Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Меняйло Людмила Николаевна

Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина
<
Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Меняйло Людмила Николаевна. Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Ростов-на-Дону, 2002.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/179-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1: СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) 14

1. Понятие справедливости: категориальный анализ И. А. Ильина 15

2. Справедливость в системе политико-властных отношений и процессов: аксиоматическая типологизация 38

ГЛАВА 2: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ 75

1. Формы легитимации института справедливости: социокультурный подход И.А.Ильина 76

2. Генезис института справедливости в современном российском политическом процессе 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138

БИБЛИОГРАФИЯ 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена не только необходимостью дальнейшей теоретической разработки справедливости как политико-правового феномена, но и практическими потребностями, возникшими в процессе реформирования современного российского общества.

Модернизация российской государственности потеряла бы смысл, если бы процесс реформирования ее экономических, политических, правовых институтов не был бы задан критериями справедливости.

Так, процесс совершенствования политической и правовой систем может достигнуть желаемых результатов лишь при условии, что принимаемые законы, дополнения и изменения, которые вносятся в действующие нормативно-правовые акты, соответствуют требованиям справедливости. Однако важно учитывать, что справедливость не является некоей универсальной технологией, закрепленной в раз и навсегда созданных правовых и политических институтах. Являясь общечеловеческой ценностью она, между тем, играя важную роль в процессе преобразования общества, становления правового государства России, должна рассматриваться как часть нравственной, политической и правовой культуры. Выражаясь в виде ценностных установок и ориентаций населения, справедливость конституируется в своеобразных чертах политического сознания и правопонимания. Так же, как и право она имеет регулятивную функцию, поскольку содержит в себе требование соответствия между должным и фактическим положением каждого человека в системе политико-властных отношений. Поэтому, игнорирование справедливости как одного из основных критериев оптимальной организации национально- государственных отношений приводит не только к размыванию общественно-значимых политико-правовых ценностей, но и нарушает механизм согласования индивидуальных и групповых интересов в любом типе общества.

Особое значение исследование феномена справедливости, ее политической и правовой институционализации приобретает в период трансформации государственности, который, как правило, сопровождается кризисными явлениями не только в экономической, политической и правовой сферах, но, что особенно важно, в сфере культуры. Тогда особую роль приобретает генезис нравственного, политического и правового идеала на основе обобщения культурно-исторического опыта народа, который должен стать основным источником в интерпретации справедливости.

При оценке современной российской государственности обращение к политико-правовому наследию И.А.Ильина позволяет точнее определить причины ее кризисного состояния. Будучи глубоким теоретиком, И.А.Ильин придавал большое значение исследованию аксиологических оснований государственности, среди которых политико-правовые ценности занимают подчиненное положение. Вся история культурного человечества, подчеркивал мыслитель, свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса, причины которого он видел в том, что, строя правопорядок, люди теряют из виду "единую, безусловную цель политического единения" и превращают его в "орудие для условных, малых заданий и частных вожделений". Такая цель определяется в процессе становления идеала справедливости, играющего системообразующую роль в процессе реформирования.

Между тем, в условиях политической борьбы партий, блоков, фракций игнорируются истинные цели и механизмы политической деятельности, а именно: стремление к согласию, национальному единству, укреплению начал государственности, правопорядка и законности в рамках традиционной политико- правовой культуры. В этом смысле политическая философия И.А. Ильина является неоцененным по достоинству вкладом в развитие общественной и политико - правовой мысли, обращение к которому позволяет найти приемлемые ориентиры реформирования России на основе реализации принципов справедливости.

В таком контексте актуальность исследования политико- правовой институционализации справедливости в различных государственных формах, включая и российскую, не вызывает сомнений и требует введения в научный оборот концептуальной модели И.А.Ильина.

Степень научной разработанности проблемы. К сожалению, в современной отечественной науке исследованию проблемы справедливости уделяется мало внимания. Среди авторов, внесших определенный вклад в исследование этого феномена следует назвать Гусейнова A.A., Гринберга Л.Г., Давидовича В.Е., Емельянова Г.А., Калиникова Б.Н., Лушина Е.Л., Пазенок B.C., Сулина Ю.И., Соловьева Э.Ю., Баханову P.A., Гончарук Л.Л., Тимофеева В.А., Шилова В.А. и других, рассматривавших справедливость как социальное явление и императивный принцип деятельности человека. Большое значение для разработки категории справедливости имеют работы юристов

Алексеева С.С., Баранова В.М., Бутылина В.Н., Керимова Д.А., Корнева A.B., Мальцева Г.В., Нерсесянца B.C., Сальникова В.П., Степаняна В. В. и других, которые исследовали проблему реализации принципа справедливости в праве.

