Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии Сколота Зоя Николаевна

Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии
<
Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сколота Зоя Николаевна. Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Сколота Зоя Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2009.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/504

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В социально-философском дискурсе для объяснения факторов исторической динамики общества широко используется понятие «цивилизация». Имея неоднозначное содержание, данное понятие стало предметом научных интересов многих специалистов: философов, культурологов, политологов, экономистов, социологов, политиков. Глубокому исследованию современные ученые подвергают вопросы закономерностей генезиса цивилизации, ее критерии, типологию, а также структурные элементы.

Тем не менее, проблема гибели цивилизации как проявления распада исторически обусловленного способа организации социального бытия, а также причин этого процесса изучена крайне слабо. Философы Просвещения не ставили вопрос о причинах гибели, например, античной цивилизации, однако исторические исследования с начала XIX века сразу же сконцентрировали внимание на этом феномене и выделили проблему гибели, в частности, Римской империи в качестве предмета специального анализа. На рубеже XIX-XX веков и позднее, в течение всего прошлого века, философия все чаще обращается к анализу данной проблемы, преимущественно в контексте философии истории.

Однако сегодня в гуманитарных науках интерпретации гибели цивилизации и выявление причин данного феномена скорее намечены, чем всесторонне и глубоко проанализированы. Связано это с недостаточной изученностью названной проблемы, а также с некоторым дефицитом в области концептуальных разработок.

Наступление фазы кризиса в цивилизационной системе - историческая неизбежность. При этом дальнейшая судьба цивилизации зависит, прежде всего, от того, насколько последняя готова к радикальному реформированию и переустройству. За кризисом следует либо смена среды обитания, либо обновление антиэнтропийных механизмов, либо катастрофическая фаза - гл

разрушение системы, гибель цивилизации. Индикаторами приближающегося коллапса человечества современные алармисты считают экологический, геополитический, демографический, духовный, а с недавних пор и мировой финансовый кризисы1.

Хотя кризисные явления, катастрофы и ранее возникали на пути развития цивилизаций, современный исторический период большинством философов, социологов и историков вполне обоснованно квалифицируется как период глубочайшего кризиса, не имеющего себе равных по масштабам во всей предшествующей истории человечества. Сегодня под угрозу ставится дальнейшее существование не только человеческого общества, но и самого человека как биологического вида. Кроме того, в современном обществе нарушен технико-гуманитарный баланс, что в свою очередь порождает, по словам П. Слоттердейка, «массовый комплекс катастрофофолии»2, который как свидетельствует исторический опыт, может подтолкнуть цивилизацию к эволюционному тупику.

В социально-философском дискурсе широко обсуждаются способы решения генетических, демографических, ресурсных, организационных политических и других проблем ставших реальными угрозами существования современной цивилизации. Исследование проблемы гибели цивилизаций предполагает необходимость философской рефлексии концепций мыслителей, анализирующих прецеденты кризисов и катастроф локального и глобального характера в истории цивилизаций. В связи с этим обращение к теоретическим разработкам философов по проблеме причин позволит оценить вероятность сохраняющегося сценария, а также выявить закономерности генезиса кризов и катастроф, поиска пути предотвращения коллапса и использования полученных результатов для построения футурологических прогнозов и сценариев. Таким

1 Массер Дж. Гибель цивилизации? // В мире науки. - М., 2005. - № 12. - С. 10.

2 Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности:
синергетический взгляд // Вопросы философии. - 2009. - № 5. - С. 4.

образом, философская проблема гибели цивилизации перестает быть чисто теоретической.

Степень разработанности проблемы

Имеющиеся исследования по данной проблеме условно можно объединить в несколько групп.

Большой пласт работ касается проблемы становления, развития и особенностей цивилизации как социально-культурной конструкции. Авторы данной группы исследований подходили к анализу феномена цивилизации через призму своей научной школы (Г.Т. Бокль, Ф. Бродель, Ф. Гизо, Ж. Ле Гофф, Л. Морган, Э. Хантингтон, Л.И. Мечников и др.). В современной отечественной философии проблема цивилизации также активно разрабатывается, особенно в 1990-2000 годы. Б.С. Ерасов изучает проблематику цивилизации в контексте свойственных ей универсалий и самобытности. А.П. Никонов исследует проблему субъектов цивилизации и их влияние на ее идентичность и жизнестойкость. Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец рассматривают циклично-генетические закономерности динамики цивилизации. Е.С. Ляпин раскрывает динамику цивилизаций как систему перехода человечества от варварства и дикости (его природного состояния) - к сознательным формам организации социальной жизни. В ходе нашего исследования эти и многие другие работы стали методологической основой и фундаментом исследования; тем не менее во всех упомянутых трудах проблема гибели цивилизации по существу даже не поставлена.

К следующей группе мы отнесли работы, в которых рассматриваются процессы кризиса и разрушения общественных структур, относящиеся большей частью, к древним обществам. Отдельно следует упомянуть труд Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи», в котором всемирно известный историк, опираясь на широкий круг источников, одним из первых в исторической науке анализирует процесс падения могущественной цивилизации. Такие исследователи, как М. Грант, Г. Ферреро, Т. Моммзен, Г. Чайльд, занимались в основном лишь рассмотрением хроники процесса

гибели древних цивилизаций, попытки объяснения причин их крушения встречаются в их работах крайне редко. Среди отечественных историков к данной проблеме также обращались Л.С. Васильев, В.И. Кузищин, СИ. Ковалев, Е.М. Штаерман. Здесь необходимо также сказать об изысканиях В.И. Гуляева отраженных в работах «Древние майя. Загадки погибшей цивилизации», и «Древние цивилизации Америки». На основе богатого археологического материала ученый прослеживает процесс становления и крушения древних обществ.

Таким образом, большинство существующих в гуманитарном знании разработок посвящены анализу причин крушения весьма конкретных цивилизаций, империй, государств. Однако в большей мере ученые не исследовали механизм распада цивилизации, а изучали процесс разложения социально-государственных структур на примере падения Рима, Византии, Оттоманской империи, Советского Союза, микенской и майянской цивилизаций.

Большое значение для изучения проблемы конечности цивилизационной конструкции имеют исследования в области философии истории, где важнейшей задачей является выявление закономерности хода исторического процесса. В трудах Аврелия Августина, Дж. Вико, Г. Гердера, Г. Гегеля, К.Маркса, К. Ясперса отражены линейно-стадиальный или цикличный подходы, в рамках которых гибель цивилизации является неизбежной закономерностью развития общества, непременно способствующей дальнейшей эволюции и прогрессу человеческого рода. Следует также назвать исследования НЛ. Данилевского, О. Шпенглера, А. Жозефа де Гобио, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, которые, собственно, и ввели проблему логической завершенности цивилизации в научный оборот. Однако впервые употребив в той или иной формулировке понятие гибели цивилизации, никто из названных исследователей отдельно не анализировал причины крушения цивилизаций.

В работах философов XX века Н.А. Бердяева, В.А. Кутырева, Д.С.Мережковского, X. Ортеги-и-Гассета, В.И. Пантина, Т.Ф. Столярова,

И. Хейзинги и др. значительное внимание уделено культурному, духовному и мировоззренческому кризисам, возникшим в современном им обществе; обосновано, что именно кризис является одним из ключевых признаков разложения цивилизации. В работе Т.Ф. Сидориной «Парадоксы кризисного сознания» дана широкая ретроспектива подходов к осмыслению социокультурного кризиса рубежа XIX-XX веков. Детальный анализ размышлений представителей различных философских школ и течений не только о природе, но и о причинах и последствиях этого кризиса является методологической основой для нашего дальнейшего исследования.

Следующее направление научной традиции в рамках данной темы представляют авторы, которые исследовали кризисы и катастрофы в развитии цивилизации с позиции синергетики: Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, Г.Ф. Сунягин, Г.П. Черный. Синергетика дает представление о важнейшей черте в природе кризиса и катастрофы - его естественности и неизбежности; эволюционный процесс рассматривается как череда смены противоположных качеств - условных состояний порядка и хаоса. Проблематика кризисов рассматривается в ряду необходимых регуляторов цивилизационного развития, позволяющих общественной системе перейти от неэффективных форм развития к устойчивым.

Специалисты в области социологии и социальной философии (С.Э Крапивинский, С.С. Фролов, Н.И. Яблокова) особо выделяют роль социальных институтов в цивилизационном образовании. Так, Н.И. Яблокова предложила типологию социальных субъектов, а также рассмотрела факторы их становления и развития в современных цивилизационных условиях. Определенный вклад в изучение проблемы гибели цивилизации внесли западные исследователи, труды которые переведены на русский язык при подготовке данной диссертации. Это работа Д. Даймонда «Коллапс» и Дж. Тентнера «Крах сложных обществ». Последний автор демонстрирует нестандартный взгляд на проблему гибели цивилизации: исследователь рассматривает крушение сложного организма цивилизации не как трагедию или

катастрофу, а как процесс возвращения к нормальным условиям человеческого существования на более низком уровне сложности. К сложным обществам он предлагает относиться как к недавнему феномену человеческой истории, а их распад совсем не означает переход в состояние хаоса.

Широкий анализ демографических, экологических и социальных проблем в развитии современной глобальной цивилизации и путей их преодоления представлен в работах таких современных представителей различных отраслей знания, как Дж.П. Бьюкенен, В.И. Данилов-Данельян, В.Л. Иноземцев, СП. Капица, К.С. Лосев, А.П. Назретян, СА.Пегов, И.Е. Рейф, О.В. Руденский, О.Н. Семенов, Ю.Г. Сумбатян, В. Хеслеа, Л.А. Шелепин. Исследователи данной группы с помощью представленных в их работах статистических данных и масштабных обобщений фактического материала иллюстрируют современную составляющую не только обыденного, но и философского сознания - ощущение катастрофичности и апокалипсичности жизни мировой цивилизации.

Несмотря на то, что отдельные аспекты феномена «гибели цивилизации» получили определенное освещение в исследовательской литературе, фундаментальных работ, осмысляющих и определяющих содержание данной идеи в системе мировоззренческих установок, нами не обнаружено.

В соответствии с вышеизложенным, объектом нашего исследования являются концепции и исследования исторической динамики цивилизации.

Предметом исследования являются научные и философские интерпретации феномена гибели цивилизации.

Цель диссертационного исследования - раскрытие сущности философской рефлексии проблемы гибели цивилизации и соотнесение имеющихся концепций с контекстом современности.

Достижение цели исследования связано с решением следующих задач:

проанализировать философские труды, исторические и этнологические

исследования, осмысляющие феномен гибели цивилизации, и выявить

общее и особенное в подходах к данной проблеме;

определить соотношение случайности и закономерности в феномене гибели цивилизации;

рассмотреть основные и второстепенные причины катастрофического завершения истории цивилизаций, выделяемые в анализируемых исследованиях;

раскрыть качественное отличие цивилизации как способа организации социального бытия от родового общества;

установить связь между атрибутивными свойствами цивилизации и характером ее исторической динамики;

соотнести процессы кризиса и катастрофы цивилизации с состоянием современного глобального сообщества, а также рассмотреть возможность предотвращения гибели цивилизации.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется задачами анализа проблемы и структурой диссертационной работы, а также связана с категориальным аппаратом и принципами социальной философии, философии истории и философии культуры. В работе применяются социально-философские и общенаучные принципы познания, использованы идеи, выработанные в рамках функционального и феноменологического подходов: сравнительно-сопоставительный, диалектический и исторический методы; анализ философской, исторической, социологической литературы по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования являются системный и диалектический подходы, а также метод компаративного анализа. При написании работы использовался герменевтический анализ текстов.

Фундаментальные труды отечественных и зарубежных мыслителей -Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Г. Гегеля, К. Маркса, Дж. Тентнера, А. Тойнби, О. Шпенглера - способствовали выявлению причин и закономерностей разрушения цивилизационнои конструкции в историческом процессе. Соискатель опирался в своем исследовании на труды современных российских мыслителей, таких как Б.С. Ерасов, В.Л. Иноземцев, Б.Н. Кузык,

B.A. Кутырев, Е.С. Ляпин, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, С.С. Фролов, Н.И. Яблокова, Ю.В. Яковец. Основные теоретические положения работ данных авторов были проанализированы и осмыслены в контексте основной проблематики диссертационного исследования. Кроме того, в диссертации применялись идеи и принципы системно-синергетического подхода, отраженные в работах Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Э.С. Маркаяна, И.Р. Пригожина. В связи с этим в работе были активно использован понятийный аппарат данного подхода (такие термины, как «кризис», «катастрофа», «гибель»).

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими полученными результатами:

  1. представлена общая теоретическая панорама выявленных в исторической науке и философии причин гибели цивилизации; показано, что гибель цивилизации является закономерным процессом, в котором сочетаются необходимые случайные явления;

  2. доказано, что природная катастрофа, внешняя агрессия и другие внешние факторы представляют угрозу существованию цивилизации только при условии ее внутренней неустойчивости;

  3. установлено, что во всех концепциях и исследованиях кризис культуры рассматривается как общий универсальный признак разрушения цивилизационной конструкции;

  4. обосновано, что социальная дифференциация, система сложных институтов и разветвленный бюрократический аппарат являются теми атрибутивными чертами, которые отличают цивилизацию как способ организации социального бытия от родовой организации;

  5. установлено, что основная причина гибели цивилизации носит имманентный характер и заключается в противоречии между жесткой непластичной структурой цивилизации и динамичностью социально-исторической жизни;

6) обнаружено, что стремление бюрократии сохранить существующую систему институтов не соответствующую изменившейся социальной реальности, инициирует системный кризис, приводящий цивилизацию к гибели.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Исследование причин гибели цивилизации, как правило, основано на апостериорном факте - возникновении, развитии и разрушении цивилизаций в процессе истории; оно представляет собой либо интерпретацию конкретного исторического материала, либо результат дедукции из авторской концепции исторической динамики общества или этноса. В зависимости от предметного контекста, в котором осмысливается гибель цивилизации, причины данного феномена рассматриваются либо как случайные (преимущественно в исторических исследованиях), либо как закономерные (в философских и этнологических работах).

  2. В рассмотренных концепциях в качестве случайных причин гибели цивилизации называются: а) природная катастрофа, б) истощение ресурсов, в) внешняя агрессия. Однако, как показал анализ исторических исследований, эти процессы оказываются пагубными для цивилизации только при наличии имманентных факторов, подрывающих ее устойчивость.

  3. Закономерность гибели цивилизации объясняется преимущественно вырождением народа или нации как культурно-этнической субстанции цивилизации. Демографические факторы (сокращение численности этноса, миграционные процессы и др.) и трансформация ценностно-нормативного комплекса, происходящая как разрушение одних и формирование других ценностей и норм, инициируют разложение цивилизации, поглощение ее другой и т.п. Общим признаком гибели цивилизации во всех рассмотренных исследованиях и концепциях является кризис культуры.

  1. В социально-философском аспекте цивилизация, в отличие от родовой организации, характеризуется следующими взаимосвязанными феноменами: социальной дифференциацией - системой сложных институтов - разветвленным бюрократическим аппаратом. Основная причина гибели цивилизации носит имманентный характер.Она заключается в жесткой (непластичной) структуре цивилизации как формы организации социального бытия. Эта организация подразумевает определенную автономность социальных институтов, выступающих в качестве особого социального субъекта наряду с группами и классами.

  2. Сохранение основных констант институциональной системы как функция бюрократии и динамичность социально-исторической жизни составляют потенциальные противоположности социального бытия, которые в ситуации общего кризиса (несоответствия институтов произошедшим изменениям социальной реальности) порождают противоречие, требующее своего разрешения.

  3. Жесткость институциональной конструкции цивилизации и стремление бюрократии сохранить систему институтов, как правило, детерминировали невозможность качественных социальных перемен. Поэтому существовавшие ранее цивилизации были неспособны к качественной трансформации и, как следствие, разрушались. Однако не исключено, что гибели современной цивилизации можно избежать при условии развития духовно-ориентированной культуры, развития обратных связей между сообществом и его институциональной организацией, ограничения интересов бюрократии. Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется тем, что полученные результаты важны для осмысления глобальных социальных, демографических, экологических и других кризисов в развитии современной цивилизации и могут косвенно способствовать предотвращению ее тотального краха, кроме того, позволяют открывать

неизученные аспекты формирования глобальной цивилизации. Предлагаемая разработка проблемы гибели цивилизации как проявления распада исторически обусловленного способа организации социального бытия в философском ракурсе дает возможность более глубоко и комплексно осмыслить сущность, предпосылки и аспекты возникновения кризисов катастроф.

Материалы диссертации можно использовать при чтении курса социальной философии, философии истории, культурологии, цивилиографии. Работа может служить одним из этапов дальнейшего решения рассматриваемой проблемы в рамках теории культуры, философии культуры, социальной философии и философии истории и других гуманитарных дисциплин.

Апробация работы. Основные идеи и отдельные положения диссертации, представленные в 7 публикациях, докладывались на внугривузовских, всероссийских и международных научных конференциях города Астрахани. Теоретические выводы и гипотезы диссертации рассматривались на IV Международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Великие реки и мировые цивилизации» (Астрахань, 2006); на ежегодных международных научных конференциях в Астраханском государственном университете (Астрахань, 2006-2008); на межрегиональном научно-практическом семинаре «Государственная политика по защите детства: теория и практика»; на ежегодных научно-практических конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2006-2008). Положения работы были апробированы в лекционных курсах и семинарских занятиях по философии и культурологии. Отдельные аспекты диссертации обсуждались на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры философии Астраханского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы на русском и иностранном языках, включающего в общей сложности 181 наименований.

Похожие диссертации на Проблема гибели цивилизации как предмет философской рефлексии