Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль игры в современном российском обществе Прокшина, Лира Рифгатовна

Роль игры в современном российском обществе
<
Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе Роль игры в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокшина, Лира Рифгатовна Роль игры в современном российском обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Уфа, 2006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ИГРЫ 11

1.1. Теоретические традиции осмысления игры 11

1.2. Генезис игры, ее классификация и функции 41

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 70

2.1. Экспансия игрового начала в жизнь современного российского общества 70

2.2. Деловая игра как форма адаптации к социальным изменениям...95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 119

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, за последние 15-20 лет произошло изменение роли и функций игры в современном обществе. Демократические изменения в обществе привели к свободному и открытому проявлению игры в рамках привычной социальной деятельности. Элементы игры пронизывают труд, художественное и научное творчество. Если раньше игра выступала средством развлечения людей, то теперь она все больше становится средством наживы. В современном обществе, индивиды играя удовлетворяют свои потребности. Игра позволяет извлечь пользу из-отдельных людей и общества в целом. Выигрышем в игре стали контроль, власть, деньги и т. д.

Во-вторых, в современном обществе появилось огромное количество игр, которым присуща новая технология игровой деятельности, происходящая в нетрадиционном виртуальном игровом пространстве. Информационные технологии становятся инструментом игры. Такая игра, позволяя автоматизировать игровые операции, создает новые семиотические системы.

В-третьих, появление новых игровых технологий привело к изменению процесса социализации, приобщению индивидов к адаптационным моделям поведения. Игра, являясь моделью поведения и проявления сложных самоорганизующихся систем, включает в себя альтернативные сценарии жизни общества. Имитируя реальный мир, она позволяет воспроизводить социальную активность индивидов и накопить опыт, адаптирующий личность к социальным изменениям в обществе.

В-четвертых, вследствие заимствования из современной западной массовой культуры целого ряда развлекательных игр, появилась негативная тенденция - формирование типа личности, обнаруживающей психологическую и социальную зависимость от игры . Популярность азартных игр в современном

обществе разрушает традиционные отношения порождает мир разрушенных контактов человека. В обществе возникла новая болезнь, характеризующаяся сверхувлечением человека игрой. Игровой вид наркомании формирует в обществе ущербный тип личности.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении двух с половиной тысячелетий, существует давняя традиция, связанная с теоретическим анализом игровой деятельности в обществе.

В европейской философии начало теоретического изучения игровой деятельности в обществе заложено древнегреческими философами. Великие мыслители прошлого - Платон1 и Аристотель2 видели в игре разумное основание индивидуального и общественного человеческого бытия.

Философ эпохи Возрождения Н. Кузанский подчеркивал, что игра дает человеку творить самого себя и окружающий его мир, возможность стать счастливым и, как следствие, способность принимать ответственные решения3.

В Новое время философ Ж.О. Ламетри рассматривал игру как деятельность, осуществляемую на основе глубокой внутренней потребности4. В частности, представитель немецкой классической философии И.Кант усматривал в игре активные и созидательные силы в социальных процессах5.

К. Маркс исследовал игру в тесной связи с развитием трудовых типов деятельности. Игра выступает здесь в качестве исходного и конечного пункта развития многообразных форм деятельности6.

Представители психоаналитического направления в философии З.Фрейд, Э. Фромм1 игровую деятельность воспринимали как проявление способностей человека.

1 Платой. Пир. Собр. Соч. Т. 3. С.241.

2 Аристотель Сочинения: В 4-х т. М: Мысль, 1984. - С.324.

3 Кузанский Н. Игра в'шар./ / Николай Кузанский. Сочинения: в 2-х т. М, 1980т.2 с.234

4 Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. - С.435.

5 Кант И. О педагогике. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - С.45.

6 Маркс. К. Капитал. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.
С.23.

Прагматизм в лице Д.Дьюи игру рассматривал как особый инструмент познания материального мира2.

Философы экзистенциального направления К.Ясперс, Ж.-П. Сартр3 выступали за необходимость игровой деятельности в обществе, во избежание стать человеку никем.

Особое отношение к игре высказывали русские философы Н.Ф. Федоров, П.А.Сорокин3 считая, что игра - это многовекторное образование, способствующее созданию и активному воссозданию позиций.

В современной отечественной науке также существует ряд исследований по проблеме игры. К числу первых исследователей, работы которых посвящены игровой деятельности, можно отнести Демина М.В.4 В этих исследованиях игра рассматривается как многообразное проявление общественного бытия: как отношение субъекта к окружающей социальной действительности и активный инструмент познания.

Разнообразные аспекты игровой деятельности выделены в исследованиях отечественных педагогов Н.П. Аникеевой, П.Ф. Лесгафта, К.Д.Ушинского, Г.П.Щедровицкого5 и психологов Г.Л.Лэндрета, Д.Б.Эльконина, Э.Г.Эриксона,

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989 с. 137, Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Пер. с англ. - Минск: Изд. В.П. Ильин, 1997. - С. 167.

2 Дыои Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. - С.74.

3 Ясперс К. Смысл и значение истории. / Пер. с нем. М: Политиздат, 1991 с. 164; Сартр Ж.-Л.
Тошнота: Избр. Произведения / Пер. с фр. - М: Республика, 1994. - С.57.

3 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982 с.78, Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1
Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. -
М.: Наука, 1993.-С. 89.

4 Демин М.В. Игра как специфический вид деятельности / Философские науки 1983, №2,
С.14;

5 Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя М.: Просвещение, 1987 С.54; Лесгафт
П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 4.2 / Лесгафт
П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М., 1952 С.64; Щедровицкий ГЛ.
Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Психология и
педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) М., 1966. - С.47.

а также и зарубежных Э.Берна . Игровая деятельность рассматривается этими авторами как средство познания и самопознания личности.

В последнее десятилетие 20 века интерес к данной проблеме сильно возрос в связи с появлением Интернета и компьютерных игр. Появление новых игровых пространств, изменили роли и функции игры. Вследствие этого появился целый ряд работ современных российских ученых: В этих работах были исследованы различные аспекты данной проблемы: В.Я. Бабенко интересовали национальные характеристики игры1. А.В.Лукьянов рассматривал историко-философские аспекты игры , С.М.Поздяева исследовала культурологические аспекты проблемы , B.C. Хазиев исследовал нравственные проблемы игровой" деятельности4, Ф.С.Файзуллин занимался социологической стороной проблемы5. Для нас оказались полезными работы по методологии социального познания таких авторов, как Г.С.Арефьева6, в работах которой разрабатывались методологические подходы к изучению общества, B.C. Барулина7, исследовавшего диалектику сфер общественной жизни.

Определенный интерес к данной проблеме существует и у исследователей Башкортостана. Однако следует отметить, что процесс осознания значимости данной проблематики для исследователей Башкортостана находится только на начальной стадии. В некоторой степени этому способствовали научно-практические конференции, посвященные другим проблемам, но на которых, в числе прочих, нашли отражение аспекты современного положения игровой деятельности и . проблем, с которыми приходится сталкиваться в

6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Спб. - М.: Университетская книга, 1996.

1 Бабенко В.Я. Украинцы башкирской АССР: поведение малой этнической группы в
полиэтнической среде.-Уфа, 1992. - С. 160.

2 Философия Иоганна Готлиба Фихте. - Оренбург, Изд.центр ОГАУ, 1997. - С.23 5.

3 Поздяева СМ. Социальная антропология. Уч. пособие. -Уфа: Рио БашГУ, 2004.

4 Хазиев B.C. Философия и истина / /Вопросы философии. - 1990. №2 с.67-68.

5 Файзуллин Ф.С. Урбанизация общества: закономерности развития и проблемы управления.
-М.-Уфа, 1992.-С. 166

6 Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. - С.268.

7 Барулин B.C. Дидактика сфер общественной жизни М.: Изд-во МГУ 1993. ч.1. - 334с, ч.2. -
236 с.

трансформирующемся обществе. Так, среди исследователей Башкортостана можно выделить сторонника социально-философского направления Р.Р.Ильясова . Игровой феномен человека мыслится исследователем в широком плане: как форма действия, как атрибут многих форм деятельности и как форма развертывания внутреннего механизма самореализации.

При всем обилии теоретического рассмотрения данной проблемы в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, таких как теоретические традиции рассмотрения категории игры, генезиса игры, ее классификации и функции, изменение роли и функций игры в трансформирующемся современном обществе, деловых игр как способов адаптации человека к социальным изменениям в современном обществе, которые составили проблемное поле данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является игра как социокультурный феномен.

Предметом исследования - роль и функции игры в трансформирующемся современном российском обществе.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данной диссертационной работы является исследование игры в трансформирующемся обществе и изменение роли и функций игры на его современном этапе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть теоретические традиции осмысления игры;

исследовать генезис игры, ее классификацию и функции;

выявить изменение функций игры в различных сферах современного общества;

проанализировать особенности деловой игры и возможности ее использования как формы адаптации к социальным изменениям в современном российском обществе.

1 Ильясов P.P. Социально-философский анализ феномена игры. Дне. канд. филос.п. -Уфа.1998.-С.214

Методологической основой диссертационного исследования является деятельностный подход. В диссертационном исследовании также используются принципы объективности и историзма, а также элементы социокультурного, системного и структурно-функционального подходов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором:

выявлены экономические, социальные, культурные факторы генезиса игры, определенных форм игры в обществе;

определены следующие функции игры: методологическая, компенсаторная, гедонистическая, креативная, которые в современном обществе решают задачи адаптационного характера; а также функции познавательная, коммуникативная, нормативная (социализирующая), развивающая, интегративная;

выявлено изменение роли игры в обществе, превратившейся в компенсацию нереализованных потребностей личности, причины которой кроятся в современном обществе, и нивелировавшихся традиционных функций игры в трансформирующемся обществе;

обосновано, что в условиях заимствования отечественной культурой игр из западного шоу-бизнеса сформировался игровой тип личности, формирующий свою субкультуру, которая ориентирована на разнообразные виды игры и обладающей соответственно такой психологической чертой как азарт;

выявлены три формы зависимости от игры: (игромания); бегство людей от реального мира в игровой мир (эскапизм), врастание игры в жизнь -жизнь-игра (экспансия игры);

доказано, что деловая игра как тренинг, воспроизводит социальную активность и способствует адаптации человека к социальным изменениям в трансформирующемся обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования дают возможность представить игровую деятельность как совокупность образцов поведения процесса социализации личности. Проведенный в ходе исследования анализ игровой деятельности в социуме может быть использован для моделирования различных социальных процессов, а также в содержании отдельных научных и учебных дисциплин по проблемам человека.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов исследования при анализе конкретных аспектов социальной действительности: экономики, политики, образования, морали, права; в возможности их применения в качестве методологического основания при разработке научных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла в образовательных учреждениях, в возможности применения при разработке учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, социальных работников, педагогов, менеджеров, маркетологов и работников других специальностей.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе философско-культурологических Чтениях памяти профессора Д.Ж. Валеева, Первых Садыковских чтениях; докладывались на методологическом семинаре кафедры философии Башгосуниверситета, использовались при проведении учебных занятий с учащимися по курсу «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники на отделении программного обеспечения вычислительной техники, автоматизированные системы обработки информации и управления, экономики и бухгалтерского учета, статистики, государственного и муниципального управления, земельно-имущественных отношений, правоведения, на уроках по курсу «Истории Отечества» со школьниками

гуманитарно-экономической школы №135, а также в составлении методических рекомендаций для преподавателей ССУЗов.

Основные выводы представлены в 3-х публикациях автора общим объемом свыше 9 пл.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 231 наименования. Общий объем диссертации - 133 страницы.

Теоретические традиции осмысления игры

В русском языке понятие «игра» встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые «браци не бываху в них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе»1

«Русский энциклопедический словарь» относит к игре хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знания» игры трактуются как «свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели» .

В «Большой энциклопедии» под редакцией С.Южакова дается следующее толкование игры: «игра - занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств»3.

В словаре СИ. Ожегова игра рассматривается как способ, каким играют в двух значениях. Первое связано с собственно игрой «Играть в игру»1, а второе означает действие с тайным умыслом.

Являясь комплексным понятием, игра содержит значительное количество самых разнообразных смысловых оттенков и значений, употребляемых как в прямом, так и переносном смыслах. Это подчеркивает множественность игрового начала в жизни, как отдельного индивида, так и человеческого сообщества в целом.

Можно выделить философский подход в рассмотрении феномена игры. Философия рассматривает игру как вид деятельности, интегрирующий духовные и материальные стороны социального бытия.

Представитель античной философии Платон в фундаментальном труде «Законы» выдвинул тезис, что сам человек всего лишь игрушка в руках Бога. По своей собственной воле человек не может ничего сделать. Человек - кукла управляется через нити, один конец которых, у Бога. Бог выступает в качестве активного играющего существа. Платон видел в игровом факторе разумное основание индивидуального и общего: «Я утверждаю, что в серьезных делах человеческого бытия надо быть серьезным, а в несерьезных - не надо. Божество по своей природе достойно всевозможной, блаженной заботы. Человек же, как мы говорили раньше, это выдуманная игрушка Бога, и по существу это стало наилучшим его назначением, этому и надо следовать. Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в простейшие игры, хотя это и противоречит тому, что теперь принято»2 Феномен игры у Платона и есть по существу выражение человеческой добродетели и мудрости. Игра забавное и блаженство, возвышенное поэтическое и трагическое.

В трудах другого античного философа Аристотеля также присутствует исследование игрового феномена. Так, в частности, в «Никомаховой этике», выделив развлекательный аспект игры, он пояснял, что «счастье заключено в деятельности, действии и жизни»1. По добродетели игра, в понимании Аристотеля, важна в жизни человека, но как эффективное средство восстановления душевных и физических сил Философ Возрождения Николай Кузанский посвятил целую работу исследованию игрового феномена. В игре он видел, прежде всего, проявление божественного смысла существования человека. Для философа игра должна быть мудрой, в ней должна играть сама мудрость. Такой игрой стала игра в шар. Игра в понимании Кузанского есть проявление духа человека, его способности самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения. Кузанский отмечал обязательность правил. Игра - говорю я, - « означает движение нашей души из своего царства в царство жизни, где покой и вечное счастье. В его центре восседает наш царь - даритель жизни Иисус Христос. Когда он был подобен нам, он послал шар своей личности так, что тот успокоился в центре жизни и оставил нам пример, чтобы как он сделал, так сделали и мы. Игра в шар есть следование пути предначертанному сыном Бога, как модель и эталон, как именно следует жить и быть в мире»2. Только в нем был дух Божий, приведший его к центру и источнику жизни. Игра выступает научение высшему Божественному смыслу бытия жить так, как жил Христос -вот лейтмотив игры в шар у Кузанского. Первоначально пример игры показан самим Христом, причем образец изначально предназначался именно для подражания, имитации, повторения человеком. Так человек - игрушка у Платона в интерпретации Кузанского приобретает качественно иное звучание, он уже активно играющее, а не только играемое Богом - игроком существо.

Философ Нового времени, Томас Мор, попытался дать ответ на вопрос, что есть для человека счастье. В «Обществе будущего» Мор отмечал: «Человек становится счастливым лишь при формировании определенной ситуации, истинное счастье дает ему возможность развить эту ситуацию и расширить воспроизведение . факторов, способствующих формированию счастливого ощущения. Игра есть одна из таких ситуаций. Игра не всякая, а лишь та, которая способствует воспитанию добродетели»1 Французский философ Ж.О. Ламетри связывал игру с персоной конкретной, а именно, философа, который знает, что безумие есть мудрость и величие, а ничтожество, порок и добродетель. Ламетри считал, что человеку приятно жить, приятно быть игрушкой в собственных руках, разыгрывать комичную роль и считать себя при этом важным персонажем. В трактате «О душе», рассматривая волю, Ламетри указывал на двойственность человека, его внутреннего «Я», которое выступает достаточно автономно по отношению к его «Не - Я». Таков человек со всеми его иллюзиями, игрушкой и добычей, которых он является, но «так как природа обманывая нас и вводя в заблуждение доставляет нам при этом удовольствие, то мы всегда готовы на такой обман» . В другой работе «Человек - растение», продолжая тему игры Ламетри пишет: «если же мое воображение порой дает себе волю, то игра происходит, если можно так выразиться, на арене истины. Мое поле брани -область природы, и мне нужно было сделать весьма много усилий, чтобы скрыть различие» . Ламетри подчеркивал значимость игры как необходимого условия действительности - познания мира, связывая познание самой истины с игрой, вводя выражение играть с истиной. В «Системе Эпикура» Ламетри характеризовал эволюцию как результат игрового изменения живого.

Представитель немецкой классической философии И.Кант рассматривал игру как свободную, осуществляемую на основе глубокой ві іутренней потребности в деятельности вообще, а не под влиянием целесообразности, как силы проистекающей извне человека. Игра представлена Кантом как чистая целесообразность, без какой бы то ни было цели. В трактате «О педагогике» он указывал на важность игры ребенка и ее коренном отличии от трудовой деятельности. При работе приятно не занятие само по себе - его предпринимают ради какой-нибудь цели, при игре же наоборот приятно само занятие без какой — либо иной посторонней цели»1.

Другой философ немецкой школы Г.Гегель обращается к понятию игры при описании такого феномена человеческой деятельности, как искусство, называя ее «приятной игрой»2.

Генезис игры, ее классификация и функции

Поскольку мы придерживаемся методологии деятельностного подхода, то в дальнейшем изложении мы будем рассматривать игру как вид деятельности человека. В этом смысле игра воплощает в себе отношение человека к окружающей, прежде всего, социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий в рамках ее структурности.

Анализируя разные подходы к игре, как специфическому социальному и культурному феномену, мы могли предположить, что генезис игры является достаточно сложной и до сих пор не решенной проблемой.

На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Одна из точек зрения на генезис игры была высказана русским философом Г. Плехановым в работе «Письма без адреса». На основании значительного фактического материала Г.Плеханов доказывал, что «игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут индивиды, стремящиеся стать активными ее членами»1. Плеханов доказал происхождение игр из практической деятельности, начиная еще с доклассовых обществ. Когда мы рассматриваем игры детей и взрослых в первобытном обществе, то мы действительно обнаруживаем то обстоятельство, что многие из них представляют шуточное подражание серьезному жизненному делу. Главной забавой у дикарей было подражание той деятельности, которой они будут заниматься или занимаются серьезно. На Руси палочные и кулачные бои приучали русских людей к ударам и побоям, делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне. Борьба, метание копья в кольцо, положенное на земле, стрельба из лука в войлочные цели «были неразлучны со всем течением русской жизни»1.

Г.В. Плеханов резко критикуя биологическое понимание человеческих игр в своей работе «Письма без адреса» выражал следующую мысль: «... в человеческом обществе деятельность, необходимая для поддержания жизни отдельных лиц и всего общества, предшествует игре...» . Плеханов, отрицая первородство игры как инстинкта, утверждал, что в филогенезе она, как деятельность, окультуренная человеком, становится отражением труда и делается одновременно сферой социального общения.

Связь игры и труда несомненна. Игра воспроизводит не только приемы и способы труда индивидов, но и многие иные человеческие проявления, отражает жизнь общества во всем ее многообразии.

Игра и труд, будучи на заре цивилизации почти неразличимыми и взаимосвязанными видами деятельности, в процессе исторического развития обществ постепенно обособлялись. Элементы трудовой активности стали производится в игре уже только с целью физического и эстетического удовольствия. Чем более сложным был труд, тем более адекватными становились игровые его формы. Но, как известно, в игре отражались не только виды и формы труда, но и все виды человеческой деятельности - быт, семейная жизнь, войны, охота, праздничные церемонии и т. п. Стало быть не только труд питает игру. Это убедительно доказывает советский культуролог А.И. Мазаев: «на первоначальной стадии человеческой культуры еще не могли существовать автономно ни труд в его рационализированной форме, ни игра как духовная самоцель» .

Э. Тейлор в работе «Первобытная культура» писал: «Игры эскимосских детей заключаются в стрельбе в цель из маленьких луков и в постройке из снега маленьких хижин, которые они освещают остатками светилен, выпрошенных у матери. У маленьких австралийских детей игрушками служили миниатюрные бумеранги и копья. У отцов их наблюдался способ добывания жен путем насильственного увода их из родного племени, и игра в «кражу невест» была замечена в самых обычных играх у туземных мальчиков и девочек»1.

В.Вундт доказывал, что «игра есть дитя труда». Он писал: «Нет ни одной формы игры, которая не имела бы своего образца в том или другом виде серьезного занятия, как это само собой разумеется, предшествующего ей во времени, ибо жизненная необходимость принуждает к труду. А в труде человек мало-помалу научается смотреть на употребление в дело своей силы как на удовольствие»2.

Современный отечественный философ М.В. Демин не выделяет игру в абсолютно чистом виде вследствие ее растворенности в многообразных проявлениях общественного и индивидуального бытия, познания, которое осуществляется специфическими игровыми способами. Игра широко применяется как форма и средство познания и самопознания в педагогике, психологии, социологии. В исследованиях М.В. Демин отмечает, что трудовая и игровая формы деятельности не имеют четких разделяющих их границ, между ними существуют отношения взаимодополняемости: «Обладая общими и специфическими свойствами, они в рамках единой деятельности взаимно дополняют друг друга и выступают не только видами, но и своеобразными аспектами ее» , Анализ человеческой деятельности свидетельствует, что она в большинстве случаев не протекает исключительно в форме труда или в форме игры, а представляет сочетание того и другого. Между ними есть нечеткая

Экспансия игрового начала в жизнь современного российского общества

Как показано выше, игра в жизни отдельного человека и общества в целом выполняет многочисленные функции. Часть этих функций являются традиционными, другие - например, креативная, интегративная возникли только в последние годы, некоторые функции, например гедонистическая, активно меняется, В связи с этим можно говорить о том, что игра многообразно вторгается в жизнь современного общества.

В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла утрата личностной и социальной идентичности с прежними социальными структурами. Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются их действия извне. Члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Российский ученый Д.А. Леонтьев отмечает: « Намечается движение по пути большей свободы человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей»1. Один из основных признаков нашего времени -это огромное пространство выбора, которое у нас есть. Немалое количество препон в современном обществе исчезло. Мы обращаем внимание на замену в современном обществе трудовой парадигмы на игровую. Индивида постоянно искушает реклама, как постоянный атрибут массовой культуры. Современное состояние общества характеризуется креном сферы производства в сторону сферы услуг. Наиболее процветающими в современном обществе являются отрасли промышленности, работающие на индустрию развлечений. Современное общество предлагает четко продуманную рекламную политику потребительских запросов на культурные услуги. Современная культура стала частью сферы доходного бизнеса. Способность индивида платить становится критерием, который определяет доступ к услугам, которые чаще всего предоставляются обществом.

В современных условиях все глубже выявляется противоречивая сущность общества. Экономический, политический и другие кризисы явились выражением новой стадии общего кризиса, неотделимого от деградации морали.

Честная игра в традиции понимается как «рыцарство», как джентльменское поведение. Формальная честная игра есть нечто вроде того, что социологи называют «обязательной нормой» - такой нормой, которой необходимо подчиниться. Кто нарушает эту норму - таково условие формальной честной игры - бывает наказан, к нему применяют негативные санкции - вплоть до исключения. Поэтому формальная честная игра характеризуется точным соблюдением так называемых «основных правил игры», которые определяют игру. Например, применение рук в футболе находится вне правил игры. К формальной честной игре относится также соблюдение регулирующих правил внутри игры - например, в обращении с противником; так, нельзя ставить ему подножку или сбивать его с ног без прикосновения мяча; сюда же относится безусловное повиновение решениям судьи. Все это условия, которые должны обеспечить или поддержать идею равенства шансов на успех или стартовых шансов, а также шансов проявить себя в процессе соревнования.

Честность и честная игра - важные качества, которые формируются у человека, ценности этической ориентации, их недопустимо сбывать по дешевке на всеобщей распродаже общества выживания сильнейших. Напротив, идея и принцип честной игры, при должном контроле и регламентации, поощрении более спокойного отношения к игре, а в особенности ввиду самостоятельного, ориентированного на переживания, решительного настроя молодого поколения, могут в будущем стать ценностным ориентиром и для других областей жизни общества. Контроль и организация (включающие не только санкции, но и стимулы) необходимы для того, чтобы превратить проповеди в реальные нормы. Это верно как в отношении ограничения скорости на автодорогах, так ив области соблюдения правил честной игры в спорте, бизнесе, и обществе.

Теперь в игра необходим соответствующий контроль или организационно оформленная процедура, чтобы обезвредить двойную мораль публичных заверений в честной игре и тайных бесчестных манипуляций и нарушений правил. В качестве иллюстрации можно привести «мораль водного поло»: наверху улыбаться, внизу пинаться (именно в водном поло такое нарушение правил труднее всего увидеть и проконтролировать). Говорят также о «велосипедной морали»: «наверху сгибаться, вниз давить». Мы нередко следуем и в других областях соперничества такой «велосипедной» или «ватерпольной» морали.

От того, что в сфере бизнеса часто называют «честной конкуренцией» (в противоположность «честному соревнованию» в борьбе лицом к лицу), отличаются честное распределение долей и благ, то есть честную игру в гораздо более широком смысле. Хотя и говорится о принципе честности игры, но подразумевается под этим, что в справедливой, ориентированной на обоюдную выгоду- системе социального сотрудничества люди ради всеобщей пользы подвергают свою свободу ограничениям - регламентированным ограничениям, идущим на пользу и им самим. Но при этом они должны брать на себя и обязанности, поскольку вносят или должны вносить свой соразмерный честный вклад. Честная игра в этом смысле охватывает как раз социальные (направленные на выравнивание различий) обязательства, то есть состоит в том, чтобы не извлекать пользы из других людей и сообщества в целом, не внося взамен собственного вклада.

Понятие честного соблюдения правил (как честная конкуренция, частный случай которой — честное соревнование) сегодня актуально и в спортивных и других играх. Честная игра как социальная ценность и социальная норма -родом из спорта, однако получила со временем гораздо более широкое распространение. Она представляла собой культурный вклад спортивной традиции в культуру противостояний в обществе и стала для общества чем-то вроде негласной добродетели в регламентированных правилами конфликтах.

Ничем не подкрепленные призывы к честной игре в таких высоко соревновательных и конкурентных системах, как политика или медиа-бизнес, а также спорт в целом ведут к выхолащиванию идеи честной игры в нашем обществе. В истории Олимпийских игр есть целый ряд проишествий, связанных именно с духом честной игры.

Похожие диссертации на Роль игры в современном российском обществе