Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Степанов Анатолий Николаевич

Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века
<
Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанов Анатолий Николаевич. Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Самара, 2005 188 с. РГБ ОД, 61:06-9/96

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. В.Г. БЕЛИНСКИЙ, А.И. ГЕРЦЕН, Н.П. ОГАРЁВ ОБ ЭСТЕТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ 12-89

1. Эстетическая оценка В.Г. Белинским общественных отношений 12-38

2. А.И. Герцен о солидарном общественном единстве и эстетическом начале общественной жизни 39-66

3. Теория и практика социальной эстетики Н.П. Огарёва 67-89

ГЛАВА 2. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, НА. ДОБРОЛЮБОВ, Д.И. ПИСАРЕВ ОБ ЭСТЕТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ 90-168

1. Н.Г. Чернышевский о совершенствовании общественного бытия ...90-118

2. Н.А. Добролюбов о драматизме и путях гармонизации общественного бытия 119-143

3. Д.И. Писарев о естественнонаучных основаниях благоустройства жизни и деятельности человека 144-169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170-181

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...182-188

Введение к работе

Актуальность. Вся история развития общественных отношений человечества это стремление к благополучию, гуманности и совершенству бытия человека и общества. В современных условиях противоречивой общественной жизни, этнической, национальной, религиозной нетерпимости и разобщённости, проблемы эстетизации отношений социума и нравственности современника являются как никогда актуальными. Поэтому и общественные проблемы России 30-70-х годов XIX века, представленные в творческом наследии русских революционных демократов стали целью диссертационного изучения посредством категориального аппарата эстетики.

Если эстетика преимущественно исследовала проблему совершенства объектов природы, физического и духовного облика человека, то теперь предлагается расширить круг исследования проблем эстетики до диалектики исторического единства базисных и надстроечных отношений социальной жизни. Исследование с эстетических позиций единства духовных и фундаментальных - материально-производственных (индустриально-сельских), товарно-коммерческих (распределения, обмена, купли-продажи) и товарно-потребительских (человека, группы, сословия, класса) отношений общества как социального института является назревшей задачей. Так на первый план научных исследований выдвигается актуальное единство духовно-базисных отношений. Изучение эстетической стороны социальных отношений является сложной, интересной и пока ещё системно не изученной областью в современной отечественной и зарубежной науке. В диссертационной работе актуализирована проблема эстетических аспектов общественных отношений, имеющая существенное значение для гуманитарных, экономических, социальных, правовых и педагогических отраслей знаний.

Общественные отношения многогранно исследованы историей, политологией, социологией и другими науками. Общественное развитие постоянно обновляется, трансформируется, модернизируется людьми и имеет особую научную актуальность. Пути и перспективы хозяйственно экономического и духовно-политического развития России посредством совершенствования и гуманизации социальных отношений особенно волновали общественное сознание дореформенного и пореформенного периода. Важнейшей философской проблемой был вопрос о неизбежном развитии индустриально-цивилизованной России на основе промышленности и эстетизации отношений людей.

В XIX-XX веках были и сейчас ещё остаются некоторые сомнения по поводу прогрессивной роли эстетических воззрений в общественно-историческом процессе развития и совершенствования общественных отношений, основанных на разнообразных представлениях людей о совершенстве жизни, базирующихся на чувственных представлениях, которые никак не связаны с рациональными представлениями людей о гармоничной и совершенной жизни. Такое упрощённое представление роли эстетических воззрений на общественную жизнь неоправданно сужает побудительный потенциал людей и принижает их социально-эстетическое созидательное начало. Знания об эстетических аспектах общественного бытия являются такой же объективной реальностью, как и любое другое знание. Эстетический взгляд на проблемы общественного развития выявляет богатый колорит социокультурной жизни человека и общества. Эстетика способствует совершенствованию идеалов духовных и нравственных личных качеств людей, идеалов и образов совершенного бытия. Здесь эстетика предстаёт как знание, как методология совершенствования, гармонизации и гуманизации социально-экономических, политико-правовых и морально-нравственных отношений. Эстетика социальных отношений осуществляет поиск более совершенных отношений жизни общества.

В исследовании признается единая взаимосвязь сенсорно-рациональной ценности обыденных, духовных и научных знаний. С помощью эстетики глубже и полнее познается единство науки, мировоззрения, духовности, идеологии, искусства, созидательного творчества и методологии. Глубже и полнее понимается содержание, суть, форма, характер, роль и тенденции общественного развития. В реалиях социальных отношений очень часто из-за господства чрезмерно гипертрофированного эгоизма, выдвинутого в качестве идеала состоятельной жизни человека, принижается эстетическое сознание, что может стать источником социального деспотизма, произвола и насилия в обществе. Поэтому в хозяйственно-экономической, финансовой и социально-политической жизни общества важна роль культурного, духовно-нравственного, интеллектуально-компетентного и гуманно-созидательного начала человека. Вот почему особо актуальной является проблема совершенствования нравственного эстетического потенциала каждого человека. Проблемно-теоретическое изучение исторического развития социальных отношений для более точного представления наиболее эффективных путей совершенствования социальных отношений диктуется приоритетом общественной безопасности России. Поэтому научный поиск более эффективных путей гуманизации, демократизации и гармонизации отношений посредством эстетических ценностей очень важен. Игнорирование вопросов эстетизации жизни общества неизбежно угрожает стабильности жизни.

Степень исследовапности проблемы. В XIX веке общественные отношения изучались формационной (К. Маркс), цивилизационной (Л. Морган, Н.Я. Данилевский) теориями общественного развития. В XX веке -«Франкфуртской школой» (М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно), теориями «конвергенции» (П. Сорокин), «стадий экономического роста» (У. Ростоу), «индустриализма» (Р.Арон), «постиндустриализма (3. Бжезинский), «третьей волны» (А. Тоффлер), «информационного общества» (Д.Белл, Дж. Несбит).

Теперь общественные отношения стали темой эстетического изучения. Главной проблемой диссертационного исследования является изучение тенденций и перспектив процесса эстетического развития общества, отражённого в идеях русских революционных демократов. Их философия формировала эстетическое сознание, побуждала к созиданию экономически развитого и эстетически прекрасного социального бытия. И сегодня их эстетические идеи не утратили своей актуальности, поэтому они достойны изучения. Эстетическое изучение общественных отношений полнее раскрывает содержание и суть производства, нравственности и культуры человека.

Относительно близки к теме диссертационного исследования работы В. И. Толстых - «Искусство и мораль», Е.Г. Яковлева - «Искусство и мировые религии», В.В. Кускова - «Эстетика идеальной жизни». Но они изучают бытие человека и динамику общественных отношений через исследование эстетики духовно-культурной сферы жизни. Но наибольший интерес представляют работы Ю.С. Максимова - «Эстетика в свете историзма: (Новая эпоха в развитии эстетической мысли)», Д.Ю. Кучерюк - «Эстетика труда: ценностные отношения, творчество, человек», докторская диссертация А.З. Инкиной-Ерицпоховой - «Экономическая культура в структуре духовной жизни российского общества: социально-философский анализ», кандидатская диссертация Л.П. Костюкевич - «Женский вопрос в русской философской и общественной мысли (I половина XIX века)» и докторская диссертация К.Г. Исупова «Русская эстетика истории (на материале литературной классики XIX-XX вв.)», выполненная в Российском государственном педагогическом университете им А.И. Герцена.

Они актуальны не традиционностью постановки и изучения общественных проблем. В них исследована практически не изученная в истории русской и мировой философской науки область взаимодействия с эстетикой исторических, экономических, трудовых, тендерных и творческих отношений. На основе анализа мировоззрения русских революционных демократов показана возможность продуктивных контактов эстетики с социальной философией. Новая точка зрения на историю общества позволяет по-новому осмыслить некоторые традиционные научные проблемы эстетики. Но поскольку эстетическое исследование некоторых из этих работ построено на литературном материале, то практика эстетического изучения взаимоотношений базиса и надстройки общества оставлена за пределами научного исследования. В диссертации исследуются концептуальные идеи революционной демократии по эстетизации духовных, правовых, социальных отношений дореформенного и пореформенного крестьянства России, впоследствии ярко выраженных в практике народнического движения. «Нельзя считать обоснованной тенденцию противопоставлять народничество революционной демократии. Они являются пореформенной и дореформенной щ ветвью крестьянской демократии в России»,1 - писал В.Н. Лукин.

Как самостоятельные области научного исследования - экономические, социальные, политические и духовные воззрения русских революционных демократов изучены всесторонне, но не исследованы эстетической наукой. Что касается рассмотрения проблемы эстетики общественных отношений, то они Ф исследуются фрагментарно. Поэтому материал диссертационного исследования базируется на изучении диалектики функционирования социально-экономических и духовно-политических отношений, отражённых в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.П. Огарёва.

Онтологическое и аксиологическое содержание эстетики надстроечной сферы общественных отношений до-и-пореформенной России широко представлено в мировоззренческих, литературно-художественных, социально- политических и культурологических идеях известных учёных - В.Ф. Антонова, Н.А. Гуляева, М.Г. Зельдович и М.В. Чернякова, А.Л. Казина, B.C. Кружкова, Ф.Ф. Кузнецова, А. Лаврецкого, М.А. Лившиц, С.Н. Лиманцевой, В.А. Личковах, С.А. Мальцевой, А.С. Панарина, А.А. Радугина, З.В. Смирновой и других. Разработанные концепции теоретико-практического взаимодействия эстетики и других сфер духовных отношений содержатся в трудах В.Е. I Александрова, B.C. Барулина, СП. Винокурова, Г.П. Выжлецова, А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, Е.В. Кемерова, В.А. Конева, В.И. Кулешова, В.Н. Лукина, А.С. Мигунова, М.Ф. Овсянникова, Л.А. Плоткина, В.М. Полевого, К.Р. Поппера, П.А. Сорокина, Ф.А. Степуна, Е.М. Филатовой, А.А. Шестакова и других.

Хорошо освоена западная философия, век серебряной русской философии, отечественная марксистская философия, но нельзя терять связи с корнями русской философии середины XIX века. Пик исследования творческого наследия русских революционных демократов приходится на 50-60-е годы XX щ века. Тогда в отечественной философской мысли было немало работ по эстетике, в 70-е годы наблюдается спад исследовательского интереса к эстетике русских революционных демократов: «...из 140 статей по отделу «История философии» только четыре было посвящено творчеству революционных демократов и не было ни одной публикации о творчестве Белинского».1

В 80-90-е годы XX века практически отсутствуют фундаментальные исследования философии революционной демократии. В перечне 1180 диссертаций и авторефератов открытой русской электронной библиотеки РГБ от 25 августа 2005 года по эстетическим проблемам социальных отношений русских революционных демократов за период с 2000 по 2004 год мною не обнаружено ни одной диссертации. Но в начале XXI века постепенно оживает интерес учёных к эстетическим воззрениям русских революционных демократов.

Объект, предмет, цель и задачи научного исследования. Объектом исследования является проблема эстетического совершенствования отношений общественного бытия. Предметом исследования служат эстетические воззрения русских революционных демократов. Цель исследования - осмысление сущности совершенного, прекрасного, гармоничного в диалектике взаимодействия надстроечных и фундаментальных общественных отношений,

I раскрытие становления, развития и реализации идей в практике общественного бытия. Руководствуясь этой целью, в диссертации решаются такие задачи:

1) Изучить эволюцию философских воззрений русской революционной демократии, их эстетические представления динамики развития общественных отношений. Выявить традиции, новизну и естественные связи социальных

. отношений с эстетическими ценностями;

2) Рассмотреть аксиологическое осмысление развития общественных отношений посредством эстетических категорий совершенного, прекрасного, гармоничного, возвышенного, трагического, комического;

3) Для более глубокого изучения содержания и сути материально- духовных отношений социального бытия определить концептуальную закономерность взаимозависимости и взаимовлияния эстетических идеалов совершенного, прекрасного, гармоничного на общественное производство, распределение, потребление;

4) Исследовать понимание русской революционной демократией возможности совершенствования, гармонизации и гуманизации материально- духовных отношений общества, способность благотворного влияния различных социально-политических институтов на характер конкретных модификаций, структуру, формы, тенденцию и динамику эстетизации социальных отношений;

5) Определить предвосхищение русскими революционными демократами концептуального направления, характера и грядущих перспектив в деле созидания эстетичных общественных отношений России.

Научная новизна исследования. В ходе исследования автором получен ряд результатов, отмеченных новизной:

- обозначен новый объект научного исследования - процесс развития и совершенствования общественных отношений с точки зрения эстетики и эстетического сознания;

- проанализировано эстетическое содержание социальных воззрений русских революционных демократов;

- посредством категориального аппарата эстетических концепций русских революционных демократов рассмотрены перспективы совершенствования отношений общественного бытия;

- на историческом материале выявлена закономерность формирования, развития, совершенствования, гармонизации, гуманизации социальных отношений, и обоснована концепция эстетики социального бытия;

- с эстетических позиций отражена онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, эпистемологическая динамика совершенствования общественных отношений и предложено нетрадиционное стратегическое направление в изучении сути социальных отношений, способное качественнее оценить характер, содержание, форму и закономерные цели общественного бытия.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В истолковании эстетического автор следуют учению Аристотеля, Баумгартена и тем новейшим исследованиям эстетических проблем, которые рассматривают эстетическое как совершенное, вызывающее позитивные духовные переживания человека.

Эстетика исследует проблемы совершенства мира, его объектов, прежде всего физического и духовного совершенства человека. А поскольку человек -существо социальное, то степень его совершенства соизмеряется характером общественных отношений, критерием эстетичности которых является степень развития человеческого в человеке, то есть его физических, умственных и нравственных сил. Опираясь на современный теоретический эстетический багаж, исследование велось в двух направлениях: выяснялось осмысление эстетических проблем революционными демократами, и как использовались ими эстетические категории в процессе исследования общественных отношений России. При этом применялись различные методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция, дедукция и другие.

Исследование общественных отношений посредством эстетического инструментария имеет свои важные особенности. Открывается новое теоретическое направление в исследовании. Эстетика предоставляет широкие

I возможности для выявления критериев и сути социальных отношений, создаёт возможность глубокого всестороннего изучения общества в единстве материального и духовного, базисного и надстроечного. Она способствует эстетизации общественных отношений, так как высвечивает позитивные и негативные стороны жизни социума. И намечает перспективы, пути и средства совершенствования бытия людей.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1). Диалектика общественных отношений может и должна изучаться с позиций эстетической науки. Общественные отношения несут в себе парное единство содержания - трагизм и комизм, хаос и гармонию, примитивное и совершенное, унизительное и возвышенное, безобразное и прекрасное.

Эстетический характер общественных отношений обладает естественно-исторической объективностью, которая восходит к началу зарождения совместных форм и способов трудовой жизнедеятельности людей.

2). Диалектическое единство эстетической теории с практикой социального бытия способствует сохранению, развитию и совершенствованию эстетической культуры человека и общества, повышает общий уровень жизни общества. Высокий уровень духовности является объективным условием эстетизации отношений базиса и надстройки через гуманизацию обыденных и трудовых отношений - главных источников благосостояния, комфорта и радости каждого человека. Эстетика, будучи одной из форм духовности, как сознание и как наука, входит в общественную жизнь, побуждая человека к реализации в повседневной жизни идей, воззрений и теорий. Телеологически она направлена на созидание более совершенных отношений социума. Важнейшие её функции - сохранение, воспроизводство, трансформация и ретрансляция духовного эстетического наследия новым поколениям.

3) Внутреннее и внешнее совершенство, красота материального и духовного мира проявляется в формировании в сознании человека идеала, который всегда имеет конкретно-образную форму проявления. Эстетический идеал людей находится в прямой зависимости от уровня развития сознания, характера, мотиваций, социальных интересов, отношения человека к другим людям, к труду и досугу.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты можно использовать в дифференцированном и более подробном изучении курса философии, истории философии, эстетики, социологии и культуры. Материал диссертационного исследования может быть использован как в базовом вузовском курсе философии, так и в ряде спецкурсов следующих областей наук: философии науки, истории философии, социологии, истории, экономике, политологии, педагогике и в этике. В зависимости от необходимости материал диссертации может быть полезен для научно-методологических семинаров.

Апробация работы. Полученные в диссертационном исследовании

It результаты были практически апробированы на лекционно-практических занятиях со студентами дневного и заочного обучения, в научных сообщениях на ежегодных научно-методических конференциях Самарского государственного технического университета - «Актуальные проблемы современной науки» - Самара, 2001-2002 гг.; «Актуальные проблемы университетского образования» - 2001-2003 гг.; на 16-ой Всероссийской научной конференции учёных и студентов по теме «Реформы в России и проблемы управления» Москва, МГУУ, 2001 г.; на 2 и 3-ей Международных конференциях учёных и студентов по Международной Соросовской программе ISSEP; на Международной научно-методической конференции «Управление организационным развитием социально-экономических систем», Челябинск, ЮУрГУ, 2002 г.; на научной конференции по теме - «Творчество: стратегия XXI века», посвященной 90-летию СамГТУ 2004 г.

Полученные в диссертационном исследовании результаты были практически апробированы в следующих научных и научно-методических публикациях автора: 1 - «Философия гуманитарно-эстетической методики познания», Самара, СамГТУ-2001; 2 - «Ораторство как фактор социального управления. Москва, МГУУ-2001; 3 - «О социальной эстетике В.Г. Белинского», Самара, СамГТУ-2001; 4 - «Добролюбов о гармонии общества»,

Самара, ИВЦ, СамГТУ-2002; 5 - «Философская футурология Герцена, Огарёва и Чернышевского об эстетике нравственной культуры», Челябинск, ЮУрГУ-2002; 6 - «Образование - эстетика духовности общества», Самара, СамГТУ-2003; 7 - «Общественное значение актуальности эстетического развития личности», Самара, СамГТУ-2003; 8 - «Научно-методическое содержание эстетического образования личности», Самара, СамГТУ-2003; 9 - «Воззрения Н.А. Добролюбова об образовании и научно-техническом прогрессе общественных отношений России». Самара, «Вестник СамГТУ»-2003; 10 -«Творческая деятельность как система». Самара, СамГТУ-2004 г.

Основные положения диссертации отражены в 10 научных и научно-методических публикациях общим объёмом 3,4 п.л.

Эстетическая оценка В.Г. Белинским общественных отношений

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский революционный демократ, литературный критик, основоположник русской реалистической эстетики. Идейное творчество Белинского пришлось на тот исторический период, когда передовая русская общественная мысль, после Отечественной войны 1812 года и уроков декабризма, сравнивая и осмысливая общественное развитие Западной Европы и России, робко начинала поиск новых путей более совершенного общественного устройства России.

Активное гражданское антидогматическое сознание Белинского живо откликалось на жизненно важные социальные проблемы современности и настойчиво искало примеры новых пластов эстетики социальной жизни. Он душой и разумом чувствовал драматизм, комизм и красоту социального бытия и осознал суть процесса совершенствования общества - в применении полезных и нравственных знаний в повседневных делах.

Белинский - основоположник русской демократической идеологии, обосновавший неизбежную обречённость истории феодального крепостничества и самодержавной монархии. Он заложил идею общественно -политического пробуждения социального самосознания русского народа. Основную социальную задачу того времени Белинский видел в просвещении простого народа, в пробуждении его к общественно-политической и духовной активности на основе принципов гуманизма. Это является сутью его понимания эстетики социальных отношений, которая содержит в себе методологические основы более совершенного и гармоничного способа преодоления крепостничества. Российское «Крепостное право причиною, что нет у нас торговли, промышленности. ... Помещики наши проснулись и затолковали. Видно по всему, что патриархально-сонный быт весь изжит и надо взять иную дорогу».

Философско-мировоззренческие позиции Белинского претерпели значительные изменения. В 30-е годы 19 века он увлекался философией Гегеля («всё действительное разумно»). Огромную роль в формировании социально-эстетических идей Белинского сыграло сближение с кружком Н.В. Станкевича в 1833 году: «...это литературно-философское объединение прогрессивно настроенной московской молодежи группировавшейся вокруг Н.В. Станкевича. В 1833 году в кружок вошли В.Г. Белинский, И.К. Аксаков... Время наиболее их интенсивной деятельности - 1833-1837 годы».

А с начала 40-х годов Белинский решительно расстаётся с идеями утопического просветительского идеализма. Господство «неразумных» феодальных порядков, унизительный характер крепостнических нравов и реакционная политика самодержавия России привели Белинского к критике социальных отношений, поэтому он создал свою философскую систему антропологического материализма, построенную на эстетических началах, центром которой был человек с его материальными, физическими, духовными мотивами, интересами и способностями.

Белинский создал свою философско-литературную концепцию, в которой идеи и принципы людей «нового романтизма» имели практическую направленность. Они помогали тем, кто всеми силами стремился взрастить в общественном сознании людей ростки эстетичных отношений. Они были нужны всем, кому была чужда бездеятельность пассивно-мечтательного романтизма. В связи с этим, по Белинскому, категория идеального в эстетике общественных отношений трактовалась таким образом, что человечество имеет возможности улучшить свою жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами. А художники, литераторы, поэты и философы являются первопроходцами в деле улучшения жизни, и в этом их значимая роль. Следовательно, они «не рабы действительности, а её творцы, ...не она водит его рукою, но он вносит в неё свои идеалы и по ним преображает её».

Действительно, сказано прекрасно, поскольку потребности и интересы людей различны; бывают низменные, ужасные, мерзкие и циничные. Такие потребности и интересы людей ни в коей мере не следует возводить в ранг идеально совершенных, прекрасных, гармоничных. В трудах Белинского люди, желающие достижения духовного совершенствования и творчески устремлённые к цели созидания гуманных взаимоотношений,-отражались как идеальные образы «мыслящей части, ...идеал человека, ...идеал общественной жизни».

А.И. Герцен о солидарном общественном единстве и эстетическом начале общественной жизни

Другой русский мыслитель революционный демократ Александр Иванович Герцен (1812-1870) - философ-материалист, писатель и создатель Вольной русской типографии в Лондоне в 1853 году, издававший альманах «Полярная звезда» в 1855-1869 годах и первую русскую революционную газету «Колокол» в 1857-1867 годах. Он изучал и разрабатывал философские основы социально-экономических преобразований, позволявших стать России в один ряд с высокоразвитыми странами Европы. Он был убеждён, что более развитые, совершенные, справедливые и гуманные социальные отношения станут функционировать во всех сферах общественного бытия.

Герцен стремился создать новую научную теорию без крепостничества, опиравшуюся на объективную реальность прогрессивного развития общества. Началом его философских устремлений послужили идеи французского утопического социализма, с которыми он познакомился в 1832 году, а чуть позднее критически переосмыслил философию романтизма и немецкую классическую философию. Защищая интересы крестьянства, Герцен горячо спорил с оппонентами по вопросу общественного развития России. О философских баталиях 30-х годов 19 века в «Былом и думах» он вспоминал: «Что мы собственно проповедовали - трудно сказать. Идеи были смутны, мы проповедовали декабристов и французскую революцию (1789 года), потом проповедовали сенсимонизм и ту же революцию, мы проповедовали конституцию и республику... Но пуще всего проповедовали ненависть к всякому насилию, к всякому правительственному произволу».

Герцен подчёркивал, что молодые русские демократы считали главной социальной трагедией общества отсутствие правового состояния крестьянства. Поэтому Герцен всей душой стремился помочь улучшить жизнь миллионов россиян и закономерно пришёл к фундаментальным основам демократии, ибо как писал Ленин: «при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ всё же брал в нём верх».

Действительно и сам Герцен причислял себя к социально-демократическому движению, целью которого было развитие общественной системы России без крепостничества и абсолютной монархии. «Демократия, к которой принадлежу я, великолепно понимает круговую поруку всех за каждого... и свой моральный долг... Я принадлежу к тому новому обществу...».

В 30-х годах 19 века представление Герцена о будущей благополучной жизни россиян можно сравнить с его описанием перемены места жительства. Она основывалась на обосновании возможности совершенствования социальных отношений по добровольному волеизъявлению народа. В будущей России «в материальном отношении круто переменится... жизнь: новый мир, ...новая природа, всё, всё новое и притом всё поглощенное гармонической... любовью... ».

К середине 40-х годов по проблемам совершенствования общества у Герцена сформировалась наиболее цельная философская позиция, которая была наполнена ярко выраженным эстетическим смыслом. Основой этой концепции является созидание социальных реалий гражданского общества, способствующих интенсивному экономическому развитию государства и более состоятельному социально-экономическому бытию. Восприятие и понимание процесса эстетизации общественных отношений толковалось им как творческая деятельность совершенствования отношений базисных сфер общества. А после западноевропейских революционных событий 1848-1849 годов Герцен обратил свои взоры на русскую общину, и результатом этого внимания стала его теория «русского крестьянского социализма». «Уважение к личности, гражданское обеспечение, свобода мысли - всё это не существует и не существовало во Франции или существовало на словах».

Поэтому после отмены крепостного права в России он уже ставил вопрос возможности России миновать капиталистическую фазу развития. Под влиянием западноевропейских социальных событий (начавшегося рабочего движения, руководимого 1-м Интернационалом) Герцен в конце жизни обрёл новую идейно-философскую платформу. «...События, следовавшие за 1848 г., ясно доказали, что европейские народы несостоятельны осуществить... экономического и государственного устройства, до которого дошла наука, русская мысль начала... освобождаться от авторитета».

Эстетическое видение им социальных отношений отражалось как исторический прогресс отношений «свободного и необходимого дела» каждого. Он понимал, что не только подневольному крестьянству, но и большинству россиян были чужды устои крепостничества, унижавшие человеческое достоинство. «Общество обратило всё внимание само на себя, потому что оно нездорово... Все говорят об общественном порядке, следовательно он не существует теперь... Все абсолютные системы должны пасть».

Для Герцена было очевидным, что социально-экономическое и духовное обновление России должны осуществляться параллельно. Эта идея в его трудах содержит в себе программные задачи организации и осуществления преобразований общественных отношений с эстетических позиций. Он указывал на задачу соразмерности целей и средств преобразования общественных отношений. В деле отрешения от крепостничества и самодержавия наиболее актуальным для общества был вопрос формирования социально-эстетического мировоззрения, способного одержать верх над самодержавно-крепостнической идеологией. Немаловажной задачей было обоснование верной и эстетически привлекательной общественной идеи, способной обновить всё общество.

Н.Г. Чернышевский о совершенствовании общественного бытия

Идейным единомышленником Белинского, Герцена, Огарёва был Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - русский философ-материалист, теоретик критического утопического социализма и идеолог русской революционной демократии. Николай Чернышевский родился в семье протоиерея Гавриила Ивановича и Евгении Егоровны (урождённой Голубевой) в г. Саратове. Прадеды и деды Николая были также священниками. В 1846 году Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. Увлечённый изобретательством, под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848-1849 годов в своих дневниковых записях от июля 1849 года молодой Н. Чернышевский записал своё представление о роли технических изобретений в деле эстетического преобразования отношений общественного бытия: «... если бы мне теперь власть в руки, тотчас провозгласил бы освобождение крестьян, распустил бы половину войска, ...ограничил бы... власть административную и... правительственную, ...как можно больше просвещения, учения, школ... уничтожение пролетариатства и вообще всякой материальной нужды, - все... будет осуществлено через мои машины».1

Прогрессивные философские воззрения Чернышевского формировались во время обучения в Петербургском университете, он изучал социальные идеи выдающихся учёных - историков, социологов, экономистов и философов. Ко времени завершения университетского образования Чернышевский стал убеждённым материалистом, не столько из-за происходивших революционных западноевропейских событий, сколько из-за постижения объективно-исторического характера развития общественно жизни России.

Глубокому постижению исторического развития общественного бытия собственной страны Чернышевский учился у Радищева, Белинского, Герцена, Огарёва. Общественные идеи русской литературы - Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и социальная философия Белинского, Герцена и Огарёва сыграли решающую роль в развитии социально-эстетической мысли Чернышевского. Несомненно, он знал философскую работу об эстетике «Теорию изящных наук» А.Ф. Мерзлякова вышедшую в первой трети 19 века, когда эстетика становилась самостоятельной наукой. И, безусловно, в 60-е годы 19 века Чернышевский являлся лидером школы русского философского материализма, представителями которого были Добролюбов, Писарев, Щелгунов, Н. и А. Серно-Соловьёвичи. Несомненно, философия Чернышевского носит монистический объективно-материалистический характер. Научную философию он определил как «теорию решения самых общих вопросов науки». В отечественной философии он обосновал положение об объективном характере законов развития природы: например, закон причинно-следственных отношений. Он широко опирался на достижения естественных наук, химии, биологии, физики и других.

Труды Чернышевского «О поэзии» (1854), «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-1856), «Антропологический принцип в философии» (1860), «Что делать?» (1863), «Пролог» (1867-1869), «Характер человеческого знания» (1885) и многие другие раскрывали характер, содержание и суть динамики развития общественных отношений России. В его творчестве особо значительным был период складывания и совершенствования эстетических воззрений, защита диссертации «О «бригадире» Фонвизина» (1848-1853), работа над магистерской диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности», написание статей по истории и теории эстетики (1853-1857). Впоследствии был важный период совместной работы с Добролюбовым (1857-1862) в литературной редакции журнала «Современник» над социальными проблемами, период работы над романом «Что делать?», а в конце жизни - над предисловием к 3-му изданию «Эстетических отношений искусства к действительности» (1888).

По Чернышевскому, с позиций антропологической эстетики сам человек и его жизнь уже есть прекрасное, а сознание и мышление человека является проявлением этого прекрасного. Поэтому для него антропологический принцип исследования общества являлся одновременно естественнонаучным и социально-историческим методом решения основного вопроса философии -вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи.

Чернышевский применил антропологический принцип для развенчания мировоззрения идеологических оплотов самодержавия - ортодоксальной религии и фарисейского идеализма. Он звал передовых людей к творческому мышлению и общественной деятельности. Мышление он понимал как материальную деятельность мозга, проявляющуюся в мыслях, идеях, теориях и фантазиях, которые обусловлены уровнем развития человека и общества. Касательно общественного развития он часто любил повторять: «События приготовляются событиями».1

Чернышевский был прав, утверждая, что эстетика зависит от общего социально-экономического и духовно-политического мировоззрения, являясь её активной частью, способствуя созданию эстетических идеалов в реалиях социального бытия. В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» он поставил перед собой задачу определения первоистоков эстетики и обнаружил соответствие объективных законов совершенствования эстетики с законами развития бытия. Поэтому он отвергал идеалистическую эстетику, как бесполезную.

Похожие диссертации на Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века