Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Билаонова Марина Юрьевна

Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии
<
Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Билаонова Марина Юрьевна. Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2001.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/513-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА. Общественный идеал как объект социально - философского анализа.

1. Понятие общественного идеала в философской рефлексии 11-25.

2. Проблемы эволюции общественного идеала в русской философии XIX -нач. XX века 26-46.

ГЛАВА. Общественный идеал как интегратор социума.

1. Общественный идеал как общезначимый смысл и общественная ценность 47-60.

2. Соборность (всеединство) как общественный идеал в русской религиозной философии 61 - 74.

ГЛАВА. Особенности формирования и развития общественного идеала в России.

1 . Общественный идеал и национальная традиция 75 - 99.

2. Особенности эволюции идеалов личности: единичное и всеобщее 100 - 121.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122-129.

БИБЛИОГРАФИЯ 130-144.

Введение к работе

В ситуации кризиса гуманистической культуры конца XX века особое значение приобретают попытки философов переосмыслить социальные идеалы прошлого сквозь призму складывающихся социокультурных реалий. Оценивая перспективы европейской цивилизации, они связывают их с обновленным видением традиционных христианских ценностей, создают интересные варианты философского осмысления задач социального обновления, "вечных проблем" свободы, творческой активности личности, смысла существования человека.

В трудах русских мыслителей развиваются различные способы обоснования религиозных идеалов. Именно они зачастую оказывают решающее влияние на способ культурно-исторической рефлексии индивида, на его восприятие окружающего мира.

Оценивая себя как носителя духовного начала, человек соотносит свои поступки, общественную практику с идеальным, абсолютным. В культуре содержатся ценностные ориентации духовного плана, а общественные идеалы выступают действительным интегратором социума. Русское национальное мышление, учитывая особенности отечественной истории и культуры, стремилось всегда разрешить антиномии общественного сознания, вырабатывая параметры общественных идеалов для конкретной эпохи. И здесь существуют богатые духовные традиции поисков систем ценностей, которые необходимо изучать, осмысливать, осваивать, чтобы выйти из состояния глобального кризиса. Изучение идейного наследия российских мыслителей по проблемам общественного идеала представляется очень важным в контексте решения задачи выработки новой концепции общественного идеала, которая могла бы стать духовной основой социальных преобразований.

Актуальность данной темы исследования определяется, на наш взгляд, и потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в вузе. От

своевременного определения систем духовных ценностей, социальных идеалов зависят практически все гуманитарные науки. И процессы гуманизации, гуманитаризации общества в условиях НТР оказываются всецело зависимы от философской рефлексии проблем общественного идеала.

Отметим, что в интенсивных процессах духовной жизни России XIX-XX вв. сохранялась православно-христианская доминанта, значительным было влияние культурных, общечеловеческих ценностей. Поэтому представляется важным систематизировать интенсивные попытки русских мыслителей создать универсальную систему ценностей, которая могла бы уберечь человечество от мировых катаклизмов.

При этом многие мыслители тяжело переживали (на личностном и социальном уровне) трагедию культуры XX в. Гибель культурных ценностей, веками создаваемых человечеством, заставляла философов искать выход из кризисного состояния, выводила их на новые уровни анализа духовной самостоятельности общества и личности. И этот опыт очень важен для современности.

Назвать проблему общественного идеала малоизученной было бы некорректным, так как существует интересная литература, сохраняющая теоретическое и практическое значение и в наши дни.1

Однако, как представляется, в последние годы ощущается недостаточное внимание к проблемам современной интерпретации этого феномена в контексте духовного наследия прошлого. Так, отечественная философия 30 -80-х гг. XX в. обедняла себя, предав забвению произведения, религиозно-идеалистической мысли "серебряного века". Классовый подход к оценке человека и проблем его бытия вытеснил гуманистические идеалы христианского персонализма.

1 См.:Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Вопросы философии. - 1962. -№10; Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура // Диалектика социального познания. - М., 1979; Туманов С.В, Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986

С.Л.Франк, В.Соловьев, Н.А.Бердяев и др. сумели многими своими идеями предвосхитить направления поисков социального идеала западноевропейскими философами. Ведь именно они вышли на такие философские и культурологические обобщения, которые в конце XX века помогают разобраться с противоречиями в развитии духовной сферы эпохи технократической власти, способствуют более глубокой разработке вопросов этики, помогают в пост революционном осмыслении нового предназначения человека.

