Введение к работе
Актуальность темы исследования. Любовь как явление родовое, являясь неизменным атрибутом человеческого существования, привлекает внимание учёных, писателей и деятелей культуры и выступает предметом исследования в целом ряде научных дисциплин. С течением времени интерес к изучению феномена любви не может угаснуть, как не может угаснуть интерес к исследованию феномена человека, который с его чувствами, эмоциями и настроениями всегда был и остаётся центральным объектом социально-философского знания.
Актуальность исследования любви обусловлена её присутствием практически во всех сферах индивидуального и социального бытия личности. Именно с этим чувством связано продолжение человеческого рода, взаимоотношения людей в малых социальных группах, воспитание и социализация подрастающего поколения.
Изучение феномена любви в социально-философском аспекте актуализируется ввиду наличия кризисных процессов в духовной жизни современного российского общества. Разрушение традиционной системы ценностей, кризис духовной культуры, отсутствие нравственных ориентиров привели к увеличению социальных конфликтов, росту преступности, терроризма, социальной напряжённости в различных сферах жизни общества. В этой связи воспитанию подрастающего поколения, вопросам его дальнейшей социализации необходимо уделять особое внимание. Воспитание в духе любви и толерантности, уважения к обычаям и традициям других народов, отношения к человеческой жизни как к исключительной ценности, формирование системы нравственных приоритетов - всё это необходимо для выхода из той духовно-культурной «ямы», в которой оказалось современное российское общество. Именно в молодом возрасте вопросы любви, взаимоотношения полов, являясь приоритетными, влияют на все сферы жизни человека. Воспитание в духе гуманистических традиций будет способствовать одухотворению этого чувства, поможет противостоять процессу вульгаризации и криминализации молодёжи, что особенно актуально в условиях пропаганды в средствах массовой информации чистого секса, насилия, апологии плотских утех.
В свете вышесказанного, представляется актуальным обращение к трудам русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX веков, в которых проблемам поиска смысла любви, определения её места и роли в жизни человека и общества уделялось особое значение. Прежде всего, потому, что социальные аспекты любви в их философском творчестве рассматривались в тесной взаимосвязи с духовно-нравственными характеристиками данного феномена, что является ценным и для нашего времени.
В отличие от западноевропейских мыслителей, труды которых предназначались преимущественно для интеллектуальной элиты, работы русских философов были призваны стать нравственной основой существования человека, помочь в обретении смысла жизни каждому представителю широких народных масс.
Сущность феномена любви в трудах русских философов несет в себе не только общечеловеческую ценность, но и отражает менталитет русского народа.
Следовательно, социально-философское изучение феномена любви на материале русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков с целью уточнения сущностных характеристик рассматриваемого феномена, конкретизации национальных традиций в его изучении, а также сохранения отечественного философского наследия представляет особую ценность и является актуальным в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. Ввиду большого количества исследований, посвященных проблеме любви, становится возможным проследить генезис её изучения в мировом культурном наследии в целом и в русской философии в частности.
В зарубежных философских исследованиях изучение феномена любви связано с именами мыслителей античности (Аристотель, Гесиод, Парменид, Платон, Эмпедокл и др.), средневековья (Августин, Григорий Нисский, Григорий Панама, Иоанн Златоуст, Лактанций, Максим Исповедник и др.), эпохи Возрождения (Л. Валла, М. Монтень, К. Раймонди, Б. Челлини и др.), Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Паскаль, Ф. Хатчесон, Г. Хо'ум, Э. Шефтсбери и др.). В трудах этих мыслителей предпринимаются попытки сущностного осмысления изучаемого феномена; любовь рассматривается и как способ познания Бога, путь к единению с ним, и как основа нравственного совершенствования человека, и в качестве характеристики естественной природы человека.
