Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Южакова, Надежда Витальевна

Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ
<
Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Южакова, Надежда Витальевна. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Архангельск, 2006. - 175 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Самореализация личности как социально-философская проблема 12

1.1. Теоретико-методологические проблемы социально-философского анализа самореализации личности 12

1.2. Место и роль системы ценностных ориентации в структуре человеческой деятельности 39

1.3. Ценностные основания либерального и консервативного проектов самореализации личности 67

Глава II. Место и роль социокультурных ценностей в формировании

общественного идеала и самореализации личности в современной России 89

2.1. Социокультурные ценности в контексте отечественных национально-культурных традиций 89

2.2. Социокультурная аксиосфера как фактор самореализации личности и основание интеграции социального пространства в условиях современной России 106

2.3. Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе и самореализация личности 124

Заключение '. 150

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что для России выбор пути преобразований, национального возрождения напрямую связан с изменением аксиосферы. Прогрессивное развитие общества во многом зависит от того, что лежит в основе ценностной системы, на какие идеи опирается человек, изменяющий общество. Поскольку ценности являются ядром культуры, основой формирования человеческой личности, именно через ценностную систему сопряжены интересы человека и общества. И в этой связи важно определить социокультурный аспект и контекст динамики ценностей, доминирующих в обществе, место и роль базисных ценностей в рамках российских национально-культурных традиций, выделить приоритетные ценности для развития страны.

Представляет интерес в теоретическом и практическом отношении изучение динамики ценностных ориентации и определение их места в структуре других детерминант, прежде всего, в самореализации личности. Исторически прослеживается закономерность изменения социальных качеств личности в зависимости от определенной социальной среды, политической системы, приоритетных социокультурных ценностей, что проявляется в поведении и практической деятельности человека. Это приводит к необходимости анализа основных тенденций трансформации аксиосферы для своевременного выбора эффективных направлений модернизации социума и увеличения возможностей влияния на этот выбор. Социокультурные ценности становятся не только объектом реформирования в условиях модернизации российского общества, но и интегратором социума, важнейшим фактором самореализации личности. Современная философия связывает самореализацию с созданием условий для гармоничного развития человека, с возможностью свободного выбора жизненного пути, что отражается в ценностной системе.

Исследование проблем ценностей и самореализации имеет давнюю традицию в философии, но, поскольку ценности формируются в конкретной исторической среде, под воздействием множества модификаций социальной,

политической, экономической и культурной сфер жизнедеятельности общества, то необходимо с изменением «социальных миров» переосмысливать и ценностные основания культуры общества, анализировать механизмы приобщения к этим ценностям.

Степень разработанности проблемы

Ценностная система предопределяет аксиологическую направленность человеческой жизни, ее качественные характеристики и способы жизнедеятельности. Значительный вклад в исследование социальных функций ценностей, в анализ их типологии внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт1. Именно под влиянием неокантианской философии началось активное обращение к ценностной проблематике в конце XIX- начале XX вв.

Отечественные философы и мыслители русского зарубежья не раз
обращались к аксиологическим проблемам. Можно отметить работы
Н.А. Бердяева, СИ. Гессена, И.А. Ильина, И.О. Лосского, П.А. Сорокина,
C.JI. Франка и др. С середины XX века аксиологическую проблематику стали
систематически разрабатывать О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов,

А.Г. Здравомыслов . Можно выделить также монографии С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, В.А. Кувакина, А.Н. Максимова, Л.Н. Столовича, Н.С. Розова, А.А. Ручки4, которые значительно расширили проблемное поле исследования сущности и динамики ценностей.

1 Виндельбанд В. От Канта до Ницше. - M., 1998; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный
идеализм /Культурология. XX век: Антология. - М., 1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре
/Культурология. XX век: Антология. - М., 1995; Риккерт Г. Философия жизни. - К., 1998.

2 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.,
1989; Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М, 2001; Ильин И.А.Путь к
очевидности. М., 1993; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М, 1991; Сорокин П.А. О русской нации.
Россия и Америка - М., 1992; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М., 2000; Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992; Франк С.Л. Духовные основы общества - М., 1992;

3 Дробницкий О.Г. Мир оживших, предметов: Проблема ценностей и марксистская философия. - М.,1967;
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и
культуры. - Л.,1960; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.,1968.

4 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988; Архангельский Л.М.
Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978; Василенко В.А. Ценность и ценностное
отношение //Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966; Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.,
1996; Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997; Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт
системного анализа). - М.,1974; Максимов А.Н. Философия ценностей. - М., 1997; Розов Н.С. Ценности в
проблемном мире. - Новосибирск, 1998; Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. - Киев, 1976;
Столовим Л.Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972; Столовим Л.Н. Красота. Добро, Истина. - М., 1994.

5
Исследование феномена самореализации связывается с ценностными
ориентациями и смысложизненными проблемами человека. Потребность в
самореализации подчеркивается многими отечественными и зарубежными
исследователями: как одна из фундаментальных потребностей человека
рассматривалась она классиками марксизма; к феномену самореализации
обращались экзистенциалисты С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр и
М. Хайдеггер; в гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса
проблема самореализации личности предстала как самоактуализация. К числу
наиболее значительных философских исследований проблемы ценностей и
самореализации относятся работы И. Канта, Н. Гартмана, А. Гелена,
Э. Кассирера, Г. Плесснера, В. Франкла, М. Шел ера1. Эта тема в различных
аспектах рассматривалась в публикациях К.А. Абульхановой-Славской,
Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, Р.А. Зобова, Э.В. Ильенкова, А.К. Исаева,
В.Н. Келасьева, Л.Н. Когана, И.С. Кона, Л.А. Коростылевой, А.Н. Леонтьева,
А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.Г. Москаленко, Е.П. Никитина,
В.Ф. Сержантова, А.В. Скворцова, В.И. Слободчикова, И.Т. Фролова,
Н.Е. Харламенковой, Г.А. Цукерман, Н.Ф. Цыбра, Л.А. Цыревой,

Г.К. Чернявской2 и др.

1 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Кант И. Соч.: В 6 т. Т.6. -М, 1966; Гартман Н. Этика.
СПб.,2002; Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры //Проблема человека
в западной философии. - М., 1988; Шелер М. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной
философии. - М., 1988; ПлеснерХ. Ступени органического в человеке // Проблема человека в западной
философии. - М., 1988; Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. -
М., 1988; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991; Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время
личности и время жизни. - СПб., 2001; БатищевГ.С. Деятельность и ценности: Критика деятельностного
подхода к теории интериоризации // Вопросы философии. - 1985. - № 2. - С. 58-64; Келасьев В.Н.
Самореализация человека: Введение в человекознание. - СПб., 2001; Ильенков Э.В. Философия и культура. -
М., 1991; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М: Мысль, 1984; Личность: внутренний мир и
самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Авторы-составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.,
1996; Кон И.С. В поисках себя. М.: 1984; Коростылева Л.А.Психология самореализации личности: затруднения
в профессиональной сфере. - СПб., 2005; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975;
Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988; Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной философии (Публикация
Ю.П. Сенокосова) // Социс. - 1994. - № 3. - С. 28-41; Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и
личность /Отв. ред. А.А.Чечулин. - Новосибирск, 1989; НикитинЕ.П., ХарламенковаН.Е. Философия
человеческого самоутверждения. - СПб., 2000; Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990;
Скворцов Л.В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия - М., 1989; Слободчиков В.И.,
Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.,
1960; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М., 1989; Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.
Психология саморазвития. - M., 1995; Цыбра Н.Ф. Самоутверждение личности (социально-философский
анализ). - Киев - Одесса, 1989; Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе: Очерки саморазвития личности. -
СПб., 1994; Франк С.Л. Духовные основы в жизни общества. -М., 1992.

Понятие «самореализация» становится предметом специального исследования в отечественной философии с конца 70-х годов XX века. Как раскрытие сущностных сил человека оно предстает в исследованиях Л.А. Цыревой. В качестве социально-индивидуального процесса осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности человека она рассматривается А.К. Исаевым, который описывает различные варианты самореализации. И.Г. Чевтаева связывает самореализацию с производством нового знания. В работе И.А. Идинова рассмотрены фазы самореализации и ее связь с творческой деятельностью. В.И. Кабрин исследует проблемы самореализации в условиях коммуникативного мира, а Б.Д. Парыгин, Е.Б. Лисовская обращают внимание на проблемы самореализации, возникающие под влиянием НТП. Л.В. Рябова, рассматривая проблемы самореализации, предлагает варианты их разрешения. В докторской диссертации по социальной философии Г.К. Чернявской проблема самореализации связывается с нравственностью и социальной активностью личности и рассматривается в контексте человека созидающего. Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев подвергают рассмотрению проблемы самореализации, изучая сферы жизнедеятельности, факторы, жизненный путь человека и выделяя ценности самореализации и ориентиры самосозидания человека в XX столетии.

В последнее время появилось большое количество исследований по философии и психологии, посвященных различным аспектам самореализации и самоосуществлению человека, раскрывающие сложность этого феномена1.

Наряду с тем, что существует много интересных и содержательных работ по вопросам самореализации и ценностных ориентации личности,

1 ЦыреваЛ.А. Самореализация личности как предмет философского исследования. - М., 1992; Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии. - М, 1993; Чевтаева И.Г. Самореализация личности в развитии знания. - Свердловск, 1989; Идинов И.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ). - Фрунзе, 1990; Кабрин В.И. Исследования самореализации личности в структуре коммуникативного мира. - Л., 1987; Парыгин Б.Д., Лисовская Е.Б. Проблемы самореализации личности //Социально-психологические проблемы НТП. - М., 1982; Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека. - Ростов-на-Дону, 1993; Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. - СПб., 1994; Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. -СПб., 2001; Чечет Б.Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности. - Иркутск, 2002; Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. - Томск, 2002.

7 представляется, что в начале XXI века эти темы требуют переосмысления с учетом глобальных проблем, вставших перед человечеством, реалий реформируемой России, с изменением возможностей самореализации в современном мире.

В диссертации предлагается рассмотреть ценностные основания самореализации личности с учетом национально-культурных традиций, идеологических приоритетов и идейных направлений (либерального и консервативного проектов) в развитии общества. Русские консерваторы, объявив о начале новой эпохи - «среднего человека», обозначили проблему обезличенности человека в массовой культуре индустриального общества, усиливающейся «потерянности», считая, что лишь опора на традиционные социокультурные ценности придаст определенную устойчивость индивиду, поможет ему понять свое предназначение. Либеральная концепция, определяя свободу человеческой индивидуальности приоритетом развития личности, делает упор на самостоятельный и независимый выбор индивидом своего жизненного пути и ценностных предпочтений. Анализируя аксиосферу либерализма и консерватизма, можно установить значительную трансформацию ценностей, сближение либеральной и консервативной позиций, усиление влияния либерально-консервативной концепции развития общества.

Объектом диссертационного исследования являются ценностные основания самореализации личности.

В качестве предмета исследования выступают социокультурные ценности как основание интеграции социального пространства и фактор самореализации личности в условиях современного российского общества.

Цель исследования заключается в том, чтобы, проанализировав влияние российских национальных традиций, идеологических концепций на систему ценностей, выделить важнейшие из них как фактор становления и самореализации личности в условиях современной России.

В соответствии с поставленной целью намечается решить ряд задач:

1) исследовать особенности социально-философского подхода к
пониманию ценностных оснований самореализации личности;

  1. рассмотреть ценностные основания либерального и консервативного проектов самореализации личности в контексте европейского и отечественного типов социокультурного развития;

  2. определить влияние национально-культурных традиций и ценностей на социокультурную детерминацию личности;

  1. проанализировать значение социокультурных ценностей в качестве интегратора социума и фактора самореализации личности в условиях модернизации российского общества;

  2. выявить ценностные основания базового гуманитарного образования и возможности постсоветской высшей школы в формировании аксиосферы самореализующейся личности.

Новизна диссертационного исследования определяется тем, что диссертантом осуществляется анализ ценностных оснований самореализации личности в контексте российских национально-культурных традиций в рамках либерального и консервативного проектов развития общества и заключается в следующих основных результатах:

  1. Проведен сравнительный анализ ценностных оснований самореализации личности в контексте либерального и консервативного проектов развития общества.

  2. Проанализировано влияние российских национально-культурных традиций на возможности реализации личностью своего потенциала.

  3. Показано значение социокультурной аксиосферы как основания интеграции социального пространства и самореализации личности в условиях современной России.

  4. Предложена схема приоритетов блока социогуманитарных дисциплин государственных образовательных стандартов высшей школы как основы формирования аксиосферы самореализующейся личности, отвечающей современным требованиям общества.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются диалектико-материалистические принципы исследования условий, факторов и оснований самореализации, что позволяет включить проблему самореализации личности не только в аксиологический, но и в более широкий социально-философский дискурс. Способствуя совмещению индивидуального и социального в их диалектическом единстве, это дает возможность выявить правильное соотношение субъективной деятельности человека и объективности законов общественного развития. На основе деятельностно-ценностного подхода представляется возможным выявить, проанализировать и систематизировать те социокультурные ценностные основания, присущие традициям отечественной культуры, которые составляют аксиологическое ядро всего мотивационного комплекса деятельности и саморазвития человека. Основным методологическим принципом является принцип конкретно-исторического подхода к анализу условий, факторов и возможностей самореализации, а также метод культурно-исторической интерпретации текстов в области философской антропологии и социальной философии. Значительная роль в проведенном исследовании принадлежит компаративному методу, позволяющему провести сравнительный анализ различных традиций и подходов к пониманию человека, самоопределения личности и перспектив самореализации человека.

Социально-философский анализ предмета исследования осуществляется с опорой на базовые понятия, концепции и выводы научных трудов отечественных и зарубежных философов, политологов, социологов, культурологов, психологов. Это труды К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.М. Баткина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, Г.П. Выжлецова, СИ. Гессена, В.А. Давыдова, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Р.А. Зобова, Э.В. Ильенкова, И.А. Ильина, А.К. Исаева, М.С. Кагана, В.Н. Келасьева, В.Е. Кемерова, Л.Н. Когана, И.С. Кона, Л.А. Коростылевой, В.А. Кувакина, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, А.Г. Москаленко, Н.В. Мотрошиловой, А.В. Петровского,

10 Н.С. Розова, В.Н. Сагатовского, Г.С. Сухобской, В.П. Тугаринова, С.Л. Франка, И.Т. Фролова, Г.А. Цукерман, Г.К. Чернявской1 и др. Диссертант стремился также использовать эвристический потенциал работ И. Канта, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Н. Гартмана, М. Шелера, А. Маслоу, А. Печчеи, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма2.

Теоретическая и практическая значимость исследования Результаты диссертации могут быть использованы в преподавании философии, социальной психологии, философской антропологии, аксиологии, этики, а также для более глубокой оценки социально-экономической и политической ситуации в России, путей формирования системы ценностных ориентации, направляющих на преодоление деструктивных процессов в развитии общества и человека, увеличения возможностей образовательной системы в становлении и самореализации личности.

1 Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997; СтоловичЛ.Н. Красота. Добро, Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. - М., 1994; ВыжлецовГ.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. - Новосибирск, 1998; Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. - СПб., 1998; Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991; Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002; Батищев Г.С. Деятельность и ценности: Критика деятелыюстного подхода к теории интериоризации // Вопросы философии. - 1985. - № 2. - С. 58-64; Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.3-7; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. - М., 2002; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. — М., 1967; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986; Зобов Р.А., КеласьевВ.Н. Самореализация человека: Введение в человекознание. - СПб., 2001; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984; Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Авторы-составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 1996; Кон И.С. В поисках себя. М.: 1984; Коростылева Л.А.Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб., 2005; Максимов A.H. Философия ценностей. - М.: Высшая школа, 1997; Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной философии (Публикация Ю.П. Сенокосова) // Социс. - 1994. — № 3. - С. 28-41; Москаленко A.T., СержантовВ.Ф. Смысл жизни и личность /Отв. ред. А.А.Чечулин. — Новосибирск, 1989; Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Философия человеческого самоутверждения. - СПб., 2000; Ольшанский В.Д. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. В 2-х т. Т.1.- М., 1966; О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1991; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. -Новосибирск, 1998; Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М., 1989; Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995; ЦыбраН.Ф. Самоутверждение личности (социально-философский анализ). - Киев - Одесса, 1989; Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе: Очерки саморазвития личности. - СПб., 1994; Франк С.Л. Духовные основы в жизни общества. - М., 1992.

2Франкл В. Человек в поисках смысла: - М., 1990; Шелер М. Избранные произведения - М., 1994; Фромм Э. Человек для себя. - Мн., 2003; Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. - С. 69-103; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994; Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. - С. 57-68.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета, кафедры философии Поморского государственного университета. Основные и промежуточные результаты исследования обсуждались на международных научных конференциях «Россия: путь в XXI век» (Архангельск, 2001), «Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере» (Архангельск, 2002), «Человек в современном мире» (Архангельск, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса» (Северодвинск, 2005), региональной научной конференции «Культура современного общества: проблемы и перспективы» (Архангельск, 2005). Материалы диссертации использовались при разработке спецкурсов «Гуманистические ценности и самореализация личности», «Ценностные основания самореализации личности», «Этика и культура общения», читавшихся автором на факультетах педагогики и психологии, юриспруденции, филологии СФ ПТУ в 2002-2005 гг.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии.

Теоретико-методологические проблемы социально-философского анализа самореализации личности

Социально-философский анализ проблемы самореализации личности имеет важное мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Понятие «самореализация» широко употребляется во многих областях науки и общественной жизни, но однозначной трактовки этого термина нет, используются близкие по смыслу понятия, связанные с проблемой самореализации: самоактуализация, самоутверждение, самоорганизация, самодетерминация, всестороннее развитие личности, самотрансцендирование, жизненная стратегия и др. В «Современном философском словаре» дается такое определение: «Само... - часть ряда сложных слов - самобытность, самоорганизация, самодетерминация, самостояние, - приобретших в философии XX столетия заметное значение, выявивших и подчеркнувших специфику ее развития. Слова этого типа фиксируют силы, качества, формы, обеспечивающие особое бытие объектов, людей, природных и социальных систем. Таким образом, их существование рассматривается на их собственной основе, их внутренняя связность трактуется «на равных правах» с их внешними связями, а в ряде случаев как форма, активно преобразующая внешние воздействия»1. Мы наблюдаем сложность и многозначность трактовки понятия «самореализация», что обусловлено многообразием взаимосвязей индивида с социальной средой и проявляется в стремлении активного преобразования этой среды в соответствии со своими потребностями, интересами, возможностями.

Исследование основных условий и механизмов самореализации личности идет в рамках общефилософских концепций человека, его включенности в жизнедеятельность общества, что позволяет понять основные пути развития личности и факторы, влияющие на него. Изучение проблемы самореализации личности имеет давние традиции, как в художественной, так и в научной литературе. Но, в основном, рассматриваются отдельные стороны проблемы, подчеркивается специфика ее анализа в различных науках и областях знаний.

Самореализация понимается как процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал. Таким образом, понятие «самореализация личности» определяется как а) реализация сущностных сил или человеческой природы, б) максимальное раскрытие её творческого потенциала, в) наиболее полное использование своих способностей, талантов, возможностей в стремлении раскрыть себя с ощущением полноты жизни. Кроме того, употребляется целый ряд близких понятий, таких как «саморазвитие» (И. Кант, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, СИ. Гессен), «смысл жизни» (С.Л. Франк, В. Франкл, А.Г. Москаленко, В.Ф. Сержантов и др.), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «жизненная стратегия» (К.А. Абулъханова-Славская), «самоактуализация» (К. Роджерс, А. Маслоу), «самоутверждение», «судьба» (Л.Н. Коган), «самодетерминация» (Т.М. Ярошевский), «путь к себе» (Г.К. Чернявская), которые связаны с понятием самореализации личности. Несмотря на смысловую близость этих понятий, они не равнозначны, поэтому необходимо провести их анализ с целью разграничения и определения связи с процессом самореализации личности.

Рассмотрение сущности, условий и факторов самореализации личности с позиций различных социогуманитарных наук, в контексте социальной жизнедеятельности и жизненного пути, позволяет проследить влияние ценностной системы на этот процесс.

Выделим ряд подходов к пониманию самореализации личности:

1. В педагогике самореализация связывается, как правило, с проблемой формирования установок и ценностных ориентации личности под воздействием образования как основной системообразующей ценности (работы И.В. Бестужева - Лады, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского и др)-1

Один из основоположников отечественной философии образования — П.Ф. Каптерев (1849-1922) - вполне обоснованно рассматривал саморазвитие человека исходной основой для всего педагогического процесса. Развивая вслед за К.Д. Ушинским идею национального воспитания как основу гуманизации личности, он отмечал, что педагогический процесс «есть всестороннее усовершенствование личности на почве её органического саморазвития и в меру её сил, сообразно социальному идеалу» . Основной задачей развития человека выдающийся русский педагог считал стратегию «воспитательного идеала», придающего педагогическому процессу целенаправленный «идеалосообразный» характер. При этом сущность социального идеала усматривалась им в единстве общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей. Отечественный мыслитель и педагог предлагал строить на основе этих ценностей систему целенаправленного воспитания самостоятельной личности, поскольку был убежден, что сам человек обладает способностью к усовершенствованию. Важно отметить и то, что идеал формируемой личности, согласно П.Ф. Каптереву, должен быть свободен от национально-конфессиональной исключительности. В связи с этим он выдвигал на первый план задачу формирования «прочного фундамента широкого и светлого мировоззрения», а также необходимость практического воспитания с учетом условий российской жизни3.

Ценностные основания либерального и консервативного проектов самореализации личности

Социальный опыт индивида, его направленность на социокультурные ценности является ориентиром для выбора образца поведения и деятельности в социальной группе, сообществе. Социокультурные ценности как фундаментальные, непреходящие ценности, обеспечивающие независимость, самобытность, социальную стабильность общества являются основой и важнейшим фактором самореализации. Они формируются в течение длительного времени под воздействием природной среды, менталитета, языка, традиций, хозяйственно-культурной деятельности. Социокультурные ценности транслируются из поколения в поколение, изменяясь вместе с политической, экономической и социальной системами, но устойчивыми остаются те ценности, которые необходимы для дальнейшего существования общества. Это такие ценности как жизнь, свобода, справедливость, семья, общество, государство, нация, культура, религия.

Масштабы и темпы изменения приоритетов общественного сознания современного общества резко увеличились — это объясняется тем, что существенно возросла автономность индивида, возможность реализации своего потенциала в условиях демократизации общественной системы. В таком случае, социокультурные ценности, доминирующие в обществе, становятся одним из важнейших факторов самореализации личности.

Анализируя систему ценностей, необходимо учитывать и те идеологические модели, которые сложились в обществе. Обратимся к рассмотрению аксиосферы ведущих идеологий современной политики -либеральной и консервативной.

Истоки либерализма относятся к эпохе буржуазных революций XVII — XVIII века, именно тогда были сформулированы его основные идеи в учениях Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, А. Смита, В. Гумбольдта, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, А. де Токвиля и др. Эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом и другими представителями западной общественно-политической мысли. Они настаивали на пересмотре устаревших ценностей, способов решения важнейших социально-экономических и политических проблем, трансформации отношений индивида и общества, модификации неэффективных общественно-политических и государственных институтов.

Либерализм основывается на демократии, признании приоритета прав человека, свободе выбора деятельности, защите частной собственности, осознании ответственности человека за свои действия перед собой и обществом, утверждение равенства людей в естественном праве, в том числе и праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Это предполагает в отношениях государства и общества преобладание идеи «поддержания таких условий, без которых невозможна свободная практическая реализация человеком своих способностей»1. Поэтому либерализм в качестве основных ценностей определяет индивидуальную свободу, справедливость, терпимость, независимость от классовых, националистических, религиозных предрассудков, утверждение самоценности личности.

Многие исследователи склоняются к мнению, что либерализм не является единой концепцией: в каждой стране он имеет свою специфику, обусловленную соответствующими национально-культурными и историческими реалиями. Различные виды либерализма предлагают иногда кардинально противоположные пути решения социально-политических проблем, реализации ценностей-целей в практических действиях. Такими ценностями-целями выступают: индивидуализм как приоритет человеческого достоинства при любом давлении на личность со стороны общества, социальной группы; эгалитаризм как признание за любым человеком политического и морального равенства; универсализм как право требовать уважения достоинства и равенства в любом культурно-историческом сообществе; мелиоризм как возможность совершенствования общественных институтов.

Ведущими идеями либерализма являются конституционализм, ограничение объема и сфер деятельности государства, реформистский путь общественного развития, правовое равенство граждан, плюрализм, уважение прав и свобод человека, возможность самостоятельного определения жизненных целей и средств их достижения, свобода выбора деятельности и ответственность за свой выбор. Человек, обладая естественным правом на свободу, может требовать от государства защиты этого права, и, в то же время, сохранять свою свободу от государственного вмешательства. Свобода человека не может быть абсолютной, она должна соотноситься со свободой других людей и с общественным развитием, с необходимостью создания среды для максимально полного удовлетворения индивидуальных потребностей. Условием реализации этих идей является ограничение деятельности государства и его вмешательства в частную жизнь человека, формирование развитого гражданского общества. Закон должен защищать права и свободы граждан в обмен на соблюдение ими обязанностей.

Либеральные идеи легли в основу современной демократии, стали ведущими принципами организации рыночной экономики и оказали существенное влияние на характер духовной жизни современного общества (прежде всего, через принципы свободы взглядов, убеждений, волеизъявления и творческой самореализации). Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию других идеологий, реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся под их воздействием.

Либерализм, предполагая приоритет индивидуализма, минимизацию вмешательства государства в частную жизнь граждан, соблюдение прав и свобод граждан, определяет идеалом общество равных прав и возможностей, где любой человек, самостоятельно сделав свой выбор, может добиться реализации жизненных целей, получить общественное признание. Гармоничное развитие общества зависит от сознательных усилий людей, их возможности и способности проявить истинную человеческую природу. Важнейшим критерием оценки развития общества либерализм признает свободу личности, ценность человеческой жизни.

Эту позицию И. Берлин обозначил так: «Человек свободен в той мере, в какой никто...не препятствует его действиям»1. Он определяет, что если индивидуальная свобода составляет для людей высшую цель, то необходимо создание общества, признающее область свободы, границы которой никто не имеет права нарушать. Границей такой области могут быть, по И. Берлину, права человека (естественные права, полезность, интересы человека, Слово Господне).

class2 Место и роль социокультурных ценностей в формировании

общественного идеала и самореализации личности в современной России class2

Социокультурные ценности в контексте отечественных национально-культурных традиций

В отечественной философской мысли аксиологическая проблематика личностного становления занимает одно из ведущих мест. Изучением особенностей российского культурного архетипа, национального характера и социокультурных ценностей русского народа занимались многие ученые, начиная с М.В. Ломоносова и до современных исследователей. Русскую философскую мысль всегда отличало пристальное внимание к внутреннему миру человека, к экзистенциальным вопросам и проблемам духовности. Как отмечает Г.М. Пурынычева, именно духовность является «регулятивным основанием жизнедеятельности человека, определяющим характер и направленность всех форм социального действия, практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности, в которых находит свое выражение определенная система духовных ценностей, норм, образцов, идеалов, символов, смыслов».

Евразийское положение России способствовало тому, что она не просто впитала в себя черты и Запада и Востока, а трансформировала их на основе православного мировидения. Вынужденная оберегать свою самобытность, Россия создала уникальную цивилизацию, где главной была и есть идея самоценности человека, его достоинства, нравственности, духовного величия. Нравственные ценности являются основой русской национальной культуры, поэтому актуальна проблема трансляции традиционных социокультурных и религиозных ценностей, кумулирующих идеи гуманности, человеческого достоинства, духовного совершенства.

Выражением фундаментальных ценностей духовной культуры России явилась сформулированная B.C. Соловьевым концепция «русской идеи», преображения российской действительности на основе христианских ценностей, укрепления солидарности, соборности, разумного самоограничения, развития общественной свободы, следования идеалам справедливости, духовности и веры. Философ приходит к выводу, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»1. Соловьев отрицает национализм и видит будущее России в служении христианским идеалам «Вселенской Церкви» и «делу общественной организации», что должно служить единению человечества, «внести в семейство народов мир и благословение» . По его мнению, лицо нации, ее достоинство определяются духовными ценностями и идеалами, вкладом в общемировую культуру.. Поэтому так необходимо понять, что составляет «русскую душу», каким образом Россия выполнит свой, предначертанный свыше, мессианский долг. Философ видит будущее Отечества сопряженным с «отеческим принципом религии в церковной монархии». Он подчеркивает необходимость объединения человечества посредством христианской веры, поскольку «смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве...Истинная будущность человечества, над которой нам надлежит потрудиться, есть вселенское братство, исходящее из вселенского отечества чрез непрестанное моральное и социальное сыновство» .

Соловьев обращает внимание на такие православные ценности как милосердие, любовь, совесть, братство, солидарность, мир, составляющие основу народной души и являющиеся основанием для особой миссии России. Нужно лишь найти идею, сплачивающую нацию, ведущую к единству Творца и творения.

К теме «русской идеи» обращались многие отечественные философы, писатели, общественные деятели, выдвигая различные варианты ее истолкования.

Н.А. Бердяев называет главной отличительной чертой русского народа религиозный мессианизм, что делает русскую идею самобытной и в то же время противоречивой, такой же антиномичной, как и русский характер. Сущность русской самобытности, по мнению философа, лежит в общинности («коммюнотарности»), разновидности коллективизма, сформировавшейся в течение длительного исторического развития под влиянием христианской культуры. Он отмечает чуждость России национализму, осознание себя «Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем»1. Бердяев подчеркивает, что Россия должна пройти через «религиозную эмансипацию личности», что «истинный русский мессианизм предполагает пробуждение в ней творческой активности человека, выход из состояния пассивности и растворенности» . Необходимым условием такого выхода философ считает «раскрытие внутреннего, а не внешнего человека» посредством очищающей силы религиозной веры. В соответствии с этим, Н.А. Бердяев выступает с позиций персонализма, но подчеркивает определяющую роль в формировании творчески активной личности таких социокультурных ценностей, как религия, вера, свобода, совесть, толерантность, патриотизм.

Похожие диссертации на Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