Прослеживая эволюцию феномена общественного идеала в России, возможно, на наш взгляд, восстановить истинную и полную картину истории русской духовности. В настоящее время, когда Россия оказалась в очередной раз перед выбором исторического пути развития, перед определением средств, способствующих достижению результата, вновь обострился вопрос об общественном идеале, духовных ценностях человеческой личности, о роли идеологических стереотипов и об освобождении духовного мира человека от шор и запретов.

В современной философии доминирует представление о человеке как сложнейшем феномене, который необходимо изучать в психологическом, нравственном, национальном и прочих аспектах. Проблема общественного идеала также требует многоаспектного анализа.

Степень разработанности темы.

Следует отметить, что проблемы общественного идеала весьма активно исследовались в отечественной и зарубежной философии. Методологические разработки МЯ.Ковальзона, В.Ж.Келле, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, А.К.Уледова, П.А.Рачкова, В.И.Шишкиной, Е.М.Амелиной использовались автором работы. Кроме того, диссертант опирался на широкий круг источников по истории русской философии и социологии: Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев,

6 С.Л.Франк, Л.Н.Толстой, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский, Г.Флоровский, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, Замалеев. А.Ф.

Изучались и использовались для сравнительного анализа зарубежные источники: П.Сорокин, К.Мангейм, А.Тойнби, М.Шелер, Хосе Ортега-и-Гассет, П.Тейяр де Шарден, К.Юнг.

Однако, несмотря на многочисленные труды, в том или ином аспекте исследующие феномен общественного идеала, представляется недостаточной системная, структурная интерпретация этого феномена, нет эффективных методологических решений проблем формирования и эволюции идеала в русской философской традиции. Предложенные в публикациях подходы нельзя расценивать как достаточные, объемные, заполняющие все ниши проблемного поля общественного идеала, универсальные его составляющие, конкретно-исторические формы его существования с необходимостью требуют дальнейшей разработки, уточнения. Есть и другие вопросы гносеологического, аксиологического и методологического плана, требующие внимания исследователей.

Своевременное освещение и методологическое осмысление этих и иных проблем представляется важным для современного философского знания.

Цель: разработать концептуальную схему рассмотрения общественного идеала. Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих задач: проанализировать современное состояние социально-философского познания по проблеме идеала;

- исследовать эволюцию общественного идеала в русской философии;

выявить универсальную систему ценностей, составляющих основу общественного идеала российского общества;

реконструировать основные модели общественного идеала в истории России на общественном и личностном уровнях;

- исследовать социогенетические механизмы формирования и развития общественного идеала;

Методологические основы исследования.

Современная социально - философская наука занимается переосмыслением идей, форм, методов познавательной деятельности, пытаясь сформулировать новые парадигмальные установки и позиции. Не отказываясь от достижений предшествующих поколений в области социально-философского знания, диссертант попытался интегрировать традиционные подходы с различными направлениями и школами в культурологии, социологии, истории, философии, проявлявшими интерес к проблемам идеала. Безусловно, моменты интеграции определяются мировоззренческой ориентацией автора диссертации. Стремление к целостности, системности, обобщениям представляется крайне необходимым в подобных исследованиях. И хотя универсально-концептуальный труд непосилен для одного человека, необходимо сделать первые шаги для интеграции философской, социологической и культурологической мысли по важнейшей проблеме современности - проблеме идеала.

Методологической основой исследования служит материалистическое понимание истории, принципы диалектики, раскрывающие возможности изучения феномена идеала в единстве и многообразии его проявлений в истории России. Автор сочетает формационный и цивилизационный подходы к анализу проблемы формирования общественного идеала, сопоставления светского и религиозного способов осмысления идеала, для выяснения универсальных составляющих образцов духовного служения России. Диссертант стремился избежать крайностей в оценке работ советского периода, полагая, что смена мировоззренческих ориентации власти не может быть причиной нигилизма в отношении явных достижений прошлого в отечественной философской науке.

Инструментом исследования является логическая реконструкция тех внутренних, смысловых связей, которые составляют основу и определяют своеобразие философской и культурологической концепций общественного идеала.

В методологической позиции диссертанта соединен социально-философский анализ (категориальный подход) с историческими реконструкциями и экскурсами. Диссертантом применен проблемно-тематический принцип в изложении материала в сочетании с портретно-биографическим подходом, что позволило проследить эволюцию духовной позиции отдельных мыслителей, раскрыть мировоззренческий аспект проблемы формирования общественного идеала.

В ходе исследования проблемы применялись системно-структурный, функциональный, сравнительно-исторический методы, приемы герменевтики для изучения и толкования образно-символических понятий русской философии.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна. Научная новизна состоит в разработке социально-философской концепции общественного идеала:

  1. проанализировано современное состояние социально-философского познания по проблеме общественного идеала в истории философии, выделена регулятивная функция абстракции "идеал" в системе "человек-общество";

  2. исследована эволюция общественного идеала в русской философской традиции. Показано, что философская рефлексия проблем общественного идеала изменялась под влиянием особенностей интерпретации хода и смысла исторического процесса и была детерминирована задачами формирования русской государственности. Прослежена эволюция содержательного толкования общественного идеала - от идеи "святой Руси" - до идеала "Великой России";

  1. выявлена универсальная система ценностей составляющих основу общественного идеала российского общества. Установлено, что на всех этапах социокультурного развития России идеалы выполняли функцию интегратора социума. При этом практически всегда российское общество поддерживала гуманистические идеалы и ценности, независимость и самостоятельность развития России, учитывающей достижения мировой цивилизации;

  2. осуществлена реконструкция основных моделей общественного идеала в истории России: показано, что религиозная и светская формы общественного идеала содержат в себе идеи всечеловечности и универсальности. Они чужды национальной замкнутости. Общественный идеал русского космизма актуален для разработки программ выведения человечества из экологического кризиса, он описывает будущее устройство Вселенной;

  3. найдены социогенетические механизмы формирования и развития общественного идеала, изучена взаимозависимость общественного идеала и идеала личности в аспекте цели деятельности человека и общества и их результатов.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Концептуальные решения диссертационной работы предлагают выход из ситуации духовного кризиса российского общества, мечущегося в поисках новой системы ценностей, смыслов, идеалов, стандартов, способной интегрировать социум. Россия, находящаяся на этапе реформирования и преобразований, ищет новый смысл своей и мировой истории, новые идеалы. Диссертант изложил свое видение этих проблем. Научные результаты имеют практическое применение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарных наук: истории, культурологии, этики, эстетики, социальной философии, истории философии. Их можно использовать в тестировании по циклам гуманитарных наук, в вузовских курсах философии, истории философии, этики и эстетики.

Апробация работы.

Основные положения диссертации излагались автором на аспирантских и методологических семинарах кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ (март 1998 года - июнь 2000), на научных конференциях (Йошкар-Ола, 1998, 1999 гг.), на Ломоносовских чтениях (Москва, МГУ, 1999 г., 2000 г.); в статьях и тезисах по исследуемой проблеме. Апробация наработанных идей осуществлялась в ходе чтения курсов философии и культурологии в Марийском государственном техническом университете (1997-1998 гг.), на курсах повышения квалификации учителей (Йошкар-Ола, 1998 г.), на семинарских занятиях со студентами юридического факультета и факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова (1999-2000 гг.). Автор использовал свои идеи в разработке новых спецкурсов, учебных и рабочих программ, методических рекомендаций и планов семинарских занятий по философии и культурологии.

Понятие общественного идеала в философской рефлексии

Идеал - это сложное, многосоставное, многослойное явление. Но, как представляется, оно практически всегда выражает нечто единое, целостное, характеризующее личность, народ, культуры. Корректно звучат выражения: "идеал личности", "общественный идеал", "идеал эпохи" и т.д. В них отражаются как цели деятельности человека или общества, так и его результаты.

В толковом словаре русского языка написано: "Идеал: 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы, 2. Совершенное воплощение чего-нибудь. Идеал доброты. 3. Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь (спец.). Формы-идеалы (напр. в социологии)".

Современный энциклопедический словарь определяет понятие идеала следующим образом: "Идеал (франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений".

В философском энциклопедическом словаре об идеале можно прочитать следующее: "Идеал (франц. ideal, от греч. idea - образец, первообраз) -идеальный образ. Определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса".

Итак, современное понятие идеала выражает совершенную высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии достичь его в полной мере. Различают социальные, политические, нравственные, эстетические и иные идеалы, согласно которым должна строиться жизнь человека и общества, происходить развитие искусства, науки и т.д.

Нравственный идеал - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себя наиболее высокие моральные качества (добродетели). Он отражает социально-экономическое положение класса и соответствует его критериям нравственности и общественного идеала.

Вместе с тем нравственный идеал содержит и общечеловеческие ценности. В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в жизненных повседневных ситуациях, идеал указывает на цель нравственного воспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Мораль первобытнообщинного и рабовладельческого общества еще не содержала представление о нравственном идеале в полном смысле этого слова. Впервые представление о нравственном идеале приобретает большое значение в христианской морали. Тогда образ Иисуса Христа - человека-Бога противопоставляется несовершенству и порочности "простых смертных". В христианской морали идеал представляется, как правило, недостижимым для людей. Исключение могут составлять только "святые праведники".

Из подобного представления о нравственном идеале исходят сторонники идеализма. По представлениям И.Канта, идеал - это недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью. Л.Фейербах попытался спустить нравственный идеал с недостижимых высот на землю. "Наш идеал, -писал он, - не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал - это цельный, действительный, образованный человек".5 Этот идеал, по существу, оказался абстрактным, внеисторическим и остался лишь призывом к моральному совершенствованию.

В недалеком прошлом в эпоху социализма в СССР нравственный идеал был объявлен конкретной практической целью формирования человека будущего - "всесторонне, гармонично развитой личности", определенного в "моральном кодексе строителя коммунизма".

Общественный идеал - образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. "Поскольку человек есть существо, жизнь которого протекает прежде всего в истории и в обществе, то окружающее его "бытие" никогда не является "бытием вообще", но всегда - конкретной исторической формой общественного бытия". Образ идеального общественного порядка выполняет определенные функции и в моральном сознании. Как понятие нравственности общественный идеал обычно включал следующие требования: осуществление конечного назначения человека, наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья. Доказательство или допущение такого гармоничного состояния общества служили в качестве обоснования требований той или иной нравственности.

Общественный идеал как общезначимый смысл и общественная ценность

В философской литературе термины "смысл" и "значение" чаще всего рассматриваются как синонимы. И хотя существует иной подход - различие этих понятий имеет место в металогике, в теории значения имен Г.Фреге -А.Черча - в данном исследовании будем придерживаться позиции большинства ученых. Отметим, что в науке о языке под значением понимают смысловое содержание слова. Логическая семантика изучает вопросы, связанные с критериями равенства значений (смыслов).

Что такое смысл вообще? Понятие "смысл" используется для выражения соотношения какого-либо явления, предмета, системы с другой, более обширной системой. Слово "смысл" указывает на функциональные (а не пространственно-временные) координаты рассматриваемого явления, объекта в той системе, в которой они осуществляют свое бытие. Это означает, что, например, говоря о смысле жизни отдельного человека, мы стремимся понять, как его жизнь связана с жизнью общества в целом. Некоторые философы отождествляли "смысл" и "разумность". Так, по мнению С.Л.Франка "смысл" или "разумное" "есть все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить".

Мы говорим о значении слова, предложения, знака и т.д. и связываем содержание наших утверждений с определенным выражением некоторого языка. Значение языкового выражения может быть представлено как предмет или класс предметов, который обозначается, называется этим выражением (предметное или экзистенциальное). Смысл выражения (смысловое или интенциональное значение) можно определить как его мыслимое содержание. В любом выражении содержится определенная информация, посредством которой и происходит соотношение выражения с тем или иным предметом (или классом предметов). "При действительном обмене абстракция должна быть, в свою очередь, овеществлена, символизирована, реализована посредством какого-либо знака".55

Эта характеристика приложима к любому типу знаков, поскольку они выступают в качестве материальных объектов, замещающих, представляющих абстракции (элементы мышления) в процессе общения. Знаки, сигналы, символы как объекты коммуникации обладают социальной значимостью, ценностью. Особую роль для выражения отвлеченного, но значительного содержания играет символ, который выражает это содержание посредством наглядного образа. "Человек сумел открыть новый способ адаптации к окружающей среде. У него между системой рецепторов и эффекторов есть еще третье звено, которое можно назвать символической системой".56

Смысловое значение знака - это его свойство представлять, фиксировать определенные черты, характеристики предмета, явления. Это то, что понимает человек, воспринимающий данный знак. В науке смысловое значение знака принимает форму понятия, при этом во многих областях исследователь имеет дело с идеализированными объектами. "Математика - не единственный предмет, с помощью которого может быть изучена общая функция символического мышления. Действительный характер и полная сила этого мышления станут даже более очевидными, если мы обратимся к развитию наших этических идей и идеалов".

Подобно языку символов точных наук (точка, плюс, бесконечность и проч.), в русской философии существует определенная система "формул", символов, понятий, которая отличает ее от иных философских культур. Русская идея, соборность, всеединство - эти понятия имеют общезначимый смысл для российской культуры. Они обычно воспринимаются как общедоступные, понятные термины, не требующие перевода и разъяснения. До поры до времени эти понятия остаются без всякого анализа. Однако думается, что такого рода иллюзия ясности значений символов разрушается. Перед исследователем встает задача анализа привычных понятий и терминов, специального исторического обследования их значений.

А.Ф.Лосев в работе "Логика символа" подчеркивает важность исследования истории символа. Он выделяет наличие в нем трех моментов: живого чувственного созерцания, абстрактного мышления и человеческой практики, творчески переделывающей саму действительность. "Символ вещи в своей основе есть отражение вещи, но не простое отражение, а такое, которое будучи обработано средствами абстрактного мышления, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает эту вещь в переделанной для целей человека и преображенной форме".58

Общественный идеал и национальная традиция

Для выявления специфики общественного идеала в той или иной стране, представляется важным, наряду с философским, использовать культурологический подход к явлению. Он позволяет выяснить зависимость социально-философских идей от национальной традиции. (Заметим, что и национальные традиции ощущают воздействие философских идей в определенной степени).

Понятие "традиции" широко используется и в литературе (в философии, социологии, культурологии, антропологии), и в обыденной речи. Наблюдаются весьма вольные трактовки этой категории. Потому представляется важным ее уточнение и концептуальная продуманность в контексте темы исследования.

Традиции это средство воспроизведения социальной системы во времени. Так называемые "традиционные" общества (патриархальное, первобытное, азиатское и пр.) - относительно простые, изолированные, стабильные социальные системы. В них традиционные действия и отношения направлены не на достижение определенных целей, а на повторение прошлого образца. В более сложных обществах традиции являются дополнением других (идеологических, в том числе юридических, рационально - практических) средств воспроизводства и поддержания общественной структуры. Исторически сложившиеся традиции могут по-иному осмысливаться и интерпретироваться в разные периоды.

Думается, что выявить традицию определенного народа - это значит понять его базовые жизненные отношения, осмыслить систему идей, верований, определить критерии, ориентиры, по которым он оценивает и воспринимает космос, природу, историю и осуществляет социальное действие.

Отметим, что в современной России происходит очередной этап "переоценки ценностей": трансформируется народное сознание, складываются новые идеалы жизнеустройства, изменяется сам образ жизни обыкновенного человека, происходит социальное расслоение людей, усиливается противоречие между социальными и духовными устремлениями. Огромное влияние на эти процессы сказывают западные страны, и оно вряд ли пройдет бесследно для русской культуры.

Изменение политической и экономической системы общества в 90-е годы создали почву для обострения межэтнических отношений; породили определенный внутренний конфликт в национальном характере. С одной стороны, в России культивируются принципы рыночной экономики, а с другой - сама идея успеха и корпоративной психологии не может столь быстро и успешно укорениться "на русской почве", т.к. люди неоднозначно относятся к частной собственности, труду, социальному расслоению и усилению неравенства.

И сегодня все мы, вольно или невольно, пребываем в поисках утраченных смыслов, пытаемся найти жизненные опоры, понимая прекрасно, что определенная стабильность социокультурного развития общества всегда основывается на традициях. Именно они отражают направленность духовой ориентации народа. Для России и русских мыслителей весьма характерно то обстоятельство, что целостность традиции основывается на моральных нормах поведения и верованиях. И хотя они исторически подвижны, изменчивы, но именно они составляют фундамент всего культурного комплекса.

Русская национальная традиция может быть представлена как система взаимосвязанных традиций (познавательных, религиозных, эстетических, коммуникативных и пр.), которая характеризует русский народ и отражает его миссию в истории. Традиция зарождается и складывается в ходе исторического процесса, но история и традиция - понятия не тождественные. Различают традицию как факт и традицию как ценность.

Традиция как факт отражает порядок того, что есть (часто мы поступаем так, потому что до нас так уже делалось). Традиция как ценность - в том смысле, что традиция относится к порядку того, что должно быть (нечто должно цениться, потому что было прежде оценено, ценилось раньше).

Основным жизненным фактором в осознании бытия является неустанный поиск смысла жизни, что отражает динамичность русского характера, который оказывает влияние на национальную культуру в целом. Природа русского характера - очень противоречива, поэтому для понимания ее специфики необходимо обратится к основам отечественной культуры, раскрывающим свою суть в бытовании традиций.

Традиция, безусловно, связана с настоящим, она передается в настоящем и, исходя из настоящего, определяет то, что нужно делать. В этом смысле можно утверждать, что традиция базируется на современном фундаменте, хотя и опирается на постоянно возобновляющееся прошлое. Именно в настоящем задается обращение к прошлому, исходя из аксиологического значения непрерывности и культурного единства как характерных черт традиции.

Похожие диссертации на Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии