Содержание к диссертации
Введение
Глава I. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОНИМАНИЯ ЭТНОСА И ЭТНОГЕНЕЗА.
1. Понятие этноса: сущность, аспекты, дискуссии 12
2. Проблема этногенеза в исследованиях Л.Н. Гумилева 42
Глава II. ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
1. Взаимодействие общества и природы в концепции этногенеза Л.НХумилева 71
2. Этногенез и культура 91
3. Этногенез и история общества 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЯ 155
- Понятие этноса: сущность, аспекты, дискуссии
- Взаимодействие общества и природы в концепции этногенеза Л.НХумилева
- Этногенез и история общества
Введение к работе
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - выдающийся русский ученый-этнограф, географ, историк - сегодня уже не нуждается в особом представлении. Прежде, практически неизвестный широкой аудитории в нашей стране, он за считанные годы после перестройки превратился в общепризнанный в стране и за рубежом научный авторитет. Сын известных русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, он, несмотря на драматическую жизнь дворянского отпрыска и пройдя через Гулаг, вследствие отпущенного ему богом таланта блестяще окончил Петербургский университет, стал дважды доктором - географических и исторических - наук.
Изданное после смерти ученого академическое собрание его трудов в 15 томах, включает более 200 его работ, в том числе 12 монографий, публиковавшихся в последние годы многочисленными тиражами, хорошо известных отечественному читателю. Среди них особое место занимает фундаментальный труд "Этногенез и биосфера Земли", суммирующий главные идеи Л.Н. Гумилева по проблемам места и роли этноса в истории человечества.
Актуальность темы исследования. Переживаемый человечеством ко-неп XX столетия характеризуется многообразием и чрезвычайным динамизмом социально-экономических, политических, культурных и этнических процессов. Последние среди них приобретают особую значимость. Поскольку явление этничности обретает в современных условиях важное значение в жизни многих государств мира (в том числе и в России), в проводящейся ими этнокулыурнои и национальной политике резко возрастает роль научного осмысления механизмов этнического развития. В связи с этим исследование этнических механизмов общественной жизни становится актуальной задачей науки, стремящейся оказывать помощь социальной практике.
В понимании сущности и специфики социальных процессов современности методологически большое значение имеет обращение к проблемам этногенеза, трактуемым в широком плане, как возникновение, развитие и
взаимодействие социально-этнических общностей (этносов). Оригинальную и целостную современную концепцию этногенеза разработал Л.Н. Гумилев. Она характеризуется не только новыми методологическими подходами ученого, но по своему содержанию и выводам имеет широкое социально-философское значение. Это позволяет специально исследовать социально-философские аспекты его научной концепции этногенеза. Обращение к научному наследию Гумилева актуально по крайней мере в нескольких отношениях.
Во-первых, ученый нашел свой оригинальный подход к осмыслению процессов этногенеза, с помощью которого попытался преодолеть инерцию традиционных взглядов на теорию этносов. Выдвинутая им идея о связи этноса не только с социумом, но и с природными и космическими факторами оказалась чрезвычайно плодотворной. В связи с этим ученым была предпринята попытка представить этносы прежде всего как способы приспособления к ландшафтам Земли. В настоящее время становится все более необходимым построение комплексной теории этногенеза народов планеты, которая включала бы в себя синтезированные современные знания социального и естественно-научного характера. Это дало бы реальную возможность во многом по-новому переосмыслить проблемы межэтнических взаимоотношений социального прогнозирования в сфере человеческих отношений и др.
Во-вторых, ученый утверждал, что каждый этнос (народ) своеобразен и имеет свой собственный путь экономического, политического и культурного развития, а потому нет "плохих" или "хороших", "культурных" или "некультурных", "отсталых" этносов. Оценочные категории, утверждал он, неуместны по отношению к народам. В этом состоит высокий гуманизм концепции Гумилева.
В-третьих, автор концепции этногенеза предложил новое, созвучное современности нетрадиционное понимание смысла гармонии во взаимоотношениях между природой и человеком. Он рассматривал этнос и среду его обитания как определенную целостность - "этноэкологическую систему", -исследование которых является одной из существенных задач этнографии.
Состояние и степень изученности темы.
Литература по теме исследования может быть условно разделена на 2 группы: 1) общая, посвященная прежде всего философским и научным проблемам, рассматриваемым в диссертации; 2) специальная - труды самого Л.Н.Гумилева, а также работы о нем, его научных идеях и творческом наследии. Среди работ первой группы особое внимание было уделено изучению основных трудов отечественных авторов по этнологии, в частности, по теории этноса и этногенеза.1 Изучались также работы по проблемам взаимодействия общества и природы2, культуры'1, всемирной, истории и др. Касаясь данной литературы, следует отметить, что в целом до настоящего времени отсутствует систематическая проработка многих теоретических вопросов этногенеза, особенно связанных с междисциплинарными исследованиями этнографов, естественников, психологов, социологов и философов. Хотя конкретных работ, посвященных проблемам сложения отдельных этносов, написано много, все же приходится констатировать, что до сих пор в существующей научной литературе по этнической проблематике накоплено сравнительно мало работ, где специально были бы рассмотрены теоретические и методологические вопросы изучения этногенеза.^
1 Бром лей Б.В. Очерки теории этноса. - М., 1983, Козлов В.И. О классификации этнических
общностей // Исследование по общей этнографии, - М., 1970; Он же. О понятии этнической общ
ности // Советская этнография. - 1967: Крюков М.В. Этнос и субэтнос /И обсуждение этой статьи/
// Расы и народы. - 1988; Мархинин В.В. Теория этноса: к анализу оснований // Гуманитарные
науки в Сибири. Сер.: Философия и социология.-1994; Першиц А.И., Покшишевский В.В Ипоста
си этноса // Природа. - 1978. - № 2; Токарев С,А. Основы этнографии, - М., 1968; Широкогоров
СМ. Этнос. - Шанхай, 1923 и др.
2 См., например: Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. - М„ 1981; Про
блемы взаимодействия общества и природы. - М., 1983; Хесле В. Философия и экология. - М.,
1993 и др.
Маркаряп Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969, Он же Теория культуры и современная наука, М,; Мысль, 1983; ЧсбоксаровН.Н., Чсбоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М,, 1971 и др.
4 Гобозов И. А. Введение в философию истории. - М., 1993; Гринин Л.Е, Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско-исторического анализа всемирно-исторического процесса). Волгоград, 1995-1996. Ч. 1-3; Гречко ПК. Концептуальные модели истории. М., 1995 и др.
' Токарев С.А. К постановке проблемы этногенеза // Сов. этнография. - 1969. - № 3; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. - М., 1976. -№ 6. Алексеев В.П. Этногенез, - М,, 1986, Он же. Историческая антропология и этногенез. - М,, 1989 и др.
Что касается многогранного научно-теоретического наследия Л.Н.Гумилева, то нужно подчеркнуть, что оно стало предметом специального изучения лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. После смерти ученого его труды стали изучаться более активно. Следует иметь в виду, что долгое время в советский период выдающийся вклад ученого в науку об этносах вообще игнорировался, искажался и попросту замалчивался по идеологическим и политическим соображениям - как "антимарксиста", "географического детерминиста", "мистического биологиста". Его новые научные взгляды подвергались не всегда компетентной критике со стороны значительного числа этнографов, историков, философов и других его идейных противников.
Несмотря на это, в 60-70-е гг, им были написаны крупные работы, большинство из которых удалось издать много позже. К наиболее значительным первым трудам ученого следует отнести прежде всего те, в которых он изложил историю кочевников Центральной Азии с древнейших времен до IX века1, а также книги об истории Руси, обнажившие динамику этнических взаимоотношений народов России с древности до XVJ1I в.2 Наиболее же фундаментальные теоретические работы Гумилева, где автором была изложена целостная концепция этногенеза, вышли несколько позже3.
Исследовательский интерес к творчеству выдающегося ученого особенно возрос в последние десятилетия, когда произведения Гумилева обрели большую популярность и даже известную моду. Однако достаточно серьезного внимания к теоретическому наследию ученого-мыслителя со стороны ученых-естественников, а тем более философов проявлено не было.
Все исследования, посвященные изучению теоретического наследия, мировоззрения ученого и основных идей концепции этногенеза Гумилева, существующие на сегодняшний день, можно разделить на три группы.
1 Гумилев Л.Н. Хунну: Срединная Азия н древние времена. - М., I960: Он же. Открытие Хазарин. - М., 1966; Древние тюрки. - М., 1967; Поиски вымышленного царства. - М., 1970; Хуины в Китае. - М., (974 и др.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М. , 1989; От Руси к России Очерки этнической истории, -М., 1992.
3 Гумилев Л.Н География этноса в исторический период.-Л.; 1990; Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации; Сборник работ.-М, 1993, Он же. Конец и вновь начало.-М., 1997; Этногенез и биосфера Земли.-М.. 1990,
Литература (преимущественно публицистического характера), в которой кратко и не всегда объективно описывался жизненный путь ученого, его нелегкая судьба и некоторые из идей.1
Статьи критического характера, нередко содержащие тенденциозный анализ концепции этногенеза Гумилева.2
Исследования, в которых предпринимается попытка изучения отдельных аспектов концепции этногенеза Гумилева.
Между тем работ, особенно крупных и специальных, в которых бы исследовались идейное наследие Гумилева, история возникновения его идей, создания трудов, разработки концепции, а также освещающих его философские взгляды, до сих пор фактически не создано. В частности, в нашей литературе практически отсутствуют монографические и диссертационные исследования концепции этногенеза Гумилева и его роли в современном научном знании. Исключение составляет лишь кандидатская диссертация Л.П.Ахраменко, посвященная анализу концепции Гумилева, как естественнонаучной биосферно-энергетической теории.4
Итак, следует отметить, что в социально-философском осмыслении концепция этногенеза осталась неизученной. Все это позволило диссертанту сделать вывод о необходимости специальной разработки социально-
1 Козлов В.И. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) // Апографическое обозрение.- М,, 1992. -№ 5; Лавров СБ. Л Н.Гумилев и евразийство // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М., 1993; Чемерисская М.И Л.Н.Гумилев и его научное наследие // Восток. - 1993, № 3 и др.
" Златкин Н.Я. Не синтез, а эклектика // Народы Азии и Африки.-1970.-№3; Козлов В.И. О биолого -географическии концепции этнической истории // Вопросы истории.-1974.-№2; Куренной В.И, Пассионарность и ландшафт // Природа.-1970.-№8; Хомич Л.Б. О содержании понятия "этнические процессы" // Советская этнография,- 1969.-№5; Бородай Ю.М. Этнические контакты и окружающая среда // Природа.-1981, - №9; Еромлей Ю.В, По поводу одного "Автонекролога" // Знамя.-1988.-№12, Иванов К.П. Взгляды на этнографию или есть ли в советской науке два учения об этносе // Известия ВГО.-Т.117.-Вып.3,-1985; Козлов В.Н. Пути околоэтнической пассионарно-сти // Советская этнография.-1990.-Д*4; Кузьмин В.А. Пропеллер пассионарное или Теория приватизации истории/ //Молодая гвардия,-1991.-№9; Лурье Я.С. К истории одной дискуссии//История СССР. - 1990. №4; Машбиц Я.Г., Чистов К.В. Еще раз к вопросу о двух концепциях этноса// Известия ВГО.-19К6; Чемерисская МИ. О книге Л.Н Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" // Народы Азии и Африки.-1990. № 4. и др.
