Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Савсерис Олеся Анатольевна

Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза
<
Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савсерис Олеся Анатольевна. Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза : 09.00.11 Савсерис, Олеся Анатольевна Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза (социально-философский анализ) : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Чита, 2007 163 с. РГБ ОД, 61:07-9/385

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основания концепции справедливости Джона Роулза 13

1.1. Основные подходы к определению содержания категории справедливости в современной социальной философии 13

1.2. Генезис идей Дж. Роулза в контексте социально-философских теорий Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо 23

1.3. Истоки теории справедливости Джона Роулза в концепции И. Канта. 40

1.4. Дж. Роулз и теория рационального выбора 56

Глава 2. Индивидуальный, социальный и институциональный аспекты социальной справедливости в теории Дж. Роулза 67

2.1. Диалектика свободы и равенства в концепции справедливости Роулза 67

2.2. Социальные условия эффективности действия принципов справедливости 80

2.3. Идея применения принципов справедливости для демократических политических и социальных институтах 110

2.4. Принципы справедливости Дж. Роулза как один из факторов устойчивого развития общества 123

Заключение 145

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в социально-философской мысли справедливость рассматривается как одна из наиболее сложных категорий, затрагивающих различные сферы общественной жизни. Представления о справедливости в современном обществе являются ценностным критерием для анализа социальной действительности и решения вопросов об изменении общественных отношений. Оценка различных явлений жизни общества в качестве справедливых и несправедливых - это отражение экономических, политических, правовых, социальных условий, которые их вызвали.

Значимость проблемы социальной справедливости в российском обществе определена следующими важными факторами: во-первых, необходимостью теоретической разработки модели справедливого общества на фоне сохраняющегося и углубляющегося социально-экономического неравенства, нарушения демократических прав и свобод. Во-вторых, практической значимостью, так как анализ существующих и реализуемых принципов справедливости, возможно, позволит в будущем проектировать и осуществлять справедливую и эффективную социальную политику. Общественно-историческая практика свидетельствует о том, что понятие «социальная справедливость» особенно актуализируется в общественном сознании в периоды кардинальных социальных перемен, обусловленных экономическим, политическим и духовным кризисом социума. В-третьих, существует необходимость переосмысления духовных и ценностных ориентиров современного российского общества.

Все вышесказанное предопределило выбор данного философа и его концепции для изучения. Дж. Роулз является одним из крупнейших исследователей проблемы справедливости. Его теория социальной справедливости представляет огромный интерес и значимость для развития и формирования современного социума. Дж. Роулз старался показать насколько важна, роль

справедливости, что она должна выступать не только как идеал, теория, но и реальная практика.

Теория справедливости создалась в 70-х г.г. XX века в период фундаментальной переоценки теоретических ценностей либерализма. Либерализм в это время вступил в период сложного кризиса, основанного на разочаровании в принципах «классического либерализма» и программы «государства всеобщего благоденствия». В это время обозначились резкие границы между социальными группами капиталистического общества в США: между богатыми и бедными. Именно идея справедливости выступила центральной проблемой для построения демократических институтов, как определение ценности свободы, как идея равенства возможностей, как критерий распределения социальных благ, как проблема эффективности политической власти и как фактор стабильности в американском обществе.

Его фундаментальный труд «Теория справедливости», как и ряд других работ, дали мощный толчок не только дальнейшему развитию политического либерализма в США, но и целому философскому направлению. В российской общественной мысли работы Дж. Роулза не вызвали такого широкого общественного резонанса, как за рубежом. Поэтому теория справедливости американского философа в России остается до сих пор недооцененной.

Степень разработанности темы. Проблемой справедливости в ее социальном аспекте занимались многие исследователи (А.А Безвербный, Л.М. Архангельский, Н.В. Мотрошилова, Ю.Г. Гусейнов, B.C. Степин, Т.А Алексеева, З.А. Бербешкина, О.О. Куликова, Н.В. Печерская и др). Такой автор как Н.А. Веденина проблему справедливости анализировала с точки зрения современного политического либерализма. Т.В. Дыльнова рассматривала справедливость- как основу эффективного развития современного российского общества. Б.Н. Кашников дал наиболее полный обзор либеральных теорий справедливости с точки зрения этики. А.Ф. Колодий социальную справедливость рассматривала через призму отношений равенства и неравенства. Г.Б.

Святохина занималась актуальными проблемами социальной справедливости и путями их решения в современном российском обществе.

