Введение к работе
Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза перед вновь образовавшимся российским государством возник целый комплекс проблем и задач, многие из которых до сих пор не решены. Являясь одновременно и наследницей дореволюционной России, и правопреемницей СССР, современная российская цивилизация столкнулась, тем не менее, с серьезными идентификационными затруднениями, затрагивающими как общегражданское, так и цивилизационное идентификационные поля. Отсутствие национальной идеи, недостаток общепризнанных символов, способных интегрировать российское общество в единую нацию, в единое цивилизационное и социокультурное целое, существенно препятствуют эффективности внутренних преобразований. Системная модернизация ключевых сфер российской общественной жизни, о необходимости которой говорится на самом высоком уровне, так и остается мегапроектом, реализация которого переносится на неопределенный срок. Период транзитивности слишком затянулся и угрожает перерасти в устойчивый общецивилизационный и социокультурный кризис. Все это предельно актуализирует обширное проблемное поле, связанное с внутренними и внешними детерминантами социальной и цивилизационной эволюции новой России в новом мире.
Распад Советского Союза повлиял не только на цивилизационную судьбу России, но и резко трансформировал конфигурации мирового целого. Стабильная биполярная система времен «холодной войны» распалась, и из хаоса наступившей неопределенности стали прорываться в будущее новые процессы и тенденции, формирующие облик современного мира. Наиболее ключевым и важным из этих процессов стал процесс глобализации, переведший цивилизационные системы мира в принципиально иные условия жизнедеятельности. Перед многими локальными цивилизациями встала реальная угроза потери самобытности, уникальности, растворения в унифицирующей среде наступающей глобализации, ее универсальных норм и стандартов. В этой связи непроясненность цивилизационного статуса современной России, отсутствие четкой стратегии социокультурного развития в изменившихся условиях существенно затрудняют поиск ею места в новом глобализирующемся мире, увеличивают вероятность неблагоприятных сценариев интеграции российской цивилизации в современный глобализационный процесс.
Актуальность научного исследования заявленной темы обусловливается масштабностью проблемы и динамикой развития современного мира. Турбулентность и нелинейность современных мировых процессов все время заставляют пересматривать уже устоявшиеся точки зрения; парадигмы и концепции, которые казались незыблемыми; проекты и прогнозы, в которых учитывалось все, кроме непредсказуемости самого будущего. Наука в этом смысле обязана поспевать за «ускользающей» реальностью и отображать в себе ее новые формы и тенденции.
Таким образом, исследование проблематики развития российской цивилизации в контексте современного глобализационного процесса имеет выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую значимость.
Степень разработанности проблемы. Российская цивилизация, ее сущность и специфические черты получили достаточно широкое освещение в современной научной литературе. После распада Советского Союза и появления России как нового независимого государства в интеллектуальной сфере активно начал развиваться процесс самоосмысления, поиска социокультурных инвариантов и исторических оснований функционирования постсоветской российской цивилизации. Ключевой, как всегда в истории российской мысли, стала проблема историософская, связанная с выявлением логики многовековой эволюции России в контексте современных проектов и задач.
В трудах В.П. Агафонова, А.С. Ахиезера, И.М. Клямкина и И.Г. Яковенко, В.И. Большакова, В.В. Ильина, В.Л. Калашникова, В.К. Кантора, Я.А. Кеслера, Н.Г. Козина, А.И. Смирнова, А.Г. Чусовитина, В.Ф. Шаповалова, Г.Ф. Шиловой акцент делается на историософских аспектах развития российской цивилизации. История российской цивилизации от древности до наших дней предстает как результат последовательного эксплицирования цивилизационной идеи России, реализации ее социокультурных особенностей, которые определяют уникальный облик России в мировой истории.
В указанных работах Россия понимается в качестве цивилизации, что очень важно в контексте формирования цивилизационного самосознания. Особенное внимание проблеме статуса России как цивилизации уделяется в трудах А.Н. Каньшина, В.М. Межуева, И.Б. Орловой, Д.Е. Сорокина. Анализ интерпретаций цивилизационного образа России представлен в работах И.Н. Ионова, А.В. Лубского, А.А. Пелипенко, Я.Г. Шемякина.
Непроясненность цивилизационного статуса новой России, противоречивость и взаимоконфликтность интерпретаций сущности и образов российской цивилизации свидетельствуют о кризисе цивилизационной идентичности России. Тема причин данного кризиса, способов его преодоления получила отражение в трудах Д.Н. Замятина, Е.Н. Зизы, О.А. Кармадонова, Н.Г. Козина, Л.Г. Королевой, В.В. Кочеткова, В.И. Пантина, В.Б. Пастухова, Л.В. Скворцова, С.В. Трегуба.
Одной из наиболее реальных возможностей не только преодоления цивилизационного кризиса, но и возвращения России статуса великой мировой державы является системная модернизация ключевых сфер российского общества. Социокультурные особенности российской модернизации, причины и факторы хронической незавершенности модернизационного проекта в России исследуются в работах К.С. Гаджиева, А.Г. Глинчиковой, Ю.Д. Гранина, В.В. Лапкина, Э.А. Паина, В.Г. Федотовой.
Российская цивилизация анализируется в диссертации в контексте современного глобализационного процесса. Проблеме глобализации посвящено неисчислимое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Из трудов, посвященных общим вопросам глобализации, ее генеалогии, сущности, направленности, следует выделить труды У. Бека, А.В. Бузгалина, В.С. Буянова, З. Видоевича, Э. Гидденса, С.Р. Гостевой, К.Х Делокарова и И.М. Подзигуна, В.Л. Иноземцева, К.М. Кантора, Ю.И. Комара, К.Х. Момджяна, А.И. Неклессы, Н.Е. Покровского, С. Хоффмана, А.Н. Чумакова, Ю.В. Яковца, а также ряд коллективных монографий.
В диссертации современный глобализационный процесс рассматривается прежде всего с точки зрения противоречивого взаимодействия между глобальным и локальным, универсальным и самобытным, уникальным. Феномен увеличения социокультурного многообразия в условиях унифицирующих практик глобализации отмечается в работах Г.А. Аванесовой, А.А. Гусейнова, В.К. Егорова, А.П. Назаретяна, Р. Робертсона. Проблеме сохранения национального суверенитета и вообще государства как основного субъекта мировой истории посвящены исследования Л.Е. Гринина, А.С. Кустарева, Х.Э. Мариносяна.
Различные аспекты социокультурного и цивилизационного развития России в глобализирующемся мире рассмотрены в работах Г.М. Вельяминова, В.Ф. Галецкого, В.И. Жукова, И.В. Кондакова, С.В Кулешова и А.Н. Медушевского, Д.В. Мосякова и А.А. Королева, Д.М. Нагучева, В.А. Никонова, А.С. Панарина, Л.И. Семеннковой, Г.И. Тафаева. Большинство авторов позиционируют российскую цивилизацию в качестве равноправного участника современного глобализационного процесса. В то же время в трудах Б.Ю. Кагарлицкого и В.С. Мартьянова Россия рассматривается как «периферийная» цивилизация.
В условиях все более активного развертывания глобализационного процесса, увеличения вызовов и угроз как со стороны Запада, так и со стороны Востока, предельно обострилась проблема цивилизационного выбора, характерная для России на протяжении почти всей ее истории. К традиционной постановке проблемы цивилизационного выбора России, эксплицировавшей себя в спорах между западниками и славянофилами, добавились новые важные нюансы и аспекты. Указанная проблематика получила развитие в работах Т.П. Григорьевой, Ю.В. Крупнова, В.М. Межуева, Н.Н. Моисеева, В.И. Пантина, И.К. Пантина, В.Ю. Прилепского, В.А. Шупера. Одни авторы (например, Т.В. Панфилова) говорят о необходимости во что бы то ни стало включиться в процессы глобализации, другие (например, Ю.Д. Гранин) – настаивают на выработке национальной формы глобализационных стратегий.
Все указанные темы, проблемы и вопросы нуждаются в дальнейшем изучении, поскольку бурная динамика современного российского и мирового развития все время ставит перед наукой новые исследовательские задачи. Кроме того, обозначенные в данном разделе проблемные узлы выступали, как правило, в качестве отдельных объектов исследования, или рассматривались в ином контексте, что непосредственным образом влияло на получаемые научные результаты. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день почти отсутствуют крупные концептуальные работы, посвященные проблеме развития российской цивилизации в контексте современного глобализационного процесса. Это обстоятельство определило выбор объекта, предмета и цели данного диссертационного исследования.
Объект исследования – российская цивилизация как субъект современного глобализирующегося мира.
Предметом исследования является социокультурное и цивилизационное развитие России в условиях глобализации.
Цель диссертационного исследования – выявление основных условий и факторов трансформации российской цивилизации в контексте современного глобализационного процесса.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
– проанализировать наиболее значимые интерпретации цивилизационного образа России в современной науке;
– определить причины и основания цивилизационного кризиса России в начале XXI века;
– выявить социокультурные особенности российской модернизации;
– обозначить основные проблемы и противоречия современного глобализационного процесса;
– проанализировать стратегии социокультурного развития российской цивилизации в условиях глобализации;
– рассмотреть проблему цивилизационного выбора России в глобализирующемся мире.
Теоретико-методологическая основа исследования. Фундаментальным для работы является диалектический метод познания действительности, применение которого позволяет наиболее адекватно осмыслить основные проблемы и существенные тенденции развития современного глобализирующегося мира. Диалектическая амбивалентность (глобальное – локальное; универсальное – уникальное) социокультурной реальности рассматривается в диссертации в качестве существенной особенности и основной движущей силы современного этапа развития мировой истории.
Важнейшим методологическим основанием данного исследования выступают общие принципы цивилизационного подхода к рассмотрению истории. В диссертации используется ключевая методологическая установка цивилизационного подхода, связанная с пониманием мировой истории не как единого целого, а как совокупности локальных цивилизационных систем. Данная методологическая установка оказывается ценной при изучении социокультурного развития российской цивилизации в качестве субъекта современного глобализирующегося мира.
В основу понимания России как «пограничной» цивилизации положены взгляды Я.Г. Шемякина. При рассмотрении социокультурных особенностей российской модернизации использовались методологические схемы анализа российской модернизации, предложенные Э.А. Паиным.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
– на основе анализа и сравнения основных интерпретаций цивилизационного образа России в современной науке и культуре обосновано, что наиболее адекватной является интерпретация России как «пограничной» цивилизации;
– доказано, что современная Россия находится в состоянии глубокого цивилизационного кризиса, который обусловлен кризисом цивилизационной идентичности, отсутствием общенациональной идеи, четкой стратегии социокультурного развития в глобализирующемся мире;
– обоснован вывод о том, что, традиционно выделяемые особенности современной российской модернизации – ее догоняющий характер, незавершенность, фрагментарность – обусловлены сопоставлением результатов модернизации с «идеальными» западными стандартами;
– сделан вывод о том, что основным противоречием современного глобализационного процесса является противоречие между глобальным и локальным, универсальным и самобытным, уникальным;
– обосновано, что социокультурное развитие российской цивилизации в условиях глобализации должно основываться на выработке национальных форм глобализационных стратегий;
– доказано, что цивилизационный выбор России в глобализирующемся мире предполагает прочерчивание «особого» вектора ее развития, отличного от «западного» и «восточного» векторов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Наиболее адекватной интерпретацией цивилизационного образа России является ее понимание как «пограничной» цивилизации, ключевыми особенностями которой являются изменчивость, «пластичность», подвижность. Россия выступает как субстанция с незавершенным, недооформленным цивилизационным образом, как «вечно» становящаяся цивилизационная система. Это не подразумевает тотальной и безграничной цивилизационной «флюгерности» России: в течение своего многовекового развития Россия обрела устойчивые принципы своего существования в мировой истории, и эти принципы всякий раз становятся пределом цивилизационных и социокультурных трансформаций.
2. В настоящий момент Россия переживает глубокий цивилизационный кризис, выражающийся в отсутствии исторически обусловленной стратегической программы социокультурного развития, общенациональной идеи, консолидирующей гражданской и цивилизационной идентичности. Формирование цивилизационной идентичности новой России возможно только в опоре на историческое наследие, с использованием тех символов, идей и ценностей, которые и на современном этапе российской истории способны сыграть свою консолидирующую роль. В этом смысле важное значение приобретают идентификационные ориентиры в виде дореволюционной России и Советского Союза.
3. Анализ социокультурных особенностей российской модернизации показал два важнейших момента – зависимость характера модернизационных преобразований от «пограничной» цивилизационной сущности России и, главное, определяющее влияние западных идей и стандартов на проведение российских модернизаций, на оценки их эффективности. Особенности российской модернизации – ее догоняющий, незавершенный, фрагментарный характер – выступают в этом смысле не столько как выражение аутентичной цивилизационной сущности России, сколько как результат сопоставления предпосылок и итогов российской модернизации с «идеальными» западными стандартами.
4. Проблемы и противоречия, порождаемые современным глобализационным процессом, свидетельствуют о некорректности построения линейных схем его развертывания. Главное противоречие связано с тем, что, с одной стороны, глобализация объективно предполагает унификацию системы человеческой жизнедеятельности, универсализацию социокультурных норм и принципов определенной цивилизационной системы, однако с другой стороны, в реальности современного мира происходит обратное – мировое социокультурное пространство становится все более разнообразным, глобальное не подавляет локальное, а наоборот, происходит все большее самоутверждение локальности как атрибутивной формы цивилизационного бытия в современной мировой истории.
5. Посредством глобализации Запад делает всему незападному миру цивилизационный вызов, ответ на который может иметь две основные редакции – либо попытки включиться в глобализационные процессы, признать периферийное значение по отношению к центру глобализации – Западу, либо выработка собственных траекторий социокультурного развития, «написание» своего сценария глобализации. Стратегия социокультурного развития российской цивилизации в условиях глобализации должна основываться на проведении модернизации в опоре на внутренние резервы при одновременном укреплении государственного суверенитета и локальности собственных цивилизационных форм, чем будет обеспечена полноценная субъектность российской цивилизации в современном мире.
6. Цивилизационный выбор России в глобализирующемся мире обусловлен задачей сохранения цивилизационной субъектности и возвращения России статуса великой мировой державы. В этих условиях необходим «особый» вектор цивилизационного развития России, направленный на восстановление частично утраченного геополитического и цивилизационного ареала. Решение этой задачи связано с внутренним развитием российской цивилизационной системы, преодолением ею цивилизационного кризиса, превращением современной России в мощный цивилизационный центр, который будет способен сыграть реинтегрирующую роль на постсоветском пространстве.
Теоретическая и практическая значимость работы. Изложенные в работе теоретические выводы и положения могут использоваться при анализе процессов социокультурного и цивилизационного развития России, противоречивых процессов глобализации, в частности, при анализе диалектического взаимодействия глобального и локального, универсального и уникального. В диссертации сформулированы теоретические принципы, на которые можно опереться при изучении проблем стратегии социокультурного развития российской цивилизации в условиях глобализации, цивилизационного выбора России в глобализирующемся мире.
Материалы диссертации могут быть использованы общественными деятелями и политиками при разработке различных доктрин и концепций, при реализации уже существующих программ, в частности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой большое внимание уделено социокультурным аспектам национальной безопасности, сохранению цивилизационной самобытности России в глобализирующемся мире. Материалы диссертации могут быть широко использованы работниками СМИ для адекватного отражения проблем и событий, связанных с проблемой интеграции российской цивилизации в современный глобализационный процесс.
Материалы диссертационного исследования могут найти широкое применение при разработке или инновационной переработке как базовых учебных курсов (социологии, философии, философии истории), так и разработки инновационных учебных курсов, входящих в социогуманитарный блок (глобалистика, цивилизациология).
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин Армавирского православно-социального института и рекомендована к защите по специальности 09.00.11 – Социальная философия.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 9 публикациях общим объемом около 4 п.л., в том числе в 1 статье, опубликованной в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Основные результаты и выводы исследования докладывались на 10 Международных, Всероссийских и региональных конференциях, в том числе на Международной научно-практической конференции «Трансформация образов и смыслов действительности в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» (г. Невинномысск, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации в действии» (г. Армавир, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты» (г. Армавир, 2009 г.); 54-й научно-практической региональной конференции «Университетская наука – региону» (г. Ставрополь, 2009); 55-й научно-практической региональной конференции «Университетская наука – региону» (г. Ставрополь, 2010).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 342 источника, в том числе на иностранных языках – 26. Общий объем работы – 188 страниц машинописного текста.