Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Гефеле Ольга Фридриховна

Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ)
<
Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гефеле Ольга Фридриховна. Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/454

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 12-80

1. Становление категории личности в истории философии 12-34

2. Личность в системе социального и гуманитарного знания 35-53

3. Социально-философская концепция личности 54-80

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РИСКА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 81-141

1. Ситуация риска: сущность, содержание, типология 81 -97

2. Формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности 98-120

3. Особенности сознания и поведения человека в ситуации риска 121-141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142-143

БИБЛИОГРАФИЯ 144-151

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется особенностями развития современного общества и человека, а также состоянием разработки проблемы, позволяющей рассмотреть с социально-философской точки зрения влияние глобальных социальных изменений на сознание и поведение личности в аспекте создаваемой под влиянием целого ряда факторов ситуации неопределенности, риска, ставящего саму жизнь человека и человечества под угрозу. Современные социальные процессы, характеризуемые появлением и углублением глобальных (экологических, технологических, геополитических, демографических и др.) проблем, обострением многообразных внутри- и межстрановых противоречий, разрешение которых все более осуществляется силовыми методами, ведущими к росту числа невинных жертв, переход общества к постиндустриальной стадии развития, информатизация всех сфер жизни, вытеснение действительного бытия людей виртуальной реальностью, информационно-психологическое воздействие на человека, влекущее за собой негативные последствия для общества в целом и отдельного человека требуют разработки программы защиты личности от негативных социальных влияний, а, значит и глубокой разработки теории вопроса и практических методов его решения. В современной России; переживающей период коренных социальных изменений и постепенно переходящей в стадию завершения реформ и стабилизации общественной системы, практически подвергаются существенному изменению все виды деятельности, функционирующие институты и структуры. Длящийся уже более десяти лет процесс перехода от одной системы к другой чреват элементами неопределенности, обилием экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для человека, часто — с невозможностью не только их предотвратить, но и правильно разрешить, отражается в сознании людей непониманием происходящего, тревогой за будущее, что, в свою очередь,

повышает в психологии человека процент иррациональных компонентов, веры в чудо, негативных эмоций и чувств, а в поведении — снижение социальной активности, апатию, отсутствие способности и желания повлиять на происходящее хотя бы в непосредственном окружении.

Являясь свидетелями и участниками переломного этапа в развитии общественной системы, когда наиболее ярко проявляются закономерности общественного и индивидуального развития в их связи и взаимодействии, ученые все чаще обращаются к анализу этих процессов. При этом резко возрастает число философских, социологических, психологических исследований, с различных сторон подходящих к их пониманию и объяснению. Междисциплинарный подход позволяет реализовать потребность научного видения всего происходящего с точки зрения общих (социальных) и отдельных (индивидуальных) проблем жизнедеятельности. При этом в поле зрения философов часто попадают такие феномены, которые традиционно изучались специальными отраслями знания (катастрофа, риск, угроза безопасности и др.). Происходит это потому, что ареал их влияния на функционирование и развитие общества и каждого человека так велик, что с узко специальных позиций ни понять, ни разрешить проблему становиться невозможным.

В критические моменты истории вопрос о жизнеспособности социокультурного сообщества становится центральной проблемой практически всех субъектов общественной жизни. Если социальные институты отстаивают традиционные формы и способы общественной организации, то человек и человеческие общности становятся носителями инновационных методов адаптации к исторической необходимости. Вследствие этого социально-философский аспект проблемы личности становится особенно актуальным в связи с тем, что личность выступает важнейшим фокусом социальных отношений и необходимым условием разрешения социальных противоречий.

Социально-философское исследование личности позволяет наметить те грани, в которых наиболее сильно преломляются особенности взаимодействия человека с обществом и природой, а также определить наиболее противоречивые в смысловом отношении участки противостояния этих систем. Внешняя среда постоянно оказывает воздействие на человека, либо способствуя осуществлению его деятельности, либо, так или иначе, негативно влияя на его поведение и самочувствие.

Индивидуальный жизненный путь человека наполнен ситуациями, требующими от него активности, способности принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального равновесия и устойчивости. В условиях ухудшения социально-экономических условий, экологической ситуации, увеличения числа ситуаций риска, которые разрушительным образом влияют на психическое состояние человека, уменьшают способность к адаптации, самозащите, необходим поиск эффективных мер, направленных на сохранение устойчивости психики личности, повышение уровня ее самоорганизации, активности.

Степень разработанности проблемы. В основу диссертации были положены научные работы западных и отечественных ученых, в которых рассматриваются принципы анализа личности, ее сознания и поведения: Среди них труды классиков общественной мысли: Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Сенеки, П.Макиавелли, Р.Декарта, Г.Гоббса, Д;Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, И.Канта, И.Фихте, Г.Шеллинга, Г.Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса:

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли отечественные философы: Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Бехтерев, И.Ильин, Н.Лосский, Н.Михайловский, И.Сеченов, В.Соловьев, П.Флоренский, С.Франк, Г.Шпет и др.

Значимыми для разработки проблемы личности являются исследования западных философов Т.Адорио, М.Бубера, Г.Гадамера, Э.Гуссерля,

В.Дильтея, А.Камю, Д.Мида, П.Рикер, Г.Риккерта, Э.Фромма, Ю.Хабермаса, М.Хайдеггера, Ф.Шлейермахера, К.Ясперса.

Большое значение для изучения проблемы имеют произведения западных социологов, психологов и социальных психологов: М.Вебера, М.Вейтгеймера, В.Вундта, У.Джемса, Э.Дюркгейма, Г.Лебона, К.Морриса, Т.Парсонса, К.Поппера, С.Сигеле, Г.Тарда, З.Фрейда, В.Франкла, Э.Фромма, К.Юнга и др.

Многолетняя и плодотворная традиция исследования личности в отечественной философии; (работы К.А. Альбухановой - Славской, Б.Г. Ананьева, B.C. Барулина, Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, Н.И. Кареева, В.Е. Кемерова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В. Лосского и других) дала много ценного для понимания личности как социального существа, связанного с обществом через систему единых философских, оснований, опираясь на которые возможно создание объемного объективного образа личности.

Анализ проблем риска, неопределенности, случайности опирается в диссертационной работе на теоретические положения философов и методологов науки, ряда крупных ученых, таких как У. Бек, М. Вебер, Н. Винер, Г. Гадамер, А. Гелен, А.Н. Колмогоров, Т.Кун, К. Левин, Н. Луман, Р. Льюис, Дж. Нейман, О.Моргенштерн, М. Полани, И. Пригожий, Г. Риккерт, В.Франкл, А.Н. Уайтхед и другие.

Основным источником философского осмысления психологических аспектов риска и неопределенности стали работы таких авторов как Дж. Аткинсона, В.И. Зубкова, А.В. Карпова, Ю. Козелецкого, Т.В. Корниловой; М.А. Котика, О.И. Ларичева, В.А. Петровского, К. Роджерса, Г.Н. Солнцевой, В. Франкла и других.

В диссертации автор опирался на работы, реализующие методологию системного подхода к исследованию процесса адаптации (Ф.Б. Березин, Н.А. Бернштейн, Р.Вормс, Л.А. Гордон, А.А. Началджян, Ю.М. Орлов, А.К.

Осницкий, И.П. Павлов, В.А. Петровский, А.Л. Русалинов, Г.Селье, Ю.А. Урманцев, А.А. Ухтомский, А.Шеффле и другие).

Анализ литературы показал, что в ситуации риска или в ситуации неопределенности можно выделить некоторые формы социальной адаптации личности. Однако недостаточно освящены вопросы философско-психологического рассмотрения социальных и профессиональных рисков, изменение индивидуального сознания и психики в ситуации риска.

Объект исследования - личность в современном обществе.

Предметом исследования являются особенности сознания и поведения личности в ситуации риска.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании социально-философского подхода к изучению особенностей сознания и поведения личности в ситуации риска.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

проследить процесс становления категории личности в истории философии; а также связи ее содержания с соответствующим периодом в действительной истории;

раскрыть содержание понятия «личность» на основе междисциплинарного подхода;

категорию «личность» рассмотреть в системе социально-
философского знания;

дать анализ риска как социального феномена;

выявить формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения и выводы, основные категории и принципы социальной философии, в которых обосновывается специфика законов общественного развития, соотношение объективного и субъективного факторов, взаимодействие общества и личности.

В исследовании нашли применение исторический, сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный и другие методы социально-философского познания. При этом особая роль принадлежит сравнительно-историческому и структурно-функциональному методам, позволяющим реконструировать философские взгляды на проблему личности с позиции современного ее видения, тем самым выявить общие и специфические характеристики личности, ее сознания и поведения, как в сравнительно-историческом, так и в социокультурном контексте.

Научная новизна результатов, полученных автором.

1.Раскрыт генезис понятия «личность» в истории философии, установлена определенная зависимость философских концепций человека от конкретно-исторического контекста. Показано, что на каждом из этапов истории, так или иначе, действовал фактор неопределенности, влияющий на степень проявления личностной активности.

2.На основе междисциплинарного подхода раскрыто содержание понятия «личность», которое включает не только совокупность социальных и природных черт, но и показатели ее активности, проявляемые в форме адаптационной, продуктивной и репродуктивной деятельности. Выявлены механизмы поведения человека в ситуации риска.

З.В контексте социально-философского знания рассмотрены различные понятия, характеризующие стадии становления человека как личности (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект), дается характеристика каждого из них, и раскрываются социальные предпосылки движения человека от стадии к стадии, высшей из которых является зрелая личность, способная к сознательной деятельности и адекватному поведению в экстремальных ситуациях.

4.В качестве конкретной формы проявления ситуации неопределенности рассматривается ситуация риска, разрешение которой зависит от возможности личности к адаптации и способности выйти из нее или разрешить ее с минимумом негативных последствий. Социально-

философский аспект анализа ситуации риска реализуется через рассмотрение ее содержания в контексте функционирования социальной системы в целом и отдельных ее компонентов, влияния риска на жизнедеятельность общества и личности.

5.Выявлены формы социальной адаптации личности в ситуациях риска, порождаемых глобальными природными и социальными катаклизмами.

б.Раскрыты основные проявления сознания и поведения личности и их изменения в ситуации риска. Даны в связи объективные и субъективные показатели происходящих изменений, а также методы защиты человека в экстремальных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику развития представлений о личности. В ходе, исследования были выделены два параметра понимания проблемы личности: понимание проблемы личности в качестве методологического исходного принципа философской картины мира, и философское осмысливание самой личности как относительно самостоятельной системы. При этом в истории философии личность превратилась в отдельный и специальный предмет' философской рефлексии на поздних стадиях ее развития. Философские традиции исследования личности могут быть реконструированы в модели объяснения личности согласно различиям в понимании ее природы и сущности. Выявлено, что в философии личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. В отличие от других наук философский подход ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности, к выявлению сущего в системе «личность - общество».

  2. В социальной философии различные сущности бытия человека, вместе с тем рассматриваемые как стадии его развития в фило - и онтогенезе, выражены в категориях «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». В комплексе с науками, изучающими

человека, философия получает возможность раскрыть не только сущность человека, но и феномены ее бытия и сознания, механизмы связи с другими людьми, поведения в различных ситуациях.

3.Определенные периоды развития (кризисные, переходные этапы от одной формы общественной организации к другой и т.д.) характеризуются достаточной выраженностью ситуаций неопределенности, что создает некоторые угрозы жизни человека, и повышает уровень риска для общества и человека. Современное общество чревато обилием и глубиной таких ситуаций, требующих от человека правильной ориентации, выбора способа поведения в ней и выхода из нее.

  1. Раскрытие философского содержания понятия риска предполагает его интерпретацию через систему категорий: субъект - субъектные отношения, диалектика объективного и субъективного, возможность и действительность, случайность и необходимость, неопределенность и определенность и др.

  2. Сегодня, когда обостряются кризисные ситуации, в которых оказывается человек, перед наукой встает задача анализа особенностей социальной адаптации личности в ситуации риска. Социальная адаптация личности является одним из социально-психологических механизмов социализации личности, обеспечивающих освоение людьми новых социальных ролей, формирования мотивационной сферы, восприятия индивидами себя, своего окружения и многое другое. Усилиями философов и психологов может быть разработана и концепция, и технология эффективной адаптации личности в ситуацииі риска, защиты ее психики от ее разрушительного воздействия, с учетом изменений сознания и поведения личности под влиянием объективных и субъективных факторов. Психические состояния людей в ситуации риска или неопределенности разнообразны. В начальный момент они проявляются в виде реакции на опасность, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов - от

панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности и временные функциональные психофизиологические состояния способствуют развитию более упорядоченного отношения к ситуации неопределенности и регулируемого поведения. Немалую роль здесь должны сыграть программы подготовки личности к ситуации риска и отработки соответствующих навыков саморегуляции и компенсации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки и обоснования философской и общенаучной концепции личности; дают возможность определить место и роль личности в социальных отношениях и среди других феноменов социального бытия. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию личности в ситуации социального риска. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, социологии и психологии личности, психологии критических ситуаций, экстремальной психологии, медицины.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на двух научно-практических конференциях и на Всероссийском съезде психологов (г. Санкт-Петербург, 2003 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ «Станкин» и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.

Становление категории личности в истории философии

Внимание к проблеме личности выражается в наличии большого числа работ, посвященных анализу как проблемы в целом, так и отдельных ее аспектов. Личность традиционно является предметом исследования в различных философских школах и направлениях социально-гуманитарного познания. В каждом из них проблема личности рассматривается в контексте основной концепции и решаемых специальных задач.

Философское осмысление личности всегда сообразовывалось с конкретно-историческими условиями. На формирование представлений о личности влияло социальное время и социальное пространство, а в научном плане - уровень естественнонаучных знаний о человеке как природном существе, как элементе ноосферы. Таким образом, с течением времени менялись взгляды на личность, шло накопление знаний, что работало на уточнение понятия и углубление его содержания. На каждом из этапов важно увидеть личность в более широком контексте социально-философского знания, с одной стороны, и личность как относительно-самостоятельную систему, развивающуюся по внутренним законам, с другой.

Однако если принять во внимание идею о том, что «историю делают люди», исследование личности приобретает и третий аспект, в соответствии, с которым личность рассматривается как субъект деятельности, общения, познания и творчества. Философия ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности. Она стремится к выявлению сущего в системе «личность - общество».

Прослеживая историю становления понятия, а позднее - концепции личности в философии, необходимо предварительно заметить, что хотя все без исключения крупные мыслители обращались к ней так или иначе, но использовали при этом различные термины: человек, персона, индивид, микрокосм, индивидуальность, личность, субъект и др. И хотя довольно рано философы стали описывать и интерпретировать свойства человека как личности, собственно понятие «личность» появилось в 18-19 веках, когда сама логика развития социума потребовала от человека формирования и проявления собственно социальных качеств: деятельностной активности, выполнение соответствующих социальных функций и ролей, когда система общественных отношений влияла не только на формирование типичных для времени, но и развитие индивидуальных особенностей, когда начинали создаваться условия для проявления индивидуальности.

История философской мысли открывает нам сложный процесс глубокого анализа личности как социального феномена. Еще в глубокой древности многие мыслители (Эпикур, Платон, Аристотель, Сенека и др.) пытались найти ответ на вопрос, что такое человек, в чем его сущность и смысл жизни? В средневековье интерес к ним был значительно снижен под влиянием религиозно-аскетических настроений, однако они продолжили тревожить прогрессивно мыслящих людей (А.Августин, С.Брабантский, Р.Бэкон и др.). В эпоху Возрождения и ранних буржуазных революций также обращались к проблеме личности, как существу, обладающему разумом и большими возможностями практического отношения к миру.

В античности, по существу, не могла получить достаточного развития проблема личности, поскольку в действительности еще не сложился этот феномен. В античной философии поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Для Сократа самопознание становится главнейшей и единственной целью философии. В этой связи Сократ, как и другие философы, его времени, рассматривал феномен человека в основном в аспекте познания и самопознания. Для него было важно раскрытие внутреннего мира человека, чтобы познать его возможности и предназначение. Сократ считает сущностью человека его душу, его нравственные качества. Душа для Сократа - это разум. Разум дает человеку самостоятельность и свободу и приучает следовать определенным принципам. Процесс познания заключается в поиске и испытании самого себя. Поскольку душа является сущностью человека, о ней необходимо заботиться. Душа - это «субъект», тело — инструмент.. Сократ создает новую систему ценностей, считая истинными не телесные, внешние ценности, а таинства души, составляющие познание. Он считал, что самосознание является особой сферой субъективного мира, и выразил эту мысль тезисом «Познай самого себя». Знания о действительности, полагал философ, не могут быть полными без сознания человеком своего внутреннего мира. Эта мысль позже нашла выражение в идее критичности разума по отношению к самому себе.

Социально-философская концепция личности

Современная социально-философская концепция личности основывается на тех идеях и разработках, которые содержатся в трудах философов, изучающих личность на разных этапах истории философии, а также достижения социальных и гуманитарных наук в исследовании человека. В целом философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает его биологическую, ментальную, культурную природу. В отличие от философии психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей (темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга), а в социологической науке берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе сосуществования с другими людьми, несколько абстрагируясь от всего остального.

Интегрируя эти положения и выводы, социальная философия рассматривает личность в широком контексте социально-философского знания, основывающегося на системном и каузальном подходах к обществу в целом, отдельным его сферам, отношению общества и личности. Конкретно-исторический подход позволяет привести типологию личности и способов ее отношения с обществом, соответственно той; или иной эпохе, формации, цивилизации. Признание приоритета социальных детерминант становления и развития личности, вместе с тем не исключает понимание личности как относительно самостоятельной системы, не лишает человека права и способности на выбор собственного пути, не отрицает и того, что из множества предлагаемых обществом возможностей каждый человек выбирает те из них, которые соответствуют его индивидуальным потребностям, ценностным ориентациям, целям, и отвергает то, что представляется ему не значимым.

В условиях воздействия средств массовой информации на человека, человек не всегда правильно ориентируется в мире, он не может отличить правду ото лжи, виртуальную реальность от действительности. Такого рода «сдвиги» негативным образом влияют на сознание и поведение людей. За все это он отвечает сам несостоявшимися планами, аномалиями в развитии. Значимость социально-философской теории состоит не только в том, чтобы объяснить эти процессы, но и разработать методы решения проблем, пользуясь которыми соответствующие институты могли бы регулировать процесс становления личности, стимулирования ее активности и самореализации.

В социальной философии можно выделить категориальную сетку, в которую вводятся такие понятия как «человек - индивид - субъект -индивидуальность - личность», каждое из которых имеет свое содержание, но взятые вместе раскрывают потенциальные и реальные стадии развития личности как социального феномена.

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле. Как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Поэтому понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду1.

Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как биологические, так и общесоциальные черты, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

В философии изучается место человека в мире «вещей»; в психологии изучаются в человеке психика и ее развитие, его индивидуально- психологические и социально-психологические особенности; в социологии изучаются социальные роли, позиции и отношение человека как индивида, включенного в социальные связи.

«Индивид» (от лат. individuum - неделимый) - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям1. Родившийся ребенок -индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противопоставлять, так как индивид есть индивидуальное бытие общественного существо, и потому в его жизни проявление общественной жизни индивидуально, неповторимо. Индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Ситуация риска: сущность, содержание, типология

Многие виды деятельности человека связаны с определенной долей риска. Понятие «риск» отражает особый срез социальной деятельности в общественной жизни в целом. На нынешнем этапе развития человеческой цивилизации высок риск ядерного самоуничтожения, экологической катастрофы, нарушения генетического баланса планеты, негативных последствий манипуляции человеческим сознанием. Поэтому управление процессами внедрения в общественную жизнь новых видов деятельности, развития некоторых сфер научной и практической деятельности требует взвешенных решений на уровне правительств, государственных и межгосударственных организаций, учета уровня и степени их риска, как для современников, так и для потомков.

Объективное существование риска обусловливает вероятностный характер закономерностей, лежащих в основе многих природных, социальных, экономических процессов, следствием которых выступает многовариантность протекания этих процессов, их последствий для человека и общества.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Результат многих видов деятельности людей нельзя предсказать абсолютно точно. Это может быть вызвано незнанием истоков и законов деятельности недостаточным их учетом, проявлением небрежности и т.д. По мере расширения наших знаний о той или иной ситуации в некоторой мере снижается уровень неопределенности ее протекания и будущих результатов. Поведение человека в таких ситуациях связано с большим или меньшим риском, поскольку не все можно учесть и предвидеть.

Источники возникновения неопределенности в окружающей среде многообразны. Генераторами риска могут быть как природные, так и социальные явления. В самом общем виде можно выделить несколько важнейших.

Во-первых, существенным является наличие элементов случайности и стихийности протекания многих процессов в окружающей действительности. Неопределенность, а в связи с этим и риск порождаются спонтанностью (не установленной закономерностью) природных явлений и процессов, стихийными бедствиями. В социально-экономической, политической и духовной жизни также присутствуют элементы случайности и стихийности. Генераторами риска выступают также объекты или субъекты, продуцирующие риск.

Во-вторых, к источникам, воспроизводящим факторы неопределенности, относится столкновение участников события, имеющих разные интересы, преследующих свои цели, но не учитывающих позиции других.

Наличие множества субъектов хозяйственной деятельности является источником, также воспроизводящим неопределенность. Действия людей на первый взгляд тоже кажутся случайными, однако могут быть продуктом сознательных устремлений людей, преднамеренных или непреднамеренных мотивов.

Неопределенность возникает из-за наличия в общественной жизни противоборствующих тенденций социального развития, столкновения противоречивых интересов действующих субъектов, несовпадения их целей, неготовностью ситуации к предлагаемому развитию событий.

В-третьих, существование неопределенности связано с неполнотой и недостаточностью информации об объекте, процессе или явлении, по отношению, к которому принимается решение, а также с ограниченностью возможностей человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах. Хотя процесс принятия решений предполагает наличие достаточно полной и правильной информации, на практике чаще всего информация бывает разнородной, разнокачественной, неполной или искаженной, внутренне противоречивой.

К источникам, способствующим возрастанию неопределенности и риска, относятся также: ограниченность ресурсов на стадиях принятия или реализации решений, относительность процесса познания человеком окружающей действительности, относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках и стереотипах поведения. Кроме указанных причин следует особо отметить, что риск связан с таким компонентом деятельности человека как творчество, который характеризуется оригинальностью, уникальностью, неординарностью решений и действий. Объективные неопределенности человек стремиться так или иначе осознать, но этого недостаточно, ибо на действие и его будущий результат влияют и то, насколько эти знания учитываются непосредственно на практике. Ситуация риска связана со статистическими процессами, и ей сопутствуют три сосуществующих условия: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы, невозможность при этом определить, на сколько точно осуществлен выбор1. Риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации. И в том, ив другом случае риск предстает моделью снятия субъектом неопределенности, способом практического разрешения противоречия при альтернативном развитии противоположных тенденций в конкретных обстоятельствах. В исследованиях практической направленности (индустриальная психология, политическая психология и т. д.) «использование понятия «фактор риска» предполагает действия субъекта или оценивание им опасности в шкалах «значимости» потерь»1. Риск связан с выбором не только в ситуации неопределенности, но и в ситуациях экстремальных, составляющих угрозу безопасности или даже жизни человека, например, в случаях стихийного бедствия, технологических катастроф, социальных революций речь идет скорее об опасности, угрозе, чем о риске. Понимание риска как. возможного ущерба в результате выбора или действия вероятностно представленных внешних факторов, или «риск потерь», рассматривается как следствие выбора в условиях неопределенности.

Похожие диссертации на Личность в ситуации риска (Социально-философский анализ)