Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Ижаев, Осман Манафович

Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости
<
Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ижаев, Осман Манафович. Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ижаев Осман Манафович; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной справедливости

1. Справедливость как проблема социальной философии с. 18-28

2 Модель социальной справедливости и ее динамика с. 28-45

Глава 2. Модернизация западной модели социальной справедливости

1. Классическая западная модель социальной справедливое с. 45-67

2. Постклассические западные концепции и модель социальной справедливости с. 67 -88

Глава 3. Модель социальной справедливости в условиях траисформации российского общества

1. Кризис советской модели социальной справедливости с. 88-103

2.Становление модели социальной справедливости в российском обществе в контексте современных реформ с- 104-143

3. Перспективы совершенствования социальной справедливости в современном российском обществе в контексте его модернизации с. 143-183

Заключение с. 184-189

Литература с. 190-210

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Справедливость является важнейшей категорией социальной философии и морали, политических и правовых отношений, она органически включена в сознание и социальную психологию различных общностей, классов, социальных групп. Вопрос о том, что представляет собой справедливость, всегда был и, в наше время особенно, стал одним из самых важных для всех слоев населения. Стремление к справедливости — вечная мечта человечества. Справедливость олицетворяет меру человеческих поступков в обществе рисков. Такие противоположности как добро и зло, гуманизм и жестокость, справедливость и несправедливость, нищета и богатство, равенство и неравенство, свобода и детерминизм пронизывают всю историю человеческого общества,

Содержание и сушность понятия «справедливость» изменяются с развитием и совершенствованием общественных отношений. На современном этапе модернизации и глобализации развития экономическое, социальное и культурное развитие все более актуализируются. Отстаивая политическую, правовую, гражданскую справедливость, индивиды и группы, страны и регионы, народы неустанно конкурируют друг с другом в экономической и военной, социальной и культурной, экономической и идеологической и иных сферах, отстаивая каждый свою идентичность. Поэтому плюрализм и конкуренция альтернативных моделей справедливости также требуют теоретического осмысления.

Обращение научной мысли к теме справедливости всегда было связано с периодами обострения социальной ситуации, когда требовалось найти выход из создавшихся напряженных условий жизни общества. Этот переходный период истории переживает сегодня и российское общество, в котором за последние годы произошли значительные социально-экономические и политические сдвиги, внесшие существенные коррективы в условия жизни людей.

Динамизм и новейшие изменения в мире и в России, кардинальная модернизация всех сторон жизни нашего общества, возникшие в результате современных реформ, актуализируют проблемы социальной справедливости в массовом и в научном сознании современного российского общества, требуют творческого переосмысления существующих концепций справедливости. Именно поэтому проблема социальной справедливости занимает одно из центральных мест в современной научной мысли. «Справедливость - это главная тема и основной предмет современной политической и моральной философии».

Недостаточная разработанность ряда концепту ал ьньгх вопросов, связанных со сложностью и мноюобразием форм проявления рассматриваемого социального феномена в жизненном мире, противоречивость конкурирующих в современной социальной философии моделей и концепций социальной справедливости — все это, являясь отражением сложной динамики совремешмлх российских реформ, выступает дополнительным фактором, актуализирующим тему социальной справедливости,

Поскольку теоретические концепции справелливости выполняют важную социальную функцию легитимизации определенного социального порядка, постольку поиск современной российской модели социальной справедливости является не только теоретической, но и важной идеологической задачей, решение которой позволит стабилизировать и консолидировать российское общество.

Степень научной разработанности проблемы. 1КашниковН.Н, Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Новгород: НовГУ, 2004. СЛ4.

Социальная справедливость как явление общественной жизни представляет большой исследовательский интерес для мыслителей разных времен и как теоретическая проблема отличается сложностью и многоаспектностыо.

Исследования отечественных ученых по данной і (роб; і ем е хронологически можно условно разделить на два периода. Первый период отражает работы, вышедшие в 60-х - 80-х гг. прошлого века. К ним относятся исследования Л, М. Архангельского, 3. А, Бербешкиной, О.Н. Крутовой, B.C. Пазенка, Л.Г. Гринберга, А,И. Новикова, О.Г. Дробпицкого, а также ряд диссертационных работ А.Н. Мухсинова, Ю.И. Сулина и др. Эти работы в основном носили этический характер, направленный ма решение вопросов справедливого распределения, равенства, демократии, защиты прав человека.

Ко второму периоду, связанному с перестроечными годами, относятся работы А.П. Бутенко, В.А. Печенева, В.Е. Давидовича, Е.Л. Дубко, Б.З. Роговина, Т.И. Заславской, В,С. Колесникова, В.И, Усанова, В.В. Козловского, В.Г, Федотовой, которые придали мощный импульс изучению проблемы социальной справедливости. Также можно отметить ряд диссертационных исследований Е.П. Корчагиной, С.Н. Винокуровой, С.Н. Демина, С.В Устименко, Ю.Г. Валькова, З.В. Безвесельной, Ю.А, Бордияыа и др. В работах указанных авторов преимущественно рассматриваются социально-экономические аспекты справедливости эпохи перестройки.

В период российских реформ также поднимались проблемы осуществления социальной справедливости, рассматривались вопросы об особом пути России. Это отразилось в публикациях К.С. Гаджиева, В.К, Кантора, Б.Г. Капустина, Г.С.Кисслева, JLB. Когана, Л.Г. Левина, В,А. Сендерова, В.В. Согрина и др. Эмпирический ракурс представлений о

С А, Стивенсон, ММ. Назарова, И. М Поповой, Е.Н. Старикова, Н.С.Сыроед, Н.И. Лапина, ИГ. Дубова, В. П. Аргуновой, Ю.В. Деньгуб, А.А.

Безвербного, Р.В. Дыльновой и др.. В работах данных авторов в анализе проблемы социальной справедливости в стратифицированных социальных системах используются современные научные подходы, выявляются её характерные черты, разрабатывается методология социальной справедливости и механизмы её реализации в контексте модернизации российского общества.

Правовые проблемы социальной справедливости рассматривались Б.Н, Чичериным, ГШ. Новгородцевым, ЛИ. Петражицким, И.А. Ильиным, Н.Н. Алексеевым, В,А, Савелыжим, А.С. Ященко, Л.Г. Гринбергом, А.И. Новиковым, CJL. Франком, СИ. Гессеном, Г.Ф.Фроловским, B.C. Нерсесянцем, А .В. Поляковым, Г.В. Мальцевым, А.И, Экимовым, О.Э.Лейстом, О.В. Рагузиной, О.А. Козловой и др. Эти авторы внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизма и справедливости права.

Психологические аспекты проблемы справедливости отражены в трудах отечественных специалистов — B.C. Агеева, А.В. Юревича, Г.М.Андреева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Л. Журавлева, И.М. Сушкова, М.И. Воловиковой, Е.О, Голынчик, О.А. Гулевич и др., а также в трудах зарубежных исследователей - Ж. Хофстеде, Н. Триандиса, Дж. Мацумото и

К историко-культурному анализу идеи справедливости в разные времена обращались В.П. Большаков, П.С. Гуревич, Л.Г.Ионин, М.С. Каган, Х.Ортега - и - Гассет и др. Концепции правовой культуры разработаны также в исследованиях П.П. Гайденко, Н.Г. Козина, Е.В. Кучу мова, Э.Ю. Соловьёва и др. Анализ современной социокультурной ситуации в России представлен в работах Е.М. Авраамовой, А.А.Анискина, А.Н. Аринина, Л.А.Гордона, КГ. Козина, В.Л. Космарского> В.А. Кутырёва, С.Н. Никешцна, Ю.В. Александрова, СИ. Скоробогатской, Г. Ю. Канарша и др.

Значительный вклад в изучение справедливости как политологической проблемы внесли Т.А. Алексеева, Н.А. Веденина, Р.К. Шамилева, Л. Б. Макеева, И.И. Кравченко и др. Эти работы посвящены в основном анализу нормативных концепций справедливости. Анализ отдельных аспектов социально — политической справедливости осуществлен в работах А.С. Панарипа, ВТ. Федотовой, В,М. Межуева, A.M. Руткевича, М.М. Федоровой, Р.И. Соколовой, М.К. Пантина, В.К.Шевченко, А.А.Кара - Мурзы, В.Н. Печёрской, А.Ю. Зудина.

Отечественные экономисты дореволюционного, советского и современного российского периода делают упор на исследовании института частной собственности в связи с темой социальной справедлиности и неравенства. Это, прежде всего, работы С.С. Алексеева, А.И.Косареиа, В.К. Андреева, М.И. Брагинского, В.В.Безбаха, С. А. Боголюбова, А.В. Венидиктова, В.В. Витрянского, В.М Иванова, С.ВЛолекиной, В.М. Хвостова и др.

Из зарубежных исследователей важные аспекты нормативной этики справедливости затронули в своих работах М.Сэндел, Т\ Арон, Ч.Тейлор, Т. Нагель, Д. Уолдрон. У. Кимлика, А. Макинтайр, Ю. Хабермас и др. Эти авторы внесли в свои теоретические построения элементы культурологического анализа, что явилось важным достижением научной мысли последней четверти прошлого века. И. Кучуради предлагает концепцию социальной справедливости в дискурсе глобальных социальных проблем. Социологические аспекты социальной справедливости сформулирована в исследованиях М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мэртона, Н.Смэлзера, ГГ. Сорокина, Т, Парсонса, Г.Грэхэма, Р.Н. Бека, Дж. Файнберга, Р. Рортиидр.

Экономические аспекты социальной справедливости отражены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Маршалла, Д. Хикса, Р. Аллана, Л. Эрхарда, Л. Якобсона, Г. Габиша, С. Кларка, Дж. Гэлбрейта, П. Самуэльсона, Р. Дарендорфа, Ф. Хайека, Р. ЇІайнса и др., где анализируются проблемы социального неравенства, описывается действие рыночных механизмов, изучается история частной собственности и ее социальные последствия.

Ряд зарубежных авторов - Д.Дыои, ЛХобхаус, Дж. Роулс, В,Райан, Р. Нозик, М. Уолцер, Э. Андерсон и др, рассматривают наиболее оптимальные принципы распределения жизненных благ и способы их реализации в условиях стабильно развивающегося рыночного общества западного типа. В числе авторов, заслуживающих внимания, можно назвать О. Хёффе, Т.Кэмпбелла, Д.Стербу, Б. Берри, В,Кимлику и др., которые обосновали различные методологические подходы в разработку теории справедливости и Права.

Особую группу составляют работы А. А. Гусейнова, Е.Х. Абдухолнкова, Л.М. Сосннной, СИ. Демина, 0,Н. Исмаилова, А.Ф. Колодия, Б.Н. Кашникова, Л.А. Вознесенского, И.В. Митиной, А.В. Прокофьева и др. Эти исследователи концентрируют внимание на социальных составляющих социальной справедливости, а также на проблеме воплощения справедливости в практике общения и общественных отношений.

Вместе с тем, нет оснований считать тему исчерпанной. При общих методологических позициях многих авторов, есть существенные расхождения в определении социальной справедливости ее критериев и принципов, что связано со сложностью и многообразием форм проявления рассматриваемого общественного феномена в реальной жизни, динамизмом развития современных социально-политических процессов, модернизацией и глобализацией. Из всего перечисленного спектра проблем категория справедливости, на наш взгляд, самой неразработанной остаётся проблема социальной справедливости в аспекте модернизации альтернативных моделей социальной справедливости как фактора устойчивого развития общества.

Объект исследования - справедливость как социальный феномен в его теоретическом проявлении в форме концепций социальной справедливости и в его практическом проявлении в форме системы социального воздаяния.

Предмет исследования - анализ конкурирующих моделей социальной справедливости.

Цель исследования заключается в социально-философском исследовании процесса модернизации конкурирующих моделей социальной справедливости.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи исследования; - анализ структуры проблемы социальной справедливости, разработка теоретической концепции социальной справедливости и се критериев; разработка категории «модель социальной справедливости» и общетеоретической концепции динамики моделей социальной справедлив о сти; - анализ альтернативных классических западных моделей социальной сп равс/ цшв ости; - исследование модернизации постклассических западных моделей социальной справедливости; критический анализ советской модели социальной справедливости; характеристика конкурирующих концепций социальной справедливости в современной российской социальной мысли в контексте становления современной российской модели социальной справедливости; - разработка концептуальных основ совершенствования социальной справедливости в контексте модернизации российского общества.

Методологическая и теоретическая основа исследования, Теоретической основой исследования являются работы таких отчественных специалистов, как А.А.Гусейнов, Б.Н. Кашииков, И.В.Митина, Л.А.Вознесенский, В.Н, Аргунова, А.В.Прокофьев и др. Из зарубежных исследователей в качестве теоретической базы исследования следует указать работы Дж. Роулса, Ф. Хайека, Р. Арона, М.Вебера, П. Сорокина, Р. Пайпса и

Методологической основой исследования является предложенная автором к онцепция социальной справедливости, которая рассматривает ее как конкретно-историческую модель справедливости в единстве ее теоретического и практического компонентов. В исследовании применяются методы: историко-философского анализа, социально-философского и социологического исследования, системный подход, элементы критического, компаративистского я др. В основе работы лежат такие общенаучные принципы как объективность, всесторонность, конкретность, единство логического и исторического и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

Проанализирован генезис проблемы социальной справедливости, установлена специфика категории «справедливость» в контексте социальной философии; разработана концепция модели социальной справедливости и динамики альтернативные моделей социальной справедливости; предложена концепция модели социальной справедливости, проведен анализ динамики конкурирующих моделей в современной западной и российской социальной мысли. Выявлена тенденция формирования интегративных моделей социальной справедливости; осуществлен концептуальный критический анализ советской модели социальной справедливости; исследован процесс модернизации российской модели социальной справедливости, показаны основные изменения российской модели социальной трансформации и глобализации; предложена система мер, направленных на качествен кое повышение уровня социальной справедливости современного российского общества.

На защиту выносятся следующие положении; І.При анализе справедливости в контексте социальной философии необходимо провести различие между нравственной и социальной справедливостью. Нравственная справедливость — это категория, определяющая соответствие нравственного воздаяния индивидуальному поступку. Ее мерой является индивидуальная нравственность. Социальная справедливость - категория, определяющая сущность социальной дистрибутивной системы, как системы распределения социальных благ, прав и вознаграждений, т.е. социального воздаяния за результат деятельности личности. Ее мерой является гуманность общества.

Социальная справедливость как проблема социальной философии включает в себя два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект проблемы социальной справедливости состоит в обосновании и легитимизации общих принципов системы социального воздаяния. Практический аспект проблемы социальной справедливости состоит в организации конкретной системы социального воздаяния. Таким образом, социальная справедливость как категория социальной философии, является ценностно-нормативным отражением реальной системы социального воздаяния.

2.Моде л ]> социальной справедливости - конкретно-исторический тип социальной справедливости, единство конкретно- и сгори ческой доминирующей теоретической концепции социальной справедливости и конкретно-исторической системы социального воздаяния. Доминирующая теоретическая концепция социальной справедливости является отражением и легитимизацией в общественном сознании реальной системы социального воздаяния. Основными критериями, характеризующими сущность модели социальной справедливости являются: во-первых, главный общий распределительный принцип (определяющий основной критерий распределения социальных благ), во-вторых, принцип социальной дифференциации (распределение социальных статусов), в-третьих, принцип ^лииапьвлголлздакния /тшсгрвделеніте зозншращіений за .деятельность,), в-четвёртых, основание п мера социального воздаяния. Таким образом, модель социальной справедливости - конкретно-историческая концептуальная система, определяющая способ распределения социальных благ и вознаграждения личных заслуг граждан, выраженная в форме теоретической концепции и в форме реальной системы социального воздаяния.

Социальная стратификация обусловливает существование и конкуренцию альтернативных концепций социальной справедливости за стаї-ус доминирующей. В конкретно-исторической социальной системе существуют три основных типа альтернативных теоретических концепций социальной справедливости: доминирующая, соответствующая реальной существующей системе социального воздаяния 3 оппозиционная, предлагающая радикальную альтернативу реально существующей системе социального воздаяния, промежуточные и смешанные типы концепций.

Социальная динамика и конкуренция альтернативных концепций социальной справедливости обусловливают динамику модели социальной справедливости. Эта динамика выражается в противоречивых отношениях между доминирующей концепцией социальной справедливости и модернизацией системы социального воздаяния, в модернизации и интеграции конкурирующих концепций социальной справедливости, а также в качественном изменений доминирующей концепции социальной справ едпивости.

З.В Западной цивилизации на стадии индустриального общества сложилась классическая либеральная модель социальной справедливости. Доминирующей теоретической концепцией в этой модели является либеральная концепция социальной справедливости, разработанная классиками социальной мысли эпохи Нового времени и Просвещения. Эта концепция является отражением и легитимизацией классической рыночной системы социального воздаяния, сложившейся в западном обществе на нндустРиальной стадии его развития. Классическая рыночная система социального воздаяния характеризуется формальным, юридическим равенством граждан, спектром гражданских и политических прав, гарантиями свободы предпринимательства и частной собственности.

Обратной стороной этой системы является существенное имущественное Й социальное неравенство.

Классическая западная модель социальной справедливости основана на принципах социального воздаянии по личным достижєе^іиям, неравного вознаграждения за неравные личные достижения. Основанием и мерой Социального воздаяния в этой модели являются собственность и индивидуальная предпринимательская деятельность. Главной оппозиционной концепцией справедливости в Западном обществе на индустриальной стадии его развития является социалистическая концепция социальной справедливости, основанная на принципах социального и имущественного равенства и социального воздаяния по труду, при сохранении его относительной дифференциации по способностям.

4.Переход западного общества в постиндустриальную стадию во второй половине XX векач обусловил качественную модернизацию классической либеральной модели социальной справедливости. Эта модернизация сопровождается; во-первых, кризисом и трансформацией классической модели и классических альтернативных концепций социальной справедливости; во-вторых, некоторой интеграцией доминирующей и альтернативных концепций социальной справедливости; в-третьих, острой конкуренцией новых альтернативных концепций.

В современной западной социальной мысли конкурируют неоконсервативные либеральные и социально-либеральные концепции социальной справедливости, между которыми существуют промежуточные или смешанные формы. Постклассическая западная модель социальной справедливости формируется на путях их острой конкуренции и интеграции. В качестве доминирующей утверждается социально-либеральная концепция как определенная интеграция либеральной и социалистической концепций социальной справедливости. Главной оппозиционной концепцией выступает нео либерализм, абсолютизирующий принципы частной собственности, индивидуальной свободы, неотъемлемых прав человека, а также строгой меритократии (соответствия воздаяния личным заслугам).

Во второй половине XX века - начале XXI века система социального воздаяния западного общества постепенно трансформируется в постклассическую рыночно-социальную форму, для которой характерно сочетание рыночных механизмов с частичным государственным перераспределением доходов, а также развитие системы государственного распределения экономических и социальных благ и і юсу дар сі венных гарантий экономических прав граждан. TTocj классическая запидния модель социальной справедливости формируется на основе сочетания или определенной интеграции либеральных принципов с принципами социального государства. Она предполагает сочетание социального воздаяния по личным достижениям с определенным ш уравниванием стартовых возможностей в соревновании граждан за социальные блага, а также частичное сглаживание социального неравенства.

5.В советский период в российском обществе была предпринята попытка установления социалистической модели социальной справедливости. Доминирующая в советской модели социальной справедливости социалистическая концепция обладала российской спецификой: сочетанием принципов социализма с традиционным русским мессианством и патримониализмом. Монополия социалистической идеологии сделала невозможной существование в официальном научном дискурсе альтернативных концепций социальной справедливости. Главной оппозиционной концепцией социальной справедливости в советский период была западная либеральная концепция справедливости, представленная западными и русскими оппозиционными мыслителями.

Формально выстроенная по принципам социалистической справедливости советская система социального воздаяния фактически им не соответствовала. За показным, декларативным социальным равенством

15 , * ' - стояло фактическое неравенство, привилегии и фактическое господство класса партийной номенклатуры. За демонстративным гуманизмом стояли массовые репрессии правящей партии против собственного народа, грубое попрание прав и свобод граждан, особенно политических прав и свобод. За демонстративным принципом воздаяния . по труду стояла грубая уравнительность и относительно низкий средний уровень жизни народа. Внутренние противоречия, двойные стандарты и лицемерие советской эгалитарной модели социальной справедливости в сочетании с общим кризисом социализма в конце XX века привели к кризису, советской модели социальной справедливости. б.Российские реформы рубежа тысячелетий стимулировали трансформацию советской модели социальной., справедливости вслед за модернизацией всей социально-экономической системы. Этот процесс сопровождался, во-первых, превращением социалистической: концепции социальной, справедливости из доминирующей, в. оппозиционную, и утверждением в качестве доминирующей либерально-социальной концепции социальной справедливости, заимствованной на Западе, а также развитием множества промежуточных и амбивертных концепций. Во-вторых, советская . система социального воздаяния трансформировалась в либерально-социальную, основанную па принципах рыночной экономики, социального и правової о государства. ' Эти два взаимообусловленные процессы . определили формирование современной либерально-социальной модели социальной справедливости в российском модернизирующемся обществе. Однако, этот процесс еще не завершен и связан с целым рядом противоречий между декларативными принципами, либерально-социальной, концепции социальной справедливости и их реализацией в системе социально воздаяния современного российского общества. Специфические проблемы становления современной, российской модели социальной справедливости связаны с существенными пережитками

16 старой советской модели, сохраняющимися на уровне общественного и индивидуального ыгшания, а также в системе социального воздаяния.

7*Либерально-социальная модель социальной справедливости является наиболее адекватной и эффективной в постиндустриальном обществе. Проблематичность современной российской модели социальной справедливости, лишь приближающейся к искомой либерально-социальной модели, предполагает необходимость ее совершенствования в контексте модернизации общества? различных его сфер. Ключевыми условиями этого совершенствования являются: вд-і іервьіх, достижение консенсуса различных социальных групп и политических сил, власти и народа на уровне доминирующей концепции социальной справедливости путем открытого политического и теоретического дискурса, во-вторых, качественная модернизация сложившейся в ходе реформ системы социального воздаяния для преодоления расхождения между этой системой, с одной стороны, и теоретической либерально-социальной концепцией и юридически декларированными нормами социальной спраиедливости, с другой.

Российское общество должно выработать и реализовать комплекс мер или программу «Социальная спраподлиноеть», предусматривающую качественную модернизацию существующей социально-экономической и политической системы в соответствии с принципами действительного (на деле, а не на словах) правового, социального государства гражданского общества. Ядром этой программы должны стать меры по существенному сокращению массовой хронической бедности, скрытой и явной безработицы, резкого имущественного неравенства, реального обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как социальная философия, культурология, социология. Выводы диссертации могут представлять интерес для специалистов государственного управления и практических работников, занимающихся социальной работой.

Апробация диссертации» Диссертационное исследование прошло обсуждение и апробацию. Результаты диссертационного исследования отражены в 7 научных публикациях, в том числе одной монографии и двух статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных работ. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 9,7 тіл.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии' государственной! образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия»,

Структура работы. Диссертация состоит и:і введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы. Обнщй объем диссертации 190 машинописных страниц. Список литературы включает 245 наименований.

Справедливость как проблема социальной философии

При анализе такой важной и такой дискуссионной категории, как социальная справедливость, важно, с одной стороны, провести различие между ее популярным филологическим значением и научным определением, с другой стороны, проследить связь между этими значениями. Нам кажется, что очень важный существенный момент понятия «справедливость» схвачен в определении В. Даля, который отождествляет понятия «справедливость» и «правда». Смысл правды или справедливости состоит в том, что это «...истина па деле, истина в образе, во благе, правосудие.»1 Здесь отражены две основных стороны справедливости - соответствие социальных явлений блату и истине в сознании людей и на практике. Именно такая трактовка категории справедливости дается в академическом «Словаре русского языка»: «Справедливость - соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т.п. морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям». Действительно, справедливость есть категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Она содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных трупп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Однако, филологическое значение термина «справедливость» является, хотя и в принципе верным, но достаточно абстрактно, поскольку в нем, во-первых, не содердсится всестороннего и полного раскрытия всех сторон и аспектов сущности справедливости, т.е. развернутой теории справедливости, во-вторых, не учтена историческая конкретность, относительность и динамика этого понятия. Эти моменты категории «справедливость» прорабатываются в нравственной и социальной философии, А.А. Гусейнов рассматривает категорию социальной справедливости на основе родового понятия «справедливости», «Справедливость — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого соииального пространства» . Поскольку справедливость связана с общественным способом существования людей и столкновением их интересов и потребностей, постольку сущность справедливости, по мнению Гусейнова, сводится к проблеме социального. равенства. «Поскольку индивиды вместе образуют общество, живут сообществами, постольку они имеют нечто общее. Именно это фундаментальное обстоятельство дает начало справедливости. В этическом аспекте справедливость выступает, как равенство в возможности быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами».2 А.А. Гусейнов различает этическое равенство людей и правовое. Этическое равенство признает уникальность и неисчерпаемость каждой личности, а правовое рассматривает личность узко, только как субъектов права. «Правовая справедливость есть равенство единиц, она полностью. укладывается в каноны арифметического равенства... люди здесь равны именно как субъекты права, как если бы у них не было других свойств интересов, потребностей».3 А.А. Гусейнов различает узкий и широкий смысл термина «справедливость». В широком смысле этот термин означает разумность общественной жизни, «... общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми, последнюю нравствен но-апелляционную инстанцию в общественных делах». Но сути, она есть проекция нравственности на социальную действительность, В узком смысле слова справедливость по Гусейнову есть «нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования Деятельно стей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве».

А.В.Прокофьев определяет социальную справедливость, как институциональное измерение справе дливости, т.е. как систему общественных институтов, обеспечивающих справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ.3 В данном случае в определении Прокофьева легко обнаружить логический-круг. Однако, дело собственно не в нем. Нам кажется, что разграничивая и, в то же время, соединяя понятия «справедливость» и «социальная- , справедливость», мы можем установить две стороны понятия социальной справедливости:

Классическая западная модель социальной справедливое

В Западной цивилизации на стадии индустриального общества сложилась классическая либеральная модель социальной справедливости. Доминирующей теоретической концеї 11 щей в этой модели является либеральная концепция социальной справедливости, разработанная классиками социальной мысли эпохи Нового времени и Просвещения. Эта концепция является отражением и легитимизацией классической рыночной системы социального воздаяния, сложившейся в западном общестію на индустриальной стадии его развития.

Таким образом, для характеристики классической либеральной модели социальной справедливости необходимо рассмотреть, прежде всего, основные идеи и принципы либеральной концепции социальной справедливости. Эти идеи получили наиболее яркое первоначальное выражение в трудах Ж.Ж. Руссо, IIL Монтескье и других мыслителей Просвещения. Ж.Ж, Руссо восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Он был сторонником естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны, «Всякая справедливо сть от Бога. Он один ее источник; но если бы мы умели получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в Правительстве, ни в законах/ Несомненно, для человека существует всеобщая справедливость, исходящая лтпь от разума и основанная на простом праве человечности. Но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной»1.

Основной источник социального зла Руссо видел в общественном неравенстве. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Он решительно выступает против крупной частной собственности и феодализма, против роскоши. Но Руссо стоит за мелкую частную собственность, основанную на личном труде, С ней он связывал и возможность устранения деления общества на богатых и бедных. Добиться относительного имущественного равенства, по его мнению, можно через закон, который выражает общую волю людей- «Что до богатства, — ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить друюго, и ни один - быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать»2. Руссо говорил, что человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах. Вместе с тем он подчеркивает, что, только подчиняясь законам как выражению общей воли и можно быть свободным. Закон не может быть несправедливым, - говорил он, - ибо никто не бывает несправедлив по отношению к самому себе. Поэтому" «необходимы соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету». Руссо — теоретик республиканской формы правления, единственной разумной формы правления. Бго учение об общественном договоре служит обоснованием его учения о демократии: власть в государстве должка принадлежать народу. Общественный договор -основа справедливости - не может произвольно и безнаказанно нарушаться. Именно идеи Руссо оказали наибольшее влияние на доктрины и лолитическую политику французской революции ХУШ в. Конституционное законодательство Франции ХУШ в. во многом обязано Руссо. Он решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признавал возможность ее законодательного решения. Истинные начала, определяющие, что справедливо, а что нет, - подчеркивал Руссо, следует искать в основном и всеобщем законе наибольшего блага всех, а не в частных отношениях между отдельными людьми; и не может быть никакого частного правила справедливости, которое не выводилось бы с легкостью из этого первого закона. Не без влияний идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможность сокращения срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депуіатов избирателями.

Особую правовую концепцию социальной справедливости разработал Ш. Монтескье. В отличие от многих современных ему мыслителей, Монтескье рассматривает справедливость не как производное явление социальной жизни и государства, а как вечную и естественную основу, предпосылку общественной жизни и государства. Он ищет ее истоки в происхождении общества путем перехода от семейных союзов к общественному объединению людей. «С ростом семей, превращением их в общества на первое место в регулировании поведения их членов Монтескье ставит,,, справедливость — присущее обществу как социальному организму всеобщее отношение разумных существ друг с другом. Справедливость не зависит от человеческих соглашений в обществе, но является необходимым атрибутом его существования. . Общество неизбежно разрушится, если ему будут присупщ начала справедливости». В понимания Монтескье справедливость вечна и неизменна, она дана человеку по природе. «Справедливость - это соотношение между вещами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то бог, будь то ангел или, наконец, человек». «Справедливость вечна и отнюдь не завысит от человеческих законов». Спранедливость в конечном счете Монтескье выводит из естественного природного порядка, и потому считает ее природным, врожденным качеством каждого человека. «Люди рождены, чтобы быть добродетельным и .„ справедливость — качество, присущее им также, как и самое существование». Справедливость — основа общества, Монтескье утверждает универсальный характер справедливости как основы общества и универсальной, врождеішой добродетели природы человека. «Рассматривая справедливость, автор считает ее как бы основой общества, говорит, как правило, об этой добродетели и норме поведения как всеобщей... Она касается человека вообще; она его касается в отношениях между всеми людьми».

Кризис советской модели социальной справедливости

Анализируя тенденции модернизации российской модели социальной справедливости, необходимо начать с характеристики предшествующей советской модели социальной справедливости, поскольку современная модель формируется на основе качественной модернизации советской модели, В советский период в российском обществе была предпринята попытка установления социалистической модели социальной справедливости на основе заимствованной на Западе социалистической концепции социальной справедливости, реализованной на российской почве путем социалистической модернизации общества.

Рассмотрим ее особенности. Начать необходимо с доминирующей в этой модели социалистической концепции социальной справедливости. Эта концепция была разработана на основе господствующей государственной идеологии советского периода — научного коммунизма и марксизма. Другими словами, по мнению идеологов социалистической справедливости концепция социальной справедливости марксизма послужила фундаментом или теоретическим источником для разработки «научно-коммунистической» концепции социальной справедливости, как одного из ключевых пунктом идеологии, внедрявшейся КПСС в массовое сознание народов СССР, первой в мире страны победившего социализма. Сущность социальной справедливости в контексте «научного коммунизма» сводилась к двум основным принципам: Іхоциальное равенство и 2.гуманизм советского социалистического общества, «Социалистическое понимание справедливости включает равенство jno/ieii по отношению к средствам производс-та (различие здесь сохраняется, пока остаются две формы обществ собственности - государственная и кооперативная), равенство реальных политических и юридических прав. Распределительный аспект справедливости связан главным образом с распределением по труду; предполагается, что единственным достоинством человека, определяющим его положение в обществе и права на пользование общественным богатством, может быть лини» его социально-полезная деятельность».1 Научный коммунизм в качестве неоспоримой истины декларировал существование в СССР социального равенства. «В социалистических странах уничтожены частная собственность и эксплуататорские классы. Это значит, что граждане здесь равно свободны от эксплуатации, равно владеют общественной собственностью, равно обязаны трудиться в меру своих способностей и получают равную плату за равный труд. Социализм принес с собой одинаковые политические права и обязанности для всех граждан. Он покончил со всеми формами неравенства, связанными в условиях капитализма с социальным и национальным происхождением, имущественным положением и расовой принадлежностью человека, с различиями пола. Социальное равенство, достигнутое на первой фазе коммунизма, является важнейшей предпосылкой политического и морального единства членов общества, их взаимопомощи, дружбы и братства».2 Социалистическое равенство, декларированное в «научном коммунизме» качественно отличалось его теоретиками от уравнительности, когда за неравный труд выплачивается одинаковое, среднее вознаграждение. Важнейшим компонентом социальной справедливости в концепции «научного коммунизма» выступал «гуманизм». Гуманизм социалистического общества состоял, по заверениям теоретиков «научного коммунизма» в утверждении максимального полного удовлетворении потребностей- трудящихся, создания условий для свободного и всестороннего развития каждой личности и качестве основных целей государства и социалистической экономики. «Под всесторонним развитием личности подразумевается воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».J Всестороннее и гармоничное развитие личности в «научном коммунизме» объявлялось не только целью общества, но и условием построения коммунизма. «Содиализм не имеет ничего общего с «обесцениванием» личности, которое пытаются приписать ему антикоммунисты. Для своего развития он требует, чтобы задатки и таланты каждого отдельного человека развивались как можно ярче и самобытней. Социализм есть творческий, высокой степени гуманности процесс совершенствования как общества, так и личности. Он создает реальные условия для совершенствования личности, освобождая ее ог всего того, что веками подавляло, уродовало ее созидательные потенции, обусловливало пренебрежение ее насущными потребностями и интересами.».

Похожие диссертации на Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости