Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Басилаиа Мариана Артемовна

Экологическое сознание в контексте социальной эволюции
<
Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции Экологическое сознание в контексте социальной эволюции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Басилаиа Мариана Артемовна. Экологическое сознание в контексте социальной эволюции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ростов-на-Дону, 2002.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/59-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические принципы анализа экологического сознания 15

1.1. Методологические принципы исследования эволюции экологического сознания 15

1.2. Социальные детерминанты экологического сознания 28

ГЛАВА 2. Эволюция экологического сознания в европейской цивилизации 44

2.1. Экологическое сознание в эпоху аграрной цивилизации 44

2.2. Эволюция экологического сознания в эпоху техногенной цивилизации 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

Библиографический список использованной литературы 137

Введение к работе

Актуальность исследования. Драматическое состояние среды обитания человека: катастрофическое загрязнение биосферы с одной стороны, и социальная разбалансированность жизни в стране с обеднением духовности, нравственности - с другой, порождают глубокую озабоченность, тревогу, желание активно участвовать в процессе спасения земной цивилизации и своей собственной жизни.

Взаимоотношения человека и биосферы приобретают все более глобальные масштабы и становятся одним из основных источников неустойчивости жизни на Земле. Экологическая проблема составляет одну из главных компонентов современной системы глобальных проблем. Человечество начинает постепенно осознавать необходимость изменения характера взаимосвязей общества и природы, оценивать последствия своей производственной и интеллектуальной деятельности. В этой ситуации для правового государства, провозглашающего своим идеалом социально - защищенную в своих правах, гуманную и свободную, творческую гармонично - целостную личность, требуются научно обоснованные идеи и разработки. Одной из таких существенных идей в этом направлении нам представляется идея формирования экологического сознания - центральный вопрос настоящего исследования.

Рассматривая проявление противоречий человека и природы следует охарактеризовать связи и взаимоотношения человека с эволюцией экосистем, по-

4 скольку в истории цивилизации взаимоотношения человека и природы влияли

на общественное сознание, его проявление, углубление или извращение.

Общественное сознание в процессе огромного исторического пути развития претерпело заметный прогресс, обусловленный главным образом развитием, ростом производительных сил и разделением труда. В ходе развития сознания (и его общественных форм) определялось отношение людей к природной и социальной среде, степень их единства со средой обитания.

Экологическое сознание является одним из проявлений основной человеческой способности воспроизведения действительности. Непосредственной основой сознания является деятельность человека, которая в реальной действительности в процессе исторического развития homo sapiens постоянно связана с взаимодействием экосистем и всех существующих стихий планеты. Его можно рассматривать как основной ключ, способствующий преодолению внутренней раздробленности, характерной для современных знаний.

Становление экологического сознания позволит дать ответ на главный вызов нашего времени - раздробленность и закрытость знания и сознания, утрату современной личностью, и обществом в целом, способности видеть и воспринимать мироздание как единый процесс развития природы и общества, раскрывающий перед личностью весь пространственно-временной горизонт.

Преодоление такой закрытости, устранения интеллектуальных и психологических барьеров, стремления организовать логику использования всех областей знания (философского, социологического, экологического, биологического,

5 антропологического, космологического, географического и т.д.) можно рассматривать как основное преимущество экологического сознания.

Прогрессивное развитие культуры и познания на разных стадиях истории - рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществах - ограничивалось эгоистическими интересами эксплуататорских классов, которые ради своих целей пренебрегали интересами общества и природы. Однако, несмотря на классовые противоречия, социальный прогресс заметно проявился непосредственно в развитии материальной и духовной культуры, в развитии и обогащении взаимодействия общества и природы.

В этом же контексте происходила эволюция общественного и индивидуального сознания определявшего отношение общества к природе. Происходило формирование экологического сознания определенного исторического этапа развития общества. С эволюцией сознания связано и проявление человеческого фактора развившегося на основе антропоцентрического отношения к природе и приведшего к интенсивному загрязнению экосистем биосферы. На основании изложенного можно утверждать, что в мировом сообществе и в частности в российском обществе как никогда актуализируется потребность формирования экологического сознания, социальной установки на становление экологически культурной личности. Такой процесс почти не находит подтверждения, слабо и фрагментарно освещен в современной научной литературе. Вместе с тем проблемы такого рода относятся к числу фундаментальных, и горизонт их практической реализации всегда бесконечен.

Степень разработанности проблемы. Проблема становления экологического сознания и формирования социально-защищенной и гармонично-целостной личности относится к вопросам, изучаемым социальной философией. Тема самосовершенствования человека с периода античности, представляет собой многообразный спектр различных философских работ.

Проблемы становления экологического сознания трудно представить себе без рассмотрения философско - социологического наследия дореволюционной России в работах русских мыслителей. Сегодня не утратили своей актуальности труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, Л.И. Мечникова, П.Н. Милюкова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Ф.А. Степу-на, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и других. Среди философов непосредственно занимавшихся проблемами бытия и сознания, происхождения сознания и его сущности, структуры сознания, субъекта и объекта сознания, сознания и самосознания, в период развития советской науки следует назвать Н.В. Алексеева, В.И. Вернадского Ф.И. Георгиева, Б.А. Грушина, М.В. Демина, Г.Г. Дилигенского, ГО.А. Жданова, С.Э. Крапивенского, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, И.А. Негодаева, Л.В. Скворцова, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, Е.В. Шорохову, И.Н. Хильми.

В настоящее время многие исследователи едины во мнении о том, что понять природу сознания нельзя, не раскрыв тайну некоего духовного состояния, которое бытует за пределами основного гносеологического отношения. Хотя проблемы изучения той духовной реальности, с которой связано сознание,

7 сформулированы, пока еще больше вопросов, чем ответов. Различные аспекты

сознания личности рассматриваются в работах: С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезе-ра, Г.Е. Глезермана, Г. Гачева, Л.Н. Гумилева, В.Ж. Келле, А.Ф. Лосева, А.А. Милдса, Н.Н. Моисеева, Б.Ф. Поршнева, В.Ф. Сержантова, В.А. Рыбакова. Существенный вклад в исследование проблем сознания внесли философы ростовской школы В.Ю. Верещагин, Ю.Г. Волков, В.А. Горбов, Е.В. Золотухина -Аболина, Ю.Н. Куражсковский, Т.П. Матяш, Т. Г. Лешкевич.

При разработке данной темы автор опирался на научные идеи, содержащиеся в работах Н.С. Автономовой, А.В. Ахутина, B.C. Библера, Н. Данелия, Б.А. Грушина, В.Д. Губина, А.В. Гулыги, Г.Г. Дилигенского, Е.В. Золотухиной - Аболиной, В.И. Иванова, М.С. Кагана, Т.А. Кузьминой, Е.И. Кукушкиной, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.К. Моисеевой, В.В. Налимова, А.П. Огур-цова, Т.Н. Ойзермана, Е.Я. Режабека, P.M. Самсонова, А.Г. Спиркина, Н.Н. Трубникова, Д. Н. Узнадзе, В.Г. Федотовой, Б.А. Чагина, B.C. Швырева, В.П. Яковлева и др.

Для решения задач настоящей диссертации теоретический интерес представляют труды зарубежных философов, социологов и психологов: М. Вебера, Э. Геллнера, X. Дельгадо, Э. Дюркгейма, А. Камю, Г. Маркузе, У. Найсера, X. Ортеги - И - Гассета, К. Поппера, А. Тойнби, В. Франкла, Ф. Хайека, Г. Хорна, Д. Хэссета, О. Шпенглера, К.Г. Юнга, К. Ясперса.

В трудах, указанных выше российских и зарубежных ученых рассматриваются различные аспекты сознания, как адекватное осмысление реальности, реализуемое в виде различного рода практической и теоретической деятельно-

8 ста, что нацеливает на углубление исследований развивающегося человека в

структуре современного общества. Эти исследования представляют собой развитие социальных качеств человека, его личности. Вместе с тем исследования позволяют отметить, что до настоящего времени в научной литературе социально - философских исследований вопросы формирования экологического сознания недостаточно изучены. В подобном философско социологическом аспекте проблема экологического сознания, как таковая, еще не рассматривалась, что побуждает нас обратиться к вопросам, которые до настоящего времени ждут еще своего решения. Объект исследования - экологическое сознание. Предмет исследования - изменение экологического сознания в процессе социальной эволюции.

Цель и основные задачи исследования. Цель исследования - определить наиболее оптимальный путь в деятельности человека по становлению экологического сознания в реализации его интеллектуальных, социальных и биологических возможностей, гармонизации, как выражения глубочайшего единства общества с природой.

Цель исследования определила его задачи:

показать процесс становления экологического сознания, экологически культурной личности во взаимосвязи с формированием мировоззрения человека, системы его ориентации и самореализации в мире;

определить методологические принципы анализа экологического сознания;

9 - выявить основные тенденции развития отношения человека к миру в

условиях техногенной цивилизации, и показать влияние образования и воспитания на социально - экологические процессы и сознание; Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды классиков мировой и отечественной философии, работы современных русских и западных философов, на труды которых в работе делаются ссылки. Для исследования становления и развития экологического сознания нами был выбран сравнительно - исторический метод. Этот метод позволяет в ходе научного сравнения сопоставлять существенные свойства и связи исследуемых явлений с целью установления их общих черт и специфики. Выбранный нами метод позволяет:

а) сопоставить и выявить характеристики и уровни в развитии изучаемого
объекта с учетом тенденции этого развития;

б) сравнить в исторической ретроспективе уровень экологического созна
ния по отношению к аналогичным уровням иных культур;

в) выявить и попытаться раскрыть связь в преемственности развития ис
следуемого объекта.

В качестве методологической основы были также приняты принципы историзма и системности. Использование указанных принципов в их единстве и взаимосвязи позволило рассмотреть сознание как целостное образование в различных аспектах его развития.

Научная новизна исследования отражается в следующем:

раскрыта аргументация ряда существенных аспектов и их причин отхода от процесса гармонизации Человека и Природы, безуспешной попытки такой гармонизации: огромного разрыва между развитием во времени технических (материальных) и духовных составляющих бытия;

сделана попытка выявить возникшие в нынешней обстановке тенденции асимметрии развития духовных и материальных аспектов. С появлением и развитием частной собственности проявляется обособление индивида, появляется и развивается индивидуальное сознание, но и в этом случае процесс развития сознания происходит значительно медленнее, чем становление институтов собственности, что отрицательно влияет на формирование экологического сознания;

показана необоснованность аргументации некоторых современных социологов о том, что экологически нерациональное отношение человека к природе изначально присуще человеческой сущности и поэтому кризисные экологические ситуации обусловлены самой природой человека, что в методологическом плане усложняет возмолшости науки раскрыть противоречия между обществом и природой, создать оптимальную модель природопользования;

предложено объяснение необходимости системного исследования, включающего и компоненту нового экологического сознания, которое должно ориентировать на повышение роли социоэкологического воспитания нацеленного на усиление духовных потребностей, при опре-

деленных разумных ограничениях, касающихся материальных потребностей;

установлена потребность в новых научных подходах и новых образовательных программах опережающих внедрение рыночной экономики, как важнейший поворот в сторону стратегии согласованного, гармоничного развития Человека и Природы;

показаны средства развития и утверждения коллективного экологического сознания, основной гарантии преодоления экологического кризиса в условиях современного информационного общества;

показано, что современная наука, как и прежде, не выполняет свою прогностическую функцию в плане развития задач экологического сознания.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Экологическое сознание является одним из проявлений основной человеческой способности воспроизведения действительности. Непосредственной основой сознания является деятельность человека, которая в реальной действительности в процессе исторического развития homo sapiens постоянно связана с взаимодействием экосистем и всех существующих стихий планеты. Сознание можно рассматривать как основной ключ, способствующий преодолению внутренней раздробленности, характерной для современных знаний.

  2. Эволюция общественного сознания, от мифа через религию и науку, которая со временем осознает ограниченность своих возможностей,

12 актуализирует в современных условиях нравственное измерение человеческой деятельности, формирует нравственные установки. И главная установка - в формировании нового прогрессивного экологического сознания, становление которого связано с образованием единой, целостной, планетарной, ценностной сферы. В экологической ценностной сфере должны явно доминировать реальные меры, позволяющие сохранить условия жизни человека и всего живого на планете, сохранить естественные процессы жизни цивилизации.

  1. Проблема отношения между человеком и природой менее всего выразима как подчинение и закабаление, ведущее к жертвам бесконтрольного истребления ресурсов природы и всего живого. В создавшейся экологической ситуации целенаправленное формирование экологического сознания, базирующегося на принятой мировоззренческой и фи-лософско - идеологической основе, является наиболее универсальным императивом становления современной экологически культурной личности.

  2. В индустриальном обществе технизированная жизнедеятельность постепенно приводила человеческую цивилизацию к ситуации кризиса и ухода от позиции гармонизации общества и природы. В настоящее время самые трудные проблемы, с которыми приходится сталкиваться человеку в соприкосновении с техносферой, с биосферой, сферой социальной деятельности - это проблемы человека, проблемы его образования, его воспитания. Пути становления нового экологического

13 сознания связаны с проблемами воспитания и образования людей,

опирающихся на экологическое мировоззрение. 5. В современных условиях лавинообразный прогресс средств связи и информационных технологий создает совершенно уникальные возможности в информационном обществе для развития нового экологического сознания (как индивидуального так и общественного), способного противостоять подчас драматическому развитию экологической ситуации. Теоретическая и практическая значимость работы определяется результатами социально - философского исследования формирования нового экологического сознания. Результаты исследования могут представлять интерес для философов, экологов, социологов, биологов, психологов, инженеров, историков и специалистов других областей науки, занимающихся проблематикой развития системы «Человек - Природа». Применение основных положений исследования в условиях современного общественного прогресса может быть полезной теоретической основой разработки перспектив выхода из глубокого социально - экологического кризиса. Материалы исследования использовались также в учебном процессе кафедры "Философии" и "Охраны труда и окружающей среды" ДГТУ. Программа, ход и итоги исследования обсуждались на кафедре "Философии" и философском семинаре аспирантов гуманитарного факультета ДГТУ. Эти положения определяют главное практическое значение данного исследования.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основные положения диссертации отражены в 32-х различных публикациях автора.

Методологические принципы исследования эволюции экологического сознания

В настоящее время проблемы становления экологического сознания и вопросы самоусовершенствования человека находятся на стыке ряда наук: экологии, социальной философии и психологии, этики и педагогики. Несомненно, в указанном сочетании научных исследований базовая роль принадлежит социальной философии согласно имеющейся традиции философского осмысления этой проблематики со времен зарождения мифов и периода античности.

Становление экологического сознания, экологически культурной личности взаимосвязано с формированием мировоззрения человека, системы его ориентации и самореализации в мире, объединяющей знание и опыт, раскрывающей перед личностью весь пространственно-временной горизонт. В процессе исследования эволюции экологического сознания мировоззренческий аспект представляет собой наиболее основательный нетленный пласт знания, а факты, которые укладываются в эту логическую колею, приобретают твердую обоснованность. Эти факты, по мере прогресса науки, постоянно уточняются и обретают новые контуры, а само отношение к интерпретации факта во многом зависит от мировоззренческой позиции исследователя. Поэтому нам необходимо уделить внимание и, в конечном счете, дать пояснение о мировоззренческой ориентации настоящей работы.

Мировоззрение человека неотделимо от особенностей его существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида мир оказывается разделенным на две части: на мое "Я" и остальное "не - Я", включая природу, общество и всю среду обитания [111]. Для всякого мировоззрения вопрос об отношении человека к миру, в том числе и к природе, является главным. Система "человек (общество) - природа" относится к вечным проблемам, входящих в круг вопросов, составляющих мировоззрение. С ними соотносятся другие проблемы смысла жизни. Понимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблема человека выступает не только в явном виде, но и в неявном, т.е. во всех так называемых онтологических - "метафизических" проблемах.

В науках об экологии и природе коренятся, по большому счету, проблемы первоосновы мира, пространства и времени, конечности и бесконечности и др. Обилие проблем мировоззрения, рождаемых естествознанием, побудило, например, А. Эйнштейна признать, что "всякая физика есть метафизика". Проблемы философского мировоззрения являются порождением разнообразных потребностей людей и детерминируются многообразной их деятельностью. Главными источниками проблем мировоззрения являются: "1) индивидуально-экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические" [4]. В мировоззренческом знании преобладают проблемы "вечные", постоянные для всех времен. К этим проблемам относятся проблема Вселенной и ее движения, проблемы человека, смысла его жизни, свободы, взаимоотношения философии и естествознания, философии и культуры, экологии и др. Философия, как отмечал В.И. Вернадский "постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово" [37].

