Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданское образование как проблема социальной философии Михалина Оксана Александровна

Гражданское образование как проблема социальной философии
<
Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии Гражданское образование как проблема социальной философии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михалина Оксана Александровна. Гражданское образование как проблема социальной философии : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Новосибирск, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:04-9/572

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 18

1. Социокультурная обусловленность проблем гражданского образования 19

2. Поиск философских оснований гражданского образования: от классики к современности 44

3. Ценностно-целевые характеристики гражданского образования 74

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКСИОЛОИГЧЕСКИЙ АСПЕКТ 92

1. Гражданское образование как элемент современного гражданского общества 92

2. Философские основания современной образовательной политики и гражданское образование 114

3. Гражданское образование для социализации личности в условиях современной школы 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

БИБЛИОГРАФИЯ 155

Введение к работе

Актуальность философского осмысления гражданского образования обусловлена социальным развитием современной России, кардинальными изменениями всоциально-экономической-и общественной жизни страны. Процесс системной трансформации российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями, что, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска путей выхода из кризиса. В сложившейся ситуации необходимы философские обоснования приоритетных; практико-ориентированных концепций в;сфере образования. Они (эти концепции) должны быть адекватны объективному развитию российского социума, который конституционно закрепил курс на построение демократического, гражданского общества и экономически сахмостоятельного правового государства, где правам и; свободам человека и гражданина отведено первостепенное значение. В диссертации подчеркивается, что сегодня гражданское образование все более становится фактором, обеспечивающим, духовно-нравственное развитие российского социума и играющим важную- роль в построении гражданского общества и правового государства. Образование аккумулирует новые приоритеты и установки с лучшими-отечественными традициями і в формирующуюся социальную ценностную систему - открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма. Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, включает в себя плюрализм культур, идеи прав* человека, ответственность граждан, поддержку ненасилия, терпимое отношение к культурным различиям, глобальные проблемы и др. С этой- позиции гражданское образование формирует свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональнои напряженности: и социальных конфликтов.

Актуальность философского исследования гражданского образования обусловлена не только причинами социального порядка, но и запросами развития самой философии. Понятия и представления гражданского образования, как образования для жизни в гражданском обществе, возникли в последние годы. Для их глубокого осмысления: необходимы серьезные социально-философские

исследования. Речь идет не об экстраполяции философских идей на сферу образования, а такую философскую рефлексию над- ней, которая в итоге приводит' к категориям, понятиям, идеям и концепциям, рождающим новое социально-философское, видением социальной реальности. Системный^ анализ разнообразных факторов; развития образования,, углубление их понимания> позволяют выявить единые основания, общие структуры, и взаимосвязи между ними. Как отмечает академик B.C. Степин, такое видение проблемного поля философии * ведет «к конкретизации исходных философских идей, их уточнению,. возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной' рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий» [155]. Это подтверждается рядом? философско-образовательных исследований Б.С. Гершунского [30, 31], В.П. Зинченко [59], О.В. Долженко [51], Н.В. Наливайко [103, 104, 105], В.В. Платонова [123], В.М.Розина [132], Н.С. Розова [133, 134, 135], Л.А. Степашко [153,. 154], И.С. Утробина [167] и других отечественных ученых.

В последние годы интенсивно развивается такое направление социальной
философии, как философия образования. В? ней с качественно иных позиций»
исследуется методологическая, функция философии в теории8 и практике
образовательного процесса, при этом делается акцент на общественно-значимые,,
ценностно-целевые, личностно-ориентированные, идейно-нравственные

компоненты образования. Философия образования рассматривает гражданское образование как одно из; перспективных направлений развития современного отечественного образования, как системообразующую составляющую в формировании научно обоснованной> концепции воспитания будущего гражданина России. В рамках философии образования могут быть осмыслены и выработаны такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм», «гражданское образование», «гражданские ценности» и др.

«Гражданское образование» - достаточно широкое междисциплинарное понятие. Современные исследования в области образования невозможны без привлечения ряда дисциплин: философии, психологии, педагогики, социологии и др. Категории и понятия теории и практики гражданского образования могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном

5 уровне, поэтому необходим философский; системный подход к образованию, позволяющий осуществить- концептуальный синтез знаний о данном объекте исследования; в онтологическом, аксиологическом,, праксиологическом; и др. аспектах. Интегративность в: данном: случае- должна- исходить также из кросскультурного аспекта. Россия входит в мировое образовательное пространство, активно интегрируется; с другими образовательными' системами. Как отмечал в своем выступлении на VII съезде ректоров вузов в декабре 2002 года академик В.В: Садовничий, «противников; интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее. осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее- настойчиво предлагать партнерам брать, на вооружение наш опыт. Мы. должны защищать интересы системы образования России» [137, с.24].

Россия вступила- в XXI век; в условиях кризиса в сфере образования, являющегося следствием; системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной; поддержки науки; и образования. Мы не можем еще достаточно > адекватно оценить масштаб > таких явлений в сфере образования; как Болонское соглашение, ЕГЭ, введение новых образовательных стандартов и др. Очевидно* одно, развивающемуся \ обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,, которые могут самостоятельно принимать решения? в ситуации, выбора, способны; к; сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному, взаимодействию, обладают чувством. ответственности, за судьбу страны. Стране нужны реформы, которые идут в образовании. Они. нацелены на вхождение России в мировое образовательное пространство. Вместе с тем, в силу достаточно слабых внутренних духовно-нравственных, идейных, национальных, культурных и; идеолого-пол этических резервов современной российской действительности в переходный период растет и степень, влияния западного- культурного фактора. В образовательный» процесс порой; слепо внедряются зарубежные модели* образования; мы наблюдаем также внедрение американской системы, ценностей и жизненных установок в российскую действительность. Речь идет о гуманитарных, нравственных аспектах образования; конвергенции* философско-образовательных, аксиологических идей; В" современной; ситуации постоянной культурной

6 интеракции должен происходить. интенсивный межкультурный диалог, который поможет выработать новую содержательную цель, помогающую сформировать, современное мировоззрение, опирающееся1 на культурное ядро, сущностные составные российского менталитета.

Роль школьного образования на современном этапе его существенно изменилась. Школа понимается нами как активная часть общества, как самостоятельный открытый социокультурный институт, который не только* приспосабливается к социальным условиям жизни сообщества, а сам? активно» влияет и преобразует соседнюю с ним социальную: среду. Модели гражданского образования, на практике реализуются в виде модели общественно-активной школы, основанной на принципах демократизации, партнерства и добровольчества, позволяющих получить новое содержание образования, качественно иной уровень сознания и новый тип отношений между людьми в местном сообществе. Речь идет о новых образовательных и воспитательных технологиях, базирующихся на теории управления человеческими ресурсами и идеологии лидерства, критическом мышлении, идеях корпоративной культуры, теории принятия решений, сегодня заимствованных, как правило, из западной системы гражданского образования.

Вместе с тем, обобщенный современный и исторический опыт гражданского образования и.воспитания за рубежом можно с большой.осторожностью с учетом критического анализа экстраполировать на отечественную систему образования, так как исторические' условия развития России; отличаются самобытностью, а порой и исключительностью, по отношению к другим' странам. В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» К.Д. Ушинский: писал: «... нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству; а мы ее-то именно, ее единственно годную для заимствования во всей полноте, и < пропустили. Не мешало бы нам занять ее не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем; чтобы не быть ими посреди своей родины» [169, с. 209]. В этих условиях, несмотря на последовательное проведение политики в области гражданского образования и воспитания, актуальной остается разработка и построение его концепции; в полной мере рефлексирующей радикальную трансформацию российского социума с учетом российских

культурных традиций и ментальности и мировой практики построения гражданского общества.

Степень разработанности проблемы

Многоаспектность проблем гражданского-образования- и^ осмысление их с позиции философии образования охватывает широкий круг литературы по данному вопросу. В начале XXI века в российских и зарубежных изданиях интерес к проблемам гражданского образования-воспитания» возрос. Это не случайно. В России идет процесс становления гражданского общества. Для современной отечественной науки данная проблематика представляется сравнительной і новой. Перспективы гражданского общества;затрагивают в своих работах А.И. Аринин, А.Г. Володин, Г.Г Дилигенский, В;Б. Пастухов, Ю.М: Резник, Н.М. Чуринов и др. Гражданское демократическое общество формирует особый тип образования -практико-ориентированного на создание соответствующих социальных условий развития свободной личности. Становление гражданского общества = в России і на данном этапе ее развития имеет свои глубокие особенности и необходима вдумчивая адаптация заимствованных идей. Ряд авторов: F.F. Дилигенский, А.Б. Зубов, Р.И; Иванова Б.Г.Капустин и др. дают позитивный прогноз возможности становления гражданского общества в России. Они считают, что гражданское: общество возможно формировать, синтезируя опыт западноевропейских стран (в том числе и североамериканского ареала) и особенности собственного культурно-исторического пространства.

В образовании, как известно, как в, «зеркале» отражаются социальные
проблемы. По-новому звучит, идея, гражданского образования ^ в свете
модернизации современного отечественного' образования, приоритетов
государственной образовательной политики в работах O.tL Смолина,

В.В! Боброва, М.Е. Жихаревича, В.И; Кудашова, Н.В. Наливайко, А.К. Черненко и др.

По нашему глубокому убеждению, концепция гражданского образования может быть исследована только в контексте философии! образования. В настоящее время вопросами философии образования занимается . целый ряд отечественных и зарубежных ученых.. Мыслители,, анализирующие различные аспекты сферы образования; доказывают ее особую восприимчивость к социокультурным

факторам (АЛ. Валицкая, А.С. Гаязов, A.M. Гендин, Б.С. Гершунский, В1А. Дмитриенко, О.В. Долженко,.Г.А. Комиссарова, А.Ж. Кусжанова, Н.С. Розов, Л.А. Степашко, В.Н. Турченко, B.C. Шевырев и др., среди западных авторов -Е.Адлер, В. Беннет, Э.Гутман,. У-Джемс,- Дж. Дьюи, А, Каунтс, Ч;Квигли, Т. Ликона, Дж. Патрик, К. Раэн и др.)

Гражданское образование как философско-образовательная проблема активно разрабатывается в зарубежной литературе (Б. Барбер, Ч. Бахмюллер, Э.Бойер, РгВельдхис,. К. Гликмащ Р.Даль, Дж. Патрик, Д. Мэтьюз, Р. Мошер, С. Хантингтон , А. Шэнкер, Дж. Элштейн, Р. Фриман Бутс, С. Финн, С. Франзоса, Ф. Ньюмен и др.) По мнению зарубежных исследователей Дж. Патрика, Л. Нкейк, Ч;Квигли, гражданское образование представляет собой новую философию образования, цели которой выступают в качестве ценностных оснований для развития образования, поддерживающих демократические идеалы воспитания (гражданская роль на всех ступенях образовательного процесса).

Гражданское образование - сложное социокультурное явление. Философия образования; позволяет увидеть уровни его понимания, которые включают: онтологический аспект (работы. А. Субетто, Р. Питерса, Дж.Дьюи и др.), гносеологический аспект (работа Б.П. Битинаса, С.Н. Еремина, Е.В. Ушаковой и др.), аксиологический аспект (работы В.В. БоброваЭ.Н. Гусинского, Н.С. Розова, М.Рокича, и др.) Предложенные теоретические подходы в своей; реализации опираются на< широко понимаемую образовательную практику. Поэтому специальное внимание будет уделено нами праксиологическому аспекту проблемы. Правовой аспект ч гражданского образования выделяется в работах А. Гутникова, О.В. Мушинского, А.Ф. Никитина, В. Пронькина, О.Н. Смолина, Я.В. Соколова, А.К.Черненко. Гражданское образование справедливо понимается ими как средство разрешения проблем общественной жизни. Фактор правового воспитания рассматривается' в работах В.В.Бермана, Г.П.Давыдова, А.Ф.Никитина, Я.В Соколова. Сторонники системного подхода в гражданском образовании считают, что содержание гражданского образования, в отличие от обществоведческого, не может быть нейтральным к процессу восприятия, а призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание личности, на его

умения критически мыслить, творить, оценивать и т.п. (Т.В. Болотина, Г.Т. Суколенова, И.Д. Фрумин, А.Н Тубельский, Т.А. Шингерей и др.)

Гражданское образование поднимает проблемы \ гуманитаризации образования- на- основе личностно-ориентированного- подхода,- воспитания^ патриотического сознания,' раскрывающиеся в* работах В .Н: Колесникова, Р.С.Михайловой, О.Д.Олейниковой, В.Н.Турченко и др., что позволяет нам определить и аксиологические приоритеты /раскрыть гуманисщческие и духовно-нравственные) как составную часть национальных ценностей в процессе формирования гражданина России.

Психологический аспекті рассматриваемого вопроса отражен* в теории осознания личностью целесообразности и необходимости нормативной регуляции поведения как условия формирования гражданственности. Для нас важны» психологическая модель «самоактуализирующейся» личности- (А. Маслоу), концепция обучения «ценностному процессу как механизму формирования: гражданских навыков» (Л. Ратс, М.Харли), труды Р. Пека и Р. Хэвигхерста о психологических механизмах формирования характера. В свою очередь концепция воспитания характера, нацеленная на формирование нравственных и гражданских качеств,, базируется на теоретических работах В. Беннета, В. Килпатрика Т. Ликоны, К. Раэна.

Следует отметить, что данная проблема широко обсуждается в современной западной философской'и= педагогической литературе. Ряд совместных изданий ученых двух стран, представляют теоретические и прикладные исследования по проблемам социально-образовательной практики в США [40, 41], где актуальные проблемы образования поднимают такие авторы, как ЭЛ. Бойер, В.А. Клейнот, Ричард Д: Шейреман, С. Шехтер, Артур! К. Эллис и др. Кросскулътурные перспективы развития* гражданского образования в аспектах глобализации, демократизации посткоммунистического пространства затрагиваются в зарубежных исследованиях С. Лэпейроуза, Г. Орфилда, Р. Рэми, А. Бенавота, А. Олденквиста, И.Джонсон, Н. МакГина,. М.Пендлбери, И;Янг и др., в сравнительных исследованиях отечественных ученых: Т.В. Болотиной, Б.С. Гершунского, F.B. Игониной, М.ИІ Ковалевой, ЗіА. Мальковой, И.Д. Фрумина, М.М.Якобсон, и др.

Проблемы гражданского образования < в контексте идей глобального распространения і демократии, ее устойчивого развития и влияния американского культурно-политического фактора в условиях современного мира остро звучали на XXI Всемирном философском конгрессе- «Философия- лицом- к глобальным проблемам» в Стамбуле (Турция) в августе 2003 года в докладах отечественных и зарубежных ученых Н.В.Наливайко (Россия), Ирис Мэрион Янг (США), В.И. Кудашова (Россия), Майкла Пендлбери (Йоханнесбург, ЮАР), И.С. Утробина (Россия), Ю. Хабермаса (Германия).

В настоящее время существуют самые различные направления и точки зрения на роль гражданского образования, как в отечественной, так и зарубежной литературе, что не позволяет четко определить цели, задачи,* направления развития, содержание, методы, организационные формы гражданского образования. Уровень разработанности отдельных философских, методологических, социальных и педагогических аспектов,темы, необходимость ее развития вступают во все более очевидное противоречие: между объективной потребностью в разработке теоретических основ; развития отечественного гражданского образования и сложившимися подходами в практике функционирования последнего. Многомерность феномена гражданского образования,* как. следствие, множественность его интерпретаций и толкований,, многосторонность его приложения в образовательно-воспитательной сфере обуславливают необходимость обращения к данному понятию с принципиально новых позиций в контексте социально-философского знания. Этот важный аспект определил цель и задачи настоящей диссертационной работы.

Цель данного исследования. - дать всесторонний анализ концепции гражданского образования в контексте современной философии образования.

Задачи исследования. В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

показать социокультурную обусловленность гражданского-образования и обосновать его социально-практическую значимость и социокультурную ценность, опираясь на философию образования;

выявить, какие теоретические и методологические подходы к проблемам- гражданского образования сложились и- существуют в современной

11 отечественной и западной социально-философской, педагогической и политологической литературе; провести кросскультурныи анализ гражданского образования в научных традициях России и США в последнее десятилетие;

осуществить- философскийг анализ ценностных основание современного гражданского образования и его целевых характеристик;

обосновать, что гражданское образование является необходимым элементом гражданского общества;:

выявить, и обосновать с позиции философии образования приоритетные направления* государственной образовательной политики; к процессу образования и воспитания будущих граждан России;

разработать рекомендации применительно к ролш школы как социокультурного института в формировании и развитии гражданского общества.

Проблемная ситуация заключается в следующем: трансформация социума и идущая модернизация отечественного образования требуют: во-первых,. адекватного понимания концепции гражданского образования; во-вторых, изучения позитивного опыта других стран; в-третьих, развития философии образования как: самостоятельного направления социальной философии* для^ анализа проблем гражданского образования.

Такое видение проблемной ситуации и цель, поставленная в данной работе, определили объект и предмет исследования.

Объектом исследования является образование в условиях формирования гражданского общества в России.

Предметом і исследования - гражданское образование как проблема социальной философии в онтологическом, аксиологическом, праксиологическом аспектах; с учетом межкультурного анализа систем образования России и США.

Основной причиной, по которой нами были выбраны для сравнения Россия и США, является тот факт, что в структуре систем образования: обеих стран в последнее десятилетие XX века насущной необходимостью явилось создание новой концепции воспитания, формирующей; комплекс гуманистических ценностей, адекватной потребностям изменяющегося социума. Сегодня становится все более очевидным,- что классическая адаптивная: модель образования

практически исчерпала себя. Она- уже не отвечает требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом. По мнению многих ученых, нужно искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих основу для системы, образования:- открытой, диалогичной^ демократичной, устойчивой- в современных цивилизационных условиях.. Именно поэтому сейчас возникают самые различные подходы к вопросу реформирования системы образования; Как российскими, так и зарубежными^ исследователями формулируются новые концепции образования, разрабатываются программы, осуществляется поиск новых форм организации научного знания, направленных на; обновление системы; образования.

Методологической основой' диссертационного исследования послужили труды классиков мировой и отечественной і философии, работы, современных русских и зарубежных философов, в которых философия представлена учением о всеобщих законах развития > природы, общества,. мышления, об общих принципах; бытия и познания;: учением об отношении человека к миру. Философия образования в диссертации выступает формой философской концептуализации? знаний об образовании. Философия образования ассимилирует все знания, так или; иначе соприкасающиеся; с образованием; в концептуальном, обобщенном виде. Философия образования как междисциплинарная;область.позволяет осуществить комплексный анализ гражданского образования,, в котором мы выделяем онтологический, аксиологический и праксиологический аспекты. Анализ гражданского образования в онтологическом? аспекте определяет постановку вопросов о том, каким должно быть гражданское образование,, каковы его функции, как оно должно быть выстроено и пр. Аксиологический аспект проблемы; гражданского образования связан, с обоснованием приоритетных ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности. Аксиология, как известно, представляет собой учение о природе ценностей, их месте в реальности, о связи; различных ценностей между собой, с культурными, социальными факторами и др.. Анализ ценностей исключительно важен для* современного гражданского образования. При обращении к: праксиологическому аспекту акцентировалось внимание на взаимодействии образования и общества, конкретизируя его уровнем государственного регулирования отечественного образования.

Особенность предмета исследования поставила проблему комплексного исследования взаимосвязи «сущего» и «должного» в образовательной сфере, обращая внимание на, объективные процессы качественных изменений ее ценностно-целевых,- нормативно-нравственных,, и: конъюнктурно-политических-характеристик.

Поскольку в диссертации рассматривается круг вопросов, находящихся на: стыке социальной и политической философии, педагогики, философии1 образования и др., в * качестве наиболее эффективного инструмента для решения > исследуемой проблемы применяются междисциплинарный подход; компаративный-анализ; исторический метод; диалектический метод; аналитический обзор проведенных различными исследователями социологических опросов и экспертных оценок, в рассматриваемых культурных и образовательных моделях;

Из обозначенного общеметодологического подхода вытекает новизна; научного поиска, теоретическая и практическая, значимость настоящего диссертационного исследования.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

показано, что в постсоветской России в результате реформ (посткоммунистическая модернизация и вестернизация) возникло глубоко поляризованное общество, пораженное кризисом идеологии и ценностей, что находит свое проявление в несоответствии; между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма, ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы;

- доказано, что гражданское образование является генерализующей
ценностью демократии; так как позволяет ее культивировать, воспроизводить и
совершенствовать в каждом новом поколении; образование в той же мере
воспроизводит демократию, как и демократия! конструирует качественно новый
уровень образования с точки зрения принятия решений, ответственности и
способности сделать выбор;

- обосновано, что в современной: образовательной- сфере России практика
строит свою деятельность с оглядкой на Запад, уделяя приоритетное внимание
прежде всего американской культурной модели;

- при исследовании, философских оснований гражданского образования в
западной и отечественной научной традициях выявлено, что западноевропейская
мысль последовательно ставила вопрос о возможности формирования человека как
индивидуализированной личности не в порядке, исключения, а в, массовых
масштабах; в отечественной философской мысли существовала двойственность
русских культурных традиций (западники и славянофилы, «консерваторы» и
«прогрессисты»); М.В. Ломонсовым, А.Н; Радищевым, Н.И. Новиковым и др.
впервые были поставлены и прозвучали идеи гражданственности, патриотизма,
которые нельзя не учитывать в сегодняшней социокультурной ситуации, с ее
ориентированностью на «чужой» опыт в воспитании;

исследована ценностно-целевая характеристика современного отечественного гражданского образования на трех условно выделенных аксиологических уровнях: гражданское образование как ценность государственная; гражданское образование; как ценность общественная; гражданское образование как ценность личностная; при анализе выдвигаемых целей образования по отношению к человеку и рассмотрении антропоцентричекой и социоцентрической концептуальных позиций (социо-ориентрованное и личностно-ориентированное образование) предложен синтетический подход;

- установлены социальные факторы, детерминирующие образовательные
ценности в российской и американской традициях воспитания и образования;
специфика проявления проблем гражданского образования в отечественном
образовании, связана с переломным состоянием общества, рефлексией новых
жизненных смыслов и ценностей, где образование играет ведущую роль, выступая
глубинным отражением' культуры; в западном обществе она связана^ с
переосмыслением идей и* ценностей демократии, общества, вступившего в фазу
постиндустриального, информационного общества;

- обосновано, что в современных условиях в полемике становления
гражданского общества, провозглашения его воспитательных и образовательных
парадигм, происходит поляризация отечественной научной и философской мысли в
рамках «своего» и «чужого» опыта;

- показано, что построение гражданского общества в России на данном этапе
ее развития имеет свои особенности и специфику,- обусловленную

соответствующей культурно-исторической традицией России и

«паттерналистской» ролью государства в жизни общества; государство выступает как интегрирующая' сила в современной реальности; роль» современного государства в становлении гражданского общества, заключается в, выработке соответствующей образовательной политики в отношении образования * и воспитания будущих граждан, в воспитании их гражданской и правовой культуры;

установлено, что элементы > гражданского общества в России эффективнее формируются на уровне местного сообщества; в котором гражданское образование (на уровне различных видов образовательных учреждений) выполняет интегрирующую функцию;

проведенный всесторонний анализ понятия «гражданственность» показал, что гражданственность не только задает меру социальной, правовой и духовно-нравственной сопричастности человека государству, обществу, локальному социуму и воспроизводит определенный тип социальности в конкретном обществе, но и является- интегративным качеством личности, выражающимся в ее нравственной! и правовой культуре, чувстве собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам; и: к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств;

установлено, что в современной образовательной политике проявились два направления: англо-американская (западная) ориентация (образование рассматривается- как личное дело каждого человека, а сама система образования рассматривается как индустрия образовательных услуг) и российская (немецко-русская, основанная на государственной ответственности за сферу образования); культурно-идеологический фактор современной, образовательной политики является определяющим по сравнению- с другими' факторами, так как воспроизводит установки и ориентации общественного сознания, которые влияют как на содержание гражданского образования (воспитания), так и на выбор решений, в осуществлении образовательной политики; выявлены и обоснованы приоритетные направления отечественной образовательной политики в сфере гражданского образования в соответствии с потребностью в устойчивом развитии гражданского общества и самого образования;

- применен междисциплинарный анализ, осуществлена интеграция
философии, социологии, психологии, права, теории педагогики и других
дисциплин с целью всестороннего философского рассмотрения концепции
гражданского образования в условиях становлениям гражданского общества в
России; доказана роль философии образования в исследовании теории и практики
гражданского образования;, проведен системный философский анализ
гражданского образования в. онтологическом, аксиологическом и
праксиологическом: аспектах; выявлены научные подходы к разработке:
отечественной концепции; гражданского образования с позиции философии
образования в современных условиях России;

- разработана и ? обоснована авторская -«позиция по вопросу о социальной
сущности и социокультурной і ценности гражданского образования; показано, что
гражданское образование в современных условиях становится важнейшим:
средством социализации личности, что представляет собой эффективный процесс
перестройки общественного сознания, социальных настроений; в обществе;
определена социально-значимая роль школы как социокультурного института в
процессе формирования гражданского общества в России.,

Научно-практическая значимость диссертационного исследования:

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы: при разработке курсов «Гражданское образование», «Философия* и история образования» для студентов заочного отделения; факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета; при подготовке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам; на курсах повышения < квалификации работников сферы образования; при разработке совместных научно-исследовательских образовательных программ России и США; при проведении-межкультурного анализа, актуального в современной социокультурной ситуации.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях, препринте. Выводы и > результаты исследования были доложены: на заседании секции «Философия образования» Всемирного философского конгресса «Философия- лицом; к глобальным проблемам», 10-17 августа 2003г., Стамбул, Турция; на Международном конгрессе «Образование и

наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» 21-25 ноября 2003 года, Новосибирск; на семинарах «Проблемы взаимодействия власти и общества», организованном Администрацией Новосибирской области, Сибирской Академией- политических, наук,- 2003- 2004 гг.,. Новосибирск;- на_ XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Семейное воспитание: история и современность», Санкт-Петербург17 апреля 2003;. на секции «Философия» XLI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 14-20 апреля 2003 года, Новосибирск; на, конференции ОИФФИИ СО РАН по правовым технологиям 24 апреля 2003г., Новосибирск; на Всероссийской; научной конференции «Образование в культуре и культура образования» 20-21 ноября 2002 года, Новосибирск; на научном круглом столе «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современной России» 26 ноября 2002 г., Новосибирск; на Международном семинаре «Национальная идея образования как основа современной образовательной политики» 21> июня 2002 года, Новосибирск; на Международном семинаре «Междисциплинарность в философии образования» 15 марта 2002 г., Новосибирск ; на заседании кафедры философии и социальных наук. Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 242 наименования.

Диссертационное исследование обсуждалось, было одобрено и рекомендовано к защите на расширенном заседании кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета и Научного совета научно исследовательского института Философии образования Новосибирского государственного педагогического университета.

Социокультурная обусловленность проблем гражданского образования

Мы обратились к данной проблеме потому, что понимание социально-философской» сущности гражданского образования и построение его концепции невозможно без учета сложившейся социокультурной ситуации в России на рубеже двух веков. Данная проблема детерминирована развитием современной России, кардинальными: изменениями в социально-экономической, гражданско-политической и общественной жизни страны. Происходит системная трансформации российского общества, что сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями во всех социальных сферах, в том числе и в образовании. Ситуация, сложившаяся в; России за последнее десятилетие, необычна. Старое общество с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Идет переоценка ценностей. Социокультурная ситуация современной России обуславливает актуальность философского осмысления гражданского образования, что позволяет вскрыть причины,, обусловившие вызов к жизни проблемы гражданского образования, отразить конкретные социокультурные условия, события, процессы, являющиеся его объективированным выражением.

Переходное состояние российского обществе к новой фазе своего развития приводит к тому, что; социокультурные смыслы, определенные стереотипы деятельности и поведения должны подвергаться если не полному переосмыслению, то своеобразной переинтерпретации в изменившихся социально-экономических И; общественно-политических условиях. Естественно, что подобная ситуация в российской социокультурной реальности создает определенные трудности построения образовательной парадигмы, в полной мере отражающей национальную культурную воспроизводственную программу и открывающей новые созидательные возможности, культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления.

Вступление российского общества в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, привело к изменениям ценностных ориентации не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Выдающийся, русский ученый П.А. Сорокин справедливо: отмечал, [150], что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся і человеком! и обществом. Ценности, выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой; социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом; Такой глубокий и проницательный мыслитель, как Питирим Сорокин! усматривал в наличии; целостной и устойчивойі системы, ценностей важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного.

Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), — выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. В сегодняшней: ситуации в российском; обществе, лишенном единой объединяющей платформы, ценностный кризис является следствием крушения тоталитарной идеологии, успешно формировавшей единообразные ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганды. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным; образом берут начало многие социальные проблемы, с. которыми; мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация \ и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и;многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и др.

Поиск новых приоритетов - идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования: традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение (мы имеем в виду традиционные ценности, их духовно-нравственный аспект, русскую соборность, всеобщность, коллективизм и патриотизм), ив направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы: наличного бытия человека (речь идет об индивидуализме, гедонизме). На отношение к последним: оказывают существенное влияние особенности, присущие западному обществу с его индивидуализмом: и рационализмом; замкнутостью на себе и своих проблемах, с его ориентацией на сугубо интеллектуальные ю материальные ценности - без должной заботы о ценностях духовных.

Подобная ситуация очень хорошо была описана! ILA Сорокиным- [149], которому жизнь, предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурную ситуацию в различных социальных «системах координат»: в условиях разложения патриархального строя, наступления либерализма, первых признаков тоталитаризма (Россия) и І В условиях индустриального и постиндустриального демократического общества (США). Уникальность изучаемой им действительности состояла в том, что это был период «наложения эпох» с присущей ему переоценкой ценностей, деперсонализацией личности, кризисом норм и семейных отношений, превращения насилия в норму и его поощрение, уменьшением способности к рефлексии, дегуманизацией общества. В системе ценностей кризисного времени П.А. Сорокин обратил внимание на образование и его значение для дальнейшего воспроизводства культуры и общества. Ученый сделал вывод о том, что в ситуации социальной аномии с целью сохранения личности необходимо предложить иные фундаментальные гуманистические основания образования и воспитания: самоактуализацию, которая проявляется в сознательном и стоическом отношении к реалиям жизни, позитивное: знание, умение соотносить свои- социально-психологические: и биологические возможности с системой общественных координат, сознательное регулирование: потребностей сочетание автономной сферы, поведения с высокой: общественной ответственностью.

Глубоко5 прав П.А. Сорокин, когда пишет, что в российских условиях, образование (а тем; более гражданское образование) по своим функциональным особенностям может стать активным стимулом интеграции общественных сфер, предусматривающим системное решение проблемных вопросов экономического, социально-психологического, политического, правового характера в обществе. Дело в том, что образование является одной из самых крупных подсистем общества. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически» сложившихся устойчивых форм совместной деятельности, членов общества по использованию общественных ресурсов для І удовлетворения; тех или иных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.). Гражданское образование как социальный институт представляет собой развивающуюся систему, которая ставит проблему формирования нового гражданина,- новой: гражданственности, новой культуры и системы ценностей.

Ценностно-целевые характеристики гражданского образования

Анализ генезиса философской сущности гражданского образования показал, что его социально-философский аспект концентрирует свое внимание на проблемах гражданственности, гражданского общества,, личности и их взаимообусловленности, взаимосвязью личностных, общественных и государственных образовательных интересов и ценностей. «Философия образования рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время «вечной» сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов: социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой» [30, с. 90]. Речь идет о том, что «исследование проблем образования с позиции философии чрезвычайно важно: от их решения зависит понимание сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, реальных возможностей влияния образования на духовные и нравственные приоритеты личности, на ментальное и культурное пространство социума» [31,с.6].

Совершенно очевидно, что, не определившись в ценностях и иерархической структуре образовательного целеполагания, невозможно вести поиск и обоснование всех остальных содержательно-процессуальных и организационно-управленческих компонентов образовательной деятельности. Другими словами, познание сущности гражданского образования через исследование его целевых и ценностных приоритетов и наполнение их конкретным философским содержанием является необходимым условием анализа предмета исследования.

В данном параграфе ставится цель - осуществить философский анализ ценностных оснований современного гражданского образования и его целевых характеристик. Вышеизложенный генезис философских оснований гражданского образования показал, что в каждый исторический период развития философского знания в основе понимания гражданского образования лежали те или иные ценности. Это имеет отношение не только к провозглашаемым ценностям,- но И- К-широкой образовательной практике.. Философия образования позволяет «выстроить мост» между философскими, теоретико-методологическими образовательными концепциями и широко понимаемой образовательной практикой. Как известно, существует три направления приложения философско-образовательной; методологии: образовательно-стратегическая (цели, ценности, приоритеты образования), теоретическая (междисциплинарный аспект, разработка философско-образовательных концепций) и практическая (праксиология). Роль философии образования состоит в том, чтобы, признавая естественную дифференциацию, иерархию целей; и ценностей, способствовать их интеграции, обеспечивать необходимость поиска инвариантных, общих ценностно-целевых ориентиров и приоритетов образовательной сферы. Такой подход предусматривает содержательное рассмотрение ценностей и г целей гражданского образования, обращая внимание на его междисциплинарный характер, на условия формирования гражданина. Это- в свою очередь, позволяет оценить и отрефлексировать эффективность, применимость и государственно-общественную значимость гражданского образования на практике.

Следует отметить, что аксиологическая проблематика образования- в последнее время достаточно активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе. В России интерес: к ней вызван, как выше мы уже отмечали, переломным состоянием общества, рефлексией; новых жизненных смыслов и ценностей, где образование играет ведущую роль, выступая глубинным отражением культуры. В западном обществе данная проблематика связана с переосмыслением идей и ценностей демократии, общества, вступившего в: фазу постиндустриального, информационного общества. При этом на фоне кризиса индустриального западного общества, когда такие основополагающие и экзистенциально значимые понятия, как «гуманизм», «рациональность», «прагматизм», подвергаются \ критике, актуализируется вопрос о том, что происходит с образованием как одной из бытийных характеристик социума, как меняется его социокультурная ценность.

Данный вопрос всегда был и будет в поле зрения философской науки и философии образования в частности. Среди отечественных исследователей указанные проблемы анализировались С.С. Аванесовым [1], В.В. Бобровым [15, 16], М.С. Каганом [69], Н.С. Розовым [134], A.BI Соколовым [146], В.И. Супруном [160] и другими исследователями. Среди зарубежных авторов, рассматривающих данную проблему можно отметить Г. Риккерта [126], М. Шелера [126], М. Рокича [231], Дж. Патрика [221] и др.

В аксиологии (от греч. аксиа - ценность, логос - учение) понятием «ценности» охватываются процессы, явления, предметы, которые обладают положительной значимостью для человека, способствуют удовлетворению его потребностей [173, с. 137]. Мы согласны с В.И: Супруном, что «философская рефлексия позволяет «погружаться» в сами ценностные состояния, «понимать» ценности, а затем уже их интерпретировать не только при построении теории ценностей, но и конструировании определенного ценностного мировоззрения [160, с. 160].

Социальные ценности выстраиваются в определенную систему, потому что сам социум представляет собой системное образование. Система ценностей формируется в довольно сложную конструкцию. В ней есть базовые системообразующие ценности, различные, иерархические, уровни ценностных предпочтений, применительно к сфере материальной жизни, к сфере политики, к сфере образования. Можно привести лишь несколько типологий и классификаций ценностей, чтобы убедиться об их всеохватывающем свойстве. М. Рокич выделяет терминальные ценности, (как конечная цель индивидуального существования) и инструментальные ценности (какой-то образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительнее) [231, р.160]. По А.В. Соколову, ценности классифицируются на общечеловеческие (универсальные), национальные (отечественные), групповые (профессиональные, молодежные, женские и др.), индивидуальные (личностные) [146, с. 15]. В.И. Супрун, в свою очередь, выделяет: ценности непосредственного социального окружения; модельные ценности данного типа культуры; универсальные гуманистические- ценности [160, с. 168]. В.В. Бобров делит ценности на актуальные и потенциальные [14, с. 61]. Все эти схемы и классификации не отрицают, а дополняют друг друга, тем самым способствуют более полному и многоаспектному познанию аксиологической проблематики.

Макс Шелер, один из основателей аксиологии подчеркивал, что всякое ценностное познание есть акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей: ценности тем выше, чем они менее причастны «делимости» и чем глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее, долговечными являются- ценности «материального блага», связанные с удовлетворением преходящих склонностей и потребностей человека и і наиболее «делимые» [126].

Противоречия и конфликты между разными ценностями присущи любому обществу. Также необходимо подчеркнуть, что кризисные периоды общества связаны с интеграцией ценностей. Во времена серьезных конфликтов, сопряженных с базовыми ценностями, происходит перегруппировка ценностных приоритетов: В этом случае, изучение аксиосферы имеет свои особенности. Здесь уместен подход М.С. Кагана, который на примере развития политической культуры обращает внимание на совмещение синхронического и диахронического рассмотрения аксиосферы [69, с. 8]. Под таким, совмещением он подразумевает неразрывность анализа формирования и изменения системы ценностей. Политическая культура не является изначально заданным, неизменным феноменом. Устойчивые характеристики политической культуры, такие как, например, массовые политические ориентации, способны изменяться в соответствии с социальной практикой. Вместе с тем, в периоды кризисов традиции способны обеспечивать целостность общества, сохраняя его своеобразие. Именно в связи с этим исследовать прежде всего нужно не быстроменяющиеся установки, а фундаментальные представления [69].

Гражданское образование как элемент современного гражданского общества

Проведенный анализ генезиса философских оснований гражданского образования продемонстрировал, что каждый ТИПІ общественного устройства воспроизводит адекватный ему тип образования (тоталитарное общество - строго идеологизированное образование, демократическое общество - демократическое гражданское образование и др.) Россия, как известно, находится в переходном периоде, когда курс на построение демократического гражданского общества только провозглашен и пока перспективы его неясны. В своем исследовании мы исходим из, того, что гражданское общество поддерживается и совершенствуется соответствующей моделью гражданского образования и воспитания- подрастающих поколений, воспроизводящего конкретный социальный тип в конкретный исторический период. Гражданское демократическое общество, обладая неким воспитательным и образовательным потенциалом, формирует особый тип образования -практико-ориентированного на создание соответствующих социальных условий развития свободной личности.

Остановимся специально на выявлении взаимосвязи гражданского образования и гражданского общества. Постараемся - показать, что современное гражданское образование является необходимым: элементом в становлении гражданского общества в России, формирования гражданского сознания личности, ее гражданской и правовой культуры. Такой, поход, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему философскому осмыслению концепции гражданского образования: с учетом межкультурного анализа концептуально-теоретической модели гражданского общества в России и практики построения гражданского общества в США.