Анализ этих и ряда других точек зрения многих авторов на роль социальной справедливости в обществе позволяет выделить основные направления, рассматриваемые в их работах:

определение содержания понятия справедливости, которое трактова лось в этическом или социально-философском аспектах;

соотношение понятия справедливости с понятием равенства, права и несправедливости;

поиск критериев оценки социальной справедливости как важнейшей ценностной основы жизнедеятельности общества;

необходимость существования социальной справедливости в обществе;

взаимосвязь понятия справедливости с другими философскими категориями.

Среди зарубежных концепций справедливости, получивших широкий общественный резонанс можно отметить работы Дж. Роулза, Р. Нозика, Б. Сутора и др. Анализу теории справедливости Дж. Роулза посвящены многочисленные работы и научные публикации зарубежных авторов: Б. Аккерма-на, Б. Бэрри, Р. Дворкина, Дж. Вильсона, Д. Размуссена и др.

К наиболее известным критикам позиций Роулза следует отнести представителей либертарианского (неоконсервативного) направления в современном либерализме: Ф. Хайека, М. Фридмана, и в особенности Р. Нозика, А. Бучанана, X. Харта. С точки зрения Т. Нагеля, теория Роулза является простой формой эгалитарного либерализма. X. Харт уделяет внимание точке зрения Дж. Роулза на взаимоотношения между справедливостью и свободой.

Со времени выхода в свет «Теории справедливости» Дж. Роулза накопился огромный пласт критической и аналитической литературы по данной теории, изданной как за рубежом, так и в России. Среди этой литературы

6 можно выделить таких наиболее крупных российских исследователей, как Т.А. Алексеева, А.В.Кузьмина, Е.Б. Сваровская, О.О. Куликова.

В конце семидесятых годов XX века в СССР на теорию Роулза обратили внимание советские авторы. Была защищена диссертация «Новейшие тенденции в американской моральной философии (на примере анализа теории справедливости Джона Роулза)», которая содержала критику теории справедливости американского философа. Автор данной диссертации Г.В. Ми-ниотайте старалась показать теоретическую несостоятельность и классовую сущность концепции Дж. Роулза, выявить роль его идей для идеологических изысканий буржуазного обществоведения США. В основе критики Г.В. Ми-ниотайте концепции Роулза лежала идейная конфронтация между двумя общественными системами - СССР и США, социализмом и капитализмом. Идеи Дж. Роулза рассматривались под углом критики буржуазной моральной философии и идеологии США конца семидесятых годов. И в целом, работы советского периода, имели сильную идеологическую направленность, что определенным образом снижает их теоретическую ценность.

Большой вклад в разработку проблемы справедливости в политической философии, в том числе в анализ американской политической мысли внесла Т.А. Алексеева. Заслугой данного автора является то, что она одна из первых анализирует морально-политическую философию Джона Роулза в рамках американской политической мысли, опираясь на переведенные ею работы Роулза. Она в своей монографии «Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулза» подробно рассматривает эволюцию взглядов Роулза за последние два десятилетия.

Анализ работ российских и зарубежных исследователей концепции Дж. Роулза позволяет сделать следующие выводы о степени разработанности проблемы:

- большинство зарубежных авторов сосредоточивались на критическом осмыслении проблемы справедливости, при этом выделяя наиболее

спорные моменты в данной концепции (Р. Нозик, Б. Аккерман, Б. Бэрри, Р. Дворкин, Дж. Вильсон, Д. Размуссен, Ю. Хабермас и др.);

рассматривалась теоретическая связь теории Дж. Роулза с работами представителей классического либерализма (Т.А. Алексеева, А.В.Кузьмина, Е.Б. Сваровская, О.О. Куликова);

категория социальной справедливости соотносилась с терминами равенства, свободы и несправедливости;

исследовалась проблема универсальности и применимости принципов справедливости Дж. Роулза в обществе;

определялось место теории справедливости Дж. Роулза в рамках либерального направления философской мысли.

Однако, несмотря на изученность теории справедливости Дж. Роулза как зарубежными, так и российскими авторами, необходимо отметить: во-первых, нет целостного социально-философского анализа данной теории. Во-вторых, принципы справедливости Дж. Роулза не рассматривались в качестве идеологической основы социальной политики и реформирования современного демократического российского общества.

Объект исследования: социально-философская концепция Дж. Роулза.

Предмет исследования: принципы справедливости Дж. Роулза как факторы стабилизации современного общества.

