3.1. Человек в контексте регионального дискурса и феномена регионализации 99

3.2. Региональная идентичность в современной России 122

3. 3 Региональная идентичность в Ивановской области 142

Заключение 158

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном мире происходит процесс трансформации пространства и территорий, которые приобретают все новые, не присущие им ранее функциональные качества. Глобализация стимулировала не только интеграцию, но и регионализацию мира. В иерархии «глобального» и «регионального», как отмечал Л. Г. Олех, приоритет обретает понятие «регионального», философский анализ которого на данный момент отсутствует.

Актуальность диссертационного исследования отчасти диктуется значимостью осмысления общетеоретической проблемы пространственного фактора в организации жизнедеятельности людей в эпоху глобализации и появления новых коммуникационных технологий. Современный российский человек уже не знает где начинается и заканчивается его жизненный мир -пространство реализации жизненных стратегий и программ (Ю.М. Резник). Границы жизненного мира россиян постоянно сужаются, корректируются, вписываются в искусственные пространственные конструкции, формируемые политическими, экономическими, информационно-идеологическими и прочими структурами.

Все эти факторы являются предпосылками наблюдаемого в последнее время роста интереса к проблемам региона и региональной идентичности человека не только в зарубежной, но и в отечественной науке. Региональные аспекты развития российского общества попали в центр внимания ученых в 90-е годы XX века, когда после распада Советского Союза процессы перераспределения полномочий по линии «центр-регион» стали восприниматься как угрожающие целостности новой России. Дезинтеграции удалось избежать, но территориальная диверсификация различных аспектов социальной сферы, политики, экономики, повседневности с тех пор значительно возросла. Этот

процесс затронул и сознание: региональная идентичность стала занимать особое место в жизненном мире российского человека.

Социальная востребованность исследований феномена региона и региональной идентичности дополняется академической актуальностью. В научной литературе вопрос о сущности данных социальных феноменов также является дискуссионным.

Степень научной разработанности темы. Специфика темы исследования требует выделить несколько блоков исследований.

Первый блок представляют работы, задающие категориальный дискурс исследуемой проблематики. Первые определения понятия «регион» в отечественной науке появились в 80-х годах XX века, сначала в географии, а затем экономике и политологии. Географическим трактовкам понятия «регион» посвящены работы Э. Б. Алаева, Ю. Н. Гладкого, А. И. Чистобаева, А. П. Клемешова, экономическим трактовкам - Р. А. Адикаева, А. Г. Гранберга, М. Портера, политическим - И. М. Бусыгиной, Л. В. Смирнягина, культурологическим - Г. М. Казаковой, М. П. Крылова, И. Я. Мурзиной. Особое внимание региону уделялось в рамках культурной географии. Связь природного и культурного в рамках определенной территории в отечественной науке стала темой исследований Д. Н. Замятина, В. Л. Каганского, А. И. Трейвиша, Р. Ф. Туровского и других.

Ко второму блоку работ отнесем философские труды, в
которых анализируется проблема самосознания, коллективной
идентичности. Природой коллективной идентичности, изучением ее
зависимости от социального контекста, референтностью занимались
в разное время представителями психоаналитического направления
(3. Фрейд, Э. Эриксон), символического интеракционизма (Ч. Кули,
Дж. Мид, Ш. Страйкер), социального конструктивизма

(Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман и др.).

Третий блок работ включает в себя исследования национальной/этнической идентичности, которые послужили фундаментом для изучения регионального самосознания. Для данной диссертации наиболее востребованными в этом плане

оказались работы зарубежных авторов: Б. Андерсона, Ф. Барта, Э. Геллнера, А. Коэна, Э. Смита, Э. Хобсбаума. Среди отечественных следует назвать А. Г. Здравомыслова, Л. Гудкова, В. С. Малахова, В. Морозова, О. В. Рябова, В. А. Тишкова, М. Ю. Тимофеева и других. Проблема региональной идентичности разрабатывалась в исследованиях М. В. Берендеева, М. П. Крылова, Г. С. Корепанова, Ю. С. Новопашина, М.В. Назукиной, Н.В. Петрова, Л.В. Сагитовой, Л. В. Смирнягина, В. М. Суханова, Р. Ф. Туровского и других.