Значительный вклад в изучение различных сторон феномена любви внесли представители отдельных философских течений: в немецкой классической философии рассматривается взаимосвязь любви с такими явлениями, как воля, свобода, необходимость, долг (Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, И. Г. Фихте, Л. А. Фейербах); в психоанализе изучение любви связано с психологическими характеристиками личности (Р. Мэй, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.); в экзистенциализме тема любви рассматривается во взаимосвязи с важнейшими характеристиками человеческого существования: феноменами страха, страдания, надежды и т.д. (С. Кьеркегор, Г. Марсель, К. Ясперсидр.).
В отечественном философском наследии конца XIX - начала XX веков появляется значительное количество работ выдающихся мыслителей, в которых феномену любви отводится одно из центральных мест. Выбор в качестве объектов исследования трудов представителей философии всеединства В. С. Соловьева, С. Л. Франка и русских экзистенциалистов Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова обусловлен тем, что тема любви в их творчестве, являясь одной из ведущих, не только звучит оригинально и самобытно, но и рассматривается во взаимосвязи с духовно-нравственными характеристиками исследуемого феномена в контексте важнейших социальных проблем.
Всестороннее исследование работ этих авторов позволяет оценить вклад русской культуры в мировую традицию изучения феномена любви, определить его значение в жизни человека и общества в период сложных социальных катаклизмов уточнить сущностное содержание этого феномена.
В связи с этим, для нас особое значение имеют работы исследователей русской философии (И. И. Евлампиева, Б. В. Емельянова, А. А. Ермичева, А. Ф. Замалеева, А. А. Королькова, В. А. Кувакина, И. Д. Осипова, Л.Е. Шапошникова и др) в которых представлены результаты изучения творчества как отдельных мыслителей так и философских направлений русской мысли, анализируются главные" мировоззренческие установки философов, прослеживаются общие и оригинальные черты взглядов мыслителей на различные феномены человеческого существования.
Ценными для диссертационного исследования являются работы авторов А. И. Абрамова, А.П.Козырева, В. А. Корольковой, Е.Н.Некрасовой, Ю. Ю. Черного, В. П. Шестакова и др., непосредственно посвященные исследованию' проблемы любви в творчестве русских ренессансных философов.
В частности, В. П. Шестаков, анализируя и сопоставляя позиции разных мыслителей (Н. А. Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, И.О. Лосского,В.В. Розанова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка), указывает на то, что в их творчестве осмысление феномена любви характеризуется сложностью, многомерностью, комплексным рассмотрением различных его аспектов (религиозного, психологического, эстетического, философского).
Кроме того, особое внимание заслуживают работы исследователей, в которых феномен любви рассматривается в рамках всестороннего изучения творчества отдельного мыслителя. Так, А.П.Козырев, изучая философское творчество В. С. Соловьева, признает, что понимание им любви в качестве силы, обеспечивающей единство разрозненных компонентов, базируется на общей концепции мыслителя и исходит из взглядов всеединства. Е. Н. Некрасова, исследуя метафизическую сущность человека и его бытия в философии С. Л. Франка, приходит к выводу, что любовь, являясь фактором, определяющим всю человеческую жизнь, остается её важнейшей основой и достоянием.
Исследование Ю. Ю. Чёрного, напротив, носит индуктивный и синтетический характер. Подробно изучая вопросы любви и пола в философии Н.А. Бердяева, учёный не только приходит к осмыслению других, не менее важных проблем, но и связывает результаты творчества мыслителя с его психологическими особенностями и обстоятельствами личной жизни, а выводы делает, в том числе, и на основании подробного анализа работ своих предшественников.
В последнее время появился ряд работ, посвященных изучению феномена любви в рамках различных аспектов гуманитарного знания. Авторы диссертационных исследований М.В.Базарова, С. В. Омарбекова, Л. В. Пятилетова и др. рассматривают любовь как смысложизненную ценность, как экзистенциал
человеческого бытия, предпринимают попытки к определению места любви в жизни человека.
Однако, несмотря на значительное количество работ различных авторов, посвященных рассмотрению феномена любви и очевидную актуальность его изучения на современном этапе развития российского общества, социально-философский аспект рассматриваемого феномена в работах русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX веков остается недостаточно исследованным.
