Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная социализация как проблема социальной философии Матвеева Алла Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвеева Алла Ивановна. Духовная социализация как проблема социальной философии: автореферат дис. ... доктора философские наук: 09.00.11 / Матвеева Алла Ивановна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»].- Челябинск, 2011.- 42 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовная социализация личности является одной из наиболее значимых социально-философских проблем. Сохранение нравственности, обеспечение преемственности и защита культурно-исторического наследия, утверждение в обществе патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций русского народа должны стать приоритетами в духовной сфере жизни современного российского общества, переживающего кризис своей социально-культурной идентичности. Этот кризис ведет к утрате традиций, девальвации идеалов и смыслов, подмене достижений культуры «стандартами» цивилизации, ценностей семьи – идеями сексуальной революции, дружбы и доверия – расчетом и корыстолюбием, верности и чести – толерантностью и прагматизмом.

В данном контексте социально-философское осмысление духовной социализации личности как основы социального взаимодействия приобретает особую мировоззренческую значимость и принимает характер не просто абстрактно-этический, а социальный и вполне конкретный.

Выходом из указанного кризиса являются обретение личностью нравственности, обращение к духовности, возрождение собственной человеческой сущности в нас самих, использование различных духовных практик и развитие определенных социальных технологий, которые позволяют усовершенствовать систему социального взаимодействия в обществе, укрепить социальный мир и сохранить социальную стабильность.

Духовная социализация – это основной вопрос воспроизводства любого здорового общества и любой полноценной личности. Проблема духовной социализации человека имеет несколько направлений.

Традиционно под социализацией подразумевается процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.д.). Такое толкование процесса социализации оставляет за скобками научного анализа главное, а именно духовное самоопределение человека по отношению к высшим смыслам и абсолютным ценностям бытия.

Духовная социализация личности как составная часть социализации требует от человека способности к духовной любви, созерцанию, воли к совершенству, продуктивно-творческого воображения, осуществления «совестливого акта» (И.А. Ильин), развитого чувства социальной справедливости и социальной ответственности, сохранения и расширения духовного пространства во всей его жизнедеятельности. В процессе социального взаимодействия личность неизбежно сталкивается с проблемами формирования духовной культуры, понимания ее национальных особенностей, осмысления конкретных проявлений духовной социализации – социальной ответственности и национального самосознания.

Морфологию духовной социализации личности определяет ее основание, которое формируется в контексте необходимости социального взаимодействия людей. В связи с этим исследование и осмысление механизмов актуализации духовности в социальной практике человека, в системе социального взаимодействия людей становятся важными и с практической точки зрения.

В работе рассмотрены различные теоретико-методологические подходы к анализу систем социального взаимодействия: социальной конкуренции, социальной кооперации, социального партнерства, социального самоуправления. Взаимосвязь проблемы духовной социализации личности и эффективности тех или иных способов и форм социального взаимодействия в современном обществе свидетельствует о значимости и актуальности избранной проблемы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Диалектическая взаимообусловленность духовного развития человека и качества системы социальных отношений в обществе давно находится в поле внимания исследователей. Однако, проблематика именно духовной социализации как универсального способа совершенствования системы социального взаимодействия – достаточно новая область философского анализа. В современных публикациях само понятие «духовная социализация» встречается достаточно редко, а его смысловые и содержательные характеристики исследователи относят к более широкому понятию «социализация» и растворяют в ней.

Термины «социальная адаптация» и «социализация» заимствованы в российской общественной наукой из западноевропейской социологической науки. Современная теория социализации основывается на работах Г. Тарда и Г. Зиммеля. Следует также отметить значение научных идей современных европейских и американских учёных, в работах которых заложена методологическая основа исследования проблем социализации и социальной адаптации личности: П. Бергера, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, Ф. Знанецкого, Ч. Кули, Т. Лукмана, Р. Мертона, Д. Мида, Т. Парсонса, Б.Ф. Скиннера, П. Сорокина, У. Томаса и др.

Проблема социализации личности нашла свое отражение в разработке теории эмансипирующей социализации В. Орбана и в критической теории социализации Ю. Хабермаса.

В современной зарубежной литературе достаточно распространена трактовка понятия «социализации» как процесса самоактуализации Я-концепции (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).

Особый интерес представляет разработка проблемы социализации личности в русле философской антропологии. М. Бубер, А. Гелен, М. Шелер, А. Г. Плесснер и другие поставили, в частности, вопрос об особенностях человека как социального и природного существа, о значении духовности в социальной жизни людей.

В отечественной литературе проблематика социализации личности давно и прочно вошла в число одной из самых актуальных. В социальной философии эта проблема рассматривается с точки зрения влияния на личность всей совокупности общественных отношений, выявления механизма социализации, соотношения объективных условий и субъективных факторов общественной среды. Такой подход к проблеме представлен в работах М.С. Кагана, Л.Н. Когана, А.В. Мялкина, Б.Д. Парыгина, Г.Н. Филонова, И.Т. Фролова и другие.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, М.И. Бобневой, Л.П. Буевой, Л.Д. Дёминой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, В.Л. Маркова, А.Т. Москаленко, А.В. Мудрика, А.А. Налчаджяна, В.П. Петрова, Х.Ф. Сабирова, Л.К. Синцовой и других авторов социализация рассматривается с позиции системного подхода.

В научных трудах А.А. Алдашевой, Д.А. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Ю.А. Барклянской, Л.И. Васехи, А.Н. Величко, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, З.А. Даниловой, Б.А. Ефимова, Е.К. Завьялова, З.И. Калугина, С.В. Кинелева, Л.В. Ковтун, В.А. Колеватова, О.В. Коршуновой, О.В. Краснова, B.C. Немченко, Г.Г. Овчинникова, В.В. Попкова, В.Г. Попова, Ю.Е. Растова, Л.М. Растовой, Е.В. Руденского, , А.А. Русалиновой, А.В. Сахно, Н.А. Свиридова, В.А. Ядова и др. описаны отдельные аспекты социализации. Они отслежены на индивидуальном групповом и социетальном уровнях. Однако, до сих пор социализация отождествляется либо с процессом воспитания личности, либо с усвоением и воспроизводством ею накопленного ранее социального и культурного опыта, либо с освоением ею определенных социальных ролей, либо с адаптацией к условиям культурной среды (А.П. Ветошкин, Б.С. Ерасов, И.С. Кон, Л.И. Маленкова, В.А. Мудриков, В.Д. Семенов, Н.Л. Худякова и др.).

Существует также направление, представители которого исследовали процессы социализации в контексте межличностного общения и коммуникации. Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, П.П. Блонский, A.A. Бодалев, Я.Л. Коломинский, A.A. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Резаев.

Следует также отметить блок исследований, рассматривающих вопросы мотивации социализации личности в целом, и духовной социализации, в частности. Различные концепции иерархий мотивов и потребностей социализируемой личности представлены в работах В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Г.А. Глотовой, В.И. Колесова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и др. При этом приоритет, как правило, отдается первичным (физиологическим) мотивам и потребностям и недооценивается значимость высших (духовных) потребностей.

Особым этапом в разработке проблемы духовной социализации личности стало творчество российских философов: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, М.М. Тареева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна. Они подходили к исследованию данной проблемы с сугубо теологических позиций и видели смысл духовной социализации в осуществлении совместного поиска людьми абсолютных оснований добра, его накоплении и созидании.

В советский период российской истории проблематика духовной социализации личности оказалась подмененной проблемой пролетарского интернационализма и классовой борьбы. Тем не менее, немало ученых советского периода также отдали дань исследованию вопросов духовной социализации личности. Так, А.А. Богданов выступил с известной идеей «собирания человека», ставшей одной из теоретико-методологических основ его всеобщей организационной науки – тектологии. М.И.Туган-Барановский разработал своеобразную теорию социальной кооперации, в основе которой он видел, прежде всего, общность идеалов и единую духовную культуру людей.

Позднее попытки комплексного рассмотрения проблемы социализации личности в контексте духовных координат были предприняты в сочинениях Р.Г. Апресяна, Л.П. Буевой, И.С. Вдовина, Л.С. Выготского, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, К.С. Долгова и других авторов.

Анализ отдельных аспектов духовной социализации личности, взятый в контексте духовно-нравственного развития человека, присутствует в работах А.А. Аверинцева, З.Г. Антошкиной, В.И. Бабушкиной, Г.С. Батищева, К.Я. Вазиной, Р.Н. Васильева, А.П. Ветошкина, С.З. Гончарова, П.С. Гуревича, Л.В. Денисовой, В.М. Князева, Л.М. Марцевой, В.Г. Федотова, Н.М. Чуринова и других. В.А. Алексеева, В.П. Большаков, В.И. Копалов, Т.В. Лазутина, Р.Л. Лившиц, Л.М. Марцева, Г.В. Осипов, Д.В. Пивоваров, О.Н. Платонов, Н.С. Рыбаков, В.И. Стрелков, Л.А. Шумихина изучают сам феномен духовности и его влияние на социальное бытие человека.

Важным фактором дальнейшей научной разработки проблематики духовной социализации личности стало развитие междисциплинарных исследований. В работах Л.И. Абалкина, А.И. Ковалева, Н.А. Каратеевой, В.П. Леднева, Э.С. Маркаряна, Н.Ф. Наумовой, А.С. Панарина, В.А. Петровского, В.М. Полтеровича, М.В. Ромма, К.В. Рубчевского, К.П. Стожко, Я.Л. Харапинского и других получили свое отражение институциональные аспекты процесса духовной социализации личности. Это позволило более четко сформулировать само понятие духовной социализации личности в качестве самостоятельного предмета социально-философского и историко-культурного исследования, существенно конкретизировать научные представления в области морфологии социализации.

В работах М.М. Бахтина, О.Н. Козловой, В.Т. Лисовского, Н.М. Мамедовой, В.Д. Плахова, Б.Ф. Плотникова, В.А. Панпурина, В.И. Филатова, Н.Л. Худяковой, Л.Н. Шабатуры, Г.В. Щербакова и других рассматриваются вопросы формирования ценностного мира личности, его онтологических оснований, сохранения и трансляции духовной традиции в процессе становления целостной личности. Это обстоятельство позволило глубже вникнуть в суть самого процесса духовной социализации личности и представить его не просто как приспособление индивида к уже имеющимся готовым ценностным образцам и нормам, но и как процесс солидарной выработки таких норм в контексте определенных систем социального взаимодействия.

Обзор указанной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что проблема духовной социализации (в целостном контексте социализации) остается все еще слабо разработанной в науке. Духовная социализация личности в большинстве случаев представляется авторами как усвоение индивидами уже имеющихся готовых морально-этических норм.

Общее состояние изученности проблематики духовной социализации личности позволяет констатировать, что в контексте современного информационного пространства существует настоятельная необходимость в дальнейшем ее исследовании.

Актуальность и социальная значимость заявленной проблемы обусловили выбор темы исследования «Духовная социализация как проблема социальной философии».

Цель диссертационного исследования заключается в разработке комплексной социально-философской концепции духовной социализации личности.

Объектом исследования является личность как субъект социального взаимодействия.

Предмет – процесс духовной социализации личности.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

  1. Выявить основные подходы к исследованию духовной социализации личности.

  2. Сформулировать теоретико-методологические основания исследования духовной социализации личности.

  3. Определить сущность духовной социализации личности как процесса освоения, усвоения и творческого применения высших ценностных оснований бытия в социальной практике человека.

  4. Показать роль и значение духовной культуры в процессе духовной социализации личности.

  5. Раскрыть диалектическую взаимосвязь между общим процессом социализации личности в целом и духовной ее социализацией как ключевым его компонентом.

  6. Выделить и проанализировать содержание и конкретно-исторические модальности духовной социализации личности.

  7. Охарактеризовать субъектную основу и особенности духовной социализации личности в современном российском обществе.

  8. Обосновать место и роль духовной социализации личности в ее социальном и культурном развитии.

  9. Определить основные этапы процесса духовной социализации личности.

  10. Осмыслить основные тенденции и проблемы духовной социализации личности в современном российском обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Методологической основой диссертации являются принципы целостности, объективности и историзма.

В исследовании используется комплекс ключевых методологических подходов: а) аксиологический (для анализа трансформаций внутреннего мира человека в контексте духовной социализации личности, его ценностного аспекта); б) диалектический (для исследования процесса духовной социализации личности); в) структурно-функциональный (позволил рассматривать сущность и содержание разных этапов процесса духовной социализации личности в конкретно-исторических условиях); г) онтологический (для человека с точки зрения его проявлений в процессе духовной социализации); субъектно-субъектного подхода.

Теоретическое основание диссертации складывается из идей, концепций и теорий классиков философской мысли, а так же психологов, социологов, культурологов и историков, так или иначе связанные с изучением социализации личности, духовно нравственных ценностей и современных социальных теорий. Рассмотреть духовную социализацию личности как процесс ее духовно-нравственного и социального становления и развития позволяет, применение методов: индукции и дедукции, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному.

Модусы духовного бытия, выделенные Н. Гартманом, позволили нам установить общую структуру системы ценностных ориентаций личности как ядра личностной духовной культуры.

Метод сравнительного анализа помогает выявить основные подходы и теории, раскрывающие различные аспекты духовной социализации и показать их эвристическую значимость.

Научная новизна исследования состоит в разработке социально-философской концепции духовной социализации личности. Она отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Духовная социализация личности является основой общего процесса личностной социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации индивида. Она представляет собой процесс духовной адаптации личности к уже имеющимся ценностным основаниям духовного и социального бытия; формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений личности, характеризующих ее внутренний мир; развития продуктивно-творческих способностей личности, обусловливающих актуализацию духовных ценностей в социальной практике.

  2. Сущность духовной социализации личности состоит в превращении человека в духовное и социальное существо посредством соотнесения его с личным ценностным полем духовной культуры (поляризация), сочетания его собственного внутреннего мира с внешним миром (когеренция) и выработки общих социально значимых ценностей (универсализация). Тем самым личность становится подлинным субъектом духовной культуры, развивая свои продуктивно-репродуктивные, генеративные и конструктивно-инновативные творческие способности.

  3. Фундаментальными духовными основаниями становления духовной социализации личности выступают духовная любовь, совестливый акт, воля к совершенству, социальная справедливость. Духовная любовь – источник духовной социализации личности. Соборность – условие для развития духовной социализации личности. Совестливый акт – двигатель духовных сил в процессе духовной социализации. Воля к совершенству – способность личности актуализировать высшие ценности бытия в процессе духовной социализации Социальная справедливость – духовно-нравственная норма человеческих отношений. Через перечисленные духовные основания индивид превращается в личность как подлинно духовное и социальное существо.

  4. Определить характер становления духовной социализации личности возможно через оценку её духовной культуры (системы ценностных ориентаций субъекта духовной социализации) по степени проявления в личностно духовном – модуса объективированного духа (абсолютные ценности) и модуса объективного духа (ценности группового бытия - ценности народа, нации и т.п.), а также по производительности духовного труда личности, которая является показателем активности человека, направленной на воплощение его ценностей, и проявляется в социальной ответственности).

  5. Трехфазовая модель духовной социализации личности в социальных взаимодействиях отражает: 1) духовную адаптацию – сторону духовной социализации личности, представленную фазой первичного освоения, интериоризации социального опыта; 2) интериоризацию духовного содержания сторону духовной социализации личности, представленную фазой на которой происходит заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений; 3) социальное творчество – сторону духовной социализации личности, представленную фазой экстериоризации, на которой осуществляется актуализация ценностей духовной культуры, и происходит преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Выявленные фазы духовной социализации личности соответствуют трем основным этапам развития ее субъектных свойств и способностей: самоидентификации, самоопределения и самореализации.

  6. Процесс социализации личности в целом, обусловленный духовной ее социализацией, представляет собой не линейное движение через различные стадии (фазы) социализации и доминирующие уровни сознания, а циклическое движение, осуществляемое по восходящей спирали от более простых духовных образований к более сложным и высшим ценностям человеческого бытия.

  7. Содержанием духовной социализации личности является формирование высших идеалов – образцов, нравственных норм и правил социального взаимодействия, которые можно охарактеризовать как максимы культуры. В них концентрируется опыт духовного развития социума-этноса. Они упорядочивают систему социальных взаимосвязей в обществе, придают смысл действиям людей, определяют выбор должных сценариев поведения человека, и, в конечном счете, позволяют осмыслить исторические перспективы человеческого бытия. Идеал как аксиологическая универсалия культуры определяет и характеризует степень духовной зрелости личности. Стремление к актуализации идеалов как совершенных образов в своей социальной практике является для человека генеральным направлением его духовной социализации.

  8. Духовная социализация личности определяет направленность и трансформацию различных систем социального взаимодействия, поскольку конкретно-историческая иерархия духовных детерминант отражается на качестве, содержании и характере социальных отношений в обществе. Наиболее типичные социальные отклонения в жизнедеятельности личности обусловлены, главным образом, духовной деградацией, незавершенностью процесса ее духовной социализации. Поэтому духовное воспитание человека, наряду с образованием и активной социальной практикой, относятся к числу важнейших способов его духовной социализации. Однако духовное воспитание предполагает не спонтанное, а целенаправленное развитие систем социального взаимодействия, сравнительный анализ различных систем и осмысленный выбор в пользу той, которая создает наиболее благоприятные условия для духовной социализации личности.

  9. Среди различных систем социального взаимодействия (социальная конкуренция, социальная кооперация, социальное партнерство, социальное самоуправление и т.д.) в контексте состояния современного российского общества наиболее перспективной представляется система социального партнерства. В этой системе личность из простого исполнителя предписанных ей извне моральных норм и правил поведения превращается реальный субъект духовной социализации.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что представленный социально-философский анализ духовной социализации личности дает возможность по-новому взглянуть на духовно нравственные процессы, происходящие в современном обществе.

Полученные результаты могут быть использованы:

при разработке направлений социальной политики, приоритетной задачей которой является сохранение и развитие духовно-нравственного потенциала многонационального российского народа;

при формировании культурных стратегий в сфере образования, экономики, социального взаимодействия в целях направленного развития процессов гуманизации современного общества;

в профессиональной деятельности государственных служащих, социальных работников, психологов и педагогов, решающих практические проблемы духовной социализации личности в контексте социального взаимодействия;

при подготовке курсов по философии, социальной философии и другим социально-гуманитарным наукам, в высших учебных заведениях, в частности при разработке тем «Духовный мир человека», «Социализация личности», «Типы духовных ценностей», «Феномен социального партнерства в контексте духовного самоопределения личности», «Национальные особенности русского самосознания» и других.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты отражены в 50 публикациях, в том числе 2 монографиях, 7 коллективных монографиях, 15 статьях в журналах, аккредитованных ВАК, научных семинарах и совещаниях. Обсуждены на заседании Федерального межвузовского центра гуманитарного и социально-экономического образования при Уральском государственном университете им. А.М. Горького (2010 г), представлены к рассмотрению на заседании кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса» (2011 г.) и на совместном заседании кафедр философии и истории Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (2011 г.).

Наиболее важные итоги диссертационного исследования апробированы на научно-практических конференциях: всероссийских – «Культура. Творчество. Личность» (г. Екатеринбург, 2001г.), «Возрождение России: общество – управление – образование – культура – молодёжь» (г. Екатеринбург, 2003 г., 2004 г.), «Традиция. Духовность. Правосознание» (г. Тюмень, 2006 г.); международных – «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2007 г.), «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2006 г.), «Наука в современном мире» (г. Москва, 2010 г.); «Вопросы научного образования по гуманитарным, социальным и психологическим специальностям» (г. Москва, 2011г.).

Апробация результатов исследования осуществлялась также на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Мультикультурная современность: Урал–Россия–Мир» (г. Екатеринбург, 2009 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Государство, общество и церковь в России: исторический опыт взаимодействия на фоне политического развития страны» (г. Екатеринбург, 2011г.), XIII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования (г. Екатеринбург) 2010г.), I Международной практической конференции «Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития» (г. Новосибирск, 2011г.); XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (г. Таганрог, 2011г.); III Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке» (г. Москва, 2011г.) и других.

Рекомендации настоящего диссертационного исследования включены в комплексную программу НИР Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». Они нашли свое отражение в авторских курсах «Основы духовной социализации», «Система социального партнерства», «Основы социального государства», разработанных диссертантом для бакалавров и магистров «Российского государственного профессионально-педагогического университета» и «Уральского государственного экономического университета».

Структура работы. Работа состоит из «Введения», трех глав, по пять параграфов в каждой, «Заключения» и списка использованной литературы, включающего 450 наименований. Общий объем работы – 323 страницы.

Похожие диссертации на Духовная социализация как проблема социальной философии