Цель исследования: выявление возможности использования концепции справедливости Дж. Роулза в качестве теоретической основы социальной политики в современном обществе. Достижение основной цели исследования включает в себя решение следующих задач:

  1. Провести социально-философский анализ категории справедливости как основной в концепции Дж. Роулза и рассмотреть основные подходы к определению содержания понятия справедливости в современной социально-философской мысли.

  2. Уточнить место и значение теории справедливости Дж. Роулза в современной научной мысли.

  1. Показать истоки теории справедливости Дж. Роулза, выделить преемственную связь с философскими идеями представителей классического либерализма - Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Обосновать необходимость применения теории рационального выбора в качестве теоретической основы концепции Роулза.

  2. Рассмотреть возможность реализации принципов Дж. Роулза в обществе, как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях.

  3. Раскрыть ценностный смысл принципов справедливости Дж. Роулза для становления и развития гуманистических ориентиров в современном обществе, определить их значение для стабильного и устойчивого развития российского демократического общества.

Основные подходы к определению содержания категории справедливости в современной социальной философии

Социальная справедливость может быть определена как социально-философская категория, характеризующая степень развития общества с точки зрения качества общественных отношений с позиций обеспечения человеку достойных условий существования, гарантии прав и свобод, возможности самореализации каждого и ненанесения ущерба другим людям. Степень защищенности прав человека является ключевым показателем состояния социальной справедливости в обществе. Принципы социальной справедливости обладают свойством универсальности и влияют на всю систему общественных отношений. Защита интересов личности от произвола государства, оптимальное соотношение интересов личности и государства как важнейшие требования справедливости могут быть реализованы только в правовом государстве.

Социальная справедливость характеризует взаимоотношения людей с точки зрения распределения благ (материальных или духовных) между ними. Важнейшей чертой идеала социальной справедливости является «социальное равенство людей, равные возможности для всестороннего развития всех категорий граждан и повышение благосостояния общества, наличие свободы как гарантии от различного рода социального насилия».1 В справедливом обществе каждый человек независимо от пола и возраста, состояния здоровья и уровня трудоспособности имеет возможность реализовать весь комплекс неотъемлемых прав на достойную жизнь. Категория «социальная справедливость» ориентирует на анализ того, как воспринимается людьми реализация их базисных социальных прав, какими реальными возможностями развития своих способностей они обладают, в какой мере они могут обеспечить удовлетворение потребностей и др.

Сущность социальной справедливости, по мнению Ю.В. Деньгуб, заключается в «степени соответствия, с одной стороны, между способностями конкретных индивидов, уровнем их образовательной и профессиональной подготовки, другими социальными качествами, с другой стороны, их фактическим положением в обществе: местом в общественном разделении труда, благосостоянием, возможностями удовлетворения социокультурных и других потребностей».1 Фактор различия между образовательным, профессиональным уровнем личности и реальным занимаемым статусом в обществе играет положительную мотивационную роль, но в тоже время может выступать как причина дестабилизации, конфликтов и депрессивных настроений среди населения.

Существуют различные трактовки категории «справедливость»: религиозные, правовые, экономические, социологические, политологические. Несомненно, важное значение имеет философско-этическое осмысление проблем справедливости. Обратим внимание на каждую из перечисленных трактовок.

Специфика религиозных представлений о справедливости состоит в том, что «гарантом воплощения справедливого является высшее существо, Бог». Достижение справедливости, в свою очередь, возможно через приближение к Богу, к высшим ценностям.

Идея тесной взаимосвязи права и справедливости привела к развитию морально-правового и социально-политического течения философской мысли. «Морально-правовая категория справедливости трактует ее как нравст венно обоснованный и разумный критерий действий людей, определяющий каждому воздаяние за поступки» .

Социально-политическая категория справедливости подразумевает в качестве гаранта соблюдения справедливости закон. В структуре политического сознания представления о справедливости тесно связаны с понятиями «государство», «власть» и «политический режим». Справедливость политического устройства может быть оценена с точки зрения осуществления законности, равноправия, возможности осуществления и влияния на государственную власть. Отказ от насильственных способов разрешения конфликтов, учет интересов разных социальных групп, возможность участвовать в принятии решений - все это должно способствовать безопасности и устойчивости политической системы. В политической сфере справедливость рассматривается как важная характеристика государственного порядка, связанная с идеей правового государства. Правовое государство представляет собой не только одну из важных социальных ценностей, но и механизм реализации и обеспечения на практике прав человека и гражданина. Критерием для определения справедливости или несправедливости системы властных отношений, складывающихся в обществе, в данном случае выступает доминирующая общественная идея. «Чем выше системный уровень общества, тем сильнее выражена генерализация ценностей, тем большее количество людей принимают ситуацию в обществе как справедливую. И обратно - чем качественнее работают политические и социальные институты, направленные на смягчение и удаление проявлений несправедливости в обществе, тем дальше оно продвигается по пути эволюции к более высокому системному уровню».

Генезис идей Дж. Роулза в контексте социально-философских теорий Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо

Теория справедливости Джона Роулза представляет собой альтернативу доминирующей в семидесятых годах в США утилитаристкой тенденции и идею применения традиционной теории общественного договора, представленной в трудах Гоббса, Локка и Ж.Ж. Руссо к анализу современного общества. Роулз использовал политико-философский принцип общественного договора как возможность установить принципы справедливой организации общества. При создании теории справедливости в качестве образцов традиции общественного договора он использует работы Гоббса «Левиафан», «О гражданине», Локка «Два трактата о правлении», Руссо «Общественный договор».

Идея общественного договора восходит к философии XVII - XVIII вв. В ее рамках возникло представление о первичном естественном состоянии, которое предшествует социальной и политической жизни. Для выхода из данного состояния люди заключают договор между собой. Т. Гоббс и Дж. Локк давали разные трактовки понятию «естественного состояния общества», но для Дж. Роулза важна сама идея общественного договора.

Томас Гоббс в своей работе «О гражданине» показывает, что состояние людей вне гражданского общества, которое он называет естественным, есть ни что иное, как война всех против всех, и что в этой войне всем принадлежит право на все. Он называет три основные причины войны всех против всех: соперничество, недоверие и жажду славы. Данное состояние характеризуется отсутствием справедливости, собственности и четкого разграничения имущества. Возможность выйти из естественного состояния дают человеку, с одной стороны, его страсти (желание избежать насильственной смерти), а с другой стороны, его разум. Человек должен в этих условиях признать других людей равными себе от природы. Т. Гоббс отмечает, что «все люди в силу необходимости; заложенной в их природе хотят выйти из этого несчастного и ненавистного им состояния, как только начинают понимать его незавидность». Однако, это становится возможным лишь тогда, когда, заключив договор, они отказываются от своего права на все.

Договором Гоббс называет действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права, при этом общественный договор должен быть всеобщим и взаимным. «При вступлении в договор ни один человек не должен требовать предоставление себе какого-нибудь права, предоставить кото-рое любому другому человеку он не согласился бы». Таким образом, Гоббс характеризует равенство в правах как фундаментальную основу естественного состояния. У Т. Гоббса, также как и Дж. Локка, общественный договор можно рассматривать как научную гипотезу, как предположение о заключении реального договора в обществе.

Роулз также применяет идею общественного договора как гипотетическую ситуацию, в которой законодатель ставит себя в условие действия «занавеса неведения» (термин Роулза) для выбора и принятия принципов справедливости. Суть его заключается в том, что «никто не знает своего места в обществе, своего классового положения, социального статуса, никто не знает своей удачи в распределении естественных дарований, способностей и т.д». В условиях принципа неведения действуют такие факторы, как: отсутствие информации о фактах общего характера, об уровне экономического, политического, культурного развития общества, его институциональной основы, незнание фактов, касающихся социального положения индивидов, их природных дарований и интересов. Роулз представляет гипотетическую ситуацию, в которой люди не знают экономической и социальной ситуации в обществе, или уровня цивилизации и культуры, которых оно было способно достичь. Именно в таком положении и действии условия «занавеса неведения» индивиды должны на договорной основе принять принципы справедливости.

Категория «естественного состояния» заменена в теории Роулза понятием «исходного положения», которое основывается на принципах справедливости. Данная идея заключается в установлении честной процедуры, в результате которой любые принципы, ставшие итогом соглашения, будут справедливы. Мотивация сторон предполагает существование договорной теории и реализации ее в жизнь на основе социальной солидарности и доброй воли, взаимной незаинтересованности и совершенного альтруизма. Следовательно, термин контракта предполагает определенный уровень абстрагирования от существующей реальности.1

Роулз считает, что в исходном положении «люди не стремятся получить выгоды за счет друг друга, они не завистливы и не тщеславны, у них есть способность к чувству справедливости». Таким образом построена основа занавеса неведения для исходного положения. Здесь прослеживается тесная преемственная связь между теорией Гоббса и Роулза. В концепции Гоббса индивиды, чтобы выйти из естественного враждебного состояния, готовы отказаться от своего права на все при заключении общественного договора. Роулз продолжает эту мысль Гоббса и добавляет, что люди, заключая общественный договор, не знают своего классового положения, своих талантов и социальной роли в обществе, поэтому соглашаются на принятие договора в одинаковых равных условиях.

Диалектика свободы и равенства в концепции справедливости Роулза

Разрабатывая свою концепцию социальной справедливости, Роулз руководствовался намерением представить ее в качестве жизнеспособной альтернативы доктринам, которые доминировали в американском обществе в 70-х г. XX века (классический утилитаризм, интуитивизм, моральная теория и др.). Под «классическим утилитаризмом» понимаются представления, согласно которым социальные институты являются справедливыми только тогда, когда они служат максимизации совокупной пользы».1 Следовательно, критерием справедливого общества утилитаристов выступает общественная польза.

В американском обществе в это время необходима была такая концепция справедливости, которая выражала бы ценности и идеалы демократии, конкретизируя их в конституции. Создавая свою теорию на начальном этапе, Джон Роулз, стремился найти идеал справедливого общества через принятие универсальных принципов справедливости: принципа свобод и принципа различия. Роулз первоначально не ограничивает ни время, ни место для принятия и реализации двух принципов справедливости, то есть они должны быть применимы в любом обществе и государстве, где будут участвовать все люди в построении справедливого общества.

Как считает А.В. Кузьмина, Роулз идет к определению социальной справедливости двояким путем: «он формулирует общие принципы справедливости, которым должно отвечать любое общественное устройство и на основе философских рассуждений он стремится показать, что человек обладает абсолютными правами, независимо от исторических условий».2 Однако в последующих работах, отвечая на критические замечания оппонентов, он отходит от первоначальной позиции об универсальности принципов справедливости, конкретизируя их применение только для американского демократического общества. Согласно Роулзу, главная задача концепции справедливости - определить стандарт, посредством которого можно оценивать распределительный аспект основной структуры общества.

Формулируя идеал справедливости в своем основном труде «Теория справедливости», Джон Роулз дает следующее определение: «Справедливость - это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - это первая добродетель систем мысли... Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом. По этой причине справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана боль-шими благами других...». Однако, характеризуя реальную жизнь, Роулз отмечает, что в любом обществе существует конфликт интересов, и поэтому идея социальной справедливости выступает не в качестве высокого идеала, который необходимо реализовать в жизнь, а как предмет политического торга, политических обещаний и лозунгов.

Теория Дж. Роулза, безусловно, относится к либеральному течению философской мысли. Однако классический либерализм определял равенство только как равенство перед законом. Новое понимание равенства, о котором говорит Роулз, и приводит к установлению двух принципов справедливости:

1. каждый человек обладает равными правами на максимально большую совокупность равных основных свобод, совместимых с аналогичной системой свобод для всех людей в обществе.

2. социальные и экономические неравенства должны регулироваться таким образом, чтобы:

а) они были направлены к наибольшей выгоде наименее обеспеченных членов общества;

б) институты и положения в обществе должны быть открыты для всех при условии честного соблюдения равенства возможностей.

Роулз считает, что принятие принципов справедливости каждым индивидом, желание действовать с ними развивается и постоянно поддерживается фундаментальными естественными отношениями и психологическими законами. Следовательно, центральный вопрос теории Роулза - личность и ее отношение к социальному миру. Он считает, что личность - это тот, кто может быть гражданином, т.е. нормальным, взаимодействующим членом общества. В рамках данного вопроса возникает проблема внутреннего принятия индивидами принципов справедливости и культурных ценностей общества. «В теории справедливости Роулз выдвинул в качестве основания для внутреннего принятия индивидом соответствующих порядков их моральное одобрение, которое основано на разуме».2

Первый принцип Роулза выражает приоритет свободы, второй - приоритет равенства. Второй принцип предшествует принципам эффективности, максимальной пользы и различия индивидов. Они подчинены честному равенству возможностей, которое предполагает, что социальное различие в богатстве, доходах, политическом положении не должно влиять на шансы человека в получении образования, доходов и власти.

Похожие диссертации на Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза