Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем современной социальной философии является способ познания современного общества, совокупность методов такого познания, формирование теорий и особенности их взаимоотношения с действительностью В последнее время наряду с изучением объективных факторов развития современного общества возрос интерес к обратному влиянию форм сознания на экономику и политику, особенно религиозного, национального самосознания, в том числе соответствующих религиозных убеждений и этических взглядов, оказывающих воздействие на индивидуальную мотивацию и интересы отдельных людей Таким образом, обнаруживаются мощные каналы влияния субъективного фактора на общественное устройство и соответствующий образ жизни
Все эти вопросы тесно связаны с исследовательской деятельностью Макса Вебера К тому же Вебер сегодня интересен тем, что дал направление продолжающейся до сих пор дискуссии о методах и подходах к изучению современного общества, задал перспективу развития социальной науки, что послужило предпосылкой для рецепции Вебера в ряде научных сообществ Запада и интереса к его учению в России Особенно привлекательна попытка Вебера выйти из замкнутого круга сциентистско-антисциентистской антиномии, ведение им поиска «по ту сторону» «естественно-научной» и историцистской картин мира Таким образом, обращение к Веберу и его исследовательской программе позволяет расширить спектр подходов к изучению современного общества Именно под таким углом зрения рассматривается теоретическая и методологическая программа Вебера
Основная исследовательская проблема Вебера, изучение специфики новоевропейского капитализма и его генезиса, постепенно переросла в более широкий замысел - попытку социокультурного анализа капитализма как универсально-исторического феномена, которая со временем приобрела
самостоятельное значение Эта попытка остается актуальной и сегодня, в эпоху глобализации, когда идеи Вебера как нельзя более подходят для решения проблемы сочетания либеральной демократии, национальной идентичности и государственного суверенитета Универсализация понятия капитализма позволила Веберу в полной мере использовать свой теоретико-методологический инструментарий - весь аппарат «идеально-типически» истолкованных научных понятий и категорий
Этот инструментарий основывался на сочетании методов социологии и истории, чем достигался эмерджентный эффект, которому Вебер обязан своими новаторскими научными результатами Путем синтеза методологических принципов социологии и истории Макс Вебер внес свой вклад в создание новой научной методологии всеобщего социального познания В первую очередь это касается создания им концепции идеальных типов, идеи их подразделения на индивидуализирующие исторические и обобщающие социологические, которые послужили своего рода мостом между идиографизмом истории и номотетикой социологии В свою очередь, это позволило Веберу приступить к исследованию социальной действительности, опираясь на идею целерациональности, пронизывающей все структуры современного общества и составляющей основу его рационализации и модернизации
История и социология у Вебера вступают в неразрывную функциональную взаимосвязь Понятийный аппарат понимающей социологии Вебера сочетал в себе как индивидуальное, так и общее Сочетание методов социологии и истории позволяло рассматривать капитализм одновременно и в узком политэкономическом и в широком социально-философском смысле
Содержание идеально типических понятий раскрывается Вебером в понятии целерационального действия, шире - в понятиях рациональности и рационализации Причем последнее понятие представляет социально-философскую категорию Вебера, объединяя в себе два неразрывно связанных
между собой аспекта понятия рациональности - теоретико-методологический и историко-эмпирический
Поэтому центральный интерес для нашего исследования представляет теоретико-методологическая «рефлексия» М Вебера как историка и социолога, результатом которой явилась концептуализация феномена современного капитализма Эпоха, которую исследовал и начало которой обозначил М Вебер своими до сих пор вызывающими полемику исследованиями и теоретико-методологическими выводами из них - еще не исчерпала себя Философские установки Вебера остаются актуальными и по сей день
Социально-историческое своеобразие капитализма Вебер связывал с его «духом» Возникала задача выявить этическую - нравственно-религиозную - мотивацию носителей капиталистического духа Что и было сделано в «Протестантской этике», в которой наиболее отчетливо выразилась социальная философия автора, проводящая социально-исторический анализ генезиса буржуазии параллельно с рассмотрением социокультурного аспекта генезиса капитализма Сегодня причиной обращения к Веберу является интерес к глобальным проблемам капиталистического развития, который и определил возрастание исследовательского внимания со стороны ученых, придерживающихся разных мировоззрений, к теоретическому наследию ученого
На это накладывается глобальная смежность проблем современного капитализма, тщательно продиагностированного еще Вебером, который одним из первых повел разговор о тотальном обездуховливании мира, его отчуждении от человека По его убеждению, «дух капитализма» вызвал к жизни не только соответствующий тип общества, но и определенный тип цивилизации (европейскую буржуазно-капиталистическую цивилизацию),
поэтому «соответствующая проблема выросла до уровня философско-исторической»1
Степень разработанпостп проблемы можно квалифицировать как сравнительно высокую, хотя и не во всех исключительно случаях достаточно глубокую Исследования, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к данной теме, можно систематизировать по нескольким направлениям, взятым в хронологическом порядке
Первую группу источников представляют труды историков, социологов и философов, составлявших естественную научную среду М Вебера, его идейные предшественники (И Кант, Г Гегель, Ф Ницше, ТГоббс), его непосредственные друзья и коллеги (ГРиккерт2, В Виндельбанд, В Дильтей, В Зомбарт, К Ясперс3, Э Трельч4, Марианне Вебер5, А Вебер, а также его российские современники А И Неусыхин6, С Н Булгаков7
Вторую группу исследований составляет «продуктивная» антивеберовская критика (на основе которой сами критики создавали собственные концепции) со стороны разных направлений (20-30-е годы) М Шелер8 (в русле антропологической ориентации в социологии), X Фрайер9 (с позиций правого неогегелянства), Г Лукач (с позиций левого гегелянства в процессе генезиса неомарксизма), концепция которого, по мнению Ю Хабермаса10, послужила связующим звеном между схемами рациональности М Вебера и идеями «овеществления» М Хоркхаймера и ТВ Адорно" (неомарксистская социологическая ориентация) Последние являлись видными представителями Франкфуртской школы неомарксизма
Гайденко П П, Давыдов Ю Н История и рациональность Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс М 1991, с 12-13
2RickertH Max Weber und seine Stellung zur Wisenschaft II Logos 1926/Bd I5/S 226 3 Jaspers J Max Weber Politiker Forscher, Philosoph Bremen, 19-16
Трёльч Э Историзм и его пробтемы Логическая проб іемафилософии истории / Пер с нем М 1994
Weber Marianne Max Weber A Biography N Y , 1975
Неусыхин А И Проблемы европейского феодализма Избр труды М, 1974
Булгакове Два града Исследование о природе общественных идеалов М, 1911 T 1-І!
SchelerM Die Wissensformen und die Gesellschaft Bern 1960 9Freyerll Soztologie als Wirklichkeitwissenschaft Leipzig Berlin, 1930
HabermasJ Theone des kommunikativen Handelns Frankfurt a M.1981 1 Адорно T В Негативная диаіектика M, 2003
(начиная с 30-х годов), к числу которых также принадлежали ГМаркузе12, в определенные периоды своего творчества Э Фромм и Ю Хабермас13 - также внесшие вклад в критическую разработку и переработку идей М Вебера С конструктивной критикой Вебера выступил Р Дарендорф14
Особняком стоят такие исследователи как РАрон15, испытавший в ранний период творчества влияние М Вебера (30-е годы) Это, разумеется ТПарсонс , РТони17 В разное время, в том числе 60-80-е годы, к идеям М Вебера обращались такие исследователи, как АШюц18, ЭХобсбаум19, Дж Льюис20, Г Оукс21, Дж Александер22, Э Гидденс23, А Грамши24, А Фанфани25, Р Бендикс26, М Оссовская27, А фон Шельтинг28, Й Вайс29, Й Кокка30, Д Генрих31, а также И Винкельман32, В Ю Моммзен33 и В Шлюхтер34 - занимающиеся подготовкой 32-томного полного собрания сочинений М Вебера в Германии
Marcuse Н Industrialization and capitalism in the work of Max Weber //Negations Essays in Critical Theory Boston, 1968 l3HabermasJ Zur Logik der Sozialwissenschaften Matenalen Frankfurt am Mam 1970
DahrendorfR Max Weber and Modern Social Science II Max Weber and His Contemporaries II Ed WJ Mommsen and J Osterharrmel (The German Historical Institute) L , 1987
Арон P Этапы развития социологической мысти М , 1993 16 Parsons T Introduction /' Weber М The Sociology and Religion Boston 1963 P IX-LVH ,7lawneyRH Religion and the Rise of Capitalism NY, 1954
ШюцА Методоюгия социальных наук //ШюцА Избранное мир, светящийся смыслом М , 2004
Hobsbawm С Weber und Marx Гш Kommentar II Max Weber der Histonker Goettmgen 1986
Льюис Дж Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера М 1981
Oakes G Max Weber und Suedwestdeutcheschule II Max Weber und seme Zeitgenossen / Hg V \\ Mommsen, WSchwentker Goettmgen 1988 SS 595-612
22 Alexander J The Dialectic of Individualism and Domination Weber's Rationalization Theory and Beyond II Max \\ eber Rationality and Modernity L 1987
GiddensA Capitalism and Modern Social Theory An Analysis of the Wrightings of Marx, Durkheim and Max Weber I , 1971
24 Грамши А Избр Произведения T3 Тюремные тетради М 1959
25 Fanfani A Cathohzism Protestantism and Capitalism New York, 1935
26 Bendix R Max Weber An Intellectual Portrait New York Doubleday and Company, I960, Bendix R Roth G Scholarship
and Partisanship Fssayson Max Weber Berkeley (University of California Press), 1971
Оссовская M Рыцарь и буржуа Иссіедование по истории морали М,1987
SchettingA von Max Webers Wissenschaftslehre Das logische Problem der histonschen Kulturerkenntnis Die Grenzen der Soziologie des Wissens Tuebingen 1934
29 Weiss J Max Webers Grundlegung der Soziologie Stuttgart 1976 30KockaJ Kontroversen ueber Max Weber II Neue PolitischeLiteratur 1976 H3
Henoch D Die Eiheit der Wissenschaftslehre Max Webers Tuebingen, 1952
Wmckelmann J Max Webers hmterlassenes Hauptwerk Die Wirtschaft und die gesellschaftlichen Ordnungen und Maechte Tuebingen 1986
33 Mommsen WJ UniversalgeschichtlichesDenken bei Max Weber//HZ 1965 Bd201, 557ff, атакже Die
Geschichtwissenschaftjenseits des Histonsmus Duesseldorf, 1972
34 Schluchter W Max Webers Gesellschaftsgeschichte//KZfSS 30 Jg 1978
Особое направление, объединившее разных ученых, можно выделить в рамках веберовского «ренессанса» в Германии 1970-80-х годов Э Зайфарт и В М Шпрондель35, Р Прево36, Г Рот37, Ф X Тенбрук38, Р Мюнх39 и проч В нашей стране в советское время внесли свой критический и конструктивный вклад такие исследователи, как МИ Банер40, И С Кон41, А Г Здравомыслов42, Б Г Капустин43, Р П Шпакова44, Н И Смоленский45, В П Макаренко46, М А Барг47, В Н Виноградов48, Д П Горский49, А С Панарин50 В настоящее время вебероведение пополнили работы А С Бухарова51, Е И Кравченко52, решающий вклад внесен работами П П Гайденко53, Ю Н Давыдова54, А И Патрушева55
На фоне длинного ряда работ, посвященных изучению Вебера, очевидна потребность в комплексном социально-философском подходе к исследованиям социолога, рассматривающем в единстве весь спектр теоретических и методологических проблем веберовской понимающей и
Seyfart С Sprondei W М Seminar Religion und gesellschafthche Entwicklung Studien zur Protestantismus-Kapitahsmus-
These Max Webers Frankfurt a M 1973 *-
Prewo R Das Wissenschaftsprogramm Max Webers Frankfurt 1979
Roth G , Schluchtcr W Max Weber s vision of history Ethics and methode Berkeley University of California Press, 1979 ,8 Tenbruck F H Die Genesis der Methodologie Max Webers II Koelner Ztschr Soziol und Sozialpsychol (KZfSS) 1959 Bd ІІ.ЛаЗ S 574-630 39
Muench R Max Webers «Gesellschaftsgeschichte» als Entwicklungslogik gesellschafthcher Rational і si erung9 II KZfSS 32
Jg 1980
Бацер M И «Тезис Вебера - Гоуни» и его критики // Изучение и преподавание историографии в высшей школе Петрозаводск 1985
Кон И С Философский идеализм и кризис бурж>азноЙ исторической мысли (Критические очерки философии истории эпохи империализма) М 1959
Здравомыслов А Г Социология М Вебера и современная идеологическая борьба // Критика современных буржуазных и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма М, 1980
Кап>стин Б Г Концепция идеальных типов М Вебера и познание многообразия исторической действительности // Философские науки 1981 №1 С 107
Шпакова Р П Проблему социального познания в концепции идеальных типов М Вебера // Вопросы философии 1985 №3 С 14
Смоленский НИК критике концепции Макса Вебера о природе исторического познания // Новое в Новейшей истории 1985 Лг«3 С 41
Макаренко В П Теория бюрократии М Вебера и буржуазные концепции организации и управления // Вопросы философии 1986 ЛеЗ С 129
Барг М А Некоторые вопросы генезиса капитализма в Западной Европе в современной бурж>азной историографии // Генезис капитализма (в промышленности и сельском хозяйстве) Сборник М 1965 48 Виноградов В Н Макс Вебер и «либеральный империализм» // Новое в Новейшей истории 1988 №2 С 167
Горский Д П Понятие о реальных и идеальных типах // Вопросы философии 1986 №10
Панарин А С Искушение глобализмом М 2002
Бухаров А С Концепции деятельности в социологии К Маркса и М Вебера М 2002 52 Кравченко Е И Макс Вебер М 2002
Гайденко П П Научная рациональность и философский разучі М 2003
Давыдов Ю Н Макс Вебер и современная теоретическая социология Актуальные проблемы веберовского социологического учения М І998
Патр>шевАИ Расколдованный мир Макса Вебера М 1992
универсально-исторической социологии и погружающем его основополагающие идеи в контекст современной исторической реальности, отмеченной, с одной стороны, процессом глобализации, а с другой, ростом национального и религиозного самосознания в мире Этим обусловлено использование в диссертации широкого ряда работ, посвященных общетеоретическим и методологическим вопросам 56
Объектом исследования в диссертации является веберовская теоретическая и методологическая программа осмысления современного капитализма и его генезиса, в основу которой положена идея рациональности, а также механизм выстраивания этой программы на основе и с учетом особенностей его гносеологического, теоретико-методологического и социально-философского аппарата
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в реконструкции единой теоретической и методологической программы Макса Вебера на базе идеи рациональности, сочетающей в себе методологию социологии и истории
Для достижения этой цели предполагается решить ряд промежуточных задач
анализ теоретико-методологических и содержательных подходов М Вебера к способу образования понятий,
анализ подходов к проблеме исследовательской программы М Вебера в зарубежной и отечественной науке,
попытка определить специфику «Протестантской этики» как своеобразной социально-философской программы М Вебера, имеющей предметом изучение конкретной научной проблемы, а именно, природы капитализма
56 В диссертации использованы результаты общетеоретических исследований зарубежных и отечественных ученых Э Дюркгейма, П А Сорокина, Т Парсонса, Р Арона, Э Гидденса, П Бурдье, Й Хейзинги, С Л Франка, а также В С Барулина, К X Момджяна, И А Гобозова, Л Г Ионина и др С точки зрения методотогии социально-исторического познания использовались работы Семенова В И , по философии кучьтуры -Муравьева Ю А , Богомотовой Е В и др Выявление сущности капитализма находилось в центре внимания таких социальных мыслителей, как К Маркс, Ф Энгельс, Г Лукач, М Хоркхаймер, Т В Адорно, Г Маркузе, Э Фромм, Ю Хабермас, Р Дарендорф, Й Шумпетер, Э Хобсбаум Среди современных авторов, занимающихся исследованием процесса глобализации, можно отметить И Валлерстайна, Тьерри де Монбриаля, И А Гобозова, А В Назарчука, А С Панарина, В И Пантина, и др
Методологической осповоїі данной работы является философско-теоретический анализ базовых понятий веберовской методологии с привлечением исследовательских результатов отечественных и зарубежных ученых
Теоретической осповой работы является диалектика позитивистской и антипозитивистской ориентации Вебера Отнюдь не абсолютизируя эту дихотомию и учитывая ее социокультурную обусловленность, признается необходимым использовать ее в контексте вебероведческих исследований
Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту
1 В ходе рассмотрения теоретико-методологической основы веберовского
научного наследия и его интерпретаций было зафиксировано два подхода к
способу образования понятий, соответственно, идеализирование и типизация,
объединяемые им в понятии «идеальный тип» С одной стороны, это
вычленение «исторических индивидуумов» с помощью содержательных
подходов отнесения к ценности, с другой стороны, это метод генерализации
и установление каузальной значимости объекта исследования.
2 Показано, что веберовские категории нельзя рассматривать по отдельности
и дедуцировать одну из другой, специфика его теоретико-методологических
понятий состоит в их тесной взаимосвязи Поиск «общего» ведется Вебером
через осмысленные действия индивидуума, и важнейшей функцией
«идеального типа» становится установление каузальных связей между
индивидуальными историческими образованиями Понятие рациональности
является не только методологическим средством отображения смысла
индивидуального действия, но и предстает у Вебера как составная часть
исторических процессов Соответственно, фиксируется факт «расщепления»
социологии Вебера на «понимающую» и «универсально-историческую»
3 Выявлены принципы, конституирующие единство теоретической и
методологической программы М Вебера Основанием для этого служит
стремление Вебера работать «по ту сторону» естественно-научной и
историци стекой «парадигмы», одновременно используя их преимущества на основе тесного взаимодействия двух уровней социально-философской категории рациональности - методологического и историко-эмпирического
4 Материалы исследований Вебера, нашедшие отражение в его
«Протестантской этике», рассматриваются как незавершенная попытка
исследования рационализации, где наиболее отчетливо виден механизм
объединения его специфической гносеологии и методологии Результатом
становится экспликация учения Вебера о двух типах капитализма, а также
теории рационального капитализма, генезис и специфика которого призваны
подтвердить единство понимающей и универсально-исторической
социологии Вебера Все это формирует основы веберовской
исследовательской программы изучения современного капитализма
5 Показана двойственность принципа рациональности В свете такой
двойственности в качестве специфической мировоззренческой проблемы
познания предстает связь ценностного и когнитивного моментов, отношения
веры и разума, религии и смысла Реконструированы различные подходы к
интерпретации веберовских понятий и проанализированы различные
попытки преодоления двойственности принципа рациональности
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении актуальных для современного социально-философского знания понятий веберовского учения и его места в современной науке
Практическая значимость исследования определяется
возможностью использовать его материалы в спецкурсах, посвященных исследованиям М Вебера, а также в учебных курсах по современной зарубежной социальной философии Результаты проведенной работы могут быть востребованы специалистами самого разного профиля
Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования были использованы автором при публикации статей и рецензий
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии