Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ 12
1.1. Определение понятия «потребность». Классификация потребностей и их иерархия 12
1.2. Развитие представлений о ценностях в истории философии 23
1.3. Понятие «ценности». Система ценностей и их классификация 34
1.4. Диалектика ценностей и потребностей 53
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ 65
2.1. Основные этапы исследования мотивов и мотивации в истории философии 65
2.2. Анализ различных подходов к определению понятий «мотива» и «мотивации» 74
2.3. Основные элементы и динамика процесса мотивации 99
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ В СОСТОЯНИИ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ 116
3.1. Анализ возникновения, сущности и особенностей разрешения конфликта ценностей 116
3.2. Целостность процесса мотивации в состоянии конфликта
ценностей 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 147
- Определение понятия «потребность». Классификация потребностей и их иерархия
- Основные этапы исследования мотивов и мотивации в истории философии
- Анализ возникновения, сущности и особенностей разрешения конфликта ценностей
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся ценностей человека, не утрачивают своей актуальности, и по-прежнему относятся к числу важнейших для ряда социально-гуманитарных наук, задачей которых является исследование человека и общества. Опираясь на ценностные характеристики, можно сделать вывод не только о степени социально-психологической зрелости личности, но и об уровне духовного развития общества в целом. Являясь неотъемлемым атрибутом каждой личности, ценности оказывают решающее воздействие на мотивацию поведения и деятельности человека, на способы его взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому разрушение ценностной основы, системы ценностных ориентации приводит к глубокому нравственному конфликту личности, разрушению ее взаимоотношений с людьми, потере смысложизненных ориентиров. Возможным выходом из подобной ситуации является переоценка прежней системы ценностей и построение на ее основе более зрелой, целостной системы ценностей.
В настоящее время проблема поиска и построения личностной системы ценностей затруднена отсутствием единой ценностной основы у современного общества, разрушением традиционных представлений о добре и зле, искажением представлений о нравственности и ее роли в жизни современного общества. Утилитарные ценности современного общества, ориентированные, прежде всего, на получение материальных благ, приводят к обесцениванию духовных ценностей, к значительному уменьшению их роли в общественно-историческом процессе. По меткому замечанию Н.О.Лосского, человек, живущий без опоры на высшие, абсолютные ценности, испытывает глубокое страдание, так как стремление к трансцендентным ценностям заложено в природе человека [98, С\5]. Личность только в том случае может считаться целостной и зрелой, если в основе ее поступков заложена прочная ценностная основа. Малоизученной является роль ценностей именно в процессе мотивации. Мотивация в диссертации рассматривается как процесс. В социально-философской и психологической литературе подчеркивается преимущественно значение потребностей для формирования мотивов и их роль в процессе мотивации. Влияние же ценностей на протекание процесса мотивации, ее целостности недостаточно изучено в рамках социальной философии. Поэтому выбор темы диссертационного исследования обусловлен следующими моментами:
1. Потребностью социума в создании новой системы ценностей, способствующей формированию гармоничной, нравственной личности как члена данного общества;
2. Необходимостью изучения внутриличностных конфликтов, связанных с изменением целостности системы ценностных ориентации в социально-философском аспекте;
3. Стремлением подчеркнуть доминирующую роль ценностей личности в процессе мотивации;
4. Необходимостью исследования процессуального характера мотивации;
5. Важностью исследования природы ценностного конфликта и способов его разрешения в социально-философском аспекте;
6. Попыткой исследования положительного и отрицательного влияния ценностного конфликта на формирование личности.
Степень разработанности проблемы
Роль ценностей в процессе мотивации практически не рассматривалась в социально-философской литературе. Внимание уделялось преимущественно разработке категории «ценность», ее сущности и природе. Важное значение для разработки названной проблемы имеют работы отечественных философов О.М.Бакурадзе, В.А.Василенко, Г.П.Выжлецова, Г.Л.Головных, О.Г.Дробницкого, А.НЕсева, А.Г.Здравомыслова,
В.П.Зинченко, Е. В.Золотухиной-Абол иной, В.Н.Козлова, И.С.Нарского, В.Ф.Сержантова, Л.П. Станкевича, А.И.Титаренко, В.П.Тугаринова, В.А.Ядова и др., в которых анализируется сущность понятия «ценностей» и «ценностных ориентации» личности, их роль в жизни отдельного человека и общества в целом, в которых также дана классификация ценностей и представлены различные иерархии ценностей [15, 25, 36, 45, 55, 59,60, 61, 62,77, 118, 160, 168, 124, 173,218].
Большое значение для разработки темы диссертационного исследования имели труды религиозных философов Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и др. [18,98, 165, 185].
Существенный вклад в изучение ценностей внесли зарубежные представители таких философских направлений как: философия жизни (Ф.Ницше), экзистенциализм (А.Камю, Ж-П.Сартр, М.Хайдеггер, КЯсперс), психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, К. Хорни, Э.Фромм) [122, 68, 156, 194, 223, 188,217,197, 190].
В этих подходах рассматриваются различные аспекты изучения ценностей: специфика их формирования на разных этапах онтогенеза, особенности ценностных ориентации общества в процессе исторического развития, конфликт индивидуальных и общественных ценностей и т.д.
Большое внимание решению проблемы ценностей уделили отечественные психологи (Б.Г.Ананьев, С.Ф.Анисимов, Л.Г.Десфонтейнес, О.И.Зотова, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, К.К.Платонов, Н.И.Рейнвальд, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова) и социологи (М.И.Бобнева, Н.И.Лапин, В.В.Марценюк, Д Пантич, В.Б.Ольшанский, А.А.Ручка) [6, 7, 53, 63, 88, 91, 135, 145, 148, 214, 21, 83, 104, 129, 127, 151].
Проблема мотивации разрабатывалась в рамках ряда гуманитарных дисциплин: социальной философии, психологии, социологии и этики.
В социально-философском аспекте мотивация изучалась следующими отечественными (А.В.Ермолиным, Ф.Ю.Гогоберидзе, В.П.Зинченко и др.) и зарубежными философами (Э.Фроммом, М.Хайдеггером, В.Франклом, Э.Агацци, М.Шелером, П.Тейяр де Шарденом, Э.Кассирером, Э.Мунье и др.) [58,43, 61, 190, 194,187, 1, 212, 170, 72,15].
В психологии мотивация рассматривалась в рамках следующих известных направлений: психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни), гештальтпсихология (К.Левин), бихевиоризм (Дж.Уотсон), гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) [188, 217, 197, 86, 178, 105, 146].
Проблема мотивации исследовалась в трудах отечественных психологов Б.Г.Ананьева, Е.П.Ильина, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, К.Обуховского, А.Б.Орлова, К.К.Платонова, Н.Н.Рейнвальд,
С.Л.Рубинштейна, АА.Файзуллаева и др.[5, 65, 88, 91, 126, 128, 135, 145, 148, 180].
Единый подход к пониманию процесса мотивации до сих пор не сложился. Мотивация рассматривается преимуществено со структурных позиций, не раскрыт ее целостный, процессульный характер. Анализ различных вариантов понимания роли ценностей в процессе мотивации, в формировании элементов мотивационной сферы и его отдельных этапов, показывает, что они еще мало разработаны в философской литературе. В социально-философской и психологической литературе малоизученной является роль ценностей в формировании отдельных элементов мотивации: мотивах, установках, привычках, склонностях, а также их роль на отдельных этапах целостного процесса мотивации.
В диссертации рассматривается проблема конфликта ценностей на основе работ В.Вичева, В.П.Зинченко, И.М.Кичановой, Н.П.Медведева, И.Н.Михеевой, А.И.Титаренко, А.А.Файзуллаева, и др. [32, 61, 73, 107, 112, 124, 180].
Проведенный анализ показал, что сущность ценностного конфликта, особенности и причины его возникновения и особенности его влияния на протекание процесса мотивации требует дальнейшего исследования. Также в большинстве работ рассматривается отрицательная роль ценностного конфликта и не учитывается его положительное влияние на процесс мотивации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в осмыслении роли ценностей в процессе мотивации, а также в разрешении проблемы конфликта ценностей в целостном механизме мотивации с позиции социально-философского анализа.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть природу и систему потребностей.
2. Изучить основные представления о ценностях в истории философской мысли.
3. Проанализировать различные подходы к определению ценностей, рассмотреть их типологии и классификации, изучить встречающиеся виды иерархии ценностей.
4. Проследить диалектику ценностей и потребностей.
5. Изучить проблему мотивации в работах отечественных и зарубежных исследователей во всей ее многогранности и многоаспектное.
Проанализировать различные подходы к пониманию процесса мотивации, раскрыть основные элементы и этапы этого процесса.
Рассмотреть природу ценностного конфликта и его влияние на целостность мотивации.
Методологической основой диссертационной работы является теория деятельности в ее индивидуально-личностном и ценностно-смысловом аспекте, разработанная рядом отечественных философов (Э.В.Ильенковым, В.Н.Сагатовским, Ю.К.Плетниковым, Г.С.Батищевым и др.) [54]. Данный подход позволяет достаточно полно раскрыть сущностные основания ценностных ориентации личности и процесс мотивации.
Диссертационное исследование основывается на целостном подходе, включающем системный объяснительный принцип, благодаря которому становится возможным рассмотрение иерархической системы ценностей и упорядоченного процесса мотивации.
Для изучения взаимодействия потребностей и ценностей и механизма процесса мотивации использовался диалектический подход.
Научная новизна работы заключается в следующем: 1 . Выделяется ядро ценностей личности.
2. Рассматривается диалектика потребностей и ценностей.
Мотивация рассматривается как социально-философская категория; как вид духовной, мыслительной и творческой деятельности.
Раскрывается механизм процесса мотивации с позиции целостного подхода и роли ценностей в этом процессе.
5. Анализируется влияние конфликта ценностей на процесс мотивации. Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-философский анализ позволил выделить основные подходы к пониманию ценностей и определить их классификацию. Ядром любой системы ценностей являются ценности, которые обосновывают смысл жизни, пронизывающие все уровни ценностной иерархии и все сферы жизнедеятельности личности.
2. Существует диалектическое взаимодействие ценностей и потребностей, при котором возможны взаимопревращения ценностей и потребностей с сохранением каждой из них статуса самостоятельной категории.
3. Ценности схожи с потребностями, однако, их отождествление неверно. Ценности всегда осознаны, в отличие от потребностей, зачастую носящих бессознательный характер. Кроме того, ценности, в отличие от большинства потребностей, относятся к наиболее устойчивым образованиям личности. Могут существовать потребности-ценности и ценности-потребности. Сущность потребностей-ценностей заключается в необходимости более быстрой реализации, чем реализация просто ценности. Потребность-ценность требует удовлетворения, в то время как ценность-потребность выражает, прежде всего, содержательную, ценностную сторону потребности.
Мотивация определяется как вид мыслительной, идеальной, духовной, творческой деятельности, имеющей субъективно-объективную значимость и содержание. Мотивация - это субъективно-объективный процесс, субъективной стороной которого выступает внутренняя мыслительная деятельность личности или любого другого социального субъекта (группы, коллектива, класса). Эта мыслительная деятельность -мотивация - сопровождается мыслительным или реальным взаимодействием с социальными субъектами, которые в данном случае выступают как объективные факторы. При этом в субъективной части мотивационного процесса содержатся объективные элементы (например, особенности и пределы мыслительных способностей субъекта), а в объективной составляющей присутствуют субъективные моменты (случайные психические состояния, настроения социальных субъектов, влияющих на процесс мотивации). Мотив - это образ, знание, жизненный опыт, накопленный в ходе прошлых мотивационных деятельностей личности, вызванных теми или иными потребностями, успешно или неуспешно удовлетворенными в прошлом или определенными ценностями.
Проведенный анализ показал, что ценности и ценностные ориентации так или иначе присутствуют на всех этапах или во всех элементах мотивационной сферы. Целостность процесса мотивации рассматривается с точки зрения ее основных элементов и этапов, которая в свою очередь зависит от степени устойчивости и согласованности ценностных ориентации личности.
6. Ценностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой человек поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимоисключающих форм поведения, отдать предпочтение одной из двух ценностей. Ценностные конфликты носят объективно-субъективный характер. Объективной стороной ценностного конфликта являются внешние обстоятельства, изменяющиеся во времени и ставящие под сомнение целесообразность и актуальность тех или иных ценностей и способы разрешения этого конфликта, который небезразличен окружающим. Субъективная сторона ценностного конфликта выражается в особенностях переживаний личности и выбора способа его разрешения.
7. Ценностный конфликт является неотъемлемым атрибутом формирования личности и свидетельствует об интенсивности ее духовной жизни, поэтому конфликт ценностей может оказывать не только негативное влияние на целостность мотивации, но и позитивное, суть которого заключается в формировании качественно новых ценностных образований, способствующих духовному и личностному росту.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы: для дальнейшей разработки теории ценностей и мотивации в социальной философии; для составления рекомендаций по формированию ценностной системы личности, повышению уровня ее нравственного развития; для использования полученных данных о ценностях и мотивации личности в качестве методологической основы при проведении воспитательной и образовательной работы, а также при психологических и социологических исследованиях; * для включения получения данных в разработку курсов социальной философии, этики, социальной и философской антропологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Липецкого государственного технического университета. Основные положения и выводы работы изложены в публикациях статей, тезисов и учебного пособия автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и библиофафического списка по теме диссертации.
Определение понятия «потребность». Классификация потребностей и их иерархия
Понятие «потребность» относится к числу категорий, которые рассматриваются рядом научных дисциплин: психологией, физиологией, социологией, социальной философией и т.д. Имеется несколько точек зрения относительно сущности потребности, начиная от биологических и заканчивая социально-экономическими. Действительно, в разных науках понятие «потребность» определяется по-разному. Это вызвано своеобразием интереса к данному понятию в различных дисциплинах. Так, в биологии, физиологии, психофизиологии рассматриваются витальные потребности человека, которые по своей природе являются необходимыми и служат поддержанию гомеостаза организма. Психологию интересует прежде всего субъективная сторона потребностей личности, а именно сопровождающие их эмоции, выбор средств для удовлетворения потребностей и ряд других индивидуальных особенностей их возникновения, выражения и удовлетворения. В социологии первостепенное значение имеет социальная детерминация потребностей человека, механизм их формирования в процессе социализации личности, процесс видоизменения некоторых потребностей и возникновения новых в ходе общественного развития и др. Задачей социальной философии является комплексный подход к проблеме потребностей, рассмотрение субъективно-объективного характера потребностей. Итак, рассмотрим содержание понятия «потребность» в русле социальной философии с опорой на труды представителей других дисциплин. Основной вопрос - это вопрос о природе потребностей, ее субъективном или объективном характере. За последнее время сложилось три основных подхода к решению данной проблемы [80].
При первом подходе потребности рассматриваются как чисто субъективные явления. Этой точки зрения придерживались Э.Дюркгейм, Э.Фромм, М.Вебер, А.Адлер, Б.Ф.Поршнев, А.И.Горячева [57, 190, 26, 3, 140, 47]. Потребности в этом случае выступают как «состояние организма», «субъективная сторона действия», «влечение», условия, сложившиеся внутри духовной жизни человека, побуждающие его к определенному поведению. Такая потребность возникает как результат отражения противоречия между желаемым и действительным в психике человека. Главным недостатком данного подхода является игнорирование объективной связи между человеком и внешним миром.
Во втором случае потребности представляются исключительно как объективная необходимость организма в чем-либо. Эту позицию разделяли Г.Е. Глезерман, Д.И.Чесноков, А.Маслоу, Д.Н.Узнадзе и др. [40, 204, 105, 176]. Этот подход свидетельствует о детерминации общественного субъекта объективными условиями. Следовательно, уровень развития потребности, возможности и способы ее удовлетворения обусловлены объективными условиями. При этом не учитывается субъективный аспект существования потребности, а именно чувства, вызываемые ее наличием у отдельной личности: беспокойство, тревога, неуверенность и ряд индивидуальных особенностей личности (например, интенсивность проявления потребностей, специфика поиска способов ее удовлетворения, способность к самоконтролю и саморегуляции и т.д.).
При третьем подходе потребности выступают как некоторое единство субъективного и объективного. В этом случае в понятие потребности «включается как психологический момент..., так и реально существующие субъект и объект потребности, противоречие между ними и выражение... этого противоречия в субъективной сфере в качестве факта сознания» [168, С97], то есть учитываются как сугубо субъективные особенности личности как носителя потребности, а именно, ряд физиологических и индивидуально-психологических характеристик, так и объективные условия, в которых будет (или не будет) удовлетворена данная потребность. Мы разделяем данную точку зрения о субъективно-объективной природе потребности. Можно выделить шесть определений понятия «потребность»:
1. Потребность понимается как нужда, дефицит, нехватка чего-либо в организме. Так определяют потребность К.К.Платонов, Ю.В.Шаров, А.Маслоу, М.М.Филиппов [135, 209, 105, 182]. Потребность вызывается либо отсутствием чего-либо, что мешает нормальному функционированию личности, либо избытком чего-либо, от чего организму необходимо избавиться. А.Маслоу рассматривает дефицитные потребности, необходимые для поддержания биологической и социальной жизни человека. Данный подход биологизирует потребности человека [105].
2. Потребность как отражение в сознании человека предмета, который может ее удовлетворить (В.Г.Лежнев) [65].
Приравнивание потребности к ее предмету не совсем верно, так как одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Кроме того, бывают ситуации, в которых человек чувствует дискомфорт, осознает, что ему чего-то недостает, однако, он не представляет себе предмета данных потребностей.
Основные этапы исследования мотивов и мотивации в истории философии
Понятие «мотивация» является, безусловно, достаточно широким и не исчерпывается какой-то одной функцией, односторонними связями и отношениями личности. Также не представляется возможным рассмотреть столь обширное понятие лишь в рамках психологии, так как мотивация включает в себя многие другие аспекты человеческого поведения: социально - психологический, нравственно - этический, социально - экономический и др. Мотивация выступает механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления конкретных форм деятельности. Мотивацию принято рассматривать в связи с социальными нормами и регуляцией поведения личности, социальными ценностями и социальной ориентацией. В связи с вышесказанным представляется целесообразным рассматривать мотивацию в русле социальной философии, так как именно диалектический подход позволяет охватить целостно - сложный и противоречивый, устойчивый и постоянно меняющийся процесс мотивации.
В современной социальной философии существует множество различных определений понятия «мотивация», которое зачастую заменяется другими терминами: сознание, психика, душа, дух, жизнеутверждающая сила, интенция и т.д. Проблема поиска движущих сил в развитии общества и человека, то есть проблема мотивации возникла в философии давно (еще в древнегреческой философии), тем не менее, эта проблема остается неразрешенной и по-прежнему актуальной. Каждое философское направление пытается рассматривать какой-либо отдельный аспект человеческого бытия, забывая о целостности личности. Человек безмерно сложен и неисчерпаем, и именно во множестве образов, социальных ролей, способов взаимодействия с окружающим миром человека и заключена трудность раскрытия данной проблемы.
Научному изучению причин активности человека и животных положили начало великие мыслители Древней Греции - Демокрит, Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Эпикур.
Так, Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребности человек не смог бы выйти из дикого состояния [65, С34].
Сократ утверждал, что любому человеку свойственны потребности, желания, стремления, но главным при этом не то, какие именно стремления свойственны тому или иному человеку, а то, какое место они занимают в его жизни. Главная задача человека уметь управлять собственными потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Платон разделял точку зрения Сократа и делил душу на «низшую» или «вожделеющую», которая образуется потребностями, влечениями и страстями, и «разумную и благородную», которая осуществляет руководство страстями [65, С.34].
Гераклит писал, что потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе. По мнению Гераклита, всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. А умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека [65, С.34]. Аристотель, пытаясь раскрыть механизмы поведения человека, выделил цель стремлений человека, которая представлена в виде образа или мыслей полезного или вредного для человека объекта. Стремления же определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Аристотель приходит к выводу, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания [65, С.35].
По мнению Эпикура, существует три категории потребностей: естественные и необходимые, то есть те, которые избавляют человека от страданий; естественные, но не необходимые - те, которые разнообразят наслаждения; не естественные и не необходимые - те, которые порождаются праздными мнениями. Первые непременно подлежат удовлетворению, вторые неразумные и не требуют постоянного удовлетворения, что касается третьих, то их необходимо избегать [153, с.8-9].
Анализ возникновения, сущности и особенностей разрешения конфликта ценностей
Проблема конфликтов в настоящее время особенно актуальна. Ее теоретическими и эмпирическими разработками ученые занимаются в рамках различных дисциплин: психологии, социологии, политологии, социальной философии и т.д. В середине прошлого века сформировалась самостоятельная наука, посвященная изучению конфликтов во всех формах их проявления. Ввиду специфики нашей диссертационной работы нас интересуют ценностные конфликты.
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, по мотивации и т.д. Рассмотрим основные подходы к пониманию конфликта. Конфликт - (от лат-conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил. Внутриличностный конфликт рассматривается как борьба между несовместимыми силами внутри психики. В русле различных психологических направлений внутриличностный конфликт рассматривается по-разному. В рамках психоанализа акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. Психоаналитический конфликт -это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. Внешняя форма проявления скрытого конфликта выражается в виде отдельных симптомов: нарушении поведения, трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существования. Формы конфликта могут быть разными: это конфликт между желаниями и защитой, конфликт между различными системами и инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также их столкновение с запретом . При этом, по мнению З.Фрейда, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я, Сверх - Я. Оно -первичная врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и желаниях, Я - разумная инстанция, основанная на принципе реальности, приводящая требования Оно в соответствии с требованиями реальной действительности, а Сверх-Я - «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностям, требованиями, которое общество предъявляет к личности. Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения и т.д. [188].
В теории К.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание «родительского сценария». Иными словами, это конфликт собственных желаний с требованиями родителей [217]. У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других [197].
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни и самооценкой на неосознаваемом уровне [146]. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации [105]. В.Франкл - основоположник логотерапии описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни [187].
Итак, внутриличностный конфликт можно определить как негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Ценностный конфликт в социологии рассматривается как столкновение ценностей социальных групп, классов, национальных сообществ. Рассмотрим природу и сущность ценностного конфликта в русле социальной философии. Данный подход к ценностному конфликту является обобщающим. Ценностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой человек поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, одной из двух ценностей. В ситуациях ценностного конфликта чаще всего сталкиваются требования к поведению. Ценностные конфликты носят объективно-субъективный характер. Объективной стороной ценностного конфликта являются внешние обстоятельства, изменяющиеся во времени и ставящие под сомнение целесообразность и актуальность тех или иных ценностей. Кроме того, ценностные конфликты объективны и в том смысле, что тот или иной способ разрешения небезразличен для окружающих, так как затрагивает не только носителя, но и других людей. Субъективность ценностного конфликта выражается в особенностях его возникновения, переживания и способов его разрешения. Ценностный конфликт, как правило, остро переживается личностью, поэтому главной задачей человека является избавление от данной проблемы, разрешение этого конфликта. В рамках социальной философии традиционно рассматриваются три формы ценностного конфликта:
1) межгрупповой конфликт ценностей;
2) противостояние ценностей отдельной личности и общества;
3) внутриличностный конфликт ценностей.