Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современной научной мысли одним из актуальных вопросов является вопрос о значении идеологического мировоззрения в структуре сознания личности. Данный вопрос приобретает особую значимость в ситуации модернизаций политической сферы общества, социальной структуры российского социума, происходящих на рубеже XX–XXI столетий в России.
В современных условиях возрастает роль отдельной личности в жизни общества. Это обусловлено тем, что под влиянием происходящих социально-экономических изменений социокультурные стереотипы и система ценностей, определяющие общественное сознание, подвергаются существенным изменениям в ценностно-нормативной сфере, замещениям одних ценностных доминант другими. И это закономерно приводит к возникновению, наряду с другими кризисами, к кризису в мировоззренческой системе, так как сложность общественного организма, прежде всего, происходит из-за непрерывного усложнения структуры сознания личности, и в первую очередь ее психофизических и социокультурных потребностей, а именно личность является основным звеном социокультурной связи.
Соответственно, исследование формирования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности позволяет «установить правильное соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека, что способствует синтезу универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям».
Таким образом, исследование идеологического мировоззрения в структуре сознания личности способствует, во-первых, выявлению социальных связей, определяющих формирование идеологической составляющей в мировоззренческой системе личности, во-вторых, ведет к осознанию изменений, происходящих в мировоззренческой системе личности на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. В современной научной литературе активно исследуется проблема влияния идеологии на мировоззрение личности.
В ростовской научной школе Ю.Г. Волковым, В.С. Малицким, В.А. Кириком, Г.И. Колесниковой были исследованы сущность, структура, исторические типы идеологии, а также создана обобщенная социально-философская интерпретация идеологии, систематизированы основные идеи и принципы идеологии гуманизма как идеологии будущего российского общества. Кроме того, поднимались вопросы влияния идеологии на формирование идентичности и ее роль в управлении, анализ роли идеологии в современном обществе; специфика и проблемы современного общества в контексте процессов взаимодействия социальных структур и институтов; трансформационные процессы в различных сферах общества и механизмы воздействия в многомерном пространстве социальной системы, а также методы воздействия на сознание личности.
Собственно проблема исследования идеологического мировоззрение структуре сознания личности распадается на ряд взаимосвязанных подпроблем: сознание личности, личность, мировоззрение личности, идеология.
Сознание личности в социально-философской научной мысли, его рациональные и иррациональные составляющие и возможности воздействия на него исследовались как в трудах представителей рационализма (Р. Декарт, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель), так и экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр.) Однако наибольшее внимание сознанию личности было уделено в рамках философской психологии, где акцент ставился на соотношении в структуре личности сознательного и бессознательного: З.Фрейд, А.Адлер, Б.Г.Ананьев.
Cоотношение в структуре личности сознательного и бессознательного, изучали З.Фрейд, А.Адлер, Б.Г.Ананьев. Фрейд, выделил бессознательное, определив его как вытесненные из сознания невротические переживания. Развивая социально-психологические идеи Фрейда, А. Адлер построил схему невротической личности. На основе его исследований в отечественной социально-философской мысли Б.Г.Ананьев создал системную модель человекознания, сделав в своей концепции личности акцент на чувственном восприятии, как основополагающем моменте в развитии способностей к мышлению и рефлексии. Личность как социальное существо, а также природа человеческой субъективности рассмотрены в трудах И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова, О.Ю.Артемовой, Б.Ф.Поршнева. Леонтьев А.Н акцентировал внимание на необходимости рассмотрения личности в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя – индивида - и условий социальной среды. Влияние на развитие генотипа личности и генотип-средовых отношений изучали А.П.Анохин, Н.П. Дубинина, К.Б.Булаева, Т.М. Марютина, И.В. Равич-Щербо. Вопросам развития личности посвящены труды Р.Ассаджиоли, А.Г. Маслоу, Дж. Пауэлла.
Мировоззрение личности, являясь производным от сознания личности, содержит в себе ценности, установки, убеждения, представляя, таким образом, удобную мишень для инициирования деятельности личности, поскольку воздействие на ее ценности и потребности формируют мотивацию. Таким образом, ценностный уровень является основанием мировоззрения и изменения на этом уровне приводят к трансформации всей мировоззренческой системы. Виды, иерархию и генезис ценностей исследовали А.С.Капто, А.В.Миронов. Анализ ценностно-смыслового уровня форм общения представлен в работе Л.И.Рюмшиной. Исследованием происхождения, спецификой формирования, развитием адаптивного поведения занимались Н.Н. Данилова, У.Э.Эшби, А.Д.Урсул, П.К.Анохин, В.С.Ротенберг и В.В. Аршавский.
Содержание и структура идеологии в научном знании, трансформация идеологии в современном российском обществе, смысловая динамика идеологем советской эпохи раскрывают те изменения, которые произошли в ней под влиянием социокультурных перемен. Р.А. Юрьев , А.Е. Щербаков рассматривают проблему идеологии в контексте феноменологической традиции и институциональных факторах формирования политической идеологии. Идеология, выступая как один из элементов в системе регуляции поведения и управления поведением личности в контексте определенных социально-политических условий исследовалась различными учеными: Ю.Г.Волков исследовал роль и место идеологии в формировании российской идентичности, С.В.Володенков выявлял информационно-психологическое воздействие на массовое сознание, С.Г.Кара-Мурза и С.Смирнов исследовали способы воздействия на сознание личности, В.Колесов анализировал особенности сознания русского народа в результате реформ, А.В.Лубский исследовал особенности русской цивилизации и русского культурного архетипа, В.С. Малицкий раскрыл роль идеологии в современном мире, В.П.Пугачев выделил отдельные технологии воздействия на сознание групп населения, существующие на современном этапе развития общества в российской политике.
Таким образом, в социально-философских исследованиях раскрываются следующие проблемы: сознание личности и его структура; соотношение и значение в структуре личности сознательного и бессознательного; воздействие на личность с целью формирования у нее установок и форм поведения инициирующих адаптивное поведение через изменение ценностной системы личности; значение и иерархия ценностей в структуре личности; рациональность и иррациональность в социальной регуляции. Однако в настоящее время отсутствуют комплексные исследования, посвященные анализу идеологического мировоззрения в структуре сознания личности и это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.
Цель диссертационной работы состоит в разработке концептуальных оснований трансформации идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в различных периодах развития российского общества.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. систематизировать теоретические подходы к изучению идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
2. выявить методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
3. исследовать корреляцию идеологических форм и исторического периода с целью определения специфики идеологического мировоззрения личности;
4. определить влияние идеологии на формирование мировоззрения личности;
5. рассмотреть трансформацию идеологического мировоззрения личности в российском обществе в конце ХIХ - ХХ веках;
6. выявить особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода.
Объект исследования - идеологическое мировоззрение личности.
Предмет исследования - идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности
Теоретико-методологической базой исследования являются принципы социокультурной обусловленности развития личности, как субъекта познания, материального единства мира, всеобщей взаимосвязи и системности.
Методологической базой исследования является комплексный подход, включающий в себя культурологический, диалектический и онтологический методы, а также методы историзма и объективности. На промежуточных этапах применялся метод феноменологического анализа.
Методологическую основу работы составили общенаучные принципы системности, соответствия, полноты, дополнительности, непротиворечивости, детерминизма и верификации.
В качестве теоретической основы настоящей работы используются исследования по социальной философии, а также достижения в области человекознания и естественных наук отечественных и зарубежных ученых.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается научно-методологической обоснованностью исследования, а также применением комплекса методов адекватных ее цели и задачам, соотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.
Научная новизна работы определяется тем, что:
- на основе анализа теоретических подходов концептуализировано понятие «идеологическое мировоззрение» как способ онтологического познания мира, а также способ его конструирования;
- выявлены методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности с позиций коллективной и личностной составляющих;
- выявлены критерии различия идеологий в историческом развитии, позволяющие установить отношения опосредованной взаимозависимости идеологии и социального развития, определяющих идеологическое мировоззрение личности;
- доказано, что идеологическое мировоззрение на макро- и микроуровнях, позволяет выявить условия формирования идеологического мировоззрения личности и определить способы реагирования и оценивания происходящего;
- обосновано, что трансформация идеологического мировоззрения личности в имперский и советский периоды развития советского общества в зависимости от ментальных оснований и эволюционных факторов;
- выявлен доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе, оптимальный для создания тоталитарного государства.
Положения, выносимые на защиту:
-
Исследование идеологического мировоззрения в структуре сознания личности базируется на принципе социально-антропологической обусловленности происхождения и характера идеологии. Рассматривая идеологию как результат развития социальной системы, особое внимание уделяется изучению структуры и механизмов функционирования данной системы. При таком подходе идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности предстает как способ социально-практического самоописания личности в контексте общества, имеющее в социуме исключительно функциональное назначение. Несмотря на то, что идеология есть результат эволюции культуры, последующие векторы развития идеологии и культуры могут не всегда совпадать, а в крайних своих вариантах даже быть разнонаправленными.
-
Мировоззрение имеет коллективные и личностные составляющие.. На уровне коллективного и личностного бессознательного идеологическое мировоззрение выполняет такие функции как создание семиотического пространства, способствующего взаимодействию членов общества; адаптация восприятия социальной реальности; формирование нормативного поведения и адекватных ожиданий относительно поведения других членов общества. На уровне и коллективного и личностного сознательного идеологическое мировоззрение выполняет функции превалирования рационалистической установки на достижение прагматического результата; формирования пассивности восприятия и адаптационных свойств в сравнении с творческими.
-
Все идеологии различаются по двум основным критериям: по отношению к прогрессу (не приветствие/нейтральное отношение/приветствие) и по предлагаемой модели общественного устройства (традиционное/смешанное/инновационное). Крайними полюсами выступают идеологии консерваторов/либералов между которыми располагаются идеологии предпочитающие путь постепенных реформ. При этом не всегда исторический период коррелируется с определенной идеологической формой. Исторический контекст и идеология находятся в отношениях опосредованной взаимозависимости в той мере, в какой исторические условия влияют на развитие общества, а через него на доминирующую идеологию в обществе, которая, в свою очередь, определяет идеологическое мировоззрение личности.
-
Идеологическое мировоззрение на макроуровне включает надличностную радикальную идеологию – идеологию эпохи или цивилизационную идеологию, государственную идеологию. На микроуровне идеологическое мировоззрение выступает в качестве первоосновы, определяющей специфику типов мировоззрения личности как элементы единого мировоззрения личности. Исторический период, являясь макросредой в которой происходит формирование идеологического мировоззрения личности, задает способы реагирования и оценивания происходящего, как проявление мыслительных и поведенческих стереотипов, практическое осуществление мировоззренческих установок, выступающих матрицей, которая ограничивает реализацию личностной многомерности.
-
Формирование и эволюция идеологического мировоззрения личности прошло те же этапы, что и формирование идеологического мировоззрения русского общества: крещение Руси, монголо-татарское нашествие, Петровские реформы, Октябрьская революция, развал СССР, современной этап. К параметрам, определяющим особенности формирования и эволюционирования идеологического мировоззрения личности, относятся историческая среда и этические нормативы. Историческая среда - в силу своей большей статичности, определяет формирование, а этические нормативы - развитие идеологического мировоззрения личности. Идеологическое мировоззрение личности в России имперского и советского периодов, имеет ментальное основание и включает в себя такие идеологемы как «родина», «добро», «справедливость», «любовь», «свобода», «воля», «ответственность».
-
Эволюция идеологического контекста в постсоветском российском обществе предполагает смену официально принятых идеологических мифологем. В современных условиях мировоззрение личности под влиянием транслируемой мифологемы трансформируется в направлении отторжения пропагандируемых властными структурам идей. Поэтому доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе - ideologicum сosmotheoria conservationis - предполагает благоприятную ситуацию для создания тоталитарного государства, что может происходить под разными «флагами» и как «возрождение царя», и «построение лучшего общества на основе традиций российской империи», и «конструирование нового общества на основе лучшего из достижений».
Научно-Теоретическая и практическая значимость работы.
Содержащиеся в работе теоретические выводы относительно концептуализации понятия «идеологическое мировоззрение», выявления типов идеологического мировоззрения личности в структуре сознания личности, определения доминирующего типа идеологического мировоззрения личности в России могут быть использованы при комплексном анализе проблемы идеологического мировоззрения общества и личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что раскрытие проблемы идеологического мировоззрения в структуре сознания личности позволит научно обеспечить органы государственной власти и управления необходимой информацией, рекомендациями и социальными технологиями для выработки и эффективной реализации соответствующих решений в области идеологии государственной политики.
Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии, философии политики, социологии управления, а также при подготовке спецкурсов по проблеме идеологического мировоззрения личности в системе регуляции поведения личности.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в том числе на Межрегиональной научно-практической конференции «Социализация молодежи Юга России в ХХ1 в.» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России (Ростов-на-Дону, 2009 г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку 2008» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), «Путь в науку 2009» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Ростов-на-Дону, 2010, 2011).
Материалы исследования были отражены в 8 публикациях общим объемом 9,6 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях перечня ВАК Минобрнауки РФ и в 1й монографии.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение и библиографию.