Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что художественно-эстетическое освоение мира относится к разряду важнейших философских проблем. Изучение данной проблемы имеет длительную историческую, методологическую традицию. Каждая эпоха давала свое видение художественно-эстетического освоения мира и свое понимание способов и методов этого освоения. Сегодня общество имеет столь же актуальную потребность в социофилософском осмыслении художественно-эстетического освоения мира, как и в предыдущие этапы своего развития.
Самым серьезным образом на актуализацию изучения диссертационной проблемы повлияли события последних десятилетий. Бытийное оформление получила качественно новая картина мира, характеризуемая глобальной взаимосвязью и взаимозависимостью различных видов человеческой деятельности. Естественно появилась и необходимость в ее теоретическом осмыслении. Нельзя не согласиться с проф. Н.М.Чуриновым, полагающим, что время от времени история побуждает интерес общества к смыслу и содержанию сугубо теоретических проблем. Довольно часто подобный процесс приобретает характер обсуждения того, в чем собственно состоит предметное основание «главных мировоззренческих вопросов». Совершенно очевидно, что для современной отечественной философской науки одним из таких главных вопросов является проблема художественно-эстетического освоения мира.
Изменчивость есть закон развития социальной практики. Ни одна
эстетическая система, возникнув однажды, не может существовать без
постоянного обновления собственного художественного арсенала, без
углубления и осмысления лежащих в ее основаниях способов
художественно-эстетического освоения мира. Для того чтобы сохранять и
расширять воздействие на интеллектуально-эмоциональный мир людей, она
должна обладать внутренним динамизмом, способностью
4 совершенствоваться и поддерживать непрестанный контакт с историческим временем, дабы не утратить понимания его духа и смысла.
Действие закона изменчивости осуществляется под влиянием двух факторов - объективного и субъективного. Социальная активность служит основой жизненности крупных и фундаментальных художественных направлений и влиятельных эстетических систем.
Разумеется, смена способов художественно-эстетического освоения мира в искусстве обусловливается, прежде всего, самой историей. Опираясь на реальную смену отношений, умонастроений и чувств, вызванную движением исторического процесса, искусство творит собственную историю, создавая новые эстетические ценности.
Ничто так не противоречит природе эстетических ценностей, как репродуцирование, повторение уже освоенного эстетически, найденного ранее, так как каждое подлинное художественное произведение есть уникальное, принципиально новое и самобытное духовное явление. Поэтому столь велика в художественно-эстетическом освоении мира роль субъективного фактора - деятельность художника, его творчество, которое становится обновляющим элементом и движущей силой искусства, открывая неизвестные ранее объективные стороны реальности. От возможности художника воспринимать и воспроизводить новые конфликты и тенденции исторического развития, от характера его мировоззрения и направления его таланта зависит социальная актуальность того способа художественно-эстетического освоения мира, в русле которого он существует и действует.
Эстетическая система есть динамичное, изменчивое образование, совокупность самобытно-уникальных духовных феноменов и художественных произведений.
Объединяющим началом каждой фундаментальной эстетической системы служит ее творческий метод. Через метод и благодаря методу сохраняется преемственность в развитии художественной мысли и
5 происходит обогащение и обновление традиции, на которую опирается тот или иной способ художественно-эстетического освоения мира.
Особенности формотворчества, или тематическая общность не могут выполнить те функции, которые выполняет метод, так как все структурные элементы искусства, как и отдельного художественного произведения, соподчинены методу, который объединяет их и превращает в самостоятельную эстетическую систему. Следовательно, изменения в художественной практике влекут за собой перемены и в творческом методе.
Наличие в художественной жизни современности множества различных школ и течений делает проблему художественно-эстетического освоения мира важнейшей для современной социальной философии.
Объясняется этот бесспорный и важный факт открытостью современных эстетических систем, их способностью адекватно отображать и вскрывать новые явления в общественной жизни.
Творческий метод современного искусства есть категория открытая в том смысле, что возникающее на его основе искусство необычайно чувствительно к историческим переменам, идущим в мире, к новым проблемам и конфликтам, новым характерам, новым ситуациям, порождаемым самим ходом социально-политического и духовно-нравственного развития мирового сообщества.
Историзм художественного мышления позволяет отобразить важнейшие определяющие процессы, происходившие в жизни, а также найти отвечающие запросам и импульсам современности способы и средства художественной изобразительности, приумножившие эстетическое богатство мировой социализации.
Метод вообще, а художественный в особенности, нельзя привносить в искусство. Метод - феномен индуктивный, а не дедуктивный, он рождается в художественной практике, и потому для его развития определяющими являются те процессы, которые идут в жизни и общественном сознании, находя выражение в художественном творчестве.
Для всей современной эстетической системы во многом решающий и даже основополагающе-типологический характер имеет художественный опыт русской литературы. Главные вопросы, которые волновали и двигали отечественную литературу, имели и имеют не только национальное, но и международное значение. Они коренятся в самой истории нашей жизни, затрагивают индивидуальное, личностное существование людей и, в первую очередь, всю совокупность и всю сложность социальных и духовных отношений общества и человека, человека и общества.
Вместе с тем, центром научного анализа должно быть не только само по себе художественное содержание эстетической системы, но и закономерности ее практического бытования, процессуальное единство субъективного и объективного, без чего невозможно создать социально-философскую концепцию художественно-эстетического освоения мира. Реализацией этого замысла и выступает данное диссертационное исследование.
Степень разработанности темы.
Проблема художественно-эстетического освоения мира является темой
многочисленных социофилософских исследований отечественных и
зарубежных мыслителей, анализ которых можно встретить в крупных
обобщающих трудах, в том числе в шеститомном издании «История
эстетической мысли» [Институт философии СССР, 1985 - 1987. Т.т.1-4], а
также в книгах, учебных пособиях и монографиях Б.Л.Сучкова,
А.А.Лебедева, В.П.Шестакова, М.С.Кагана, М.Ф.Овсянникова,
З.В.Смирновой, и др. На этих работах лежит печать определенных методологических и идеологических установок. «История эстетической мысли» и работы Б.Л.Сучкова, А.А.Лебедева, В.П.Шестакова, М.С.Кагана, М.Ф.Овсянникова, З.В.Смирновой содержат анализ художественно-эстетического освоения мира с позиций марксистской философии советского периода. Труды С.С.Аверенцева, А.Ф.Лосева, М.А.Тахо-Годи и Д.С.Лихачева
7 также не содержат беспристрастных оценок. Эти исследователи рассматривают концепции художественно-эстетического освоения мира сквозь призму личных представлений о критериях истинности научных и теоретических построений.
Специальных обобщающих работ, посвященных изучению проблемы художественно-эстетического освоения мира, в среде русских и советских исследователей не имеется.
В отечественной философии проблема художественно-эстетического освоения мира имеет относительно недавнее происхождение и активно обсуждается с XVI века, а именно с известного послания Епифания Премудрого Кириллу Белозерскому, в котором указано о необходимости точного воплощения художником изображаемого предмета.
Решающий вклад в философско-историческую концептуализацию изучения проблемы художественно-эстетического освоения мира был сделан Д.А.Голицыным в сочинении «О пользе, славе и проч. художеств» и И.Ф.Урвановым в трактате «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах».
В XIX веке в рамках обсуждения теории эстетического рационализма начались активные поиски термина, обозначающего восприятие «нами красоты из природы, так и нами самими создаваемую средствами искусства». В качестве такого термина стали использовать сочетания художественно-эстетическое освоение мира и способы художественно-эстетического освоения мира.
В России термин «художественно-эстетическое» освоения мира получил широкое распространение благодаря работам Н.Г.Чернышевского, Г.В.Плеханова, Ю.Н.Говорухи-Отрока, А.С.Глинки-Волжского, Р.В.Иванова-Разумника, Н.К.Михайловского и А.В.Луначарского.
Целостные методологические картины эстетического и художественного познания были разработаны А.Н.Бенуа («Художестные письма 1930-1936 гг.», Б.Р.Виппером («Введение в историческое изучение
8 искусства»), М.А.Лифшицем («Что такое классика»), Л.Д.Любимовым («История искусства»).
Концептуально-методологическое и историографическое значение для понимания и уяснения проблемы имеет монографическое исследование «Художественные модели мировоззрения», выполненное под общим научным руководством В.П.Толстого (совет по истории и мировой культуры РАН, 1999).
Проблема художественно-эстетического освоения мира широко исследуема в рамках нескольких научно-теоретических подходов.
Конкретико-исторический подход представлен исследованиями А.И.Абрамова (художественно-эстетическо-практически-духовное освоение мира в культуре Древней Руси), А.Я.Гуревича (художественно-эстетическо-практически-духовное освоение мира в средневековой культуре), Ю.М.Лотмана (художественно-эстетическо-практически-духовное освоение мира в дворянской культуре XIX века), С.А.Волкова (художественно-эстетическо-практически-духовное освоение мира в русской культуре XX века), К.З.Акопян (XX век в контексте искусства).
Конкретико-исторический подход включает исследования по истории, литературе и искусству и является необходимой пропедевтикой к изучению культурного диалога поколений и цивилизаций.
Культурологический подход изучения художественно-эстетического освоения мира представлен целым рядом исследователей: А.Я.Закс (логико-историческая сущность художественного сознания), М.М.Бахтин (ценностно-философское содержание литературно-художественной поэтики), А.М.Панченко (история, время и творчество в системе художественных ценностей), В. А.Шкуратов (художественно-эстетическо-практически-духовное освоение мира и историческая психология), И.С.Кон (способы художественно-эстетическо-практически-духовного освоения мира в массовой культуре) и др.
На основе культурологических исследований оказалось возможной социофилософская реконструкция системы художественных и эстетических представлений, определяющих тенденции развития русской и мировой эстетической культуры.
В рамках социологического подхода художественно-эстетическое освоение мира рассматривается с точки зрения закономерностей существования искусства и литературы с учетом динамики развития цивилизационного процесса.
Данная традиция изучения представлена работами Ю.Б.Борева, Д.Е. Григоренко, Р.И. Ивановой, М.И.Лысковой, В.В.Мильдона, Д.Д.Невирко, А.В.Полетаева, М.Ф.Румянцевой, И.М.Савельевой, Н.М. Чуриновым и др.
Кроме традиционных подходов в изучении художественно-эстетического освоения мира, сегодня складывается новое направление его анализа. Это - междисциплинарные и научно-популярные работы группы философов, историков, культурологов и психологов в рамках исследовательских программ «Человек в потоке времени» и «Живая история. Повседневная жизнь человечества» (А.Л.Андреев, Л.И.Тихвинская, Е.В.Лаврентьева, С.Д.Охлябкин, А.К.Байбурин, Е.Г.Водолазкин, Н.И.Дроздов и др.)
Отметим, что такое деление на специальные направления в изучении художественно-эстетического освоения мира все же весьма условно, так как многие авторы сочинений, отнесенные нами к той или иной группе, продуцируют оригинальные идеи, которые составляют непосредственную «ткань» изучения данной проблемы в целом.
В своем исследовании и выводах мы также опирались на методологические положения, сформулированные Н.М.Чуриновым в книге «Совершенство и свобода», и на анализ фактологического материала, содержащегося в весьма значительной по объему исторической и литературоведческой литературе.
В ходе анализа способов художественно-эстетического освоения мира мы обращались к философским размышлениям классиков отечественной художественной литературы Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
Использованы также исследования некоторых зарубежных философов, историков и литераторов, в том числе классиков западноевропейской социальной мысли: Ф.Шлегеля, О.Шпенглера, Ф.Ницше, А.И.Уайтхеда, Марселя Пруста, Умберто Эко и др.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является освоение мира.
Предмет исследования - художественно-эстетическое освоение мира.
Методологическая основа исследования.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения. Диссертационное исследование опирается на диалектический, конкретно-исторический и социокультурный методы научного анализа. Были изучены и в ходе работы учтены положения исследований в области философии истории, философии культуры, истории, социологии и социальной психологии.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение проблемы художественно-эстетического освоения мира.
В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:
- показать образное мышление как родовое свойство художественно-эстетического освоения мира;
рассмотреть характер как основополагающую категорию в художественно-эстетическом освоении мира;
11 исследовать эмпиризм как вид художественно-эстетического освоения мира;
- произвести анализ основных исторических способов художественно-эстетического освоения мира;
-изучить основные социофилософские концепции художественно-эстетического освоения мира.
Научная новизна диссертационной работы
Установлено, что образное мышление является родовым свойством художественно-эстетического освоения мира. В акте художественного творчества используются представления, детерминируемые в человеческое сознание внешним миром. Образное мышление как вид чувственно-интеллектуальной деятельности человека отражает составные части целого - действительности. Художественно-эстетическое освоение мира обладает известностью самостоятельного по отношению к действительности и одновременно зависит от нее.
Выявлено, что характер - основополагающая и постоянно развивающаяся категория в художественно-эстетическом освоении мира. Категория характера меняет свое положение в зависимости от конкретных исторических условий, творческого метода, каким пользуются художники, и степени постижения литературой и искусством сущности человека. Индивидуализация характера в художественно-эстетическом освоении мира -не только функция определенной ситуации, но и персонализированное явление.
3. Установлено, что эмпиризм описания, как вид художественно-
эстетического освоения мира - наиболее значимая особенность
художественных произведений ранних реалистов. Эмпиризм в описании
действительности соединился с весьма отчетливой идеализирующей героя
тенденцией. Источником этой тенденции выступает категория свободы,
12 которая опирается на просветительскую философию XVIII века и философские дискурсы XIX - XX веков.
Доказано, что символизм, романтизм и реализм выступают основными историческими способами художественно-эстетического освоения мира. Символизм, романтизм и реализм как способы художественно-эстетического освоения мира включают в себя образное мышление, индивидуализацию характера и эмпиризм в описании действительности. В зависимости от доминирования той или иной составляющей утверждается определенный способ художественно-эстетического освоения мира.
Установлено, что символизм основан на ассоциативности художественных средств и ирреальном представлении о мире и действующих в живой истории силах. Сменившее античную литературу христианское искусство было принципиально символичным. Символизм - это эстетическое обоснование христианского литературного и художественного творчества.
Выявлено, что романтизм открывает необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Романтизм - это напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному.
Установлено, что реализм изображает жизнь человека в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов. Реализм - это содержательное изображение мира, человеческих помыслов и чувств.
8. Показано, что содержание и характерные черты основных
социофилософских концепций художественно-эстетического освоения мира
наиболее значимо выражены в творчестве крупнейших философов и
писателей XIX и XX вв. В произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,
Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Н. Уайтхеда и Марселя Пруста принципиально
отрицается нормативность в художественно-эстетическом освоении мира,
13 доминирует синтез искусства, философии, религии и эстетики и подчеркивается музыкальное и живописное начало в художественном творчестве.
Практическая значимость диссертационной работы.
Материалы диссертационной работы могут быть применены для дальнейшего изучения основных закономерностей развития отечественной социальной мысли. Полученные выводы позволяют объективно исследовать социальную реальность как проблему и предмет отечественной социальной философии. Анализ социальной реальности как предмета исторического познания, предпринятый в диссертации, уточняет сущность и содержание данного понятия, создает определенную основу для усвоения его мировоззренческой направленности.
Апробация работы.
Содержание и основные результаты исследования были изложены в выступлениях на ряде международных, республиканских и региональных научных конференций: на всероссийской научно-практической конференции «Русский вопрос: история и современность» (Омск, ноябрь 2005); на всероссийской научно-практической конференции «Бренное и вечное. Политические и социокультурные сценарии современного мира» (Нижний Новгород, октябрь 2005 г.); на межрегиональной научной конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Красноярск, 2005 г.); на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2006, 2007, 2008 г.г.); на межвузовской конференции «Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла» (Канск, апрель 2007 г.); на региональной конференции «Далевские чтения » (Канск, ноябрь 2008 г.).
Научные результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе (лекции, семинарские занятия) Сибирского федерального университета.
Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры философии Сибирского юридического института МВД России.
Структура и объем диссертационного исследования.
Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация включает в себя 138 страниц текста и состоит из введения, трех глав, объединяющих 11 параграфов, заключения и списка цитируемой и используемой литературы.