Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Воротий, Наталья Владимировна

Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков
<
Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воротий, Наталья Владимировна. Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Чита, 2005. - 174 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕОДИЦЕИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 18

1. Истоки проблемы теодицеи в русской философии 27

2. Формирование структуры и обогащение социальной проблематики теодицеи в духовно-академической философии XIX века 40

3. Феномен зла: социально-философский аспект проблемы в исканиях русских писателей XIX века 53

ГЛАВА 2. МИР, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ «ВСЕЕДИНСТВА» ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОДИЦЕИ 68

1. Смысл мира и бессмысленность - основная антиномия теодицеи 74

2. Нравственная природа и сущность человека как главного субъекта преобразования общества 88

3. Онтологические основания свободы человека 98

4. Безусловная основа нравственности и социального действия человека . 112

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ "ДОБРО-ЗЛО" 119

1. Разрешение главной антиномии теодицеи как основы осмысления явлений добра и зла 120

2. Социальное познание добра и зла и формирование новой парадигмы общественного сознания в контексте проблематики теодицеи 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Проблема добра и зла всегда существовала для человеческого ума как неразрешимая загадка, привлекающая своей сложностью и антиномичностью. Именно зло во всех его проявлениях являлось и является главным основанием для различного рода сомнений и претензий человека к Творящей Первопричине.

Философско-религиозные концепции, посредством которых мыслители пытаются решить вопрос о мировом зле и соотнести сам факт существования зла с благим Творцом - Богом, представляют, как известно, теодицею. «Теодицея (от греч. theos - Бог и dike - справедливость) - оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца». '

В теодицее сконцентрированы узловые вопросы человеческого бытия и его взаимоотношения с миром - вопросы добра и зла, страдания, искупления, свободы личности, соотнесения смысла жизни отдельного человека со смыслом бытия мира, меры ответственности человека и Бога за существующее зло и многие другие. При этом дополнительную сложность проблеме придает то, что каждое из данных понятий является предельно общим обозначением фундаментальных явлений и характеристик бытия и имеет разнообразные оттенки в толковании. В силу данных причин можно утверждать, что теодицея представляет собой сложную теоретическую проблему и, поскольку касается первостепенных для человека вопросов, всегда будет актуальной.

Теодицея является многоплановым учением. Выделение социально-философского аспекта нам представляется целесообразным по ряду причин.

Во-первых, социальная философия предполагает решение ряда общетеоретических проблем, одной из которых является исследование

1 Русская философия: Словарь. / Под общ. ред. М. Маслина. - М.: TEPPA, - Кн. Клуб. - Республика, 1999. -С. 503

фундаментальных общественных ценностей, целей, идеалов. Именно ценностный аспект является стержнем проблемы теодицеи и придает ей социальный смысл.

Во-вторых, аксиологический аспект теодицеи тесно связан с социальным, так как все социальные действия человека отражают его определенную нравственную позицию. Последняя, в свою очередь, укоренена в базовых понятиях «добро» и «зло», что является ядром теодицеи.

Обращение к вечным категориям, исследуемым в теодицее, особенно значимо в настоящее время, в связи с проявившимся и широко обсуждаемым моральным релятивизмом, которым окрашена жизнь современного общества. По этой причине возникает необходимость вновь определиться с базовыми для человека категориями: добро, зло, справедливость, ответственность и т.д.

Возникший конфликт ценностей, кризис моральных устоев в обществе свидетельствуют о потере для многих людей очевидности морали, о том, что моральное сознание оказалось в каком-то двусмысленном положении, при котором вопросы «что есть добро» и «что есть зло» нередко имеют совпадающие ответы. Изменяется содержание понятий добра и зла. Нередко в социальной практике мы видим смешение и взаимную подмену этих понятий. Моральное же замешательство в разграничении этих явлений влияет на понимание зла социального, невнимание к которому приводит к разрастанию последнего. Поэтому исследование данной проблемы является социально значимым.

В последнее время в социальной философии усиливается внимание к персонологической проблематике, связанной с решением вопроса о совершенствовании общества. Оно возможно через совершенствование человека, то есть преобразование человеком своего внутреннего мира. Это также проблематика теодицеи, поскольку восхождение к добру или нисхождение к злу - это свободный выбор человека, и только он способен изменить направление этого духовного движения.

В теодицее в новом плане представлена проблема мира и человека, человека и общества. В нашем обществе сейчас идут многочисленные споры о том, что есть «нормальное» общество», на чем должна основываться эта «нормальность»? Признавая несовершенство относительных ценностей для решения такого глобального онтологического вопроса, естественными становятся поиски абсолютных ценностей - ориентиров. Этому способствует современное прочтение опытов теодицеи.

Теодицеи русских философов обладают современной социально-философской значимостью прежде всего как учения, вновь поставившие вопрос о добре и зле в обществе, о преобразовании общества посредством преобразования человеком своего внутреннего мира. Добро и зло как вечная оппозиция представлена в теодицеи в социально-философских отношениях: человек - человек, человек-общество, человек - природа, история человечества - настоящее состояние общества и его будущее. Особенность теодицеи заключается в том, что все эти отношения представлены опосредовано через категории «Бог», «Абсолют» и описаны с помощью христианской аксиологии и аксиоматики.

Ключевые категории теодицеи являются основополагающими для разнообразных идей и учений в социальной философии, этике, антропологии, культурологии, а также служат философской базой для права и политики. Так, вопрос о зле, исследуемый в теодицее (в плане его происхождения, причин и форм), находит свое развитие в религиозно-этических учениях о ненасилии, а также привлекает внимание правоведов, юристов, политиков, поскольку проблема насилия в нашем обществе является одной из самых острых. Категории свободы, ответственности также являются базовыми для осмысления и решения проблем социального зла, создания правовых основ общества, к чему стремится современная Россия.

Таким образом, универсальные категории теодицеи проявляются как социально-философские, и изучение их является практически значимым, поскольку при подобном исследовании закладываются основные принципы

практического действия человека в обществе на основе осознания глубинных первопричин нравственных и социальных явлений. Социальное зло при всех своих многообразных формах имеет в своей основе зло нравственное, поэтому и ставить вопрос о преодолении зла в обществе можно лишь в соотношении с преодолением его в человеке - носителе моральных ценностей. Это и является базовым положением учения теодицеи.

На наш взгляд, исследование опыта теодицеи в полной мере может быть осуществлено путем обращения к учениям выдающихся русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века. Поскольку теодицея имеет дело с вопросами метафизическими, познание их невозможно только рациональным путем. Русская религиозная философия является уникальной в своем роде, что подчеркивал, в частности, Н.А. Бердяев: «Религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании. Это есть познание совокупностью духовных сил, а не одним разумом. Русская религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством, и в котором нет рационалистической рассеченное»2.

В теодицее исследуется одно из самых уязвимых мест любой религиозно-философской системы. Упрощенное решение данной проблемы нередко имело весьма ощутимые последствия в обществе, и было, по сути, уходом от ее решения. Поэтому особенно важно рассмотреть специфику постановки и решения вопросов теодицеи именно в религиозной философии, учитывая особенности религиозного сознания, в котором Бог существует как единственная в своем роде константа. Здесь проблема поставлена наиболее остро, разнопланово, без попытки уйти от решения путем простого отрицания, и ее основные акценты расставлены таким образом, что разрозненные на первый взгляд явления составляют целостный образ мира. В

2 Бердяев Н.А Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX - н. XX в. Судьба России. - М.:ЗАО «СварогиК», 1997.-С. 183.

7 теодицее в новом плане представлена проблема мира и человека, человека и общества. В концепциях русских религиозных философов отражается социально-философский подход, так как все эти авторы опирались на конкретные исторические условия, с одной стороны, поэтому их теодицеи -это конкретный опыт постижения зла в совершенно конкретном обществе. С другой стороны, их теодицеи - это пример глубокого философского обобщения перспектив развития человечества в контексте противостояния явлений добра и зла.

Еще одной причиной обращения к отечественному философскому наследию является то, что категории, составляющие теодицею, несут в себе не только общечеловеческие смысловые оттенки, но и отражают национальный менталитет. Соответственно, для российского общества особую ценность будет иметь именно собственный опыт познания проблем добра и зла с целью формирования новой парадигмы общественного сознания.

Таким образом, исследование проблемы теодицеи и анализ специфики ее решения в русской религиозной философии представляется актуальным в целом ряде социальных наук на современном этапе развития общества.

Степень разработанности проблемы. Характер проблемы и ее генезис в русской философии позволяют давать неоднозначную оценку степени ее разработанности.

С одной стороны, пожалуй, ни одна проблема в мировой духовной культуре не вызывала к себе уже с древних времен такого повышенного внимания. Явления добра и зла в обществе, страдания человека, искупления вины и наказания интересовали мыслителей всегда.

Обострение интереса происходило особенно в периоды социальных кризисов и катаклизмов (о чем свидетельствуют основные вехи осмысления проблемы в истории философии, и, в частности, усиленное внимание религиозных философов начала XX века). Результатом этого явилось значительное количество философских трудов, посвященных данной

проблеме. Поэтому источниковый материал накоплен колоссальный. В

качестве источников следует назвать работы русских мыслителей,

непосредственно посвященные данной проблеме.3 Осмысливая сущность

человека и его место в мире, каждый из философов касался вопросов

теодицеи в своих трудах либо в качестве одной из значимых тем, наряду с

другими, либо посвящал этой проблеме свои программные произведения.

Главным предметом исследования в них стали ключевые понятия: добро и

зло, справедливость и наказание, грех и добродетель, смысл и

обессмысливание человеческой жизни, страдание и искупление, смерть и

бессмертие, свобода и ответственность. Мыслители определяют содержание

этих понятий, выявляют диалектическую связь между ними, обозначают

центральные вопросы теодицеи. Каждый из философов представляет свое

видение проблемы, выстраивает свою теодицею.

С другой стороны, исследование самой проблемы в том виде, как это с было предложено русскими религиозными философами, представляется

незавершенным, так как, во-первых, обращение к их опыту в отечественной

науке происходило фрагментарно и носило тенденциозный характер. Это

приводило к недооценке всего многообразия вопросов и способов решений,

предложенных русскими религиозными философами конца XIX - начала XX

вв. Во-вторых, социально-философский аспект проблемы «растворялся» в

других, и специальных трудов по этой теме практически нет.

В целом ряде работ отечественных исследователей анализируются

отдельные категории теодицеи (в основном «добро» и «зло»)4. В трудах

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого; О назначении человека; Из размышлений о теодицее; О свободе и теодицеи; Голубинский Ф.А. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека; Лосский Н.О.Условия абсолютного добра; Бог и мировое зло. Опыт теодицеи; Соловьев B.C. Оправдание добра; Три разговора о войне, прогрессе и конце мировой истории; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни; Франк С.Л. Непостижимое; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. 4 Борисов А.Г. Добро и зло. Саратов, Б.и , 1995; Волченко А.Б. Добро и зло как этические категории. М.: Знание, 1975; Гурьев Н.Д. О добре и зле: заметки православного мирянина. М.: Прометей, 1990; Сабиров В.Ш. Два лика зла: Размышления русских философов о добре и зле. М.: Знание, 1992; Он же. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии) СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995; Скрипник А.П. «Моральное зло в истории этики и культуры» М.: Политиздат, 1992; Фетисов В.П. Добро и зло : опыт историко-философского анализа. Воронеж : Изд-во Воронежского ун - та, 1982.

9 историков русской философии3 представлены исследования творчества отдельных мыслителей в рамках отечественного философского процесса. Здесь анализируются главные мировоззренческие установки философов, эволюция их взглядов, влияния различных идей и традиций.

Существенное значение для разработки данной темы имеют работы современных исследователей,6 посвященные творчеству отдельных русских философов (в частности B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского и др.), где наряду с другими мотивами исследовались и некоторые особенности построения этими мыслителями теодицеи. Показано, какое место занимает указанная проблема в творчестве того или иного мыслителя, особенности авторских интерпретаций категорий теодицеи (добро, зло, свобода, смысл жизни и др.).

Особое место занимают исследования современных авторов, посвященные непосредственно проблеме теодицеи в творчестве отдельных мыслителей.7 Здесь выделяются смысловые компоненты теодицеи, показаны истоки их интереса к проблеме и философские традиции, к которым принадлежит тот или иной философ.

Стоит обратить внимание на некоторую «неравномерность» в количестве исследований, посвященных разным философам. Так, наиболее исследованными оказываются различные стороны учений B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Наименьшим вниманием у исследователей пользуются учения Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, что, на наш взгляд, совершенно незаслуженно, так как работы именно этих философов представляют собой оригинальные опыты теодицеи.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт.-Л.: Эго, 1991; Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Сов. писатель, 1991; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.

6 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, Б.г., 1995.; Иванова А.А. Русская классическая
философия: от Ф.М.Достоевского к И.А. Ильину. -М.: Диалог,- МГУ, 1999.; Лазарева А.Н., Левицкий СС,
Лосев А.Ф., Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX - XX веков. - Н.- Новгород: Волго-
Вятское кн. изд-во, 1992.

7 Ефимов Г.И Проблема зла и насилия в нравственной философии Бердяева. М.: 1993; Мазуров Б.Ф.
Теодицея в религиозной философии П.А. Флоренского. М.,1997. Андроник-Трубачев. Теодицея и
антроподицея в творчестве священника П. Флоренского. Томск, Водолей, 1998.

10 Особо следует отметить немногие существующие исследования,

посвященные общему анализу теодицеи в русской философии. В данных работах особенно ценны наблюдения и выводы авторов относительно связи проблемы теодицеи с другими важными проблемами философии (с идеей соборности, проблемой противления или непротивления злу, антропологическими проблемами).

Т.Н. Москалькова особое внимание уделяет онтогенезу и психогенезу зла, анализирует особенности категории зла, при этом рассматривает данную категорию как центральную в теодицее, а саму теодицею - как связующую и универсальную проблему в философии вообще.

В исследованиях В.Ш. Сабирова и Н.С. Семенкина представлены своеобразные классификации учений русских философов о зле, добре и ответственности за зло. Исследования данных авторов отражают имеющиеся крайние позиции по данной проблеме в отечественной литературе.

В.Ш. Сабиров отмечает плодотворность попыток отечественных мыслителей разрешить извечный вопрос о зле, указывает на органичность этой проблемы в русской духовной культуре, подчеркивает существенное отличие русской теодицеи от западноевропейской, состоящее в том, что русская теодицея является «опытом глубоких экзистенциальных переживаний», а не простой рационалистической теорией. Именно с подобной позиции мы будем в дальнейшем рассматривать данную проблему, так как, на наш взгляд, она более соответствует духу русской философии и точнее отражает ее специфику.

Н.С. Семенкин больше склонен к критическому анализу, усматривая в теодицее скорее слабые стороны развития философского процесса, подчеркивая главную, по его мнению, цель теодицеи - оправдать Бога, и не рассматривая смысложизненные категории теодицеи. Исследователь считает, что любая теодицея несет на себе только функцию оправдания мира с его

8 Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995; Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. - М.: Проспект, 1999; Семенкин Л.С. Кризис теодицеи (о проблеме богооправдания в русской религиозной философии) // Философские науки. - 1969. -№3.

злом, и потому она изначально аморальна. Такой подход, на наш взгляд, противоречит позиции русских религиозных философов, так как каждый из них подчеркивал, что теодицея не призвана оправдать зло. В ней должно произойти осознание сущности зла и проникновение, по возможности, человеческого разума и интуиции в Промысел Бога, осознание истинного образа мира, который есть в Замысле, и осознание человеком своей вины за зло, происходящее в мире и обществе. Вот почему теодицея часто имеет другую сторону - антроподицею.

В словарях и энциклопедиях часто рассматривается проблема лишь в рамках западноевропейской философии. Такой подход встречается в ряде словарных статей, посвященных теодицее.9 Традиции русской теодицеи присутствуют в виде справочного материала, где перечисляются, как правило, мыслители, занимающиеся данной проблемой, их основные труды по теме, и предельно кратко обозначаются их основные подходы к пониманию добра и зла. И только статья А.Ф. Управителева10 отличается большим вниманием к русской теодицее, так как в ней в качестве главного тезиса выступает идея о специфике отечественных учений, в которых теодицея «...не столько учение о зле, сколько учение о мире и человеке, преодолевающем зло».11 Это положение было принято нами при разработке социально-философского аспекта данной проблемы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что хотя проблема теодицеи в русской философии является одной из центральных, ее исследование не представляется исчерпывающим. В работах не отмечается явная социальная значимость проблемы теодицеи, не прослежены ее истоки и логика развития, не отмечена преемственность учений отдельных мыслителей. Это приводит к мысли о прерывности как в целом философского процесса в России, так и, в частности, развития идей теодицеи.

9 Краткий философский словарь. Под ред. А.П Алексеева. - М.: Проспект, 1997.; Словарь по этике. Под ред.

О.Г.Дробницкого и И.С.Кона. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1970; М.А. Можейко Теодицея // Всемирная

энциклопедия: Философия.- М.: Минск. 2001.

10 Управителев А.Ф. Теодицея // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина.- М.: ТЕРРА -
Книжный клуб ; Республика, 1999.

" Там же. - С.503

Во всех вышеуказанных работах проблема теодицеи рассматривается лишь в каком-то определенном аспекте. Но этот анализ не является целостным, отсутствует анализ проблемы как многоэлементной, со сложной структурой. Различные аспекты проблемы взаимно «растворяются», при этом многие из них самостоятельно исследованы явно недостаточно.

Объектом диссертационного исследования являются концепции теодицеи, сформировавшиеся в русской религиозной философии.

Предметом исследования является социальный смысл проблемы теодицеи, представленной в творчестве русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века

Целью диссертационного исследования является выявление социальной значимости содержания проблемы теодицеи в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

  1. Выявить социально-философскую проблематику в теоретических предпосылках формирования проблемы теодицеи в русской философии.

  2. Определить структуру теодицеи и проанализировать ее элементы в контексте отношений человека и общества.

3. Выявить общность и специфические особенности социально-
философского решения проблемы теодицеи в концепциях русских
религиозных мыслителей конца XIX - начала XX веков.

  1. Обозначить онтологические и аксиологические основания теодицеи с целью адекватного социального познания добра и зла.

  2. Определить актуальность социального познания добра и зла с целью формирования парадигмы общественного сознания.

Теоретико-методологическая база диссертации. В основу исследования положен спектр положений, разработанных отечественными мыслителями, (Ф.А. Голубинским, Е.Н. Трубецким, Н.О. Лосским, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым), в чьем творчестве фундаментальные идеи теодицеи были ведущими. Использованы

13 труды историков русской философии (В.В Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского), работы исследователей в области социальной философии (Т.И. Адуло, B.C. Барулина, ГЛ. Меньчикова, В.И. Мурамова и др.), работы современных исследователей русской философии (Б.В. Емельянов, Г.И., Ефимова,. А.Ф. Замалеева, В.Ш. Сабирова, Т.Н. Москальковой, Л.С. Семенкина, А.П. Скрипника, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова). В процессе исследования особенностей становления проблемы в русской философии, при изучении источников проблемы мы обращались к сочинениям Св. Отцов, изложенных в «Добротолюбии», а также к трудам исследователей патристической мысли (Л.П. Карсавина, игумена Петра, А.С. Архангельского, В.Н. Лосского, М.Н. Громова). Серьезное влияние на позицию автора оказали исследования В.Ш. Сабирова, А.Ф. Замалеева, С.С. Хоружего.

В качестве методологической основы в настоящем исследовании применялся социально-философский подход для выявления особого места человека в объективном мире, определения основных категорий его сущности.

При постановке проблемы использовались приемы контрадикции (для фиксации основного противоречия в проблеме теодицеи), стратификации и композиции (для выявления структурных элементов проблемы в виде вспомогательных вопросов и их группировке в концепцию).

Для обоснования исследуемой проблемы применялись также приемы экспозиции (для установления ценностных, содержательных и генетических связей социально-философского аспекта проблемы теодицеи с другими, а также для определения связи исследуемой проблемы с другими философскими проблемами), актуализации и компрометации (соответственно с целью приведения доводов в пользу постановки проблемы в данном виде и приведение контраргументов для вскрытия сложности и неоднозначности трактовки проблемы теодицеи в русской философии).

При изложении материала использовался проблемно-тематический анализ, позволяющий проследить многоплановость постановки и решения проблемы теодицеи русскими религиозными мыслителями конца XIX -начала XX вв.

В рамках проблемно-тематического анализа проводилась критико-аналитическая работа с источниками - учениями о теодицеи B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, И.О. Лосского, Н.А. Бердяева, осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ их философских построений. В диссертации автор обращается к анализу философских, богословских, художественных текстов, используя герменевтическую методологию.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Предпринят анализ социально-исторических и теоретических
предпосылок формирования проблемы теодицеи в русской философии для
выявления содержащихся в них социально-философских проблем.

2. Посредством системного подхода выявлена и проанализирована
структура проблемы теодицеи в контексте социально-философской
проблематики.

  1. На основе сравнительно-сопоставительного анализа выявлена общность и специфические особенности социально-философского решения проблемы теодицеи в концепциях русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX вв. (B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева).

  2. Проведено исследование онтологических и аксиологических оснований теодицеи для определения предпосылок социального познания добра и зла.

5. Определена актуальность социального познания добра и зла с целью
формирования парадигмы общественного сознания в контексте решения
поставленных в теодицеи социально-философских проблем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Главной теоретической предпосылкой формирования проблемы
теодицеи в русской религиозной философии является синтез богословской и
философской линий. Социально-философская проблематика выстраивается
по принципу оппозиции, намечается тенденция интерпретировать мир
«горний» как идеальный, общество - как арену борьбы добра и зла, человека
как носителя противоположных ценностей, мир падший - ад.

  1. Теодицея представляет собой антиномическую проблему, имеющую сложную многоэлементную структуру. Категории «добро» и «зло» являются смысловым ядром теодицеи. Они раскрываются в метафизическом и социальном планах. Поэтому основными структурными элементами являются онтологические, выраженные в философских категориях: «Абсолют», «смысл и бессмысленность мира», в которых укоренены аксиологические: совесть, свобода, ответственность, нравственная природа человека, реализующиеся в социальной практике.

  2. Теодицеи русских религиозных философов имеют ряд общих черт: признание антиномичности мира, который существует в двух противоположных, но неразрывных планах; интерпретация человека как активной, творческой, ответственной персоны общественного преобразования, не лишенной противоречий, но несущей в себе Образ Божий. Своеобразие учений отечественных мыслителей заключается в различной терминологии и акцентах, сделанных в их теодицеях.

  3. Главной антиномией теодицеи является вопрос о существовании зла в обществе, о мере ответственности за зло человека и способах его преодоления. Характерной чертой монистического мировоззрения русских философов является лишение зла онтологического статуса, наличие

религиозной идеи всеобщего спасения и философской идеи социального оптимизма, трансформации теодицеи в антроподицею.

5. Социальное познание добра и зла строится на исследовании системы
отношений «человек - человек», «человек - общество». Моральное добро и
зло являются соответственно основой для добра и зла социального.
Социальное зло в аспекте «человек - человек» имеет в своей основе
искаженное представление «я - другие», социальное зло в аспекте «человек -
общество» обусловлено искаженными представлениями об общественном
идеале и ценностях.

6. Актуальность социального познания добра и зла в контексте
теодицеи и формирования новой парадигмы общественного сознания
обусловлена многоступенчатым кризисом современного общества и
необходимостью поиска духовных оснований для личности и возрождения
нашего общества.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Исследование данной темы позволит обогатить наше представление об особенностях развития русской религиозной философии, отечественной социальной философии, о характерных чертах учений отечественных мыслителей, о судьбе проблемы теодицеи в русской философской мысли, о ее месте в философском процессе в России.

Содержание и основные выводы диссертации способствуют формированию новой парадигмы общественного сознания в контексте проблематики теодицеи.

Теоретические материалы, представленные в диссертации, могут быть положены в основу курса по социальной философии, по русской философии, по этике; использоваться при разработке соответствующих разделов по русской философии в курсе мировой философии, элективных курсов в высших учебных заведениях, факультативов в школе.

Значимость изучения данной темы особенно возрастает в периоды социальных кризисов, периодов «обнажения мирового зла», который в очередной раз переживает наша страна.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования излагались на международных, российских, региональных и вузовских научных конференциях и семинарах, что нашло отражение в семи публикациях.

Материалы диссертации использовались при разработке лекций и семинаров по дисциплинам «Философия» (раздел «Социальная философия), «История русской философии», «История русской этики», «Этика», «История мировых религий».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Истоки проблемы теодицеи в русской философии

Как известно, древнерусская философия имела своими истоками разнообразные философские идеи, как зародившиеся на собственно русской почве, так и заимствованные из философии других народов и стран. Связь древнерусской философии с Византийским миром просматривается особенно явно. Внешние влияния на русскую философскую мысль в целом, и в частности на теодицею, носят характер творческого восприятия ею особенно значимых идей, углубления различных аспектов и придание оригинального звучания известным темам.

Русская философия вообще по преимуществу - «...духовная философия, наука о душе, ее развитии и связи с Богом» . Древнерусский период наиболее концентрированно передает этот православный дух отечественной философии. Поэтому неудивительно, что многие идеи русского религиозно - философского Ренессанса уходят корнями именно в это время, в частности, вечная проблема добра и зла и ответственности за него, именуемая гораздо позже емким словом - теодицея.

Среди разнообразных источников древнерусской философии называются: языческие воззрения славян, христианство во всей глубине его идей, отразившихся в Св. Писании и Откровениях Св. Отцов, оригинальные философские размышления древнерусских мыслителей.

Идеи добра и зла как центральные понятия древнерусской философии формировались на этих основах. Наибольшую роль здесь сыграли христианская литература и оригинальные сочинения. Предыстория же этого вопроса уходит в язычество.

Древние славяне в решении вопроса о добре и зле были своеобразными дуалистами. Опираясь на традиционные представления о добрых (белых) и злых (черных) духах, объявляли причиной греха, зла не плоть, не человеческие страсти, а злое, плотски-духовное, составляющее часть человека. Так как человек состоит из плоти и духа, то подчинение его какой либо одной части нарушает равновесие, приводит к разрушению человека, отсюда происходит грех. К греховным относят именно нравственные преступления: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, немилосердие. Эти нравственные формы зла имели ощутимые и всегда осуждаемые формы зла социального: предательство своих соплеменников, тиранию власть имущих, их жестокость и произвол.

С принятием христианства духовно-нравственные представления о добре и зле в преображенном, облагороженном виде органично сливаются с

Платонов О. Философия русская // Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. / Сост. О.А. Платонов. - М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. - С. 947. православным мировоззрением. Формирование терминологии происходит по принципу противоположности, оппозиции «добро - зло», «нравственное -безнравственное», а также по принципу противопоставления земного -небесного: «благо - добро», «правда - истина», «мудрость - премудрость». Появляется тенденция определять мир «горний» как мир «истинный», человеческое общество - как арену борьбы добра и зла и мир падший - ад.

Таковы религиозно-мифологические истоки теодицеи в русской философии. Библейская традиция и христианская литература оказали наибольшее влияние на русскую философскую мысль. Во многом представления о Боге, мире, человеке стали формироваться и корректироваться откровениями святых отцов, старцев-учителей, наставников и духовных писателей Православной церкви. Библейские мотивы прочно войдут в русскую духовную культуру. Наибольший интерес для исследования данной темы представляет одна из самых противоречивых и трудных для понимания книг Ветхого Завета - Книга Иова.

В ней проблемы добра и зла, свободы и воздаяния обозначены наиболее остро. Эта книга давно уже признана одним из первых опытов теодицеи в мировой духовной культуре, ставшим архетипом. «Ее автор соединил притчу в духе традиционного благочестия с криком бунтующей души, безотрадную картину жизни - с назидательным «счастливым концом», образ Бога в виде восточного монарха - с учением о непостижимости сущего»1 .

Фигура Иова - концентрированное выражение страдающего, мучающегося праведника и вместе с тем - мятежника, не желающего мириться со своей долей и ищущего собственным опытом разгадки причин зла и страданий, обрушившихся на него.

В Книге Иова языком притчи описываются не только разнообразные виды зла и человеческих страданий (можно даже увидеть своеобразную типологию по степени возрастания зла и страданий), но и показаны пути, ведущие человека к богооставленности, которая проявляется в самозамыкании человека, отчуждении от других людей и ощущение глобального, всепоглощающего одиночества, не только физического и социального, но и душевного.

Примечательно и то, что на примере Иова можно проследить движение от полной веры в Бога, в Его покровительство и заступничество к полному безверию и ощущению, что Бог чужд ему и он чужд Богу. В дальнейшем эта логика будет часто использоваться в исследовании вопроса о зле: движение человеческой души по направлению к Царству Божию или следование в мир богооставленный, все большее отпадение от Бога. Все явления земной жизни человека могут быть определены как следование либо в одно, либо в другое из указанных направлений. (Подобные мотивы появятся в учении Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого и других философов).

В Книге Иова показана и основная причина такого устремления человека от Бога: страдания, посылаемые человеку, не вызывают у него чувства понимания их причин. Зло видится человеком как непонятная, враждебная, внешняя, разрушительная сила. Ощущение этого порождает взгляд на мир и общество как на абсурд, бессмыслицу, приводят душу в ужас и ведут к безверию.

У Ф.М. Достоевского позже будут разрабатываться подобные экзистенциальные мотивы. Экзистенциализм же XX века сделает факты обессмысливания человеческой жизни и множественность форм зла, с которыми человек сталкивается в обществе, центральными в описании человеческого бытия.

Еще один аспект проблемы теодицеи можно отметить в Книге Иова -это отделение страдающего персонажа в его безмерной скорби от других -родных, друзей, от мира. Факт ощущения своей отъединенности как симптом богооставленности также явится одной из идей, часто впоследствии разрабатываемых в теодицеях (например, в учениях Ф.А. Голубинского, Н.О. Лосского это трансформируется в термин «разрушение соборных связей», у В.С.Соловьева - в «разрушение всеединства»). Есть и художественное осмысление этого мотива - в частности, в произведениях Н.В. Гоголя часто встречаются примеры «отпавших» от веры, рода персонажей, неизбежно, вследствие этого, влекомых к гибели. Противопоставление человека и общества, их взаимная враждебность и, как следствие, стремление разрушить или «растворить» враждебную силу, станет одной из проблем социальной философии XX века.

Но самая главная идея, которая пройдет затем во всех учениях о добре и зле - это идея спасения: при ощущении богооставленности, при отчуждении и оторванности у человека остается единственно правильный путь - путь к Богу через упование на Него, Его благость и всемилостивость. И Иов в своих страданиях просит у Бога заступничества перед самим Богом. А. Мень считает, что «...здесь апогей и переломный момент Книги Иова; во тьме богооставленности вспыхивает яркий луч упования». 20

Смысл мира и бессмысленность - основная антиномия теодицеи

Обращаясь к проблеме существования зла в мире, необходимо поставить, прежде всего, вопросы об онтологическом статусе этого явления, исследовать сущность бытия, в котором это зло наблюдается, и обозначить аксиологические основания мира для решения принципиального вопроса о смысле мира и Абсолютных ценностях, которые придают миру этот смысл. Социальный и природный мир входят в тварный мир как элементы, поэтому для определения смысла этих частей необходимо определиться со смыслом целого.

Религиозные философы использует ряд категорий, описывающих мир в предельно широком смысле слова. Главная теоретическая посылка при этом: мир антиномичен, мир состоит в определенных отношениях с Богом и через него получает свой смысл.

В общих чертах позиция B.C. Соловьева по этому вопросу такова. Бог понимается им как первое и верховное Сущее, бытие - это явление. Бог является абсолютной ценностью, от него человеческое поведение получает свое содержание и нормативность. «Действительность сверхчеловеческого Добра, доказываемая нравственным ростом человечества», подтверждает мысль об изначально присущем миру смысле. В религиозном опыте Бог дается именно как «действительность совершенного Добра (=Благо), безусловно и всецело осуществленного в себе самом»54.

Мир - тварный, он сотворен Творцом - Богом, при этом ему сообщены черты сущего. Мир и Бог находятся по отношению друг к другу как явление и сущность, в состоянии неслияния и в тоже время - единства. Идеальное состояние мироздания - осуществленное всеединство - единство во множественности. Мир еще не достиг этого состояния: он - «становящееся всеединство». Особое место в этом процессе принадлежит человеку, лишь в человеке мировой процесс получает «собственную внутреннюю действительность». Подчеркиванием особого места человека в мире Соловьев вносит в отвлеченное абстрактное понятие «мир» социальный план - человеческое общество - это то, что проходит стадию становления, осуществления всеединства, и где человек получает самый явный опыт добра и зла.

Осуществление всеединства возможно, так как есть идеал -богочеловечество. Связующую роль между миром Божественным и миром тварным выполняет София. В философии Соловьева она либо отождествляется с Абсолютом и является в этом аспекте выражением идеи абсолютного первоначала, либо определяется как «душа мира» и является «телом Богочеловека».

Понимание Софии как «второй» Божественной природы чрезвычайно важно в решении проблемы взаимоотношений Бога и мира и вопроса о происхождении зла в мире.

Мир, по Соловьеву, имеет смысл в силу его «тварности», и в то же время многие явления в мире лишены смысла, так как осуществления смысла в мире, Замысла Бога о мире еще не произошло. Это задача человека -прояснить для физического, социального мира и для себя Предназначение и открыть сокрытый пока, но присутствующий изначально, смысл в мире.

Е.Н. Трубецкой проблему теодицеи также связывает с решением одного из главных и мучительных для человека вопросов - о смысле жизни и бессмысленности в мире. К последнему выводу человека часто приводит эмпирическое ощущение зла. Трубецкой, приступая к решению вопроса о зле и его месте в мире, отметил необходимость найти своеобразную точку отсчета, обозначить категорию, которая стала бы «положительной и общезначимой ценностью». Это вопрос о смысле жизни и ценностных основаниях устройства мира. Не случайно главную свою работу по теодицее он назвал именно «Смысл жизни». В философии существует множество концепций, как признающие смысл жизни, так и его отрицающие. Позиция Трубецкого в этом вопросе такова: смысл определяется полнотой жизни, ее наполненностью. Источник полноты жизни - в Боге. При этом можно говорить, что мир наполнен смыслом, и в тоже время в мире есть бессмыслица.

«Мировой смысл есть именно полнота жизни, наполняющей собою все. Блаженство, заключается в обладании этой полнотой, а страдание обусловливается ее отсутствием. Мир страждет именно оттого, что он не вмещает в себе жизни божественной, оттого, что он оторван от самого источника жизни .. .».

В зависимости от степени причастности к источнику смысла и полноты мир предстает как мир Божественный (где проявляется абсолютная полнота, это мир вечный, в нем нет розни, отъединения, там осуществлено единение в любви всех тварных существ), и мир земной, который еще не достиг совершенства, не обрел полноты жизни и не наполнился смыслом. Это мир временный, он характеризуется бессмысленностью, в нем присутствуют страдания, смерть.

Существование мира земного - антипода Божественному - не умаляет этот замысел, так как он вечен и незримо присутствует в этом падшем мире в виде совести человека (это - «основа восстановления всеединства», это прообраз идеального мира и человека).

Само ощущение бессмысленности жизни, по мнению Трубецкого, свидетельствует о том, что есть что-то, что стоит выше этого порочного мира. Укорененность человеческого бытия - в мире ином, отличном от земного.

Разрешение главной антиномии теодицеи как основы осмысления явлений добра и зла

Понимание явлений добра и зла во многом определяется традицией, которая сложилась в той или иной культуре. Вместе с тем, существуют учения, которые можно считать базовыми для понимания сути явлений добра и зла. Таковыми являются с одной стороны религиозные постулаты, где догматически определен статус добра и зла, и, с другой стороны, -существуют работы русских религиозных философов по теодицее, которые содержат авторские интерпретации проблемы противостояния добра и зла с использованием православной аксиологии.

Ставя целью рассмотрение именно русской теодицеи, обратимся к исследованию того опыта, который дан отечественными мыслителями -авторами теодицеи.

Смысловое ядро теодицеи - вопрос о соотношении добра и зла и выяснение истоков зла - имеет близкие по смыслу трактовки в учениях религиозных философов. Вместе с тем, теодицея каждого автора в пределах общей традиции имеет оригинальные идеи. Стержневой вопрос нашего исследования - это выяснение того, что есть зло в интерпретации русских философов, их видение истоков зла и разрешение ими главной антиномии -определение ответственности за существующее в обществе зло.

Добро и зло рассматриваются в единстве.

B.C. Соловьев строит свою философскую систему, руководствуясь верой в абсолютное значение нравственных ценностей. Добро - от Бога, оно совершенно, и это совершенство проявляется как «нераздельная организация» триединой любви (чистая, всеобъемлющая и безграничная любовь). Это - любовь «восходящая». Любовь «нисходящая» - это любовь от Бога через человека на материальную природу.

Добро нельзя сводить только к особым субъективным душевным состояниям человека, только к добрым отношениям между людьми. Добро в высшем его существовании выше и объемнее одной тварной души, но именно в ней находит свое воплощение. Поэтому абсолютное Добро проявляется в нравственном добре, а нравственное добро отдельного человека проявляются в его социальных действиях.

Добро является самоценным для человека. По мнению Соловьева, добро следует делать «ради самого добра».

С понятием добра философ связывает понятие «добрая воля». Она должна быть «самозаконна», автономна, она подлежит «мотивированному укреплению и развитию». Злая же воля подлежит «мотивированному исправлению и преобразованию». Это возможно, так как в человеке есть та самая всеобщая разумная идея Добра.

Добро как свойство и целеполагание можно рассматривать многопланово: во-первых, как совершенство в Боге, которое определяет все остальное в стремлении к совершенству (само по себе является уникальным и абсолютным). Во-вторых, как несовершенство в нас (что призваны мы преодолеть, имея перед собой идеал абсолютного совершенства, не достичь Его, но приблизиться), наконец, как совершенствование (это наш путь и цель).

Совершенствование представлено Соловьевым в трех видах это 1) «безусловно сущее» - в Боге, 2) потенциальное - в душе, 3) «действительно-становящееся» - во всемирно-историческом процессе.

Внутренние свойства Добра - это «чистота», «полнота», «сила». Этими внутренними свойствами определяется жизненная задача человека, непреходящий смысл которой - служить Добру.

Добро определяется Соловьевым как правда в широком смысле, или как «должное отношение ко всему». Парадокс нашей жизни, однако, в том, что идея Добра, существующая в нас как «внутренне всеобъемлющая и логически необходимая», в действительности нами как таковая не реализуется, оказываясь «на деле, лишенною всеобщности и необходимости».

Добро есть должное по своему существу, но существует троякое несовпадение идеальной сущности добра с его действительным осуществлением. Первое несовпадение - это то, что «не все желают того, что должно»,117 второе - то, что «между желающими добра не все оказываются способными одолеть ради него дурные стремления своей природы».118 Третье несовпадение проявляется в том, что «немногие люди, достигшие победы добра над злом в себе самих, - люди добродетельные, праведники или святые бессильны победить своим добром то зло, в котором лежит весь мир».119 Эти несовпадения не умаляют сути и значения добра.

В добре заключается еще и реальное требование его исполнения, а это связано с образом исполнителя. Для того, чтобы идея добра получила силу мотива, нужно соединение двух факторов: достаточной ясности самой этой идеи в сознании и достаточной нравственной восприимчивости в натуре субъекта.

Добро может выступать в своей полной форме и быть реализовано в неполной. Неполное добро, по Соловьеву, - это добро, когда нравственный закон не исполнен до конца и еще уступает место чужому закону. Совершенное добро свободно от действия этого чужого закона, оно дает совершенное удовлетворение.

Соловьев рассматривает также и такой аспект проблемы добра как «вдохновение» для совершения добра. Чтобы Добро не воспринималось только как механическое исполнение нравственного закона, следует помнить, что глубина доброго поступка определяется мерой индивидуального приближения к Добру, а не просто формального исполнения нравственного закона. Без личного содействия Добру, нравственный закон будет оставаться для человека пустым и мертвым. Г-н Z (от имени которого высказывается сам автор) считает «вдохновение добра» как «прямое и положительное действие самого доброго начала на нас и в нас».120

Похожие диссертации на Социальный смысл теодицеи в русской религиозной философии конца XIX-начала XX веков