Четвертый блок работ формируют труды, посвященные жизненному миру человека, месту человека в системе социального взаимодействия. Применительно к данной работе в большей степени оказались востребованы исследования, ставящие во главу угла проблему самоопределения человека в современном российском обществе, а также работы, анализирующие различные аспекты самосознания современного российского человека. Этим вопросам посвящены исследования и труды В.Я. Гельмана, П.С. Гуревича, Н.Г. Козина, Ю.М. Резника, Е.О. Труфановой и других.

При всем многообразии исследуемых аспектов «регионального» нерешенным является ряд важных проблем. Невыясненными остаются механизмы смыслонаполнения территории. Когда регион получает «человеческое измерение» и становится значимым для человека, приобретая статус пространства идентичности? Каковы особенности этого процесса? Какое место занимает региональная идентичность в жизни современного российского человека? На эти и другие вопросы диссертант пытается ответить в данном исследовании.

Объектом исследования является регион как пространство коллективной идентичности человека. В качестве предмета социально-философского анализа выступает сущностная специфика региональной идентичности российского человека в современных условиях. При такой формулировке предмета исследования диссертант уточняет хронологические рамки анализа региональной

идентичности, ограничивая их последним десятилетием ХХ-го века и первым десятилетием века ХХ1-го.

Цели диссертационного исследования: во-первых, теоретико-методологический анализ способов формирования и существования региона как пространства коллективной идентичности человека, во-вторых, выявление сущностной специфики региональной идентичности человека как феномена, эксплицирующего бытие региональных сообществ. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач: 1.Выявить содержание и объем понятия «регион» и исследовать регион как пространство коллективной идентичности человека; 2. Рассмотреть «регион» с позиций системного и конструктивистского подходов; 3.Определить способы типологизации регионов; 4.Провести анализ имеющихся в научной литературе подходов к изучению коллективной идентичности человека; 5.Выявить структуру и функции региональной идентичности человека;

6.Исследовать способы включения территориальной специфики в процесс формирования региональной идентичности человека; 7.Верифицировать полученные данные на примере российских регионов.

Теоретико-методологические основы и методы исследования. Специфика заявленной темы предполагает обращение к теоретико-методологической базе социально-философской антропологии, предметом изучения которой является человек как субъект и объект общества в его отношении к основным социальным институтам и ценностям. В свою очередь, общественные отношения, являющиеся результатом человеческой деятельности, рассматриваются диссертантом в парадигме социального конструктивизма (Б. Андерсон, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман и другие). При таком подходе получают углубленное развитие и учитываются в качестве ключевых факторов общественных отношений такие аспекты человеческой

деятельности как социальные, культурные, политические,
коммуникативные, институциональные и некоторые другие.
Методология социального конструктивизма дополняется
системным подходом (А.И. Уемов, И.В. Дмитревская), дискурс-
анализом (Н. Фэрклоу) и семиотическим подходом (Ч. Моррис,
Ч. С. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ю. М. Лотман,

М. К. Мамардашвили, У. Эко и другие), без совокупного использования которых невозможно охватить всю специфику и полноту социальных процессов в регионе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые исследован с помощью системного, дискурс-аналитического и семиотического подходов комплекс проблем, связанных с региональной идентификацией человека, а также с выделением в социальной структуре общества региональных социумов, с присущей им региональной идентичностью. Эта новизна может быть конкретизирована в следующих пунктах: 1. Выделены три уровня системной организации региона: 1) концептуальный; 2) структурный и 3) субстратный. Концептом региона как системы выступает его отличительность как части от других подобных частей в рамках определенного пространства, которое принимается за целое. Структура системы определяет ее устройство и основывается на специфических характеристиках региона, которые определяют связи компонентов внутри системы. Субстрат региона играет подчиненную роль. На этом уровне системы реализуется принцип взаимосвязи всех элементов, что в конечном итоге позволяет воспринимать регион как однородную в критериях выделения (отличительности) целостность. 2.Разработана социально-философская типология регионов. Обобщены существующие в регионалистике подходы к дифференциации «регионального множества» и на их основе предложены три способа типологизации регионов в контексте социально-философской проблематики. В первом случае регионы выделяются по виду концепта (региональной идее): простые, сложные и интегральные регионы. В основе второго способа

значимым является уровень региональной системы: микро-, мезо-, макро-, мегарегионы. В рамках третьего способа типологизации регионы выделяются по степени социального освоения территории: регионы - центры, регионы - провинции, регионы - периферии, регионы - границы.

