Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ИСТОРИЯ
И СОВРЕМЕННОСТЬ
-
Понятие герменевтики, эволюция ее идей
-
Понимание и герменевтика в философском осмыслении
-
Проблемное поле современной герменевтики
2. ПРОБЛЕМА ГЕРМЕНЕВТИКИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
-
Образовательная герменевтика. Постановка проблемы
-
Социально-философские проблемы понимания и герменевтики в образовании
2.3. Герменевтика образовательных смыслов учебного курса
(на материале античной мифологии)
3. ОТ ГЕРМЕНЕВТИКИ СЛОВА К ГЕРМЕНЕВТИКЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
-
Смысловое поле корреляций языка и мифа
-
Диалектика слова-мифонима
-
Языковая рефлексия как метод герменевтики ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение к работе
Актуальность исследования связана с разрешением проблем, одна из которых — дальнейшее развитие современной системы образования.
Суть и причины необходимости усовершенствования образования заключается в новом качестве мирового развития, требующем для своего обеспечения нового образования. В связи с этим одной из ведущих тенденций в современном образовании, на наш взгляд, представляется гуманистическая традиция, обращение образования к мировоззренческим основаниям, к личности, к ценностям духовного мира. Данная позиция обусловлена рождением нового социального и личностного опыта в свете его человекообразующей и социализирующей функций, осмыслением всей сложности и неизбежности свободной, а значит, исторически ответственной его передачи новому поколению. В связи с усложнением условий человеческого бытия (в целом — резкое ускорение перемен и, как следствие — неопределенность будущего) усиливаются противоречия, с одной стороны, между возрастающими требованиями к общественному интеллекту и нравственности человека, его способности критически осмысливать и интерпретировать события и различные тексты, с другой стороны, фактическим уровнем качества его образования и развития. С разрешением этого противоречия связаны меры по гуманизации образования, целью которого должно стать «пайдейическое», гармоническое развитие личности в единстве рациональной и эмоциональной сторон познания, т. е. возврат к нарушенному в ходе научно-технического прогресса естественному состоянию человека. С гуманистических позиций образование рассматривается как творческий акт, назначение которого — способствовать созданию у субъектов образа мира и образа себя в мире, т. е. выявлению культурной сущности человека. Основным механизмом процесса гуманизации образования является собственная активность личности обучаемого, включенной в образовательный процесс в качестве его субъекта.
4 Определение целей, задач, содержания, средств и методов современного образования связано с развивающейся философией образования. То, что образовательные парадигмы располагаются в континуумах философских школ и подходов, сегодня стало аксиомой. Образование опирается на «точки зрения», расположенные в пространствах философских идей. Именно поэтому сегодня философия должна выступить в роли мировоззренческого навигатора, опрделяющего с помощью образования пути решения встающих перед человечеством проблем. Вполне естественно, что определение этих путей предполагает привлечение самых разнообразных философских подходов. Каждый подход предлагает свое концептуальное осмысление ситуации, а любое осмысление предполагает дискурс, и, в итоге, выбор наиболее обоснованных решений. В связи с повышением значения дискурсов в современной философии образования возросло значение проблематики языка и смысла, понимания текста и интерпретаций, и соответственно, внимание исследователей привлекают такие направления, как философия языка и герменевтика. Герменевтика рассматривается, с одной стороны, с позиций встречи прошлого, настоящего и будущего, с другой стороны, сферы универсального, объективного, всеобщего и сферы конкретно предметного. Герменевтика сливается с философским знанием, органично вплетается в его контекст, соединяется с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретая философский статус, С герменевтических позиций большая роль отводится языку: подход к языку как «опыту мира» (Л. А. Микешина), как универсальному коду социокультурного развития общества весьма значим и конструктивен. Именно практика герменевтики подсказывает, в каких формах, понятиях, концептах, с помощью каких приемов богатейший опыт языка может быть включен в философию познания.
Актуализация внимания исследователей к герменевтической проблематике, связанной с пониманием на рефлексивном уровне,
5 обусловлена ситуацией «непонимания» между субъектами, между субъектами и объектами познания, возникающей в самых различных сферах жизни общества, в том числе и образования, что обусловлено сосуществованием человека в современном сложном мире. Вполне естественно, что подобная ситуация стимулирует потребность субъектов в понимании, осмыслении, истолковании, интерпретации, коммуникации, т. е. в ориентации в проблемном поле смыслов и значений, возникающих в сфере образования.
Современное состояние образования обнаруживает также усиливающиеся противоречия между имеющейся потребностью образования в новых философских подходах, обосновывающих направления и формы модернизации образования и недостаточной разработанностью механизма принятия эффективных практических решений по развитию образования. Стремление разрешить данное противоречие и определить поле приложения герменевтики в современном образовании обусловили актуальность темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Современная герменевтика включает достаточно большое число направлений и имен.
В качестве философских оснований в исследовании использованы труды отечественных философов, которые имели огромное значение в развитии и становлении герменевтики, — С. Н. Булгакова [17], П. А. Флоренского [120], Г. Г. Шпета [137], А. Ф. Лосева [69, 70], М. М. Бахтина [4].
Многоаспектный подход к исследованию проблем герменевтики потребовал обращения и к работам западных философов Ф. Шлейермахера [135], В. Дильтея [41], М. Хайдеггера [130], Х.-Г. Гадамера [26], П. Рикера [100, 101] и др.
Исключительное значение для наших целей имели разработки современных исследователей герменевтической проблематики Л. А. Беляевой [5], А. А. Брудного [15], П. П. Гайденко [27], С. Н. Земляного [45],
А. А. Ивина [48], В. Г. Кузнецова [58], В. С. Малахова [73], Б. В. Маркова [76], И. С. Нарского [91], Г. И. Рузавина [106], Я. Г. Фогелера [124] и др.
Нельзя не заметить тот очевидный факт, что понятийный аппарат герменевтики и соответствующая методология входят в исследования отечественных философов. Существенно расширили наши представления о философско-герменевтических проблемах современности материалы Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). Проблемы герменевтики и ее частные аспекты отражены в докладах и тезисах философского конгресса таких исследователей, как К. Барежев [2], Е. В. Вохрышева [22], А. С. Кравец [54], Ю. В. Лучинский [72], В. И. Метлов [81], В. И. Медведев [77], Л. А. Микешина [84], В. В. Миронов [86], И. А. Семакина [107] и др.
Различным аспектам в области исследования герменевтической проблематики посвящены работы красноярских философов Н. А. Бороноевой (Герменевтика как метод и форма постижения бытия), Е. В. Буровской (Проблема понимания в социальной философии: естественные и гуманитарные науки) [18], Н. П. Копцевой (Основные теории истины. Проблема истины в философии М. Хайдеггера) [53] и др.
Поиск новых решений, адекватных современной ситуации, во многом определяет мотивы обращения философов к проблеме языка. К сожалению, обращение к отечественной литературе по проблемам философии показывает, что языковая проблематика занимает в ней самое скромное место. В работах по гносеологии дело обычно ограничивается констатацией того, что язык способен фиксировать результаты познания и транслировать их в процессе понимания. С позиций классических представлений языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества.
В последнее десятилетие осуществляется рецепция, реконструкция и ретрансляция древних, проверенных временем традиций, происходит их интеграция в сегодняшний духовный, культурный и научный контекст. Проблемы герменевтики древних текстов, в частности античных мифов,
7 актуальны с точки зрения дидактической ценности, ибо позволяют дешифровать жизненно важные для человека и общества сакральные «первосмыслы», глубоко проникнуть в суть смысложизненных духовных оснований. Что касается области мифологии, отметим, что интерес к языковой проблематике наличествует с самого начала у С. Н. Булгакова [17], М. Евзлина [42], Ф. К. Кессиди [51], А. Ф. Лосева [68], В. Н. Топорова [116], А. А Потебни [97], А. А. Тахо-Годи [115], П. А. Флоренского [120] и др. В этой связи, следует отметить интерес современных исследователей к герменевтике античных мифов таких исследователей, как: 3. М. Ветчинкина [20], П. С. Гуревич [35], М. Евзлин [43], А. М. Лобок [66], Ю. М. Романенко [105] и др. Но вместе с тем герменевтический анализ античных мифов, с точки зрения их воспитательной ценности, в специальной литературе отражен недостаточно.
Новый век входит в историю как век понимания себя и окружающего мира, как век «диалога». Среди философов, занимающихся вопросами диалогического взаимодействия, такие известные имена, как М. М. Бахтин [4], В. С. Библер [9], М. Бубер [16], Ю. М. Лотман [71], на труды которых мы опирались в процессе исследования.
Попутно отметим, что философская проблематика, связанная с культурой как важнейшей стороной человеческой деятельности, которая обеспечивает ретрансляцию социального опыта и подготовку к будущим состояниям культуры, на протяжении долгого времени разрабатывалась довольно слабо. Вполне естественно, что данный аспект социальной жизни не находил достаточного отражения и в образовательной теории и практике. Хотя стоит отметить, что к основным идеям культурологической парадигмы образования относятся идеи понимания чужой культуры (М. М. Бахтин) и идея диалога (В. С. Библер).
Опыт герменевтических подходов современному человеку открывает новые пути осмысления культурного контекста образовательной реальности. Сегодня внимание к герменевтическим подходам к современному
8 образованию все более возрастает. Об этом свидетельствуют исследования таких ученых, как Л. А. Беляева [5], Э. Н. Гусинский и Ю. И. Турчанинова [37], Б. С. Гершунский [32], Е. В. Бондаревская [12], Р. А. Куренкова [63], А. М. Лобок [66], Л. А. Микешина [84], П. Г. Щедровицкий [139], Н. Е. Щуркова [140] и др. В названных работах в той или иной степени освещаются вопросы герменевтики в образовании. Вместе с тем обращение к публикациям, посвященным современному образованию, показывает, что, несмотря на успехи, достигнутые в исследовании отдельных аспектов и частных вопросов образовательной герменевтики, многие общетеоретические и методологические проблемы в их системном и концептуальном смыслах выявлены не в полной мере. Не разработаны механизмы и технологии реализации герменевтических подходов в образовательной практике. Анализ специальной литературы по проблемам герменевтики позволяет нам констатировать, что сегодня также отсутствует единство в понимании исследуемой проблематики.
Диссертация выполнена на междисциплинарном уровне, так как герменевтическое пространство создает богатые эвристические возможности для исследований на границах философии, культурологии, истории, психологии, социологии, лингвистики, педагогики. Отсюда и многоаспектный подход к исследованию герменевтической проблематики, и широкие временные рамки, охватывающие период от античности до наших дней, и большой круг рассматриваемых философских работ.
Выбор темы диссертационного исследования продиктован тем, что вопросы, поставленные в рамках выбранного исследования, позволяют расширить возможности решения философских проблем, понять современную «онтологию» восприятия действительности, вписаться в более широкий аксиологический контекст образования, углубить понимание проблем, связанных с местом человека в социокультурном образовательном пространстве.
Объектом исследования является сфера современного образования.
В качестве предмета исследования выступают социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании, связанные с герменевтикой слова и текста.
Нами была выдвинута комплексная рабочая гипотеза. Ее конструктивная составляющая содержит предположение о возможности применения герменевтического подхода в образовательной теории и практике. Другая сторона, констатирующая, заключается в том, что герменевтика слова является не столько лингвистической проблемой, сколько проблемой философской герменевтики, а выявление семантического пространства слова — необходимым условием образовательной герменевтики.
Основной целью исследования являлось выявление теоретико-познавательного, мировоззренческого и эвристического потенциала философской герменевтики, раскрытие ее роли в качестве методологии современного образования. Локальная цель — проанализировать сущность процесса интерпретации и ретрансляции социального опыта предыдущих поколений на основе онтологического понимания социально значимого учебного текста через герменевтику слова, показать возможности применения полученных результатов в образовательной практике.
Соответственно поставленной цели формулируются и решаются основные задачи исследования: — выявить проблемное поле, современные тенденции и перспективы развития герменевтики; — выявить философско-герменевтические основания современного образования; — обосновать концепцию образовательной герменевтики, раскрыть ее роль в методологии современного образования; — через постановку проблемы образовательной герменевтики исследовать социально-философские аспекты понимания образовательных смыслов; выявить герменевтику образовательных смыслов учебного курса (на материале античной мифологии); раскрыть проблемы языковой рефлексии, связанные с герменевтикой слова и социального опыта.
Для анализа и интерпретации смыслов социального опыта отбирались античные мифы. Были определены средства языкового проникновения, в качестве которых мы считаем греко-латинские семантические компоненты.
Греко-латинские семантические компоненты отбирались из толковых словарей, словарей латинско-русских, русско-латинских, новогреческо-русских, философских словарей, словарей иностранных слов, словарей-справочников иноязычных слов, энциклопедических словарей, специальной литературы по философии, истории, лингвистике, мифологии, древней филологии и из других источников.
Методологическая основа исследования заключается в применении диалектического метода, дополненного культурологическим и ценностным подходами. Под диалектическим методом нами подразумевается эвристическая способность охватить исследуемое явление в целом, т. е. «объяснить смысл во всех его связях». Согласно культурологическому подходу осмысление концептуальных основ образования связано с выделением рациональных зерен прошлого и настоящего, с ментальным освоением новых реалий и условий существования мирового сообщества. Ценностный подход мы основываем на идее, что система ценностей современного образования эволюционирует вместе с изменением социокультурной среды, с развитием значений, целей и смыслов жизни людей, вместе со становлением нового мышления. Выдвигая в качестве ключевой категории гуманистический подход, основанный на идее, что гуманизация образования развертывается в контексте культуры как системы ценностей, полагаем, что образование — это развитие, идущее от самой личности, а значит, наиболее соответствует современным условиям образования, мы опирались на методологическую стратегию, связанную с идеями М. М. Бахтина, Б. С. Библера. А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского. Эти подходы, в конечном счете, восходят к высшим ценностям и устремлениям человека, к его жизненным идеалам и приоритетам, т. е. к смыслу человеческой жизни.
Конкретную методологию составил адекватный объекту и предмету исследования междисциплинарный подход, который обусловливает тот факт, что в процессе исследования приходится обращаться к различным наукам и дисциплинам, теориям и концепциям. В процессе исследования использовались такие общенаучные универсальные методы научного познания, как сравнение и противопоставление, анализ и синтез.
Специфика и характер исследуемого предмета потребовали специальных методов решения поставленных задач, в связи с чем, на разных этапах исследования, в зависимости от решаемой конкретной задачи, использовались следующие теоретические методы и исследовательские приемы: понятийно-терминологической анализ, метод компонентного словообразовательного анализа.
В ходе научных рассуждений мы опирались на следующие основные философские принципы: системности, междисциплинарности, плюралистичное, интегративности, а также на принципы историзма, диалогичности, вскрытия закономерностей, диалектического взаимодействия методов объяснения и понимания.
В научном исследовании также использовались критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, морального и социального императива.
В контексте вышеизложенного научная новизна диссертационной работы заключается как в постановке цели и конкретных задач исследования, обеспечивающих комплексный подход к исследованию социально-философских аспектов герменевтики, так и в решении теоретических и практических вопросов образовательной герменевтики, а именно: — показано, что герменевтика в образовании рассматривается в трех плоскостях: в плоскости внешнего по отношению к нынешней
12 образовательной ситуации, т. е. в плоскости собственно образовательной герменевтики (как предмет философии), в плоскости внутреннего, связанного с герменевтикой образовательных смыслов и в плоскости собственного способа деятельности, т. е. в качестве методологической проблемы. — утверждается, что содержание образования как часть социального опыта, ему изоморфное, развертывается в контексте культуры и трансформируется в учебный текст, новое прочтение которого связано с уточнением целей, средств и методов современного образования; — обоснована концепция и выявлен статус образовательной герменевтики; показано, что образовательная герменевтика как метадисциплина раскрывает характер социального опыта обучаемого, определяет нравственный императив, интерсубъективные правила, которым подчинена человеческая коммуникация; обосновано положение о том, что герменевтические подходы в методологии и практике современного образования перспективны и эффективны; выявлена и обоснована герменевтика образовательных смыслов учебного курса (на материале античной мифологии), раскрыты методологические основания авторской программы «Античная мифология для школьников» и вопросы, связанные с герменевтикой античного мифа как социально значимого учебного текста; введен метод компонентного анализа слова, определены средства языкового проникновения в целостность сакральных «первосмыслов» на базе греко-латинских семантических компонентов; раскрыта проблема языковой рефлексии, связанная с герменевтикой слова и социального опыта. Обосновано положение о том, что языковая рефлексия на основе выявления полного словообразовательного гнезда находится в поле философской герменевтики, а выявление семантического пространства слова — необходимое условие адекватного понимания текста.
Теоретическая значимость исследования. В работе заложена философско-методологическая основа для развертывания дальнейших исследований, связанных с герменевтической проблематикой в образовании. Результаты исследования расширяют представления о философской герменевтике и возможностях применения теоретических и практических разработок в образовательной практике. Материал исследования позволяет акцентировать внимание на происходящих в сфере образования изменениях и может быть использован при разработке федеральных и региональных стандартов базового гуманитарного образования, новых образовательных технологий, адекватных новой социально-экономической реальности, в практике обновления содержания гуманитарных образовательных программ.
Теоретическая значимость состоит в уточнении категориального аппарата, который был необходим для оперирования в процессе исследования: в концептуальный аппарат философии, филологии, лингвистики, педагогики вводится ряд понятий и терминов (компонентный анализ слова, термина, греко-латинские семантические компоненты, герменевтика мифонима, теонима). На основе метода компонентного анализа слова реализован подход к герменевтике античного мифа. Теоретическую ценность имеют также выводы, полученные в результате многоаспектного анализа языковых компонентов и терминов античной мифологии. В исследовании дается описание герменевтического метода интерпретации универсальных сакральных «первосмыслов» на основе метода компонентного анализа мифонимов, к описанию которого в указанном аспекте исследователи еще не обращались.
Практическая значимость работы. Материалы исследования существенно расширяют представления о философской герменевтике и возможностях применения теоретических и практических разработок по герменевтической проблематике в современной педагогической практике.
Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе в общих и спецкурсах по философии, культурологии, лингвистике,
14 филологии, педагогике: «Язык и миф», «Философия языка», «Язык и культура», «Язык и сознание», «Философия и мифология», «Философия образования», «Герменевтика и образование». Данные исследования могут быть широко использованы в системе повышения квалификации работников образования. Материалы и выводы диссертационной работы, связанные с методом компонентного анализа слова и его семантикой, могут быть применены в лексикографической практике для унификации словарных помет.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
Герменевтический подход как один из методов в качестве теории и практики образовательной культуры перспективен и эффективен, ибо на его основе раскрываются общие правила и нормы, интерсубъективного императива, которым подчинена человеческая духовно-аксиологическая сфера.
Построение образования с учетом применения герменевтической направленности как одного из возможных подходов предполагает обновление содержательных аспектов современного образования, а также форм, методов и средств в образовании.
Философско-герменевтическое осмысление античных мифов как социально значимых учебных текстов является духовным основанием для понимания задач современности, воспитания и социальной ориентации подрастающего поколения.
Языковая рефлексия на основе метода компонентного анализа и выявления полного словообразовательного гнезда является проблемой философской герменевтики, а определение семантического пространства слова — необходимым условием адекватного понимания текста.
Достоверность и объективность результатов теоретического исследования обеспечивается привлечением теоретических первоисточников по теме, аутентичностью привлекаемого для исследования материала, категориальной и логической обоснованностью исследования, а также адекватностью применяемых исследовательских методов и подходов. Объективность и достоверность результатов теоретического исследования в
15 области образовательной герменевтики была доказана на практике в рамках апробации и сертификации авторских программ.
Апробация работы.
Основные идеи и положения диссертационного исследования изложены в ряде научных публикаций, а также на международных, региональных научно-практических конференциях, во всероссийских августовских педагогических советах, в рамках международных курсов повышения квалификации учителей.
Результаты исследования апробированы в лекционных и практических курсах в Красноярском государственном техническом университете, на педагогических площадках гимназий и школ города. По данной проблематике проводятся курсы повышения квалификации работников образования.
Создан и апробирован учебный словарь, представляющий собой авторскую систематизированную картотеку греко-латинских семантических компонентов и насчитывающий около 800 греко-латинских семантических единиц.
Созданы и апробированы (на педплощадках школы № 41 и № 57) авторские программы «Латинский язык и античная культура для гимназий и школ нового типа», и «Античная мифология для начальной школы» (сертификаты Н 002169 и Н 002170, выданные Главным управлением образования администрации Красноярского края 4 ноября 1999 г.).
Основные идеи исследования легли в основу программы повышения квалификации работников образования «ПАИДЕЙЯ XXI века: философско-герменевтический подход к личностно-ориентированному образованию». В настоящее время названная программа апробируется в рамках курсов повышения квалификации работников образования.
Общая цель и конкретные задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (основной текст составляет 132 страницы) и списка использованной литературы (142 наименования).