Объект исследования: любовь как социальный феномен.
Предмет исследования: рефлексия феномена любви как социального феномена в русской религаозной философии конца ХГХ - начала XX веков.
Цель исследования: систематезировать представления о любви как социальном феномене в русской религиозной философии конца ХГХ - начала XX веков.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
1) уточнить смысл любви как социального феномена, выявить её социально-
значимые функции;
-
реконструировать эволюцию представлений о любви как социальном феномене в истории философской мысли;
-
выделить и описать различные концептуальные подходы к изучению феномена любви в русской философии конца XIX - начала XX веков:
обосновать, что для различных концепций «философии любви» в России конца XIX - начала XX веков характерны как общие, так и особенные черты;
осуществить анализ феномена любви в «философии всеединства» B.C. Соловьева;
доказать, что философская концепция С. Л. Франка в отличие от других концепций, существующих в рамках «философии любви», позволяет рассматривать любовь как социально-духовный феномен;
раскрыть противоречивость понимания феномена любви в русском религиозном экзистенциализме конца XIX - начала XX веков.
Источниковой базой работы явились труды В. С. Соловьева, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова и других представителей русской ренессансной философии.
Теоретическую основу исследования составляют наиболее значимые работы исследователей русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. (И. И. Евлампиева, Б. В. Емельянова, А. Ф. Замалеева, А. А. Королькова, И. Д. Осипова, Л.Е. Шапошникова и др.), а также результаты исследований, непосредственно посвященных изучению феномена любви в творчестве русских ренессансных мыслителей (А. И. Абрамова, Ю. Ю. Черного, В. П. Шестакова и др.).
Методологическую основу диссертационного исследования составляют социально-философский, сравнительно-исторический и аксиологический подходы, позволяющие проследить эволюцию представлений о любви как социальном феномене в трудах русских философов и представителей западноевропейской мысли, уточнить его сущностное содержание, определить роль и место в жизни человека и общества.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция. Научная новизна диссертационного исследования:
-
социально-философский анализ позволяет уточнить сущностное содержание любви как социального феномена, выявить социально-значимые функции: консолидирующую, обеспечения социо-историко-культурной преемственности, социализирующую, нравственно-воспитательную и функцию духовного общения;
-
исследование феномена любви в рамках социально-философского, исторического и аксиологического подходов позволяет проследить эволюцию изучения любви как социального феномена, выявить детерминированность формирования представлений о любви от изменений в социальной, духовной, экономической и политической сферах жизни общества;
-
сравнительно-сопоставительный анализ различных концепций «философии любви» в России конца XIX - начала XX веков позволяет выявить как общие, так и особенные черты, обусловленные концептуальными основами понимания феномена любви и социально-историческими этапами развития общества;
-
выявлено, что основой интеллектуальной рефлексии социальной сущности любви в «философии всеединства» В. С. Соловьева является неортодоксальность понимания им христианского вероучения;
-
показано, что изучение любви в качестве социально-духовного феномена в диалогической концепции С. Л. Франка способствует расширению евангельского понятия «любовь к ближнему» концепцией «любви к дальнему»;
-
анализ социального и индивидуального аспектов рассмотрения любви в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева и Л. И. Шестова позволяет выявить противоречивость понимания ими феномена любви.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сощіально-философский анализ позволяет установить, что социальный смысл любви в качестве первичного связующего звена между личностью и обществом, необходимого условия для социализации личности реализуется в вьшолнении социально-значимых функций: консолидирующей (способствующей объединению людей в различные социальные группы), обеспечения социо-историко-культурной преемственности (связанной с продолжением человеческого рода, обеспечивающего передачу культурной информации), социализирующей (заключающейся в формировании личности, её социальной адаптации посредством любви), нравственно-воспитательной (основанной на воспитательном значении любви) и функции
духовного общения (заключающейся в способности любви реализовьтать потребность человека в духовном единении).
-
Применение социально-философского, сравнительно-исторического и аксиологического подходов к исследованию представлений о феномене любви как социальном феномене в истории философии позволяет сделать вывод, что трансформация духовного мира человека, а, следовательно, и понимание им смысла любви (как некой безличной космической силы, как высшего долга перед Богом и ближним, как экзистенциального пути самореализации в процессе самопознания и взаимодействия с обществом) происходит в результате изменений в социальной, духовной, экономической и политической жизни общества, что находит отражение в изменении основных форм, объектов и функций любви как в сознании каждой отдельной личности, так и в общественном сознании в целом.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ неоплатонической и ортодоксально-богословской концепций «философии любви» в России конца ХГХ - начала XX веков позволяет выявить как общие (наличие двух интенций в анализе феномена любви: как духовно-религиозного феномена и как социального феномена, регулирующего взаимоотношения полов; легитимизация половой любви - рассмотрение ее в качестве необходимого условия для создания гармоничных отношений между мужчиной и женщиной), так и особенные черты (защита индивидуальной, личной любви, отрицание аскетизма, понимание связи Эроса и творчества; рассмотрение любви в тесной взаимосвязи с семьей и браком в рамках идей христианской этики), обусловленные концептуальными основами понимания феномена любви и социально-историческими этапами развития общества.
-
Изучение любви как социального феномена в «философии всеединства» B.C. Соловьева определяется неортодоксальностью понимания им христианского вероучения, как религии социальной, способной преобразить весь мир, соединить отдельные разрозненные компоненты в единый социальный организм посредством любви, и является способом социальной актуализации христианской религии.
-
Рассмотрение любви в диалогической концепции С. Л. Франка как социально-духовного феномена способствует расширению евангельского понятия «любовь к ближнему» концепцией «любви к дальнему», понимаемой в качестве суммы чувств, полярно направленных на различные объекты: любовь к добродетелям (истине, добру, справедливости, красоте), любовь к «дальним» людям (согражданам, потомкам, ко всему человечеству), любовь к отдалённым во времени благам и интересам «ближних».
-
В рамках изучения социального (потребность человека в преодолении одиночества, осуществлении межличностного общения посредством любви) и индивидуального (признание ценности любви для личного существования, утверждение индивидуальности, осуществление социального предназначения) аспектов рассмотрения любви в творчестве русских экзистенциалистов
Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова становится возможным выявить противоречивость понимания ими феномена любви, которая заключается, с одной стороны, в признании данного чувства необходимым условием самореализации личности, ее индивидуального и социального предназначения, а с другой стороны, в обосновании обусловленности любви процессом «объективации», когда глубоко интимное переживание теряет для своего носителя ценность, делает невозможным ее социальное существование.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут стать основой для дальнейшего изучения феномена любви как социального явления в русской религиозно-философской мысли и на материале философского наследия других народов. Кроме того, использованный в работе социально-философский анализ может быть применён для изучения других феноменов индивидуального и общественного сознания, человеческих чувств, эмоций и настроений.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования основных выводов работы педагогами, сотрудниками социальных учреждений, занимающимися вопросами духовно-нравственного воспитания, ищущих пути успешной социализации подрастающего поколения на основе взаимопонимания, уважения и любви.
Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов по социальной философии, этике, культурологии, философской антропологии и т.д., при составлении учебных и методических пособий, подготовке курсов лекций, составлении учебных программ по данным дисциплинам для студентов и аспирантов.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на VII Международной молодежной научной конференции «Молодежь Забайкалья: интеллект и здоровье» (г. Чита, 2003 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Инновации и традиции науки и образования» (г. Сыктывкар, 2010 г.), на I Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке» (г. Москва, 2011 г.), в рамках работы аспирантского семинара кафедры философии ЗабГТПУ им. Н. Г. Чернышевского. Теоретические положения исследования получили свое отражение в 9-й научных публикациях, 3 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.