  1. Предложена теоретическая модель региональной идентичности человека. Представления человека о себе в сопоставлении с уровнями регионального бытия (природное - общественное -человеческое) формируются в процессе социального взаимодействия. Региональная идентификация происходит одновременно на двух уровнях и подразумевает отождествление (соотнесение) смысложизненного мира человека с 1) с genius loci региона - интеллектуальными, духовными, эмоциональными явлениями и их материальной средой («внутренняя» идентичность); 2) с социальным целым - региональным сообществом («внешняя» идентичность).

  2. Введено понятие регионализации пространства как процесса присвоения материальным и ментальным артефактам, а также природным явлениям и объектам региональных значений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Регион в широком смысле есть часть пространства, являющаяся
гомогенной в заданных критериях и отличающаяся по этим
критериям от других частей пространства в рамках определенного
целого. Под регионом как пространством коллективной
идентичности человека понимается часть социально освоенной
территории, выделяемая на основании социально обусловленных
отличий от других частей пространства и выступающая объектом
отождествления (сопоставления) смысложизненного мира человека
с ней и с социальной общностью, локализованной в этом
пространстве.

2. Регионы выделяются, формируются и существуют в рамках
социальных практик. В процессе социального взаимодействия
устанавливаются границы регионов, определяются специфические
отличия одних регионов от других. С одной стороны, регион

является конструкцией, используемой для описания и изучения реальности, но с другой стороны, он выступает «рамкой» жизненного мира человека и приобретает «человеческое измерение», которое в узком смысле может пониматься как отношение личности к конкретной территории. В широком смысле «человеческое измерение региона» есть совокупность форм человеческого бытия в рамках определенного региона, жизнедеятельность в котором способствует реализации личностью своих способностей и интересов, развитию материальных и духовных ценностей, содействующих благополучию человека.

3. Региональная идентичность - одна из многих идентификаций,
наряду с национальной, этнической, культурной, профессиональной
и т.д., совокупность которых и образует идентичность человека.
Региональная идентичность человека - это представления человека
о себе в сопоставлении с общностью, локализованной в части
социально освоенного пространства Мира. Региональная
идентичность человека отчетливо проявляется на двух уровнях:
личностном (соотнесении «самости» человека с «genius loci»
региона: интеллектуальными, духовными, эмоциональными и
другими явлениями и их материальной средой) и социальном
(осознании человеком своей принадлежности к региональному
сообществу, представления о тождественности и целостности
которого формируются в рамках социального взаимодействия).

4. Региональная идентичность (идентификация) российского
человека, с одной стороны, локализует жизнь человека и
сообщества в определенном пространстве, делает эту жизнь
понятной, комфортной и безопасной в «своей» внутренней среде. С
другой стороны, в процессе региональной идентификации в рамках
российской государственной структуры постоянно происходит
сравнение «своей» части страны с «другими» частями, «своих»
людей с «чужими». Вместе с этим принадлежность к части
позволяет человеку и сообществу находиться в различных
отношениях с более «значительным» социальным пространством

всей страны, ощущать «свое место» в системе социальных отношений.

Теоретическое и практическое значение диссертационной работы состоит в философском осмыслении феномена региона и региональной идентичности человека. В методологическом отношении диссертационная работа может быть полезна специалистам в области культурологии, политологии, социологии, антропологии. Представленные в диссертации положения необходимо учитывать при решении социальных и политических задач в области формирования региональной политики государства. Теоретические результаты исследования могут оказать помощь в деятельности общественно-политических институтов и средств массовой информации; а также при разработке курсов социальной философии, социологии культуры, политологии, регионоведения, культурологии.

Соответствие диссертационного исследования паспорту научной специальности. В содержании диссертационного исследования нашли отражение отдельные аспекты формулы научной специальности 09.00.11 - социальная философия, такие как способ существования социальной действительности, связь и соподчинение социального и природного: региональное сообщество рассматривается как организационная форма воспроизводства социальности. Область исследования диссертации соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности: 15. Пространство и время как факторы и формы социокультурного процесса; 16. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей; 21. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа; 32. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», а также получили апробацию на

международных, всероссийских и региональных конференциях. Среди них: Международная научная конференция «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики) (Казань, 20 апреля 2010 года); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Имидж страны/региона как стратегия интеграции России и АТР в XXI веке» (Улан-Удэ, 28-30 июня 2010 года); научно-практический семинар «Молодые гуманитарии - региону» (Иваново, 28 апреля 2009 года). Основные положения диссертации нашли отражение в 4 публикациях общим объемом 1,15 п.л., в том числе в 1 статье в российском рецензируемом научном журнале (список ВАК).

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 181 страницу. Библиографический список включает 243 наименования.

Регион как социальный конструкт и система

Главный тезис концепции социального конструирования реальности заключается в том, что «социальный порядок — это человеческий продукт или, точнее, непрерывное человеческое производство. Он создается человеком в процессе постоянной экстернализации. Социальный порядок в своих эмпирических проявлениях не является биологически данным или происходящим из каких-либо биологических данных...Социальный порядок не является частью «природы вещей» и не возникает по «законам природы». Он существует лишь как продукт человеческой деятельности. Никакой другой онтологический статус ему нельзя приписать без того, чтобы окончательно не запутать понимание его эмпирических проявлений. И в своем генезисе (социальный порядок как результат прошлой человеческой деятельности), и в своем настоящем (социальный порядок существует, только поскольку человек продолжает его создавать в своей деятельности) — это человеческий продукт».57 Регионы возникают и закрепляются в различных социальных практиках, их выделение социально обусловлено, следовательно, они могут быть подвержены влиянию "социальных инженеров".

Для исследования региона как упорядоченной целостности мы используем системный подход в интерпретации А.И. Уемова60, адаптированный к анализу неформализованных систем И.В. Дмитревской.61 В работах этих авторов «система» определяется как вещь (или множество вещей), обладающая отношением с заранее фиксированными свойствами. Это определение дополняется двойственным: система есть вещь (или множество вещей), обладающая свойствами с определенным отношением. Любая система имеет три уровня организации - концептуальный (уровень системообразующего свойства) - Р, структурный (уровень системообразующего отношения) - R и субстратный (уровень элементов системы) - т. Соответственно само определение системы, так же как и построение, предполагает определенное соотношение между компонентами системного описания, от Р к R и от RK m . Таким образом, построение системы всегда начинается с верхнего уровня, то есть концепта и структуры, а лишь потом происходит их реализация на субстрате. Поэтому и сущность системного подхода, в отличие от несистемного, предполагает направление исследования не от элементов к структуре, а, наоборот, от концепта и структуры - к элементам . Специфика системы определяется концептом и структурой, субстрат играет подчиненную роль. Следует заметить, что система в нашем случае представляет условную модель, матрицу, с помощью которой будет структурировано внутреннее пространство региона.

Концептом региона как системы выступает его отличительность. как, части от других подобных частей в рамках определенного пространства, которое принимается за целое; Концепт поддерживает целостность региона как системы; Структура системы определяет ее устройство ш основывается на специфических характеристиках региона; которые определяют связи компонентов внутри системы: В содержательном плане интерпретация такой структуры позволяет выделить значимые для функционирования региона компоненты, такие как географический, экономический, исторический, политический, социокультурный, лингвокультурный Иг другие. Субстрат региона играет подчиненную роль. На этом уровне системы реализуется!; принцип взаимосвязи всех элементов, что в конечном итоге позволяет воспринимать регион как однородную в критериях выделения (отличительности) целостность. Эту матрицу, которая предельно абстрактна и условна; в зависимости от наполнения и уточнений;, можно использовать, для анализа; системы, отношений, внутри культурно-географических, политико-экономических; историко-демографических,, этнических и иных регионов. (См. 1.3: Типология регионов) . Однако: в предложенной нами «матрице» нет пока места социальным практикам и нет места; обществу, человеку, хотя мы отмечали, что регион — это изначально субъектное пространство. Поэтому следует дополнить системное понимание региона социальным контекстом, ввести в эту модель общество; поскольку без него систему отношений пространства и социума представить невозможно. Дальше речь должна- идти о двух видах связей социума и физического пространства.

Первый вариант предполагает наличие структурной сопряженности61 между физическим (географическим) и социальным пространством. Это возможно когда границы пространства физического и социального приблизительно совпадают, или когда социальное пространство «накладывается» на физическое. Говоря словами Бурдье, когда социальное пространство «вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры»65. Речь идет о регионе как о социальной самоорганизующейся системе .

Концептом такой системы является идея отличительности региона от других регионов и формирующаяся на ее основе идея социальной общности. В качестве структуры такой системы выступает отношение регионального социума к собственному региону (подсистема включает отношение регионального социума к географическому, экономическому, историческому, политическому, социокультурному, лингвокультурному и другим компонентам региона) и к другим региональным сообществам (подсистема включает отношение регионального социума к другим подобным сообществам). Перечисленные основания в зависимости от характера системного процесса могут быть задействованы в разных конфигурациях. \

Второй вариант, скорее исключение из правил, и предполагает такое развитие событий, при котором физическое пространство в выделяемом регионе максимально «уплотнено», а социальное пространство «разряжено». Речь идет о тех территориях, в которых физическое пространство «социально не освоено». Таких регионов на поверхности земного шара не так уж и много. Мы уже приводили пример с Антарктидой.

Социально-философская типология регионов

Системный подход, примененный нами выше, помогает не только вычленить системообразующие связи и построить представления о структурных уровнях системы, но и позволяет объяснить регион, создав его теорию. Любая системная теория объекта, если она претендует на таковую, должна быть дополнена теоретической типологией исследуемого объекта. В заключительном параграфе первой главы мы попытаемся предложить и обосновать типологию регионов. Типология представляет собой метод расчленения систем объектов и их группировки с помощью обобщенной модели или типа. Типологией также может называться результат типологического описания и сопоставления. Построением типологии занимаются, прежде всего, в тех областях, где существуют разнородные по своему составу множества объектов (Д.Д. регионы таковыми; безусловно, являются), с ее помощью может решаться задача упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Типология нацелена на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных, способов их идентификации. В случае нашего диссертационного исследования под типологией будет пониматься процедура выявления типов регионов, установление качественных взаимосвязей между группами регионов с близкими значениями, сближение их по набору внутренних характеристик. Модельный регион. Итак, типология предусматривает расчленение систем объектов и их группировки с помощью обобщенной модели. Предположим, что мы имеем дело с множеством региональных систем, каждая из которых может а) отличаться друг от друга, б) быть похожей друг на друга, в) не иметь аналогов среди других. Для того чтобы составить типологию регионов требуется введение модельного региона — некоего идеального типа, в сравнении с которым будет проводиться сортировка объектов на основе их подобия: В предыдущем параграфе мы фактически охарактеризовали «модельный, регион», отметив, что концептом его как системы, является его отличительность как части от других подобных частей в рамках определенного пространства, которое принимается за целое. Основанная на специфике региона. особенность, позволяет маркировать/дифференцировать/идентифицировать регион как единое пространственно-временное образование. Но поскольку в диссертации мы имеем дело с регионом как системой отношений между обществом и территорией, предлагаем под «модельным регионом» понимать территориальную социальную систему, которая отличается от других регионов; на основании этого отличия, в результате освоения территории формируется идея социальной общности. «Модельный регион» характеризуется целостностью и является гомогенным в отобранных критериях выделения. При этом для выделения региона достаточно одного или нескольких критериев.

Типы регионов. Те свойства, которые мы указали для «модельного региона» будут характерны и для всех остальных типов4 регионов, выделяемых в сравнении с ним. Главный критерий, которым следует пользоваться при типологии «регионального множества», нужно искать в конкретизации способа формирования идеи отличительности и идеи социальной общности региона, основании по которому регион выделяется, выяснении основы для состояния групповой солидарности индивидов — региональной идентичности (См. подробнее: Гл.И Региональный аспект коллективной идентичности человека).

Ю.Н. Гладкий и А.Н Чистобаев отмечают, что «в специальной литературе выделяется свыше 50 категорий регионов, относящихся к различным сторонам физической, биологической или социальной среды и определяемых на основе множества конституирующих признаков. Последние варьируют в весьма широких пределах и различаются в зависимости от использования одного или нескольких признаков (однокритериальный или многокритериальный способ) регионализации, характера структуры и внутренних связей и т.п.». Очевидно, что в рамках данного диссертационного исследования не представляется возможным дать характеристику всем типам регионов. Однако мы полагаем, что для дифференциации «регионального множества» можно предложить как минимум три основные типологизации.

Первая типологизация — по виду концепта системы, региональной идее. Вторая — по типу встроенности (уровень региональной системы), третья — по степени социального освоения территории. Рассмотрим эти варианты подробнее.

Первый способ типологизации: по виду концепта системы, региональной идее. В основе региона лежит его специфика (отличительность от других), определяющая смысл существования территориальной общности, то основание, по» которому региональная система может идентифицироваться. Регионы могут выделяться по одному, нескольким или множественным основаниям отличительности. То есть могут быть простыми, сложными или интегральными.

Простые регионы выделяются по единичным признакам или по доминирующим основаниям региональной идеи; В случае с простыми регионами речь идет об учете какого-то индивидуального явления, как правило, не нуждающегося в дальнейшей дифференциации. Примерами могут быть: этнический; языковой; культурный и другие регионы. Необходимо только, чтобы критерий выделения региона был один или среди прочих критериев он был доминирующим.

Сложные регионы выделяются по нескольким признакам. Они отражают сочетание или симбиоз различных явлений. Типичным примером могут служить ландшафтные регионы в физической географии, выделяемые с учетом климатических, почвенных, гидрографических, биологических факторов. К сложным регионам в контексте социально-философской проблематики можно отнести, области пространства (территории), выделяемые на основе многофакторности. Примерами могут быть: историко-культурный, культурно-языковой регионы и так далее.

Интегральные регионы охватывают практически всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными), общественными и человеческими индикаторами территории. В качестве примера интегрального региона можно привести любой субъект Российской Федерации

Региональная идентичность человека: понятие, структура, функции

Следует отметить, что социальная идентичность имеет сложную многоуровневую структуру. Человек идентифицирует себя с той или иной группой, исходя из различных оснований, будь то: пол, этнос, профессия, место проживания и т. д. Региональная идентичность лишь одна из многих идентификаций, наряду с национальной, этнической, культурной, профессиональной и т.д., совокупность которых и образует идентичность человека. Последняя в самом широком смысле может рассматриваться как «тождественность (соотнесенность) смысложизненного центра человека: (1) с социальным или культурным целым — группой, сообществом и их культурой («внешняя» - социальная, культурная и пр. — идентичность); (2) со своей самостью («внутренняя» идентичность, или самоидентичность); (3) с Абсолютом и сферой трансцендентного (мета-, транс- или сверхидентичность)» . Конфигуративнаяі модель идентичности, предложенная Ю.М. Резником, и подразумевающая выделение трех уровней тождественности смысложизненного центра человека, требует некоторой конкретизации применительно к региональной идентичности. В первом приближении региональная идентичность может быть отнесена первому уровню идентификации — соотнесенности с социальным или культурным целым - группой, сообществом и их культурой («внешняя» идентичность).

Но при детальном рассмотрении в структуре региональной идентичности человека можно выделить все три уровня тождественности: «внешний», «внутренний» и «абсолютный». «Внешняя» региональная идентичность подразумевает как осознание человеком своей принадлежности к территориальной социальной общности (индивидуальный уровень), так и осознание группой своей целостности и тождественности (коллективный уровень). «Внутренняя» региональная идентичность подразумевает наличие в «самости» человека ее соотнесенности1 с genius loci региона -интеллектуальными, духовными, эмоциональными явлениями и их материальной средой. Если два первых уровня фиксируются достаточно отчетливо, то третий требует прояснения. Соотнесенность и тождественность с Абсолютом и сферой трансцендентного проявляется в структуре региональной идентичности человека в форме ментальных конструкций о «золотом веке» региона - некоем идеальном этапе развития территории, при котором личность реализует максимум своих способностей и интересов, на высоком уровне находятся материальные и духовные ценности. «Золотой век» региона может быть в.прошлом, реже в настоящем, чаще вбудущем. Обычно мы имеем дело с двумя проявлениями региональной идентичности человека: «внешней» и «внутренней». Поэтому, в дальнейшем будем акцентировать внимание только на этих двух уровнях. Региональная идентичность, таким образом, выступает как «процесс интерпретации региональной уникальности (отличительности), через которую целый регион становится институализированным в определенном сообществе» и в сознании человека.

Понятие «региональная идентичность» как вид социальной идентичности на сегодняшний момент достаточно широко используется в политологии, истории, философии; социологии, географии и других науках. Специфика данного термина широко представлена в работах как зарубежных авторов таких как А. Пааси, , Б. Хеттне , Н. Веггеланд , М. Китинг136 и другие. Bs отечественной науке понятие «региональной идентичности» проанализировано в работах Л.В. Смирнягина , Н. А. Шматко- и Ю.Л. Качанова138, М: П. Крылова 139, Р: Ф: Туровского140, М. Межевича141, Л. Сагитовой142, Н. Петрова143, В. Гельмана144 и др.

Как в зарубежной, так и в отечественной литературе региональная идентичность связывается- в первую очередь с территориальным сообществом — то есть, обществом, локализованным в рамках определенной территории - части Мира: В условиях такой институциональной структуры формируется особое представление у населения о себе, о своих отношениях во внутренней и внешней жизни, то есть возникает определенная конструкция идентичности как сознательное отношение группы к определенной территории, к, ее образу и ее символам. Именно в. таком смысле понимают региональную идентичность, например, Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов, отмечая, что «территориальная идентичность — это переживаемые и/илиі осознаваемые смыслы системы территориальной общности ("субъективной социально-географической реальности"), формирующие практическое чувство и/или сознание территориальной принадлежности,индивида.145 Чтобы не создавать путаницы мы сознательно не будем разделять, вслед за некоторыми , исследователями1 , понятия территориальной и региональной идентичности, которые обычно используются как синонимы. В отечественной науке понятие территориальная идентичность используется преимущественно в социологии пространства, но в последние" годы и в этой отрасли знания оно замещается на понятие региональная идентичность. Даже отдельное направление в рамках социологии пространства появилось,— социология, региона. Термин региональная идентичность, в свою очередь, активно используется в социальной и культурной географии, культурологии, политологии и т.д. В зарубежной литературе встречаются оба варианта использования, при этом смысл, вкладываемый в. понятия территориальная и, региональная идентичность одинаков. Все же, на наш взгляд, понятие региональная идентичность чуть шире,.нежели понятие идентичность территориальная. В первом случае важное место в структуре- региональной идентичности занимают политические компоненты. В случае с территориальной идентичностью сфера власти не имеет такого значения.

Региональная идентичность в современной России

В российском региональном дискурсе утвердилось достаточно упрощенное понимание феномена региона. В различных контекстах под регионом в России понимается, прежде всего, административно территориальная единица государства (область, край и так далее). На неудачное использование такого подхода еще в середине 90-х годов XX века указывал Л.Г. Олех. Все же он отмечал, что «регион - это всевозможные и целесообразные уровни1 административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни "самости", самодостаточности». Полагаем, что такое осмысление российской региональности допустимо, так как в большинстве случаев региональные социумы, в России объективно «вписаны» в административное и политическое деление, являются отчасти результатом этого деления.