Философские проблемы "вечны" в том смысле, что "они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы" [91]. Однако сказанное выше, не означает, что в проблемах мировоззрения отсутствует прогресс в глубине их осмысления. Эти проблемы решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки в зависимости от уровня научных знаний, уровня развития общества. В этой связи мы сделаем попытку в последующем рассмотреть проблемы формирования экологического сознания на разных этапах развития общества.

Формирование совокупности наиболее общих взглядов и представлений о сущности мироздания, окружающего нас, и месте человека в нем или, иначе говоря, формирование мировоззрения может произойти либо в процессе образования, благодаря полученным знаниям, либо в естественном процессе становления личности под влиянием социального окружения. При этом мы не можем претендовать на полную гарантию от "шероховатостей", связанных с предрассудками и заблуждениями, которые могут просочиться в научно выверенные элементы мировоззрения.

Никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида тех или иных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что она сама не полностью свободна от них. "И в то же время только систематическое философское образование способно свести "мифологическую" составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму" [8].

Социальные детерминанты экологического сознания

Рассматривая проявление противоречий человека и природы как выражение социального прогресса и регресса, следует охарактеризовать связи и взаимоотношения сознания человека с эволюцией экосистем. Сознание, в процессе огромного исторического пути развития, претерпело заметный прогресс, обусловленный, главным образом, ростом производительных сил и разделением труда, культуры, В ходе развития сознания (и его общественных форм) определялось отношение людей к природной и социальной среде, степень их единства со средой обитания.

Экологическое сознание является одним из проявлений основной человеческой способности воспроизведения действительности. Непосредственной основой сознания является трудовая деятельность человека, которая в реальной действительности в процессе исторического развития homo sapiens постоянно связана с взаимодействием экосистем и всех существующих стихий планеты. Его можно рассматривать как основной ключ, способствующий преодолению внутренней раздробленности, характерной для современных знаний.

Сознание неотделимо от деятельности. Возникая в процессе труда, развиваясь и обогащаясь под воздействием экологической и социокультурной реальности, сознание определяют, как субъективный образ объективного мира; как способность человека, обладающего знаниями, выделять себя из мира его окружающего и противопоставлять себя ему как субъекта объекту. Сознание - это и целеполагающая деятельность, то есть предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Содержание сознания реализуется через деятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеала. Идеал - это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие, ориентированное на практическую реализацию. А так как развитие сознания обусловлено развитием всей совокупности социальной и биологической адаптации, мы можем сказать, что характер и масштабы взаимодействия человека с экосистемами биосферы определяют не только один из компонентов социального или биологического приспособления, но и всю систему адаптации к среде обитания в целом. В данном случае важно подчеркнуть, что экологическое сознание будет способствовать целостному видению действительности.

Становление экологического сознания позволит дать ответ на главный вызов нашего времени - раздробленность и закрытость знания и сознания, утрату современной личностью и обществом в целом способности видеть и воспринимать мироздание как единый процесс развития природы и общества, раскрывающий перед личностью весь пространственно-временной горизонт. Преодоление такой закрытости, устранения интеллектуальных и психологических барьеров, стремления организовать логику использования всех областей знания (философского, социологического, экологического, биологического, антропологического, космологического, географического и т.д.) можно рассматривать как основное преимущество экологического сознания.

Рассмотрение в историческом плане развития знаний об отношениях организмов человечества между собой и окружающей средой оформившихся в самостоятельную область - экологию и становление связанного с этим индивидуального и общественного сознания позволяет не только отметить явления социального и биологического прогресса (и регресса) на стадиях разных цивилизаций, но и охарактеризовать состояние и влияние экологического сознания и культуры на общественный прогресс с позиции интересов гармонического развития взаимодействия общества и природы, На протяжении тысячелетий истории общества разные уровни развития производительных сил, материальной культуры и познания человека, на каждом этапе обуславливали проявление определенных систем противоречий между обществом и природой, Прогрессивное развитие производительных сил, культуры и познания общества на разных стадиях истории - рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществах - ограничивалось эгоистическими интересами эксплуататорских классов, которые ради своих целей пренебрегали интересами общества и природы, Однако, несмотря на классовые противоречия, социальный прогресс заметно проявился непосредственно в развитии материальной и духовной культуры, в развитии и обогащении взаимодействия общества и природы, Происходило формирование экологического сознания определенного исторического этапа развития общества,

Экологическое сознание в эпоху аграрной цивилизации

Аграрная цивилизация, охватывает период от возникновения человечества до нового времени. Ее сущность можно сформулировать, опираясь на идею Маркса, когда он разделил природные ресурсы на две части: естественные средства жизни (объекты охоты, рыболовства, съедобные коренья, злаки и т.п.) и естественные средства труда (руды черных и цветных металлов, энергоносителей и т.п.). Аграрная цивилизация основывалась на потреблении первого рода ресурсов и воспроизводстве (при земледелии и животноводстве) полезных видов растений и животных, сокращая, при этом, возможности существования неиспользовавшихся объектов флоры и фауны.

Отдаляясь от природы, человек как бы компенсировал этот уход тем, что очеловечивал в своем воображении природу. Наделение явлений окружающей природы и общественных явлений человеческими качествами и даже его внешним обликом, или, иначе говоря, антропоморфизирование и социоморфизиро-вание природы неизбежно порождало в сознании человека сверхъестественный мир мифологического псевдобытия [112].

Мифология есть определенный тип мышления на ранней ступени развития человеческого общества. Будучи отражением материальных и духовных аспектов человеческой жизни, ее потребностей, стремлений и идеалов, античная мифология являлась существенным фактором формирования сознания человека и общественного сознания античной эпохи. Изучение мифов древнего Востока, народов Европы и Америки позволяет нам выявить много чрезвычайно интересных закономерностей, аналогий. Поражает воображение то, что в мифах разных народов мира, созданных в разное время мы обнаруживаем одинаковые темы, схемы и символы.

В первой книге четырехтомного исследования Кэмпбелла по сравнительной мифологии, автор анализирует некоторые из тем мифов, их схем и символов, включая структурообразующие силы, которые воздействуют на всех людей и формируют не только наше сознание, но и природу всей жизни человеческого общества на Земле [68]. Структурообразующие силы, прослеживаемые Кэм-пбеллом, привлекают наш интерес, так как все они отражают отношение людей к природе и жизнедеятельности самого человека, и оказывают существенное влияние на воображение людей, формирование их отношения к среде своего обитания. Таких структурообразующих сил Кэмпбелл насчитывает пять. Прежде всего, это гравитация, которая сделала возможными сами понятия "низа" и "верха" и удерживает нас в пределах земной атмосферы (во всяком случае до наступления космической эры). Во-вторых, это чередование света и темноты. Эта структурообразующая сила обусловлена сменой дня и ночи. Период суток между рассветом и заходом солнца подразумевает образ и схему поведения человека. Это представляет как бы символическую модель для всех конфликтов и противоположностей. Третий важнейший источник воздействия на природу по Кэмпбеллу - это Луна, Млечный Путь, звезды, которые своими ритмами определяют человеческую жизнь, хотя прямого физического воздействия на человека не оказывает (в отношении Луны это ошибочное мнение). К четвертой универсальной силе, в отличие от первых трех дарованных свыше, автор относит взаимно дополняющую противоположность между женским и мужским началами, взаимодействия которых столь значительны, что люди в мифах и другом своем творчестве проецируют свои отношения на небо и там видят отражения своих чувств и отношений к среде обитания. Пятая структурообразующая сила представлена в виде цикла жизни людей: рождение, развитие, старение, смерть и, по представлению некоторых народов, возрождение в новом облике. Этот цикл управляет всеми процессами на Земле и за ее пределами. [Там же С.49]

Гораздо перспективнее, с точки зрения исследования структуры мифов позиция французского ученого Леви-Стросса. Согласно теории Леви-Стросса, отдельные детали мифа могут быть заменены другими деталями при условии сохранения общей структуры, т.е. эта структура является схемой, которая может быть приложена к разным проблемам. Если это соответствует действительности, то тогда основная структура мышления должна быть одинаковой для всех людей и сегодня и в прошлом. Если это не так, то мы не в состоянии самостоятельно распознать ее. Эти общие и широкие понятия пока лишь гипотетические, хотя возможно, что сознание всех людей реально функционирует сход 47 ным образом на нейрофизиологическом уровне [71]. По Леви-Строссу, в каждом мифе, так или иначе, происходит разрешение конфликта: совмещаются взаимно дополняющие противоположности, устанавливая логическую связь между ними. Тогда, рассматривая вопрос с позиции структурного анализа, целью мифа является объяснение конфликта.

Похожие диссертации на Экологическое сознание в контексте социальной эволюции