Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема общественного идеала в русской социальной философии Скоробогатько Александр Владимирович

Проблема общественного идеала в русской социальной философии
<
Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии Проблема общественного идеала в русской социальной философии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скоробогатько Александр Владимирович. Проблема общественного идеала в русской социальной философии : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 СПб., 2004 262 с. РГБ ОД, 71:07-9/84

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теория и история аксиологического анализа в русской философии.

1. Теоретико-методологические проблемы исследования общественного идеала в русской социальной философии. 16-47

2. Общественный идеал в контексте духовных исканий русского религиозно- философского ренессанса. 48-75

Глава II Аксиологизм русских социальных философов XIX в. и формирование основ теории общественных идеалов.

1. Славянофильство и его роль в становлении принципов философскою- аксиологического анализа общественных процессов. 76-89

2. Данилевский Н.Я. о много вариантности общественных идеалов в мировом цивилизационном процессе. 90-99

3. Аксиологический метод анализа идеалов в социальной философии К.Н.Леонтьева. 100-107

4. Соловьев B.C. о диалектике и антиномичности идеала. 108-120

Глава III Русская религиозно-философская мысль XX в. и переход к завершению формирования теории общественных идеалов.

1. Идея - идеал Н.Бердяева и принципы критического анализа общественных ценностей. 121-151

2. Теория общественных идеалов П.И. Новгородцева. 152-168

3. Проблема конечного идеала в творчестве Н.С. Сетницокго. 169-173

4. С.Н. Булгаков о природе общественных идеалов. 174-189

5. С.Л. Франк о приоритетном значении аксиологического метода в русской социальной философии. 190-214

6. Идеал великой России Струве П.Б. как вариант социального синтеза общественных идеалов. 215-235

Заключение 236-253

Библиография 254-262

Введение к работе

Мировая цивилизация в XXI веке столкнулась с рядом глобальных социо-культурных проблем, среди которых поиск парадигм общественного развития является одной из центральных. Определиться в системе духовных приоритетов и ценностей и найти оптимальный путь культурно-исторического развития важно и для России, переживающей в настоящее время социальный и духовный кризис. По этой причине обращение к истории отечественной социально-философской мысли представляется особенно актуальным, поскольку в ее арсенале накоплен богатейший духовный потенциал, с помощью которого возможна разработка ценностных ориентиров и социальных идеалов, способных сплотить российское общество для решения назревших исторических задач.

Речь идет в данном случае об исследовании общественного идеала в истории русской философии XIX - первой половины XX века, оказавшей значительное влияние на развитие отечественной духовной культуры.

Проблема общественного идеала, анализируемая в диссертации, имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, теоретический касающийся генезиса, методологии и логики научного развития данной темы в системе философского мышления, которая образует специфическую область познания, именуемую аксиологией; во-вторых, общественный идеал как составная часть философской аксиологии имеет непосредственное отношение к формированию общезначимых духовных установок и ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческого поведения, то есть несет в себе социально-практическую нагрузку.

Представители отечественной социально-философской мысли разрабатывая проблемы, связанные с обоснованием общественного идеала, исходили из потребностей социально-политического и духовного развития России. В такой постановке данная проблема имеет много исторических аналогий, касающихся различных сторон социальной жизни как прошлой, так и современной России. Это делает тему диссертационного исследования особенно актуальной, поскольку ее научное решение позволит избежать определенных просчетов и идеологических трудностей, затрагивающих вопросы национальной консолидации и толерантности российского общества. Анализируемые проблемы имеют возможность широкого выхода в систему образования и воспитания, то есть тема диссертационного исследования несет в себе социально-практическую направленность.

Актуальным для развития отечественной философской мысли является и сама проблема теоретико-методологического анализа феномена "общественный идеал" и включение его в понятийную систему социально-философских наук, что составляло специфику видения многих проблем российской общественной жизни, а также явилось основанием широкого дискурса с ценностями западноевропейской культуры как в светской, так и в религиозной сферах.

В условиях глобализации, способствующей диффузии национального общества, размывания основополагающих ценностей, традиций и нравственных устоев этносов, проблема национальной самоидентификации и культурного самоопределения в современном мире выступает во многом и как геополитическая проблема. Эту идею отчетливо осознал и теоретически обозначил еще во второй половине XIX века НЛ.Данилевский в своем учении о культурно-исторических типах. Таким образом, проблема общественного идеала в истории отечественной философской науки носит многоплановый характер и,

естественно, требует своего дальнейшего исследования и осмысления, а главное, активного включения в духовную жизнь российского общества.

Степень разработанности темы

Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных проблеме общественного идеала в русской философии, степень разработанности данной предметной области явно недостаточна.

Во-первых, практически нет работ, посвященных исследованию теории общественного идеала, как особого методологического средства познания и преобразования социальной действительности.

Во-вторых, общественный идеал рассматривается лишь относительно теоретических позиций отдельных авторов и направлений русской общественной мысли, но нет исследований, которые бы носили обобщающий характер. Тем более что вне сферы анализа оказалась религиозная философия, в рамках которой и начался теоретический поиск и обоснование аксиологического метода.

В-третьих, часто многие исследователи истории русской философии вообще не выделяют в своём анализе проблему общественного идеала в качестве особой области философского знания. Поэтому в диссертации приходилось идти по пути повторного анализа, чтобы выявить и сформулировать проблематику, относящуюся непосредственно к разработке общественного идеала в концепции того или иного русского философа.

В-четвертых, большинство исследований по данной проблематике касается разработки аксиологической теории в общественных науках и гораздо меньше работ посвящено теории общественных идеалов, как составной части философской аксиологии.

В-пятых, проблема общественного идеала в русской философии разрабатывалась, в немалой степени, как альтернатива теории познания и ценностным установкам, утверждаемым представителями

западноевропейской социально-философской мысли, и в этом аспекте в отечественной литературе данная проблема не нашла своего достойного освещения.

Анализ существующей литературы позволяет выделить несколько направлений в исследовании общественного идеала, оказавших влияние на теоретико-методологические установки при подготовке и написании диссертации.

Наибольший вклад в теоретическое решение проблемы
общественного идеала, в создание оригинальной философской теории
общественных идеалов, осуществлён трудами: А.С.Хомякова,
И.В.Киреевского, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева,
Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка,

Н. А.Сетницкого1.

В процессе теоретического дискурса по проблемам философской аксиологии автор широко использовал работы западноевропейских мыслителей: И.Канта, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, И.Фихте, К.Маркса, О.Шпенглера, Ф.Ницше, М.Вебера, В.Дильтея, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Г.Зиммеля, В.Зомбарта.

Проблемы генезиса, методологии и логики научного познания общественных ценностей и идеалов поднимались и решались в трудах творцов общественных идеалов, крупнейших русских социальных философов различных направлений философской мысли: П.Я.Чаадаева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского, М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, Г.В.Плеханова, П.А.Кропоткина,

1 Хомяков А.С. О старом и новом.//Соч. в 2 томах. ТІ., М., 1994; Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России./ЛСиреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979;Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995; Леонтьев К.Н. Византизм и славянство//Избранное. М., 1993; Соловьёв B.C. Россия и Вселенская церковь. М., 1911; Соловьев B.C. Идолы и идеалы.//Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995; Булгаков С.Н. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997; Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 2000; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996; Франк С.Л. Крушение кумиров.//Сочинсния. М., 1990; Струве П. Б. PATRIOTICA. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997; Сетницкий Н.А. О конечном идеале./УГорский А.К.; Сетницкий Н.А. Сочинения. М., 1995.

В.И.Ленина, И.А.Ильина, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, И.Л.Солоневича и других.

Значительная роль в процессе теоретического осмысления поставленной в диссертации проблемы сыграли исследования по истории философии таких известных представителей философской культуры прошлого, как: В.В.Зеньковский, С.А.Левицкий, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Б.ВЛковенко, Г.В.Флоровский, А.И.Введенский, Н.М.Зернов, Н.П.Полторацкий, Ф.А.Степун, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет.

В своей работе мы также опирались на труды русских социологов: М.М.Ковалевского, Б.Н.Чичерина, В.М.Хвостова, Б.А.Кистяковского, Л.И.Петражицкого, П.А.Сорокина, Н.И.Кареева, у которых проблема общественного идеала выдвигалась в качестве самостоятельной темы исследования.

Всестороннее понимание глубинных процессов, происходивших в
русской культуре, в общественном сознании, немыслимо без учета
взглядов деятелей русской литературы: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,

М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.Г.Аксакова, Н.С.Лескова,

Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Шмелева, А.П.Платонова, И.А.Бунина и других.

Из работ отечественных авторов второй половины XX - начала XXI вв. использовались работы по различным направлениям философской мысли. В этом обширном поле исследований мы назовём лишь самых значимых авторов, чья научная позиция по рассматриваемой проблеме оказалась наиболее конструктивной в решении поставленных задач: а) по истории: философии -А.А.Галактионова, П.Ф.Никандрова, А.Ф.Замалеева, К.Г.Исупова, С.С.Хоружего, А.А.Ермичева, А.А.Королькова, А.И.Новикова; б) философской антропологии - Б.Г.Ананьева, С.С. Батенина, В.И. Толстых, В.Ф. Сержантова, Л.Н. Когана; в) по проблеме мифа и

мифологии - А.Ф.Лосева, Ю.М. Лотмана, В.В.Бибихина, Н.М. Бахтина; г) по проблемам идеологии, духовной и социальной сфер общества -А.К. Уледова, В.М.Межуева, Ю.К. Плетникова, В.Г. Федотовой, И.Н. Сиземской, Л.И.Новиковой; д) по истории и теории социологии - И.С. Кона, В.А. Дцова, И.В. Бестужева-Лады, И.А. Громова, Ю.Н. Давыдова.

В теоретическое решение поставленной в исследовании проблемы значительный вклад внесли работы отечественных философов, занимавшихся различными вопросами философской аксиологии: Э.В.Ильенкова, В.П. Тугаринова, П.П Гайденко, М.А. Лившица, М.С. Кагана, В.В. Гречаного, С.Н. Иконниковой, А.П. Валицкой.

Специально следует выделить исследования современных авторов , обращавшихся к общественному идеалу и его роли в жизни общества: Е.М.Амелиной, Т.К. Айтмазина, Н.И. Бадера, A.M. Величко, Г.М. Дробжева, В.Н. Жукова, СВ. Лебедева, И.Д. Осипова, Е.В. Осинчук, СВ. Туманова, А.В. Трухан, Ю.Р. Хайруллина.

Целью диссертационного исследования является:

Всестороннее исследование генезиса и эволюции аксиологической теории общественного идеала в русской социальной философии.

Гипотезой диссертационного исследования является предположение о том, что в русской социальной философии (конец XIX-начала XX вв.) сложились основополагающие принципы философско-аксиологической теории общественных идеалов, как самостоятельной предметной области научного исследования. Исходя из цели и гипотезы диссертации, основными задачами явились:

1 Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000.; Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века М., 1999.; Жуков В.Н. Общественный идеал России в социальной философии славянофильства М. 2000. Трубецкой Е.Н. Религиозно общественный идеал западного христианства М., 2004.; Скоробогатько А.В. Общественный идеал в русской философии СПб., 2003.; Трухан А.В. Общественный идеал в структуре идеократического сознания: реконструкция и интерпретация. М., 2003.; АйтмазинТ.К. Общественный идеал как категория исторического материализма №, 1982.; Мировоззрение и общественный идеал М, 2002.; Осинчук Е.В. Общественный идеал и социальная сущность человека как философско-мировоззренческая проблема М., 1982.; Бадера Н.И. Общественный идеал как социальный регулятор и его художественно-эстетические аспекты М, 1983.

  1. Определение социальных предпосылок и идейных источников формирования теории общественных идеалов, как самостоятельной части философского осмысления социокультурных реалий российского общества.

  2. Раскрытие теоретико-методологического значения общественного идеала в истории русской социальной философии.

  3. Выявление основных направлений русской социальной философии и круга философов, занимавшихся разработкой проблем общественных идеалов.

  4. Уточнение и развитие основных принципов, характера и специфики аксиологического метода в русской социальной философии.

  5. Показать идейно-теоретическую борьбу вокруг проблемы общественных идеалов, волновавших русское общество.

  6. Проведение сравнительного анализа русской и западноевропейской аксиологической традиции.

  7. Проанализировать диалектику должного и действительного в общественном идеале.

  8. Показать взаимосвязь принципов антинамичности и апофатичности применительно к теории общественных идеалов.

  9. Проанализировать и обобщить теоретико-методологический опыт разработки общественных идеалов в русской социальной философии.

  10. В связи с разработкой национальной идеи, инициировать как в научном плане, так и в широком общественном сознании, интерес к проблеме общественного идеала.

Объект исследования:

Русская социальная философия XIX - первой половины XX вв.

Предмет исследования:

Формирование концепции общественных идеалов в русской социальной философии.

Методологической основой исследования является историко-сравнительный метод, структурно-функциональный метод, диалектический метод.

Достоверность и обоснованность положений и выводов
диссертационного исследования обусловлены системным,

аналитическим и междисциплинарным подходом к анализу объекта и предмета исследования, изучением их на методологическом и теоретическом уровнях, а также применение научных методов, адекватных задачам и специфике исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрена и теоретически обобщена проблема возникновения и эволюции общественных идеалов в русской социальной философии в контексте аксиологической теории.

В диссертации, в частности: раскрыт генезис русского социально-философского аксиологизма и показаны его социально-теоретические источники; проведено теоретическое сопоставление решения аксиологических проблем в русской и западноевропейской философии; определены и теоретически обоснованы временные рамки становления теории общественных идеалов и круг философов, разрабатывавших данную проблему;

подвергнуты теоретическому анализу конкретные идеалы,

волновавшие умы философов в российской общественности на

протяжении исследуемого периода;

выработаны и предложены теоретические критерии, благодаря

которым возможен анализ и оценка основных идеалов,

существующих в российском обществе;

проведён всесторонний теоретический анализ проблем определения

понятия "идеал" в русской и западноевропейской философии;

впервые концептуально рассмотрены такие течения философской

мысли, как идеализм, антипозитивизм и аксиологизм, в качестве

идейных источников формирования теории общественных идеалов;

раскрыто методологическое значение общественных идеалов как

одной из центральных предметных областей научного исследования

русской социальной философии;

проведён всесторонний анализ одной из важнейших проблем теории

общественных идеалов - проблемы абсолютного, "конечного"

идеала;

выявлена взаимосвязь и определено место общественных идеалов в

структуре общественной идеологии;

показано, что в определении общественного идеала применимы

принципы антиномичности и апофатики;

обосновано положение об особой роли идеальных факторов в

общественном развитии России;

проанализирована концепция теории общественных идеалов в

контексте диалектического отношения должного и действительного.

Положения, выносимые на защиту:

основы целостной теории общественных идеалов разработаны в русской социальной философии в период ее религиозно-философского ренессанса. Это стало возможным благодаря тому, что русскому

мировоззрению, культуре, ее философскому осмыслению присущ ценностный подход к анализу общественной жизни, усвоенный в рамках православного мировосприятия. Отечественная философия по своим методам научного восприятия социальных реалий в значительной степени является культурфилософией. Большинство русских мыслителей не считали себя творцами рассудочно-логических философских теорий, а скорее рассматривали себя глашатаями общественных идеалов, законодателями и судьями общественных ценностей и идеалов;

проблема общественного идеала может быть успешно решена на теоретическом уровне, имея в своей основе философскую концепцию ценностей. Односторонней является попытка анализа общественных идеалов, исходя из идеологических посылок лишь одного из направлений русской социальной философии: либерализма, консерватизма, марксизма и т. д.

в анализе общественных идеалов необходимо, на сколько это возможно, абстрагироваться от имеющей место во все исторические времена борьбы вокруг общественных идеалов и попытаться более широко и последовательно использовать аксиологический подход, выработанный представленными русскими социальными философами;

среди общественных идеалов, его религиозная основа имеет наибольшую устойчивость и непреходящее значение для жизни общества;

общественные идеалы необходимо рассматривать в диалектическом единстве должного и действительного;

аксиологический подход, предложенный русскими философами, принципиально меняет привычную логику анализа ценностей, поскольку они не сводятся только к этике. Этот подход предполагает, что каждой из сфер человеческой деятельности (в политике, экономике, эстетике, этике, естествознании и т.д.) свойственны свои закономерности, набор

ценностей и идеалов. И ни одна из этих систем, включая религиозную, не может считаться универсальной. Ценности и идеалы каждой из сфер деятельности можно сопоставлять друг с другом, но нельзя предписывать другим сферам;

идеализм, антипозитивизм и аксиологизм русской философии предопределили в идейном отношении развитие теории общественных идеалов. Без этих источников отечественная философия не могла бы сложиться в качестве целостной философско-аксиологическая теории, позволяющей анализировать и прогнозировать специфику формирования и развития общественного сознания российского общества.

Теоретическая значимость работы.

Диссертация решает важную теоретическую проблему - разработку основ аксиологической теории и анализа общественных идеалов, что позволяет существенно обогатить новыми положениями и идеями одну из центральных предметных областей русской социальной философии.

Практическая значимость работы.

Поскольку ценность философской теории не зависит от времени, то при определенной теоретической реконструкции она может быть применима для анализа и понимания специфики современных процессов, происходящих в общественном сознании России. Положения и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут служить методологической и научной основой формирования современной общественной идеологии. Поставленная в настоящее время задача ускорения темпов социально-экономического развития возможна только при условии консолидации общества, она, в свою очередь, может быть стимулирована и сознательно направляема, опираясь на базу признанных

и разделяемых большинством населения культурных ценностей и идеалов.

Рекомендации по использованию полученных результатов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в области русской социальной философии и политической истории России, а также в общих курсах истории философии и социологии.

Апробация результатов исследования.

Теоретические выводы и основные положения диссертации излагались перед научным сообществом в ряде докладов и выступлений, в частности на: Научно-практической конференции "Средства массовой информации в современном мире" СПб ГУ, факультет журналистики, 10-12 марта 1998 г.; Всероссийской научно-практической конференции 25-27 сентября 2002 г. "Измерение социальной напряженности: теория, методология и методика исследования." СПб РГПУ им.А.И.Герцена, факультет социальных наук; Научно-практической конференции "Интеракция как общественное явление и профессиональная деятельность" 6-7 декабря 2002 г. СПб ГУ телекоммуникаций им.профессора М.А.Бонч-Бруевича, XI Международной научно-практической конференции "Реальность этноса образование и национальная идея" Санкт-Петербург 2-5 марта 2004 г.; VII Международная научно-практическая конференция "Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса" Санкт-Петербург 22-24 марта 2005г.; Научно-практическая конференция "Философия человека и современное образование" Санкт-Петербург 16-17 февраля 2006г.; "Реальность этноса Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности" Санкт-Петербург 4-7 апреля 2006 г.

Прошла апробацию на философских семинарах, Герценовских чтениях 1997-2006 гг. Материалы исследования легли в основу спецкурса "Общественный идеал в русской социальной философии", читаемого автором в Российской государственной педагогическом университете им.А.И.Герцена, на факультете социальных наук. Основные идеи диссертации изложены в статьях, тезисах конференций, учебных пособиях и монографии.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделённых на 12 параграфов, заключения и списка отечественной и зарубежной литературы ( 296 наименований). Общий объём работы 262 страницы.

Теоретико-методологические проблемы исследования общественного идеала в русской социальной философии

Вся человеческая история может быть понимаема как долгий и трудный путь исканий совершенного общественного состояния. Каждому народу в том поиске история отвела свою роль. Даже самый малый, и, казалось бы, незначительный народ вносит в этот процесс свою лепту. И малые и большие народы сопричастны единому процессу поиска тех идей и истин, которые делали бы человеческую жизнь более легкой и счастливой.

Историческое провидение уготовило России свою судьбу, свой путь. Этот путь отличен от других. На этом пути были великие взлеты и страшные падения. Народ, испытавший все это на себе, сформировал особый тип национального характера, особый тип духовной культуры, особое мировоззрение.

Русскому мировоззрению свойственно подниматься до необычайных духовных вершин и, вместе с тем, проявлять беспомощность и неспособность в решении, казалось бы, простейших земных проблем. Некоторым, как отечественным, так и западным знатокам русской идеи, виделась в этом незрелость русского духа, неоформленность его. К примеру, Гегель считал, что славянский дух никогда не обретет развитой и законченной формы, а будет находиться в вечном брожении, поиске и несовершенстве.

Среди исследователей русской души находились такие, которые рекомендовали русскому национальному мышлению скорректировать себя, дополнив тем, что было бы полезно, на их взгляд, взять у других, более "зрелых" форм национального мышления. Основная же масса русских социальных мыслителей пыталась основываться на собственной духовной традиции и культуре в поисках решения, как глобальных, так и частных проблем и вопросов. Из логики их мышления, нередко,

получалось так, что, то, что другие считали слабостью или недостатком, к примеру, непрактичность русских, являлось для них чуть ли не добродетелью. Материальную силу и мощь эти люди ценили ниже высоты и силы человеческого духа. Многие русские мыслители, отстаивавшие эту позицию, апеллировали к святому Александру Невскому, изрекшему один из главных русских моральных постулатов: "Не в силе Бог, а в правде". Исканию высшей правды и служение ей и явилось смыслом жизни многих представителей русской культуры, стало основным духовным мотивом национального самосознания.

На путях искания совершенного идеала человеческой жизни русский человек обретал как несомненные ценности, так и становился заложником ошибочных идей и идеалов. Вся российская история превратилась в огромный социальный и духовный эксперимент.

Ни одному народу мира в новой истории не дано было проявить столько темперамента, воли, энергии, идейной избыточности в вопросах исторического и социального творчества. Идейным вдохновителем и своеобразным катализатором этого процесса являлась русская социальная философия, ей же принадлежит и осмысление его. В рамках социальной философии наиболее полно и в логически обоснованной форме изложен совокупный духовный опыт русского народа, исследован общественный идеал, к которому стремилось русское общество.

Данная работа не претендует на абсолютную полному в отражении такого сложного вопроса, как общественный идеал в русской социальной философии. Русская социальная философия, как известно, представляет собой множество различных направлений, течений, в каждом из которых по-своему представлялся процесс общественного развития, по-своему виделись пути решения проблем. Ни одно из самых влиятельных, глубинных, в какой-то мере, системообразующих ее направлений, к примеру, таких, как славянофильство, западничество, консерватизм, левый радикализм, не могут дать нам полного представления о специфике русского общественного идеала.

Широта поставленной проблемы предполагает наработку целого ряда принципов, позволяющих сколь то, возможно, точно отразить суть вопроса. Немаловажно определиться и с историческими рамками в исследовании поставленной проблемы. Исследователь природы русского мировоззрения С.Л.Франк, к примеру, ограничил свое исследование ХГХ столетием, "дабы работа не стала необъятной"2.

Анализируя под своим углом зрения XIX век, он выделяет 30-50-е годы, как те, в которые русское мировоззрение попыталось оформиться в целостную систему взглядов на мир, соотнесло себя с основными направлениями мировой культуры. В этот период общественная мысль России разделилась на два интеллектуальных направления -славянофильство и западничество, что на длительную перспективу стало главными идейными течениями современности, по-разному смотрящими на проблемы общественного развития.

Именно в ХГХ веке появились ряд мыслителей, которые отразили специфику русского общественного строя и попытались предложить общественный идеал, следуя которому возможно разрешить проблемы, стоящие не только перед Россией, но и перед всем человечеством. Круг таких мыслителей сравнительно невелик, и о каждом из них знает сегодня русская и мировая общественная мысль. Непреходящее значение их идей проверено временем, а сами они своим творчеством оказали на всю русскую общественную мысль, а не только философскую большое влияние. Подбор персоналий русской социальной философии может, таким образом, быть основан на том, насколько тот или иной мыслитель полно и адекватно передал специфику русского мировоззрения, русского общественного идеала. Исходя из этого, нас будут интересовать, прежде всего, те мыслители, которые пытались подняться выше идеологических рамок и собственных представлений. Некоторые персоналии русской социальной философии, вынесенные на рассмотрение, специально занимались теорией общественного идеала и сделали довольно много для его разработки. К ним относятся, прежде всего, С.Л.Франк, П.И.Новгородцев и С.Н.Булгаков. Именно этими мыслителями написаны обстоятельные работы по данному вопросу, и именно эти философы и дают нам наибольшую пищу для размышлений о специфике русского, общественного идеала, решают некоторые методологические проблемы его.

В работах названных социальных философов дается оценка и подробный анализ всех имевшихся в России социально-политических, идейных направлений общественной мысли от леворадикальной до крайне консервативной направленности. Это, конечно, не дает оснований подменять данным кругом философов весь спектр социальной мысли по названной проблеме. В той или иной степени нам удалось показать достаточно широкий круг социальных мыслителей, полезных нам для правильного осмысления проблемы общественного идеала.

Исследование этой проблемы будет неполным, если мы не будем учитывать мнение других представителей русской духовной культуры, особенно великих русских писателей этого периода. Общественный идеал представлен в произведениях русской классической литературы, и этот факт следует принимать во внимание хотя бы потому, что русская социальная философия постоянно обращалась к литературе, да и многие философы сами нередко облекали свои взгляды в литературную форму. Большинство из анализируемых нами философов вело активную полемику по вопросам общественной жизни с видными литераторами того времени, а в некоторых случаях рассматривало их, как активных творцов русского национального мировоззрения и посвящало им значительную часть своих исследований в области социальной философии.

Славянофильство и его роль в становлении принципов философскою- аксиологического анализа общественных процессов

Анализ славянофильской теории до недавнего времени сводился преимущественно к исследованию философии истории, религиозной концепции, политических воззрений и в гораздо меньшей степени -социальной концепции. Наследие славянофилов следует проанализировать как целостную социальную теорию, в которой и гносеология, и философия истории, и религии, и политика подчинены единому замыслу, понять который значит найти ключ к пониманию и самого славянофильства, и тех направлений социальной теории, которые вышли из него. В последующем анализе социальной философии славянофилов на это будет обращено внимание.

"Философский словарь" определяет славянофильство как "направление русской общественной мысли, противостоящее западничеству"1. Такое определение указывает на суть этого течения, но не может показать всей полноты, сложности и противоречивости. В критическом анализе славянофильства весь акцент смещался на показе оригинальности собственно русского, славянского идеала общественного развития, не уделяя должного внимания тому, что любая противоположность, по законам диалектики, не свободна от элементов ей противоположных. При этом немаловажно, что и эволюция воззрений "отцов" славянофильства прошла через увлечение и глубокое влияние западной мысли, особенно немецкой идеалистической Гегеля, Шеллинга, Шлегеля и других. Это обстоятельство следует учитывать в анализе славянофильства, как теории, имеющей идейную близость с последующей русской и западной социальной мыслью, особенно по проблемам взаимосвязи социального мышления с формами социальной организации общества.

Проблема общественного идеала в социальной концепции славянофилов не может быть правильно понята без учета целого ряда обстоятельств его формирования и воплощения в конкретную социальную теорию:

1. Большинство исследователей этой теории отмечают отрыв ее от конкретной исторической обстановки прошлого и настоящего России, на которую ссылаются славянофилы, и тем самым - идеализацию социальной действительности. В этом смысле данная теория не преодолевает недостатков западной теории исторического развития.

Если у Гегеля это абсолютная идея, то у славянофилов - общественный идеал, который и накладывается на анализ объективной социальной реальности.

2. Способы формирования славянофильской теории, логика философского мышления славянофилов не свободны от мифотворчества, обращения к образно-художественному выражению своих взглядов. Это не случайно, ибо создатели данной теории увлекались литературно-художественным творчеством.

3. Несмотря на богатство идей, высказанных славянофилами, ни об одном из его представителей нельзя сказать, что им создана целостная социально-историческая концепция развития России. В оправдание такого положения следует заметить, что специфика самого идеала состоит в том, что, переходя в законченную социальную теорию, идеал, обрастает не только достоинствами, но и множеством противоречий и недостатков.

4. Общественный идеал славянофилов получил свое развитие в большинстве социально-политических теорий развития русского общества, как либерального, так и консервативного толка; нашел он отклик и в радикальных социальных теориях народников, социал-революционеров и даже русских марксистов. До сегодняшнего времени социальная теория, идеология и социология славянофилов может и должна быть исследуема как отправная точка русского социального мышления, как системообразующий фактор всего русского мировоззрения. Славянофилы обращали внимание не только на различие в понимании христианства в России и на Западе, но и поставили эту проблему шире, именно как проблему об основах культуры и социальной жизни этих цивилизаций.

5. Социально-философская концепция славянофилов до недавнего времени рассматривалась в узко специальном аспекте; главным образом, социально-политическом. За рамками оставались гносеология, то есть логика их социальной концепции. Не уделялось должного внимания и центральному моменту их социальной теории -религии, которая выражает суть общественного идеала русского славянофильства и объединяет саму концепцию. Как известно, мировая философская и социологическая традиция строится на познании общества как целостного организма, развивающегося в единстве всех его компонентов. При этом религиозный фактор, по мысли многих исследователей (например, М.Вебера), играет весьма важную роль в формировании общества, а земной и небесный идеалы рассматриваются во взаимосвязи. Выделение из общей концепции славянофилов исключительно социальной проблематики обедняет саму концепцию, не позволяет понять ее логику и разрушает взаимосвязанную систему взглядов.

6. В анализе славянофильской концепции предпочтительнее пойти не по традиционному пути, когда берутся различные уровни этой теории, скажем: философия истории, гносеология, социология и так далее, а через анализ ключевых проблем выйти на диалог философских позиций, школ и направлений отечественной и мировой мысли. К таким проблемам относятся: проблема национального и общечеловеческого, индивидуального и коллективного, религиозного и светского, государственного и общественного, общинного и коммунного, труда и собственности, соборности как особой формы социальной жизни общества и человека.

7. Нельзя говорить о славянофильской теории вообще, не обращая внимания на различия и оригинальность каждого из его представителей.

Прежде чем перейти к рассмотрению творчества основателей славянофильского учения, следует заметить, что само появление этого направления социальной мысли было вызвано не столько расхождением в общественно-политическом мировоззрении с западниками, а, сколько расколом в сфере этической, духовно-психологической. Славянофильство явилось иным, чем западничество, социально-психологическим типом, отличающимся по мироощущению. Если западники считали Запад местом, где велики достижения в области социального и культурного устроения жизни, то славянофилы на "форуме" европейской жизни испытали душевный диссонанс, они почувствовали себя чужими на этом празднике материальной мощи и интеллектуального совершенства. Их не привлекла эта "внешняя" культура. Пышные декларации западной цивилизации мало чего стоили для них. В результате у славянофилов центром внимания становится "внутреннее", которое они увидели в творческом самоопределении личности. На человека они взглянули как на "микрокосм", самоценную монаду вселенной.

Сознание русского человека, по их мнению, не было отягощено грузом векового наследства западной цивилизации. Индивидуальная свобода человека не встречала для себя внешних препятствий, деспотического принуждения со стороны "правового порядка". Социально индифферентная православная церковь показалась им высшей формой религии Христа по сравнению с могущественной теократией католицизма с примесью государственности. Славянофилы решили, что "скромный Восток" ценнее и важнее для них, потому что он сохранил человеческую индивидуальность. Эту особенность русской культуры оценили К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский и другие.

Несмотря на консервативные элементы, наличествующие в славянофильской теории, содержательной стороной ее является своеобразное понимание роли и места человека в мире. Большинство русских философов на этом основании и в начале XX века не считали славянофильство идейным тупиком, а идеалы, им обоснованные ложными. Призыв вернуться к идеалам ранних славянофилов прозвучал в начале века и предполагал воспринять от славянофилов идею совершенного общественного строя, в котором главной ценностью будет свободная, творческая личность.

Идея - идеал Н.Бердяева и принципы критического анализа общественных ценностей

Рассмотрение творчества Бердяева (1874-1948) в контексте данного исследования имеет свою специфику и предполагает преодоление целого ряда методологических трудностей. Главное, на что следует обратить внимание, связано с философским методом, которому Н.А.Бердяев оставался верен на протяжении всего жизненного пути. Для него не существовало Бытия вне человека. Как отмечает исследователь истории русской философии А.А.Ермичев: "Если нет [для Бердяева -А.С.] чего-то в отношении человека, то этого просто нет. И даже Бога не было бы, если бы он не относился к человеку. Конечно, и - обратно."1 Философ считал, что общество представляет собой объективацию человеческих отношений. Отсюда - основной проблемой социальной философии является человек в его отношениях с обществом.

Принципиальная методологическая установка двигаться в анализе социума от личности, а не от общества, затрудняет и нашу задачу. Во всем обширном философском наследии Бердяева мы не найдем работ где бы автор сформулировал суть собственного общественного идеала. Совершенное общество, по Бердяеву, возможно через совершенствование человека. Его интересует, главным образом, социальная психология и идеология. На их основе он делает вывод об основных чертах и закономерностях развития общества, в той или иной степени формулирует идеал личности.

Бердяев в своем творчестве последовательно придерживался наследованного от немецкой классической философии принципа. Как известно, Гегель сводил задачу философии не к преобразованию действительности (то есть, его мало интересовала проблема должного), а - к ее пониманию и описанию. "Философия пишет серым по серому" -вот его принцип в отражении социальной реальности. Бердяев также пытался оставаться "чистым" философом, стоящим над "схваткой" политической, идеологической и всякой. Взор философа был направлен на вечное, что есть и будет в человеческом обществе. Поэтому он значительно чаще пользовался термином "идея", а не "идеал".

Бердяева много критиковали его современники за подобную позицию в отражении действительности. Приверженность то одному, то другому в социально-политическом процессе России рассматривалась его оппонентами как беспринципность и даже обскурантизм. Его критики не принимали во внимание то, что для Бердяева исторические персоналии и сама действительность - лишь поле для его философских построений. Они для него важнее, чем конкретная политическая и социальная борьба. Если для него и существует борьба, то это борьба добра и зла в мире и носителями его являются все, независимо от политической принадлежности. Бердяев, совершенно неожиданно для многих коллег по литературно-философскому труду, мог, после обстоятельной критики коммунизма и его российского воплощения -большевизма, похвалить сталинскую конституцию за справедливое решение вопроса о собственности или заявить, что Бог творит благие дела руками безбожников, имея в виду политику советского правительства.

Следующее, на что следует обратить внимание, связано с тем, что его критики называли "безумной расточительностью ума", Бердяев быстро охладевал к тому, что его недавно интересовало, и что он горячо отстаивал. Его интересовал сам процесс постижения истины, свобода творчества, смысл творчества. Неслучайно он свою первую книгу, выразившую суть его философского метода, назвал "Смысл творчества" (1916).

Особенностью бердяевской социальной философии является критический пафос в анализе социальной действительности. Он часто значительно раньше других мог определить болевые точки в общественной жизни, подвергнуть критике ложные ценности и идеалы. Пессимизм в отношении тенденций развития мировой истории и отечественной истории проявился у него достаточно рано и стал характерным для его оценок. Философия Бердяева, как и философия западных мыслителей конца ХГХ - начала XX веков, сосредоточилась на критике основ цивилизации. Его общественный идеал рожден отрицанием, поэтому перед нами - специфическая его форма. Это антиидеал, если можно так выразиться.

В рассмотрении социальной философии Н.А.Бердяева полезным будет пойти через конкретный анализ его произведений, написанных в разные периоды его творчества. Внимательный читатель обнаружит существенную разницу в трактовке одних и тех же вопросов на разных этапах жизни. Это лишний раз подтверждает высказанное нами положение о специфичности философского метода Бердяева. При этом мы обратимся к тем работам, в которых наиболее емко и последовательно рассмотрены вопросы общественного развития России, даны характеристики эпохи и идеалов, озаряющих ее.

Первой работой, на которую следует обратить внимание, является "Судьба России" (1918). Книга написана во время I мировой войны. Война и ее переживание автором и, вместе с тем, общий кризис, постигший Европу и Россию, стали основными темами книги. Бердяев воспринял войну как явление, которое должно коренным образом изменить судьбу России, она должна, по его мнению, способствовать пересмотру прошлого и настоящего, подтолкнуть страну к тому, чтобы пойти иным путем, чем прежде. В кратком введении он формулирует основную мысль книги. Она сводится к тому, что из этого исторического испытания Россия может выйти путем "перевоспитания русского характера" и приобщения к "положительным началам" и "абсолютным святыням". При этом, "мы должны будем усвоить некоторые западные добродетели, оставаясь русскими"2, отмечает он.

Основной комплекс проблем, интересующих нас, сосредоточен в I главе , озаглавленной "Психология русского народа". С рассмотрения вопроса о душе России начинает Бердяев постигать русскую психологию. Ни мы сами, - пишет он, - ни тем более Запад не может ответить на вопрос: Что есть Россия и к чему она призвана? "Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия - противоречива, антиномична. Душа России не покрывается ни какими доктринами."3

Бердяев считает, что особенностью национального духа является способность двоиться, то есть пребывать одновременно в двух, часто совершенно взаимоисключающих состояниях. Антиномичность русского сознания проявляется в способности быть одновременно безгосударственным, анархическим, аполитичным народом и, вместе с тем, проявлять невиданные в мире способности к государственному строительству и огосударствлению всех сторон жизни.

Русский общественный идеал, считает он, всегда был безгосударственным. "Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина"4. Оттого и государственная власть у нас всегда оставалась внешним, а не внутренним принципом, и производила впечатление иноземного, какого-то немецкого владычества, заключает он.

Похожие диссертации на Проблема общественного идеала в русской социальной философии