Это оказалось возможным как минимум по двум причинам. Во-первых, любое административно-территориальное деление базируется на объединении близкорасположенных территорий, с проживающим там населением в единую легкоуправляемую форму. Первая губернская реформа, проведенная Петром І в начале XVIII века, также преследовала целью повысить управляемость страной. В губернии были объединены земли, расположенные по соседству и имеющие, как бы мы сейчас сказали, высокий «индекс социально-экономической сплоченности». Так и появились первые «российские регионы»: Московская, Ингерманландская (в 1710году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Сибирская губернии. После каждой административной реформы количество «регионов» только увеличивалось. А, во-вторых, в России «принадлежность» к региону — это не только осознание индивидом принадлежности к региональному социуму — это нечто большее. Как бы банально это не прозвучало, но принадлежность человека к региону в России на протяжении последних 80 лет — это не всегда личный выбор гражданина, а часто «навязанное государством качество». Все дело в «прописке». Каждый гражданин, сначала советского союза, а затем и России имеет в паспорте отметку о месте регистрации: Институт «прописки» был введен в 30-х годах XX века в СССР в « целях лучшего учета населения городов, рабочих поселковой новостроек и разгрузки «этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством работой, в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным- трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров); а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».235 Несмотря на то, что варианты контроля за внутренней миграцией существовали и в Российской империи, именно в Л932 году была заложена «государственная политика в сфере региональной принадлежности». Даже теперь, когда в России, формально-существует как регистрация по месту жительства, так и регистрация по месту пребывания, на практике возникают сложности в реализации прав и свобод граждан- страны. Покидая регион «прописки», практически невозможно получить бесплатную медицинскую помощь, также невозможно устроить детей Вт детский сад или школу, получать другие государственные и муниципальные услуги. Даже сотовая связь за пределами «своего» региона становится дороже в несколько раз. Все это может показаться мелким и неважным, но именно из-за таких мелочей жизнь в «своем» регионе проходит проще, нежели в «чужом». Сущностная характеристика региональной идентичности российского человека, таким образом, может быть сведена и к ее «навязанности».

Безусловно, «прописку» и навязанную государством принадлежность к региону можно поменять. Однако дело встанет не только за переездом. Возникнут трудности иного плана. Л.В. Смирнягин отмечал, что «на новом месте жительства сильнее всего проявляет себя изначальная, прирожденная региональная идентичность. Именно в контактах с «чужаками» ее обладатель с особой остротой чувствует ее присутствие в своей ментальности, именно среди новых территориальных соседей она приобретает особую ценность как средство отыскания союзников, именно здесь она напоминает о себе особенно часто - в отличие от проживания в знакомой с детства монолитной среде, где региональная . идентичность может не подвергаться испытаниям долгие годы и потому как бы дремать (находиться в дормантном» состоянии), порождая иллюзию своего исчезновения. Эти столкновения-новой и старой региональной идентичности, колебания в ее актуальности для обладателя составляют особыши-важный сюжет социальное деятельности индивида».236

Наряду с регионами, выделяемыми по: географическому основанию, выделяются территории;этнически и культурно обособленные: Что касается этнических регионов на, карте России, то их существование вполне закономерно. Результаты переписи населения 2002 года, подтвердили, что в

Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры,„ чуваши, чеченцы и армяне,, имеют численность населения, превышающую 1 млн: человек.240 Отметим, что наибольшее сосредоточение башкиры, , татары, чуваши и чеченцы имеют в» своих национальных республиках: Башкирии Чувашии, Татарстане и Чеченской республике.. В свою очередь этнический імаркер может распространяться на соседние регионы и не совпадать с административно-территориальными границами национальных республик. Но даже применительно к российским регионам категория «этничности» : не совсем; приемлема. Процессы ассимиляции и миграции (пусть даже внутренней) ограничивают возможности обнаружения объективных оснований этничности в современном обществе.

Похожие диссертации на Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