Крылов А.А , Коваленко М.Я. Проблемы этнической психологии в свете теории этногенеза Л,М,Гумилева // Вестник СПб университета. Сер.б, Философия, политология, социология, психология, право,-1993.-Вып.4; Кузнецов Б.И. Проверка гипотезы Гумилева // Природа.-1971.-№2; Шулыпдин И.Я. Этнос и этнопсихология.-Горький,1984 и др.
4 Ахраменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н.Гумилева: Дисс. .. канд. филос. наук; 09.00.11.-М., 1994.-148с.
философских аспектов концепции этногенеза Гумилева, в частности, его идей о взаимосвязи общества и природы, этногенеза и культуры, этногенеза и всемирной истории.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы, исходя из текстологического изучения научных трудов Л.Н.Гумилева, проанализировать социально-философские аспекты его концепции этногенеза, выявить ее место и значение в системе современного научного и философского знания. Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
определить наиболее существенные черты концепции этногенеза Гумилева в социально-философском аспекте,
исследовать взгляды Гумилева на природу этноса,
выяснить понимание Гумилевым роли природного фактора в процессе становления этносов Земли,
выявить особенности взаимосвязи этнического и культурного феноменов, этногенеза и культурогенеза в концепции Гумилева,
раскрыть особенности интерпретации всемирной истории через историю ЭТНОСОВ.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретическими источниками работы являются наиболее значимые труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам философии, этнографии, истории, психологии, географии, культурологии.
Особенно важными для настоящего исследования являются работы по философско-методологическим вопросам этносоциальной и собственно этнической проблематики,1 Большое значение имеют также конкретные научные изыскания, целостные теории и крупные монографические исследования отечественных и зарубежных авторов, так или иначе созвучных с основными
1 См., например; труды В.П. Алексеева, С.А. Арутюнова, Ю.В.Бромлея, С.И.Брука, К.П. Иванова, Р.Ф.Итса, В.И.Козлова, М.В.Крюкова, М.Г.Левина, В.В.Мархинина, АИ.Першица, В.В.Покшишевского, З.П.Соколовой, В.А.Тишкова, С.А.Токарева. Н.Н. Чебоксарова и др.
идеями концепции Л.Н.Гумилева.1 Многие из них стали основой для теорий ученого, выступив в роли исходных, базовых принципов. Исследование ориентировано на творческое отношение к традиционным теориям, отказу от стереотипов и критическому переосмыслению источников, в том числе самой концепции этногенеза.
Методологической основой диссертации явился системный подход -методология, общепринятая в современных философских исследованиях. А также применялся конкретно-исторический подход, имеющий исключительно важное значение в исследовании теоретического наследия различных научных школ и направлений. Использованы общенаучные принципы познания, методы сравнения и сопоставления различных теоретических конструкций, с помощью которых выявлены как общие черты концепции Гумилева с другими теориями, так и принципиальные различия между ними, методы анализа, синтеза, аналогии и др. Выбор конкретных методов исследования определялся требованиями целесообразности и полноты проводимого анализа.
Новизна научного исследования.
Данная работа представляет собой первое диссертационное исследование социально-философских аспектов концепции этногенеза Гумилева, позволяющее уточнить представление о ее сущности, основных положениях и выводах.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты.
на базе текстологического изучения трудов Гумилева дан целостный социально-философский анализ его концепции этногенеза;
обосновано положение о правомерности тезиса о двуединой биосоциальной природе этноса, выдвинут тезис о возможности использования наибо-
Берг Л.С. Климат и жизнь. - М., 1947, Он же. Номогенез // Труды по истории эволюции. -М,,1977., Вернадский В.И. Биосфера.-М.1967., Он же. Живое вещество. - М,,1978. Конрад Н.И Запади Восток. -М, 1966. Кузин Б.С. О принципе поля в биологии II Вопросы философии.-1992. № 5, Шпенглер О. Закат Европы -М , 1993.-Т. 1 , Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса.-Каяуга.1924, и др
лее ценных идей и понятий концепции этногенеза Гумилева в разработке данной теории;
показана оригинальность взглядов ученого о том, что важнейшая роль в развитии этносов принадлежит природе и космическим факторам,
обосновано положение об эвристическом значении идеи Гумилева о ведущей роли этнических толчков пассионарности в развитии культуры;
раскрывается перспективность рассмотрения хода Всемирной истории как истории возникновения, развития и взаимодействия этносов;
рассмотрены связь и соотношение концепции ученого с альтернативными взглядами в отечественной науке (естественнонаучными теориями В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского, идеологами евразийства и др.).
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что проблемы, исследуемые автором, могут быть использованы как методологические ориентиры в дальнейшей разработке единой социально-философской теории этноса, сочетающей в себе социальные и природные аспекты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы :
в практике преподавания учебных курсов социальной философии, философии истории, этнологии в вузах и средних специальных учебных заведениях,
в практике проведения спецкурсов с целью углубленного изучения социально-философских проблем национальных отношений в Российской Федерации;
в школьных курсах истории;
в школьных факультативных курсах, основанных на целостной концепции этногенеза, в котором бы интегрировались философия, история, география и биология.
Апробация работы.
Апробация работы осуществлялась на кафедре философия БГУ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научной конференции "Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты" (Улан-Удэ: 1997), на межвузовской научно-практической конференции "Гуманизация и гуманитаризация образования" (Улан-Удэ, 1996), на научно-практических конференциях БГУ (1996,1997, 1998 гг.).
По теме исследования опубликованы следующие работы:
Научное творчество Л.И.Гумилева, как важный источник современного гуманитарного образования // Гуманизация и гуманитаризация образования. Материалы научно-практической конференции.-Улан-Удэ,1996. - 0,3 п.л,
Л.Н.Гумилев - выдающийся ученый, интеллигент // Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты. Материалы к Международной научной конференции. Часть 11. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.-0,3 п.л.
К вопросу о концепции этногенеза Л.Н.Гумилева //Вестник Бурятского университета. Серия 5; Философия, социология, политология, культурология. - Выпуск 2. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 1998.-0,7 п.л.
К вопросу о роли Л.Н.Гумилева в разработке теории этноса // Некоторые вопросы философии и социологии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 0,8 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и на специализированном диссертационном совете Д 113.36.01. По итогам обсуждений работа рекомендована к защите.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии.
Понятие этноса: сущность, аспекты, дискуссии
Еще несколько лет назад термины "этнос", "этничность", "этногенез народов" и т.п. в нашей стране были известны только узкому кругу специалистов. Теперь они прочно вошли в общественно-политический лексикон, начали появляться в законодательных актах Российской Федерации. Более того, ныне проблема реформирования государственного устройства России зачастую рассматривается прежде всего с точки зрения возрождения этнических культур, обеспечения этнических прав и интересов народов страны. Предметами острых дискуссий являются также вопросы о дальнейшей судьбе этносов, населяющих нашу страну, о территории их расселения, правах различных этносов.
Теоретическое и практическое решение этих и других вопросов предполагает необходимость обращения к основополагающим аспектам теории этноса. Данная теория входит в методологическую основу этнологии, основным объектом исследования которой являются этносы всего земного шара. В этом плане теория этноса раскрывает основные пути формирования и эволюции этнических общностей в ходе этнических процессов, в различных исторических /социально-экономических, политических и др./ и природных условиях, устанавливает основные факторы, которые определяют ход и направление этнических процессов. Но главная задача теории этноса состоит в том, чтобы показать сущность этноса как особого явления, исторически сложившегося и развивающегося вида общности людей, а также выявить наиболее существенные его особенности по сравнению с общностями других видов, прежде всего с близкими к нему по тем или иным параметрам и могущими сочетаться с ним /религиозной, государственной и др./. Естественным резюме данной теории должно быть развернутое научное определение понятия "этнос".
Для понимания теории этноса важно обратиться прежде всего к истории разработки данной теории. До сих пор этому вопросу не уделялось должного внимания. Установить главные этапы разработки теории этноса довольно трудно, прежде всего потому, что историю этой теории некоторые исследователи отождествляют с историей использования в русском языке термина "этнос" или производных от него. Поэтому в современной науке проблема этноса имеет в значительной мере терминологический характер. Порой ученые спорят не об одном и том же явлении, а о том, какие явления следует именовать данными терминами.
Как отмечал Ю.В.Бромлей, вся существующая на сегодняшний день широкая этническая терминология является производной от древнегреческого слова "..$.{?./OS..". Словари древнегреческого языка дают под этим словом около десяти значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, класс людей, инородное племя, язычники, стадо, род. Этимопогический анализ этого слова позволяет увидеть в нем указание на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства /обычаи, повадки, внешний вид и т.п./. Последовательное рассмотрение употребления слова "....?".Ш5." в древнегреческой литературе - от Гомера до Аристотеля - показывает, что на архаической стадии существования этого слова преобладало значение - "стая", "рой", "группа". Вместе с тем уже существовало значение - "племя", "народ". В исторической литературе V-V1 вв. до н.э. данное значение становится доминирующим. При этом еще слабо различаются два оттенка: "греческое племя" и "негреческое племя". В последующие века /вплоть до первых веков нашей эры/ наблюдается тенденция употребления термина "этнос" в значении "негреческое племя", т.е. чужое племя. На протяжении средневековья это слово используется /главным образом в Библии/ во множественном числе в значении "люди"; с латинизацией его появляется прилагательное "ethnicos" /этнический/, который становится термином, использовавшимся в экклизиастических текстах обычно в смысле "идолопоклоннический","языческий"1. На примере конверсии понятия "этнос" за период, приведенный Ю.В.Бромлеем, можно видеть разноплановость как этого понятия, так и самого явления, этим понятием определяемого.
В отечественной науке понятие "этнос" появилось впервые в двадцатые годы нашего века и было введено С.М.Широкогоровым. При этом общество рассматривалось автором в канве биологических отношений, сообразно чему и этнос был представлен как отдельная биологическая
1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М, 1983. - С.7-8. категория - вид. Широкогоров считал, что "русский термин "народ" не вполне подходит для определения, так как он слишком широк и неопределенен. Можно сказать, например, народ Соединенных Штатов, народ Франции, ... наконец, простой народ"1. Поэтому Широкогоров предложил отказаться от термина "народ" и вводит новый термин - "этнос", при этом он дает следующее его определение: "Этнос - есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп"2. По другому определению автора этнос выступает "единицею, в которой протекают процессы культурного и соматического изменения человечества, как вида"3.
К сожалению, интереснейшие мысли, высказанные Широкогоровым в двадцатые годы о природе этноса были вскоре преданы забвению: после происшедшей в начале тридцатых годов "кампании по борьбе с буржуазной идеологией в сфере общественных наук", успешно начатые исследования по теории этноса были искусственно прерваны, а само понятие "этнос" объявлено чуждой псевдонаучной категорией. Лишь с начала 1950-х гг. данный термин стал изредка появляться на страницах советских этнографических изданий, но все же некоторые авторы предпочитали брать его в кавычки, подчеркивая необходимость решительно отмежеваться от "буржуазного" смысла этого понятия. В действительности утверждение об особом пристрастии зарубежных этнологов к понятию "этнос" было сильным преувеличением.
Взаимодействие общества и природы в концепции этногенеза Л.НХумилева
Концепция этногенеза Л.НХумилева, рассмотренная в первой главе исследования, посвящена проблеме возникновения этносов. На основе биогенетических исследований природы этносов и процесса этногенеза автор описывает естественно-научный механизм возникновения и функционирования народов Земли. Важнейшее место в данной концепции занимает вопрос о взаимовлиянии этносов и природы. Гумилев исследует динамику движения народов, которые в поисках своей исторической и экологической ниши вступают в конфликт с окружающей средой.
Взгляды Гумилева на процессы взаимодействия природы и общества очень оригинальны, но не изолированны в науке. Он продолжает старую традицию российской школы, которая берет свое начало от знаменитого ученого XIX в. Д.Н.Анучина.
Имя Дмитрия Николаевича Анучина и его научные труды широко известны в отечественной и зарубежной науке, как имя крупнейшего исследователя во многих отраслях знания - географии, антропологии и этнографии, первого доктора географии в России, выдающегося профессора и создателя университетской географической школы. Это был разносторонний общественный деятель и публицист, сыгравший видную роль в объединении русских научных сил в области естествознания и этнографии, руководитель многих научных обществ. Д.Н.Анучин в своих исследованиях стремился соединить естествознание с социальным знанием, большое внимание уделял вопросам развития природы и изменения ее под воздействием человека. Он имел множество учеников и последователей /Ф.К.Волков, Б.С.Жуков, А.А.Миллер, С.А.Руденко и др./ , им были созданы обширные научные школы. К сожалению, в роковые для советского времени 30-е годы эти школы были фактически ликвидированы, а многие их члены репрессированы. Так, долгие годы провел в тюрьме и ссылке С.А.Руденко. После выхода на свободу он занялся внедрением естественнонаучных методов в археологию. Ученый пропагандировал географический подход к археологии, а его ученик Гумилев - географический подход к этнологии. Таким образом, на долю молодого исследователя выпала честь стать хранителем и передатчиком традиции, потребовавшей соединения исторических, географических, антропологических, социальных и других наук в комплексном изучении человека и его социальной и естественной среды.
Выдвинутая в связи с этим идея Гумилева о связи этноса не только с социумом, но и с природными и космическими факторами, оказалась более, чем актуальной. Ученым была предпринята смелая попытка представить этносы прежде всего как способы приспособления к природной среде. В развиваемой концепции он стал рассматривать процесс этногенеза как историю антропогенных ландшафтов, т.е. историю взаимодействия техники и природы через особый механизм, называемый им "этносом". В своих работах ученый стал настойчиво, с привлечением фактических данных, утверждать о большей, чем прежде, необходимости учитывать природную среду обитания в антропогенезе, о том, что человек "как крупный хищник ... подвластен эволюции природы". В итоге исследователь приходит к важному /хотя и не новому/ выводу, согласно которому этносы всегда связаны с природным окружением, с ландшафтом.
В то же время Гумилев не ограничивался положением, что этнос - субстанция биосферы, а старался на фактах показать, что ландшафт и есть "главный плавильный котел", который /как говорили древние китайские философы/ формирует сам народ. Иначе говоря, любое проявление этноса, по Гумилеву, является результатом формообразующей деятельности природного ландшафта. Согласно логике ученого, природность этноса обусловливает и природный характер этногенеза.
Такова в самых общих чертах оригинальная позиция Гумилева по вопросу о роли природного фактора в развитии этносов, процессе этногенеза. Подчеркивая ведущую роль географической среды в жизни сообществ людей, ученый фактически выступил против марксистского положения об определяющей роли способа производства в развитии общества, хотя вынужден был это делать завуалированно, скрывая свой фактический отход от исторического материализма.
Прежде чем перейти к более подробному анализу общих теоретических взглядов Гумилева, связанных с проблемой взаимодействия природы и этносов, необходимо, как нам кажется, хотя бы кратко охарактеризовать современные черты развития данной проблемы.
Исследования сложной многоаспектной проблемы взаимодействия общества и природы в последние десятилетия приобрели большую актуальность и остроту, что в значительной степени объясняется возникающими сложностями экологической ситуации в мире, а также поисками методов рационального природопользования. В настоящее время разработкой теоретико-методологических основ данной проблемы занимаются представители различных отраслей знания: социологи, географы, экологи, историки, экономисты и др. В частности, этнологи, изучают сложный и взаимообусловленный комплекс - "природа-этнос" , в котором этнос рассматривается как со-цио-культурный феномен, тесно связанный с конкретной природной средой. В то же время, необходимо учитывать, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом и глубокого философского анализа мыслителей разных исторических эпох, К ней так или иначе обращались крупнейшие философы прошлого, начиная с Платона и Аристотеля, пытавшиеся определить место и роль человека в универсуме. В связи с этим естественно встает вопрос: как соотносится экологическая проблема, требующая неотложных естественно-научных и социально-политических решений, с философской проблемой взаимоотношений человека с природой. Думается, что философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как "способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентации человека в его отношениях с природой..."
Этногенез и история общества
Продолжая анализировать социально-философские аспекты концепции этногенеза Гумилева, отметим, что его теоретические построения следует рассматривать в первую очередь как концепцию философии истории накануне XXI столетия.
Как известно, историческое развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный процесс. В истории существовали различные социальные организмы, культуры, цивилизации, народы, классы, сословия. Каждый социальный организм, каждый народ, каждая цивилизация и каждая культура обладали особыми, специфическими свойствами и чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход всей мировой истории. Гумилев как философски мыслящий историк поставил задачей исследовать историю этносов и ее значение во всемирном историческом процессе.
Еще совсем недавно термин "философия истории" редко использовался обществоведами, хотя был введен в научный оборот еще в XVIII в. Вольтером. Последний считал, что "историк должен не просто описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать его над бытием".1 Философия истории - это не просто одна из ветвей философского знания, но и особый подход к историческому материалу, когда само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского рассмотрения и истолкования, короче: это теоретическая реконструкция исторического прошлого. Логика развития человеческого общества и его законы, единство и многообразие исторического процесса, проблемы смысла истории, социального детерминизма и социального прогресса, субъектов истории - таково основное содержание философии истории как философской науки.
Если мысленно представить себе всю картину развития человечества, может показаться, что в истории общества царит хаос. Однако исторический процесс, наглядно проявляющийся в смене империй и царств, вер и традиции, общественно-экономических формаций и культур, представляет собой не иррациональный поток событий и явлений, а имеет свою внутреннюю закономерность. История обладает определенной логикой, и за кажущимся хаосом скрывается определенный порядок.
Понять и объяснить истоки своей истории люди стремились еще с древних веков. Ответы получались, естественно, разные, поскольку история многогранна. Изучением вопросов философии истории занимались непохожие друг на друга мыслители различных эпох. В XX веке разработкой данных проблем занимались такие крупные философы, как Г.Зиммель, О.Шпенглер, А.Тойнби, Г.Риккерт, К.Ясперс, Р.Аран, Н.Бердяев, Н.Кареев, К.Каутский, Х.Раппопорт и др. Их теории во многом противоречили друг другу, но иначе и не могло быть, так как история во всем ее многообразии не может быть сведена к единому и постоянному набору базовых детерминант, который мог бы быть «универсальным ключом» к пониманию хода и сути исторического процесса. Многообразие оценок и подходов к пониманию истории, таким образом, не есть недостаток, а достоинство философии истории как особой философско-исторической дисциплины.
В последнее время в отечественной литературе за сравнительно короткий период появился целый ряд монографических работ, посвященных проблемам философии истории. Еще больше данная проблематика получила освещение в научных статьях. Наконец, надо отметить, что в обсуждении проблем философии истории активное участие традиционно продолжают принимать историки, представители некоторых конкретных (особенно гуманитарных) наук,