Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Кондратьева Светлана Борисовна

Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход
<
Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева Светлана Борисовна. Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кондратьева Светлана Борисовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/305

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Самопознание как философская проблема 11

1.1. Основные подходы к рассмотрению самопознания в современной социально-философской мысли 11

1.2. Осмысление личностью специфики своего «Я» как основы самопознания и самореализации 24

1.3. Роль взаимоотношений «Я-Другой» в процессе самопознания личности 35

Глава II. Самореализация как основа социального самоосуществления личности 43

2.1. Самореализация личности в современном обществе и ее структурные компоненты 43

2.2. Роль идеала в процессе самореализации личности 55

2.3. Свобода и творчество как необходимые условия самопознания и самореализации личности 65

Глава III. Философское осмысление категории «труд» как поля самореализации личности 82

3.1. Методологический анализ содержания понятия «труд» 82

3.2. Труд - как поле самореализации личности 97

3.3. Социальные условия и барьеры на пути самореализации личности в труде и их преодоление 108

Заключение 122

Бблиография 125

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что проблема самопознания и самореализации, их философская рефлексия и адекватное оптимальное понимание выходит на первый план социальной философии. Проблема самореализации личности в труде является насущной проблемой в силу ее экзистенциального характера, динамично меняющегося в контексте социальных процессов и преобразований, что приводит к необходимости ее переосмысления.

Определяемое с помощью различных предикатов как глобализирующееся, информационное, постиндустриальное современное общество распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на его самореализацию в труде. Претерпевающие значительные метаморфозы, объективные социальные изменения трансформируют не только общество, но и оказывают влияние на менталитет человека, формируя в его мировоззрении новый облик современных реалий.

В период интенсивных социальных изменений человек — как сложный биосоциокультурный субъект в пространстве мира трудовой деятельности оказывается в ситуации, когда труд, лишенный четких перспектив и гарантий, не способен в полной мере стать полем его самопознания и самореализации, условием рационального осуществления человеком своих возможностей, раскрытия творческого потенциала.

Несмотря на то, что исследование проблемы самопознания и самореализации в социально-философской мысли имеет давнюю традицию; их анализ в аспекте трудовой деятельности личности формируется под воздействием многих модификаций политической,

экономической, социальной сфер жизнедеятельности общества, что указывает на необходимость переосмысления проблемы на каждом историческом этапе развития общества. Поэтому в свете глобализирующегося и непредсказуемо изменяющегося мира проблема самопознания и самореализации личности в труде приобретает все большую актуальность.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется как необходимостью разработки интегративного представления о самопознании и самореализации личности в труде, так и потребностью в определении и осмыслении особенности этих процессов в социально-политической трансформации современного общества.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в области социально- философской мысли накоплен значительный материал по исследованию феноменов «самопознание», «самореализация», «труд». Теоретическое исследование самопознания личности рассматривается с позиций философского, социологического, психологического подходов к проблеме.

Глубокий анализ самопознания личности мы находим в трудах русских философов Н.А. Бердяева, В.Н. Карпова, С. Л. Франка, а также в работах зарубежных мыслителей Ж. Батая, Э. Кассирера, Д. Месона. В отечественной социально-философской мысли самопознание как познание человеком своего внутреннего мира рассматривается Н.К. Гаврюшиным, Ф.И. Ильяшенко, М. Мамардашвили, В.Г.Мараловым, А.Г. Спиркиным, А.А. Шевцовым и др.

Исследованию психосоциального ядра «Я» и его места в самопознании и самореализации личности посвящены работы зарубежных исследователей Р.Ассаджиоли, Р.В. Бернса, Дж. Мида,

Ч. Кули, Ж.-П. Сартра и др. В русской философской мысли проблема «Я» личности широко исследовалась Н.А. Бердяевым, А. Лосевым, С.Л. Франком и др. Современные отечественные исследования «Я» личности представлены в работах В.В. Бушуева, А.С. Корчака, Ф.Т. Михайлова, А.Г. Никитиной, Ю.А. Разинова, М.Ш. Шведова и др.

Рассмотрение взаимосвязи «Я - Другой» и обоснование ее значимости для самопознания и самореализации личности находит свое отражение в работах М. Бубера, И.Гофмана, Ж. Делеза, Ж. Маритена, Г. Марселя, К. Маркса, Э. Мунье, X. Ортега-и-Гассета, Р. Парка, Ж.-П. Сартра, А.А. Ухтомского, И. Фихте, С.Л. Франка, М. Штирнера и др.

Несмотря на значительные исследования проблемы самопознания, во многих работах прослеживается отсутствие связи самопознания с другими личностными феноменами, что позволяет говорить о необходимости рассмотрение самопознания как основы многих личностных процессов (самоопределение, социализация, самореализация и т.д.).

Основы исследования проблемы самореализации

(самоактуализации) личности берут свое начало в работах представителей «гуманистической психологии» - К. Гольдштейна, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта.

Самореализация как одна из фундаментальных потребностей человека находит свое отражение у представителей экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр) и экзистенциальной психологии (Л. Бинсвангер, Р. Мэй, В. Франкл). В социально-философской мысли проблема самореализации в ее различных аспектах рассматривается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, Л.А. Коростылевой, Ю.Н.

Кулюткина, Ю.М. Резника и др. Однако в представленных работах исследуются отдельные компоненты данной проблемы, что указывает на необходимость комплексного анализа процесса самореализации, учитывающего личностные характеристики индивида, в совокупности с широким аспектом социокультурных факторов его жизнедеятельности.

Исследование проблемы идеала личности как высшей цели самореализации нашло широкое отражение в работах Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Н.А. Сетницкого, а также современных отечественных исследователей В.Е. Давидовича, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, Н.С. Мудрагей, B.C. Швырева и др.

Взаимосвязь самореализации с категориями «свобода» и «творчество» занимает определенное место в трудах Г. Гегеля, И. Канта, И Фихте, Ф. Шеллинга. В философских исследованиях XIX-XX вв. можно выделить труды А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Камю, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, О. Шпенглера, К. Ясперса. Тема свободы и творчества находит свое отражение в русской философской мысли -у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и др. В современных социально-философских исследованиях проблема свободы и творчества рассматривается И. Бекером, И.Н. Дубиной, Р.А. Зобовым, В.Н. Келасьевым, В.А. Коваленко, М.Б. Круговым, Г.Д. Левиным, СВ. Максимовой, Е.В. Руденко,В.Ф. Шепетько и др.

Изучение проблемы труда основывается на осмыслении понимания категории «труд» и его содержания, влияния труда на процессы, происходящие в обществе. В рамках анализа проблемы диссертант опирается на классические концепции, представляющие собой фундаментальную основу изучения проблемы труда.

В диссертационном исследовании особое место отводилось работам М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, В.Зомбарта, К. Маркса, рассматривающих труд как самосозидающую детерминанту, в основе, которой лежит идея активности субъекта, совершенствующего окружающий мир и реализующего в этом процессе свой творческий потенциал.

В зарубежной социально-философской мысли труд как материальная деятельность человека зачастую противопоставляется его духовной деятельности. Такое противопоставление находит свое отражение в работах Э. Мунье, Л. Мэмфорда и др. В работах Г. Аммельбурга, Л. фон Мизеса можно найти четкое разграничение понятия «труд», представляющего собой тягость и повинность и «деятельность», приносящую удовлетворение личности. Отечественные исследования теоретических и методологических проблем труда представлены в работах В.Я. Ельмеева, А.Г. Здравомыслова, Т.М. Михайловой, В.В. Радаева, С.С. Товмасяна, Ж.Т. Тощенко И.И. Чангли, В.А. Ядова и др.

Проблемы ценностного отношения к труду в сложный период реформирования общества нашли свое отражение в работах зарубежных (Дж.М. Келли, Д. Стиглиц и др.) и отечественных (P.P. Винькова, Л. Четыровой, A.M. Шкуркина и др.) исследователей проблемы труда.

Однако необходимо отметить, что недостаточная исследовательность целого ряда проблем, связанных с процессом самопознания и самореализации личности в труде как основы активности субъекта по реализации своих потенций, развитию социальных и индивидуальных потенциалов личности и определяет актуальность темы диссертационной работы.

Объект исследования - феномен самопознания и самореализации в

его онтологическом и экзистенциальном основании.

Предметом исследования является социально-философский анализ

процессов самопознания и самореализации личности в труде в

современных условиях.

Цель работы состоит в исследовании категорий самопознания и

самореализации человека в труде, его применения как

объяснительного принципа в социально-философской теории

личности.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть особенности категорий самопознания и самореализации личности в труде в современном обществе;

рассмотреть категории «деятельность» и «труд», выявить их взаимосвязь, а также сходства и различия;

определить особенности процессов самопознания и самореализации в трудовой деятельности человека в современном социальном контексте;

проанализировать категории «свобода» и «творчество» и определить их роль в развитии индивидуальных особенностей личности в процессе самореализации;

обобщить и уточнить существующие в социально- философской литературе современные определения категории «труд», выделить характерные признаки, присущие категории труда, и установить их роль в процессе жизнедеятельности человека;

выявить и исследовать социальные факторы и причины, способствующие самореализации личности в труде.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования послужил междисциплинарный анализ методов и принципов

исследования классиков социально-философской мысли, современных отечественных и зарубежных ученых, философов, экономистов, социологов и психологов. В качестве базовых методологических идей при выявлении взаимосвязи категорий «самопознание», «самореализация» и «труд» использованы диалектические принципы единства исторического и логического, объективности, рациональной обоснованности и достоверности, а также идеи современной эпистемологии и психологии в понимании субъекта и объекта познания и деятельности. Привлечен методологический потенциал философии диалога, соотношения «Я -Другой», психологической «Я - концепции», учений о диалектике свободы и творчества в истории философии и современных исследованиях. Для обоснования общефилософских идей и предпосылок в исследовании в целом применены философско-антропологический, психологический, а также системный, деятельностный и институциональный подходы. Научная новизна исследования:

- показаны взаимосвязь и взаимообусловленность самопознания и
самореализации в труде, способствующих раскрытию
творческого потенциала личности и ее социальной зрелости;

- выделены и представлены в единстве системные особенности категорий «самопознание», «самореализация», «труд» как важные условия социализации в обществе, имеющие многоаспектный характер;

разработана концепция анализа труда, как важнейшего интенционального способа самореализации личности на фоне системных общественных изменений;

проанализирована и теоретически обоснована взаимосвязь категорий «самопознание», «самореализация» в труде с учетом

ориентированных на рыночные отношения реальностей современного общества;

установлена роль коммуникативной деятельности, детерминирующей процессы самореализации человека в труде, наполняющей их жизненным содержанием и нравственным смыслом;

сформулированы социальные и личностные основания становления трудовой мотивации в новых социально-экономических условиях, способствующие привлекательности и содержательности труда, его креативности;

осуществлен философский анализ труда как социально-ориентированного способа самопознания и самореализации личности в условиях реструктуризации современного общества.

Теоретическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы труда в контексте современной социально-философской мысли дает возможность расширить границы познания потенциала человека как субъекта трудовой деятельности, рассмотреть труд не только как главное условие жизнедеятельности личности, но и как способ самореализации, являющейся для личности приоритетным. Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для раскрытия «механизмов» процессов самопознания и самореализации личности; в качестве рекомендаций по формированию личностно-ориентированныех стратегий в управленческой деятельности организации; как базовые положения в дисциплинах обществоведческого цикла; в разработке спецкурсов для студентов высших учебных заведений.

Основные подходы к рассмотрению самопознания в современной социально-философской мысли

Проблема самопознания представляет собой не только личностный интерес человека к самому себе и своим особенностям, но и практический интерес для исследователей многих научных направлений. Задача изучения внутреннего мира человека в аспекте его личностных особенностей, а также адаптация внутреннего мира человека к внешним условиям, к обществу - актуальна для каждой эпохи. В социально-философской мысли самопознание рассматривается как «высшая цель философского исследования» [83, с.444] и как «...первая наука о системе философии...» [211,с.177].

Процесс самопознания является многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом к человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдется человек, который не пытался хотя бы однажды задавать себе вопросы о смысле своего существования, об отношении к себе других людей, и, конечно о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. Иными словами, в основе самопознания лежат глубинные вопросы сущности человека, ответы на которые он и находит в своем внутреннем мире. С помощью этих ответов, человек преобразует собственную природу и окружающую его действительность.

Особенно актуально вопрос о самопознании личности звучит сегодня, во времена сложных экономических преобразований общества, когда самопознание выступает как необходимое условие целостного и гармоничного восприятия бытия. Поэтому, познавая себя, человек не только стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения, но и обусловливает свое самосовершенствование. Одновременно с этим, самопознание является предпосылкой и необходимым условием совершенствования форм социальной жизни.

Самопознание личности невозможно в отрыве от объективной реальности, от социальных отношений в обществе. Поэтому рассмотрение самопознания не представляется возможным без осмысления феномена «личность». Человек — существо биосоциальное. Наделенный сознанием, как биологическое существо, он способен познавать окружающий мир и самого себя, и на основе этого, разумно действовать. В то же время человек — существо социальное, что позволяет говорить о личности как совокупности системы общественных отношений, выполняющей различные социальные роли.

В научной и социально-философской мысли имеются различные определения категории «личность». Например, в психологии под личностью понимается человек, достигший определенного уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самосознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я» [26,с.464]. Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» [209,с.66]. Во взглядах большинства современных социальных философов (А.Г. Спиркин, B.C. Барулин, О.А. Митроненков и др.) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик; другая группа философов (С.Э. Крапивенский, И.А. Гобозов, А.Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек — личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.

Наша точка зрения в наибольшей степени совпадает с И.А. Гобозовым и А.Е. Ерыгиным. Личность не только вступает в общественные отношения, но и способна к самопознанию своего «Я» и реальной действительности, а такие процессы для психически нездорового человека являются проблематичными, а в иных случаях — недоступными. Тем не менее, взгляды исследователей различных направлений схожи в том, что личность - это, прежде всего социальное качество индивида. Будучи конкретным представителем человеческого рода, индивид проявляет себя в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах психической деятельности. Степень проявления индивидуальности у разных людей различна. Поэтому человек становится личностью, когда начинает проявлять свою индивидуальность, обладая представлением о собственном «Я». И. Кант дает следующее определение личности: «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность» [87, с.357].

Таким образом, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Личность — это конкретный человек как носитель разума, сознания и социальной ответственности. Чем креативнее сознание и чем выше самосознание человека, тем полноценнее и ярче проявляет себя личность.

Сознание человека - это внутренний мир его мыслей, чувств, поток переживаний, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств и принципиально не способны стать объектами предметно - практической деятельности. Активно направленное воспитание и образование формируют самосознание, благодаря которому и складываются представления о своей индивидуальной неповторимости и месте в этом мире.

Познавая себя, личность открывает те стороны и качества, которые находятся в глубине ее души, то, что мы называем «внутренним миром» или «внутренним Я». Таким образом, возникает вопрос о том, что же представляет собой внутренний мир человека? На наш взгляд, под «внутренним миром человека» следует понимать его духовный мир, познание которого приводит к пониманию собственных ценностей, противоречий, желаний, целей, взаимосвязанных с внешним миром, включающим в себя окружающую его действительность и происходящие в обществе процессы.

Совершенно справедливо, на наш взгляд, определяет самопознание как выражение собственной внутренней природы человека, опирающейся не на взаимосвязи объектов с природой и процессами их внешнего осуществления, а на процессы, происходящие в их «внутреннем существе как форме человеческого сознания или человеческой жизни» С.Л. Франк [188,с.25-26].

Мы абсолютно согласны с мнением философа в том плане, что основой самопознания является исследование человеком своего внутреннего мира. Однако роль взаимоотношения «Я-Другой» также занимает значительное место, хотя и связана с внешним фактором.

Рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверным. В основе самопознания лежит также изменение собственного бытия личности, его внутренняя трансформация. Иными словами, самопознание можно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку « мало родиться человеком, нужно стать им» [126, с.22.].

Самореализация личности в современном обществе и ее структурные компоненты

Переход от самопознания к самореализации представляет собой сложный многоэтапный процесс реализации человеком своего внутреннего «Я» во внешнем мире. Самореализацию по праву можно считать процессом, характеризующимся выявлением и воплощением в жизнь задатков и способностей, целей и потребностей личности посредством ее деятельности.

Проблема самореализации — это одна из самых сложных проблем научной и социально-философской мысли. Она является многоаспектной, включает в себя определение потребности и цели самореализации, оценку проблемных ситуаций, возникающих в процессе самореализации и обусловленных субъективным временем и пространством жизненного мира личности. Поэтому осмысление феномена самореализации возможно лишь в процессе осмысления природы человека, его мировоззрения, осознание им своего места в обществе.

Самореализация - это, в первую очередь, осуществление человеком выбора из предлагаемых жизненных вариантов. Но такой выбор должен быть осуществлен в пользу роста человека, его саморазвития. В этом смысле, самореализация представляет собой необходимое условие и движущую силу, способную направлять и изменять жизнедеятельность человека с целью его успешного самоосуществления в обществе.

Различие личностных особенностеі. человека не позволяет создать единой модели самореализации личности в обществе, поскольку способы и виды самореализации разнятся для каждого конкретного человека. Однако каким бы качеством не обладала личность, в ходе самореализации она строит свой проект, определяет цели и задачи, стремится к поиску путей самоосуществления. В этом смысле «человек есть ничто иное, как его проект самого себя...Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет...» [167,с.ЗЗЗ]. Реализация человеком «проекта самого себя» на наш взгляд представляет собой процесс, который может осуществляться на различных временных этапах его жизнедеятельности. Например, исследования ученым проблем, которые до сих пор не нашли своего решения, могут продолжаться всю его сознательную жизнь и в итоге так и не привести к желаемым результатам. Особенно остро такая проблема имеет место в медицине. В другом случае, спортсмен, принимающий участие в соревнованиях международного уровня, ставит перед собой задачу завоевания золотой медали, побития мирового рекорда. В случае, когда он успешно справляется с поставленной задачей, спортсмен становится всемирно известным, полноценно раскрывшим свой собственный потенциал. И здесь мы можем говорить о самореализации на данном конкретном этапе. Конечно, результаты самореализации спортсмена могут повлиять на всю его дальнейшую жизнь, однако этот этап жизни в определенный период приходит к своему завершению, человек, вынужденный уходить из спорта, сталкивается с проблемой самореализации уже на другом этапе своей жизни. Поэтому мы считаем, что самореализацию человека следует рассматривать как процесс, охватывающий весь его жизненный путь, поскольку «личность незакончена, она должна себя реализовать, эта великая задача поставленная человеку... Личность творит себя на протяжении всей своей человеческой жизни». [22, с.29]. Иными словами, самореализация личности возможна только в личном росте. Такая потребность способствует поиску своего индивидуального пути, осуществлению себя в социуме в ходе жизнедеятельности, обретению на основе личностных ценностей смысла своего существования. Личность не должна довольствоваться лишь сиюминутным успехом, поскольку часто, добившись определенного результата, люди, перестают работать над собой, теряя даже то, что было ранее ими достигнуто.

В жизни каждого человека можно выделить разнообразные периоды, во время которых процесс реализации его внутреннего потенциала проявляются с разной степенью интенсивности. Справедливо отметить, что наиболее интенсивным можно назвать юношеский период как период становления личности. Именно в нем человек пытается самоопределиться в обществе, выбрать будущую профессию, основываясь на своих личностных предпочтениях, реальных возможностях, интересах и целях. Подобный выбор является отражением жизненного динамизма субъекта. Он представляет собой поиск пути, выбор необходимого варианта из наиболее приемлемых и привлекательных для каждого конкретного человека.

Существует много подходов к проблеме самореализации личности, рассматривающих этапы и условия ее осуществления. На наш взгляд не утерявшим своего современного значения является подход Ф. Бэкона [33, с.456-458], выделявшего пять этапов самореализации личности, включающих в себя: 1) самопознание как способ выяснения человеком своих личностных особенностей; 2) определение рода деятельности, которая в наибольшей степени подходит данному человеку и приносит пользу обществу; 3) сопоставление себя с другими людьми; 4) выбор друзей в соответствии со своим характером; 5) движение по собственному пути без стремления к подражательству. Такая позиция, адаптированная под современные реалии, является не только актуальной, но и способна, стремящемуся к самореализации человеку принести свои плодотворные плоды.

Марксистская социальная философия трактует самореализацию личности как проявление человеком своих сущностных сил в ходе практической деятельности. То есть самореализация в марксизме -это «свободная реализация личности в основных видах социальной деятельности»[89, с.98]. При таком подходе утверждается опредмечивание человеком в ходе общественных отношений своих сущностных сил (задатков, способностей, творческого потенциала) в продуктах своего труда. Человек в таком подходе познает законы развития общества, проявляет свою социальную сущность, приобретая способность влиять на процессы окружающего мира. Однако недостатком такой трактовки, по нашему мнению, является отрицание значения личностных качеств человека, индивидуального характера его самореализации.

Методологический анализ содержания понятия «труд»

Категория «труд» - сложное неоднозначное понятие. Это связано, прежде всего, с тем, что труд имеет широкий смысловой спектр, поскольку рассматривается в качестве базисных понятий различными научными дисциплинами. Например, труд может определяться как физическое усилие по преодолению сопротивлений, как расходование энергии, как целесообразная деятельность человека. В этом случае, мы можем говорить о том, что изучение труда в его проявлениях различными научными дисциплинами определено спецификой самой дисциплины.

Определенность понятия «труд», отсутствие в его содержательном толковании широкого спектра интерпретаций, противоречий и тавтологий, определяется, прежде всего, тем, что в устоявшихся современных исследованиях теоретического анализа проблемы труда выражен марксистской методологией, которая проясняет природу и функцию труда и раскрывает механизмы и роль труда в жизнедеятельности человека. Современные интеграционные процессы в экономической, политической и духовной жизни общества требуют новых подходов к исследованию категории «труд» и его роли в жизненном пространстве личности в технократическом обществе.

Многие аспекты исследования труда рассматривают человека лишь как субъекта предметно-практической деятельности, оставляя за скобками проблему самосовершенствования личности в труде, раскрытия ее творческого потенциала, самореализацию.

Труд представляет собой одну из разновидностей человеческой деятельности, поэтому анализ труда как — основополагающего феномена жизни невозможен без осмысления соотношений категорий «деятельность» и «труд», выявления сходства и различия компонентов этих дефиниций. Трудовая деятельность занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Большинство исследователей деятельностного подхода базируются на культурно — исторической концепции общества и примата социально - культурных норм в отношении человека к миру. В анализе характера и сферы распространения категории «деятельность» можно выделить две широко известные точки зрения. Так, одни исследователи (М.В. Демин, Э.С.Маркарян и др.) убеждены в том, что деятельность не ограничивается рамками активности человека и является «...информационно направленной активностью живых систем...» [53, с. 15] Однако такое утверждение, на наш взгляд, является спорным, т.к. форма активности человека, существенно отличается от форм активности животных, поскольку, в отличие от животных, определяется не биологическими потребностями, а исторически сформулированными социальными программами, в основе которых лежат мотивы и цели человеческой деятельности, средства и способы ее осуществления. Поэтому, придерживаемся точки зрения исследователей (М.С. Кочана, В.П. Фофанова и др.), рассматривающих деятельность как сугубо человеческий атрибут и социальную форму движения. Проявление трудовой деятельности человека во многом зависит от целого ряда показателей, базирующихся на исторических, политических, экономических и социальных условиях жизни общества и определяющих роль труда в каждый конкретный период общественного развития.

Особый вклад в осмысление проблемы труда внес Г.В.Ф:Гегель, рассматривавший труд как предметную деятельность сознания человека. Труд по Гегелю представляет собой не только средство удовлетворения потребностей человека, а отождествлялся с человеческой деятельностью, физической и интеллектуальной активностью индивидов и общества. То есть, труд по Гегелю «...есть не только деятельность..., но и рефлектированное в себе произведение наружу, односторонняя форма содержания» [41, Т. 1, с.306]. Именно здесь, как нам кажется, определяется различие между деятельностью как активностью духовного, от труда как актуализации возможности освобождения духа из материальной оболочки и его возвращение в сферу чистого сознания. Такой взгляд на труд акцентирует свое внимание на его «абстрактно-духовной форме».

Маркс рассматривал труд как общественный процесс, как условие становления человека, выделяя необходимые условия, присущие труду: совместную деятельность человеческих индивидов, в ходе которой происходит естественное, а впоследствии общественное разделение труда и усвоение индивидами накопленного предыдущими поколениями опыта. Труд как человеческая деятельность представляет собой опосредованный сознанием процесс, поскольку отражается в реальном результате трудовой деятельности. В ходе своей деятельности, человек, воздействуя на природу, превращает в «социализированные» предметы природный материал. Эти предметы в ходе их преобразования приобретают новый статус, в качестве которого они сами воздействуют на социум. Таким образом, труд - это, прежде всего, условия существования людей, вечная естественная необходимость.

Понимание труда как утилитарно-практической деятельности, в котором духовное противопоставляется материальному, находит свое отражение в социально-философских взглядах западных мыслителей. Такую позицию в трактовке труда мы находим в теории персонализма Э.Мунье, который определяет труд как частное выражение деятельности, предлагая «отличать труд от деятельности вообще и созидания в частности, которое является наиболее духовной формой деятельности» [142, с.21].

По определению Э.Мунье, труд является необходимым, но неизменным условием существования человека, выступая как противоположность родовой сущности мыслящего человека. Деятельность, наоборот, представляет собой процесс творческого постижения мира. Таким образом, труд, согласно Мунье, деятельностью не является, поскольку в нем отсутствуют компоненты духовности. Однако, вопрос о взаимосвязи материального и духовного в работах Э.Мунье не находят своего отражения.

Социальные условия и барьеры на пути самореализации личности в труде и их преодоление

На пути личности к самореализации в труде, как и на многих путях ее жизнедеятельности, зачастую встречаются барьеры, преодолев которые, человек способен обрести желаемый результат, добиться поставленных целей, развить свои способности, достичь творческого совершенства.

В процессе трансформации общества, в основе которого лежат экономические преобразования начала в 90-х годов XX века и продолжающиеся до сих пор кризис, для человека труда возникли проблемы, определяемые новыми социальными условиями и барьерами на пути самореализации в труде.

Одной из сложностей, связанной с экономическим преобразованием общества, можно считать тот факт, что адаптация заимствованных организационно-правовых институтов других стран сопряжена с высокой вероятностью их отторжения массовым сознанием граждан. При общем сходстве отдельных социально-экономических процессов, происходящих в России и за рубежом, прослеживаются существенные различия в их побудительных механизмах. Например, социально-экономические преобразования за рубежом связаны с усилением конкуренции на мировом рынке, возрастающей ролью глобальных мировых проблем, тогда как в российском обществе, они сопряжены, в первую очередь, с болезненным утверждением рыночных отношений. Как справедливо отмечает американский экономист Дж. Стиглиц, переход в России от коммунизма к рыночной экономике представляет собой не просто экономический эксперимент, это, прежде всего, «трансформация общества во всех его социально-политических структурах, частично причины катастрофических результатов при переходе к рыночной экономике коренятся в непонимании роли этих других, неэкономических компонентов». [175, с.43]

Например, в прошлое уходит то, что долгое время казалось незыблемым. Изменение, внедрявшихся долгие годы в общественное сознание идеологических доктрин, привело к тому, что в условиях экономических преобразований, привычные российским гражданам жизненные устои оказались, изменены, что привело к возникновению новых парадигм. Мы полностью согласны с современными российскими и зарубежными исследователями проблемы труда, [ A.M. Шкуркиным, П.Р. Виньковым, Дж.М. Келли, Дж. Стиглицем и др. ], рассматривающими современного человека как «человека экономического». Действительно, приоритеты современного общества акцентируют свое внимание, прежде всего, на экономических сторонах жизни человека, ставя их во главу идеологии государства. Из этого следует, что экономический кризис, затрагивающий все стороны жизни общества, является, в свою очередь, кризисом самого человека.

Наиболее яркий отпечаток этих процессов лежит и на трудовой деятельности граждан. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место занимает труд в системе ценностей и каким образом кризис труда влияет на кардинальные перемены в общественном сознании? В стремительно изменяющемся обществе ценностные ориентации граждан также подвергаются изменениям. Это находит свое отражение в отношении человека к труду. Эти отношения неоднородны, однако в их основе лежит стремление к такому труду, который, в первую очередь, способен удовлетворить потребности и нужды самого работника, обеспечить ему и его семье достойную жизнь.

В начале 90-х годов XX века переход от социалистической системы к системе рыночных отношений ознаменовался, прежде всего, тем, что в условиях социализма труд, понимаемый как важный общественный долг, характеризовался общественно значимостью и ценностью для работника. А в условиях рыночных трансформаций, он заменяет высшие потребности человека в творчестве, самореализации, коммуникативных и когнитивных компонентах труда, на низшие потребности, связанные с зарабатыванием средств к существованию.

Кризис трудовой мотивации ознаменовался тем, что труд уже не рассматривается большинством граждан как способ самопознания и самореализации. Экономическая особенность кризисных изменений привела к тому, что самореализация в труде заменяется стремлением к карьерному росту, который представляет собой не раскрытие потенциала личности в труде, а возможность различными, иногда не вполне честными путями, завоевать значимость в обществе, основываясь на экономическом благополучии.

Таким образом, переход к постсоветсткому этапу развития российского общества и сопряженные с этим социально-экономические преобразования побудили многих исследователей говорить о так называемом конце труда, концепции «смерти трудового общества». Наше мнение полностью совпадает с мнением Л.Б. Четыровой [198, с. 14], которая обосновывает данную концепцию не с позиции исчезновения производительного труда, а как утрату трудом роли системообразующего основания общества. Рассматриваемая в качестве человеческого императива концепция труда становится все более важной для общества по мере того, как труд приобретает значимость в аспекте социальных связей. Поэтому следует отметить, что экономические реформы российского общества отразились, в основном, на системе общественных отношений и месте трудовой деятельности в жизни человека.

Недостаточное внимание государства к проблеме использования труда привело к падению престижа самого труда, отсутствию трудовой мотивации, возникновению категории безработных. Поэтому утрата трудом высокого положения в шкале жизненных ценностей российских граждан, ограничение возможности карьерного роста, рассмотрение человека как исполнителя конкретных задач, приносящих экономическую прибыль конкретному работодателю, определяющему вознаграждение работника за труд, ставит человека в положение, при котором роль самопознания и самореализации в труде не .представляется актуальной. Здесь возникает парадокс. С одной стороны, говоря об утрате трудом своей ценности для современного человека, можно предположить, что в силу отсутствия интереса к труду возможен переход общества от стадии прогресса к стадии регресса. Однако в современном обществе происходит развитие новых технологий, автоматизация и компьютеризация трудовых процессов, развиваются нанотехнологии. В этом смысле возрастают качество труда, его средства и предметы, вследствие чего, приобретаются новые знания и умения самого работника. Проблема же упадка ценности труда нами видится в изменении сущности самого труда как социального феномена. Как уже было замечено, экономические преобразования сказываются на всех сторонах жизнедеятельности человека. В этом смысле, рассматривая труд как сложный процесс, имеющий в своей основе различные составляющие, можно отметить некоторые особенности трансформации трудовой деятельности, на которые оказывают непосредственное влияние экономические преобразования.

Похожие диссертации на Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход