Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антиномии социальной философии и развитие концепции Макса Вебера Рахманов, Азат Борисович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахманов, Азат Борисович. Антиномии социальной философии и развитие концепции Макса Вебера : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Рахманов Азат Борисович; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет"].- Москва, 2013.- 636 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI века человечество столкнулось с множеством сложных проблем, ключ к решению которых может дать только развитие фундаментальной науки об обществе. К числу наиболее важных отраслей обществоведческого знания принадлежит социальная философия как наука об обществе в целом, и она не может развиваться, не предпринимая попыток все более и более глубокого и систематического осмысления наследия своих классиков.

Одним из наиболее признанных классиков мировой социальной философии, одним из наиболее влиятельных и могущественных персонажей Олимпа социальных наук является выдающийся немецкий мыслитель Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Макс Вебер). Бесспорны как глубина разработки им научных проблем, так и широта экспансии его научного мышления. Британский ученый М. Элброу пишет: «Со дня смерти М. Вебера в 1920 его авторитет вырос до такого уровня, что теперь он признается самым крупным социальным теоретиком двадцатого века»1. По значимости для социальной философии и социальных наук в целом Макс Вебер сопоставим только с Карлом Марксом.

Однако, несмотря на повсеместное признание научных достижений Вебера, его идейное наследие таит еще в себе много нерешенных проблем, а подходы к нему в зарубежной и российской научной литературе остаются в основном довольно ограниченными. «И все же социология Вебера является одной из наименее понятых» - справедливо констатирует американский ученый Р. Коллинз2. Моменты ограниченности мировой и отечественной веберологии сводятся, на наш взгляд, к следующему.

Во-первых, ограниченность восприятия веберианства проявляется в том, что рассмотрение идей Вебера производится преимущественно некритически, апологетически и догматически, т.е. происходит подчинение позиции автора позиции Вебера. Эта ограниченность, часто встречающаяся и в западной литературе о Вебере, является почти универсальным недостатком отечественного вебероведения. Если в советскую эпоху Вебер был объектом критики, то теперь он стал непререкаемым авторитетом. Работы о Вебере сводятся в основном к пересказу, комментированию, поверхностному сопоставлению его взглядов с идеями других мыслителей и т.д. Слияние с предметом рассмотрения, кстати, является проклятием почти всей современной отечественной литературы, посвященной истории философии (социологии, политологии).

Во-вторых, ограниченность восприятия веберианства проявляется в том, что идеи Вебера берутся вне контекста развития социальной философии, вне связи с предшествующим многовековым путем развития науки об

1 Albrow М. Max Weber's Construction of Social Theory. London etc.: Macmillan, 1990. p. 1.

2 Collins R. Weberian sociological theory. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1986. p. 1.

обществе. Вне этого контекста возникновение и развитие научных взглядов Вебера понять невозможно, поскольку его мышлением являлось реакцией на проблемы социально-философской науки. Для адекватного понимания и объяснения развития идей Вебера необходимо опираться на плодотворную концепцию развития социально-философской науки. Глубокое и всестороннее представление о закономерностях развития социальной философии является необходимой предпосылкой восприятия системы научных взглядов Вебера.

В-третьих, ограниченность восприятия веберианства проявляется в том, что взгляды Вебера рассматриваются не как целостность, а как совокупность обособленных положений и групп положений, т.е. фрагментарно. К. Ясперс совершенно справедливо утверждал: «Нельзя понять Макса Вебера, прочтя одну из его работ, а, тем более, несколько характеризующих его формул; понять его можно, если познакомиться со всеми принадлежащими ему фрагментами, научными работами, журнальными статьями, записями, письмами и с его наследием, а также с простыми, скупыми сообщениями о его жизни и деятельности, его манере поведения» . На основании рассмотрения ряда небольших работ Вебера и их фрагментов в России в последние годы сложилась (часто вслед за не самыми лучшими образцами западной веберологии) облегченная версия интерпретации веберианства - назовем ее Вебер-light - которая включает в себя чаще всего: 1) концепцию протестантской этики, 2) концепцию идеальных типов, 3) концепцию нейтральной в ценностном отношении социальной науки, 4) понятие социального действия, 5) понятие о трех типах господства, 6) концепцию бюрократии. При этом игнорируются два opus magnum Вебера - «Хозяйство и общество» и «Хозяйственная этика мировых религий» - взятые как мыслительные целостности. «Хозяйство и общество» и «Хозяйственная этика мировых религий» известны, признаны и почитаются, им воскуривается фимиам, но, по существу дела, они до сих пор не познаны и не исследованы. В отечественной и мировой науке преобладает рассмотрение только лишь их отдельных положений и отдельных подразделений текстов этих двух трудов. Это уровень рассудочного постижения наследия Вебера. Впрочем, преимущественно такой же подход царит и в отношении других таких же систематических исследований общества - «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля и «Капитала» К. Маркса.

Российская наука до сих пор в полной мере не освоила теоретического наследия Вебера в целом, не говоря уже об осуществлении глубокого и систематического критического анализа его научного творчества. При этом необходимо констатировать существенное отставание российской веберологии от западной, прежде всего, немецкой и американской, хотя вышеуказанные моменты ограниченности характерны и для западных специалистов по Веберу. Отчасти это связано с тем, что российские

3 Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера. В издании: Вебер М. История хозяйства. Город. М, Юрист, 2001. с. 565.

исследователи в отличие от своих западных коллег, до последнего времени не обладали текстами переводов главных и многих второстепенных произведений Вебера.

Справедливости ради следует отметить, что рассудочный (фрагментарный) подход к научному творчеству Вебера неизбежен и необходим на начальных этапах его исследования, но он уже изжил себя и необходимо осуществить его снятие, произведя рассмотрения научного наследия Вебера именно как теоретической целостности (системы).

В-четвертых, ограниченность восприятия веберианства проявляется в том, что происходит отвлечение от развития идей Вебера. Его позиция рассматривается как неизменная, как раз и навсегда данная. Однако Вебер, как и любой мыслитель, развивался, и его взгляды изменялись, ему было свойственно отказываться от некогда выдвинутых идей, корректировать их, колебаться, и, в связи с этим, понять и объяснить его научные взгляды можно только в их развитии. Тем более не исследуются противоречия, т.е. движущие силы, которые определяли эволюцию научных взглядов Вебера. Эти движущие силы сводятся, на мой взгляд, к двум типам: 1) субъективные (внутринаучные) противоречия и 2) субъективно-объективные (теоретико-практические) противоречия, т.е. противоречия между концепцией и объективной социальной действительностью.

Для адекватного восприятия теории общества Вебера необходим диалектический подход, основанный на разумном, а не на рассудочном мышлении. Диалектический (разумный) подход при обращении к теоретическому наследию любого социально-философского мыслителя требует: 1) подходить к нему критически, т.е. выявлять не только рациональные зерна, но и непременно ограниченность, 2) рассматривать в качестве момента развития социально-философской науки в целом, 3) исследовать целостность его идей, т.е. каждое положение и каждое произведение как момент всей системы взглядов, 4) исследовать взгляды мыслителя в их развитии, 5) исследовать субъективные и объективные противоречия, обусловившие развитие его научных взглядов.

Социальным наукам России еще только предстоит осуществить критическое, освоение теоретического наследия Макса Вебера, что будет сопряжено с выявлением достоинств и недостатков его мысли. Диалектическое исследование социальной философии М. Вебера является абсолютно необходимым для формирования научного представления о развитии мировой социальной философии. Необходим систематический и детальный анализ развития научных взглядов мыслителя. Но нужно изучать Вебера таким, каким он был в действительности, а не таким, каким его кто-либо хотел бы видеть: часто Вебера перетолковывают под себя, под свою позицию. Вебер оказывается более сложным, противоречивым и интересным, чем это было принято считать до сих пор. Настоящая работа будет попыткой сделать шаг в сторону диалектического исследования социально-философской мысли Макса Вебера.

Степень разработанности проблемы. Научная литература, посвященная Веберу, безбрежна. Попытаемся указать на некоторые важные вебероведческие труды. Ценная информация о личности Вебера и о его творчестве содержится в книге его супруги Марианны Вебер4. Классик мировой веберологии немецкий ученый В. Моммзен в своем ставшем каноническим труде «Макс Вебер и немецкая политика 1890-1920» систематически и детально исследовал развитие политических взглядов Вебера, его участие в политической жизни Германии с 1890-х гг. по 1920 г., взаимосвязь его научных и политических идей5. Многообразный материал о жизни и творчестве Вебера, содержится в издании В. Моммзена и В. Швенткера, включающем в себя статьи многих авторов6. Различные аспекты жизни и деятельности Вебера были освещены в работах Ф. Блума , Г. Рота и

др.

Важный вклад в решение сложных проблем текстологического анализа произведений М. Вебера и, в первую очередь, «Хозяйства и общества», внесли, помимо Марианны Вебер, немецкие ученые В. Моммзен9, В. Шлюхтер10, Ф. Тенбрук11, а также японский ученый X. Орихара12.

Зарубежные и отечественные ученые исследовали многие отдельные проблемы и группы проблем, которые разрабатывал Вебер.

Советский историк А.И. Неусыхин проанализировал веберовскую
концепцию генезиса западного капитализма, социологию религии Вебера и, в
первую очередь, его концепцию взаимосвязи протестантизма и капитализма,
концепцию города, а также методологию Вебера . Неусыхин отметил, что в
гносеологии и методологии Вебер находился под влиянием Риккерта, а в
социологии и истории - под влиянием Маркса14. Немецкий ученый Г.
Абрамовски рассмотрел осуществленный Вебером сравнительный
структурный анализ истории рационального капитализма,

4 Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007.

5 Mommsen W. Max Weber und die deutsche Politik. 1890-1920. 2. uberarbeitete und erweiterte Auflage.
Tubingen, J. С. В. MOHR (Paul Sibeck), 1974; Он же. Max Weber in America II American Scholar, Vol. 69, Issue
3, Summer 2000. pp. 103-109.

6 Max Weber und seine Zeitgenossen. Hrsg. von Wolfgang J. Mommsen u. Wolfgang Schwentker. Gottingen,
Zurich. Vandenhoeck u. Ruprecht, 1988.

7 Blum F.H. Max Weber: The Man of Politics and the Man Dedicated to Objectivity and Rationality II Ethics. An
International Journal of Social, Political and Legal Philosophy, Vol. 70, No. 1. (Oct., 1959), pp. 1-20.

8 Roth G. Max Weber: Family History, Economic Policy, Exchange Reform II International Journal of Politics,
Culture and Society. Vol. 15, № 3, Spring 2002.

9 Mommsen W. Max Weber's «Grand Sociology»: The Origins and Composition of Wirtschaft und Gesellschaft.
Soziologie II History and Theory, Vol. 39, No. 3. Oct., 2000, pp. 364-383.

10 Schluchter W. Religion und Lebensfuhrang. Studien zu Max Webers Religions- und Herrschaftssoziologie. Vol.
2. Frankfurt am Main. 1988; Он же. «Kopf» oder «Doppelkopf» - das ist hier die Frage. Replik auf Orihara Hiroshi

11 Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, Heft 4, Jg. 51, 1999.

11 Tenbrack Fr. H. The Problem of Thematic Unity in the Works of Max Weber II The British Journal of Sociology,
Vol. 31, No. 3, Special Issue. Aspects of Weberian Scholarship. (Sep., 1980), pp. 316-351.

12 Orihara Hiroshi. Max Webers Beitrag zum «Grundrift der Sozialokonomik». Das Vorkriegsmanuskript als ein
integriertes Ganzes II Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, Heft 4, Jg. 51, 1999. s. 724-734.

13 Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки; Он же.
Социологическое исследование Макса Вебера о городе. В издании: Вебер М. История хозяйства. Город. М.,
Юрист, 2001.

14 Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки. В издании:
Вебер М. История хозяйства. Город. М., Юрист, 2001. с. 590.

капиталистического духа и его религиозных предпосылок - его исследование протестантизма, религий Китая и Индии, иудаизма и ислама, сравнительный структурный анализ истории европейского города и европейской буржуазии (бюргерства), сравнительную структурную теорию рационального государства и бюрократии - типы господства, современное государство, бюрократию как историческое явление, бюрократизацию партий 15. Американский исследователь А. Митцман изучал среду, в которой формировался Вебер, и другие личные аспекты его жизни, политическую и научную эволюцию Вебера16. Американский ученый Р. Бендикс рассмотрел идеи ранних произведений Вебера, его концепцию протестантской этики и, в связи с этим, концепцию духовного фактора развития общества, концепцию классов и сословий, веберовскую концепцию сравнительного анализа трех восточных цивилизаций - Китая, Индии и древнееврейского общества, его социологию религии и политическую социологию17. Бендикс охарактеризовал творчество Вебера как анализ и защиту западной цивилизации . Бендикс также анализировал проблемы стратификации и социального неравенства в концепциях Вебера19.

Французский мыслитель Р. Арон проанализировал концепцию науки, проблему соотношения истории и социологии (социологического исследования истории), социологию религии Вебера, кратко коснулся содержания его труда «Хозяйство и общество» . Итальянский ученый Ф. Ферраротти анализировал исторические корни научного творчества Вебера (историческую школу политэкономии и неокантианство), веберовские концепции соотношения науки и ценностей, понимание причинности, проблемы построения научной системы, рациональности, социологии религии, отношение Вебера к социализму, а также осуществил

сравнительный анализ идей Маркса и Вебера .

Отечественные авторы Ю.Н. Давыдов и П.П. Гайденко рассмотрели ряд моментов концепции Вебера - его методологические взгляды, в том числе и концепцию идеальных типов, а также концепции понимания, социального действия, рациональности и рационализации, господства,

религии, феномен веберовского Ренессанса и т.д. . Ю.Н. Давыдов

15 Abramowski G. Das Geschichtsbild Max Webers. Universalgeschichte am Leitfaden des okzidentalen
Rationalisierangsprozesses. Ernst Klett Verlag. Stuttgart, 1966.

16 Mitzman A. The iron cage: an historical interpretation of Max Weber. Alfred A. Knopf, New York, 1970.

17 Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait. University of California Press. Berkely, Los Angeles, London,
1977; Он же. Образ общества у Макса Вебера. В издании: Вебер М. История хозяйства. Город. М., Юрист,
2001.

18 Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait... p. 494.

19 Bendix R. Inequality and Social Structure: A Comparison of Marx and Weber II American Sociological Review,
Vol. 39, No. 2. (Apr., 1974), pp. 149-161.

20 Арон P. Этапы развития социологической мысли. М., Прогресс, 1993. с. 489-582.

21 Ferrarotti F. Max Weber е il destino della ragione. Editori Laterza. Bari, 1972; он же. Orfano di Bismarck. Max
Weber e suo tempo. Editori Riuniti. Roma, 1982.

22 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский
ренессанс. М., Комкнига. 2010; Гайденко П.П. Социология Макса Вебера. Предисловие к изданию: Вебер М.
Избранные произведения. М., Прогресс. 1990; Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности.
Послесловие к тому же изданию.

проанализировал концепцию капитализма Вебера , рассмотрел место

экономического антиковедения в наследии Вебера , затронул проблему антиномизма мышления Вебера и детально проанализировал идейно-теоретический контекст концепции Вебера и ее восприятие в последующей

9 S

социальной философии и социологии , а также методологические проблемы веберианства, в том числе, проблему соотношению социальной философии и социологии в его научном творчестве26.

Итальянский ученый Э. Боско проанализировал ряд аспектов концепции Вебера. Критика социализма и марксизма, базис и надстройка, социальные классы, бюрократия, харизма, взгляды Вебера на политическое устройство Германии и его актуальный политический анализ27. Немецкий философ Ю. Хабермас в своем главном труде посвятил немало внимания веберовским концепциям западного рационализма, расколдовывания, социального действия, протестантской этики, бюрократизации, а также сопоставлению взглядов Маркса и Вебера и восприятию идей Вебера в

западном марксизме . Американский исследователь теоретической социологии Р. Мюнх в своем фундаментальном труде детально проанализировал веберовское понятие действия в связи с проблемой интеграции веберовских взглядов и идей Дюркгейма в волюнтаристской

концепции Парсонса . В связи с взглядами Вебера на социальное действие Р. Мюнх рассмотрел достоинства и недостатки концепции капитализма Вебера. Мюнх писал: «Объяснение своеобразия и происхождения современного западного общества является классической темой социологии. Из великих классиков социологии Карл Маркс сформулировал логически завершенное объяснение, но он сделал это ценой теоретического охвата и соответствия исторической реальности. Макс Вебер оставил исторически детализированное объяснение, но он сделал это ценой теоретической когерентности» . Итальянский философ А. Понсетто исследовал веберовскую концепцию рационализма, проблему соотношения рациональности и капитализма, этику ответственности и рациональное право как несущие структуры сознания западных обществ, проблему соотношения рациональности и харизмы в концепции Вебера . Немецкий ученый Д.

Давыдов Ю.Н. Веберовская теория капитализма - ключ к универсальной исторической социологии. Глава в издании: История теоретической социологии. Т.2. М., Канон, 1998.

24 Давыдов Ю.Н. Веберовская социология истории. Предисловие к изданию: Вебер М. Аграрная история
древнего мира. Канон-пресс-Ц. Кучково поле. М. 2001.

25 Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998; Он же. Раздел
«Веберовский ренессанс» и обновленный интерес к классике» в издании: История теоретической
социологии. Т.4. СПб., 2000.

26 Давыдов Ю.Н. М. Вебер: социология в системе наук о культуре. Глава в издании: История теоретической
социологии. Т.2. М, Канон, 1998.

27 Bosco Е. Classi sociali е mutamento in Max Weber. Milano, 1980.

28 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. 3. Auflage. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1988.
Bd.1,2.

29 Munch R. Theorie des Handels. Zur Rekonstruction der Beitrage von Talcott Parsons, Emile Durkheim und Max
Weber. Berlin, Suhrkamp, 1982.

30 Munch R. Op. cit. s. 470-471.

31 Ponsetto A. Max Weber. Ascesa, crisi e trasformazione del capitalismo. Milano, Franco Angelli, 1986.

Кеслер рассмотрел экономическую социологию, социологию господства, социологию религии, методологию Вебера .

В мировой и отечественной литературе были также осуществлены детализированные исследования многих отдельных сторон научного творчества. Вебера. Немецкий философ П.-У. Мерц в своей фундаментальной монографии рассмотрел философию неокантианства Г. Риккерта как методологическую основу научного мышления Вебера и веберовскую концепцию социологии как науки о действительности . Методологические взгляды Вебера анализировали С. Эндрески34, Дж. Драйсдейл35, В. Хеннис36, Дж. Оукс37, С. Уимстер38. П. Кнапп исследовал влияние философии Гегеля на методологию Вебера . Р.П. Шпакова рассмотрела методологию Вебера, его взгляды на социальное действие, проанализировала его взгляды на аграрный вопрос40. Соотношение теории и истории в трудах Вебера рассматривали. Рот41, Д. Заре42. Г. Мюллер рассматривал проблему материализма в концепции Вебера43. Венгерский философ Г. Лукач главу в своей книге «Разрушение разума», рассмотрел научную деятельность Вебера как этап в развитии западного (буржуазного) иррационализма44. Критика Лукачем тенденций субъективизма и иррационализма в концепции Вебера была небезосновательной, но односторонней. К. Байерсдёрфер рассмотрел взаимосвязи взглядов Вебера и Лукача45.

32 Kasler D. Einfuhrung in das Stadium Max Webers. Munchen, Verlag C.H. Beck, 1979; Он же. Макс Вебер
(1864-1920) //Немецкая социология. СПб., Наука. 2003.

33 Merz P.-U. Max Weber und Heinrich Rickert. Die erkenntniskritischen Grandlagen der verstehenden Soziologie.
Konigshausen&Neumann, Wurzburg. 1990.

34 Andreski S. Method and Substantive Theory in Max Weber II British Journal of Sociology, Vol. 15, No. 1. (Mar.,
1964), pp. 1-18.

35 Drysdale J. How are Social-Scientific Concepts Formed? A Reconstruction of Max Weber's Theory of Concept
Formation II Sociological Theory, Vol. 14, No. 1. (Mar., 1996), pp. 71-88.

36 Hennis W. Brisson U, Brisson R. The Meaning of 'Wertfreiheit' on the Background and Motives of Max Weber's
"Postulate" II Sociological Theory, Vol. 12, No. 2. (Jul., 1994), pp. 113-125

37 Oakes G. The Verstehen Thesis and the Foundations of Max Weber's Methodology II History and Theory, Vol.
16, No. 1. (Feb., 1977), pp. 11-29

38 Whimster S. The profession of history in the work of Max Weber: its origins and limitations II The British
Journal of Sociology,
Vol. 31, No. 3, Special Issue. Aspects of Weberian Scholarship. (Sep., 1980), pp. 352-376.

39 Knapp P. Hegel's Universal in Marx, Durkheim and Weber: The Role of Hegelian Ideas in the Origin of
Sociology II Sociological Forum, Vol. 1, No. 4. (Autumn, 1986), pp. 586-609.

40 Шпакова Р.П. Основные положения социологии Макса Вебера. Глава в издании: Немецкая социология.
Наука. СПб., 2003; Она же. Макс Вебер: «Аграрный вопрос» // Журнал социологии и социальной антропологии.
2004. Том VII. №2.

41 Roth G. History and Sociology in the Work of Max Weber II The British Journal of Sociology, Vol. 27, No. 3,
Special Issue. History and Sociology. (Sep., 1976), pp. 306-318.

42 Zaret D. From Weber to Parsons and Schutz: The Eclipse of History in Modern Social Theory II The American
Journal of Sociology,
Vol. 85, No. 5. (Mar., 1980), pp. 1180-1201.

43 Mueller G.H. Weber and Mommsen: Non-Marxist Materialism II The British Journal of Sociology, Vol. 37, No. 1.
(Mar., 1986), pp. 1-20.

44 Lukacs G. Die Zerstorung der Vernuft. Der Weg der Irrationalismus von Schelling zu Hitler. Aufbau-verlag,
Berlin., 1955.

45 Beiersdorfer K. Max Weber und Georg Lukacs. Tiber die Beziehung von Verstehender Soziologie und
Westlichem Marxismus. Frankfurt am Main/New York, Campus Verlag, 1985.

Взгляды Вебера на развитие капитализма проанализировал Н.

Бирнбаум46. Э.О. Райт исследовал проблему классов и эксплуатации в трудах Вебера47. М. Польман рассмотрел влияние идей Вебера на формирование концепции «конфуцианского» капитализма, т.е. концепции влияния

конфуцианства на развитие капитализма в странах Восточной Азии . Ф. Фукуяма коснулся проблемы соотношения социологии труда Вебера и тейлоризма49.

Концепцию господства Вебера исследовал в своем фундаментальном труде немецкий ученый С. Брейер, который детально и систематически рассмотрел историю возникновения социологии господства Вебера, ее конструктивные принципы и недостатки, понятия легитимности, харизмы, традиционного господства, структур господства на Западе, начиная с античности, рационального господства50. Кроме того, веберовскую концепцию господства анализировали П. Блау51, Т. Доу52, Дж. Гамильтон53. Различные аспекты веберианской концепции политики рассматривали Г. Рот54, С. Волин55. Советский ученый Э. Ожиганов рассмотрел веберовскую концепцию политики - господство, государство, бюрократию, право, политический режим, плебисцитарную вождистскую демократию56. Р.

Графстейн анализировал веберовскую концепцию легитимности . Концепции рационализации и бюрократии Вебера рассматривали Р. Хилберт58, С. Калберг59, Дж. Стерлинг и В. Мур60. Концепцию бюрократии

46 Birnbaum N. Conflicting Interpretations of the Rise of Capitalism: Marx and Weber II The British Journal of
Sociology,
Vol. 4, No. 2. (Jun., 1953), pp. 125-141.

47 Wright E.O.. The Shadow of Exploitation in Weber's Class Analysis II American Sociological Review, Vol. 67,
No. 6. (Dec., 2002), pp. 832-853.

Pohlmann M. Max Weber und der «konfuzianische Kapitalismus» II PROKLA. Zeitschrift fur kritische

Sozialwissenschaft. Heft 119, 30. Jg., Nr.2, s. 281-300.

Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., ACT, 2004. Breuer S. Max Webers Herrschaftssoziologie. Frankfurt/ New York, Campus Verlag. 1991. Blau P.M. Critical Remarks on Weber's Theory of Authority II The American Political Science Review, Vol. 57,

No. 2. (Jun., 1963), pp. 305-316.

Dow Jnr. Т.Е. An Analysis of Weber's Work on Charisma II The British Journal of Sociology, Vol. 29, No. 1.

(Mar., 1978), pp. 83-93.

Hamilton G.G. Patriarchalism in Imperial China and Western Europe: A Revision of Weber's Sociology of

Domination II Theory and Society, Vol. 13, No. 3, Special Issue on China. (May, 1984), pp. 393-425.

54 Roth G. Political Critiques of Max Weber: Some Implications for Political Sociology II American Sociological
Review,
Vol. 30, No. 2. (Apr., 1965), pp. 213-223.

55 Wolin S.S. Max Weber: Legitimation, Method, and the Politics of Theory II Political Theory, Vol. 9, No. 3.
(Aug., 1981), pp. 401-424.

56 Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, Зинатне. 1986.

57 Grafstein R. The Failure of Weber's Conception of Legitimacy: Its Causes and Implications II The Journal of
Politics,
Vol. 43, No. 2. (May, 1981), pp. 456-472.

58 Hilbert R.A. Bureaucracy as Belief, Rationalization as Repair: Max Weber in a Post-Functionalist Age II
Sociological Theory,
Vol. 5, No. 1. (Spring, 1987), pp. 70-86.

59 Kalberg S. Max Weber's Types of Rationality: Cornerstones for the Analysis of Rationalization Processes in
History II The American Journal of Sociology, Vol. 85, No. 5. (Mar., 1980), pp. 1145-1179.

60 Sterling J. S.; Moore W. E. Weber's Analysis of Legal Rationalization: A Critique and Constructive Modification
II Sociological Forum, Vol. 2, No. 1. (Winter, 1987), pp. 67-89.

Вебера анализировали Л. Рудольф и Р. Хёбер61. Историческую социологию бюрократии Вебера с точки зрения феминизма исследовала А. Ван Ваален62.

О различных аспектах веберовской концепции религии и, прежде всего, протестантизма писали Л. Кэлбер63, С. Калберг64, С. Моллой65, А. Момильяно66, П. Бэр67. Взгляды Вебера на соотношение капитализма и ислама исследовал Б. Тарнер68. Тайваньский ученый Дуан Линь осуществил критический анализ веберовской концепции конфуцианства69.

Г. Колко исследовал философию истории Вебера70. Л. Капогросси Колоньези рассмотрел место антиковедения в системе научных взглядов Вебера, логику его анализа экономической истории древнего мира (Греции, Рима, Месопотамии, Египта и Израиля), его воззрения на такие феномены древней экономики как сельская община и ее разложение, собственность, античный капитализм, ойкосное хозяйство, хозяйство фараонов, храмовое

хозяйство, структуру сельского населения и т.д. . Веберовскую концепцию

феодализма проанализировал Дж. Подджьи . Взгляды Вебера на различные проблемы развития России рассматривали Т. Моммзен , Р. Пайпс , веберовскую концепцию революции 1905 и дореволюционного развития

России анализировал российский исследователь А. Кустарев . Синологию Вебера рассматривал А. Цингерле76. Взгляды Вебера на различные аспекты

61 Rudolph L I., Hoeber R. S. Authority and Power in Bureaucratic and Patrimonial Administration: A Revisionist Interpretation of Weber on Bureaucracy II World Politics, Vol. 31, No. 2. (Jan., 1979), pp. 195-227.

Van Vaalen A. Hidden Masculinity. Max Webers Historical Sociology of Bureaucracy. Amsterdam. 1994.

Kaelber L. Weber's Lacuna: Medieval Religion and the Roots of Rationalization II Journal of the History of Ideas, Vol. 57, No. 3. (Jul., 1996), pp. 465-485; Он же. S. On the Neglect of Weber's Protestant Ethic as a Theoretical Treatise: Demarcating the Parameters of Postwar American Sociological Theory II Sociological Theory, Vol. 14, No. 1. (Mar., 1996), pp. 49-70.

64 Kalberg S. Max Weber's Analysis of the Rise of Monotheism: A Reconstruction II The British Journal of
Sociology,
Vol. 45, No. 4. (Dec, 1994), pp. 563-583.

65 Molloy S. Max Weber and the Religions of China: Any Way out of the Maze? II The British Journal of Sociology,
Vol. 31, No. 3, Special Issue. Aspects of Weberian Scholarship. (Sep., 1980), pp. 377-400.

66 Momigliano A. A Note on Max Weber's Definition of Judaism as a Pariah-Religion II History and Theory, Vol.
19, No. 3. (Oct., 1980), pp. 313-318.

67 Baehr P. The «Iron Cage» and the «Shell as Hard as Steel»: Parsons, Weber, and the Stahlhartes Gehause
Metaphor in the Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism II History and Theory, Vol. 40, No. 2. (May, 2001), pp.
153-169.

68 Turner B.S. Islam, Capitalism and the Weber Theses II The British Journal of Sociology, Vol. 25, No. 2. (Jun.,
1974), pp. 230-243.

69 Duan Lin. Konfuzianische Ethik und Legitimation der Herrschaft im alten China: eine Auseinandersetzung mit
der vergleichenden Soziologie Max Webers. Berlin, Duncker&Humblot. 1997.

70 Kolko G. A Critique of Max Weber's Philosophy of History II Ethics, Vol. 70, No. 1. (Oct., 1959), pp. 21-36;
Warner R.S.The Role of Religious Ideas and the Use of Models in Max Weber's Comparative Studies of Non-
Capitalist Societies II The Journal of Economic History, Vol. 30, No. 1, The Tasks of Economic History. (Mar.,
1970), pp. 74-99.

71 Capogrossi Cologniesi L. Max Weber e le societa antiche. Roma, La Sapienza Editrice. 1988.

72 Poggi G. Max Weber's Conceptual Portrait of Feudalism II The British Journal of Sociology, Vol. 39, No. 2. (Jun.,
1988), pp. 211-227.

73 Mommsen W. J. Max Weber and the Regeneration of Russia II The Journal of Modern History, Vol. 69, No. 1.
(Mar., 1997), pp. 1-17.

74 Pipes R. Max Weber and Russia II World Politics, Vol. 7, No. 3. (Apr., 1955), pp. 371-401.

75 Кустарев А. Начало русской революции: версия Макса Вебера II Вопросы философии. 1990, № 2; Он же.
Комментарий Макса Вебера к русской революции // Русский исторический журнал, 1998, № 1; Он же.
Обществоведение Вебера и российская фактура (тематический обзор) // Политические исследования. 2005.
№9.

76 Zingerle A. Max Weber und China. Berlin, Cop. 1972.

китайского общества и истории Китая изучали М. Элвин , Р. Мэрш , О. ван

дер Шпренкель .

Г. Рот, рассматривая тренды современного ему вебероведения,
констатировал: «Сформировался общепринятый взгляд на Вебера:
«Хозяйство и общество» и «Хозяйственная этика мировых религий» теперь
признаны дополняющими друг друга трудами; они формируют ядро, вокруг
которого находятся его «методологические» и «исторические»

произведения» . Э. Шиллз рассмотрел ряд идей «Хозяйство и общество» Вебера81.

Для адекватного понимания и объяснения концепции Вебера решающее значение имеет выяснение ее соотношения с теорией К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Мангейм, по всей вероятности, первым назвал Вебера «Марксом буржуазии». Немецкий философ К. Лёвит стремился

систематически сопоставить идеи Маркса и концепцию Вебера . Лёвит писал: «Как и наше фактическое общество, наука об этом обществе является не единой, а двоякой - буржуазная социология и пролетарский марксизм. Наиболее значительными представителями этих двух исследовательских направлений являются Макс Вебер и Карл Маркс. Но область их исследований одна и та же: капиталистическая природа всего современного хозяйства и общества» . Лёвит полагал: «Оба они осуществили - Маркс прямо и Вебер опосредствованно - критический анализ современного человека буржуазного общества сквозь призму буржуазно-капиталистического хозяйства на основе опыта, согласно которому

«хозяйство» стало человеческой «судьбой» . К. Лёвит считал, что исходным пунктом интерпретации капиталистического общества у Вебера (и основной категорией веберианства) является рациональность, а у Маркса -

самоотчуждение . Французский философ М. Лёви анализировал веберианский марксизм, т.е. попытки синтеза марксизма и идей Вебера86.

Американский исследователь Дж. Александер всеобъемлюще и детально проанализировал теоретическое развитие Вебера. Он выделяет период ранних произведений, в которых Вебер стремился осуществлять исследования по ту сторону материализма и идеализма, период

Elvin М. Why China Failed to Create an Endogenous Industrial Capitalism: A Critique of Max Weber's Explanation// Theory and Society, Vol. 13, No. 3, Special Issue on China. (May, 1984), pp. 379-391

78 Marsh R.M. Weber's Misunderstanding of Traditional Chinese Law II The American Journal of Sociology, Vol.
106, No. 2. (Sep., 2000), pp. 281-302.

79 Van Der Sprenkel O.B. Max Weber on China II History and Theory, Vol. 3, No. 3. (1964), pp. 348-370.

80 Roth G. Current Trends in Weber Interpretation II Contemporary Sociology 1984, Vol. 13 (July): pp. 403-428.

81 Shils Ed.A.. Some Remarks on «The Theory of Social and Economic Organization» II Economica, New Series,
Vol. 15, No. 57. (Feb., 1948), pp. 36-50.

82 Lowith K. Max Weber und Karl Marx II Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1932. Tubingen. Bd. 67,
Marz 1932, 1 Heft, S. 53-99, 2 Heft, S. 175-214.

83 Lowith K. Op. cit. S. 53.

84 Lowith K. Op. cit. S. 61.

85 Lowith K. Op. cit. S. 62.

86L6wy M. Figures of Weberian Marxism II Theory and Society, Vol. 25, No. 3. (Jun., 1996), pp. 431-446.

87 Alexander J. Theoretical Logic in Sociology. Volume Three. The classical Attempt in Theoretical Synthesis: Max

Weber. London. 1983.

произведений, в которых разрабатывалась многомерная теория общества (multidimensional theory of society) Вебера, ориентированная на преодоление материалистического редукционизма Маркса и идеалистического редукционизма Дюркгейма, период отхода от многомерности и перехода к инструментальному редукционизму, в рамках которого Вебер делал акцент на концепции легитимности, господства, в том числе легально-рационального господства и бюрократии.

Немецкий ученый В. Шлюхтер исследовал эволюцию научного творчества Вебера, веберовские взгляды на проблемы рационализации, ценностей, этики, бюрократии и демократии, религии, а также его политические воззрения88

Британский ученый М. Элброу детально рассмотрел многие аспекты системы взглядов Вебера: идейно-теоретические истоки веберианства (протестантизм, философские учения Канта, Ницше, Гёте), критическое отношение к гегельянству и марксизму, концепции идеального типа, социального действия, господства, харизмы, понимания, рациональности и ее исторического развития, ценностей.

Американский философ Р. Коллинз90 исследовал веберовские концепции капитализма, формирования исторических предпосылок развития капитализма на Западе, политики, легитимности, господства, религии, семьи.

Достижения мировой и отечественной веберологии являются фундаментом настоящего диссертационного исследования научного творчества Макса Вебера, его места в истории социальной философии.

Целью исследования является выявление основных закономерностей развития социальной философии М. Вебера в контексте антиномий социальной философии как внутренней движущей силы развития этой науки в послегегелевский период, выступающей во взаимодействии с общественно-исторической практикой как ее внешней движущей силой.

Объектом исследования является развитие концепции Макса Вебера в контексте развития социальной философии.

Предметом исследования является основные закономерности развития социальной философии Макса Вебера как проявление закономерностей развития послегегелевской социальной философии, связанных с антиномиями социальной философии и попытками их снятия.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

- выделить стадии и основные закономерности развития социальной философии, предшествовавшей научной деятельности М. Вебера, и установить внутреннюю движущую силу этой науки;

Schluchter W. Rationalismus der Weltbeherrschung. Studien zu Max Weber. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1980; Он же. Religion und Lebensfuhrung. Studien zu Max Webers Religions- und Herrschaftssoziologie. Vol. 1, 2. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main. 1988; Он же. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2.

89 Albrow М. Max Weber's Construction of Social Theory. London etc.: Macmillan, 1990.

90 Collins R. Weberian sociological theory. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1986.

вычленить стадии развития социальной философии М. Вебера и установить ее формообразования;

определить основные закономерности и характеристики первой (предпосылочной) стадии развития социальной философии М. Вебера;

установить основные характеристики первоначальной социально-философской концепции М. Вебера, созданной им в ходе второй стадии развития его социальной философии;

выявить проявления, особенности и причины гносеологического кризиса, охватившего первоначальную социально-философскую концепцию М. Вебера;

- определить основные характеристики средней социально-
философской концепции М. Вебера, созданной им в ходе третьей стадии
развития его социальной философии с целью преодоления гносеологического
кризиса первоначальной концепции;

- выявить проявления, особенности и причины гносеологического
кризиса, охватившего среднюю социально-философскую концепцию М.
Вебера;

- определить основные характеристики поздней социально-
философской концепции М. Вебера, созданной им в ходе четвертой стадии
развития его социальной философии с целью преодоления гносеологического
кризиса средней концепции;

- выявить проявления, особенности и причины гносеологического
кризиса, охватившего позднюю социально-философскую концепцию М.
Вебера.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектическая логика Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса, в особенности их концепция противоречия как движущей силы развития познания.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

  1. Разработана концепция развития социальной философии как науки, которая предполагает выделение и последующее исследование: 1) предпосылочной стадии развития социально-философской науки, подразделяющейся на четыре подстадии (от Платона до Ш. Монтескье), 2) стадии возникновения социальной философии как науки (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо) и 3) стадии формирования социальной философии как науки (начиная с трудов Г.В.Ф. Гегеля).

  2. Разработана концепция пяти антиномий социальной философии как внутренней движущей силы развития гегелевской и послегегелевской социальной философии. Это: 1) антиномии социологизма и натурализма, 2) антиномия эссенциального монизма и эссенциального плюрализма, 3) антиномия редукционизма и феноменализма (объективизма и субъективизма), 4) антиномия интернализма и экстернализма и 5) антиномия антиисторизма (модернизации) и исторического релятивизма. Проанализирована социально-философская система Гегеля в «Философии права», в рамках которой впервые в истории социальной философии в

развернутом виде проявляются пять антиномий социальной философии. Эти антиномии (во взаимодействии с объективными факторами, т.е. общественно-исторической практикой человечества) стали движущей силой развития мировой социальной философии, начиная с концепции Гегеля и вплоть до наших дней.

3. С точки зрения антиномий исследовано развитие социальной
философии К. Маркса и Ф. Энгельса, в рамках которого были выделены их
первоначальная и зрелая социально-философские концепции. Внутри
первоначальной социальной философии Маркса и Энгельса, разработанной в
«Немецкой идеологии», произошло формальное снятие второй антиномии
социальной философии, тогда как остальные антиномии не были сняты ими и
продолжали воспроизводиться. В рамках зрелой социальной философии
Марса и Энгельса, опирающейся на «Капитал», было осуществлено реальное
снятие второй антиномии, тогда как остающиеся четыре антиномии остались
неснятыми, хотя основоположники марксизма сделали ряд важных шагов в
направлении снятия этих антиномий.

  1. Обосновано, что понимание и объяснение развития концепции М. Вебера было возможно только в контексте пяти антиномий социальной философии как теоретического механизма ее развития. Ведущим импульсом возникновения социально-философской мысли Вебера и ее развития было стремление отказаться от способа снятия второй антиномии, характерного для марксизма. В связи с этим предложено выделение стадий развития социальной философии Вебера: 1) первой, или предпосылочной (до 1897), 2) вторая, в рамках которой Вебер создал свою первоначальную социально-философскую концепцию (1903-1906), 3) третьей, в рамках которой он создал свою среднюю социально-философскую концепцию (1909-1915), 4) четвертой, в рамках которой Вебер разработал свою позднюю социально-философскую концепцию (1918-1920).

  2. Исследованы основные характеристики первоначальной социально-философской концепции Вебера, разработанной в работах «Рошер, Книс и логические проблемы политэкономии», «Протестантская этика и духа капитализма», «Объективность» социально-научного и социально-политического познания». Доказано, что первоначальная социально-философская концепция Вебера, столкнувшись с массой эмпирической материала в ходе осуществления им социально-политического анализа в работах о революции 1905 в России («К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»), в исторических исследованиях («Аграрные отношения Древнего мира») и в исследованиях по социологии труда («К психофизике индустриального труда»), оказалась в состоянии гносеологического кризиса, выразившегося в неспособности служить средством анализа реальных процессов настоящего и прошлого и в фактическом отказе мыслителя от нее.

6. Исследованы основные характеристики средней социально-
философской концепции Вебера, разработанной в довоенной рукописи
«Хозяйства и общества» и во фрагментах «Хозяйственной этики мировых

религий». Доказано, что средняя социально-философская концепция Вебера, столкнувшись с массой эмпирической материала в ходе осуществления им социально-политического анализа в работах о Первой мировой войне и о революционных процессах 1917-1918 в России, Германии и Австро-Венгрии оказалась в состоянии гносеологического кризиса.

7. Исследованы основные характеристики поздней социально-философской концепции Вебера, разработанной в послевоенной рукописи «Хозяйства и общества». Доказано, что поздняя социально-философская концепция Вебера, столкнувшись с массой эмпирической материала в ходе осуществления им исторических и синологических исследований в работах «История хозяйства» и «Конфуцианство и даосизм» соответственно, вступила в состояние гносеологического кризиса, как и его первоначальная и средняя концепции.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Социальная философия как наука основана на полагании в качестве сущности (субстанции, основы, движущей силы) общественной системы способа производства как противоречивого единства производительных сил и производственных отношений. Создателем социальной философии как науки является Ж.Ж. Руссо, в чьем труде «О происхождение и причинах неравенства» оно уже появляется, хотя и в спорадической, непоследовательной, полурационально-полуобразной форме. Линию развития социальной философии как науки в конце XVIII и нача ле XIX века продолжали Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Г.В.Ф. Гегель. Материалистическое понимание истории от Руссо до Гегеля включительно имело формальный характер, причем в этом случае формальный материализм всегда существовал в переплетении с формальным идеализмом.

  2. В зрелой концепции Гегеля («Философия права» и «Лекции по философии истории») впервые в развернутой форме выступают пять антиномий социальной философии - антиномии социологизма и натурализма, эссенциального монизма и эссенциального плюрализма, редукционизма и феноменализма, интернализма и экстернализма, антиисторизма и исторического релятивизма. Наиболее важной из этих антиномии является вторая, и способ подхода к ней определяет и способы подхода к остальным четырем антиномиям. Пять антиномий, начиная с концепции Гегеля, являлись внутренней движущей силой развития социальной философии, и она развивалась и развивается вплоть до наших дней как система попыток преодолеть эти пять антиномий. Вместе с тем, на социальную философию оказывали могущественное воздействие объективные факторы - развитие капитализма, формирование мировой капиталистической системы, классовая борьба, войны и революции, которые выступали как внешняя движущая сила развития этой науки.

  3. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили формальное снятие второй антиномии в рамках своей первоначальной социальной философии в «Немецкой идеологии». Они осуществили реальное снятие второй

антиномии в своей зрелой социальной философии, основывающейся на

теории прибавочной стоимости, разработанной в «Капитале». Этим Маркс и Энгельс осуществили переход от формального к реальному материалистическому пониманию истории. Остальные четыре антиномии в зрелой социальной философии Маркса и Энгельса сняты не были и воспроизводились и в их мысли, равно как и в социально-философском мышлении их последователей.

4. Социальная философия Вебера может быть адекватно понята только
в контексте антиномий социальной философии, поскольку она была в первую
очередь реакцией на способ снятия второй антиномии социальной
философии, характерный для марксизма. Социально-философская мысль
Вебера была движима стремлением снять эту антиномию иначе, чем Маркс и
Энгельс и, тем самым, сформировать теоретическую альтернативу
марксизму. Остальные антиномии социальной философии для Вебера в
отличие от Маркса и Энгельса оказались на втором плане.

5. В соответствии с вышесказанным необходимо подразделить
развитие социальной философии М. Вебера, выделив: 1) предпосылочную
стадию (до 1897 г.), 2) стадию первоначальной социально-философской
концепции (1903-1906), 3) стадию средней социально-философской
концепции (1909-1915), 4) стадию поздней социально-философской
концепции (1918-1920).

  1. Первоначальная социально-философская концепция Вебера, воплощенная в первую очередь в произведениях «Протестантская этика и дух капитализма» и «Объективность» социально-научного и социально-политического познания», была основана на снятии второй антиномии с позиции эссенциального плюрализма. Но в работах, посвященных революции 1905-1907 в России («К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»), посвященных социально-политическому анализу огромного эмпирического материала, связанного с событиями революции, Вебер во многом фактически отказался от своей первоначальной концепции и сделал крен в сторону формального материалистического понимания истории, что и означало наступление кризиса его первоначальной социально-философской концепции.

  2. Стремление Вебера преодолеть кризис его первоначальной концепции привело его в разработке средней социально-философской концепции, развернутой в первую очередь в трудах «Аграрные отношения древности», довоенной рукописи «Хозяйства и общества», «Город», во «Введении», в главе «Промежуточное рассмотрение: теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» и во второй части «Хозяйственной этики мировых религий». Средняя социально-философская концепция Вебера, как и его первоначальная концепция, была основана на попытке снятии второй антиномии на основе эссенциального плюрализма. Различие заключалось в расширенном воспроизводстве эклектического комплекса формального идеализма и формального материализма. Средняя социально-философская концепция Вебера оказалась в кризисе в политических работах Вебера 1915-1918, посвященных Первой мировой

войне и революционным событиям в России, Австро-Венгрии и Германии. И в этом случае столкновение с большим эмпирическим материалом выявило слабость социальной философии Вебера.

8. Стремление Вебера преодолеть кризис его средней социально-
философской концепции привело ученого к работе по созданию его поздней
социально-философской концепции. Она была разработана в первую очередь
в послевоенной рукописи «Хозяйство и общество». Поздняя концепция
Вебера, в отличие от первоначальной и средней, представляла собой попытку
создания социально-философской системы посредством восхождения от
мыслительно-абстрактного к мыслительно-конкретному. Вебер пытался
снять вторую антиномию социальной философии на пути формального
идеализма, что предполагало рассмотрение в качестве сущности общества
рациональности. Попытка построения социально-философской системы
осталась незавершенной в силу преждевременной смерти ученого. Поздняя
социально-философская концепция Вебера оказалась в гносеологическом
кризисе в работах «Конфуцианство и даосизм» и «История хозяйства», в
которых Вебер во многом тяготел к формальному материализму.

9. Развитие социальной философии М. Вебера в ходе всей его научной
деятельности определялось не только попытками снять вторую антиномию
социальной философии иначе, чем это сделали Маркс и Энгельс, но и
объективными причинами (общественно-историческими процессами) -
развитием капитализма в Европе и США, формированием мировой
капиталистической системы и развитием в ее рамках Китая, Индии и других
восточных стран, революцией 1905-1907 в России, Первой мировой войной и
ее социально-политическими последствиями, Февральской и Октябрьской
революциями в России, Ноябрьской революцией 1918 в Германии и т.д.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при создании и чтении курсов по социальной философии, гносеологии, истории философии, истории социологии, истории социально-политических учений и т.д.

Апробация научных результатов диссертации. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на научной конференции «Ломоносов-2007», «Ломоносов-2008» и научной конференции «Сорокинские чтения-2008», а также использовались при чтении лекций по философии и спецкурсов по истории социологии, при проведении семинарских занятий по философии и истории социологии на социологическом факультете МГУ им. М. В Ломоносова. Основные идеи исследования были изложены в публикациях общим объемом свыше 90 п.л., в том числе в двух монографиях объемом 35 и 38 п.л., а также в 19 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАКом.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных задач. Работа состоит из введения, четырех разделов, включающих в себя совокупно 9 глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 307 источников на

русском, немецком, английском и итальянском языках. Общий объем диссертации равен 635 страницам.

Похожие диссертации на Антиномии социальной философии и развитие концепции Макса Вебера