Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ 1. Методология социально-философского анализа безопасного функционирования духовного мира личности 18-53
РАЗДЕЛ 2. Угрозы духовному миру офицера российской армии в современных условиях 54-83
РАЗДЕЛ 3. Содержание и основные тенденции развития духовного мира офицерского состава Вооруженных сил России в современных условиях 84-119
РАЗДЕЛ 4. Основные направления оптимизации взаимодействия духовной безопасности общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил 120-154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155-166
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 167-180
- Методология социально-философского анализа безопасного функционирования духовного мира личности
- Угрозы духовному миру офицера российской армии в современных условиях
- Содержание и основные тенденции развития духовного мира офицерского состава Вооруженных сил России в современных условиях
Введение к работе
Российское военное строительство осуществляется сегодня в сложной и противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической и религиозной обстановке. Государство и общество всегда заинтересованы в стабильном функционировании своей военной организации, в гармонизации отношений между личностью, обществом и государством. Любая рассогласованность отношений между государством, обществом и вооруженными силами представляет собой одну из реально существующих опасностей всему социуму. В этой связи существенное снижение духовных основ российской армии, а также относительная потеря контроля со стороны руководящих органов над духовным состоянием офицерского состава может иметь тяжелые последствия для Вооруженных Сил не только уже сегодня, но и в отдаленной перспективе.
Обеспечение военной безопасности государства может быть осуществлено многими факторами. Одним из них выступает безопасное состояние и функционирование духовного мира офицерского состава армии и флота, которое может быть рассмотрено как состояние защищенности содержания их сознания, права свободного выбора определенного типа мировоззрения и направленности духовных качеств, оцениваемые личностью как желательные и необходимые ей для общегражданской и военно-профессиональной деятельности.
Воинская служба всегда была связана с риском для жизни военнослужащего, лишениями для членов его семьи, потерей здоровья. Современное состояние и направленность функционирования сознания и мировоззрения значительной части офицерского состава связано с переосмыслением ими собственного социального статуса, переоценкой военно-профессиональных ценностей. Следует признать, что безопасное состояние духовного мира офицерского состава сегодня во многом оказалась в непосредственной зависимости от социально-экономических возможностей
общества и государства, их способности наиболее полно удовлетворить необходимый спектр насущных жизненных интересов и потребностей военнослужащих.
Сложные, противоречивые состояния духовного мира офицерского состава во многом обусловлены трудностями военной реформы, отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Все это заметно ухудшает морально-психологическое состояние личного состава, снижает его военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению обязанностей воинской службы.
Обострение внутренних проблем происходит на фоне нестабильного международного положения Российской Федерации. Сильная экономика и военная мощь многих западных государств является основой для навязывания России стандартов мировой политики и образа жизни граждан. Все больше игнорируются нормы международного права, сложившиеся десятилетиями принципы межгосударственных взаимоотношений в рамках ООН, а также ментальность и культура народов России.
Актуальность социально-философского анализа безопасности духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях, содержание и тенденции функционирования их духовного мира определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, сегодня Российское государство и армия испытывают острую потребность в духовно богатой личности гражданина, а также в четких и устойчивых ценностных ориентирах, общепризнанных и общепринятых критериях подлинной духовности. Действительно актуальной стала проблема безопасного функционирования духовных ценностей общества, сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава и соответственно их роли в системе обеспечения военной безопасности государства.
Во-вторых,, практически каждый офицер сегодня вынужден затрачивать значительные духовно-психические и физические усилия, чтобы сохранять
сознание, мировоззрение и социальные качества в норме. Безопасной для духовного мира офицерского состава представляется такая ситуация, при которой затраты на поддержание в норме своей духовности не должны увеличиваться, а иметь устойчивую тенденцию к снижению. Для духовного мира офицерского корпуса крайне необходимо состояние оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности. Эти показатели духовности сегодня, к сожалению, становятся весьма редким явлением. Формирование оптимистичного содержания и направленности сознания и мировоззрения офицерского состава связывается сегодня с проведением такой государственной политики, которая нацелена на создание духовного комфорта в армии и на флоте. Доминирование негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении военнослужащих - наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала российского общества и его Вооруженных Сил.
В-третьих, безопасность функционирования духовного мира офицерского состава сегодня во многом оказалась в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических возможностей общества и государства, их способности наиболее полно удовлетворить необходимый спектр их насущных жизненных интересов и потребностей. Социально-экономическое неблагополучие человека формирует комплексную причину, которая оказывает деструктивное воздействие на состояние и функционирование его духовного мира. Бытие российского офицера, отягощенное бедностью и неудовлетворенностью порождает искаженный тип духовности и человеческого общения, вызывает все более массовые деформации их сознания и поведения, снижает уровень их духовных возможностей по обеспечению военной безопасности государства.
В-четвертых, духовность всегда выступала той основой, на базе которой формировалась готовность военнослужащих к защите Отечества и возможной
6 войне, конкретным боевым действиям. Однако, сегодня все больше нарастают процессы внутрипичностного отчуждения значительной части офицерского состава от принадлежности к армии и флоту, поиска других способов и форм жизнедеятельности. Сегодня возрастает удельный вес общегражданских идей, взглядов и ориентации по сравнению с военно-профессиональными. Офицерский состав все более значимыми признает гражданские ценности и смысл жизни вне армии, замыкается сам на себя или на ближайшее социальное окружение. Следует признать, что сегодня значительная часть офицерского состава находит в гражданской жизни намного больше вариантов осуществления своих интересов, касающихся, прежде всего, значительного повышения уровня и качества их жизни. Такая приоритетность во многом обусловлена обесцениванием общезначимых приоритетов военной службы и невозможностью военнослужащих полностью реализовать себя в военно-профессиональной деятельности.
Сказанное свидетельствует об усилении роли духовной составляющей российской армии в общей системе обеспечения военной безопасности государства.
Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние степени научной разработанности проблемы безопасности духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях: содержание и тенденции его функционирования, следует отметить, что анализ социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения данной проблемы.
Первую группу составляют работы отечественных ученых, посвященные исследованию социально-философских проблем духовной жизни общества, в которых глубоко и обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовной жизни общества, закономерности ее формирования и развития, места и роли духовных ценностей в жизни человека. Анализ научных
исследований, посвященных духовным проблемам российского общества, способствовал поиску новых методологических подходов к формированию модели безопасного духовного состояния личности, общества и государства.'
Анализ данных работ показывает, что в них содержится немало плодотворных идей и положений, которые обогащают современные представления о духовности личности и социальных общностей, ее смысле, назначении и возможностях.
Вторую группу составили работы, авторы которых предметом своего исследования избрали проблемы национальной безопасности российского государства. Так, в значительной части работ акцентируется внимание на том, что национальная безопасность не может быть сведена только к защите суверенитета и территориальной целостности государства, хотя это и составляет один из наиболее важных ее признаков. Ее следует рассматривать в более широком контексте, так как национальная безопасность призвана обеспечить безопасность всего комплекса жизненно важных интересов и ценностей личности, общества и государства.
В целом данное направление исследований явилось достаточно ч позитивным по целому ряду аспектов: во-первых, такой акцент позволил
См.: Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал. - 1997. - № 3; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.,1988; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. - 1996. -№ 2; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. - М., 1990; Гырдев Д. Проблемы общественного сознания. - М., 1982; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986; Ильенков Э.В. Проблема "идеального" //Вопросы философии. - 1979. - № 6,7; Каган М.С. О духовном //Вопросы философии. - 1985. -№ 9; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. - М., 1999; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. - 1991. - № 12; Миголатьев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. - 1998. - № 3;Крымский СБ. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. - 1992. - № 12; Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. - 1996. - № 2; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. - Томск.: Издательство ТГУ, 2000; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990; Франк С.Л. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. - М., 1992.
выделить основные элементы структуры национальной безопасности, определить место и роль в ней духовной подсистемы, которая через вполне конкретное содержание сознания, мировоззрения и духовных качеств осуществляет активное воздействие на эффективное функционирование всех других подсистем национальной безопасности, объединяя их в единое целое;1 во вторых, был осуществлен анализ совокупности существующих сегодня внешних и внутренних опасностей и угроз российскому обществу, личности и государству, в том числе и в духовной сфере.
См.: Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность //Мировая экономика и международные отношения. - 1998.- № 5, 6; Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. //Инф. сборник "Безопасность", 1994. -№ 3; Голубев В.И., Пусько B.C. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. Учебное пособие. - М.: Воен. ун-т, 1996; Гречко П.К. К вопросу о понятии "национальная безопасность" // Социально-политический журнал. - 1998. - № 3; Даниленко И.С. Политическая безопасность //Инф. сборник "Безопасность". - 1993. - № 10; Манилов В.Л. Исследование проблем национальной безопасности. Вопросы методологии // Военная мысль - 1995.- № 5; Он же. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели. - Военная мысль -1995.- № 6; Митрохин В.И. Концептуальные основы национальной безопасности России //Социально-политический журнал. - 1995. - № 6; Михалкин Н.В. Национальные интересы и национальная безопасность России //Власть. - 2000. - № 2; Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности в России в современных условиях //Геополитика и безопасность. — 1993. - № 1; Петров В.П. Система обеспечения национальной безопасности России: проблемы формирования и совершенствования (социально-философский анализ): Дис.канд. фил ос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1997; Прохожев А. А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов //Безопасность, 1995.- № 9 /29/; Серебрянников В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль. - 1997. - № 3; Серебрянников В.В., Хлопьев А. Т. Социальная безопасность России. - М.: ИСПИ РАН, 1996; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной-безопасности государства. - М.Воен. ун-т, 2000; Чебан Вл.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Автореф. дис...д-ра филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1997.
2 См.: Бельков О.А. Как отвечать на новые вызовы //Власть. - 2000. - № 2; Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России. - М.: Духовное наследие, 1998; ГацкоМ.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, - 1996; Клименко А.Ф. Методика оценки военных угроз и меры по их нейтрализации //Военная мысль. - 1993. - № 5; Коротченко Е.Г. Информационно-психологическое противоборство в современных условиях //Военная мысль - 1996.- № 1; Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль - 1996.- № 1.
Вполне справедливо обосновывается идея о том, что безопасное состояние общества как социальной системы самым непосредственным образом связана с удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей человека и социальных групп. У социальной системы в значительной степени защищающей интересы человека есть больше шансов достичь безопасного состояния.
Третью группу составляют работы, представителей отечественной военно-философской мысли, которые всегда держали в поле своего зрения проблемы войны и мира, войны и армии, воинского долга, духовных сил и морального фактора в войне. Значительное внимание уделяется изучению места и роли духовного фактора, нравственных сил и морального духа армии, воинского долга, морально-психологической подготовки личного состава.1
Следует отметить, что в последнее время значительное количество работ посвящено исследованию различных духовных состояний, особенностей и специфики формирования и функционирования духовного мира офицерского состава в зависимости от ценностных ориентиров общества. Духовное обновление армии напрямую связывается большинством авторов с обновлением основных сфер жизни российского общества. Духовное возрождение общества рассматривается как одно из действенных средств
См.: Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. - 1999. -№ 3; Безруков Р.А. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи армии (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2000; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. - М., 1997; Рахимов О.-Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Дис...д-ра филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1995; Чижик П.И. Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил: содержание и соотношение. - М.: Воен.ун-т, 1999; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). — Монино, 1998; Щеголев И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: ВУ, 1999.
выхода страны из кризиса, как необходимое условие успешного реформирования военной организации государства.1
Вместе с тем, следует отметить, что проблема безопасного состояния и функционирования духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях исследована еще явно недостаточна. Значительные усилия следует сосредоточить на всестороннем и глубоком исследовании безопасного состояния сознания, мировоззрения и духовных качеств всех категорий офицерского состава, определении основных направлений оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих Вооруженных сил.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что в настоящий момент сложилось реальное противоречие между все более возрастающей потребностью изучения роли безопасного состояния и функционирования духовного мира офицерского состава в решении задач обеспечения военной безопасности России и отсутствием научного исследования, представляющего решение данной социально-философской задачи, имеющей важное
См.: Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000; Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии и их разрешение: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М: Воен. ун-т, 2001; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. - М.: Воен. ун-т, 2002; Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.: Воен. ун-т, 2000; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Монино, 1996; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. - М.: Воен. ун-т.-2001; Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис... д-ра социол. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1995; Рахимов О.-Х.-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.: Воен. ун-т, 2000; Соловьев С. Динамика менталитета российского офицерства (1985 -1995 гг.) //Власть. - 1995. - № 8; Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001.
11 теоретическое и практической значение. Осознание этого противоречия и явилось одним из главных мотивов исследования.
Объектом диссертационного исследования выступает безопасность духовного мира офицерского состава Вооруженных Сил как элемент сложной и динамичной системы духовной безопасности российского государства, в рамках которой обеспечивается надежная защита жизненно-важных духовных интересов и ценностей, устойчивое и социально-активное функционирование сознания, мировоззрения и духовных качеств офицеров армии и флота.
Предметом исследования является социально-философский анализ содержания и основных тенденций развития духовного мира офицерского состава российской армии в условиях существующих угроз и необходимости взаимодействия с духовной безопасностью государства.
Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить сущность, содержание и структуру безопасного состояния и функционирования духовного мира офицерского состава, обосновать пути и способы оптимизации взаимодействия духовной безопасности общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил.
Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа механизма взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия безопасного состояния духовного мира офицерского состава и военной безопасности государства в современных условиях, в обосновании основных направлений его оптимизации.
Замысел и цель исследования обусловливают его задачи:
исследовать сущность безопасного состояния духовного мира личности;
осуществить структурно-содержательный анализ основных элементов и особенностей безопасности духовного мира личности российского офицера;
проанализировать содержание взаимодействия безопасного состояния духовного мира офицерского состава и военной безопасности государства;
систематизировать основные угрозы безопасному функционированию духовного мира офицерского состава в современных условиях;
выявить главные направления оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил;
' Научная новизна диссертации состоит в обосновании и осуществлении социально-философского анализа проблемы взаимосвязи безопасного состояния духовного мира офицерского состава и военной безопасности государства в современных условиях, которая применительно к современному этапу развития российского общества и армии является недостаточно исследованной. Более конкретно научная новизна исследования выражается:
-в раскрытии сущности и современного содержания понятия "безопасность духовного мира офицерского состава российской армии";
- в обосновании изменившихся подходов к осмыслению места и роли
духовных угроз в духовной жизни офицера российской армии;
-в определении показателей современного уровня, особенностей и качества безопасного состояния духовного мира офицерского состава в системе элементов национальной и военной безопасности государства;
в выяснении тенденций функционирования духовного мира офицерского состава армии и флота;
в определении основных направлений оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих;
На защиту выносятся положения:
1. Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии определяется как сложная и динамичная система условий, факторов стабилизации и существующих угроз, в которой обеспечивается защита
жизненно-важных интересов и ценностей, устойчивое и социально-активное функционирование сознания, мировоззрения и духовных качеств.
Духовные угрозы, представляющие непосредственную опасность и существенно снижающие уровень безопасного состояния и функционирования духовности офицерского состава, системно воздействуют на жизненно-важные ее состояния, ценностные ориентации, интересы и убеждения, на способность личности сохранять свою идентичность, в современных условиях связываются, прежде всего, с существованием социальных субъектов, их намерений, возможностей и действий, осуществляемых с целью дестабилизации функционирования духовного мира других субъектов.
Содержание безопасного состояния духовного мира офицерского состава раскрывается через соотношение состояний защищенности индивидуального сознания и мировоззрения, а также основных ценностных характеристик духовного мира офицерского состава, обеспечивающих безопасное функционирование их духовности.
Основными направлениями оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил являются: выработка единых приоритетов духовной жизни, связанных с выполнением служебного (воинского) долга и гражданственностью, разработка общегосударственной идеологии, общенациональной, внепартийной общероссийской идеи, укрепление заинтересованного духовно-культурного содружества армии и флота с Русской Православной Церковью и другими традиционными для Российской Федерации конфессиями.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения о сознании, мировоззрении и духовности общества, его субъектов, содержащихся в трудах мыслителей прошлого, работах представителей русской философии, исследованиях других отечественных и зарубежных ученых, а также публикациях авторов современного этапа развития России и ее армии.
Представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.
Непосредственную методологическую основу диссертации составили
основные принципы социально-философской методологии духовной
безопасности российского общества и армии, на основе которых осуществлен
содержательный анализ основных структурных элементов и признаков
духовности личности. В диссертации используются также идеи и положения
социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат
применительно к объекту и предмету исследования: логико-гносеологический,
аксиологический, структурно-содержательный, функционально-
деятельностный подходы, принцип социального детерминизма и т.п.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа основных документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению национальной и военной безопасности Российской Федерации; статистическую информацию о безопасности Российской Федерации, опубликованную в периодической печати; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности, духовного потенциала армии и духовной безопасности России как фактора ее военной безопасности; данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации.
Практическая значимость исследования безопасности духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях состоит в том, что рекомендации, результаты и выводы проведенного научного анализа могут быть использованы в целях совершенствования деятельности законодательных и исполнительных органов власти, ведающих вопросами духовной безопасности в России; в деятельности управлений Генерального штаба,
Главного управления Воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации; в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Военном университете и ряде других военно-учебных заведений Российской Федерации; при организации общественно-государственной подготовки личного состава армии и флота.
Структура и основное содержание диссертации
Логика достижения целей исследования определяет структуру диссертации, состоящей из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, осуществляется анализ ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его общий теоретический замысел, теоретико-методологическая и эмпирическая база, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, практическая значимость диссертации.
В первом разделе "Методология социально-философского анализа безопасного функционирования духовного мира личности" выявляется сущность и содержание понятия «безопасность духовного мира личности», определяется его место и роль в системе категорий, отражающих духовную безопасность общества и государства.
Во втором разделе "Угрозы духовному миру офицера российской армии в современных условиях" особое внимание уделяется анализу внешних и внутренних угроз духовному миру личности офицера, которые сегодня реализуются не только в тесной взаимной связи, но и на достаточно высоком уровне скрытности.
В третьем разделе "Содержание и основные тенденции развития духовного мира офицерского состава Вооруженных сил России в современных условиях" анализируется качественная характеристика духовного мира офицерского состава в системе военной безопасности государства, которая представлена основными тенденциями, определяющими состояние и развитие
16 их сознания, мировоззрения и духовных качеств. Особое внимание уделено раскрытию содержания позитивных и негативных составляющих безопасного функционирования духовного мира офицерского состава.
В четвертом разделе "Основные направления оптимизации
взаимодействия духовной безопасности общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил" анализируются направления оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил. Среди наиболее актуальных выделяются: выработка единых приоритетов духовной жизни, разработка общегосударственной идеологии, общенациональной, внепартийной общероссийской идеи, укрепление заинтересованного духовно-культурного сотрудничества армии и флота с Русской Православной Церковью, с другими наиболее распространенными в Российской Федерации конфессиями.
В заключении обобщаются теоретические выводы и результаты исследования, составляющие социально-философскую концепцию безопасного функционирования духовного мира российских офицеров, формулируются практические рекомендации и предложения по дальнейшему укреплению духовных основ армии и флота и перевода их в фактор военной безопасности государства.
Общий объем диссертации составляет - 180 страниц.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. Некоторые положения исследования апробированы в ходе проведения общеуниверситетских и межкафедральных семинаров, учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава, в процессе проведения занятий на курсах переподготовки офицерского состава, участия в системе занятий по общественно-государственной и командирской подготовке в Военном университете.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Состояние и тенденции функционирования духовного мира
военнослужащих в современных условиях. - М.: Воен. ун-т, 2004. - 1,0 п.л.
2. Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии:
проблемы и противоречия // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - №4.- 0,5
п.л.
Общий объем публикаций по теме исследования —1,5 п.л.
Методология социально-философского анализа безопасного функционирования духовного мира личности
Особую актуальность сегодня приобретают проблемы, связанные с принципиально новыми признаками и составляющими безопасности личности, общества и государства. Достаточно значимой становится проблема безопасного функционирования духовных ценностей общества, духовного мира человека, его сознания, мировоззрения и духовных качеств. Это во многом объясняется тем, что значительное развитие получили сегодня средства и способы, методология и методика манипулирования сознанием людей, направленные на дестабилизацию духовности личности, вытравливающие из ее сознания и мировоззрения неповторимо личностное, уникальное. Все активнее насаждаются стереотипы, подавляющие самостоятельность мышления и поведения различных субъектов.1 Отсюда можно с уверенностью утверждать, что, с одной стороны, возникла принципиально новая система внешних и внутренних угроз безопасности личности и общества, и, в частности, их духовной безопасности, не связанная с традиционным пониманием врага или афессора, а, с другой стороны, прежние внешние и внутренние уфозы существенно изменились по содержанию, способам возникновения и реализации.
Представляется, что особую остроту и актуальность данная проблема приобрела с начала распада Советского Союза, когда наметился процесс переоценки многих духовных ценностей, составлявших основу жизнедеятельности людей. Уже достаточно длительное время российское общество находится в условиях формирования сколько-нибудь целостной системы духовных приоритетов и ценностей на уровне государства, общества и личности. В то же время нерешенность многих социально-экономических, политических и собственно духовных проблем не приблизили его существенно к стабильному и безопасному существованию. Продолжает сохраняться возрастающая открытость духовности российского общества к далеко не самым лучшим западным ценностям. В духовной сфере происходят сложные процессы, связанные с переоценкой, переориентацией и сменой целого ряда базовых духовных ценностей, что заметно снижает устойчивость и эффективность функционирования духовной жизни российского общества. Данные факторы весьма значительно снижают внутреннюю духовную готовность и способность российского общества противостоять различного рода новым угрозам и опасностям.
Подобная ситуация объективно требует поиска новых методологических подходов к анализу реального безопасного состояния и перспектив дальнейшего духовного развития личности, общества и государства в современных условиях. Представляется, что в данных условиях исходной базой для исследования такого сложного феномена, каким является безопасность духовного мира личности, выступает имеющаяся сумма знаний, накопленная в данной области. Действительно, в последнее время заметно возрос интерес российского общества и государства к вопросу безопасного функционирования духовного мира личности. Вместе с тем, анализ работ позволяет сделать вывод о том, что проблема безопасности духовного мира российских граждан и военнослужащих армии и флота исследована еще явно недостаточно. На что, в частности указывают и сами исследователи. Одна из характерных особенностей существующих подходов состоит в том, что большинство авторов рассматривает проблему духовной безопасности личности не в прямой постановке, а в связи с осмыслением других проблем. Опираясь на анализ категории "духовность" в имеющихся источниках, ряд авторов отдают предпочтение изучению специфики формирования и функционирования духовного в профессиональной деятельности военных кадров, духовных ценностей российского общества и армии, системно анализируют духовный потенциал военной безопасности государства.
Такие подходы вполне оправданы, поскольку на каждом конкретном этапе развития российского общества и его Вооруженных сил перед учеными выдвигается на передний план исследование тех или иных его наиболее приоритетных проблем, в том числе и духовных.
Угрозы духовному миру офицера российской армии в современных условиях
Принципиально новая геополитическая и идеологическая ситуация требует по-новому подойти к осмыслению реальной степени защищенности сознания и мировоззрения различных категорий российских граждан, комплексной оценке совокупности опасностей и угроз, существующих сегодня в отношении духовного мира офицерского состава российского общества.
Проблема духовной безопасности российских военнослужащих как состояние защищенности их сознания, мировоззрения и духовных качеств, способности противостоять негативному воздействию внешних и внутренних угроз становится сегодня особенно актуальной. Во многом она должна рассматриваться в качестве одного из необходимых условий реального обновления Вооруженных Сил.
Социально-философский анализ данной проблемы позволяет выделить ряд обстоятельств, которые непосредственно указывают на необходимость и значимость безопасного функционирования духовного мира офицерского состава в современных условиях. При всей специфичности духовности армии, надо признать что ее общие основы формируются на базе общей духовности российского общества и государства. Обобщение данных социологических исследований, проведенных в последнее время, позволяет сформулировать следующую закономерность: "чем насыщеннее бытие человека в материальном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношениях, чем оно богаче и свободнее, тем должны быть содержательнее, свободнее проживающие в данном обществе сами люди. И напротив, бытие людей отягощенное бедностью (нищетой) и бездуховностью порождает искаженный тип человеческого общения и более или менее массовые деформации сознания и поведения людей".
В силу ряда объективных и субъективных причин российское общество оказалось сегодня в достаточно сложной социально-экономической, политической и духовной ситуации. Она, в частности, характеризуется тем, что идейная и морально-психологическая основа бывшего советского общества и государства разрушена, отброшено вместе с ней и много положительного, а нового пока мало что создано. Нет новой государственной идеологии, выражающей общие интересы общества и ориентирующей его граждан на соблюдение гражданской ответственности, правовых норм и высоконравственное поведение.
Сегодня недостаточно внимания уделяется исследованию противоречий и трудностей перехода российской общества и системы государственного управления на путь эффективного демократического развития. Российское общество продолжает жить в условиях постоянного реформирования экономической, политической и социальной сфер жизни. Вместе с тем, кризисное состояние экономики, социально-политической жизни - это не собственно угрозы духовному миру личности. Оно, безусловно, негативно влияет на безопасное состояние и функционирование духовного мира всех членов общества, в том числе и военнослужащих, обладая спецификой в сравнении с собственно духовными угрозами. Обусловленность духовного материальным (экономическим, социальным, политическим) не является связью, развивающейся по жесткой схеме "причина - следствие", а представляет собой сложный диалектический процесс, отражающий специфику самого духовного, его относительную самостоятельность, способность как воспроизводить уже сложившиеся связи, так и формировать новые отношения между людьми.
Неуверенность граждан в установлении нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека не ослабевает. Достаточно медленно идет процесс разработки духовно-идеологических основ сплочения армии и общества, установления общенационального согласия.
Еще сравнительно недавно большинство граждан российского общества могли безконфликтно для себя противостоять насильственному и ненасильственному насаждению чуждых им мировоззрений, определять личную позицию. В настоящее время необходимо признать, что степень самостоятельности выбора конкретного содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств у большинства россиян значительно уменьшилась.
В ходе проведения многочисленных реформ произошло нарушение единства общества и армии, падение престижа службы в Вооружённых Силах, что проявляется в оттоке из армии значительного числа офицерского состава. Социальная защищенность всех основных категорий военнослужащих находится на крайне низком уровне.
Содержание и основные тенденции развития духовного мира офицерского состава Вооруженных сил России в современных условиях
Обеспечение военной безопасности государства сегодня осуществляется многими факторами. Одним из них выступает безопасное состояние и функционирование духовного мира офицерского состава армии и флота, доминирование в нем позитивного содержания. В этих условиях достаточно актуальным становится исследование наиболее важных аспектов безопасности духовного мира офицерского состава, которое может быть представлено характеристикой состояния и основными тенденциями функционирования их сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава.
Представляется, что государство и армия всегда испытывают острую потребность в духовно богатой личности, а, следовательно в четких и устойчивых ценностных ориентирах, общепризнанных и общепринятых критериях подлинной духовности. В конечном итоге это во многом определяет уровень духовных возможностей офицерского состава армии и флота по защите страны и народа от возможной агрессии извне.
Проблема стабилизации духовной ситуации в обществе и обеспечения безопасного функционирования духовного мира офицерского состава становится сегодня достаточно актуальной. Государство и общество всегда заинтересованы в стабильном функционировании своей военной организации, в гармонизации отношений между личностью, обществом и государством. Опыт свидетельствует о том, что любая рассогласованность отношений между государством, обществом и вооруженными силами представляет собой одну из реально существующих опасностей всему социуму. В этой связи существенное снижение материальных и духовных основ российской армии, а также относительная потеря контроля над духовным состоянием личного состава может иметь самые тяжелые последствия для государства.
Проведенный анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что безопасность духовного мира офицерского состава может быть рассмотрена как состояние защищенности содержания их сознания, право свободного выбора определенного типа мировоззрения и направленности духовных качеств, которые оцениваются личностью и обществом как желательные и необходимые для общегражданской и военно-профессиональной деятельности.
Данный подход позволяет, с одной стороны, акцентировать внимание на характере взаимосвязи духовной безопасности общества и духовного мира офицерского состава в системе военной безопасности, а с другой стороны -исследовать реальное состояние функционирования и развития основной духовной составляющей военной безопасности государства.
Наиболее важные аспекты содержания, способов и форм взаимодействия духовной безопасности общества и военной безопасности государства могут быть представлены анализом состояния и основных тенденций, определяющих характер функционирования и развития сознания и мировоззрения и духовных качеств офицерского состава.
Достаточно устойчивой тенденцией, определяющей безопасное состояние и функционирование духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях, является углубляющаяся рассогласованность сознания и мировоззрения с задачами, направленностью и эффективностью духовного функционирования общества, государства и их военно-профессиональной деятельностью.
Следует признать, что в духовном мире значительной части офицерского состава наблюдается серьезное рассогласование личных интересов и установок с общественно-государственными. Оно во многом является следствием недостаточного внимания государства к решению назревших социально-экономических проблем Вооруженных Сил, дальнейшим ухудшением условий жизни и быта в первую очередь офицерского состава.
Социологические исследования проведенные в последнее время, показывают, что среди различных категорий военнослужащих офицерский состав в большей степени оказался поставленным в условия сложного выбора соответствующего типа и содержания мировоззрения из достаточно большого спектра, присутствующего в обществе. Выбор действительно достаточно широк и труден: от политизированного патриотизма до религиозно-духовной соборности, от признания человека главной ценностью развития российского общества до отрицания какой-либо значимости индивида в системе ценностных ориентиров общества, открытая переориентация на западную систему ценностей и т.д. Безопасность духовного мира в таких условиях обеспечить достаточно сложно. Офицерский состав не может длительно пребывать в ситуации постоянного и сложного духовного выбора, неопределенности ценностных ориентации и идеалов.
Неопределенность путей, сроков и способов реформирования российских Вооруженных Сил также весьма негативно сказывается на сознании и мировоззрении большинства военнослужащих. Проводимая политика в области обороны и безопасности страны, реформирования Вооруженных Сил привносит элемент некоторой раздвоенности в сознание и мировоззрение офицерского состава. Так, одна часть из них продолжает ориентироваться на ценности советского и более отдаленного прошлого нашей страны, ее истории, другая - на новые "идеалы" общественной жизни, преимущественно, по западным стандартам, далеко не самым лучшим, а третья — испытывает серьезные трудности с определением для себя сколько-нибудь значимых ценностей.