Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 16
1 . Самореализация личности: феноменологическое описание и терминологический анализ 16
2.Синергетическая концепция самореализации личности... 45
3. Онтологические и гносеологические основания самореализации личности 65
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 86
1. Пределы самореализации личности: от отчуждения к творческой самоактуализации 86
2.Индивидуализация как становление «самостояния» личности 106
3.Свобода как условие позитивной самореализации личности 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
- Самореализация личности: феноменологическое описание и терминологический анализ
- Онтологические и гносеологические основания самореализации личности
- Пределы самореализации личности: от отчуждения к творческой самоактуализации
Введение к работе
Постановка проблемы. Анализируя некоторые человеческие судьбы, с удивлением обнаруживаешь, что судьбы эти как стрелой пронизаны единым стержнем, природу которого трудно объяснить привычно употребляемыми в таких случаях категориями. Какой потребностью, каким интересом можно объяснить неистребимое желание героев этих судеб именно таким, только им присущим способом выразить себя, именно так пройти свой жизненный путь?
Невзирая на слова Гегеля о необходимости избирать призвание в соответствии со своими природными задатками;1 невзирая на необходимость «соотнесённости» личных целей человека с «социально-историческими особенностями своего времени », - эти люди стремятся не к соответствию своих действий и общественно-исторических условий, а к преодолению этих условий. И нет гармонии, и не все достигают своих целей, но какая-то сила заставляет таких людей невзирая ни на что идти своим путём.
Стимулом к деятельности таких людей часто является только их неистребимое стремление к самореализации. Они выходят за рамки современного им общества, а потому не могут опираться ни на признание своих заслуг со стороны современников, ни на материальные стимулы, ни даже на простое понимание. Лишь жгучая внутренняя сила, которая есть стремление к самореализации, позволяет им не отказаться от своего «Я» и от выбранного ими способа жить.
Так что это за сила? Что понуждает меллвиловского героя Ахава выйти в мир, «чтобы навязать ему свою больную, свою безумную волю», не-
1 Гегель Г.Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.2. - М., 1973. С.65.
2 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск,
1989.С.117.
смотря на свою «короткую человеческую мерку»? Почему «не в океан ведёт он свой корабль, но лишь в одну из точек океана. Не океан возможностей перед его судном, но только одна возможность. Не киты, но только один кит - Моби Дик»?3
И только ли ярким личностям суждено строить свою жизнь по потребности в самореализации? Посмотрим внимательно, и мы увидим, что основная масса людей обыкновенных, скромных и непритязательных в каждодневном бытии, также проявляет труднообъяснимое стремление к определённому образу жизни, которое если и не является потребностью в самореализации в высоком смысле этого слова, всё же имеет к ней достаточно прямое отношение. И они стремятся к достижению своих «маленьких», «обыкновенных» целей, жаждут своих «маленьких» радостей, ощущают определённую полноту жизни, и при завершении жизненного пути испытывают чувство удовлетворения. Они прожили жизнь «как положено», может быть не лучше, но и - самое главное, с их точки зрения, - не хуже других. И они не ощущают отчуждения.
Но разве существенно то, что эти люди не осознают отчуждения? Может быть, главное то, что в них погибают их бесконечные потенции? Но ведь поныне и долго ещё, это будет пусть и трагической, но неизбежностью. Можно сказать, что ограниченность самопроявления как отдельного индивида, так и подавляющей массы людей, соответствует ограниченности исторического развития человека и человечества в каждую эпоху. Более того, в связи с потенциальной бесконечностью человеческой природы, каждый индивид обречён на частичное самопроявление, как бы не была разнообразна его жизнедеятельность.
Так что же это такое - самореализация? Потребность в самореализации? Почему эта потребность способна иметь столь императивный харак-
3 Трубников Н.Н. Притча о Белом Ките //Вопросы философии. - 1989. - №1. -С.61.
тер? Почему человек может испытывать чувство удовлетворения, ощущение «состоявшейся жизни», даже если жизнь его была полна невзгод и лишений? Почему единственное событие, действие, поступок, перечёркивая, казалось бы, всю предшествующую жизнь, способны вызвать всё то же ощущение «состоявшейся жизни»? Какие сущностные характеристики личности заставляют её стремиться к самореализации? Делают возможным появление чувства удовлетворения от жизни только в случае самореализации? Делая иногда это стремление равноценным вопросу жизни и смерти?
Важно найти какое-то интегрирующее начало в человеке, объединяющее различные мотивационные факторы на протяжении длительных периодов, или жизни в целом, или действующее в решающие жизненные моменты. Начало, по которому человек оценивает свой жизненный путь. В качестве такого интегрирующего начала предлагается потребность в самореализации. Подвергнуть анализу сущность и условия состоявшейся жизни, реализации личностью самой себя, своей сущности - основная цель данной работы.
Актуальность проблемы. Актуальность этой проблемы вытекает из тех вечных вопросов, которые с такой яркостью в очередной раз сформулированы современным итальянским философом Аббаньяно: «...чем же Я являюсь и чем же я должен быть для себя? Чем же Я являюсь и должен быть для других? Мои конкретные интересы, жажда счастья, всё, что конституирует мою конкретную природу и мои конкретные поступки...ответ на эти вопросы глубочайшим образом детерминируют моё поведение и самою мою природу.»4. Вопрос о сущности, механизмах, условиях и формах самореализации личности вполне современный и практический вопрос, укоренённый в бытии конкретной личности, в её конкретных действиях.
4 Аббаньяно Н. - Экзистенция как свобода //Вопросы философии. -1992. - №8. -С.147.
Особую актуальность проблема самореализации личности приобретает в ту кризисную эпоху, которое мы переживаем в настоящее время. Реформы, начинавшиеся с лозунга важности «человеческого фактора», на всём своём протяжении демонстрируют глубочайшее равнодушие к человеку. Но эти же кризисные явления демонстрируют удивительный феномен - способность выстоять в самых сложных ситуациях. Одно из объяснений этого феномена, без сомнения, связано с феноменом самореализации личности.
Важно и то, что современный мир демонстрирует самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных индивидов и больших социальных групп. Осмысление всех этих тенденций и выработка адекватной политики невозможна без тщательного анализа мотивацион-ных механизмов личности, а потребность в самореализации является одним из важнейших элементов этого механизма.
Наконец, многие авторы отмечают, что в изучении механизмов целе-полагания личности до сих пор преобладают частные подходы5, не позволяющие увидеть целостной логики человеческой жизни. Поэтому философский анализ механизмов стратегических уровней поведения человека, его системы целеполагания и жизнедеятельности как целого, до сих пор актуален. Но этот анализ не может быть полным без анализа феномена самореализации.
Состояние научной разработанности темы. Теоретическое, художественное, религиозное осмысление различных проявлений человеческой природы, различных сторон человеческой жизни, относящихся к проблеме самореализации личности, имеет давние традиции. Можно утверждать, что впервые в достаточно ясной форме о проблеме самореализации заявили древние греки в своих поисках правильной жизни.
5 Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. - С.50.
Уже не одно десятилетие понятие «самореализация личности» широко употребляется в газетных и журнальных публикациях, в научной (философской, психологической, социологической) литературе. Это понятие в настоящее время хорошо знакомо каждому грамотному человеку. Таким образом, понятие «самореализация личности» широко распространено, оно существует давно и устойчиво.
Тем не менее, назвать проблему самореализации личности достаточно разработанной, нельзя. В основном понятие «самореализации личности» используется только на уровне констатации факта, как что-то совершенно очевидное, не требующее специального анализа и аргументации. Как правило, при этом отмечается важность потребности в самореализации. Сколько-нибудь полных исследований, посвященных разным сторонам проблемы самореализации автору данной работы не известно. Рассматриваются в той или иной степени лишь отдельные стороны этой проблемы.
Часто само понятие самореализации не употребляется, хотя речь идёт о таких чувствах, состояниях и проявлениях человеческой жизни, которые, несомненно, имеют прямое отношение к этой проблеме. Например, все религии мира содержат в себе предписания о «правильной» жизни, которые могут быть интерпретированы как определённые взгляды на проблему самореализации.
Широкое употребление имеет и целый ряд других понятий, несомненно, связанных с проблемой самореализации (и это требует специального анализа): всестороннее развитие личности, самоутверждение, самоактуализация, смысл жизни, жизненная стратегия, судьба.
О существовании потребности в самореализации говорили и говорят многие отечественные и зарубежные исследователи. Итальянский марксист А.Грамши как один из главных для человека ставит вопрос о том, может ли человек «стать господином собственной судьбы».6 О стремлении
6 Грамши А. Избранные произведения. В 3-х томах. Т.З. - М., 1959. - С.43.
человека «осуществить себя», «статься», «реализовать себя» неоднократно писали и основоположники марксизма, как правило, связывая это стремление с всесторонним развитием человека. Без упоминания самого понятия «самореализации», но фактически об этом писали практически все видные представители экзистенциализма: С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю и другие.
Этой проблемы касались А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов, Н.Ф.Наумова, И.С.Кон, Лосев А.Ф., Баткин Л.М., О.Г.Дробницкий, Петровский А.В. и Петровский В.А., К.А.Абульханова-Славская, А.В.Скворцов, Е.Н.Петрова Г.С.Батищев, П.П.Гайденко, Н.Н.Трубников, Э.В.Ильенков, И.Т.Фролов, Т.М.Ярошевский, Н.В.Мотрошилова, Т.И.Ойзерман, и многие другие. Остро ставит эту проблему М.К.Мамардашвили: «...проблема разрешения потенций - основная у человека. Самое большое честолюбие - честолюбие
"г
исполниться, статься». Черкасов Г.К. в своей монографии сообщает, что потребность в самореализации - это «одна из фундаментальных человеческих потребностей».8
Более обширное и глубокое рассмотрение получили другие понятия, связанные с феноменом самореализации. Огромное количество литературы во всех жанрах - от эпистолярного до строго научного, - посвящено проблеме смысла жизни. К числу наиболее значительных исследований по этой проблеме можно отнести работы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.Канта, Н.А.Бердяева, С.Франка, Е.Трубецкого, В.Франкла, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Москаленко и В.Ф.Сержантова, А.Н.Леонтьева, Л.Н.Когана, И.С.Кона, Л.П.Буевой, В.А.Панпурина, П.В.Симонова, В.А.Ядова, Н.Ф.Наумовой, Н.Н.Трубникова, В.И.Шинкарук, И.Т.Фролова, В.Е.Кемерова, В.Н.Садовникова, Л.В.Скворцова.
7 Мамардавшвили М.К. Стать человеком //Учительская газета. - 1988.- 26 но
ября - С.З.
8 Черкасов Г.К. Социальная закономерность и образ жизни. - Иркутск: Изд-во
Иркут.ун-та,1985. - СИЗ.
Автором была также проанализирована биографическая и автобиографическая литература, посвященная жизненному пути известных личностей: Сократа, Н.А.Бердяева, А.А.Любищева, А.Швейцера, В.Ван-Гога, Ж.-Ж.Руссо, Бл.Августина и других, а также ситуации связанные с проблемой самореализации ряда литературных героев.
Объектом исследования выступает жизнедеятельность личности, связанная с раскрытием и самореализацией её сущности, с достижением чувства удовлетворения как отдельными ключевыми действиями, так и жизнью в целом.
Предметом исследования является потребность в самореализации, природа, механизмы и тенденции самореализации личности как одного из наиболее важных компонентов жизнедеятельности человека.
Цель исследования заключается в постановке и обосновании синер-гетической концепции самореализации личности, в рамках которой и возникновение потребности в самореализации, и процесс самореализации интерпретируются как синергетические феномены.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
осуществить философский анализ теоретических подходов к проблеме самореализации личности и практического проявления этого феномена;
использовать для анализа этой, в принципе, традиционной проблемы, новый - синергетический - подход;
исследовать онтологические и гносеологические основания феномена самореализации личности, а также основные условия и тенденции самореализации;
выработать такое определение понятия самореализации личности, которое отражало бы его сущность и универсальность проявления, а не свойственность лишь отдельным творческим людям;
произвести классификацию форм самореализации личности;
- расширить представления о механизмах включения личности в
деятельность, о механизмах выборов, в том числе стратегических,
распространяющихся за пределы повседневных интересов.
Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие определённую новизну, заключаются в следующем:
предложено новое определение понятия «самореализация личности», основанное на синергетическом подходе;
выявлены онтологические и гносеологические основания самореализации личности;
показано соотношение понятия «самореализация личности» с близкими понятиями;
предложена типология форм самореализации и показан ряд условий, необходимых для позитивной самореализации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Самореализация - это жизнь, построенная по ключевым моментам индивидуально сформированной картины мира, репрезентирующей сущность личности. Феномен самореализации связывает сущность личности, её жизнедеятельность и окружающий её мир. Это - сложный и противоречивый процесс, связанный с рядом внутренних состояний, чувств, оценок, выражаемый метафорой «состоявшаяся жизнь». Противоположные состояния, когда личности не удаётся осуществить себя, отражены в понятиях «фрустрация», или «отчуждение».
Формирование личности, её потребность в самореализации и процесс самореализации есть синергетические феномены, которые являются проявлением фундаментальных закономерностей, связанных с процессами самоорганизации, саморазвития сложных структур.
3. Важнейшими онтологическими и гносеологическими основаниями самореализации личности являются хаос и самоорганизуемость (порядок), как существующие объективно, так и представленные в познавательных
механизмах человека. Хаос представлен неопределённостью внешнего мира и внутреннего мира личности. Самоорганизуемость в жизнедеятельности человека проявляется в: а) упорядочивании внутреннего мира личности с формированием её самости; б) гносеологическом упорядочивании всех уровней бытия в форме картины мира; в) упорядочиванием мира вокруг себя в соответствии с картиной мира.
4. Фундаментальными условиями самореализации личности являются индивидуализация и свобода - синергетические феномены, в которых сущность личности формируется как ядро уникально функционирующей структуры, самостоятельно и свободно структурирующий свою жизнь и мир вокруг себя (что и является самореализацией личности). Индивидуализация как проявление роста разнообразия индивидов (флуктуации сущностей) - результат действия фундаментальных законов развития мира.
5. Два обстоятельства делают самореализацию невозможной: невозможность свободного выбора альтернатив и невозможность свободной реализации осуществлённого выбора. Но свобода будет созидательна только в том случае, если личность в своих проявлениях «сможет обрести в себе фундаментальную позитивность».
Определение основных понятий. Перечень и анализ основных понятий, как и обоснование самого подхода к рассматриваемой проблеме, требует предварительного формулирования рабочей гипотезы, объясняющей феномен самореализации личности. В данной работе эта гипотеза формулируется следующим образом: самореализация личности - это жизнь, построенная в соответствии с ключевыми моментами индивидуально сформированной картины мира. Предварительное определение понятия «самореализации личности» включает в себя ещё два важных понятия: «картина мира» и «личность».
«Картина мира» в данной работе понимается как синоним понятия «мировоззрение», с некоторыми отличиями, о которых подробно будет
сказано в дальнейшем. Картина мира личности включает в себя два важных феномена: восприятие себя как некой целостности (Я-концепция), и обобщённые, концептуальные представления о мире, позволяющие личности ориентироваться и делать выборы в своей жизни. Длительное, непреодолимое несовпадение картины мира с реальной жизнью личности приводит к фрустрации, ощущению неполноценности своей жизни. Стремление личности жить в соответствии с собственной картиной мира есть потребность в самореализации.
К понятию «личность» существует множество подходов. Обобщая их основные моменты, получаем: личность - это интегральное понятие, обосновывающее социальную форму существования индивида, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью. Личность - это продукт динамического взаимодействия между врождёнными (наследственными) и приобретёнными качествами, между внутренним (уже имеющейся сущностью) и внешним (социокультурными условиями).
Изложение условий и ограничений, принимаемых в данной работе. И сущность человека как родового понятия, и сущность конкретной личности безмерны (по крайней мере, в смысле потенций). Безмерны и возможные формы жизнепроявления личности. Поэтому любая работа, направленная на анализ этих феноменов, неизбежно будет носить ограниченный характер. Соответственно, и в данной работе рассматриваются только отдельные стороны феномена самореализации личности.
В полной мере это относится и к методологической базе работы. Основной упор сделан на синергетическую концепцию. Соответственно, другие методологические подходы, в том числе устоявшиеся и многократно себя оправдавшие, либо использованы в незначительной степени, либо вообще остались вне поля зрения. Это объясняется, во-первых, ограниченно-
стью объёма работы, и, во-вторых, стремлением больше внимания уделить новой методологии, каковой и является синергетика.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования является синергетика, теория самоорганизации. Природа потребности в самореализации и процесс самореализации личности, по убеждению автора работы, наиболее адекватно могут быть поняты как самоорганизующиеся процессы, приводящие к возникновению из хаотичной среды упорядоченной структуры (самореализующейся личности).
Синергетика позволяет адекватно интерпретировать многие процессы, включающие в себя приставку «само-», а также понять феномен человека во многих его проявлениях. Синергетика, несмотря на недостаточную проработанность и спорность ряда её положений, «даёт возможность рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, переконструировать проблемное поле науки». Самореализация личности может быть представлена как эволюционный процесс, и поэтому именно синергетические понятия и категории, пытающиеся зафиксировать общие основания и закономерности в эволюции сложных систем самой разной природы, оказываются, по мнению автора данной работы, наиболее подходящей основой для анализа данной проблемы.
Естественно, что анализ таких сложнейших феноменов, как сущность личности, её существование в сложном и непредсказуемом мире, и её оценивание мира, себя, и своего жизненного пути, требует привлечения отдельных идей и других теоретических и методологических концепций. Автором использовались отдельные идеи таких концепций, как марксисткая теория личности, феноменология, экзистенциализм, философская антропология.
9 Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике //Вопросы философии - 1997. - №3. - С.70.
Научно-практическая значимость работы. Идеи изложенного в диссертации материала показывают теоретическую и практическую важность такого мотивационного механизма как потребность личности в самореализации. Это особенно важно в трудных и сложных условиях того переходного периода, который переживает наша страна. Новые социально-экономические и мировоззренческие реалии требуют критического переосмысления ряда философско-мировоззренческих установок. Важны также поиски позитивно-творческого потенциала в накопленном массиве философского материала. Теоретическое исследование феномена самореализации личности может оказаться весьма полезным при анализе многих общественных и культурных явлений, а также при разработке социальной, культурной, экономической политики.
Многие положения работы автором используются в преподавательской деятельности.
Апробация диссертации. По теме исследования опубликованы 3 научных статьи в сборниках (Ангарск 2000; Иркутск 2001). Материалы диссертации докладывались автором на научных конференциях (Ангарск, 1998, 2000; Иркутск, 1998, 2001; Омск, 1999), а также использовались в преподавательской работе. Всего у автора насчитывается 8 публикаций по различным сторонам проблемы самореализации личности.
Структура диссертации и её обоснование. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава (3 параграфа) содержит анализ понятия самореализации личности. Параграф 1 посвящен терминологическому анализу понятия и описанию конкретных проявлений этого феномена. Это позволило выявить и конкретизировать содержание понятия самореализации личности и показать неполноту существующих подходов к проблеме. Соответственно, выявилась необходимость нового понимания самореализации личности, что и осуществлено в параграфе 2. В параграфе 3 показан фундаментальный характер потребно-
сти в самореализации, вытекающий из онтологических и гносеологических оснований бытия личности.
Вторая глава (также 3 параграфа) содержит анализ условий, форм и тенденций самореализации. В параграфе 1 показаны разнообразные и часто противоречивые формы самореализации личности. Соответственно, в параграфах 2 и 3 показаны самые основные, фундаментальные, условия, в которых личность получает возможность максимальной и позитивной самореализации.
Такая структура диссертации, по мнению автора, позволяет наиболее адекватно и аргументировано раскрыть сущность, условия и тенденции самореализации личности.
Список литературы включает 228 наименований.
Самореализация личности: феноменологическое описание и терминологический анализ
Семантика понятия «самореализация личности» подразумевает необходимость анализа как того, что входит в «само-» (т.е., анализа сущности личности), так и анализа того, как это «само-» «реализуется», т.е., осуществляется, воплощается на протяжении жизненного пути.
Кроме случаев прямого использования этого понятия, можно выделить ещё целый ряд понятий («смысл жизни», «личностный смысл», «жизненная стратегия», «самоактуализация», «самоутверждение», «всестороннее развитие личности», «судьба»), которые иногда прямо отождествляются, а иногда, так или иначе, связываются с понятием самореализации личности. Такая терминологическая многозначность требует прояснения, во-первых, для чёткого разграничения смыслового содержания этих понятий, во-вторых, для установления их взаимосвязи и места в общей структуре человеческой жизни, и, наконец, для прояснения того, как эти понятия могут быть связаны с потребностью и процессом самореализации личности.
В первом, интуитивном, приближении, понятие «самореализация личности» можно интерпретировать как стремление личности реализовать, или осуществить, то, что является её важнейшим атрибутом. При этом приставка «само-» подразумевает как наличие некой «самости», так и «самостоятельную» реализацию этой «самости».
Полезно начать анализ проблемы с ряда промежуточных задач: анализа случаев прямого использования понятия «самореализация»; терминологического анализа близких по содержанию понятий; - анализа феноменологических описаний тех человеческих судеб и состояний, которые в наибольшей степени соответствуют общепринятому в литературе пониманию самореализации личности; выделению тех человеческих состояний, которые могут быть отнесены именно к феномену самореализации личности; Только в этом случае можно надеяться на адекватное понимание природы потребности личности в самореализации и механизмов самого процесса самореализации.
Несмотря на отсутствие развёрнутых исследований по данной проблеме, различных высказываний о потребности человека в самореализации, о природе, механизмах и формах её удовлетворения существует достаточно много. Многие авторы подчёркивают императивность потребности в самореализации.
Наиболее часто «самореализация личности» понимается как а) максимальное раскрытие её творческого потенциала и б) реализация «сущностных сил» или «человеческой природы». Часто эти понятия связываются вместе: только будучи всесторонне развитым, человек способен полностью проявить свои «сущностные силы» и тем самым осуществить себя.
Такой подход весьма характерен для марксисткой социальной философии. Всестороннее и свободное развитие человека признаётся здесь как высшая цель исторического прогресса: в этом случае становится возможной «свободная реализация личности в основных видах социальной деятельности».1 Понятие «всесторонне развитая личность» в марксисткой литературе выступает как общественный идеал, выражающий полноценную человеческую жизнь.
В марксизме широко используется и понятие отчуждения, отражающее негативные состояния человеческой жизни, противоположные самореализации личности. Нижеследующие выдержки явно показывают, насколько актуальной основоположники марксизма считали необходимость всестороннего развития личности. Вот чеканная фраза К.Маркса: «...свободное развитие ка-ждого является условием свободного развития всех». Саму свободу человека Маркс понимал как возможность «проявлять свою истинную индиви-дуальность». Энгельс утверждал необходимость создания «для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу».4
Т.М.Ярошевский пишет, что К.Маркс «защищает концепцию "цельного (тотального) человека", «самореализующегося» как в творческом, активном труде, так и в общественной жизни, культуре, познавательной деятельности.5 Коммунистическое общество как у основоположников марксизма, так и в последующей марксисткой литературе понимается как общество, «в котором свободное и всестороннее развитие каждой отдельной человеческой личности становится самоцелью».6
Онтологические и гносеологические основания самореализации личности
Общепризнанно, что потребность личности в самореализации носит фундаментальный характер, выражая сущностные черты человеческой природы. В данном параграфе ставится задача показать, что потребность личности в самореализации, а также характер самого процесса самореализации есть проявление не только сущности человека, но и общих закономерностей развития мира. Синергетика при этом может быть использована как достаточно адекватная объяснительная схема.
Речь, таким образом, должна идти об онтологических основаниях самореализации личности. Но онтология дана человеку через познавательные механизмы. Эта мысль присутствует во всей истории философии. И.Кант, размышляя над проблемой свободы воли, считал важным найти не только онтологические, но и гносеологические основания этой проблемы. Отсюда его идея «вещи в себе» и «явления». В современной гносеологии прочно утвердилась мысль о теоретической нагруженности опыта. Поэтому важно найти и гносеологические основания феномена самореализации личности. Использование синергетической концепции не означает отбрасывания того, что уже наработано философской мыслью в этой сфере. Мысль о теснейшей взаимосвязи бытия и личности, присутствует в понятии «практика» в марксизме, и в других концепциях. Э.Фромм пишет о человеке: «Его индивидуальная личность определяется особенностями человеческого существования, общими всем людям. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности».1 Какова же человеческая ситуация? Каков бытийный контекст, обусловивший возникновение потребности в самореализации и определяющий характер самореализации?
Одно из классических определений бытия - «совокупность всего су-щего, мир в целом». В рамках рассматриваемой проблемы можно говорить о трёх уровнях бытия: 1)бытие мира в целом; 1)бытие той части мира, в которой существует данная личность; 3)бытие внутреннего мира личности. Таким образом, онтологические основания феномена самореализации подразумевают фундаментальные «структуры», «порядок» и «законы» этих трёх уровней бытия.
В терминах синергетики, предельные онтологические основания самореализации личности могут быть выражены в понятиях «хаос» и «порядок». Сложные самоорганизующиеся феномены возникают на «границе хаоса и порядка...».3На границе хаоса и порядка протекает существование личности. Здесь формируется её самость. Здесь своей деятельностью в соответствии со своей картиной мира личность вносит упорядоченность в окружающий мир. Хаос и порядок - вот те противоположности, в которых вращается весь мир и в которых следует искать объяснение феномена самореализации.
Хаос представлен, главным образом, неопределённостью мира, как объективно существующей, так и данной человеку гносеологически. Хаос, и, соответственно, неопределённость, реализуются через диссипативные процессы, в форме множества случайных взаимодействий, а также в форме множества элементов, не вовлечённых ни в какие структуры. Ещё одной причиной хаоса является процесс постоянного усложнения мира, и главным образом человеческого мира. Социальные связи и отношения, и сам человек, становятся всё более сложными и запутанными. Всё это вызвано открытостью, неравновесностью, процессуальностью и временностью бытия как контекста существования личности.
Открытость бытия означает способность окружающего мира вторгаться в индивидуальное пространство личности, резко повышая уровень осознаваемой неопределённости. Иногда личность стремится закрыть все «двери» в мир, но, тем не менее, мир любого человека - открытая, незамкнутая среда. Вызываемые незамкнутостью внешние воздействия (которые неспецифичны в том смысле, что являются «только поводом» возникающих изменений),4 не только играют значительную роль в формировании личности, но и во многом определяют характер самореализации.
Неопределённость порождается и нелинейностью бытия. Х.Л.Борхес предложил метафору - «сад ветвящихся дорожек» - «не совершенный, но и не ошибочный образ Вселенной». Эта метафора создаёт образ флуктуирующего мира, имеющего «разные будущие времена, разные «завтра», которые в свою очередь множатся и ветвятся».5
Пределы самореализации личности: от отчуждения к творческой самоактуализации
При понимании самореализации личности как синергетического процесса самостоятельного воплощения в реальность её собственной самости, мы получаем широкую палитру проявлений этого феномена, и некоторые формы самореализации явно не будут соответствовать традиционным представлениям. Суть предлагаемого подхода при этом сохраняется: во всех случаях речь идёт о потребности упорядочить мир вокруг себя в соответствии со своей картиной мира. Различные формы самореализации определяются самостью самореализующейся личности.
Следует отказаться от однозначной идеализации феномена самореализации. Далеко не всегда картина мира личности, определяющая характер жизнедеятельности, есть результат её собственной работы. Часто имеет место некритическое усвоение чужих или общепринятых представлений о мире, человеке и его месте в мире (например, в традиционном или массовом обществе). Будет ли при этом самореализация личности творческой и самостоятельной? Картина мира личности может быть и негативной, и тогда самореализация будет носить разрушительный характер, и не следует закрывать на это глаза.
Необходим трезвый и непредвзятый анализ всех возможных форм человеческих жизнепроявлений, так или иначе связанных с феноменом самореализации личности. Крайние из этих форм можно обозначить как отчуждение и творческое саморазвитие. Проявления отчуждения предельно разнообразны и, возможно, уже в силу этого трудно найти окончательное решение этой проблемы. «В массе жизненных фактов и проявлениях сознания, - пишет один из современных авторов, - я ищу типичные вариации практического и умственного поведения, когда потрясённое сознание в отчаянии отступает перед жестокостью исторических фактов или сопротивляется ей».1
У К.Маркса эта проблема представлена как отчуждение труда или общественных отношений в целом, которые, с развитием товарно-денежных отношений и конкуренции, начинают господствовать над людьми. По Марксу, смысл истории состоит в практическом осуществление потенциальной человечности, «скрытой в каждом индивиде и растрачиваемой впустую» при неблагоприятных исторических условиях, производящих «отчуждённую реальность, которая бесчеловечна и расточает человеческий потенциал».2
Югославский философ М.Маркович считает, что понятие отчуждения является категорией всеобщей и «даёт возможность охватить все негативные аспекты человеческого положения».3 М.Маркович трактует отчуждение как противоречие между потенциальными возможностями человеческого индивида и их ограниченным осуществлением.
Т.И.Ойзерман возражает, что по Марксу, преодоление отчуждения предполагает не возвращение человеку его некой изначальной сущности, а очеловечивание того, что и делает человека, становясь его сущностью, то есть труда. Это может произойти только путём преодоления отчуждённого характера труда как первой жизненной потребности, выражения творческих способностей человека. В современном марксизме утверждается, что человек до сих пор является не целостным субъектом деятельности, а придатком технологии, "частичным" работником. Поэтому, для подавляющей части людей труд остаётся средством к жизни, а не первой жизненной потребностью. Это и есть суть отчуждения.
Существует достаточно большая литература по проблеме отчуждения, при анализе которой можно выделить ряд внутренних состояний и реальных положений, характерных для отчуждённого индивида:
1. потеря человеческой самотождественности4, заключающаяся в: а) конфликте между актуальным существованием и потенциальным бытием; б) чувстве утраты индивидом своего «подлинного Я»;
2. патологический характер социальных отношений: зависть, конкуренция, недоверие, ненависть и враждебность вместо возможного сотрудничества, взаимности, осмысленного общения и заботы о других людях;
3. чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под влиянием внешних сил; потеря контроля над продуктами человеческой деятельности.