Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Янова Людмила Валерьевна

Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий
<
Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янова Людмила Валерьевна. Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Нижний Новгород, 2007 148 с. РГБ ОД, 61:07-9/531

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие социального бездействия и социальной активности

1. Историко-философские представления о социальной активности и социальном бездействие 13

2. Социальное бездействие как антипод социальной активности 33

3. Причины и условия социального бездействия 53

Глава 2. Нормативная квалификация социального бездействия

1. Социального бездействие в правовой сфере, его оценка и основные виды 81

2. Проблемы совершенствования механизма привлечения к ответственности за социальное бездействие 93

3. Институциональная роль общества по предотвращению социального бездействия и преодолению его негативных последствий 107

Заключение 129

Библиографический список 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально ориентированного, подлинно демократического, правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности.

К сожалению, проблеме социального бездействия не уделялось достаточного внимания, не было предпринято попыток выявления причин и условий социального бездействия, реальных путей профилактики и преодоления его негативных последствий. Острота проблемы заключается еще в том, что социальное бездействие является серьезным препятствием для устранения деформаций общественного развития.

В настоящее время отсутствуют причины игнорирования, невнимания к исследованию всего многообразия спектра вопросов и проблем социального бездействия. Более того, наш недавний негативный опыт выдвигает актуальнейшую задачу изучения и всестороннего исследования социального бездействия с целью не допускать его в будущем.

Следует констатировать нелицеприятный факт, что определенная часть россиян не принимает должного активного участия в социальной жизни, не использует в полной мере свои гражданские права и свободы, мало интересуется жизнью страны и, как следствие, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен. Подтверждением существования социального бездействия является безразличие к действительности, отсутствие желаний, стремлений, потребностей проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности, нежелание самовыражаться и самореализовываться в этой жизни, а также низкий уровень пра-

вовой культуры, несовершенство нормативной базы для нейтрализации негативных последствий бездействия.

Наше время вступило в период утраты целого ряда идеалов и ценностей, проявления равнодушия, апатии и мировоззренческой индифферентности. Разумеется, несправедливо обвинять всех людей в пассивности и бездействии, в отсутствии достаточной активности. Однако следует признать, что социальное бездействие все же выступает в качестве одного из решающих факторов, обусловливающих медлительность и низкую продуктивность развития социальных процессов в России, является непреодолимым препятствием в осуществлении демократических реформ и становлении гражданского общества.

Актуальность исследования проблемы социального бездействия не исчерпывается современными условиями развития общества; причины его сегодняшнего проявления коренятся также в прошлом. Людям долгое время прививались пассивность и апатия, сковывалась у них инициатива, активность и самостоятельность. Очевидно, что если человек будет адекватно осознавать необходимость развития новых общественных отношений и свою роль в этом процессе, то это и будет определяющим фактором формирования активной, дея-тельностной и ценностной направленности личности.

Научный анализ, философское осмысление и выявление социальной базы бездействия представляют собой теоретическую и практическую необходимость. Поэтому, на наш взгляд, выявление сущности социального бездействия и возможностей его недопущения, сведения к минимуму является необычайно важным. Изучение феномена социального бездействия, его природы и особенностей в обществе позволяет выработать адекватную оценку его негативной роли и разработать механизм нейтрализации издержек действия данного фактора.

Итак, актуальность данной темы исследования обусловлена рядом причин:

- неизученностью и отсутствием философского осмысления социального бездействия и его сущности;

необходимостью формирования в сознании людей адекватной оценки социального бездействия и его последствий;

необходимостью профилактики и преодоления негативных последствий социального бездействия и создания условий, призванных не допустить его в будущем;

отсутствием четкой нормативно-правовой регламентации и несовершенством механизма нейтрализации социального бездействия.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы социального бездействия потребовало выделения многочисленных граней этого феномена, что в свою очередь повлекло изучение большого массива литературы.

Особый интерес для рассмотрения данной проблемы составляют работы В.А. Андрусенко, Г.С. Арефьевой, Д.В. Артюховича, Ф.А. Батурина, Г.Г. Дили-генского, Е.А. Донченко, А.С. Кирилюка, В.Н. Константинова, В.В. Кривошее-ва, В.К. Лифанова, С. Михайлова, Д.В. Приходько, В.Ф. Сержантова, Л.Я. Смо-лякова, В.Г. Федотовой и др., посвященные разработке проблем активности и деятельности, в которых в то же время рассматриваются некоторые вопросы бездействия. Их идеи, взгляды и выводы во многом определили авторскую позицию в рассмотрении социального бездействия как негативного явления, его причин и мотивов возникновения, преодоления негативных последствий.

Исследуя генезис социального бездействия, мы обращались к работам Л.М. Баткина, Г.С. Кнабе, В. Соловьева, трудам Н. Бердяева, Ю.Н. Давыдова, Б.С. Ерасова, К. Касьяновой, С. Хоружего, В.Г. Щукина и др., оказавшим нам существенную помощь в осмыслении проблемы социального бездействия.

При анализе социального бездействия мы опирались также на психологические характеристики данного феномена, которые представлены в работах Л.П. Гримака, А.Н. Леонтьева, А.Г. Маслоу, А.В. Оболонского, Н.Д. Ольшанского, Н.И. Рейнвальд, рассматривающих взаимосвязь социального бездействия и страха, особенности проявления социального бездействия в характере и поведении человека.

Комплексное исследование предполагает включение в философскую проблему юридических аспектов осмысления социального бездействия как правового явления. В работах С.С. Алексеева, О.С. Иоффе, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Г.К. Матвеева, М.Ф. Орзиха, В.А. Попова, И. Сабо, А.А. Тер-Акопова, Г.В. Тимейко бездействие представлено в качестве правовой реальности. Выявление его социальной природы невозможно вне связи с системой общественных отношений, урегулированных нормами права. Применительно к социальному бездействию нормативно-правовая регламентация имеет важное значение, т. к. зафиксированные в ней права и обязанности субъекта позволяют говорить о правомерном или противоправном характере бездействия.

Объект исследования - социальное бездействие в современном обществе.

Предмет исследования - социально-философский анализ социального бездействия, его причин и условий, профилактики и преодоления негативных последствий.

Цель и основные задачи исследования. Основной целью диссертации является выявление сущности и содержания социального бездействия, причин его возникновения и преодоление негативных последствий. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотрение историко-философских представлений о социальном бездействии в контексте сравнительного анализа с социальной активностью;

определение понятия социального бездействия, его сущности;

выявление мотивов и разновидностей социального бездействия;

исследование детерминантов социального бездействия;

раскрытие институциональной роли общества и государства, нормативных регуляторов в предотвращении социального бездействия и преодолении его негативных последствий.

Научная новизна исследования. В целом новизна состоит в том, что анализ социального бездействия в философии предпринимается впервые. В философской литературе существуют различные взгляды на социальную активность,

и в рамках этой проблематики схематично и фрагментарно констатируются лишь некоторые аспекты и стороны проявления социального бездействия. Целостное исследование о социальном бездействии до сегодняшнего дня отсутствовало. Используя различные подходы и ключевые идеи по проблеме активности, автор предпринял попытку провести комплексное исследование социального бездействия и путей преодоления его негативных последствий. Научная новизна диссертации вкратце состоит в следующем:

рассмотрены и проанализированы историко-философские взгляды о социальной активности и социальном бездействии, на основе которых сформировано авторское представление о природе социального бездействия;

дано понимание социального бездействия как антипода социальной активности;

выявлены объективные основания мотивации социального бездействия, охарактеризованы его разновидности и степень их влияния на общественное развитие;

исследованы специфические особенности проявления социального бездействия в различных сферах жизнедеятельности, способствующие формированию апатии и равнодушия;

сформулированы задачи, стоящие перед обществом и государством, по предотвращению социального бездействия и преодолению его негативных последствий;

проанализированы реальные возможности нормативно-правовой регламентации, влияющей на развитие социальной активности общества и личности.

Концептуальные положения, выносимые на защиту и составляющие новизну диссертации.

- Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенче
ской реакцией людей на изменяющиеся, как правило, неблагоприятные условия
жизнедеятельности. Сущность его состоит в том, что в целостном активном по
веденческом акте субъект приходит к волевому решению не совершать дейст
вий.

Социальное бездействие рассматривается в качестве выше определенного состояния (реакции) человека, не совершающего следующих видов действий: запрещенных, требуемых и ожидаемых обществом. Разумеется, абсолютного бездействия у живого человека нет и быть не может. Активность бездействующего человека может быть равна нулю в отношении исключительно запрещенных, требуемых и некоторых ожидаемых обществом (государством, макро- и микросоциальной группой, трудовым коллективом) действий. Поэтому к бездействующим субъектам целесообразно отнести не просто тех, кто не совершает каких-либо действий, а тех, кто бездействует в плане осуществления своего государственного, гражданского, трудового, семейного, да и вообще общечеловеческого долга.

К серьезному препятствию на пути активности во многих сферах жизнедеятельности следует отнести социопсихическую реакцию человека в виде страха, беспокойства, тревоги за судьбу и жизнь как свою, так и своих близких. Страх может порождать приспособленчество, утрату способности к инициативе, отстраненность от общественных дел, формировать тупое механическое послушание, готовность терпеть насилие и произвол, что в итоге может привести человека к бездействию. Конечно, роль страха в жизни людей неоднозначна, и категорично объявлять страх исключительно негативным фактором социального бездействия не убедительно. Функция страха заключается в том, что он сигнализирует человеку об опасности, выход из которой может быть как в активном действии, так и бездействии.

Тяготы кризисного времени связаны, прежде всего, с тем, что нарушается социальный порядок, нормальное функционирование государства, обеспечивающего защиту прав и интересов человека и гражданина. Разрушение такой защиты неизбежно вызывает у человека чувство неуверенности, жизненной неопределенности и, как реакция, социальное бездействие. Социальное бездействие, поэтому, детерминируется не только социопсихическими факторами, но и социальными причинами - правовыми, политическими, экономическими и идеологическими.

- К социальному бездействию можно отнести следующие разновидности:

позитивное социальное бездействие как волевая реакция на недопущения действий, запрещенных и непоощряемых обществом (например, правона-рушающее и аморальное поведение);

негативное бездействие как сознательный волевой отказ от требуемого (должного) обществом социального действия;

нейтральное социальное бездействие как сознательный волевой отказ личности от ожидаемых обществом положительных действий (например, участие в выборах, служба в армии и т.п.);

ситуативное бездействие как уход, бегство от социальной действительности при решении отдельных локальных житейских проблем;

апатичное бездействие, состоящее в том, что человек не участвует в жизни общества и других процессах, потому что он изначально пассивен по своим психическим характерологическим признакам;

квазибездействие, основанное на убеждение субъекта в том, что личность безразлична обществу и наличие собственной позиции мешает жить, а условия жизни мотивируют приспособленчество.

Бездействие, подверженное оценке со стороны права, приобретает вид правового бездействия: правомерного или противоправного. Правомерное бездействие связано с соблюдением запрещенных правовых норм, а также проявляется в осуществлении пассивных прав (право на молчание, право на забастовку). Противоправное бездействие связано с уклонением от выполнения юридических обязанностей.

Социальное бездействие является преградой в становлении гражданского общества, тормозом в повышении социальной активности. Социальное бездействие вызывает напряженность, т. к. рушатся социальные ожидания. Социальное бездействие отрицательно сказывается на нравственном облике общества, ведет к его деградации.

В российском государстве отсутствуют систематические меры по борьбе с негативными проявлениями бездействия. Сильная социальная политика, экономические реформы, совершенствование духовного мира человека, координация деятельности основных институтов, зарождающегося правового государства и гражданского общества должны способствовать преодолению социального бездействия.

Главную роль в предотвращении социального бездействия и преодолении его негативных последствий играет государство. Немало важное место в социально-экономическом развитии страны, активизации системы политических, общественных и идеологических институтов отводится различным общественным организациям, партиям и движениям. Они более активно должны участвовать в реализации различных социальных программ, оказывать поддержку гражданам посредством обучения и воспитания, распространения информации о путях преодоления социального бездействия и формирования активной жизненной позиции.

Методологическая основа исследования. Социально-философский анализ социального бездействия предполагает использование диалектического метода, который всесторонне и комплексно раскрывает проявление социального бездействия. Именно этот метод реализуется через соблюдение требований конкретности исследования, всесторонности рассмотрения явлений общественной жизни, объективности оценок всей совокупности обстоятельств, сопутствующих бездействию, их противоречивости, взаимосвязи и динамики. Основу нашего исследования составляют такие принципы, как принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства и борьбы противоположностей. Они, по существу, являются основополагающими для обоснования социального бездействия, его положительных и отрицательных свойств, а также причин и условий.

Методологической основой исследования стали также общие принципы и фундаментальные положения научного анализа социальных явлений и процессов. В диссертации используется методология междисциплинарного иссле-

дования, построенная на принципах соотношения, взаимосвязи и взаимодополнения различных наук: социальной философии, политологии, социальной психологии, социологии, криминологии, теории государства и права.

В качестве теоретических источников исследования использованы идеи и концепции классиков философской и правовой мысли, труды современных отечественных философов и юристов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в получении результатов и выводов исследования, благодаря которым формируется четкое представление о сущности и содержании социального бездействия. Теоретические положения диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки концепции социального бездействия и разрешения методологических проблем его исследования.

Практическое значение результатов исследования социального бездействия заключается в возможности использования их в ряде разделов учебных дисциплин: философии, политологии, социальной психологии и правоведении. Прикладное значение имеют выработанные общетеоретические рекомендации по профилактике и преодолению социального бездействия, готовности человека к их практической реализации.

Апробация результатов исследования. Материалы, положения, выводы диссертации, выносимые на защиту, были представлены на различных научных конференциях и симпозиумах:

Сборник трудов аспирантов и магистрантов «История. Философия. Культурология. Педагогика» / ННГАСУ. - Нижний Новгород, 2005; Материалы VIII-ой Международной ярмарки идей, 33 Академического симпозиума «Законы экологической сферы общества» / ННГАСУ. - Нижний Новгород, 2005; Материалы 1Х-ой Международной ярмарки идей, 34 Академического симпозиума «Законы экономической сферы общества» / ННГАСУ. - Нижний Новгород, 2006; Материалы XX Международной научной конференции «Человек в контексте своего времени: опыт историко-психологического осмысления» / Санкт-Петербург, 2006; статья опубликована в журнале, рекомендованном ВАК,

«Конституционные основы совершенствования судебной и правоохранительной системы РФ» / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2006. №5; III Международная научно-практическая конференция «Вопросы теории и практики Российской правовой науки» / Пензенский гос. педагогич. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2007; XII Международная научно-практическая конференция «Экология и жизнь» / Пензенский институт открытого образования. -Пенза, 2007; Материалы Х-ой Международной ярмарки идей, 35 Академического симпозиума «Законы научной сферы общества» / ННГАСУ. - Нижний Новгород, 2007; Конференция «Современные проблемы науки, образования и производства» / Ун-т росс, академии образования. - Н.Новгород, 2007; Сборник трудов аспирантов и магистрантов «Социально-гуманитарные науки» / ННГАСУ. - Нижний Новгород, 2007.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка, состоящего из 181 наименования. Объем диссертации - 148 страниц.

Историко-философские представления о социальной активности и социальном бездействие

Один из самых непримиримых критиков активизма К.Поппер так определяет предмет своей критики: «Назовем стремление к активности и неприятие покоя активизмом» [127, с. 187]. Научная ясность этого короткого определения несомненна и, несмотря на публицистичность формы, его можно использовать в качестве отправного. Справедливости ради следует заметить, что конструктивность мышления, присущая К.Попперу, сыграла с ним злую шутку: в изложении основ активизма он более последователен и логичен, чем в неубедительных выводах и субъективных оценках своей критики.

История философии соткана из множества течений человеческой мысли. Всем им свойственны философские представления с позиций тех или иных приоритетов, выраженных в основополагающих вопросах, над решениями которых трудятся их последователи. Среди этих вопросов первичность материи или духа, бесспорно, является основополагающим критерием оценки мировоззрения человека. Однако вопрос о причинах и источниках всякого движения едва ли уступают вопросу первичности. В этом отношении в философских концепциях видения мира распространены и имеют своих приверженцев две основные точки зрения. Первая усматривает источник движения внутри материи, наделяя последнюю атрибутивной способностью к самодвижению. Вторая видит в материи «мертвую» субстанцию, «оживляемую» посредством внешнего вмешательства. И хотя до конца последовательные сторонники второй точки зрения встречаются лишь в стане религий, ее косвенные почитатели нередки и в научном мире.

Вопрос о причинности движения в современной науке нашел отражение в противопоставлении позиций «активности - пассивности» или «проактивности- реактивности». Причем сознательных или стихийных сторонников активизма, на наш взгляд, сегодня неизмеримо больше. Это те, кто считает, в частности, что «истоки всех форм поведения находятся внутри самой личности. Люди скорее совершают поступки, чем реагируют» [166, с.47]. В подтверждение этому авторы цитированного высказывания Л. Хьелл и Д. Зиглер приводят глубокое изречение А.Г. Маслоу: «Будущее человека находится внутри него, и оно в данный конкретный момент динамически активно». По-видимому, позиция пасси-визма, объясняющая поведение исключительно как реакцию на внешнее воздействие, из-за своей односторонности и теологичности становится более уязвимой.

В наше время утверждается мнение, что «бытие... подразумевает способность быть активным; пассивность исключает бытие» [162, с.95]. Однако путь человечества к столь несложным с высот сегодняшнего дня истинам был тернист и долог. Вероятно, первые энергетические концепции философии связаны с религиозными представлениями активности природы. Причем представления эти, если отвлечься от специфики религиозных форм мировоззрения, мало чем отличаются по сути от научных. Человечество в значительной мере избавилось бы от многих проблем, сумей оно преодолеть искусственно возведенную за тысячелетия пропасть в общественном сознании между религией и наукой. Не будет преувеличением сказать, что пропасть эта является одним из источников незатухающей враждебности в мире. Между тем за налетом сказочности в мировых религиях скрывается, как ни странно, весьма строгая научная система. В ее основе лежит, говоря языком современности, семиотический взгляд на природные явления и процессы. Даже с самой точной из наук - математикой, религию роднит знаковый принцип обозначения реальности. С той лишь разницей, что действительность отображается в одном случае условными знаками, в другом - идеализированными образами божественных существ, которым адекватно приписаны, в том числе, энергетические начала реального мира. Можно утверждать, что большинство религиозных учений, как впрочем, и некоторых староматериалистических, выделяют в качестве важнейшего атрибута природной субстанции ее духовную активность, но рассматривают эту активность принципиально отлично от науки, отрывая активное начало мира от материи и наделяя активностью абсолютизируемые внешние сверхъестественные источники. Такая позиция, характерная в чистом виде для ранней философии. Попытаемся в общих чертах проследить развитие философских взглядов на активность и бездействие мира.

За редким исключением, суть древнеиндийской диалектики состоит в понимании развития как регресса человеческой активности. В этом смысле вся индийская философия сводится к проповеди бездействия как оптимального состояния души и тела. Однако движение к бездействию предполагается достигать активными методами - сознательно, заинтересованно, преодолевая телесные и духовные искушения. Другими словами, лейтмотивом большинства древнеиндийских философских систем является активная устремленность человека к собственной пассивности. В этом состоит определенное своеобразие, входящего в широкое употребление активизма, направленного не столько на преобразование среды обитания, сколько на перестройку, перевоплощение собственной души сообразно окружающим условиям или вопреки им.

Социальное бездействие как антипод социальной активности

Социальное поведение человека представляет собой сложное образование. В общем плане поведение трактуется как образ жизни, действий и бездействий. Социальное поведение представляет собой взаимосвязь человека с окружающей средой, опосредованную его внешней (двигательной), внутренней (психической) активностью и бездействием, ориентированных на социальные регуляторы. В новейшем философском словаре по этому поводу сказано: «Поведение человека связано с его ценностными установками, регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами, моралью, политикой» [108, с.525]. Бесспорно то, что социальное поведение было и остается важнейшей социальной характеристикой личности.

Таким образом, социальное поведение включает как активную деятельность индивида, так и его бездействие. Но было бы упрощенно и абсолютно неверно противопоставлять бездействие активности, особенно, если речь идет не об обыденном представлении, а о теоретическом понимании этих категорий. При ближайшем рассмотрении формулировка бездействия как отрицания активности имеет немалые концептуальные изъяны и слабости.

Понятие социальной активности, как мы выяснили, четко вошло в философскую терминологию, чего нельзя сказать о социальном бездействии. Понятие «социальное бездействие» не разработано на теоретическом уровне, хотя в настоящее время без этого определения не обойтись. Ни одна энциклопедия, ни один словарь не дает четкого определения социальному бездействию.

Понятие «социальное бездействие» является собирательным значением. Под ним можно подразумевать бездеятельность, отсутствие должной энергии, безразличие, инертность, безучастность к окружающему. Бездействие рассматривается как особенность поведения человека: в стойких формах - черта характера, выражающаяся в отсутствии у нормального и здорового человека стремления, потребности и привычки проявлять физическую или умственную активность, настойчивость, инициативность. Бездействие является также синонимом таких понятий, как апатия, вялость, индифферентность и др. Можно привести высказывание В.Н. Кудрявцева относительно функциональных особенностей бездействия: «Бездействие - это пассивное состояние внутри системы, в частности в обществе, играет, как правило, отрицательную роль и объективно обладает разрушительной силой» [76, с.383].

Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенческой реакцией человека на изменяющиеся неблагоприятные условия жизнедеятельности. Сущность его состоит в том, что в поведенческом акте субъект приходит к волевому решению не совершать определенных действий, в которых, как ему кажется, он не заинтересован.

Социальное бездействие можно рассматривать в качестве определенного состояния человека, который не совершает никаких действий. В данном случае бездействие выглядит как относительная форма состояния человека, когда его активность равна нулю. Разумеется, абсолютного бездействия у живого человека нет и быть не может. Активность бездействующего человека может быть равна нулю в отношении исключительно запрещенных, требуемых и некоторых ожидаемых обществом (государством, макро- и микросоциальной группой, трудовым коллективом) действий. Поэтому к бездействующим субъектам целесообразно отнести не просто тех, кто не совершает каких-либо действий, а тех, кто бездействует в плане осуществления своего государственного, гражданского, трудового, семейного долга. Так, например, Д.Н.Приходько анализирует данный вид деятельности как «сущностную основу пассивности, отчужденную деятельность, псевдодеятельность, под влиянием которой формируются бездеятельность, пассивная структура личности» [128, с.64-84]. Такое социальное бездействие направлено не на гармонизирующее благо личности и общества, а на достижение чаще асоциальных целей отдельных людей. В основе данного бездействия, как правило, лежат эгоистические потребности, интересы и цели, выступающие мотивами поведения, идущего в разрез с общепризнанными ценностями. Апатия, вялость и пассивность означают, что реальные мотивы личности формируются помимо высшего, ценностного уровня собственного сознания, что ведет к деперсонификации человека, истинный смысл существования которого заключается в позитивной и разумной деятельности. В данном случае приведем строки французского философа Б. Паскаля: «Нет ничего столь невыносимого для человека, как быть в полном покое, без страсти, без дела, без развлечения, без употребления своих сил» [118, с.245].

Для некоторых людей бездействие - это жизненное кредо. Их пассивность не просто дань неблагоприятным обстоятельствам, а укоренившаяся жизненная позиция. Они хотят улучшений своей жизни, экономического и политического положения в стране без приложения каких-либо со своей стороны усилий. При этом они руководствуются так называемым «бездействующим сознанием», опирающимся на житейские принципы: «не думать»; «если действовать, то подчиняясь»; «ни за что не отвечать». Данные субъекты вряд ли могут самореализоваться, показать все свои способности и таланты, найти предназначение в этом мире. Но оценочное отношение к такому человеку отнюдь не однозначно, так как многих руководителей, особенно бюджетных организаций, с одной стороны, устраивают послушные и исполнительные работники, которые слепо выполняют любое указание, но с другой стороны, эти же руководители всегда были заинтересованы в активных, опытных людях с высоким уровнем трудового потенциала.

Социального бездействие в правовой сфере, его оценка и основные виды

Исследование социального бездействия невозможно, если рассматривать эту форму поведения только с точки зрения социальной философии. Изучение данной проблемы позволяет выявить, что бездействие является специфической формой как социального, так и юридически значимого поведения. На наш взгляд, было бы уместно рассмотреть данную проблему не только с точки зрения философии и психологии, но и коснуться социально-правовых аспектов бездействия, т.к. проблема детерминизма при противоправном бездействии раскрывается в комплексе аспектов, представляющих интерес, в том числе и для права. Она отражает социальную роль запрещенных правовых норм, предусматривающих бездействие и выступающих в качестве правового средства обеспечения законопослушного поведения и социальной активности личности, и способность бездействия вызывать определенные негативные и позитивные изменения социальной действительности.

Правовая оценка и анализ бездействия необходимы, поскольку в настоящее время бездействие встречается все чаще и чаще в нашей жизни, в виде уклонений, невмешательства, молчания и т.п.

Само понятие «бездействие» в праве, также как и философии неполное и неточное, поскольку используется очень редко и до недавнего времени, не было объектом изучения.

«Бездействие человека - не нуль в мире действительности и не чисто внутренний акт психической деятельности, а материальный фактор, объективированное вовне пассивное поведение людей» [154, C.53J. В бездействие как форме пассивного поведения отсутствует активный момент, который некоторыми учеными усматривается в психической активности субъекта бездействия.

Но стоит отметить, что психическая активность как свойство человеческой деятельности, оторванная от объективной и внешне выраженной стороны поведения, не рассматривается в качестве противоправного и общественно опасного деяния.

Бездействие рассматривается как форма проявления поведения субъектов и является взаимосвязанным звеном социальных и юридических процессов. По мнению А.А. Тер-Акопова, «несовершение положительного действия, лежащего в основе отрицательного бездействия, ведет к уменьшению общественного богатства, снижения уровня общественного развития, что составляет его общественную опасность» [152, с.ЗЗ].

Трудно согласиться с мнением профессора М.Д. Шаргородского, который остроумно заявлял, что «бездействие - это ничто, а ничто не может породить нечто». По нашему мнению, бездействие в праве вряд ли уместно всегда отождествлять с негативно оцениваемой пассивностью, как это возможно в других сферах деятельности; оно представляет собой правовое поведение, выраженное в воздержании от предписываемого (требуемого, обязываемого, возможного, ожидаемого) или запрещенного действия. В юридическом смысле бездействие это сознательное волевое поведение субъекта права, который не совершает действий, запрещенных нормой права, либо предписываемых в качестве обязанностей или правомочий. Стало быть, правовая надстройка регулирует и такую активность человека, которая ничем не выражена вовне. Как отмечает С.С. Алексеев, минимум правовой активности требуется для соблюдения норм права, когда субъект воздерживается от совершения действий, другими словами бездействует [2, с. 160]. Таким образом, правовое бездействие либо связано с осуществлением требований закона, либо с нарушением действующих правовых норм.

Очевидно, что правовое действие не стоит полностью связывать только с правомерным поведением, а бездействие как негативное и противоправное. Как отмечает В.Н. Кудрявцев, «общность действия и бездействия определяется тем, что социальная сущность этих актов поведения зависит не от того, имеется или отсутствует в данном случае телодвижение, а того, в каких условиях, в какой связи и взаимозависимости с окружающими явлениями и процессами совершается этот акт поведения» [78, с.84]. Также считает и Г.К. Матвеев: «Бездействие как акт внешнего поведения человека, - в принципе не отличается от действия, хотя и имеет свои особенности» [96, с.26, 122]. Таким образом, бездействие можно определить как действие, но со знаком «минус», лишающим бездействие реальности и живущим где-то в воображении. Подобные взгляды относительно бездействия были и у Л.И. Петражицкого, который утверждал, что «действия, состоящие в несовершении чего-либо, можно назвать отрицательными действиями» [121, с.70]. Такого же мнения придерживался и М.Д. Шаргород-ский, который, не отвергая ответственности за бездействие, вместе с тем считал, что бездействие не способно породить объективного результата, а потому между бездействием и его последствием отсутствует объективная причинная связь.

Но поспорим с данными высказываниями, поскольку бездействие и действие - это объективные и реально существующие явления в сфере права. Человеческие поступки не могут быть сведены к простым естественным действиям. Общественная жизнь хотя и определяется материальными условиями, но развивается благодаря сознательной деятельности людей, а последняя состоит не только из активных действий. Поэтому человек не всегда ведет себя активно, постоянно совершая действия. В нашей жизни возникают юридически значимые ситуации, когда человек не совершает активных действий, поэтому поведение человека состоит как из активного, так и пассивного состояний. Недаром М.В. Демин отметил, что «деятельность и активность живых систем входят в состав более общего понятия - поведения, которое обнимает все состояния рассматриваемого объекта, в том числе и пассивные его формы» [38, с.22].

Похожие диссертации на Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий