Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном постнеклассическом социально-гуманитарном познании среди множества проблем одной из наиболее острых является проблема фрагментации Эта проблема включает в себя ряд моментов конфронтацию между теоретическим и прикладным социальным знанием, теоретическую и методологическую автономизацию, изоляцию дифференцированных подходов, и как следствие несоизмеримость конкурирующих концепций Все это делает затруднительным теоретическое воспроизводство действительной органической целостности современного общества
С другой стороны, усложнение современных социальных систем, многообразие социокультурных субъектов, процессы глобализации актуализируют острую потребность в теоретическом интегральном социальном знании, в котором были бы адекватно отражены эти явления
С начала XX века процессы фрагментации усиливались, что выразилось в появлении множества дискретных моделей исследования, замещающих классические системы социального знания Сорокин был одним из крупнейших социальных ученых XX века, кто осознал негативные последствия фрагментации и пытался преодолеть их в своей социальной теории Сама теория Сорокина представляет собой завершенную систему, последовательно исследующую общество на всех уровнях - от понятия взаимодействия, как элементарного социального явления, до макрообъекта -цивилизации, взятой во всей полноте ее социокультурных проявлений Причем, его концепция сохраняет содержательную целостность, несмотря на значительное изменение философских и методологических установок Эта целостность обусловлена принципом интегрализма, являющимся центральной идеей его теоретического самосознания
Основная идея его «философии интегрализма» - целостное понимание реальности как единства трех модусов - эмпирически-чувственного, рационально-умственного и сверхчувственно-сверхрационального «В этом интегральном понятии общей реальности человек также постигается как удивительное интегральное существо. Он представляет собой не только эмпирический организм вида homo sapiens, и не только рационального мыслителя и деятеля, кроме этого он является также сверхчувственным и сверхрациональным существом, активным участником высшего творческого X всей вселенной Человек стал одним из важных творческих центров всей действительности»'
Философский анализ социокультурной концепции Сорокина как модели интегрального социального знания представляется плодотворной возможностью поиска конструктивных выходов из кризиса современного социально-гуманитарного знания Этот момент особенно актуален в связи с
1 Сорокин П А Моя философия - интегрализм/П А Сорокин //СОЦИС -1992 - №10 -С 135
одной из основных тенденций современной постнеклассической науки -тенденцией интеграции Актуальность исследования интегральной социальной философии П Сорокина обусловлена, эвристической ценностью многих его идей и концепций, а также самим грандиозным замыслом создания целостной интегральной социальной философии и реализацией этого замысла Интегральная социальная философия П Сорокина представляет из себя одну из фундаментальных парадигм современного социального познания, чьи теоретические, гуманистические и эвристические возможности не только не исчерпаны, но еще и не осмыслены в достаточной мере, ни в России, ни на Западе Интегрализм П Сорокина представляет собой оригинальную версию преодоления фрагментации социального знания, заключающую в себе определенный конструктивный потенциал Использование этого потенциала для поиска эффективных путей интеграции современного социального знания является одной из задач современной социальной мысли
Степень научной разработанности проблемы. Тенденции теоретической плюрализации, дифференциации и фрагментации в сфере социально-гуманитарного знания, как отражение изменений в социальной реальности, начинают активно проявляться с первой половины XX в., знаменуя окончание классической эпохи в обществознании Эти процессы стали обращать на себя все большее внимание зарубежных и отечественных исследователей в области социальных наук
Это спровоцировало перевод внимания от онтологии к эпистемологии с позиции методологического плюрализма таких исследователей, как X Уайт, Ф. Р Анкерсмит, Р Дж. Коллингвуд, К Поппер, Э. Гидденс, Дж Александер, Дж Ритцер, Н. Смелзер и др
Различные варианты преодоления противостояния и организации взаимодействия между микро и макро позициями в американской социальной мысли разрабатывали Д Александер, Н. Уайли, Д Коулмен, А. Лиска, Р Коллинз, Н Элиас, Э Сикурел
В европейской традиции противостояние частных теорий, опирающихся на две основные альтернативные парадигмы «социальной структуры» и «социального действия» пытались преодолеть Э. Гидденс, М Арчер, П Бурдье, Ю Хабермас Модель интеграции социального знания на основе объединения европейской и американской традиций построил Дж Ритцер
В отечественной литературе с ослаблением влияния системы диалектического и исторического материализма, началась обширная дискуссия об ориентирах новой системы современного обществознания в условиях действительного многообразия и равенства теоретических позиций Мультипарадигмальность современного обществознания некоторыми исследователями была оценена как кризис фрагментации социального знания
КХ. Момджян, ВС. Степин, В А. Лекторский, исследуя факт плюрализма и дискретности современного обществознания, разрабатывают пути конструктивного преодоления его фрагментации
Причины и сущность фрагментации находятся в центре внимания таких исследователей, как Ю В Попков, Е А. Тюгашев Причину «парадигмального бума» они видят в социальном самоопределении новых субъектов социальной деятельности А Ю Рыкун связывает кризис фрагментации с децентрацией самой власти, фрагментацией общества и культуры
В.В Козловский анализирует негативные последствия современного кризиса фрагментации экспоненциальный рост массива социального знания, уменьшение объяснительной силы этого знания, автономизация и даже изоляция социологических концепций, конфронтация теоретико-эмпирического знания и прикладного знания, ангажированность и потеря нейтральности социального познания
А Валантеюс исследует перспективы социального познания в условиях существующей фрагментации и отмечает, что она стимулирует отказаться от односторонней определенности репрезентаций социальной реальности, универсальности отдельных методов и концепций социального знания, усиливает роль практической, критической и рефлективной сторон, которые постепенно сближают социальную философию и эпистемологию
В В Ильин считает, что плюралистичная, самоорганизующаяся система социального знания, основанная на принципах дополнительности, полиэкранности и ипостасности, холизма, когерентности, синергизма, выступающих альтернативой фундаментализму, соответствует плюралистичной, самоорганизующейся социокультурной реальности. Сходных позиций придерживается Т.Х Керимов.
Кризис фрагментации актуализирует потребность в научном сообществе потребность интеграции социального знания Синтетические процессы и интеграция, единство гуманитарных и естественных наук явились предметом исследований В А Лекторского, который считает, что интеграция гуманитарных и естественных наук может быть реализована на основе принципиального единства исследовательских методов и общенаучных принципов
BE Кемеров выделяет три схемы интеграции обществознания-философскую, научную и проблемную Он отмечает, что научная интеграция по схеме «взаимоисключающей взаимодополнительности» является недостаточной Поэтому она должна быть дополнена интеграцией, которая осуществляется на основе единства проблемы, исследуемой различными отраслями социального знания Проблемную модель интеграции разрабатывают также Н М. Смирнова и И Т Касавин Согласно этой модели понятие, схема, отчуждается от своей предметной реальности, приобретая
новый смысл Преодоление фундаментализма, теоретико-методологического монизма происходит за счет изменения принципа интеграции - от общей, онтологизированной теории к конкретной проблеме В Ф. Петренко представляет интеграцию как метатеоретическую, виртуальную деятельность по созданию общего языка науки В С Швырев рассматривает интеграцию как взаимодействие, которое может обеспечить только коммуникативная диалогическая рациональность, основываясь на концепции поступка как субъектно-субъектного общения ММ Бахтина. С А Никитин обращает внимание на то, что механизмом интеграции выступает риторика, прагматически ориентированное знание, мастерство
Одним из первых обратил свое внимание на негативные последствия фрагментации социального знания П А Сорокин Он же предпринял конструктивную попытку осуществить интеграцию социально-гуманитарного знания Различные аспекты социальной философии П Сорокина исследуются в диссертационных работах Волгиной С Л (социологическая концепция религии), Воробьевой МЗ (логико-философский анализ концепции теоретической социологии П А Сорокина), Момджяна КХ (критический анализ теории социально-исторических суперсистем в философско-исторической концепции П Сорокина), Казинцевой Л В (проблема христианства в социально-философской концепции П А Сорокина), Карпушиной С.В (анализ культурологической концепции П Сорокина), Петуховой Л Г (анализ искусства как фактора социально-культурной динамики), Латышевой МГ (западноевропейская историография новейшего времени в культурологической концепции П Сорокина), Маулиной НН (культурно-историческая концепция П Сорокина) В В Василенко реконструирует интеллектуальную биографию ПА Сорокина в контексте формирования «интегральной» методологии социально-исторического познания
Наиболее глубокими и фундаментальными исследованиями, осуществляющими целостный анализ теоретических взглядов П Сорокина, являются работы И А Голосенко, В В Сапова, А Ю Согомонова, Н Ф Зюзева, Ю В Яковца, А Н Медушевского, С А Кравченко, И С Урсу, Э П Головко, Н И Сербенко
Идею интегрализма как центральный стержень социальной философии Сорокина выделяют И А Голосенко, А Ю. Согомонов, А Н Медушевский Среди западных исследований П Сорокина в контексте его идеи интегрализма представляют интерес работы В Джеффриса, Б Джонстона, Р Мертона, Э Тириакьяна.
Несмотря на достаточно частое обращение исследователей к интегрализму П Сорокина, в литературе отсутствует целостная реконструкция интегрализма П Сорокина как модели интеграции социального знания
Объектом исследования является современное социально-гуманитарное знание.
Предметом исследования является феномен фрагментации современного социального знания и интегрализм как конкретная модель интеграции социально-гуманитарного знания П Сорокина.
Цель диссертационной работы - реконструировать модель интегрализма П Сорокина в ее динамике для выявления ее эвристического потенциала в преодолении фрагментации в современном социально-гуманитарном знании
В соответствии с целью исследования потребовалось решить следующие задачи:
-
Проанализировать феномен фрагментации современного обществознания и его негативные последствия
-
Выявить и рассмотреть структуру проблемы интеграции в социально-гуманитарном познании и основные способы ее решения
-
Рассмотреть идею интегрализма как замысла интеграции социального знания в качестве ведущей в социальной философии П Сорокина
-
Исследовать динамику интегрализма П Сорокина
-
Показать реализацию идеи интегрализма в социальной аналитике и социальной механике.
-
Раскрыть воплощение идеи интегрализма в социальной и культурной динамике
7 Установить эвристический потенциал интегрализма Сорокина для
современной социальной мысли
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Теоретической основой исследования фрагментации современного обществознания и проблемы его интеграции являются работы В А Лекторского, В С Степина, К X Момджяна, В.В Ильина, В Е Кемерова, а также исследования интегрализма П Сорокина И А. Голосенко, В В Сапова, А Ю. Согомонова, Ю В Яковца, В. Джеффриса, Б Джонстона
Методологической основой исследования является разработанная на основе анализа проблемы фрагментации современного социального знания концепция интеграции, которая включает в себя структуру проблемы интеграции и основные модели интеграции
Кроме того, используется комплекс методов системный подход, критический анализ с точки зрения внутренней последовательности теоретических концепций, концептуальный анализ социально-философских концепций в контексте концепции интеграции социального знания В основе работы лежат также общенаучные методологические принципы: объективность, всесторонность, целостность, конкретность, анализ первоисточников и другие
Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем
В процессе анализа феномена фрагментации современного социально-гуманитарного знания и тенденции его интеграции выявлена структура проблемы интеграции, включающая три аспекта (концептуально-онтологический, дисциплинарно-методологический, мировоззренческий), и выделены основные способы ее решения дополнительность, монизм, абстрактная интеграция и конкретная интеграция
В контексте установленной структуры проблемы интеграции социального знания предпринят анализ интегрализма, как модели интеграции социального знания П Сорокина в ее внутренней, логической целостности и динамике Выделено две модели интеграции
Установлено, что модель интеграции в социальной аналитике и социальной механике П Сорокина формируется на основе принципов дополнительности и абстрактной интеграции, что не позволяет ему удовлетворительно реализовать целостную интеграцию социального знания во всех ее аспектах
На основе анализа модели интеграции в социокультурной динамике установлено, что модель интеграции П. Сорокина реализуется по принципу конкретной интеграции на основании логико-смысловой интерпретации социокультурной реальности и включения ценностей в структуру социального знания Благодаря этому мыслителю удается осуществить целостную интеграцию социального знания во всех ее аспектах
Выявлен эвристический потенциал интегрализма П Сорокина для преодоления негативных последствий фрагментации и осуществления интеграции современного социального знания
На защиту выносятся следующие положения:
1. Существующий феномен фрагментации в современном
обществознании имеет ряд проявлений, таких как методологический
сепаратизм, партикуляризация, теоретико-методологический релятивизм и
плюрализм, дискретность, автономизация и даже изоляция отраслей и
различных концепций социального знания, конфронтация между
теоретическим и прикладным социальным знанием Плюрализм и
дискретность социально-гуманитарного знания актуализируют перед
современным обществознанием проблему поиска новых форм и моделей
взаимодействия частей этого знания. В решении проблемы установления
новой эффективной модели взаимодействия частей социально-гуманитарного
знания возникает альтернатива между легализацией плюрализма и
интеграцией
2. Установлена следующая проблематическая структура интеграции
социально-гуманитарного знания 1 Дисциплинарно-методологический аспект
междисциплинарная интеграция социальных и гуманитарных наук, а также
интеграция различных методов социального познания, 2. Концептуально-онтологический аспект синтез различных концепций в рамках отдельной науки (концептуальный аспект) и синтез социальной реальности на основе фундаментальных категорий и принципов, теоретически воспроизводящих единство мира социальных явлений; 3. Мировоззренческий аспект (синтез различных альтернативных мировоззренческих ориентации, а также интеграция ценностей в структуру теоретического социального знания).
-
Все модели интеграции как снятия деструктивного плюрализма, можно разделить на две группы. Модели, где момент дискретности или плюрализма преобладает над моментом единства мы назовем термином «дополнительность». Параллельное сосуществование различных элементов, со-бытие составляет здесь основной смысл единства. Модели, где момент цельности или единства преобладает над моментом плюрализма и дискретности мы разделяем в зависимости от формы единства на три типа. Монизм - реализация единства как неразличенной целостности однородных частей, сводимых к одному началу. При этом объединение научных дисциплин или направлений происходит путем распространения на все научные дисциплины и направления некоторого универсального стандарта. Часть реальности во всем подобна целому и наоборот, объясняются они одним способом. Абстрактная интеграция -реализация единства разнородных частей путем формально-логического обобщения, выделяющего абстрактно общие признаки разнородных частей. Конкретная интеграция - действительный синтез разнородного, в котором самостоятельные элементы не утрачивают своеобразия, но становятся частями единого целого.
-
Одним из первых обратил свое внимание на негативные последствия фрагментации социального знания П. А Сорокин. Он же предпринял конструктивную попытку осуществить интеграцию социально-гуманитарного знания. Стержнем внутренней целостности научных взглядов П Сорокина является идея интегрализма, как замысел интеграции социального знания во всех его аспектах. Интегрализм является конкретной реализацией идеи интегрализма П. Сорокина. В его социальной философии можно выделить две модели интеграции ли две версии интегрализма Первая модель реализована в социальной аналитике и социальной механике. Она основана на принципах неопозитивизма и социального бихевиоризма. Вторая модель интеграции социального знания реализована в социальной и культурной динамике. Эта модель основана на сочетании неопозитивизма и ценностно-структурного подхода.
-
В социальной аналитике и механике дисциплинарная интеграция гуманитарного знания реализуется по модели абстрактной интеграции, поскольку в основу гуманитарного кладется знания общая социология. Методологическая интеграция реализуется по модели дополнительности «объективного» и «субъективного» методов социального познания.
6. Концептуальная интеграция реализована в первой модели
интегрализма по модели дополнительности, поскольку П Сорокин
попытался интегрировать известные концептуальные подходы в социальном
знании начала XX века- социальный неопозитивизм, психологизм и
социальный бихевиоризм Онтологическая интеграция социальной
реальности реализуется по модели абстрактной интеграции путем
подведения всех социальных явлений под социально-бихевиористскую
абстрактную категорию «социального взаимодействия»
Модель интеграции в социальной аналитике и социальной механике, во-первых, неполная, поскольку в ней не реализован мировоззренческий аспект Во-вторых, эта модель является диверсифицированной, так как различные аспекты интеграции реализуются по разным моделям интеграции В-третьих, эта модель является неудовлетворительной, так как в ее основе лежат неэффективные способы интеграции дополнительность и абстрактная интеграция
7. В социальной и культурной динамике дисциплинарная интеграция
гуманитарного знания реализуется по модели конкретной интеграции
Общая социология, по мысли Сорокина, в отличие от специальных
социальных наук, имеет дело не с отдельными, а со всеми сферами
социокультурного пространства и дает системное, целостное видение
общества и личности, которое является основой интеграции частных
социальных дисциплин Цельность социально-гуманитарного знания
построена на ценностно-смысловом принципе, объединяющем социальные и
гуманитарные науки
Методологическая интеграция реализуется в форме концепции интегрального знания, соединяющего три основные формы знания или вида истины истины чувств, истины веры и истины разума, соответствующие трем основным формам или модусам бытия эмпирически-чувственному, рационально-умственному и сверхчувственно-сверхрациональному. Интегральное знание представляет собой эпистемологический идеал П Сорокина, основанный на модели конкретной интеграции социального знания Реальная теоретическая реконструкция социокультурной реальности в социальной и культурной динамике осуществляется на основе дополнительности двух основных методов, причинно-функционального и логико-смыслового, соответствующих двум основным формам интеграции культуры Таким образом, здесь, в отличие от идеала интегральной истины, речь идет о методологической интеграции по модели дополнительности
8. Концептуальная интеграция во второй модели интегрализма
реализуется через попытку выстроить систему интегрального социального
знания, в котором была бы снята одностронность множества альтернативных
парадигм социального знания по модели конкретной интеграции, в которой
они объединяются в метатеории общей системной логикой и ценностно-смысловым базисом
Онтологическая интеграция социальной реальности во второй модели интегрализма реализована по модели конкретной интеграции на основе понимания социальной реальности как интегрированной на основании логико-смыслового единства системы значимых социальных взаимодействий, развивающейся по принципу имманентной логико-смысловой причинности в суперритме социокультурных флуктуации.
Мировоззренческая интеграция реализуется по модели конкретной интеграции с позиции четкого разделения в гуманитарном познании личных мировоззренческих ориентации ученого и объективных ценностей, значений, смыслов и норм, составляющих основу культурной интеграции и социального взаимодействия
Обобщая вторую модель интегрализма, необходимо отметить, что преобладающей и эффективной моделью интеграции здесь выступает конкретная интеграция, хотя она не во всех аспектах интеграции до конца и последовательно реализована П. Сорокиным.
9. Основной эвристический потенциал интегрализма, особенно во второй его модели, мы видим в следующем. Опыт Сорокина показывает, что наиболее эффективным способом интеграции является конкретная интеграция. Продуктивная интеграция социального знания возможна только как целостная (охватывающая все аспекты этой проблемы) и как цельная (осуществляемая на основе единой модели) Конкретная интеграция является эффективным способом преодоления фрагментации социального знания и конструктивной альтернативой плюрализму, дополнительности, монизму и абстрактной интеграции. Интегрализм П. Сорокина в социальной и культурной динамике дает значимый образец интеграции социального знания во всех ее аспектах.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут использоваться в качестве методологической и теоретической основы для исследования проблемы интеграции современного социального познания.
Материал диссертационного исследования может быть включен в программу лекционных курсов по истории социальной мысли, по социальной философии, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам.
Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы при анализе кризиса современного социально-гуманитарного знания и путей выхода из него.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в докладах и выступлениях на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях в 2005 - 2009 гг.
Результаты диссертационного исследования отражены в 21 научной публикации, в том числе в одной монографии и в двух статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных работ Общий объем публикаций по теме диссертации составляет более 14 п л
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии факультета философии и культурологии Южного Федерального университета
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, использовались при чтении лекционных курсов по систематической философии и по социальной философии в Южном Федеральном Университете и Донском государственном аграрном университете
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих в себя восемь параграфов, и заключения Данная структура исследования определена его целью и отражает последовательность решения его основных задач Содержание диссертационного исследования изложено на 188 страницах Библиографический список составляет 182 наименования.