Отметим, что в дискуссиях о становлении гражданского общества в России рассматриваются различные его модели, ориентированные на неодинаковые культурные ценности. Более того, для современной отечественной науки данная проблематика представляется сравнительной і новой. Перспективы гражданского общества затрагивают в: своих работах А.И; Аринин; [6], А.Г.Володин [24], Г.ГДилигенский: [49];. В.Б.Пастухов [1.19],. Н.М.Чуринов [182] и др. Они обосновывают свои позиции, исходя; из анализа истории идей о гражданском обществе и исторических прецедентов его проявления в России. Вышеназванные авторы, несмотря на некоторую разность в проблеме подходов; и t при отсутствии единой позиции по поводу определения сущности гражданского общества в России, тем не менее, рассматривают его как один из смысловых центров будущего демократического устройства России. Они считают его показателем появления качественно иного типа общественности - динамичной социальности, без которой t невозможно появление свободы и творчества индивида.

Выше,мы уже говорили о понятии;«гражданского общества». Остановимся на нем более детально. Понятие «гражданское общество», возникнув еще в античности, изменялось и обогащалось в разные исторические эпохи. В-связи с этим весьма содержательным представляется очерк М.\ Ильина «Гражданское общество» из его книги «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» [65]. Отмечая специфические лексические трудности проблематики гражданского общества, Ильин пишет: Само по себе «гражданское общество» в его латинском (societas civilis) и греческом (koinoniapolitike) вариантах существует.с незапамятных времен и связано с фигурой гражданина (civis, polites). Совокупность таких граждан как раз и образует гражданское общество, которое противостоит как деспотии, так и сообществам варваров. Само его возникновение связано, таким образом; с появлением гражданина как самостоятельного и политического деятеля, обладающего определенными правами и наделенного обязанностями.

В своем узком; и собственном смысле понятие «гражданское общество» используется представителями разных наук — политологии, правоведения, философии, социологии [6, 16, 24, 127, 131]. В рамках философского и социологического познания гражданское общество определяется как «форма общения, (форма общественных отношений), общественная (социальная организация), социальная система целостный, социальный феномен» [130, с. 22]. Идеальное гражданское общество в современной научной литературе чаще всего рассматривается как «общество свободных, суверенных личностей , их независимых организаций, осуществляющих свою деятельность на началах равенства и взаимною пользы» [130, с. 23]. Анализ современной отечественной литературы о возможности становления гражданского общества в России позволил зафиксировать два существующих научных подхода. В рамках первого (либерал-демократы 1980-90-х гг.) утверждается, что гражданское общество должно формироваться только в соответствии с западным образцом [127].

Второй подход, основанный на идее того, что западноевропейский феномен і гражданского общества неприложим к самобытной и уникальной гео-историко-культурной природе России, можно разделить на два направления. Представители? первого (3.А. Грунт, Г.Л1 Кертман,СВ. Патрушев и др.) отрицают возможность становления гражданского общества в России; поскольку данное состояние общества появилось в рамках западной цивилизации и опирается специфические традиции;этих стран. Наиболее адекватным современному состоянию общества представляется второе направление (Б.Г. Капустин, Г.Г. Дилигенский, А.Б. Зубов [127] и др.), которое дает позитивный прогноз возможности становления; гражданского общества, в России. Они считают, что гражданское общество возможно формировать, синтезируя опыт стран западноевропейского ареала (в том числе и североамериканский опыт) и особенности собственного культурно-исторического пространства.

Активное противоборство этих моделей говорит о том, что построение гражданского общества в России на данном этапе ее развития имеет свои глубокие особенности и необходима вдумчивая адаптация заимствованных идей. Кроме того, признавая прямую и опосредованную взаимосвязь гражданского образования и общества, необходимо» осмысленно и вдумчиво подходить и к адаптацию и заимствованию новых политических ценностей и в» образовании; В своем исследовании мы исходим из точки зрения,, где «культура России — это специфический, особый вид культуры, который стоит особняком по отношению к европейской культуре, и? к культуре Востока. Российская культура имеет гетерогенный характер, соединяя в себе: европейское личностное и азиатское общинное начала... Активно действующая личность, - участник российской истории в той же-мере,-что и консервативная община» [130, с. 64]. В і рамках указанных подходов мы считаем, что другой-социокультурный контекст, иные исторические традиции приводят к видоизменению локальных форм гражданского общества. Речь идет не об отрицании западной традиции и опыта, а о поиске соответствия между традициями и кросскультурностью данного явления..

Также появилось представление о гражданском обществе, как динамичной разнородной сфере, сотрудничающей. с государством и имеющей І своей главной функцией? в процессе коммуникации структур общественности заниматься постоянным поиском консенсуса и в результате дискурса приходить к новым относительным истинам, актуальным на данном этапе доводить их до государственной власти (Ю.Хабермас [176]).

В российских: научных дискуссиях последних лет формирование, гражданского общества связывают с созданием правовых, социальных, политико-экономических предпосылок демократического развития, с плюрализмом и разгосударствлением, со складыванием смешанного, или открытого общества. Построение гражданского общества в России на данном этапе ее развития имеет свои особенности и специфику: Американский исследователь Джон Патрик отмечает, что развитие гражданского общества в странах Третьей волны демократии [по С. Хантингтону] осложняется рядом проблем: зависимость от внешних источников финансирования; неадекватное распространение информации, и коммуникационных технологий; низкий уровень социального капитала; этническая и религиозная разрозненность, мешающая людям на местном;уровне формировать эффективно действующие І ассоциации с. представителями, разных этнических групп или конфессий; недостаточные гарантии конституционных прав, таких, как свобода печати, собраний и ассоциаций [120, р. 165]. Сюда можно отнести и неразвитость системы демократического гражданского образования, воспитания и просвещения населения:

Похожие диссертации на Гражданское образование как проблема социальной философии