Эвристическое значение сохраняют и работы зарубежных авторов Пайпса Р., Поппера К., Роулса Дж, Хайека Ф., Хеффе О. и других, определяющих методологический контекст либеральной концепции справедливости, раскрывающих сущность ее генезиса в западноевропейской и американской культурах.

Однако проблема политико-правовой институционализации справедливости, как правило, либо оставалась вне поля зрения ученых, либо рассматривалась с учетом идеологических императивов прошлого. Тем более мало внимания уделялось изучению наследия отечественной юридической и философской науки, в рамках которой выработаны методологически значимые подходы к справедливости с учетом культурных стереотипов России. В первую очередь сказанное относится к концептуальной модели справедливости И.А.Ильина, которая анализировалась в работах В.В.Зеньковского, Н.А.Бердяева, З.Гиппиус, Л.Добронравова, Н.О. Лосского, П.В.Струве.

Среди современных исследователей феномена справедливости следует отметить работы Ю.Т. Лисицы, В.В. Ковалева, А.Г., Баранова П.П., Гузнова, Д.Е. Цыганкова. В рамках исследования культурантропологических оснований российской государственности к изучению концептуальной модели справедливости И.А.Ильина обращались Шпак В.Ю., В.Ю.Верещагин, А.С.Панарин, Окусов А.П., А.А.Контарев, В.А.Ковалев, А.Н.Ерыгин, И.Н.Ватин, Д.А.Шаронов и некоторые другие ученые.

Выбор темы диссертации обусловлен тем, что не смотря на плодотворность и актуальность работ указанных авторов, их обращение к проблеме политико-правовой институционализации справедливости было продиктовано другими исследовательскими целями, без учета концептуальной модели И.А.Ильина. В рамках осмысления проблемы становления российской государственности, ее самобытности, феномен справедливости привлекал их внимание лишь как часть проблемы генезиса основных политико-правовых институтов. Важность разработки институциональных форм справедливости в ходе модернизации современной России делает очевидным необходимость дальнейшей научной интерпретации этой темы.

Объектом исследования является справедливость как политико-правовой институт.

Предметом исследования выступает институционализация справедливости в контексте политической трансформации российской государственности.

Целью данного диссертационного исследования является политико-правовой анализ института справедливости в контексте основных трансформационных изменений российской государственности с учетом концептуальной модели И.А.Ильина и ее эвристического значения для политической легитимации либерально-демократического типа верховной власти.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования осуществляется решением следующих задач: - представить феномен справедливости в единстве нравственного, политического и правового измерений на основе методологических принципов И.А.Ильина;

провести категориальный анализ справедливости с использованием аксиоматической типологизации И.А.Ильина;

выяснить основные особенности институциональной модели трансформации российской государственности И.А.Ильина в систематизированном виде как возможной справедливой государственно-правовой формы;

определить политико-правовые механизмы утверждения справедливости в современной России в контексте концептуальной модели И.Ильина;

обозначить типы легитимации института справедливости в российской политико-правовой культуре с учетом социокультурного подхода И.А.Ильина;

показать эвристичность учения И.А.Ильина о справедливости для генезиса данного института в процессе трансформационных изменений государства и права современной России. Теоретико-методологическую основу исследования составили

труды самого И.А. Ильина, а именно: "Путь духовного обновления", "Наши задачи", "Общее учение о праве и государстве", "О сущности правосознания", "О сопротивлении злу силою", "Понятия права и силы", "О большевизме и коммунизме", "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий", "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", "Путь к очевидности", "Творческая идея нашего будущего", "Основы христианской культуры", а также работы классиков мировой и отечественной политико-правовой мысли.

В качестве основных принципов политико-правового анализа проблемы использованы детерминизм, телеологизм, органицизм, а также институциональный системно-структурный,

Научная новизна диссертационного исследования

заключается в следующем:

раскрыта мировоззренческая и национально-культурная формы обусловленности справедливости христианской нравственной идеей, выражающей самоценность человеческого существа, на основе методологических принципов И.А.Ильина;

рассмотрены возможности реализации человеком своей индивидуальности в процессе правовой и политической институционализации справедливости, которая призвана разрешить противоречия, возникающие между естественным неравенством и духовным равенством людей.

доказано, что исходя из абсолютного приоритета духовного в интерпретации справедливости, И.А.Ильин обосновывает цель политической власти как служения, исходящего из нравственных начал справедливости и соблюдения духовного достоинства, опирающегося на народное правосознание и политическую лояльность;

показано, что в противоречивом единстве политической деятельности между внешне-институциональным и внутренне- духовным, приоритетной является внутренне-духовная сторона, выступая качественным критерием состоятельности ее субъекта.

обосновано, что легитимация института справедливости в российской политико-правовой культуре связана с разрешением противоречия между ее естественно-правовым контекстом и системой положительного права, влияющим на институционализацию типов верховной власти;

выявлено, что учение о справедливости И.Ильина обладает эвристической значимостью для анализа современных трансформаций государства и права России, поскольку осуществляемая в современном российском государстве политическая легитимация этого института игнорирует важность выработки политико-правовой идеи, имеющей российские культурные корни.

Положения, выносимые на защиту

    1. Справедливость в концептуальной модели И.А.Ильина интерпретируется как отношение к людям, которое учитывает их неравные способности и силы, а также дает возможность человеку реализовать свою индивидуальность путем институцианализации в сфере политики и права таких структурных оснований, которые содержат в себе требование соответствия между должным и фактическим положением каждого человека в обществе и его иерархической системе. При этом политико-правовые отношения будут справедливыми лишь тогда, когда противоречие между естественным неравенством и духовным равенством людей обретет нравственные формы разрешения, базирующиеся на абсолютных ценностях

    Системообразующим принципом политико-властных отношений в рамках определения политики как высшего задания государства и ответственного служения. Поэтому политическое воплощение справедливости в ильинской трактовке представлено идеей ранга, когда социально-политический статус (должность, авторитет, власть) должен соответствовать духовному состоянию (праведность, талант, политическая дальновидность, воля, сила характера) каждого индивида.

      1. Политическая деятельность осуществляется в единстве двух ее измерений — внешне-институционального и внутренне- духовного, что определяет главную цель политической власти состоящую в общественно-значимом служении, основанном на нравственных началах справедливости и духовном достоинстве, опирающихся при этом не только на правом обусловленную силу, но и на народное политическое сознание.

      2. Политико-правовая легитимация института справедливости заключается в разрешении противоречия между содержанием естественного и положительного права и формами государственной легитимации типов верховной власти: либерально-демократического, монархического, аристократического. Естественное право как идеал, является своеобразным критерием положительного права и несет в себе созидательную нагрузку, поскольку, воплощаясь в положительном праве, как необходимой форме, реализует принципы и идеи политической и социальной справедливости.

      3. Политико-правовой идеал, который должен стать основой справедливой государственности, воплощается в политическом и правовом сознании, как продукте культурно-исторического опыта народа. Положительное, установленное законодателем право, оторванное от правосознания, всегда является лишь внешним упорядочением жизни в государстве, что требует иного способа конституирования политико-правового идеала, учитывающего трудности легитимации института справедливости, без учета духовно-нравственного обоснования верховной власти.

      5. Постсоветская модернизация российской

      государственности идет по пути адаптации западноевропейских политико-правовых критериев института справедливости. В результате возникло системное противоречие, коренящееся в игнорировании российской политико-правовой традиции и культуры, породившее тенденции политического анархизма и правового нигилизма. Концепция справедливости И.Ильина в методологическом и эвристическом плане способствует адекватной оценке сложившейся ситуации: система положительного права не может решить проблему легитимации справедливости, если не опирается на политико-правовой идеал, соответствующий культурно-историческому опыту российского народа.

      Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования углубляют содержание справедливости как политико-правового феномена, а также способствуют осмыслению перспектив развития политико-правовой системы в контексте федерализма. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы для принятия политических и управленческих решений, в законотворческой, правоприменительной и судебной деятельности, а так же при чтении лекций по философии политики и права, политологии, теории государства и права и разработке учебно-методических пособий. Материалы и выводы диссертации могут оказать методическую помощь в дальнейшем изучении политико- правового наследия великого русского ученого мирового уровня по ряду причин оказавшегося долгое время не востребованным в России.

      Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных и всероссийских конференциях: "Политические и правовые институты" (Ростов-на-Дону, 2000 г.); "Русская философия права: основные проблемы и традиции" (Ростов-на-Дону, 2000 г.); "Политико-правовая культура и духовность" (Ростов-на-Дону, 2001г.); "Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии" (Ростов-на-Дону, 2001 г.). Основные результаты исследования обсуждались на заседании кафедр философии права, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД РФ.

      Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы общим объемом 158 страниц.

      Понятие справедливости: категориальный анализ И. А. Ильина

      Исследование справедливости восходит к древности. Одними из первых философов, обративших внимание на важность этого феномена, его императивной роли в общественных отношениях, были Платон, Аристотель и Конфуций. Однако концептуальные формы исследование справедливости как феномена общественной жизни приобрело лишь в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Д. Юма, Д. Гегеля, М. Бакунина, Н. Бердяева, В. Соловьева, Н. Лосского, и др. Уже Аристотель определял справедливость как важнейшее понятие, без которого немыслимо существование ни гражданина, ни государства, ни политической жизни. Она представляет собой основу гражданских и нравственных добродетелей каждого свободного человека. Аристотелю принадлежит заслуга в выделении двух видов справедливости: уравнивающей и распределяющей. Существенно углубил понимание справедливости Эпикур. Его идеи являются важным звеном в изучении справедливости. Справедливость по Эпикуру, носит двойственный характер, то есть она имеет природную основу и одновременно определяется человеческими отношениями, зафиксированными в различных соглашениях социально - нравственного порядка.

      Однако методологический прорыв в исследовании этого феномена относится к более позднему времени и связан с культивированием естественно-правовых представлений о ее природе. Впервые это сделал Фома Аквинский. Соглашаясь с представлениями Аристотеля об уравнивающей и распределяющей справедливости, Ф. Аквинский усматривал в обеих этих формах связанность с естественным законом, являющимся отражением божественной мудрости. Вместе с тем, в целях наибольшего приспособления идеи естественного права к идеологическим нуждам христианской церкви, он подчинил естественное право так называемому "вечному праву". Это "вечное право" Фома Аквинский считал высшей справедливостью.

      Дальнейшее развитие это представление получает в Новое время. Френсис Бэкон считал, что подлинное изучение этой области доступно только политическим деятелям, так как, по его мнению, именно они хорошо знают природу человеческого общества, имеют представление об общественном благе, естественной справедливости, знают нравы различных народов и могут выносить суждения о законах на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и политики. Взгляды Бэкона на справедливость во многом выходили за рамки монархической идеологии своей эпохи. Он обратил особое внимание на политическую справедливость, видя в ней интересы государства, а не произвол монарха.

      Важное место в становлении представлений о справедливости занимает учение Гегеля, рассматривавшего справедливость как естественную, наказующую и вечную. Она является основой права и должна быть закреплена в форме конституции.

      Следует учитывать существенную специфику научного знания того времени, которая накладывает отпечаток на исследования ученых прошлого. Так, можно с уверенностью утверждать, что для большинства исследователей политико- правовой составляющей общества, государства и личности, проблема справедливости находилась в контексте: во-первых, определенного подхода к ее анализу (универсалистского, релятивистского, конструктивистского и других); во-вторых, в контексте "вмонтирования" ее в гибридные отрасли знания, как бы мы сейчас выразились. Иными словами проблема справедливости рассматривалась в "поле" этики, философии права, философии юриспруденции и т.п. Однако в пределах этого методологического поля были сформулированы основные принципы исследования справедливости, которые, безусловно, были восприняты последующими поколениями ученых.

      Сказанное относится к целой плеяде русских философов и юристов, внесших большой вклад в исследование проблемы справедливости. Это представители московской школы философии права - H.H. Алексеев, С.И. Гессен, И. А. Ильин, В.А. Савальский, Г.В. Флоровский, A.C. Ященко.

      Особое место среди них занимает И.А. Ильин. Учение И. А. Ильина о справедливости занимает видное место в русской юридической и политико-правовой мысли, так как оно представляет собой пример глубокого анализа проблемы справедливости в праве, политике и государстве. Оригинальность суждений И. А. Ильина заключается в том, что в основе его мировоззрения лежит нравственная идея, которая делает добро, справедливость, любовь, патриотизм не отвлеченными понятиями, а жизненным ориентиром. По И. А. Ильину они неотделимы и принадлежат "самому естеству человека как духовно- нравственного существа".1

      Подчеркивание приоритета духовной составляющей человеческой жизни, а еще точнее духовности в целом - есть одна из важнейших теоретико-методологических позиций, ориентиров И. А. Ильина.

      Общие теоретико-методологические установки взглядов И. А. Ильина показывают органическую связь человека и мира. В данном контексте он выступает как философствующий мыслитель, определяя, выражая собственные позиции, базирующиеся на предельно широких философских взглядах и принципах, имеющих методологическую значимость. Он тем самым задает направленность теоретическому исследованию, видя в этом акте творчества вместе с тем "условность операции, преследующей возможно большее логическое осознание изучаемого предмета и методологического очищения исследования ради продуктивности научного познания"1.

      Справедливость в системе политико-властных отношений и процессов: аксиоматическая типологизация

      Итак, И.А.Ильин неоднократно подчеркивает, что в общественной деятельности именно духовность имеет абсолютный приоритет. Это вытекает из рассмотренных в предшествующем параграфе содержательных критериев справедливости как нравственной идеи, являющейся духовным жизненным ориентиром. Поэтому, руководствуясь в своей деятельности справедливостью, человек подчиняет ее требованиям духовности. Соответственно, нормативные системы, составляющие правовое поле, не могут быть сведены к законодательству, поскольку опираются на духовную основу, в виде нравственного идеала, формирующего содержание закрепленной в законодательстве справедливости.

      Однако институционализация справедливости в праве не решает задачи ее воплощения во всей системе отношений, в которые вступает личность в обществе. Так, остается не выясненным вопрос о реализации справедливости в системе политики и власти. Рассмотреть же справедливость в системе политико-властных отношений невозможно без определения исходных положений политики и власти, выступающих системным критерием ее функционирования в государстве и обществе. Это, в свою очередь, дает возможность более глубоко проанализировать сущностные аспекты справедливости, выводя исследование на уровень анализа ее типов и форм легитимации как института. Поэтому, в плане настоящего исследования имеет большое значение рассмотрение аксиоматической типологизации справедливости в учении И.А.Ильина, которое будет предпринято в этом параграфе.

      Познание аксиом является отправной точкой процесса познания И. А. Ильина. Аксиомой называется положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное, исходное положение теории. Также заметим, что аксиомы политики и власти у И.А. Ильина органически взаимосвязаны, едины. Учение о власти И. А. Ильина построено на принципе системного подхода, при помощи которого мыслитель раскрывает сущность исследуемого предмета через множество аспектов его существования (социальный, политический, правовой, нравственный), выявляет специфику взаимосвязей между ними, проводит структурный и функциональный анализ институтов политической власти и анализ властных отношений. Поэтому концепция власти И. А. Ильина представляет собой единую и многомерную теоретическую картину. Философия власти представляет собой квинтэссенцию его политической философии, поскольку именно субстанция власти обеспечивает реализацию духовно-нравственного содержания государства - политическую справедливость, свободу, ответственность.

      И. А. Ильин всегда был сторонником единой и сильной государственной власти. Но, будучи сильной, политическая власть, не должна, по Ильину, превышать своих законных пределов. Есть как бы два полюса власти: с одной стороны "власть сама по себе есть общественно выделенная и организованная сила... живое средоточие уполномоченной могущественной воли, которую все признают, уважая ее, подчиняясь ей и исполняя ее требования и законы".1 Однако, с другой стороны " все, что требует... добровольного самоопределения со стороны человека, его творческой инициативы, - не подлежит произволению и властному распоряжению государственной власти".2 Итак, как подчеркивает Ильин, предел политической власти, который она не может нарушать — сфера духовной свободы человека и самостоятельного устроения им своей жизни. Сколь бы тотальным, значимым ни было государство для человека, все же индивидуальный человеческий дух, личность, свобода творчества, познания хозяйствования, личная, семейная жизнь — это те сферы, те ценности, ради которых существует государство, а не они ради него.

      "Политическое властвование, - пишет И. А. Ильин, - состоит в социально-сосредоточенном и юридически-организованном влиянии воли одних, лучших и уполномоченных людей на волю других, подчиненных, причем подчиненные связуются не только правотою и силою власти, но и собственным правосознанием; это влияние должно служить торжеству естественного права..."1 и справедливости. Политическая власть есть сила, но не физическая, а волевая, и способ ее действий — психический, духовный. Цель политической власти, по Ильину, служить средством, организующей силой осуществления естественного права, основанного на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства каждого из подданных государства в конкретно-исторических условиях. При этом опираться власть должна как на свою правом обусловленную силу, так и на народное правосознание, на народную поддержку.

      Формы легитимации института справедливости: социокультурный подход И.А.Ильина

      Очевидно, что правовое не всегда является справедливым, а справедливое не ограничивается правовой сферой. Ведь "не все явления и процессы общественной жизни находят адекватное отражение в праве и правовом законе. Масса интересов, стремлений, услуг, благ и т.п. регулируются неправовыми законами".1 Так, воплощаясь в конкретной правовой системе, справедливость в значительной мере остается явлением нравственности и правосознания, социальным и этическим критерием права. Главное в праве - это необходимость проявления в нем справедливых начал в той мере, в какой это, возможно, осуществить с помощью юридических средств. Справедливость должна быть духовной инвариантой правовой системы общества. Без этого право теряет свой исходный социальный смысл, перестает быть достойным регулятором общественных отношений. Однако современную Россию отличает низкий уровень правосознания. Он выражается не только в скептическом отношении к закону, но и в противопоставлении права и справедливости. Одним из следствий этого является дальнейшая криминализация общества. Во многом сказанное объясняется переходным состоянием российского общества, процессом его модернизации, когда формируются его основные институты, в том числе и политико-правовые. Поиск политико-правового идеала — необходимый контекст этого процесса. То есть, существует потребность в выработке системы содержательных критериев, задающих вектор реформирования. В этой связи является объективным и необходимым обращение к теории естественного права.

      Идея естественного права в философии развивалась уже в древности, особенно в античном мире. Это понятие можно встретить у Аристотеля, стоиков, Цицерона. Большое социальное значение идеи естественного права получили в эпоху Просвещения, идеологи которого широко использовали это понятие для критики существующих порядков как противоречащих естественной справедливости. Специфика естественного права трактовалась в рамках различных философских школ по-разному, но всегда это понятие выступало как оценочная категория в отношении действующей в данном обществе правовой системы, которое объявлялось соответствующим или несоответствующим естественному праву.

      В России конец XIX начало XX вв., в связи с активным процессом реформирования политической и правовой системы, происходит возрождение концепции естественного права, и вплоть до революции 1917 г. оно оставалось наиболее влиятельным в области государственно-правовых наук. Учение о естественном праве разрабатывали П. И. Новгородцев, Б. И. Чичерин, E.H. Трубецкой, другие мыслители. По их мнению, от понимания естественного права, зависит отношение к действующему праву. Важное методологическое значение имеет, в этой связи, рассмотрение естественного права как системы критериальных значений, используемых при оценке законодательства.

      Исходной точкой для политико-правовых взглядов И.А. Ильина является также естественное право, с его основным принципом справедливости. Ученый рассматривает естественное право в паре с категорией положительного права. Если под естественным правом он понимает нормы, проистекающие из духовно-нравственной сущности человека и соответствующие ей (право должное); то положительное право - это право сущее, реальное, то есть правовые нормы, установленные правовой властью и подлежащие применению. И. А. Ильин определяет естественное право как "вечное право", потому что оно сохраняет свое значение для всех времен и народов, и как "неотчуждаемое право", так как всякое умаление или попрание его извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека.

      Тем не менее, необходимо различать право и нравственность: право должно быть нравственным, но не нравственностью. В этом контексте интересно мнение Н.И. Матузова, который справедливо критикует позицию некоторых авторов, считающих, что положение "право есть минимум нравственности" умаляет социальную роль права. Он отмечает, что данная формула не принижает ценности права в обществе, а "фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охватить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нравственности более строгие".1 В установлении нравственных правил человек обычно является предоставленным себе и своей совести, и правила эти основываются на самостоятельном и свободном убеждении каждого. Принудительно нормы нравственности не устанавливаются в отличие от норм права.

      Естественное право несет в себе созидательную нагрузку в том смысле, что оно воплощается в положительном праве как необходимой форме, проводит принципы и идеи справедливости. То есть, естественное право выполняет роль стандарта, критерия для оценки действующего позитивного права, одновременно являясь методом и способом его совершенствования.

      Несмотря на качественно различный характер положительного и естественного права, и несмотря на то, что И. А. Ильин хорошо осознает, что естественное право есть идеал, который еще не осуществлен в истории и к которому нужно стремиться, он не противопоставляет естественное и положительное право. И естественное и положительное право должны быть обоснованы, то есть должна быть выявлена их практическая необходимость и важность на пути человека к осуществлению верховного блага. "Это значит показать, что основные законы бытия человеческого духа таковы и сущность верховного блага такова, - подчеркивает мыслитель, - что право как объективно обязательное правило внешнего поведения является необходимою формою их встречи. Иными словами, право необходимо потому, что без него дух человека лишен возможности осуществить в своей жизни верховное благо".

      Похожие диссертации на Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: : Концептуальная модель И. А. Ильина