Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социально-философская методология философии нрава 17
1.1. Методология философии права: концептуализация исследовательских подходов 20
1.2. Уровни методологии философии права 37
1.3. Социально-философская методология философии права: сущность, принципы и границы применения 58
Глава 2. Юридическая герменевтика: методы толкования и интерпретации правовых норм 99
2.1, Философская герменевтика: становление предметной области 100
2.2, Юридическая герменевтика; специфика правового знания и правового мышления 128
2.3, Юридическая герменевтика и интерпретация конституционных норм 145
Заключение 174
Литература 179
- Методология философии права: концептуализация исследовательских подходов
- Социально-философская методология философии права: сущность, принципы и границы применения
- Философская герменевтика: становление предметной области
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Значимость, скорость и
кардинальность перемен, происходящих в российском обществе, не могут оставаться без внимания юридической науки. Это делает очень актуальным осмысление всего правового поля. Проблемы толкования и применения права находятся в системе вечных и всегда актуальных проблем юриспруденции, а осмысление механизмов толкования и интерпретации правовых норм является прерогативой философии права, в частности, ее такого раздела, как юридическая герменевтика. Вопросы толкования и интерпретации правовых норм всегда были в центре дискуссии в истории и теории государства и права, и, оказываясь в центре внимания отечественного правоведения, получили по отдельности необходимую разработку. Комплексное же изучение правоприменительного толкования велось при этом преимущественно фрагментарно и бессистемно. Недостаточное внимание учёных к данной проблеме имеет следствием то обстоятельство, что её разработка находится на сегодняшний день в неудовлетворительном состоянии. В научной литературе все ещё отсутствует признанное родовое определение правоприменительного толкования, не выяснены его юридическая природа, признаки и основные черты, не раскрыты в полной мере его роль и функциональные возможности в механизме правового регулирования. Наконец не выявлены герменевтические методы и принципы толкования правовых норм.
Необходимость углубленного изучения социально-философской методологии толкования норм права объясняется тем, что в рамках философии права может быть создана его целостная общетеоретическая концепция, которая объединила бы в себе достижения двух научных направлений: социально-философской методологии философии права и
теории толкования правовых норм (юридической герменевтики). Всесторонний анализ и осмысление этого комплексного правового явления в современных условиях, думается, будут способствовать повышению эффективности взаимодействия юридической науки и практики.
Комплексное, систематическое изучение методов и принципов юридической герменевтики возможно лишь с позиций социально-философской методологии, а это требует осмысления уровней социально-философской методологии, понимания места юридической герменевтики в системе философии права,
Исследовательский интерес к проблеме толкования и интерпретации правовых норм обусловлен и иными причинами. Намеченные в последние десятилетия процессы демократизации российского общества потребовали разработки соответствующей этим целям государственной политики и не простого обновления, а кардинального пересмотра ранее действовавшего законодательства.
В сегодняшних условиях, когда правотворческая деятельность должна активно реагировать на изменения в экономике, социальной сфере и культуре, роль закона возрастает, но вместе с тем возрастает и роль осмысления всего правового поля, природы правовых норм? их смысла, значения, социальной обоснованности. При недостаточной системности, плановости и скоординированное законотворческих процессов, правовое поле является размытым, неэффективным и создает затруднения при приспособлении закона к бесконечно возникающим и динамично развивающимся общественным отношениям.
Указанные вопросы делают актуальными теоретические и практические исследования в области философии права и ее методологии — социальной философии.
Степень разработанности темы исследования. Философия права занимает особое место в системе наук. Бе исследованию посвящены работы таких авторов, как; Н.Н. Алексеев, С.С, Алексеев (8; 9; 10; 11; 12)*, ПП. Баранов, В.Ю. Верещагин, В.К Курбатов, А.И. Овчинников (22; 23; 24), Ю.Я. Баскин (28), Г.И. Иконникова, В.П Лященко (85), Д.А. Керимов (105; 108), Э.В. Кузнецов (120), В Л. Малахов (140), ИЛ. Малинова (142), B.C. Нерсесянц (153), И.Д. Осипов (168), А.В. Поляков (180), В.М. Сырых (214), ГО.В. Тихонравов (221) и других авторов. Она представляет собой общенаучный феномен, интегрирующий всю совокупность принципов, путей и методов познания, выработанных всеми науками, в том числе и юридическими, применяемых в процессе научного познания особенностей правовой деятельности, ее развития и практического преобразования.
Философия права занимается поисками и установлением истины о * праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом — уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние
* Здесь и далее первая цифра в скобках обозначает номер источника в списке литературы, вторая цифра - номер цитируемой страницы; цифры,
Методология философии права: концептуализация исследовательских подходов
Философия права занимает особое место в системе наук. Ее исследованию посвящены работы таких авторов, как Н.Н, Алексеев, С,С, Алексеев (8; 10; 11; 12), П.П. Баранов, В.Ю, Верещагин, В.И. Курбатов, А.И. Овчинников (22; 23; 24), ЮЯ. Баскин (28), Г.И. Иконникова, В Л. Лященко (85), Д.А, Керимов (105; 108), Э,В. Кузнецов (120), ВЛ. Малахов (140), ИЛ. Малинова (142), B.C. Нерсесянц (153), И.Д. Осипов (168), А.В. Поляков (180), В.М. Сырых (214), Ю.В. Тихонравов (221) и других авторов,
Философия права генетически происходит не из самой себя, а благодаря конкретному изучению различных проявлений права- В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым явлениям свойственны общие характерные черты, которые могут быть познаны определенными подходами, принципами, методами, Так зарождалась и эволюционировала философия нрава. Ее смысл заключен в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, исследующих конкретные правовые явления. Назначение философии права - вооружить не только общую теорию права, но и все отраслевые юридические науки надежным гносеологическим инструментарием,
Философия права является познавательной основой всей системы юридических наук. Она включает ряд компонентов: систему методов познания; учение о таких методах, как общенаучные, так и частнонаучные средства познания. Все эти компоненты органически связаны между собой и взаимно обогащают друг друга (см, 142).
Кроме того, как нам кажется, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права обогащает исследовательский потенциал каждой из них. В основе синтезирующих качеств философии права лежит то, что ядром философии как методологической науки выступает единство диалектики, логики и теории познания. Это означает в обобщенном виде, что одна и та же система законов и категорий в диалектике выступает в качестве принципов познания объективного мира, в теории познания - как средство решения конкретных познавательных задач и в логике - как формы научного мышления (см. 153).
Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Право, как объект, исследуется различными науками, каждая из которых рассмаїривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно-смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия. Как показывают современные исследования, в философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права, на наш взгляд, как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) -это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве (см. 28, 113).
Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон (позитивное право), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом) (см. 153, 44-46). С учетом данного обстоятельства приведенное определение предметной области философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.
При этом под правом (см. Нерсесянц В,С. Право - математика свободы, М., 1996; 2, 54 - 55), имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным (см. 108, 34).
Социально-философская методология философии права: сущность, принципы и границы применения
Философия права, будучи по сути общенаучным феноменом, совокупностью принципов, путей и методов познания, выработанных множеством наук, в том числе и науками юридическими, основана на мультиметодологических принципах, хотя ей, как и общей теории права, свойственно использование методов различных уровней познания (см.8; 10; 12). Методы философии права - это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Кроме того, под методами философии права понимаются также способы упорядочения имеющегося материала, его логического расположения с целью последующего более глубокого и разностороннего изучения (см. і 42; 180). В этом отношении совокупность методов философии права выступает ее методологией. Как и в общей теории права и государства в философии права используется множество разноуровневых методов, классификация которых может быть следующей: общенаучные методы, частнонаучные методы, специальные методы. Принято считать, что общенаучные методы философии права - это общие философские методы познания, это приемы, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права. К ним относятся: формально-логический; методологического плюрализма; исторический; структурно-функциональный и др.
Профессор С. А. Комаров (см. 118) выделяет также общесоциологические методы, наряду с чем можно выделить и общелогические методы такие, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия моделирование.
Вместе с тем в философии права широко используются частнонаучные методы познания, которые представляют комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический, метод комплексною исследования.
Специальные методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой философией права и другими юридическими науками и используются в основном в пределах этих наук. К ним относятся формально-юридический; метод сравнительного государствоведения и правоведения; методы толкования норм права; метод государственного и правового моделирования и др. В литературе их называют еще частноправовыми способами. Однако с этим трудно согласиться, поскольку они используются не только для изучения правовых явлений, но и государственной жизни (см. 153).
В исследовании проблем философии права широко используется исторический метод, то есть рассмотрение развития права и государства с исторических позиций, не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого, поскольку сегодняшние правовые и государственные реалии во многом определяются государственно-правовыми явлениями прошлого.
Некоторые авторы рассматривают исторический метод в единстве с логическим методом. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей.
Логический метод, по тому как он сложился в истории научного познания, следует считать самостоятельным общенаучным методом. Он включает средства и способы логического изучения и объяснения права и государства и основан на формах мышления и законах формальной логики. Основными логическими приемами являются: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; гипотеза; моделирование (см. 140),
Одна из форм анализа - классификация государственно-правовых явлений: классификация функций государства и права, форм государства, нормативных правовых актов, субъектов правоотношений и т.д. Синтез - это процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, принципов, характеризующих государство, право, в результате формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Его значение состоит следующем: во-первых, он особую значимость приобретает при формировании теоретических концепций в области юриспруденции; во-вторых, логический метод позволяет формулировать понятия, выявлять свойства правовых явлений; в-третьих, логический метод, опираясь на приемы формальной логики, дает возможность анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между общим и частным.
Как общенаучный метод философия нрава использует системный метод. В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. При этом взаимодействие этих элементов порождает новое, не присущее им самим качество. Право и государство по своей сущности и структуре - явления сложные, системные. Основным элементом права является норма права, государства. В качестве системы могут рассматриваться законодательство РФ, местное самоуправление, правоотношения и т.д.
Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия, в предупреждении противоречий и «возмущений» в государственной и правовой системах (см. 108, 247).
Философская герменевтика: становление предметной области
Герменевтика - термин греческого происхождения (Гермес - Бог из древнегреческой мифологии, которому бьтло поручено истолковывать божественную волю людям, быть посредником между богами и людьми), имеющий несколько близких значений: искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, литературных памятников, письменно зафиксированных проявлений жизни, учение о принципах их интерпретации (см. Современный философский словарь. М., 1996, с. 154). Общая основа всех этих значений - «делать понятным», «доводить до понимания». Герменевтика (греч. Hermeneutike) в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась она приобрела черты философской дисциплины.
Герменевтика как теория, практика и искусство интерпретации зародилась еще в античности и рассматривалась как практика, дающая человеку понимание явлений природы и общества. В Древней Греции интерпретация не ограничивалась только толкованием текстов, она была истолкованием мира в целом. Это, в первую очередь, связано с тем, что в античном сознании были сильно развиты не только рациональные, но и мифологические аспекты видения мира. Мифологическое восприятие мира не проводит резкой разграничивающей линии между природным и социальным миром, рассматривает человека в контексте природы. В дальнейшем мифологические черты «вымываются», трансформируются в сознании человека в философские или религиозные представления. Человек теряет былую слитность с природой, он сам как бы «рассыпается» на тело и душу.
В переводе с латыпи понятие «интерпретация» означает «объяснение, истолкование». Эквивалентом, синонимом этого понятия на греческом языке является термин «герменевтика» - или искусство изложения, систематическое учение об истолковании философских сочинений, юридических документов и произведений искусства, любая смыслосозидательная деятельность человека. Однако уже в Древней Греции и Риме интерпретация понималась по-разному. Во-первых7 она рассматривалась как определенного вида традиция заменять имена чужих богов именами своих собственных, идентифицируя при этом их носителей. Предпосылкой этому было совпадение в значительной мере функций соответствующих божеств. Так, например, греки использовали имя Зевса для обозначения египетского Амона, Афродиты - для Астарты и Исиды.
Особенно широко подобная практика была распространена в эллинистический период античной истории (ТП в. до н.э. - V в. н.э.). Походы Александра Македонского, а также в последующем римских императоров существенно расширили пределы средиземноморской, греко-римской ойкумены, включили в состав сначала империи Македонского, а затем и Римской империи, народы Востока. Потребность в эффективном государственном управлении, социокультурных и экономических отношениях в рамках обширной империи поставила на «повестку» дня унификацию и идентификацию богов и мифов, культов и ритуалов. Именно процедура интерпретации выступила основой для таких историко-культурных явлений поздней античной истории, как: 1) синкретизм - смешение идей и образов различных религий; 2) гностицизм - религиозное сектантское учение, в котором восточное понимание мира соединялось с эллинистическим.
Итак, первое «лицо» интерпретации в античности - религиозно-мистическое. Наравне с таким пониманием существовало и другое, второе «лицо», рационально-логическое, направленное не на постижение некой тайны, а на познание мира таким, каким на самом деле он является, на выявление его сущности. Эта традиция восходит к философскому осмыслению, к Платону и Аристотелю. В-третьих, широкое применение в Древней Греции имели не только мировоззренческие формы интерпретации, но и практические, связанные с повседневными заботами о «хлебе насущном». Одним из таких проявлений являлась юридическая интерпретация, «истолкование писем, правовых источников и применение их юристами при разъяснении разбираемого судебного дела» (Крусс В.И. Юридическая герменевтика: актуальные проблемы юридической науки. Нижний Новгород, 1999, с. 226). К этому виду относится и литературная интерпретация. Уже в то время появляется необходимость истолкования древних текстов, в частности поэм Гомера. Язык национального учителя греков становится непонятным для его потомков. Литературное истолкование было, скорее, искусством, эмпирическим навыком (герменевтикой), чем наукой, представляя собой совокупность филологических приемов, способствующих нахождению ошибок в грамматах и исправлению их, умению читать, истолковывать и оценивать рукописи с литературной, художественной и эстетической точек зрения.
Таким образом, как видно из приведенных примеров, интерпретация в различных ее проявлениях - широко распространенное явление в культуре Древней Греции и Рима, вплетенное в жизнедеятельность античного общества.
В Средние века герменевтика приобрела вид экзегезы - толкования Священного Писания и сочинений святых отцов церкви. Большое влияние на формирование библейской экзегезы оказал Аврелий Августин, который видел в интерпретации правило для нахождения подлинного смысла Библии и способ правильной передачи его массам верующих (83, 231).
Для культуры средневековья характерен культ книги (текста), в первую очередь, Библии, и содержащегося в нем слова - божественного откровения, записанного апостолами. Весь мир, в том числе и природа, вторичен но отношению к слову Божьему. Природа есть символическое бытие, форма выражения (причем самая низкая) божественного откровения, его воли и творческой мощи. «Книга Природы» по сравнению с Библией - явление второстепенное. Лишь в период Возрождения мало-помалу утверждается идея о равноценности Священного Писания и Природы. Ярким свидетельством тому являются работы Н.Кузанского с их пафосом пантеизма.
В эпоху Возрождения герменевтика стала восприниматься как искусство перевода античных текстов на живой национальный язык, все более приобретая светский характер. Определенный вклад в становление теории интерпретации внесла эпоха Реформации. Герменевтика как искусство интерпретации оказалась в XVI веке жестко связанной с социальной практикой. Признание источником веры Священного Писания, объявление принципа священства всех верующих, введение богослужения на родном языке верующих, обоснование спасения личной верой, переводы Библии на национальные языки - все эти моменты требовали новых принципов истолкования и критики библейских текстов в соответствии с новыми социальными запросами.