Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации Никифорова Прасковья Георгиевна

Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации
<
Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никифорова Прасковья Георгиевна. Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Никифорова Прасковья Георгиевна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2010.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/308

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия одним из основных факторов развития современного мира стала глобализация. Процессы глобализации связаны, в первую очередь, с бурной экспансией транснациональных корпораций, становлением единого мирового рынка, свободным движением товаров и капитала, распространением массовой культуры, а также с широким использованием новых информационных ресурсов, технологий. Они определяют нарастание всеобщей взаимозависимости стран и народов, интеграцию и универсализацию человечества практически во всех сферах его жизнедеятельности. Глобализация, как закономерный процесс, имеет объективные и субъективные стороны, и соответственно, содержит как положительные, так и противоречивые моменты. Так, например, эти процессы открывают новые возможности для развития всех аспектов жизни стран, народов и отдельной личности, но в то же создают новые угрозы их существованию. В связи с этим в научном дискурсе особую остроту приобретает проблема идентичности. Эта проблема актуализируется необходимостью понять, насколько вещи, явления, события и т.д. в условиях глобализации меняют свою суть или насколько сохраняют «самость».

Одним из наиболее дискуссионных является вопрос об особенностях развития национальной идентичности. В условиях глобализации, национальная идентичность как «самость» народа, как признание самого себя, знание и уважение истории, культуры, языка, с одной стороны, подвергается определенному забвению, нивелированию. Это обуславливает процессы маргинализации и ассимиляции, результатом которых может быть становление «мегаобщества», «суперэтноса» единого для всего человечества. С другой стороны, имеет место и другая тенденция, которая, по сути, является «ответной» реакцией на процессы универсализации и стандартизации: это увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания народов. Как показывает историческая практика, эти процессы иногда даже приводят к серьезным конфликтам, войнам.

Таким образом, в условиях глобализации, когда происходит, с одной стороны, размывание исторического наследия народов, их языка, традиций, обычаев, и т.д., а с другой – возрождение некоторых элементов культуры, самосознания, социально-философское осмысление противоречий в идентичности личности и целого этноса становится актуальной научно – теоретической и практической проблемой.

Степень разработанности темы. Проблема глобализации и ее влияния на общественное бытие, идентичность стран и народов в современной научной литературе является весьма актуальной. Образ глобализирующегося мира раскрывается в работах следующих западных ученых: Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Э. Тоффлер, У. Бек, И. Валлерстайн и многих других.

Российский взгляд представлен именами Г.Г. Дилигенского, А.И. Уткина, В.В. Михеева, В.Н. Дахина, В.М. Межуева, В.Л. Иноземцева, А.Н. Чумакова и других. В отличие от западных исследований, акцентирующих внимание на цивилизационном аспекте глобализации, для российских более актуально ее национальное преломление. В этой связи отдельно можно выделить работы, констатирующие кризис идентичности, в первую очередь, национальной: В.А. Ядов, Э.А. Паин, А.Ю. Шадже, В.В. Лапкин, Т.С. Воропай, В.И. Пржиленский, В.И. Пантин и многие другие.

Несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы, на сегодняшний день в науке неопределенными остаются такие ключевые понятия, как «нация» и «национальная идентичность». Так, в исследованиях нации и национальной идентичности принято условно выделять следующие подходы: примордиализм, конструктивизм, а также инструментализм.

Сторонники примордиализма (П.И. Кушнер, С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Табаков, В.Д. Соловей, Н.Н. Целищев, Э. Смит, К. Гирц, К. Калхун и другие) рассматривают нацию и национальную идентичность как изначальные, объективные характеристики человека.

В рамках этого подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого направления предложили понимать исследуемое явление как расширенную родственную группу людей или как определенную форму взаимодействия людей с природой, определенным ландшафтом. Эволюционно-историческое направление рассматривает нацию как высшую форму развития этноса, как человеческую общность, которая обладает целым комплексом атрибутов принадлежности – территорией, языком, культурой, самоназванием и самосознанием. Национальная идентичность в этом направлении определяется как результат общей культуры и истории народов. В современных условиях примордиализм имеет ограниченное поле функционирования. Понимание слабых сторон этого подхода, привело к формированию конструктивистского толкования нации и национальной идентичности.

Конструктивистский подход представлен именами Э. Геллнера, Г. Кона, Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, М. Биллига, Ф. Барта, В.А. Тишкова, В.С. Малахова, С.В. Чешко и многих других. В рамках конструктивизма, понятия «нация» и «этнос» определяются как некие концептуальные построения, интеллектуальный конструкт писателей, ученых и политиков. Нация определяется как государственное образование, согражданство, которая образуется в результате особого процесса «нациестроительства». Этнос выступает как культурное сообщество, функционирующее за счет «мифотворчества» народа о самом себе. Иными словами, для этого направления характерны идеи лишить всякого этнического содержания такие понятия, как «нация», «национальная идентичность» и использовать их, соответственно, только для обозначения гражданско-политической общности и принадлежности индивида к такой общности.

Одной из вариаций конструктивизма является инструментализм. К инструменталистам можно отнести А. Коэна, К. Дойча, Х. Ортега-и-Гассета, Э.А. Позднякова, Н.Г. Скворцова, Л.М. Дробижеву, М.Н. Губогло, Ю.В. Арутюняна и многих других. Инструментализм определяет нацию как государственное образование, которая формируется в результате экономических изменений, индустриальной революции, становления системы общего стандартизированного образования и т.д. Этнос рассматривается как культурное сообщество. Для инструменталистов характерным является мнение о том, что этническая идентичность есть инструмент, средство достижения экономических выгод, социального контроля.

Изучением проблемы национальной идентичности, самосознания, традиционной культуры народа саха в условиях глобализации занимаются следующие исследователи, проповедующие, в основном, примордиализм с некоторыми вариациями конструктивизма: Е.М. Махаров, В.Д. Михайлов, А.Г. Новиков, А.П. Оконешникова, К.Д. Уткин, Б.Н. Попов, А.И. Гоголев, Г.Н. Максимов, Е.П. Антонов, С.И. Боякова, Е.Н. Романова, Д.Г. Брагина, Р.И. Бравина, У.А. Винокурова, В.В. Михайлова, П.С. Максимов, Г.А. Иванов, А.Г. Пудов, В.Б. Игнатьева, Е.И. Егорова, М.И. Васильева и другие.

На сегодня все подходы имеют существенные недостатки, поэтому в последние годы появляются работы, направленные на интеграцию, синтез примордиального, инструменталистского и конструктивистского подходов. Необходимость интегрального толкования нации отмечают такие исследователи, как И.Ю. Заринов, М.О. Мнацаканян, Б.Е. Винер, С.Г. Кагиян, А.М. Монаков, Дж. Фишман и другие. Но такого рода разработки в науке только формируются и ни одна из них пока не воплощена в политической практике. В итоге не решенными остаются проблемы федеративных отношений, разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, введения национально-регионального компонента в образовании и т.д.

Таким образом, в осмыслении национальной идентичности в контексте глобализации существуют проблемы, нерешенность которых не позволяют организовать эффективную политическую практику. Этим и определяется проблемное поле диссертационного исследования.

Объект исследования: Национальная идентичность в условиях глобализации.

Предмет исследования: Тенденции национального развития народа саха на фоне глобализационных процессов.

Целью диссертационного исследования является определение основных факторов самосохранения народа саха в условиях глобализации путем выявления тенденций развития его национальной идентичности.

Задачи диссертационного исследования:

  1. Выявление воздействия глобализации на основные сферы жизнедеятельности трансформирующегося общества.

  2. Уточнение категориального смысла национальной идентичности как социально-исторического явления.

  3. Социально-философская интерпретация влияния глобализационных процессов на национальную идентичность в современной России.

  4. Раскрытие особенностей национального самоопределения народа саха в условиях федерализма.

  5. Выяснение влияния изменений в традиционной культуре на самоидентификацию народа саха в условиях глобализации.

  6. Определение ключевых тенденций развития самосознания народа саха как формы развития его национальной идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Учитывая сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, диссертант опирается на теоретические положения исследователей различных областей знания: философов, социологов, психологов, культурологов, политологов, а также представителей смежных областей знания. Методологической базой диссертации являются историко-логический метод, методы интерпретирующего, компаративного, а также социологического анализа.

Научная новизна работы. Основным результатом диссертационного исследования является выявление способов самосохранения народа саха в условиях глобализации, а также следующие положения, содержащие элементы новизны:

1. Показано, что в исследованиях нации и национальной идентичности в современных российских условиях наиболее эффективным подходом является модифицированный примордиализм, основанный на теоретическом наследии и опыте предшествующих толкований, а также учитывающий положительные стороны современного конструктивизма.

2. В отличие от традиционных научных взглядов, в работе выявлено, что понятия «национальная идентичность» и «национальное самосознание» имеют соподчиненный характер. «Национальная идентичность» понятие более широкое, чем «национальное самосознание», ибо одним из важных элементов «самости» народов России является их экономико-политическое самоопределение.

3. Установлено, что в современной России в решении проблемы национального самоопределения народов осуществляется переход от практики патернализма и протекционизма к идее социального партнерства, который предполагает создание и укрепление институтов гражданского общества.

4. Определено, что любое межкультурное взаимодействие, особенно в условиях глобализации, содержит в себе объективные предпосылки маргинализации, что чревато снижением национального самосознания народов.

5. В отличие от существующих политизированных механизмов сохранения национальной идентичности, в работе обосновано, что в современных российских реалиях наиболее перспективным способом возрождения, укрепления самосознания, языка, культуры и истории народов является их гражданская инициатива, ответственность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Глобализация это объективно-исторический процесс, явление ХХ века, связанное с возникновением и широким распространением средств массовой информации, коммуникации, связи, Интернет – технологий, техники и т.д. Процессы глобализации оказывают сильное влияние не только на экономику, политику, культуру, социальную сферу стран и народов, но и обуславливают существенные изменения в их идентичности.

2. Вопреки общепринятому конструктивистскому и попыткам интегрального толкования нации и национальной идентичности, в работе обосновано, что в современных российских условиях наиболее эффективным подходом является модифицированный примордиализм, который синтезирует положительные моменты существующих толкований (примордиализма, конструктивизма и инструментализма), а также предполагает гражданские средства существования национальной идентичности. Поэтому в рамках данного исследования нация рассматривается как объективно данная реальность; высший этап развития этноса, социально-экономическая целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и психологического склада. Соответственно, национальная идентичность есть признание народом самого себя, знание и уважение истории, национальной культуры, территории, осознание народом своих особых черт, понимание членами национальной группы своих интересов, стремлений, целей, идеалов, потребностей и т.д. Основными компонентами национальной идентичности российских народов являются национальное самосознание, традиционная культура и национальное самоопределение (экономико-политическое).

3. В современной России в решении проблемы национального самоопределения народов осуществляется переход от практики патернализма и протекционизма к идее социального партнерства. Это означает, что государство начинает отходить от решения национальных проблем и передает эти функции структурам гражданского общества. Но ввиду их слаборазвитости в стране диссертант предлагает частично сохранить государственный протекционизм в сфере национальной политики. При проведении соответствующей политики, это будет способствовать внедрению в общественное сознание ценностей гражданского общества. Кроме этого, в условиях, когда российские народы не готовы к гражданской инициативе, ответственности наличие государственного протекционизма будет создавать необходимые условия сохранения и развития их истории, культуры, языка и национальной идентичности в целом.

4. В условиях глобализации, традиционная культура народа саха испытывает определенные модификации. Под ее воздействием наблюдается сохранение и развитие одних элементов культуры (например, широкое распространение получили рок – музыка с использованием элементов якутских шаманских песнопений, цирковое искусство, включающее приемы шаманских трюков, концертное исполнение якутских скороговорок, игра на хомусе, национальные спортивные игры «Хомуур хапсагай» и т.д.) при снижении роли или даже потере других (например, ограниченное функционирование родного языка). Изменения, происходящие в традиционной культуре, обуславливают процессы маргинализации народа саха, что может привести к снижению его национального самосознания. Поэтому особенно важным сейчас является проведение работ, направленных на укрепление основ национального самосознания народа саха.

5. В современных российских условиях возможны два основных механизма сохранения и развития национальной идентичности: первое – политическое самоопределение народов, которое предполагает образование определенной формы государственности. В условиях демократизации российского общества более перспективным средством самосохранения народов является их гражданская активность, инициативность. Именно стремление, желание сохранить язык, историю, культуру своего народа есть основа воспроизводства и развития национальной идентичности. Поэтому актуальным сейчас является не только усиление национального самосознания народов, но и формирование, внедрение в общественное сознание ценностей гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в научно-исследовательских работах по проблемам нации, национальных отношений и национальной идентичности; в разработке педагогических, психологических программ и спецкурсов, направленных на формирование чувства гордости молодого поколения, уважения к своему народу, его культуре, языку и истории, а также на воспитание чувства толерантности к другим национальным группам, к другой культуре. Кроме этого, ряд положений диссертационного исследования может быть полезно в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в выступлениях на научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах:

  1. Научно-практический семинар молодых ученых «Коренные народы Якутии: историко-культурологические, социально-экономические, медико-генетические, этноэкологические проблемы» (г. Якутск, 2008).

  2. Научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Лаврентьевские чтения» (г. Якутск, 2009).

  3. Научно-практическая конференция научной молодежи «Эрэл 2009», посвященная 60 - летнему юбилею СО РАН (г. Якутск, 2009).

  4. Научно-практическая конференция «Уткинские чтения», посвященная 75-летию д.филос.н., проф., К.Д. Уткина (г. Якутск, 2010).

  5. Международная научно-практическая конференция «Этнонациональные проблемы развития современного общества», посвященная 100-летию д.филос.н., проф., А.Е. Мординова (г. Якутск, 2010).

В 2008 году диссертант с работой «Национальная идентичность молодежи народа саха в современных условиях» выиграла грант Президента РС(Я).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, приложения и списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 168 страниц.

Похожие диссертации на Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации