Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности Нагапетян Елена Николаевна

Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности
<
Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нагапетян Елена Николаевна. Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Омск, 2006.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/111

Введение к работе

Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется как насущными общественными потребностями, так и логикой .развития самой социально-философской науки. В кашей теории, практике и общественном сознании все большее место занимает формирование нового мышления. Возникает потребность преодолеть стереотипы и догмы ушедшего прошлого, ликвидировать разрыв между политической практикой и общечеловеческими морально-этическими нормами. Это новое мышление жизненно необходимо для решения фундаментальных вопросов нашего общественного развития.

В человеческой истории наступают такие периоды, когда особенно остро
возникает потребность в разработке мировоззренческих проблем. Они связаны
не только с обострением социальных конфликтов, революционными ситуация
ми и революциями, но, главным образом, со стремлением всякого, в том числе
современного общества, к стабилизации. Именно в это время люди нуждаются
в ответе на ряд социально-философских вопросов, среди которых важное место
занимают такие, как национальная идея, общественный идеал, государство и
гражданское общество, природа субъекта исторического процесса, идея буду
щего^ др. " _,

Содержанием современного периода отечественной истории является формирование новых общественных отношений, когда обществом ощущается потребность в ясных и определенных социальных и эстетических идеалах, которые позволят ему совершить глубокое социально-экономическое, политическое и моральное обновление. Причем созрело убеждение всех слоев российского общества в том, что такое обновление не должно, как это случалось иной раз в прошлом, привести к разрыву человека с миром культуры, к утрате, в конечном счете, значения человека как самоценности и самоцели общественного развития. Теоретический интерес для решения этих проблем представляет тема долженствования.

Социально-философская концепция долженствования (должного) позволяет по-новому раскрыть структуру, функции, сущность эстетической деятель- ности и ее идеала. Методологическая функция долженствования, на наш взгляд, следует из его понимания, согласно которому долженствование есть необходимый внутренний момент существования деятельности, обладающий сложной' структурой и закономерностями своего развития. Как таковой, он включает в себя материальную и идеальную стороны, объективное и субъективное, объективность и субъект.

В социальной философии создана богатая палитра категорий для выражения этого сложного мира должного, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в ткань общества. Это такие категории, как цель, целеполагание, ценность, оценка, смысл, идеал и т.д. В своей основе все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы долженствования. Каждая из них несет в себе часть 4eflqBe4ecKoro смысла, человеческого и социального измерения того, что есть и что должно быть. Вместе с тем, зги категории

требуют своего анализа в системе долженствования с целью определения их значения в деятельности.

Долженствование исторически и генетически связано с деятельностью, и, следовательно, с различными ее видами, в каждом из которых проявляется его специфика.

Следует подчеркнуть, что долженствование будет при этом рассматриваться нами как система, объединяющая множество явлений мира культуры, а должное как частный момент долженствования, существующий в каждом явлении мира культуры.

Степень теоретической разработанности проблемы. Социально-философская проблематика долженствования стала оформляться в истории мысли довольно рано в связи с ее общественной значимостью.

Пер бая систематическая социально-философская постановка вопроса о соотношении сущего и должного представлена на почве античной философии в учениях Платона, Аристотеля, неоплатоников.

'В Новое время Ф. Бэкон и Р. Декарт выдвинули требование понимать природу вне человеческих целей, что было шагом вперед по пути теоретического осознания и разграничения мира сущего и мира должного, мира природы и мира культуры. Уже в это время должное становится^самостоятельной категорией для характеристики мира культуры.

Однако особую актуальность эта проблема приобретает в философии классической немецкой школы (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель) в связи с начавшимся После Великой французской революции процессом осмысления итогов этой исторической эпохи и ее составляющих, включая политические и моральные идеалы всех общественных классов. В социальной философии стала оформляться теоретическая проблематика деятельности и человека как ценности. Социально-философские идеи классиков европейской философии, начиная с эпохи Возрождения, а также XVIII — XIX вв. являются основным объектом анализа и оценки в диссертации.

Для исследования истоков долженствования диссертантом использовались теории таких современных мыслителей, как В.Ф. Асмус, Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, X, Ортега-и-Гассет, С.А, Рубинштейн, Э. Тайлор, Дж. Уилсон, С.Л. Франк. Г. Франкфорт, Э. Фромм, Т. Якобсен, К. Ясперс и др.

Из отечественных исследований долженствования, разработанных в русле классической традиции, диссертант опирался, прежде всего, на работы Л.Н. Архангельского, З.А. Бербешкиной, В.О.Бернацкого, А.В.Гулыги, В.Е. Давидовича, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Калинникова, И.С. Нарского и др.

Долженствование, его структура и связь с деятельностью разрабатывали в векторе развития философии следующие авторы: Л.П. Буева, Г.И. Гольдгамер, Г.Г. Кириленко, A.M. Коршунов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Марцева, Л. Николов, Г.В. Плеханов, B.C. Швырев, В.И. Шин кару к.

Анализ потребностей и интересов, ценностей основывался преимущественно на работах таких современных авторов, как СМ. Акотан, A.R Ануфриева, В.О. Бернацкнй, И.В. Васильев, С.Ф. Добриневский, О.Г. Дробницкий,

Л.Г. Здравомыслов, Н.Ф. Зуева, М.С. Каган, Р.Ґ. Кетхудов, Г.Г. Кириленко, Л.Н, Коган, Ю.К. Плотников, В.И. Плотников, А.В. Прокофьев, Н,И. Ропаков, Л.Г. Смолин, А.Г\ Спиркин, Л.Н. Столович, Л.М. Сыромятникова, Л.И. Чинакова, А.А. Чунаева, Н.А. Шлапак и др.

При выявлении природы эстетической деятельности и специфики ее
субъекта использовались работы современных философов: В.Ф. Асмуса,
К>.Б. Борева, АЛ Бурова, П.П. Гайденко, М.П. Гальперина, С.С. Гольдентрихта,
ИЛ. Джидарьяна, Н.И. Киященко, В.П. Крутоуса, О.В. Лармина, Н.Л. Лейзерова,
М.А, Лифшица, Д. Лукача, Л.И. Новиковой, М.Ф. Овсянникова, Л.Н. Столовича
и др. '.,--

При анализе идеала (общественного и эстетического) использовались ра
боты А.И. Бурова, М.А. Верба, ЕЗ. Головневой, Э.В. Ильенкова, АІС. Кадырова,
В.Е. Кемерова, В.П Крутоуса, ОЗ. Лармина, МЛ. Лифшица, М.К. Мамардашвили,
О.Н. Органова, MIL Петросян, Н.И. Ропакова, С.А. Рубинштейна, ЛЛ. Столовича,
М.Б. Туровского, С.Л- Франка, И.Т. Фролова, ЛА. Чунаевой, Л.Г. Юлдашева,
К. Ясперсандр. ., ,.,,

Кроме того, в отечественной философии советского периода этим проблемам посвящались работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.П. Буевой, В.А. Вазюлина, Б.А. Вороновича, Э.В. Ильенкова, М.С, Кагана, М.С Кветного, А.Н. Леонтьева, Л.В. Моргулиса, И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана, С.С. Товмасян, В.П. Фофанова, И.И. Чангли и др.

Для большинства теорий, указанных авторов, характерен деятельности» й подход к решению тех или иных социально-философских проблем. Ими даны общие положения долженствования. Богатый социально-философский материал представлен в них также и по проблемам природы субъекта, потребностей и интересов и цели.

Исследование долженствования, эстетической деятельности, их структуры, особенностей субъекта позволило выйти на проблему идеала вообще и эстетического, в частности, сформулировать цель и задачи работы, определить выбор предмета и объекта диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является долженствование как особый деятельностный процесс.

Предметом диссертационного исследования является долженствование в эстетической деятельности.

Цель и задачи исследования. Показать методологические возможности социально-философской концепции долженствования для анализа природы эстетической деятельности, эстетического и общественного идеалов.

Для достижения поставленной цели в диссертации необходимо решить следующие конкретные задачи:

  1. Рассмотреть становление социально-философской концепции долженствования в классической философии, ее истоки, содержание, социальные функции и категории, в которых она осознается.

  2. Выявить роль субъекта, а также потребностей и интересов в механизме формирования долженствования как необходимого внутреннего момента существования деятельности.

  1. Проанализировать структуру социально-философского понятия долженствования, выделить в ней идеал и субъект.

  2. Определить значимость целеполагания и объективации в структуре долженствования,

  3. Исследовать природу эстетической деятельности и специфику ее субъекта.

  4. Дать социально-философский анализ взаимосвязи утилитарного и эстетического в деятельности, общественных отношениях и общественном сознании.

  5. Определить природу эстетического идеала, его соотношение с общественным идеалом, место в нем человека как самоценности и самоцели общественного развития.

  6. Осуществить социально-философский анализ проблемы идеала в философии классического периода с целью выявления в нем места человека как ценности в определенной исторической эпохе.

9. Определить значимость целеполагания и объективации в структуре
долженствования как основы снятия ряда гносеологических противоположно
стей, заложенных в основном вопросе философии.

Теоретико-методологические основания исследования:

Теоретической основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам долженствования, эстетической деятельности и идеала: Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Д. Лукача, Р.Г. Кетхудова, О.Г. Дробницкого, А.В. Прокофьева, С.С. Гольдентрихта, А.И. Бурова, Л.Н. Столовича, А.К. Уледова, О.В. Лармина и др.

Методологическим основанием, определяющим концептуальную направленность данной работы, являются следующие принципы: идея обусловленности всех духовных явлений общественными отношениями, принцип историзма, а также идея внутренних закономерностей и преемственности в развитии форм общественного сознания и культуры. Именно с позиций данных принципов рассматривается природа деятельности, долженствования, потребностей и интересов, а также соотношение материального и идеального, субъективного и объективного, объекта и субъекта, объективности и субъекта. На основе данной методологии в работе проводится анализ субъективных и объективных сторон долженствования в рамках тех категорий, в которых оно себя проявляет (потребности, интересы, цель, целеполагание, субъект и др.).

Основным методом для решения общих проблем исследования является материалистическая диалектика, что позволяет нам рассматривать долженствование как самоорганизующуюся систему с огромным многообразием упорядоченных структурных элементов (цель, целеполагание, ценности и т.д.). Каждый из них имеет свои закономерности наряду с общими, связь с другими элементами, свои принципы, лежащие в основе самоорганизации данной системы.

В свою очередь, учение о долженствовании служит методологией для рассмотрения эстетической деятельности и идеала. И, наконец, природа эстети-

ческой деятельности выступает методологической основой при социально-философском рассмотрении взаимосвязи эстетического и социального идеалов.

Научная новизна и результаты исследования:

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной социальной философии социально-философский анализ концепции долженствования в классической философии возводит ее на уровень одного из фундаментальных оснований культуры, выявляет ее методологическое значение для характеристики природы эстетической деятельности и идеала. Основные результаты диссертационного исследования, определившие его научную новизну, состоят в следующем:

впервые социально-философская концепция долженствования применена в качестве методологии для исследования эстетической деятельности;

дано социально-философское определение долженствования как деятельнооб-разуюшей системы, сущность которой проявляется в целелолагании и объективации;

-выявлена роль потребностей и интересов в механизме формирования структуры'долженствования;

доказано, что снятие гносеологического противоречия между материальным и идеальным, субъективным и объективным происходит в деятельности через долженствование;

выявлена форма, в которой происходит снятие этого противоречия - целепо-лагание, подчеркнута роль объективации как реализация мысленных образов в предметном мире;

раскрыта специфика субъекта долженствования в эстетической деятельности;

проанализировано взаимодействие утилитарного и эстетического с целью определения природы общественного и эстетического идеала;

исследовано взаимодействие общественного и эстетического идеалов для выявления в них места человека как самоценности и самоцели общественного развития;

доказано, что в идеале как любом структурном элементе долженствования происходит процесс объективации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Долженствование определяется как деятельнообразующая система со своей сложной структурой, сущностной характеристикой которого являются целеполагакие и объективация.

  2. Долженствование выступает как необходимый внутренний момент осуществления деятельности, что доказывается анализом его структуры.

  3. Через долженствование в деятельности снимается гносеологическое противоречие между материальным и идеальным, объективным и субъективным, находившее свое выражение в основном вопросе философии.

  4. Снятие этого противоречия происходит в долженствовании через целеполагакие, объективацию и специфику субъекта, что находит свое выражение в эстетической деятельности, в единстве общественного и эстетического идеалов.

5. Общественный и эстетический идеалы выступают в качестве основания для доказательства роли субъекта в разрешении этого противоречия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Социально-философское исследование долженствования в эстетической деятельности заключает в себе возможности создания на его основе концепции современного состояния общественного сознания и национального самосознания российского общества и перспектив его развития. Данное исследование конкретизирует понимание сущности нашей эпохи, важнейшие закономерности которой формируются в развитии культуры, где долженствование является одним из фундаментальных ее оснований.

Рассмотрение природы эстетической деятельности необходимо для всестороннего учета диалектики социального и эстетического идеалов в общественном развитии. Эстетическое является аспектом любого вида деятельности, его недооценка в социальной практике чревата социальной напряженностью, эстетическое внутренне связано с утилитарным, с общественной пользой и благом.

Социально-философский анализ общественного идеала классической эпохи способствует формированию принципов нового мышления и самосознания нации, поэтому существует необходимость в обращении к классическому наследию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в разработке учебных курсов и спецкурсов по социальной философии, теоретической философии, эстетике, ряду гуманитарных дисциплин, например, культурологии в высших учебных заведениях. Они способствуют формированию в процессе обучения социально активной и зрелой личности, гармоничному сочетанию общественных и личных интересов и идеалов, формированию эстетического вкуса как важного средства познания и оценки объективного мира.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения были изложены на научных и научно-практических конференциях:

на V Международной научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин» (ОмГТУ, Омск, 2004);

на Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в Сибирском регионе» (ОмГТУ, Омск, апрель 2006).

Основные положения диссертации отражены также в научных статьях в журналах: «Объединенный научный журнал» (2006), «Омский научный вестник» (2006). .

Многие Положения диссертационного исследования были опубликованы в учебном пособии «Эстетика: Конспект лекций» (Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005) и использовались автором при чтении курса лекций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры философии к социальных коммуникаций факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета.

Структура диссертации определяется целью и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, разделенных каждая на два параграфа, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 130 страницах. Список литературы состоит из 170 наименований.

Похожие диссертации на Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности