Введение к работе
Актуальность темы исследования
Обращение к данной теме исследования продиктовано необходимостью социально-философского осмысления процессов, происходящих в религиозной сфере на современном этапе общественного развития под воздействием глобализации.
Во-первых, современная социокультурная ситуация характеризуется обострившимися в различных областях жизни социума кризисными явлениями (демографической, экономической, духовной и др.), столкновением цивилизаций (С.Хантингтон) и переделом сфер влияния на мировой арене. Кризисы, вызывающие катастрофы, бедствия, нестабильности в социальной сфере, чаще всего возникают в период качественных "переходов", бифуркаций в социальных, природных и технических системах. Это ставит перед исследователями вопрос о необходимости понимания социокультурных процессов с целью их регуляции и возможностью формирования мотиваций деятельности.
Во-вторых, мы переживаем ныне некую великую реформационную эпоху глобальной истории. Историки и аналитики реформационных движений – со времен Гегеля – обратили внимание на то обстоятельство, что движения эти несут в себе не только и подчас не столько принципы отрицания, сколько переосмысления и структурной перестройки огромных накоплений интеллектуального и духовного опыта предшествующих эпох. Коль скоро эта сочетающая в себе внутреннюю устойчивость и динамизм религиозная сфера предполагает процесс непрерывного собирания, восстановления, символического переоформления, возникает необходимая связь религиозной активности с потребностью компенсации и преодоления социально-культурных кризисов.
И поэтому, в-третьих, именно в настоящее время, характеризуемое эклектичностью религиозного сознания, утратой традиционных ценностей, секуляризацией не только общества в целом, но, в определенной степени, и самих религиозных институтов, поиском новых форм взаимодействия религии и общества как на институциональном, так и на индивидуальном уровне религиозного сознания, весьма востребованными представляются исследования, направленные на поиск закономерностей, определяющих в рамках последних методологических, философских, религиоведческих и социологических разработок адекватность и эффективность функционирования религиозных систем в современном обществе, а также легитимность соответствующих институтов и структур.
В социологии термин “легитимация” означает способ или процесс, посредством которого та или иная система, получает оправдание. Применительно к культуре оправдание означает признание той или иной практики как важной для общества или одной из ее групп. Религия представляет собой такое же поле конкурентной борьбы, как, скажем, политика или идеология. Такое же – не означает тождества между религией и политикой или экономикой, но общие принципы конкуренции, борьбы за признание (успех), апелляция к таким формам достижения легитимности как традиция, авторитет, система сакральных (священных) ценностей или напротив, разрыв с традицией, нарушение табу, низвержение авторитета, дистанцирование от комплекса доминирующих ценностей и противопоставление им ценностей той или иной группы, как ценностей более истинных, современных, актуальных и т.д. – эти принципы остаются неизменными. Поэтому представляется важным исследовать функциональные особенности гетеродоксальности и ортодоксальности сознания в формировании легитимно признанных структур.
Степень научной разработанности проблемы
Проблематика легитимности религиозных институтов и структур исследовалась в отечественной и зарубежной философской, религиоведческой, исторической, социологической науках. Практически любой исследовательский труд, посвященный государственно-конфессиональным отношениям, либо соотношению религиозно-правовых норм, так или иначе, затрагивает данную тему. Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной проблеме, до сих пор вопросы формирования и адекватности социальных институтов религиозно-идеологическим доминантам, существующим духовно-нравственным представлениям, ценностям и потребностям находятся в стадии разработки. Кроме того, на монографическом уровне не встречаются работы, связанные с осмыслением категорий «ортодоксальности» и «гетеродоксальности», их соотношения в контексте социализации доктрин, их адаптацией к геосоциокультурной ситуации, а также их соотносимости с аксиологическими, когнитивными и нормативными установками.
В теоретико-методологическом плане необходимо указать на работы авторов, которые исследовали сущность, основные признаки и типы легитимности, таких как: В.Г. Афанасьев, В.А. Бачинин, М. Берг, П. Бергер, П. Бурдьё, М. Вебер, А.Г. Дугин, Ж.-Ф. Лиотар, Т. Лукман, Т. Парсонс, П. Сорокин, М. Фуко и др.
Теоретико-концептуальные вопросы, связанные с методологией исследования социальных систем, к которым относится и религия, рассматривались в работах таких современных исследователей, как: В.И. Арнольд, В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Г. Буданов, Р.В. Баранцев, У. Бек, В.В. Василькова, С.П.Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, В.Н. Кудрявцев, В.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, И. Пригожин, П. Сорокин, И. Стенгерс и др., оказавших значительное влияние на становление и развитие синергетического подхода применительно как к общенаучным основаниям, так и в отношении хода общественного развития.
Исследованию функционирования религии в обществе посвящены работы таких классических авторов, как Р. Белла, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Л. Леви-Брюль, К. Маннгейм, К. Маркс, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э Трёльч и др. Среди современных исследований, связанных с данной проблематикой, необходимо выделить работы следующих авторов: Л.А. Андреева, В.А. Бачинин, К. Каариайнен, А. Колодный, Г. Кюнг, Р.А., Лопаткин, Р.Н. Лункин, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, Е.А. Островская-мл., М.Ю. Смирнов, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман и др.
Тем не менее, подчеркивая основательность и значительные достижения перечисленных авторов, учитывая важность для настоящего диссертационного исследования их научных разработок, необходимо отметить, что проблема философского осмысления процессов легитимации религии как социального института не получила достаточного освещения и вопрос о ее социокультурных основаниях еще недостаточно прояснен. Все это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по изучению этой проблемы.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является построение философско-методологической концепции легитимации религии как социального института в обществе, адекватно отражающей составляющие религиозного сознания и религиозных институтов, участвующих в социокультурном процессе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- обосновать связь между необходимостью легитимации религиозных институтов в обществе и догматикой;
- показать, что ортодоксия и гетеродоксия в религиозном сознании есть не только и не столько истинностные установки, а функции их определяются в соответствии с социодинамикой процессов в обществе;
- выявить роль гетеродоксии в становлении религии как социального института;
- рассмотреть современное религиозное сознание в контексте культурной парадигмы эпохи постмодерна;
- доказать, что религиозное сознание носит системный характер, а следовательно, может рассматриваться как динамическая система, которой свойственны общесистемные закономерности функционирования.
Объектом исследования является феномен религиозного сознания как одного из существенных элементов социокультурной системы.
Предметом исследования является специфика религиозного сознания как динамической системы, развитие которой определяют ортодоксия и гетеродоксия, т.е. функциональные качества, обеспечивающие легитимацию религиозных институтов в социуме.
Теоретические источники и методологическая основа исследования.
В основе данного исследования лежат общенаучные принципы постнеклассической науки, применяемые в социальных исследованиях: принципы системности, стохастичности и нелинейности.
В соответствии с этим:
- парадигмальным основанием анализа социокультурных процессов выступает синергетический подход, который был сформулирован И.Пригожиным и разрабатывался применительно к социальным системам в отечественной философии С.П.Курдюмовым, Е.Н.Князевой, М.С.Каганом, В.В.Васильковой и др.;
- методология исследования социокультурных объектов формируется в соответствии с принципами системности и функциональности.
- анализ религиозного сознания опирается на концепцию «социального реализма» Э.Дюркгейма согласно которой общество возникает как результат многообразных взаимодействий, и на социальную концепцию Т.Парсонса, согласно которой религия, наряду с моралью и органами социализации, относится к той подсистеме социального целого, которая обеспечивает функцию воспроизводства его структуры.
Гипотеза исследования состоит в следующем: ортодоксия и гетеродоксия являются универсальными категориями для всех сфер общественного сознания (политического, экономического, научного, религиозного) и всех сфер общественной жизни. Легитимация религиозных институтов осуществляется путем формирования ортодоксии, а роль гетеродоксии заключается в выработке инвариантов для обеспечения стабильности в условиях изменчивости.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в применении указанных выше методологических оснований, в соответствии с которыми:
- религиозная система рассматривается как открытая динамическая система, которой присущи закономерности функционирования – цикличность, адаптивность, компенсаторность, стохастичность;
- выявлены атрибутивные свойства религиозной системы – ортодоксальность и гетеродоксальность, – обеспечивающие ей жизнеспособность и развитие;
- вскрыты особенности легитимации религии как социального института в сравнении с другими социальными институтами;
- доказано, что для динамического состояния социокультурной системы характерна религиозная гетеродоксальность, которая будет доминировать до тех пор, пока в социальной структуре не возникнет потребность в легитимации, оправдывающей и данную систему, и данное мировоззрение.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
-
Ортодоксия и гетеродоксия являются универсальными категориями для всех сфер общественного сознания (политического, экономического, научного и др.) и сфер общественной деятельности.
-
Формирование ортодоксии или догматизация учения возникает вследствие необходимости легитимации социальных (в частности, религиозных) институтов.
-
Гетеродоксальность является атрибутивным свойством религиозного сознания общества.
-
Формирование раннехристианской доктрины явилось следствием стабилизации социальной структуры и необходимости легитимации существующей социальной системы, а нарастание гетеродоксальности связано с изменениями в социуме.
-
Отсутствие ортодоксальной доктрины в первые века христианизации Руси связано с тем, что собственная социальная иерархия находилась еще в стадии становления. По мере формирования доминирующей страты потребность в легитимации привела к выработке ортодоксальной доктрины.
Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования общих теоретико-методологических установок и конкретных положений при рассмотрении явлений и процессов социальной реальности, связанных с проблемой легитимации религии и ее институтов в современном обществе, что позволяет относительно целостно представить процесс их развития и функционирования как динамичной системы. Кроме того, авторская интерпретация данной проблематики позволяет использовать результаты и методологические подходы диссертации в научно-исследовательской работе и педагогической практике, например, в курсах культурологии, философии культуры, философии религии, социальной философии, социологии.
Апробация диссертации: Основные положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях научных сборников (общим объемом 4,2 п.л.), а также представлены автором в выступлениях на конференциях: Новые религиозные движения на российском Севере: религиозная конкуренция в пост-социалистическом обществе (NEWREL) (Европейский Университет, Санкт-Петербург, 2007); Россия: ключевые проблемы и решения (Москва, 2008); Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы (ОмГУ, Омск, 2008); Гражданское общество и государство в современной России (ОмГТУ, Омск, 2008); Инновационные аспекты культурной политики в России (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, Россия, 2008).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.